Ангел говорит от имени бога. Почему ангелы выдают себя за Бога? Ангел и Агарь

Мы рассматривали отрывок послания Павла к церкви в Коринфах. Нас интересовала первая половина 6 главы, где Павел осуждает разбирательства христиан в греческих судах. Один из интересных отрывков был таким:

Разве не знаете, что мы будем судить ангелов. 1Кор. 6:3

Сегодня мы постараемся больше разобраться в вопросе ангелов.

В начале давайте дадим краткую характеристику ангелам.

АНГЕЛ — ПОСЛАННИК, ВЕСТНИК

+ Ангел — еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник «, «вестник «. Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. — «соглядатаи «), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога.

Слово: aggeloj
Произнесите: ang’-el-os
— ангел, посланник, вестник, гонец, соглядатай;
LXX: 04397 (;K/a;l’m)
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

+ Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие,

(Быт 16:7; 19:1,15 и др.)

исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах.

Ангелы отличаются от библейских херувимов и серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеческом облике.

(Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13)

Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:6

6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
(Откр.14:6)

(в Откр 8:13 в греческом тексте — орёл , который, вероятно, символизирует Ангела).

+ Ангел часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда.

(2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12)

Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь.

АНГЕЛЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете Ангелы изображаются «крепкими силою » хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
(Пс.102:20)

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
(Пс.90:11и след.)

Они могут:

  • побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.),
  • «воспрепятствовать» проклятию (Чис 22:22),
  • предостерегать от суда (Быт 19:1,15),
  • являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.).

Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ .

Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью.

(Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.)

Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве «, если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве «.

Этим приемом подчеркивается величие Яхве.

(Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.)

В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета.

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
(Мал.3:1)

Кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ , который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях.

(Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.)

Об участии Ангела в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из

53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
(Деян.7:53)

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
(Гал.3:19)

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
(Евр.2:2)

Во всех этих местах Новым Заветом подчеркнуто превосходство непосредственного новозаветного откровения в Иисусе Христе;

АНГЕЛЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В Новом Завете Ангелы появляются в решающие моменты священной истории.

  • Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2),
  • служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11),
  • укрепляют Его в молитвенном борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43),
  • возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6),
  • а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.).

+ Кроме того, Ангелы радуются спасению людей

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
(Лук.15:10)

+ и служат тем, кто призван наследовать благодать.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
(Матф.18:10)

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
(Евр.1:14)

+ Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Лук.16:22)

+ и несут вахту у его гроба.

12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
(Иоан.20:12)

и так же Иуд 9

+ Ангел освободил Петра и апостолов из заключения;

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
(Деян.5:19)

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
(Деян.12:7 и след.)

+ Ангелы направляли апостолов в их путешествиях

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
(Деян.8:26)

+ и подготавливали язычников к принятию вести о Христе.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
(Деян.10:3)

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
(Деян.10:7)

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
(Деян.10:22)

В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога.

Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
(Матф.22:30)

они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей.

(Откр 19:10; 22:8 и след.)

Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия «, почитающего Ангелов как неких посредников.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
(Кол.2:18)

В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов.


(1Кор.6:3)

Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелов в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ

Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными степенями достоинства.

Так, Библия говорит об

  • архангелах, или князьях Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7)
  • и Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26),
  • апокрифы называют также Рафаила и Сариила.

Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
(Кол.1:16)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи падшими ангелами , уже не служит Господу, а принадлежит к свите сатаны.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44)


(2Пет.2:4)

Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его «.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41 ср. Откр 20:10,15)

Изучая Библию, мы можем найти интересные параллельные стихи. Часть из них уже вынесены в Библии, а часть, наприммер, я дописывал сам, чтобы потом не забыть, например:

Из параллельных мест нашел несколько интересных и объединил для себя их:

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
(1Кор.6:3)

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
(2Пет.2:4)

6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
(Иуд.1:6)

Ужасный пример падших ангелов

У иудеев было тщательно разработанное учение об ангелах, слугах Божиих.

