1905 год революция кровавое воскресенье. «Кровавое воскресенье

Как то быстро забылось, что толчком, ставшим основной причиной первой русской революции 1905 года явился расстрел 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге императорскими войсками мирной демонстрации рабочих, возглавляемой , названный впоследствии кровавым воскресеньем. В этой акции по распоряжению «демократичных» властей было расстреляно 96 и ранено 333 безоружных демонстранта, из которых затем умерло ещё 34 человека. Цифры позаимствованы из доклада директора Департамента полиции А. А. Лопухина министру внутренних дел А. Г. Булыгину о событиях того дня.

Когда произошел расстрел мирной демонстрации рабочих, был в эмиграции, социал-демократы вообще никак не влияли ни на ход, ни на результат происшедшего. Впоследствии коммунистическая история объявила Георгия Гапона провокатором и злодеем, хотя воспоминания современников и документы самого попа Гапона говорят о том, что в его поступках не было предательского или провокаторского умысла. Видно, не так сладко и богато жилось на Руси, если даже священники начали возглавлять революционные кружки и движения.

К тому же сам отец Георгий, движимый вначале добрыми чувствами, в дальнейшем, возгордился и возомнил себя неким мессией, возмечтал стать мужицким царем.

Конфликт, как часто это бывает, начался с банальности. В декабре 1904 года с Путиловского завода были уволены 4 рабочих – членов Гапоновского «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». При этом мастер заявил уволенным: «Идите в своё „Собрание“, оно вас поддержит и прокормит». Рабочие последовали оскорбительному «совету» мастера и обратились к Гапону. Проведенное по поручению отца Георгия расследование показало, что трое из четверых были уволены несправедливо и незаконно, а сам мастер относился предвзято по отношению к членам гапоновской организации.

Гапон вполне справедливо усмотрел в поступке мастера вызов, брошенный Собранию со стороны администрации завода. И если организация не защитит своих членов, она тем самым уронит авторитет среди членов собрания и других рабочих.

3 января началась забастовка Путиловского завода, которая постепенно охватила другие предприятия Санкт-Петербурга. В забастовке участвовали:

  • С трубочного завода Военного ведомства на Васильевском острове - 6 тысяч рабочих;
  • С Невского механического и судостроительного заводов - также 6 тысяч рабочих;
  • С Франко-русский завода, Невской ниточной, и Невской бумагопрядильной мануфактур — оставили работу по 2 тысячи рабочих;

Всего в забастовке участвовало более 120 предприятий общей численностью около 88 тысяч человек. Массовые забастовки тоже со своей стороны послужили причиной столь нелояльного отношения к шествию рабочих.

5 января Гапон вынес предложение обратиться к царю за помощью. В последующие дни он составил текст обращения, включавший экономические и несколько политических требований, основным из них был вовлечение народных представителей в учредительное собрание. На воскресенье 9 января был назначен крестный ход к царю.

Большевики пытались воспользоваться сложившейся ситуацией и вовлечь рабочих в революционное движение. В отделы гапоновского Собрания приходили студенты и агитаторы, разбрасывали листовки, пытались выступать с речами, однако рабочие массы шли за Гапоном, и не хотели слушать социал-демократов. По признанию одного из большевиков, Д.Д. Гиммера Гапон дал мат социал-демократам.

Коммунистическая история много лет умалчивала об одном событии, казусном, однако повлиявшем на последующий итог воскресного дня. Возможно, посчитали его незначительным или, что вероятнее всего, замалчивание этого факта¸ позволяло выставить царское правительство кровожадными монстрами. Шестого января состоялось на Неве Крещенское водосвятие. В мероприятии принимал участие сам Николай 2. Одно из артиллерийских орудий выстрелило в сторону царской палатки. Это орудие, предназначавшееся для учебных стрельбищ, оказалось заряженным боевым снарядом, разорвавшимся почти рядом с палаткой. Оно произвело ряд других повреждений. Были выбиты 4 стекла во дворце и ранен городовой, по случайному совпадению - однофамилец императора.

Потом, в ходе расследования выяснилось, что выстрел этот был случайным, произведенным по чьей-то халатности и недосмотру. Однако он не на шутку напугал царя, и тот спешно уехал в Царское село. Все были убеждены, что была совершена попытка теракта.

Отец Георгий предполагал возможность столкновений демонстрантов с полицией, и, желая избежать их, написал 2 письма: царю и министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому.

В письме к Его Императорскому Величеству отец Георгий писал:

Священник призывал Николая 2 выйти к народу «с мужественным сердцем», извещал, что рабочие гарантируют его безопасность «ценой своей собственной жизни».

В своей книге Гапон вспоминал, с каким трудом у него получилось убедить лидеров рабочих дать императору эту гарантию: рабочие полагали, что если с царём что-то произойдет, они будут обязаны расстаться с жизнью. Письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. В письме к Святополк-Мирскому, составленном в таких же примерно словах, священник просил министра немедленно сообщить царю о готовящемся мероприятии и ознакомить того с петицией рабочих. Известно, что министр получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было.

Обращаясь к рабочим, Гапон говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит, любит, а если нет - то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…»

Утром 9-го января рабочие в праздничных одеждах собирались на окраинах, чтобы колоннами двинуться к дворцовой площади. Люди были настроены мирно, вышли с иконами, портретами царя и хоругвями. В колоннах были женщины. В шествии приняло участие 140 тысяч человек.

Не только рабочие готовились к крестному ходу, но и царское правительство. К Петербургу были стянуты войска и полицейские подразделения. Город был поделен на 8 частей. На подавление народных волнений было вовлечено 40 тысяч военных и полицейских. Началось кровавое воскресенье.

Итоги дня

В этот тяжелый день орудийные залпы прогремели на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, рядом с Троицким мостом и в других частях города. По сведениям военных рапортов и полицейских докладов, стрельбу применяли там, где рабочие отказывались разойтись. Военные давали сначала предупредительный залп в воздух, и когда толпа приближалась ближе заданного расстояния, открывали огонь на поражение. В этот день погибли 2 полицейских, из военных - ни одного. Гапон был уведен с площади эсером Руттенбергом (тем самым, на которого впоследствии будет возложена ответственность за смерть Гапона) на квартиру Максима Горького.

Количество убитых и раненых в разных сводках, и документах разнится.

Не все родственники нашли тела своих родных в больницах, что дало основание для слухов о том, что полиция занижает сведения о погибших, которых захоронили тайно в общих могилах.

Можно предположить, что если бы Николай II оказался бы во дворце, и вышел бы к народу, или выслал бы (на худой конец) доверенное лицо, если бы он выслушал делегатов от народа, то и революции никакой вообще могло не быть. Но царь и его министры предпочли держаться подальше от народа, выставив против него вооруженных до зубов жандармов и солдат. Тем самым, Николай 2 настроил народ против себя и обеспечил карт-бланш большевикам. События кровавого воскресенья принято считать началом революции.

Вот запись из дневника императора:

Гапон тяжело перереживал расстрел рабочих. По воспоминаниям одного из очевидцев, он долгое время сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял «Клянусь… Клянусь…». Немного отойдя от шока, он взял бумагу и написал послание рабочим.

Как-то мало верится в то, что окажись батюшка в одном подвале с Николаем 2, и будь у него в руках оружие, то он стал бы читать проповеди о христианской любви и всепрощении, после всего случившегося в тот роковой день. Он бы взял в руки это оружие и пристрелил бы царя.

В этот день с обращением к народу и интеллигенции выступил и Горький. Конечным итогом этого кровавого воскресенья явилось начало первой русской революции.

Стачечное движение набирало обороты, бастовали не только фабрики и заводы, но и армия, и флот. Большевики не могли оставаться в стороне, и Ленин в ноябре 1905 года нелегально, по подложному паспорту вернулся в Россию.

После случившегося в кровавое воскресенье 9 января Святополк-Мирский был снят с занимаемой должности и на пост министра внутренних дел был назначен Булыгин. Появилась должность генерал-гу6ернатор Санкт-Петербурга, на которую царь назначил Д.Ф. Трепова.

29 февраля Николаем II была создана комиссия, которая была призвана установить причины недовольства Петербургских рабочих. Было объявлено о неприемлемости политических требований. Однако деятельность комиссии оказалась непродуктивной, поскольку рабочие выдвигали требования, носившие политический характер:

  • Открытость заседаний комиссии,
  • Освобождение арестованных;
  • Свобода печати;
  • Восстановление 11 закрытых гапоновских групп.

Волна забастовок прокатилась по всей России, и затронула национальные окраины.