В частности, иудеи верили, что у каждого народа есть свой, осуществляющий верховное руководство, ангел. В Септуагинте, греческом переводе иудейского Священного Писания, во Втор. 32,8 читаем:

«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (у Баркли: по числу ангелов Божиих).

То есть, каждый народ получил своего ангела.

Иудеи верили в падение ангелов; об этом много сказано в книге Еноха, которая часто дает пищу мыслям Апостола.

+ Одни видят причину падения ангелов в их гордыне и мятежности.

Эти легенды связаны, в основном, с именем Люцифера, несущего свет, сына зари.

В Ис. 14,12 читаем:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари!»

Когда семьдесят посланных на служение учеников вернулись и рассказали Иисусу об успехе своей миссии, Он предостерег их от гордыни:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10,18).

Идея сводилась к тому, что на небе была своя гражданская война. Ангелы восстали против Бога и были сброшены; Люцифер был руководителем мятежа.

По его словам ангелы не сохранили своего достоинства; это значит, что они претендовали на место, которое было предназначено не для них.

Людям, читавшим слова Апостолов в то время, идея была понятна, потому что в книге Еноха многое сказано о судьбе этих падших ангелов. Таким образом, Иуда, Павел и Петр говорили со своими слушателями и читателями на понятном им языке и в понятных им выражениях, что, если гордыня и вожделение погубили ангелов, несмотря на все их привилегии, то уж людей гордыня и вожделение тем более погубят.

Вероятно злые люди в Церкви были преисполнены гордыни, считая, что они знают все лучше, чем учит Церковь, и вожделение, обращая благодать Божью в оправдание распутства.

Независимо от того, какие древние идеи лежали, например, в основе слов Иуды, предостережения его сохранят свою силу.

Гордыня, претендующая на знание высшее, чем Божье, и вожделение к запретному — вот пути, которые ведут к гибели.

Спасибо вам, что сегодня мы вместе изучили тему Ангелов в Библии.

Люцифер, Денница, Первый Павший - какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.

В статье:

Денница и Люцифер - один и тот же ангел

Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского

Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда» . Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница - дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.

Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван . Он - сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.

В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 - 17, читаем про ангела Денницу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Так в православии появилось имя Люцифера - Денница.

Ангел Денница - любимый сын Бога

Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.

Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.

Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник , передавая ему молитвы . Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.

Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея - он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет - знание о разнице между добром и злом.

Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.

Падший ангел Денница

Падение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы - это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.

Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:

А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад . Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.

Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.

Внезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.

Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.

Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:

Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.

У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же - ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное - «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.

Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.

Употребляемое в Ветхом Завете древнееврейское слово מַלְאָךְ (mal-awk’ ), переводимое как “ангел ”, означает просто “посланец”, как и в Новом Завете, равнозначное ему древнегреческое слово άγγελος (Ангэлос), от которого и произошло русское слово “ангел”. И на иврите и на древнегреческом языках это слово может означать как по́ сланную духовную сущность (сущность хоть и духовная, но сотворённая, а поэтому менее значимая, чем Бог), так и посланника – человека. Мы должны внимательно читать текст, чтобы определить, который из них имеется ввиду, что определяется исключительно из контекста.

Вместе с тем, на страницах Ветхого Завета, причём в разных книгах, мы так же постоянно видим некоего Ангела Господня, или Ангела Божьего (הוהי ךאלמ ), который разительно отличается от всех других ангелов и сущностей не только по действию, но и по Своему статусу.

Давайте внимательно вчитаемся в эти места и попробуем разобраться, кто же Он, этот Ангел Господень ?

Быт.16:7-11;13

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

10 И сказал ей Ангел Господень: , так что нельзя будет и счесть его от множества.

11 И еще сказал ей Ангел Господень : вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое ;

13 И нарекла [Агарь] , [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня . ”

Писание повествует, что к Агари явился Ангел Господень и ничего бы не было удивительного в этой встрече и диалоге, если бы не одна фраза: “умножая умножу потомство твое ”. Знакомая фраза? Где ещё она нам встречается? Давайте вспомним:

Быт.3:16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Кто говорил к Еве? Бог! Именно Он использовал эту фразу! И, хотя слова одинаковые, но Бог говорил Еве об умножении скорби и простое повторение слов в определённом порядке ещё ни о чём не говорит, хотя совпадение уже само по себе является интересным.

Но может это просто ангел дерзнул говорить фразами, используемыми Богом? Нет, к ней говорил Сам Господь, что видно из 13-го стиха: “ Господа, Который говорил к ней ”!

Быт.22:10-18

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня .

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: , что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Если повествование об этом событии начать читать чуть ранее, то мы увидим, что именно Бог говорил Аврааму пойти туда-то и туда-то и сделать то-то и то-то. Но в 11-м стихе мы видим, что появляется Ангел Господень и начинает действовать не в свойственной ангелам роли, Он говорит, что нашёл Исааку замену и уже не надо приносить того в жертву и далее, в 12-м стихе этот Ангел вдруг констатирует факт, что Авраам не пожалел сына… “для Меня ”! Но разве простой ангел имел право так говорить? Разве не должен был он сказать: “ Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Бога (а не для Меня) ”? И действительно, для кого приносил в жертву своего сына Авраам, для Бога или для ангела? Конечно же для Бога!

А далее, в 15-м стихе опять происходит метаморфоза, к Аврааму опять обращается Ангел Господень и говорит ещё более странную фразу: “ Мною клянусь, говорит Господь ” из которой следует, что говорящий с Авраамом Ангел – Господь! А может Ангел просто цитировал Бога, передавал Его слова? Но далее Ангел в 17-м стихе говорит, что Он благословит Авраама, а благословлять может только Бог! (об этом более подробно поговорим чуть ниже, разбирая аналогичную ситуацию в Быт.48:15,16). На основании этого, мы можем с уверенностью теперь заявить, что с Авраамом говорил именно Бог, вначале назвавшийся Ангелом Господним.

Теперь обратим особое внимание, что Бог употребляет в 17-м стихе именно это словосочетание “умножая, умножу ” и именно в этом же контексте, что и в разговоре с Агарью! И действительно, давать потомство, умножать его — под силу только Богу, но никак не ангелу, следовательно, с Агарью также говорил Бог, но почему-то назвавшийся Ангелом Господним!

В этих двух местах Писания мы уже услеживаем устойчивую замену личностей, которая позволяет сделать вывод, что в некоторых случаях предстающий перед людьми Ангел Господень является Богом!

Рассмотрим следующий отрывок Писания:

Быт.31:11-13

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;

13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей .”

Опять, сначала мы видим, что с Иаковым говорит Ангел Божий, но, вдруг, в 13-м стихе этот Ангел напрямую заявляет, что Он (Ангел) – Бог! Теперь давайте представим ситуацию, что говорящий эти слова Ангел на самом деле не является Богом, что тогда последовало бы? В истории мироздания известен такой случай, когда ангел поступил подобным образом, хотя и не так прямо, не заявляя, что он – Бог, он просто хотел быть подобным Всевышнему:

Ис.14:12-15

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему »

И какова была реакция Бога на такую дерзость? Он был изгнан с Небес:

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней .”

Имя сему ангелу – Люцифер (Светоносный), который ныне называется сатана . Что с ним произошло в результате этого, мы все хорошо знаем.

Давайте также вспомним, как ревностно Бог относится к славе, которая принадлежит только Ему:

Ис.42:8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам .”

Ис.48:11 Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному .”

Если Бог не даёт Свою славу “никому иному ” и это подтверждается историей с сатаной, то не дожжен был бы понести наказание Ангел, говоривший с Иаковым и назвавший себя Богом? Обязательно должен был бы…, кроме одного случая, если этот Ангел и на самом деле является Богом! А не наталкивает ли это на мысль, что Бог предстаёт перед людьми как минимум в 2-х личностях? Иначе зачем была бы нужна такая замена личностей?!