Предвестником Красного воскресенья стал так называемый Путиловский инцидент, когда работники Путиловского завода воспротивились действиям мастера Тетявкина, несправедливо увольнявшего людей. Этот небольшой конфликт привёл к колоссальным последствиям: 3 января на Путиловском заводе началась забастовка, к которой присоединились и работники других предприятий.

Один из членов рабочего движения пишет: «Когда требование о возвращении их [работников] не было удовлетворено, завод стал сразу, очень дружно. Стачка носит вполне выдержанный характер: рабочие отрядили несколько человек охранять машины и прочее имущество от какой-нибудь возможной порчи со стороны менее сознательных. Затем ими была отряжена депутация на другие заводы с сообщением своих требований и предложением примкнуть».

Протестующие рабочие у ворот Путиловского завода

«Мы решили распространить стачку на Франко-русский судостроительный и Семянниковский заводы, на которых насчитывалось 14 тыс. рабочих. Я избрал именно эти заводы, потому что знал, что как раз в это время они выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны», — скажет впоследствии лидер восстания рабочих Георгий Гапон.

Протестующие составили рабочую петицию, в которой изложили свои требования. Её они намеревались «всем миром» вручить царю. Основными требованиями петиции было создание народного представительства в форме Учредительного собрания, свобода печати и равенство всех перед законом.

«Надо сказать, что ни у Гапона, ни у руководящей группы не было веры в то, что царь примет рабочих и что даже их пустят дойти до площади. Все хорошо знали, что рабочих расстреляют, а потому, может быть, мы брали на свою душу большой грех», — вспоминал один из лидеров российского рабочего движения Алексей Карелин.


Солдаты у Нарвских ворот утром 9 декабря

«Сегодня какое-то тяжелое настроение, чувствуется, что мы накануне ужасных событий. По рассказам, цель рабочих в эту минуту — испортить водопровод и электричество, оставить город без воды и света и начать поджоги», — записала 8 января в своём дневнике супруга генерала Александра Богданович.

Начальник петербургского охранного отделения Александр Герасимов вспоминал: «До позднего вечера в окружении Государя не знали, как поступить. Мне передавали, что Государь хотел выйти к рабочим, но этому решительно воспротивились его родственники во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. По их настоянию Царь не поехал в Петербург из Царского Села, предоставив распоряжаться Великому князю Владимиру Александровичу, который тогда был командующим войсками Петербургского военного округа. Именно Владимир Александрович руководил действиями войск в день красного воскресенья».

Ранним утром 9 января, в 6:30, из Колпина двинулись по направлению к Петербургу работники Ижорского завода, которым предстоял самый долгий путь. К ним постепенно присоединялись и коллективы других предприятий. По некоторым оценкам, толпа достигала численности в 50 тысяч человек. В руках у протестующих рабочих были хоругви, иконы и царские портреты. Военные перегородили путь манифестантам у Нарвских ворот. Там-то и началась первая стычка, которая переросла в бои по всему городу.


Дворцовая площади 9 января 1905 года

В своей книге «Записки о прошлом» очевидец событий «Кровавого воскресенья», полковник Е. А. Никольский рассказывает: «На Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин. Подождав, чтобы их собралось больше, полковник Риман, стоя в центре роты, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом, скомандовал: «Прямо по толпам стрельба залпами!» Раздались залпы, которые были повторены несколько раз. Начался беспорядочный беглый огонь, и многие, успевшие отбежать шагов на триста-четыреста, падали под выстрелами. Я подошел поближе к Риману и стал на него смотреть долго, внимательно — его лицо и взгляд его глаз показались мне как у сумасшедшего. Лицо все передергивалось в нервной судороге, мгновение, казалось, — он смеется, мгновение — плачет. Глаза смотрели перед собою, и было видно, что они ничего не видят».

«Последние дни настали. Брат поднялся на брата… Царь отдал приказ стрелять по иконам», — писал поэт Максимилиан Волошин.


Корреспондент английской газеты Daily Telegrph Диллон описывает в своём материале разговор с одним из придворных, который состоялся в день «Кровавого воскресенья». Англичанин спросил, почему войска убивают безоружных рабочих и студентов. Придворный ответил: «Потому что гражданские законы отменены и действуют законы военные. Прошлой ночью его величество решил отстранить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории Французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадет в те ошибки, в которых были повинны многие приближенные Людовика XVI; он не обнаружит слабости. Он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей. Что бы ни случилось, он будет укрощать мятежный дух толпы. даже если бы ему пришлось для этого послать против населения все войска, которыми он располагает».


Стрельба у Генерального штаба. Кадр из фильма

Николай II, согласно его собственному дневнику, отсутствовал в столице и о произошедшей трагедии узнал лишь после. Однако на следующий день он сразу же принял меры, отправив в отставку градоначальника Ивана Фуллона и министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского.

«Мы обвиняем министра внутренних дел Святополка-Мирского в предумышленном, не вызванном положением дела и бессмысленном убийстве множества русских граждан», — указал Максим Горький в заявлении, которое у него изъяла полиция.



Кавалеристы задерживают шествие

Начальник департамента полиции Лопухин после произошедшего сообщал: «Наэлектризованные агитацией толпы рабочих, не поддаваясь воздействию обычных общеполицейских мер и даже атакам кавалерии, упорно стремились к Зимнему дворцу, а затем, раздраженные сопротивлением, стали нападать на воинские части. Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружием».

Спустя 10 дней с момента «Кровавого воскресенья» Николай II принял депутацию рабочих. Им он заявил: «Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против меня и моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага».

Этот день в истории: 1905 год - «Кровавое воскресенье»

9 (22) января 1905 г., Санкт-Петербург — произошли события известные как «Кровавое воскресенье» или «Красное воскресенье» - разгон шествия рабочих к Зимнему дворцу, имевшего целью вручение государю коллективную Петицию о рабочих нуждах.

С чего все началось

Начиналось все с того, что в конце декабря 1904 г. на Путиловском заводе уволили 4-х рабочих. Завод выполнял важный оборонный заказ - делал железнодорожный транспортер для транспортировки подлодок. Русские подводные лодки могли изменить ход морской войны в нашу пользу, и для этого их необходимо было через всю страну доставить на Дальний Восток. Без заказанного Путиловскому заводу транспортера сделать это было нельзя.

Троих уволили за реальные прогулы, и только в отношении одного человека в действительности была допущена несправедливость. Но этот повод был с радостью подхвачен революционерами, и они принялись нагнетать страсти. Следует заметить, что на Путиловском работал (начальником инструментальной мастерской) и эсер П.Рутенберг, который входил в ближайшее окружение Г.Гапона.

К 3 января 1905 г. рядовой трудовой конфликт перерос в общезаводскую забастовку. Потом заводскому руководству были вручены требования. Но в рабочей петиции говорилось не столько о восстановлении на работе своих товарищей, сколько о широком списке экономических и политических требований, выполнить которые администрация не могла по вполне понятным причинам. В мгновение ока в знак солидарности забастовал почти весь Питер. В сводках полиции было сказано об активном участии в распространении бунта японских и английских спецслужб.

Подробности провокации

Идею идти с петицией к Царю подал священник Георгий Гапон и его окружение 6 января 1905 г. Однако рабочих, которых приглашали идти к Царю за помощью, знакомили лишь с чисто экономическими требованиями. Гапоновские провокаторы даже стали распространять слух, что Николай II сам хочет встретиться со своим народом. Схема провокации была такой: революционные агитаторы якобы от имени Царя передавали рабочим следующее: «Я, Царь Божией милостью, бессилен справиться с чиновниками и барами, хочу помочь народу, а дворяне не дают. Подымайтесь, православные, помогите мне, Царю, одолеть моих и ваших врагов».

Об этом рассказывали многие очевидцы (к примеру, большевичка Субботина). Сотни революционных провокаторов ходили среди народа, приглашая людей прийти на Дворцовую площадь к двум часам дня 9 января, заявляя, что там их будет ждать Царь. Как известно, рабочие стали готовиться к этому дню как к празднику: гладили лучшую одежду, многие собирались взять с собой детей. В представлении большинства это был своего рода крестный ход к Царю, тем более что его пообещал возглавить священник.

О событиях между 6 и 9 января известно что: Утром 7 января министр юстиции Н.В.Муравьев предпринял попытку вступить в переговоры с находившимся к тому времени уже в подполье Гапоном, который, по убеждению знавшего его уже не один год петербургского градоначальника генерала И.А.Фуллона, мог внести успокоение в ряды забастовщиков. Переговоры состоялись днем в Министерстве юстиции. Ультимативный характер радикальных политических требований гапоновской петиции сделал бессмысленным продолжение переговоров, но, выполняя взятое на себя во время переговоров обязательство, Муравьев не отдал распоряжение о немедленном аресте священника.

Вечером 7 января у министра внутренних дел Святополк-Мирского состоялось совещание, в котором принимали участие министр юстиции Муравьев, министр финансов Коковцов, товарищ министра внутренних дел, шеф корпуса жандармов генерал Рыдзевский, директор Департамента полиции Лопухин, командир гвардейского корпуса генерал Васильчиков, Петербургский градоначальник генерал Фуллон. После сообщения министра юстиции о неудачных переговорах с Гапоном на совещании рассматривался вопрос о возможности ареста последнего.

Но «во избежание дальнейшего обострения положения в городе решили воздержаться от выдачи ордера на арест священника».

Утром 8 января Гапон составил письмо министру внутренних дел, которое было передано одним из его сподвижников в министерство. В этом письме священник заявлял: «Рабочие и жители Петербурга разных сословий желают и должны видеть Царя 9 января, в воскресенье, в 2 часа дня на Дворцовой площади, чтобы ему выразить непосредственно свои нужды и нужды всего русского народа. Царю нечего бояться. Я, как представитель “Собрания русских фабрично-заводских рабочих” города Санкт-Петербурга, мои сотрудники товарищи-рабочие, даже так называемые революционные группы различных направлений гарантируем неприкосновенность его личности… Ваш долг перед Царем и всем русским народом немедля, сегодня же, довести до сведения Его Императорского Величества как все вышесказанное, так и приложенную здесь нашу петицию».

Письмо аналогичного содержания Гапон направил императору. Но, в связи с арестом рабочего, доставлявшего письмо в Царское Село, оно не было получено царем. В этот день количество бастовавших рабочих достигло 120 000 человек, и забастовка в столице становилась всеобщей.

Вечером 8 января приехавший из Царского Села министр Императорского Двора барон Фредерикс передал Святополк-Мирскому Высочайшее повеление об объявлении в Петербурге военного положения. В скором времени Святополк-Мирским было созвано совещание. Ни у кого из присутствующих не было и мысли о том, что придется останавливать движение рабочих силой, и еще менее о том, что может произойти кровопролитие. Тем не менее на совещании приняли решение об аресте священника.

Георгий Гапон и И. А. Фуллон в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих»

Генерал Рыдзевский подписал распоряжение Санкт-Петербургскому градоначальнику Фуллону о немедленном аресте Гапона и 19-ти его ближайших сподвижников. Но Фуллон счел, что «эти аресты не могут быть выполнены, т. к. для этого потребуется слишком значительное количество чинов полиции, которых он не может отвлечь от охраны порядка, и т. к. аресты эти не могут не быть сопряжены с откровенным сопротивлением».

После совещания Святополк-Мирский отправился с докладом о положении в Петербурге к царю - этот доклад, ставивший своей целью добиться от императора отмены военного положения в столице, носил успокоительный характер и не давал представлений об остроте и сложности положения в Петербурге накануне беспрецедентного по масштабу и радикальности политических требований массового выступления рабочих. Императора также не поставили в известность о намерениях военно-полицейских властей столицы на предстоящий день. По всем этим причинам 8 января 1905 г. было принято решение - царю не ехать завтра в столицу, оставаться в Царском Селе (он постоянно жил там, а не в Зимнем дворце).

Отмена государем военного положения в столице отнюдь не означала отмену им распоряжения об аресте Георгия Гапона и его главных сподвижников по организации всеобщей забастовки. Потому, исполняя поручение министра Императорского Двора Фредерикса, начальник его канцелярии генерал Мосолов в ночь на 9 января позвонил товарищу министра внутренних дел Рыдзевскому для получения информации по этому поводу.

«Я спросил его, арестован ли Гапон, - вспоминал позднее генерал Мосолов, - он ответил мне, что нет, ввиду того, что он засел в одном из домов рабочего квартала и для ареста пришлось бы принести в жертву не менее 10-ти человек полиции. Решили арестовать его на следующее утро, при его выступлении. Услышав, вероятно, в моем голосе несогласие с его мнением, он мне сказал: “Что же, ты хочешь, чтобы я взял на свою совесть 10 человеческих жертв из-за этого поганого попа?” На что мой ответ был, что я бы на его месте взял бы на свою совесть и все 100, т. к. завтрашний день, по моему мнению, грозит гораздо большими человеческими жертвами, что и в действительности, к сожалению, оказалось…»

Императорский штандарт над Зимним дворцом 9 января был приспущен, как это делали всегда в отсутствие императора в Зимнем. Кроме этого, и сам Гапон, и другие руководители рабочих организаций (не говоря уже об эсерах из ближайшего окружения Гапона) знали, что свод законов Российской империи предусматривал подачу петиций царю разными способами, но никак не во время массовых демонстраций.

Тем не менее возможно предположить, что мог бы приехать в Петербург и выйти к людям, если бы не 4 обстоятельства:

За некоторое время до описанных событий полиция смогла выяснить, что в ближайшем окружении Гапона появились эсеры-террористы. Напомню, что Устав Союза фабрично-заводских рабочих запрещал вхождение в него социалистов и революционеров, и до 1905 года Гапон (и сами рабочие) строго соблюдали этот Устав.

Закон Российской империи не предусматривал подачу петиций царю во время массовых демонстраций, тем более - петиций с политическими требованиями.

В эти дни началось следствие по поводу событий 6 января, и одной из основных версий являлась попытка покушения на Николая II.

Почти с самого утра в некоторых колоннах демонстрантов начались беспорядки, которые были спровоцированы эсерами (к примеру, на Васильевском острове, еще до стрельбы в других районах).

То есть, если бы в рядах демонстрантов Союза фабрично-заводских рабочих не было эсеров-провокаторов, если бы демонстрация проходила мирно, то приблизительно к полудню императору могли доложить о сугубо мирном характере демонстрации, и тогда он мог бы отдать соответствующие распоряжения о допущении демонстрантов на Дворцовую площадь и назначить своих представителей для встречи с ними, или сам выехать в Петербург, в Зимний дворец, и встретиться с представителями рабочих.

При условии, конечно, если бы не было других трех обстоятельств.

Если бы не эти обстоятельства, государь мог бы во второй половине дня приехать в столицу; мирные демонстранты могли быть допущены на Дворцовую площадь; Гапон и несколько представителей рабочих могли быть приглашены в Зимний дворец. Вероятно, что после переговоров царь вышел бы к народу и объявил бы о принятии некоторых решений в пользу рабочих. И уж во всяком случае, если бы не эти 4 обстоятельства, то с Гапоном и рабочими встретились бы назначенные Государем представители из правительства. Но события после 6 января (после первых призывов Гапона к рабочим) развивались настолько стремительно и были организованы стоявшими за спиной Гапона эсерами до такой степени провокационно, что власти не успели ни толком их понять, ни правильно на них отреагировать.

Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода, январь 1905 г.

Итак, на встречу с государем готовы были выйти тысячи людей. Отменить демонстрацию было невозможно - газеты не выходили. И вплоть до позднего вечера накануне 9 января сотни агитаторов ходили по рабочим районам, возбуждая людей, приглашая на Дворцовую площадь, вновь и вновь заявляя, что встрече препятствуют эксплуататоры и чиновники.

Петербургские власти, собравшиеся вечером 8 января на совещание, понимая, что остановить рабочих уже нельзя, решили не допустить их в самый центр города. Основная задача была в том, чтобы предотвратить беспорядки, неизбежную давку и гибель людей в результате стекания огромных масс с 4-х сторон на узком пространстве Невского проспекта и к Дворцовой площади, среди набережных и каналов. Стремясь предотвратить трагедию, власти выпустили объявление, запрещающее шествие 9 января и предупреждающее об опасности. Революционеры срывали со стен домов листы с текстом этого объявления и снова повторяли людям о «кознях» чиновников.

Очевидно, что Гапон, обманывая и государя, и народ, скрывал от них ту подрывную работу, которую вело его окружение. Он обещал императору неприкосновенность, но сам прекрасно знал, что так называемые революционеры, которых он пригласил для участия в шествии, выйдут с лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!», а в карманах их будут лежать револьверы. В конце концов, письмо священника носило недопустимо ультимативный характер - на таком языке разговаривать с государем русский человек не смел и, конечно, вряд ли одобрил бы это послание - но, напомню, Гапон на митингах сообщал рабочим только часть петиции, где заключались только экономические требования.

Гапон и преступные силы, бывшие за его спиной, готовились убить самого царя. Поздней, уже после описываемых событий, священика спросили в узком кругу единомышленников:

Ну, отче Георгий, теперь мы одни и бояться, что сор из избы вынесут, нечего, да и дело-то прошлое. Вы знаете, как много говорили о событии 9 января и как часто можно было слышать суждение, что прими царь депутацию честь-честью, выслушай депутатов ласково, все обошлось бы по-хорошему. Ну, как вы полагаете, о. Георгий, что было бы, если бы царь вышел к народу?