Быт.48:15,16

15 И благословил Иосифа и сказал: Бог , пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16 Ангел , избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли .”

Это знаменитая история благословения Иаковым Иосифа и его сыновей. Здесь обратим внимание на то, КТО благословит отроков: в 15-м стихе Иаков говорит, что это – Бог, а в 16-м стихе, что это Ангел! Но простые ангелы – это “суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ” (Евр.1:14 ), они не призваны для благословений (мы не найдём в Писании ни одного случая, когда бы ангел благословлял), а, значит, благословлять потомство Иосифа будут две личности: Бог и Ангел, который имеет все права и полномочия Всевышнего, другими словами, тоже являющийся Богом!

Перейдём к книге “Исход” и рассмотрим эпизод, когда Бог явился Моисею в горящем кусте:

Исх.3:2-4

2 И явился ему Ангел Господень . И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста , и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

Обратим особое внимание на стихи 2 и 4 и сравним их: “И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста и воззвал к нему Бог из среды куста ”.

Мы определённо видим, что Ангел не явился Моисею где то в стороне от куста и не сказал ему обратить внимание на куст, Ангел был там, в кусте, в огне! Но тут же мы читаем, что из куста к Моисею обращается… БОГ !!! Вывод напрашивается сам собою – Ангел Господень и есть Бог!

Давайте сравним эту историю с книгой пророка Даниила, когда Сидрах, Мисах и Авдинаго были брошены в раскалённую печь. Туда к ним явился Некто, подобный сыну Божию – Ангел Господень:

Дан.3:49 Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним

Дан.3:62 На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию .”

Итак, в Библейской истории мы видим, что дважды Ангел Господень находился в горящем пламени и, если в случае с Моисеем мы видим, что это был Бог, то такое же заключение можно сделать и по истории с раскалённой печью – Ангел Господень подобен сыну Божьему, который так же есть Бог! Но у любого сына есть отец, а значит и у сына Божия, который является Богом, тоже есть Отец, в свою очередь, являющийся так же Богом! Опять мы видим, что Писание открывает ДВЕ Божественные Личности: Сына Божия и Бога-Отца. Если опять вспомним Бытие 1:2 и Ис.48:12-16 где говорится о Духе Святом, то определённо вырисовывается картина троичности Бога. Но о Духе Святом сейчас подробно говорить не будем, так как основной темой данной статьи является личность Ангела Господня и наша цель – выяснить, кто Он такой.

В книге Иисуса Навина мы видим появление некоего “вождя воинства Господня ”. Давайте попробуем выяснить, что это за личность?

И.Навин.5:13-15

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек , и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня , теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: . Иисус так и сделал .”

Итак, Иисус Навин видит кого то, кто выглядит как обычный человек, а не как привычный для нас образ Ангела. Но этот “человек” вдруг заявляет о себе, что он – вождь воинства Господня! Но далее Иисус Навин совершает необычный поступок – “Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился… ”. Вот тут у нас возникает первый вопрос: если это простой человек, или даже ангел, то позволительно ли совершать такое поклонение ему ? Иоанну Богослову ангел запретил такого рода поклонение:

Откр.22:8,9

8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела , показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему];

9 но он сказал мне: смотри, не делай сего ; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись .”

При этом ангел указал Иоанну, что такого рода поклонение достойно одного лишь Бога.

Вернёмся к Иисусу Навину. К сожалению ни в русском языке, ни в греческом, в слове “поклонение” нет разницы отличающей виды поклонения, которые разделяются на поклонение Богу и оно единственное в своём роде, и на поклонение вышестоящему в иерархической лестнице начальствующему, родителям, благодетелям. На иврите эта разница в словах есть. Поклонение Богу обозначается словом “ШАХА”, посмотрим, какое слово использовано в этом отрывке:

Как видим, именно оно и использовано в определении поклонения.