Абсолютно неожиданно, но искренним тоном поп ответил:

Убили бы в полминут, полсекунд.

Начальник Петербургского охранного отделения А.В.Герасимов также описывал в своих воспоминаниях, что существовал план убить Николая II, о котором ему рассказал Гапон во время разговора с ним и Рачковским: «Неожиданно я его спросил, верно ли, что 9 января был план застрелить императора при выходе его к народу. Гапон ответил: «Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позднее. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…».

Представители революционных партий распределялись между отдельными колоннами рабочих (их было одиннадцать - по числу отделений гапоновской организации). Эсеровские боевики готовили оружие. Большевики сколачивали отряды, каждый из которых состоял из знаменосца, агитатора и ядра, их защищавшего (т. е., фактически, из боевиков). Все члены РСДРП обязаны были быть к шести часам утра у пунктов сбора. Готовились знамена и транспаранты: «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!», «К оружию, товарищи!».

9 января 1905 г. — начало Кровавого Воскресенья

9 января с раннего утра рабочие начали собираться на сборных пунктах. Перед началом шествия в часовне Путиловского завода отслужен молебен о здравии царя. Шествие имело все черты крестного хода. В первых рядах несли иконы, хоругви и царские портреты. Но с самого начала, еще задолго до первых выстрелов, в другом конце города, на Васильевском острове (а также в некоторых других местах), группы близких к эсерам рабочих во главе с революционными провокаторами сооружали баррикады из телеграфных столбов, водружали на них красные флаги.

В отдельных колонах было несколько десятков тысяч человек. Эта огромная масса фатально двигалась к центру и чем ближе подходила к нему, тем больше подвергалась агитации революционных провокаторов. Еще не прозвучало ни одного выстрела, а какие-то люди распускали самые невероятные слухи о массовых расстрелах. Попытки властей призвать шествие к порядку получали отпор специально организованных групп.

Начальник департамента полиции Лопухин, который, кстати сказать, симпатизировал социалистам, написал об этих событиях так: «Наэлектризованные агитацией, толпы рабочих, не поддаваясь воздействию обычных общеполицейских мер и даже атакам кавалерии, упорно стремились к Зимнему дворцу, а потом, раздраженные сопротивлением, начали нападать на воинские части. Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружием».

Шествие от Нарвской заставы возглавлял сам Гапон, который все время выкрикивал: «Если нам будет отказано, то у нас нет больше Царя». Колонна подошла к Обводному каналу, где путь ей был прегражден рядами солдат. Офицеры предлагали все сильней напиравшей толпе остановиться, но она не подчинялась. Были произведены первые залпы, холостые. Толпа готова была уже вернуться, но Гапон и его помощники шли вперед увлекая за собой толпу. Раздались боевые выстрелы.

Приблизительно так же разворачивались события и в других местах - на Выборгской стороне, на Васильевском острове, на Шлиссельбургском тракте. Начали появляться красные знамена, революционные лозунги. Часть толпы, возбужденная подготовленными боевиками, разбивала оружейные магазины, возводила баррикады. На Васильевском острове толпа, руководимая большевиком Л.Д.Давыдовым, захватила оружейную мастерскую Шаффа. «В Кирпичном переулке, - позднее докладывал государю Лопухин, - толпа напала на двух городовых, один из них был избит. На Морской улице нанесли побои генерал-майору Эльриху, на Гороховой улице нанесли побои одному капитану и был задержан фельдъегерь, причем его мотор был изломан. Проезжавшего на извозчике юнкера Николаевского кавалерийского училища толпа стащила с саней, переломила шашку, которой он защищался, и нанесла ему побои и раны…».

Последствия Кровавого Воскресенья

Всего 9 января 1905 г. было убито 96 человек (в том числе околоточный надзиратель), а ранено - до 333 человек, из коих умерло до 27 января еще 34 человека (в том числе один помощник пристава). Итак, всего убили 130 человек и около 300 ранили. Такие последствия имела заранее спланированная акция революционеров.

Надо думать, многие из участников той демонстрации со временем разобрались в сути провокации Гапона и эсеров. Так, известно письмо рабочего Андрея Ивановича Агапова (участника событий 9 января) в газету «Новое время» (в августе 1905 г.), в котором он, обращаясь к зачинщикам провокации, написал:

…Вы обманули нас и сделали рабочих, верноподданных Царя - бунтовщиками. Вы подвели нас под пули преднамеренно, вы знали, что это будет. Вы знали, что написано в петиции якобы от нашего имени изменником Гапоном и его бандой. А мы не знали, а если бы знали, то не только никуда бы не пошли, но разорвали бы вас в клочья вместе с Гапоном, своими руками.


1905 год, 19 января — в Александровском дворце в Царском Селе государь принял депутацию рабочих столичных и пригородных заводов и фабрик в составе 34 человек в сопровождении санкт-петербургского генерал-губернатора Д.Ф.Трепова, сказав им, в частности, следующее:
Я вызвал вас для того, чтобы вы могли лично от Меня услышать слово Мое и непосредственно передать его вашим товарищам. <…> Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое следует улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливыми и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах - преступно. <…> Я верю в честные чувства рабочих людей и непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. <…>.

Николай II и Императрица назначили из собственных средств 50 тысяч рублей для оказания помощи членам семей «убитых и раненых во время беспорядков 9-го сего января в С.-Петербурге».

Конечно, Кровавое Воскресенье 9 января, произвела на Царскую семью очень тяжелое впечатление. А революционеры разворачивают красный террор…

9.01.1905 (22.01). – Провокация "Кровавое воскресенье" – начало "первой русской революции"

Провокация "Кровавое воскресенье"

"Кровавое воскресенье" 9 января 1905 г. было спланированной провокацией и стало началом "первой русской революции", на разжигание которой, пользуясь , міровая закулиса бросила огромные деньги.

Организатор "мирного шествия" 9 января бывший священник (запрещенный в служении, а затем и лишенный сана) Гапон был связан и с охранным отделением (якобы для удержания требований рабочих в законопослушном русле) и с социалистами-революционерами (через некоего Пинхаса Рутенберга), то есть играл двойную роль. Призвав рабочих на мирную демонстрацию к Зимнему дворцу с петицией к , провокаторы готовили совсем не мирное столкновение с пролитием крови. Рабочим объявили о Крестном ходе, который, действительно, начался с молебна о здравии Царской Семьи. Однако в текст петиции без ведома рабочих были внесены требования прекращения войны с Японией, созыва , отделения Церкви от государства и «клятвы Царя перед народом» (!).

Накануне вечером, 8 января, Государь ознакомился с содержанием гапоновской петиции, фактически - революционного ультиматума с неосуществимыми экономическими и политическими требованиями (отмена налогов, освобождение всех осужденных террористов), и принял решение проигнорировать его как недопустимый по отношению к государственной власти. При этом министр внутренних дел князь П.Д. Святополк-Мирский успокоил Царя, заверив, что, по его данным, ничего опасного и серьезного не предвидится. Поэтому Царь не счел нужным приезжать из Царского Села столицу.

Гапон же прекрасно понимал, что готовит провокацию. Он заявил накануне на митинге: «Если... не пропустят, то мы силой прорвемся. Если войска будут в нас стрелять, мы будем обороняться. Часть войск перейдет на нашу сторону, и тогда мы устроим революцию. Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы... и наша возьмет» (отчет о демонстрации в "Искре" № 86)...

Уже после достигнутого кровопролития Гапон откровенничал в своих воспоминаниях:

«Я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно послал нескольких рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их. Затем я приказал принести из нашего отделения царский портрет, чтобы этим подчеркнуть миролюбивый и пристойный характер нашей процессии. Толпа выросла до громадных размеров... "Прямо идти к Нарвской заставе или окольными путями?" - спросили меня. "Прямо к заставе, мужайтесь, или смерть или свобода", - крикнул я. В ответ раздалось громовое "ура". Процессия двигалась под мощное пение "Спаси, Господи, люди Твоя", причем когда доходило до слов "Императору нашему Николаю Александровичу", то представители социалистических партий неизменно заменяли их словами "спаси Георгия Аполлоновича", а другие повторяли "смерть или свобода". Процессия шла сплошной массой. Впереди меня шли мои два телохранителя... По сторонам толпы бежали дети..., когда процессия двинулась, полиция не только не препятствовала нам, но сама без шапок шла вместе с нами... Два полицейских офицера, также без шапок, шли впереди нас, расчищая дорогу и направляя в сторону встречавшиеся экипажи» . Шествие шло к центру города несколькими колоннами с разных сторон, их общая численность достигала 200 тысяч человек.

В это же время в городе распространялись подстрекательские листовки, затем были повалены телефонные столбы и построены баррикады в нескольких местах, разгромлены две оружейных лавки и полицейский участок, предприняты попытки захватить тюрьму и телеграф. В ходе шествия были сделаны провокационные выстрелы в полицию из толпы. Войска, совершенно не подготовленные к противодействию таким массовым выступлениям городского населения, оказались вынужденными противостоять напору толп с разных сторон города и принимать решения на месте.

Все это нужно учесть, чтобы понять страх тех, кто приказал стрелять в наседавшую толпу (по официальным полицейским сводкам, за 9 и 10 января погибло 96 человек и более 333 ранено; окончательные цифры - 130 погибших и 299 человек раненых, в том числе полицейские и военные; БСЭ дает ложную цифру из тогдашней революционной листовки: "более тысячи убитых и свыше двух тысяч раненых"). Еще до кровавых событий выступил с речью на заседании Вольного Экономического общества, заявив: «Сегодня в России началась революция. дает на революцию 1000 рублей, Горький – 1500 рублей...». Однако план рухнул из-за того, что войска не перешли на сторону бунтовщиков. Кое-где и рабочие избивали агитаторов и устроителей баррикад с красными флагами: "Нам это ни к чему, это жиды воду мутят...".

Говоря о поспешном приказе испуганного начальства, приказавшего стрелять, следует также вспомнить, что атмосфера вокруг царского дворца была очень напряженной, ибо тремя днями ранее было совершено покушение на Государя. 6 января, во время крещенского водосвятия на Неве в Петропавловской крепости произвели салют, при котором одна из пушек выстрелила боевым зарядом в сторону Императора. Выстрел картечью пробил знамя Морского корпуса, поразил окна Зимнего дворца и тяжело ранил дежурившего жандармского пристава. Офицер, командовавший салютом, сразу же покончил с собой, поэтому причина выстрела осталась тайной. Сразу после этого Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, его не было в тот день в Петербурге, – однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым".

Между тем Государь, получив известие о происшедшем, записал в тот день в дневнике, несколько нарушив свой обычный сухой стиль конспекта текущих событий: «Тяжелый день! В СПб произошли серьезные безпорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!..».

Всем пострадавшим и семьям погибших по распоряжению Государя были выплачены пособия размером в полуторагодичный заработок квалифицированного рабочего. 18 января министр Святополк-Мирский был уволен в отставку. 19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя.

Однако революционеры-провокаторы своего добились, теперь оставалось муссировать страсти. В ту же ночь, 9 января, Гапон (он бежал с шествия при первых же выстрелах) опубликовал призыв к бунту, который, из-за пролитой крови и главным образом из-за подстрекательства большей части печати, во многих местах России вызвал волнения, длившиеся более двух лет. В октябре вся страна была парализована забастовкой, в , вызвавшее много жертв...

«Всего прискорбнее, что происшедшие безпорядки вызваны подкупами со стороны врагов России и всякого порядка общественного. Значительные средства присланы ими, дабы произвести у нас междоусобицу, дабы отвлеченьем рабочих от труда помешать своевременной посылке на Дальний Восток морских и сухопутных сил, затруднить снабжение действующей армии и тем навлечь на Росиию неисчислимые бедствия...».

Имя провокатора "Попа Гапона" стало нарицательным, а судьба его была незавидна. Сразу после провокации он скрылся за границу, но к осени вернулся в Россию с покаянием и, обеляя себя, стал печатно разоблачать революционеров. Начальник петербургского охранного отделения А.В. Герасимов описывает в своих воспоминаниях, что Гапон рассказал ему о плане убить Царя при выходе его к народу. Гапон ответил: "Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…".

28 марта 1906 г. Гапон был по решению ЦК партии эсеров казнён все тем же Рутенбергом в поселке Озерки. "Мавр сделал свое дело..." – и был убран для сокрытия следов провокации. Как сообщает еврейский источник, Рутенберг после этого «прошел в Италии в 1915 г. обряд возвращения в иудаизм с полагающимся ему бичеванием, сблизился с Жаботинским, затем с Вейцманом и Бен-Гурионом, участвовал в попытке организации Еврейского легиона... В 1922 г. навсегда переселился в Палестину».

Обсуждение: 68 комментариев

    скажите пожалуйсто в каком месяце закончалась кровавое воскресенье???

    Но, к сожалению, многие люди до сих пор пребывают в обмане и считают, что во всех бедах России был виновен Святой Царь и всегда ставят ему в вину Кровавое Воскресенье!
    Антону: э-э, Вы почему такие глупые вопросы задаёте, батенька?

    Отлично.А то живешь с мусором в голове,который
    туда еще в сов.школе насыпали.

    У меня вопрос
    Почему царя не было в городе? и почему заранее не арестовали негодяев-революционеров и разрешили шествии? Кто и где стрелял из толпы и сколько погибли полицйских и солдат?

    Эта статья поднимает больше вопросов чем даёт ответов..Что это за царь если не знает что у него творится в государстве.за какие заслуги Вы восхваляете сегодня царя? ведь убийство-тяжкий грех, будь оно исполненно царём(хоть и косвенно)или битцевским маньяком

    Спаси нас, Господи, от идиотов и антисемитов! Кстати, автор! Императора Николая II стали звать "кровавым" отнюдь не с 1905 года, а задолго до этого. Это прозвище наш последний царь получил после своей коронации в 1896, когда случилась массовая давка на Ходынке. Много народу передавилось.

    прошу отетить на мой отзыв,может я не прав?

    Ну, что правда матка глаза колит, а модератор???

    Правда нам глаза не колет. Только в вашем злобствовании правды нет. Мы можем поместить любые мнения, основанные на фактах, но не кощунства в отношении св. Государя. К сожалению, в рамках кратких откликов ваш мусор вымести невозможно. Предлагаем открыть дискуссию на нашем форуме - там вам ответят подробно. Здесь же ответим только на основной вопрос: почему Царь не предотвратил трагедию. Потому что никакой правитель не может "знать" и контролировать всё и вся. К тому же предвидеть и предупреждать все коварные действия злоумышленников, провокаторов и бесов, действующих тайно и без правил. Если бы это было возможно - был бы "рай на земле". Против православной России тогда была начата война всеми объединенными антирусскими силами всеми неожиданными провокационными методами. Когда это стало ясно - ответ этим силам по поручению Государя был дан Столыпиным. Но 9 января 1905 г. еще никто не мог знать, что готовится "первая революция". И нельзя винить Царя за то, что против него была жидами начата эта подлая война, включая сеяние клеветнического мусора в головы и народа, и интеллигенции. А лучших представителей правящего слоя и правоохранительных органов стали просто отстреливать - более 10 тысяч. И не всем удавалось найти замену...

    На вопрос, почему случилось Кровавое воскресенье, существует лишь один ответ:
    Каждый народ достоин своего правителя.
    Почему Ленин: см. выше.
    Почему Сталин: см. еще выше.
    И так далее.
    Если народ из крепостничества сам выходить не хочет, то никакой Гапон ему свободы не подарит.

    Еще раз: каждый народ достоин своего правителя.

    Я сейчас преподаю в школе. Как раз проходим эту тему, один Бог знает как тяжело! В учебниках, конечно, не так пишут!

    Грустно, что нынешние выблядки из большевиков подвывают злобным воплям жидов, до поноса ненавидящих все русское, православное и, разумеется, Царя нашего, святого мученика и страстотерпца. Мученик он, потому что от жидов убиен был, а страстотерпец - оттого, что и его соотечественники-русские не только не предотвратили это гнусное ритуальное преступление, но и поспособствовали ему. Как при свержении законной власти Помазанника Божия, так и ныне "кругом и ложь, и трусость и обман". Долг честных учителей - донести правду о нашем Государе, самом чистом и милостивом из всех государей российских.
    Андрею-11 могу сказать: да, достоин, и потому ныне у власти вместо Царя православного, как и после 1917-го - потомки тех же иуд и жидов. Потому-то ныне земля русская заселяется приблудными мигрантами, перекати-поле, и святые места, и могилы предков - в поношении.

    Статья - пример недобросовестной публицистики и не имеет отношения к истории. Почему-то Мультатули в данном случае не подписался, хотя текст очевидно его. Пишу так, хотя ничего общего с марксизмом и революционизмом не имею. Проблема в том, что большинство фактов этой статьи высосано автором из пальца, неслучайно и ссылок на источники нет. Петру Валентиновичу не мешало бы освоить хотя бы немного источниковедение. Переписать что-то из желтой газетки или сомнительного мемуара - это не значит установить какой-то факт. А то специалисты над ним смеяться будут. И никакие правильные православные убеждения ему не помогут.