Здесь стоит отметить, что людям являлись и простые ангелы (как например Иоанну Богослову) и такое явление ангелов – есть проявление высших небесных сил, для человека это является неординарным событием, порой пугающим и ему сложно разобраться – кто же всё таки перед ним стоит. В этом случае ангел сам должен остановить попытку поклонения ему как Богу. Если он этого не сделает, то тем самым примет поклонение, достойное только Бога, но за это он будет наказан — низвержен с Небес!

Мы помним, что ангел запретил Иоанну такого рода поклонение, но вот вождь воинства Господня почему то принимает его! Значит… значит Он достоин его, а следовательно вождь и есть — Бог !

Вторым подтверждающим фактором, является то повеление, которое вождь воинства дал Иисусу: “ сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято ”.

Давайте вспомним, когда ещё происходило нечто подобное и с чем оно было связано? Это уже рассмотренная нами история, когда из горящего куста с Моисеем говорил Бог. Что тогда Господь сказал ему?:

Исх.3:5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих , ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая .”

Отсюда мы можем сделать вывод, что земля становится святой в том месте, где присутствует Бог! Этот факт дополнительно подтверждает, что вождь воинства является Богом!

А где ещё в Писании использовался термин “вождь воинства Господня”?

Дан.8:10-12

10 и вознесся до воинства небесного , и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,

11 и даже вознесся на Вождя воинства сего , и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.

12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал .”

Здесь Даниилу открыто в видении действия антихриста, которые были направлены против Бога, а если быть более точным, то против Сына Божьего, значит под “вождём воинства” следует понимать 2-ю личность Троицы.

Подтверждение этому находим в книге “Откровение”:

Откр.19:11-14

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие «.

14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Здесь мы видим описание “Слова Божьего” (ст.13), Который является Сыном Божьим Иисусом Христом:

Ин.1:1,14 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами …”

Но книга Откровения сообщает нам удивительный факт, то, что Слово Божие является также Вождём, так как “И воинства небесные следовали за Ним ”.

Теперь, на основании всего рассмотренного, мы с полной уверенностью можем констатировать факт, что вождь воинства Господня, явившийся Иисусу Навину – это 2-я личность Троицы, а именно – Сын Божий, Который после земного воплощения стал Иисусом Христом.

Следующее место Писания, где мы опять встречаемся с Ангелом Господним является книга Судей:

Суд.2:1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — [дать вам], и сказал Я : «не нарушу завета Моего с вами вовек;

Я думаю, что, прочитав книгу Исход, ни у кого не возникнет сомнений, что евреев из Египта выводил Бог и приводить соответствующие места из этой книги не имеет смысла, так как их очень много. Лучше всего прочесть 12-й стих из 32-ой главы Второзакония, который лаконично констатирует этот факт:

Втор.32:12 так Господь один водил его , и не было с Ним чужого бога .”

Но, почему то, в Суд.2:1 говорится, что это сделал Ангел Господень?! Ангел вывел их из Египта и Он же заключил с ними завет! Не возникает ли здесь противоречия или, ещё хуже – проблемы? Не появился ли некий ангел-жулик, заявляющий, что именно он это сделал?!

Кто обращался к Моисею на горе Синай? В Писании однозначно сказано, что это был Иегова, Бог Авраама, Исаака и Иакова:

Исх.20:1 И изрек Бог все слова сии, говоря :”

Но в рассматриваемом нами отрывки из книги Судей, вдруг говорится, что это Ангел заключал с ними завет!

Если это сделал не Бог, а просто некий ангел, то теперь надо ему поклоняться! Но где тогда был Бог?

Но, если, всё-таки, это сделал Бог, то, будучи “в одном лице”, как Он мог быть одновременно и Богом и Ангелом Господним? Но это мнимое противоречие просто разрешается, если допустить, что Бог действует не в одном лице!

Исключительный интерес для нас представляет 23-я глава книги Исход:

Исх.23:20-23

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.

21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем .

22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.