    Благодарим за внимание. Мультатули не имеет никакого отношения к этой статье, она написана составителем календаря на основании различных источников (ж-л "Вече" и др.). А "историку Церкви" следовало бы указать на возможные погрешности (их никогда нельзя исключить, за исправления мы были бы благодарны) и подписать критику своим именем, чтобы мы могли судить о ее качестве. Пока что его бездоказательная реплика никакой ценности тут не имеет. И не имеет никакого отношения к истории.

    Прочел Ваши ссылки – благодарю. Ошибок не нашел, но кое-какие факты и цитаты добавил. Однако не могу согласиться с предлагаемой Вами "нравственной оценкой" Синодальной комиссии по канонизации святых МП, что "определенная доля ответственности за трагические события 9 января 1905 г. может быть возложена на Государя как с исторической, так и с нравственной точек зрения". Подобные провокации как раз и рассчитаны на создание "безнравственного" облика власти. И, к сожалению, Синодальная комиссия МП этому тоже в известной мере поддалась.

    спасибо но информация ложная

    Статья хорошая, а главное правдивая. Это я как историк говорю. Печально только что и сейчас есть люди, верящие советской трактовке.

    Очень больно и страшно,что всё ЭТО происходило в нашей России.До слёз обидно!!!Спасибо за статью,очень интересно и познавательно.

    Сие есть правда!!! А модеру - ПОЗОР за притеснение правды!!! ЗА ВЕЛИКУЮ РУСЬ!!!

    спасибо за правду. я знал что Государь не мог пролить невинной крови!

    Хотелось бы для подтверждения написанного увидеть воспоминания Гапона. Искал в инете не нашел. без подтверждений данную статью всерьез воспринимать нельзя.

    Ужас! неужели вы все верите в это? Неужели вы еще не поняли что РПЦ-это обычная секта вытаскивающия из нас деньги! Господа опомнитесь бога нет!

    Я с господином автором статьи полностью согласен в несомой им истине, но не в конкретной правде. Лучше статью переработать так, чтобы они совместились (в статье, например, говорится об отмене налогов вообще, в то время как рабочие просят отменить только косвенные).
    Оригинальный текст петиции петербургских рабочих:

    И я полностью согласен: требования невыполнимы! 8-часовой рабочий день? При низкой производительности труда – невозможно, хозяину же тоже кушать надо. Зарплата в 1 рубль в день? Чтоб по ресторанам шастать? Ни за что. И вообще, мне прапрадед рассказывал, что Путиловские рабочие шампанское ведрами пили. Нет, всё Государь правильно сделал, думал о сохранении в чистоте, углубленном аскетизме и благолепии тела народного!

    РПЦ- Русская Православная Церковь это не кучка ЧИНОВНИКОВ В РЯСАХ, а СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ХРИСТИАН, как ныне живущих, так и умерших.Из того, что вы сильно озлоблены на вороватость ряда чиновников в рясах отнюдь не следует что Бога нет! Наоборот, по грехам нашим Господь ПОПУСКАЕТ таких, с позволения сказать, "иерархов", чтобы нам углубившись в Истину, УЗРЕТЬ наконец В КОРЕНЬ наших бед...

    К сожалению, патриотическое движение сейчас кишит ГАПОНАМИ, что способствует разобщению на мелкие группы и "уклонению от маршрута" (воен.)

    Вот что писал поэт Константин Бальмонт:
    Но будет, - час расплаты ждёт.
    Кто начал царствовать - Ходынкой,
    Тот кончит - встав на эшафот.

    Вот когда похабника Рому Трахтенберга погребли (с раввином) на питерском ИУДЕЙСКОМ КЛАДБИЩЕ ИМЕНИ ЖЕРТВ 9-ГО ЯНВАРЯ, многие простаки из русских наконец-то задумались: странно, почему жертвы "Кровавого воскресенья" - сплошь иудеи? Как же они шли "с портретами царя и иконами", ежели...? Зато "историки Церкви", видимо, собираются упокоиться по соседству с Трахтенбергом!

    Вдогонку.
    Осенило: "историк Церкви" - это, никак, сам Георгий Митрофанов на сайт пожаловать изволили?! Залогиньтесь, батенька!

    Тут ещё разбираться надо что за агентура ЗАКУЛИСЫ, окопавшейся тогда почти у самого Престола, ОТМЕНИЛА все меры безопасности во время Коронации и внедрила в народную толпу КОЗЛОВ-ПРОВОКАТОРОВ, которые действовали также, как и 9 января.
    А господин Бальмонт был весьма далёк от того, чтобы ЗРИТЬ В КОРЕНЬ, ибо ненависть к Самодержцу затмевала его разум, как впрочем и другим его собратьям-интеллгентам...

    виновен Царь не мог он не знать о предстоящем расстреле рабочих людей

    Император не знал о расстреле рабочих. Его не было в Петербурге. Мой прадед служил в конном полку Николая Второго. Он прожил 92 года, умирая, в забытьи, "сражался" за Царя и Отечество в Русско-Японскую войну - у него были предсмертные видения и он снова видел себя молодым унтер-офицером на фронте. Когда 9 января вышестоящие офицеры отдали приказ стрелять в толпу - конный полк Николая Второго стрелял в воздух, потому что для них было очевидно, что это - измена и провокация, продуманная с целью очернить Царя в глазах России.

    Огромное спасибо что что Вы есть.Давно искал единомышленников.В условиях наростания опасности реанимации ленинизма оболванивание населения и лишение его исторических корней,только наше единство на основе Святой Православной Церкви и Русской Идеи может спасти и,я уверен, спасет наше Отечество. МЫ ВМЕСТЕ!

    Что особенно интересно, так это то, что первая кровь пролилась не со стороны рабочих, а со стороны солдат. Есть над чем задуматься!!!

    мы все-таки просыпаемся! и слава Господу!
    Николай II - помазанник Божий и искупитель России перед Господом! не было бы Его, не было бы и нас, России т.е.
    в Нем наше спасение, и в покаянии нашем за предательство своё Веры Православной и Царя-батюшки!
    и только он один по сей день законный Государь земли русской! (самовластье и самодержавие - разные вещи) он уже собирает свою рать из ходящих по земле нашей, в ком живет еще истинная любовь к Господу нашему и беззаветная преданность Вере Православной, чтобы прийти и навсегда установить власть Божию на земле русской и спасти нас от жидомасонского ига и экуменистской ериси!
    готовся, готовь свое сердце и душу! проснулся сам - помоги другому!
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Евангелие от Матфея 5,6; 5,10; 5,11-12)

    Наверное, резковато скажу, но безымянный автор имел бы огромный успех в комсомольское время - в совковом агитпропе. Данная агитка, с тщательным прописыванием слова "Государь" с большой буквы, с розовыми монархическими слюнями идеально подойдёт для борцов с жЫдами и любителей "царя-искупителя" - им факты не столь уж и важны. Не могу сказать, что это - сплошное враньё, нет, всё написано в лучших традициях совка: берём некий поверхностый факт и из него разворачиваем совершенно не соответствующую действительности картину. Приведу пример, чтобы понятнее было.

    В данной анонимной статье:

    "19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя"

    Так это было? Да, НО: не упомянуто о "маленькой" детали: этих 34 "депутатов" в принудительном порядке экстренно набрала полиция из числа, так сказать, "благонадёжных элементов" по составленным заранее спискам, и срочно свезла к императору, причём их обыскивали и запрещали даже общаться между собой.

    Есть разница, не так ли?

    "Начальник петербургского охранного отделения А.В. Герасимов описывает в своих воспоминаниях, что Гапон рассказал ему о плане убить Царя при выходе его к народу. Гапон ответил: "Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…"."

    Так? Да - НО опять "маленький нюанс": кроме Герасимова ни один источник (а их масса) этого не подтверждает, Герасимова же точно нельзя считать объективным источником.

    И так аноним, вобщем-то, написал весь свой текст: надёргано, расставлено и подано - как раз должным образом ангажированной публики. Но только не для тех, кому интересно как было на самом деле.

    А как же всё происходило на самом деле, Дмитрий? Вам, кажется, это доподлинно известно... Уж не скрывающийся ли вы от СМИ долгожитель, участник того самого "мирного" шествия? Раскройте нам тёмным глаза на происходящее. Автор поборник и ревнитель Православного Самодержавия имел бы огромный успех во времена богоборческой советской власти.. Это вы правы как никогда. Его несомненно наградили бы сразу сталинской премией и восторженно приняли бы на всех самых высоких уровнях и обеспечили бы ему все условия для мирного и безмятежного жития в советском концлагере. У вас Димитрий совмещается в голове несовместимое. Это тревожный сигнал.