23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их :”

Мы читаем, что Бог посылает к евреям Ангела и этот Ангел имеет власть прощать грехи, потому что имя Иегова в Нем, и поэтому не нужно упорствовать против Него, а необходимо слушать Его беспрекословно. Вряд ли это могло относиться к какому-то обыкновенному ангелу. Даже одно то, что Божие Имя было на этом Ангеле, свидетельствует о Его Божественном происхождении и придает Ему статус Бога. (подробно об имени Бога можно прочесть в статье “17_Учение о Боге. Троица. Имя Бога.ч.3.Какое имя Сына Божьего”).

Теперь давайте посмотрим, какое удивительное неоднократное чередование личностей описано в книге Судей в 6-й главе:

Суд.6:11-23

11 И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

14 Господь , воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

15 [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.

16 И сказал ему Господь : Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

17 [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною:

18 не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.

19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.

20 И сказал ему Ангел Божий : возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.

21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.

22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень , и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.

23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь .”

Читая этот отрывок, мы видим, что с Гедеоном говорит то Ангел Господень, то Бог, но из контекста видно, что с Гедеоном говорила одна личность, а, значит, Ангел Господень и есть Господь!

В этом же аспекте для нас представляет интерес истории, когда “Ангел-Господень – Бог” являлся Маною и его жене (Суд.13:1-25 ). В 3-м стихе говорится, что к жене Маноя явился Ангел Господень: “ И явился Ангел Господень жене и сказал ей ”, это же подтверждается в стихах 9, 13, 15-18, 20, 21. Но в заключении этой истории в 22 стихе вдруг констатируется: “И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога .

Эта история является ещё одним подтверждением того, что Ангел Господень и есть Бог!

Рассмотрим следующие места Писания:

Ис.63:9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние .”

Немного странное выражение – “Ангел лица Его ”, что оно может означать? Как ни странно, но пояснение этим строкам мы находим в Новом Завете, когда Иисус Христос заявил о Себе следующее:

Ин.14:9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца ; как же ты говоришь, покажи нам Отца ?”

Почему Иисус так охарактеризовал Свой образ? А это раскрывает нам автор послания к Евреям говоря о том, что Иисус является образом Отца:

Евр.1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте ,”

Итак, “Ангел лица Его ” – это тоже самое, что “образ ипостаси Его ”, то есть, это Cын Божий Иисус Христос и Писание приоткрывает нам ещё одну тайну Троицы, а именно, что только Он один из Троицы имел образ, по которому и был сотворён Адам – Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему , по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их .”

А теперь давайте очень внимательно вчитаемся в следующее пророчество Малахии, где тот дословно передаёт то, что говорит Бог:

Мал.3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф .”

Итак, Бог говорит: “Вот, Я посылаю Ангела Моего (mal-awk’, имеется ввиду Иоанн Креститель ), и он приготовит путь предо Мною (а, значит, должен придти Бог ), и внезапно придёт в храм Свой Господь (Адонай ), Которого вы ищите, и Ангел (mal-awk’ ) завета (имеется ввиду Иисус Христос ), Которого вы желаете… ”.

В Евангелиях от Матфея 11:9-11, от Марка 1:1-2, в послании к Евреям 12:24 видно, что это исполнилось в Иоанне Крестителе и Иисусе Христе, поэтому мы можем сделать однозначный вывод, что пришедший в Свой храм Господь (Адонай) – это Бог (так как Он идёт в СВОЙ храм) и туда же придёт Ангел завета, следовательно речь идёт об одной и той же Личности, то есть о Боге! В данной ситуации Бог здесь выступает в роли Посланника! Так же в этом месте наглядно видно, как надо различать Ангела, расчищающего путь, который не есть Бог, а человек, Им посланный.

Теперь, на основании рассмотренных нами мест Писания, мы можем смело утверждать, что описанный на страницах Библии Ангел Господень является Божественной личностью, наравне с исследованными нами в предыдущей статье “ 02_Учение о Боге. Троица в ТаНаХе ” двумя другими Божественными ипостасями.

|

Быт 16:7 ...И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне,..
Быт 16:9 ...Ангел Господень сказал ей:..
Быт 16:10 ...И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое,..
Быт 16:11 ...И еще сказал ей Ангел Господень:..
Быт 21:17 ...и Ангел Божий с неба воззвал к Агари...
Быт 22:11 ...Но Ангел Господень воззвал к нему с неба...
Быт 22:15 ...И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба...
Быт 31:11 ...Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков!..
Быт 48:16 ...Ангел , избавляющий меня от всякого зла,..
Исх 3:2 ...И явился ему Ангел Господень...
Исх 14:19 ...И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых,..
Исх 23:23 ...Когда пойдет пред тобою Ангел Мой...
Исх 32:34 ...вот Ангел Мой пойдет пред тобою,..
Чис 22:22 ...и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему...
Чис 22:24 ...И стал Ангел Господень на узкой дороге,..
Чис 22:26 ...Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,..
Чис 22:32 ...И сказал ему Ангел Господень:..
Чис 22:35 ...И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими,..
Суд 2:1 ...И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим...
Суд 2:4 ...Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым,..
Суд 5:23 ...Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните,..
Суд 6:11 ...И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом,..
Суд 6:12 ...И явился ему Ангел Господень...
Суд 6:20 ...И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки,..
Суд 6:21 ...Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его,..
Суд 6:21 ...и Ангел Господень скрылся от глаз его...
Суд 6:22 ...И увидел Гедеон, что это Ангел Господень,..
Суд 13:3 ...И явился Ангел Господень жене...
Суд 13:9 ...и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле,..
Суд 13:13 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Маной же не знал, что это Ангел Господень...
Суд 13:18 ...Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?..
Суд 13:20 ...Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника...
Суд 13:21 ...И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его...
Суд 13:21 ...Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень...
1Цар 29:9 ...что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий;..
2Цар 14:17 ...ибо господин мой царь, как Ангел Божий,..
2Цар 14:20 ...но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий,..
2Цар 19:27 ...Но господин мой царь, как Ангел Божий;..
2Цар 24:16 ...И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим,..
2Цар 24:16 ...Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина...
3Цар 13:18 ...и Ангел говорил мне словом Господним,..
3Цар 19:5 ...И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]...
3Цар 19:7 ...И возвратился Ангел Господень во второй раз,..
4Цар 1:3 ...Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину:..
4Цар 1:15 ...И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его...
4Цар 19:35 ...И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень...
1Пар 21:12 ...или три дня – меч Господень и язва на земле и Ангел Господень,..
1Пар 21:15 ...Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина...
1Пар 21:18 ...И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду:..
Пс 33:8 ...Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его...
Пс 34:5 ...и Ангел Господень да прогоняет их ...
Пс 34:6 ...и Ангел Господень да преследует их,..
Притч 17:11 ...поэтому жестокий ангел будет послан против него...
Ис 37:36 ...И вышел Ангел Господень...
Ис 63:9 ...и Ангел лица Его спасал их;..
Дан 13:55 ...ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога,..
Дан 13:59 ...ибо Ангел Божий с мечом ждет,..
Дан 14:34 ...Но Ангел Господень сказал Аввакуму:..
Дан 14:36 ...Тогда Ангел Господень взял его за темя...
Дан 14:39 ...Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место...
Зах 1:9 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 1:12 ...И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю!..
Зах 1:14 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 2:3 ...И вот Ангел , говоривший со мною, выходит,..
Зах 2:3 ...а другой Ангел идет навстречу ему,..
Зах 3:5 ...Ангел же Господень стоял...
Зах 3:6 ...И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:..
Зах 4:1 ...И возвратился тот Ангел , который говорил со мною,..
Зах 4:5 ...И Ангел , говоривший со мною, отвечал...
Зах 5:5 ...И вышел Ангел , говоривший со мною,..
Зах 6:5 ...И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных,..
Зах 12:8 ...как Ангел Господень перед ними...
Мал 3:1 ...и Ангел завета, Которого вы желаете;..