    Я много интересовалась этой трагедией. На первый поверхностный взгляд для непытливых умов обвинение царя очевидно, и не многие разобрались в истине. Я благодарна автору статьи, потому что это и есть истина.

    Нашла,ценную информацию!Мой дед Гл.инженер Путиловского завода,был в той депутации.которую принял Царь 19 января 1905г.Точно знаю.что его тут же посадили и больше о нем ничего не знаем.Так как его жена Говорова Анна Константиновна моя бабушка.Звали его Сергей к сожалению не знаю даже отчества.Кто имеет хоть какую информацию,поделитесь!!!

    В отзывах ничего не нашла,по интересующему меня вопросу! Хочу добавить.У моего деда Говорова Сергея к тому времени было уже трое детей и четвертый-это моя мама Говорова Ольга Сергеевна родилась 24 июля 1905г. через пол года как ее мужа арестовали. И рожала бабушка не в Питере,а в Днепропетровске.У "Товарищей" по партии Социал Демократов.Полагаю,что дед пострадал по политической.Констатирую факты не для дискуссии.Историю не переделаешь!Просто хочу знать.Что с ним произошло?

    Николая 2 назвали "кровавым" вовсе не за 9 января 1905 года, а за день его коронации на Ходынском поле, когда при раздаче подарков в давке погибло более 3000 человек. Если в таких мелочах выдана ошибка, то можно ли верить всей информации???

    Никакой ошибки тут нет. Неважно, когда кто-то назвал первым. Важно - когда, почему и с какой целью этот ярлык прилепили и стали активно муссировать как революционный лозунг именно в связи с "Кровавым воскресеньем" - для оправдания и раскрутки революции. Если Вам это непонятно - то, пожалуйста, придержите свои поучения для более оправданных примеров моих ошибок. За их исправления я всегда благодарен.

    Большое спасибо за статью.Я знала,что "Кровавое воскресенье"-провокация,но не имела подтверждений этому,сомневалась.В наших учебниках не содержится подобная информация,учителя преподают в другом направлении.Когда я читала эту статью,мне было очень приятно,что хоть кто-то говорит правду,правду,вытравленную из сознания нашего народа за годы советского периода.Большое спасибо!

    Ну и что изменилось с тех пор в России? Ничего...

    Спасибо*)

    кровавое воскресенье это чистая провокация спасибо за статью

    "Кровавое воскресение" не есть единичное, вырванное из времени происшествие.
    По данным 4-й Государственной Думы, с 1901 по 1914 г.г. царские войска более 6 тысяч раз (практически каждый день) открывали огонь, в т. ч. и артиллерийский, по мирным митингам и демонстрациям рабочих, по сходкам и шествиям крестьян Число жертв превысило 180 тыс. чел. В тюрьмах и на каторге погибло ещё 40 тыс. чел.
    Очевидно одно: шествующие (9янв) не были вооружены.
    Естественно, что эту грандиозную демонстрацию-марш-религиозную процессию пытались использоваь в своих целях самые различные революционные и оппозиционные властям силы.

    У Вас выходит, что чуть ли не в каждой деревне царские войска стреляли артиллерией по крестьянским сходкам?.. Не превышает ли у Вас число жертв число участников сходок? Эти цифровые сведения о злобных царских войсках явно из той же кухни, что и "миллионы убитых" при Крещении Руси.

    Это не у нас "выходит". Это по данным Гос.Думы IV созыва.
    /IV Государственная дума. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Будучи одним из центров оппозиции Николаю II Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.../
    И не передёргивайте: "в том числе артиллерийский" не значит "только артиллерийский"
    Моё мнение: Царь очень много сделал, чтобы предотвратить революционную ломку устоев гоударства, но ход Истории не изменишь. Ломка назрела и она произошла.
    P.S. А устои всегда ломаются с кровью, будь то крещение (суть перекрещивание в иную веру) или смена строя.

    Ну да, в этой Госдуме собрались одни правдолюбцы, которые не клеветали на Царя и не готовили революцию... Поэьлму в "честность" указываемых ими 180 тыс. жертв "злобного царизма" нужно непременно верить, как же иначе...

    Я ничего не говорил "о злобных царских войсках" и о "злобном царизме" - это Ваши слова.
    По мне, что царь, что генсек... меня интерсуют факты.
    Впрочем, верующим важно верить, а не знать.

    Поп Гапон отстаивал права трудового народа, а значит он был против власти и против кормящейся при власти церкви.
    Большевикам не нужны были никакие защитники народа, кроме них самих.
    И те, и другие, и третьи, не сговариаясь, зачислили Гапона в провокаторы.
    Послушаешь некоторых - революция в России с попа Гапона началась!
    ........................
    Николаю II крупно не повезло - его царствование выпало на переломный момент истории. Фодализм в России сменялся диким и необузданным капитализмом приведшим страну к революции.

    бред, церковь не причислила бы кЦаря к лику святых если все произошло так, как пишут в учебниках по истории

    Странная святость царя, при котором держава рухнула.

    То что, не упомянута организация "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", которую и возглавлял Гапон очень странно. Между тем данная организация создана при участии чиновника департамента полиции Зубатова. Так что не надо все присывать эссерам. Полиция, очевидно, была в курсе. Я скоре поверю, что господа полицейски и иже и были авторами сей провокации. По одной из версий в феврале 1917 они тоже хотели задежали несколько поездов с хлебом в Петроград, спровоцировать беспорядки, и подавить их ради повышения зарплаты(Николай до этого отказался им повышать -война как никак). Так сказать продемонстрировать свою нужность. (похоже неправда?)
    А Гапон - судя по всему весьма противоречивая личность, решил надеялся, что кровопролития не будет. Но просчитался.
    Что касается казни Гапон, то тут неясно. К тому времени он опять начал общаться с чиновниками - сами же пишите. Все что мог выдать мог выдать. Так что никаких концов прятать необходимости не было.

    <<По одной из версий в феврале 1917 они тоже хотели задежали несколько поездов с хлебом в Петроград, спровоцировать беспорядки, и подавить их ради повышения зарплаты>>
    Вряд ли беспорядки надо было провоцировать.
    Отменённое, но сохранившееся крепостное право - земля-то осталась у помещиков; беспредел юного российского капитализма плюс война - ведущие народ к нищете... всё кипело, всё трещало, всё расползалось по швам.
    Опять же - сначала повышение, а потом подавление - сначала деньги, потом стулья! Да и знают все, что в войну зарплаты не повышают.

    Вот когда правда вскрывается,дожил.И еще многое от нас скрывают!

    Конечно! Царь "розовый и пушистый","царственный страстотерпец" согнал в город несколько десятков тысяч солдат и жандармов, надеясь, что они "вежливо" попросят доведенных до отчаяния рабочих убраться с улиц, а сам смылся в Царское. Дураку понятно, что в этой обстановке начнется стрельба! А потом у этого "святоши" хватило наглости "прощать" рабочих! Противно то, что теперь нам пытаются запудрить мозги рассказами о "добром"Государе и глупых рабочих, которые попали под тлетворное влияние неких враждебных России сил, стремящихся развалить ее изнутри! Что-то такое было у нас недавно, если напрячь память... Таким образом новый виток истории, которая сейчас активно переписывается, ничем не отличается от предыдущего. И мы опять наступим на те же грабли!

    Никто вам, дорогая, мозги не пудрит, они уже давно у вас зацементированы большевицкой пропагандой. Читайте больше, хотя возможно уже бесполезно. А отзываться о Государе, принявшем мучительную смерть,в таком тоне не допустимо и показывает вас не с лучшей стороны. Таким как вы Солженицын дал определение ОБРАЗОВАНЩИНА.

    Спасибо!Статья очень понравилась.Приятно что пишут правду.Эти школьные советские учебники читать невозможно и неприятно..Я единственная ученица читающая дополнительную информацию противоречащую абсурду в учебнике.Остальные- принимают "истину".И учительница активно пропагандирует коммунизм.

    Генерал-губернатор Трепов и метрополит Ювиналий сразу,по горячим следам,определили тех,кто организовал провокацию: оказалось,что это японцы,которым Россия только что проиграла войну(интересно,кто был виновен в этом поражении?наверно Ленин и Гапон вместе).Спросите,почему японцы? очень просто: Трепов еще ничего не знал,что через несколько лет появится другая сила- большевики.Поскольку писавший статью про японцев забыл,а про большевиков знает,что они собой представляли в конце 17г,он решил не мудрствовать и назвать провокаторами их...Проигнорировать выступление народа -это как игнорировать понос: не от большого ума..