Мф 1:20 ...се, Ангел Господень явился ему во сне...
Мф 1:24 ...Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,..
Мф 2:13 ...се, Ангел Господень является во сне Иосифу...
Мф 2:19 ...се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте...
Мф 28:2 ...ибо Ангел Господень, сошедший с небес,..
Мф 28:5 ...Ангел же, обратив речь к женщинам,..
Лк 1:11 ...тогда явился ему Ангел Господень,..
Лк 1:13 ...Ангел же сказал ему: не бойся, Захария,..
Лк 1:19 ...Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом,..
Лк 1:26 ...В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога...
Лк 1:28 ...Ангел , войдя к Ней, сказал:..
Лк 1:30 ...И сказал Ей Ангел : не бойся, Мария,..
Лк 1:35 ...Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя,..
Лк 1:38 ...И отошел от Нее Ангел ...
Лк 2:9 ...Вдруг предстал им Ангел Господень,..
Лк 2:10 ...И сказал им Ангел : не бойтесь;..
Лк 22:43 ...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его...
Ин 5:4 ...ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню...
Ин 12:29 ...а другие говорили: Ангел говорил Ему...
Деян 5:19 ...Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы...
Деян 7:30 ...явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень...
Деян 8:26 ...А Филиппу Ангел Господень сказал:..
Деян 8:39 ...а Филиппа восхитил Ангел Господень,..
Деян 10:7 ...Когда Ангел , говоривший с Корнилием, отошел,..
Деян 12:7 ...И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу...
Деян 12:8 ...И сказал ему Ангел : опояшься и обуйся...
Деян 12:15 ...Они же говорили: это Ангел его...
Деян 12:23 ...Но вдруг Ангел Господень поразил его...
Деян 23:9 ...если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу...
Деян 27:23 ...Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу,..
2Кор 12:7 ...дано мне жало в плоть, ангел сатаны,..
Гал 1:8 ...Но если бы даже мы или Ангел с неба...
Откр 8:3 ...И пришел иной Ангел ,..
Откр 8:5 ...И взял Ангел кадильницу,..
Откр 8:7 ...Первый Ангел вострубил,..
Откр 8:8 ...Второй Ангел вострубил,..
Откр 8:10 ...Третий ангел вострубил,..
Откр 8:12 ...Четвертый Ангел вострубил,..
Откр 9:1 ...Пятый Ангел вострубил,..
Откр 9:13 ...Шестой Ангел вострубил,..
Откр 10:5 ...И Ангел , которого я видел стоящим на море и на земле,..
Откр 10:7 ...когда возгласит седьмой Ангел ,..
Откр 11:15 ...И седьмой Ангел вострубил,..
Откр 14:8 ...И другой Ангел следовал за ним,..
Откр 14:9 ...И третий Ангел последовал за ними,..
Откр 14:15 ...И вышел другой Ангел из храма...
Откр 14:17 ...И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе,..
Откр 14:18 ...И иной Ангел , имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника...
Откр 14:19 ...И поверг Ангел серп свой на землю,..
Откр 16:2 ...Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю:..
Откр 16:3 ...Второй Ангел вылил чашу свою в море:..
Откр 16:4 ...Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод:..
Откр 16:8 ...Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце:..
Откр 16:10 ...Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя:..
Откр 16:12 ...Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат:..
Откр 16:17 ...Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух:..
Откр 17:7 ...И сказал мне Ангел : что ты дивишься?..
Откр 18:21 ...И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову,..

1Мак 7:41 ...то пришел Ангел Твой и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч...
3Езд 2:48 ...Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему,..
3Езд 4:1 ...Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел , которому имя Уриил,..
3Езд 5:15 ...Но пришедший ко мне Ангел поддержал меня и укрепил меня,..
3Езд 5:20 ...как повелел мне Ангел Уриил...
3Езд 5:31 ...Когда я произносил слова сии, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 7:1 ...Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 10:28 ...где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне?..
ПосИер 1:6 ...Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших...
Сир 48:24 ...Он поразил войско Ассириян, и Ангел Его истребил их,..
Тов 5:4 ...Это был Ангел , но он не знал...
Тов 5:6 ...Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю;..
Тов 5:17