    Царь все прекрасно знал,не мог не знать! И Кровавое воскресенье тоже на его совести... Сдержать такую толпу можно было только выстрелами,иначе они бы разнесли и сожгли Петербург. Сейчас царская семья причислина к Лику Святых страстотерпцев,но... Николай Второй и его семья были расстреляны так,же,как и рабочие в 1905году.. Т.е.,то зло вернулось к царю спустя 13лет. В феврале 1917 года царь отрекся от престола и России,чего делать помазаннику Божьему было немысленно! От Павла Первого тоже требовали отречения,но он пошёл на смерть,но отречения не подписал! Пусть Павла и считали чудаком,самодуром,истеричкой,но в трагический,смертельный для себя момент он остался верен престолу и России.

    Благодарю за правду. Слава великому Царю!

    да ребята. сейчас потеряли народа больше 12мил на выходе из союза было 160мил от всякой дурости; и ленина и жидов не было хватило русских властей а главное я не помню что в ссср ктото пытался нас щимить типа кавка все сидели культурна и народ русский не вымерал как мамонты.

    Игнорируя требования народа невозможно игнорировать законы классовой борьбы.

    Есть кое-где не состыковки и материал, по моему мнению, нуждается в доработке)

Кровавое воскресенье начиналось как мирный протест недовольных сталелитейщиков в Санкт-Петербурге. Разгневанные плохими условиями труда, экономическим спадом и продолжающейся войной с Японией, тысячи рабочих пошли к Зимнему дворцу, чтобы просить Николая II о реформе. Но царя в тот день во дворце не было, а запаниковавшие солдаты, не найдя другого решения, начали массовый расстрел бастующих людей.

В любой другой период такое происшествие могло напугать народ и надолго отбить желание к забастовкам, но не тогда. Авторитет царя падал, а недовольство сложившимся в стране режим возрастало. Впоследствии, именно события «Кровавого воскресенья» послужат толчком к началу всеобщих забастовок, крестьянских волнений, убийств и политической мобилизации, более известных как революция 1905 года.

Предпосылки

Экономический подъем 1900 г. вызвал всплеск промышленного роста, но практически никак не отразился на законодательстве труда. К началу ХХ века рабочий труд в России оценивался дешевле, чем во всех странах Европы (собственно, именно низкие зарплаты и привлекали иностранных инвесторов). Рабочие трудились в ужасных условиях: по 10,5 часов шесть дней в неделю, но были известны и случаи с 15-часовыми сменами. Не было выходных по праздникам, больничных и пенсий.

Гигиена и уровень безопасности также оставляли желать лучшего, несчастные случаи и травмы на производстве были обычным делом, а пострадавшим даже не выплачивали компенсацию, просто увольняя недееспособных сотрудников.

Владельцы фабрики часто облагали штрафами рабочих за опоздания, перерывы в туалет, разговоры и даже пение во время смены! Большинство рабочих жили в переполненных многоквартирных домах или ветхих сараях, принадлежащих их работодателям; в жилье такого типа, как правило, проживало чрезмерное количество людей, сами дома были старые, а удобства – отопление и канализация – работали с перебоями.

Недовольства таким отношением к труду, а также тот факт, что подавляющая часть производств находилась в городах, спровоцировали брожение революционных идей в рабочей среде. Неудовлетворенность рабочих условиями, в которых они трудились, неуклонно росла, но стала особенно острой в последние месяцы 1904 г. Этому немало способствовали тяжелая и кровопролитная война с Японией и экономический кризис.

Внешняя торговля падала, государственные доходы сокращались, вынуждая компании увольнять тысячи рабочих и еще больше ужесточать условия работы для тех, кто остался. Страна погрузилась в голод и нищету, чтобы хоть как-то выровнять доходы, предпринимателя увеличили цены на продовольствие на 50%, но повышать заработную плату рабочим отказывались.

Георгий Гапон

Неудивительно, что такие условия породили в стране волну беспорядков и инакомыслия. Пытаясь как-то изменить сложившийся режим, рабочие формировали «рабочие секции», деятельность которых, сперва ограничивающаяся дискуссиями, впоследствии переросла в акции забастовки.

Некоторые из таких забастовочных комитетов возглавлял Георгий Гапон, священник и уроженец Украины.

Гапон был красноречивым и убедительным оратором и примерным активистом. Сергей Зубатов – глава особого отдела департамента полиции, заметил выдающиеся ораторские способности Гапона, и предложил необычную должность. Зубатов был в курсе революционных движений, но выступал против политики отправлять всех несогласных на каторгу.

Вместо этого, он предложил Гапону возглавить революционное движение, тем самым управляя рабочими “изнутри”. Но надежды Зубатова не оправдались: Гапон, работая в тесном контакте с обнищавшими и голодающими рабочими, в конечном итоге принял их сторону.

В декабре 1904 года мастер А. Тетявкин без видимых на то причин уволил четырех рабочих – членов рабочей секции Гапона, спровоцировав волну негодования на заводе.

На собрании рабочих было решено “тихо и мирно” приостановить работу до тех пор, пока начальством не будут выполнены условия – увольнение Тетявкина и восстановление на заводе потерявших свои должности рабочих.

Директор Путиловского завода, убежденный в несостоятельности выдвигаемых против Тетявкина обвинений, потребовал прекратить забастовку, в противном случае угрожая уволить всех рабочих без исключения.

Вечером 4 января делегация из 40 рабочих разных цехов во главе с Гапоном пошла к директору со списком требований, в котором в числе прочих был 8-часовой рабочий день.

В тот же день к путиловцам примкнули рабочие Франко-русского механического завода, трудящие Невской ниточной, Невской бумагопрядильной и Екатерингофской мануфактур, и многие, многие другие. Выступая перед рабочими, Гапон критиковал чиновников-капиталистов, ценящих материальные блага выше жизни простых рабочих и настаивал на необходимости политических реформ.

Лозунг “Долой чиновничье правительство!” впервые прозвучал именно из уст Гапона. Примечательно, что идея обратиться к царю с озвучиванием нужд народа была предложена Гапоном задолго до событий января. Сам Гапон, однако, до последнего надеялся, что забастовка будет выиграна и нужде в петиции не будет. Но администрация стояла на своем, и проигрыш рабочих в этом конфликте становился очевидным.

“Кровавое воскресенье”

Гапон подготовил петицию к царю, в которой описал все требования, направленные на улучшение условий жизни и труда. Ее подписали свыше 150 000 рабочих, и в воскресенье 9 января массовое шествие двинулось к Зимнему Дворцу, намереваясь передать эти требования царю. в тот день во дворце не было, он находился в Царском Селе в 25 км от столицы.

Увидев многотысячную толпу рабочих, офицеры вызвали охранный гарнизон дворца, чтобы охранять все точки входа. Когда рабочие подошли, солдаты начали массовый обстрел. Доподлинно неизвестно, был ли это приказ или самовольные действия солдат. Число жертв по разным источникам колеблется от 96 до 200 человек, а революционные группы настаивали на еще большем количестве.

Реакция

События «Кровавого воскресенья» освещали по всему миру. В газетах Лондона, Парижа и Нью-Йорка Николай II изображался как жестокий тиран, а в России царя вскоре после событий и вовсе окрестили «Кровавый Николай». Марксист Петр Струве назвал его «Народным палачом», а сам Гапон, который в событиях 9 января чудом избежал пуль, заявил: “Бога больше нет. Нет царя!”

Кровавое воскресенье спровоцировало массовые забастовки рабочих. По некоторым данным, в январе-феврале 1904 года только в Санкт-Петербурге бастовали до 440 000 человек. В кратчайшие сроки забастовки Петербурга поддержали и жители других городов — Москвы, Одессы, Варшавы и городов стран Прибалтики.

Позже протесты такого рода стали более согласованными и сопровождались четко сформулированными и подписанными требованиями политической реформы, но в течение 1905 года царский режим, бесспорно, переживал один из самых тяжелых периодов за свою трехвековую историю. Кратко события “Кровавого воскресенья” можно обозначить следующими положениями:

  • Российские рабочие на производстве работали в чудовищных условиях за мизерную заработную плату и терпели крайне неуважительное отношение со стороны работодателей;
  • Экономический кризис 1904-1905 годов ухудшил и без того плохие условия жизни и труда, сделав их невыносимыми, что привело к формированию рабочих секций и брожению революционных настроений в массах;
  • В январе 1905 года рабочие под предводительством священника Гапона подписали петицию с требованиями для царя;
  • При попытке передать петицию, рабочие попали под обстрел солдат, охранявших Зимний Дворец;
  • “Кровавое воскресенье” стало, по сути, первым сигналом о невозможности долее мириться со сложившимся царским режимом и произволом властей и, как следствие, революции 1917 года.


erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок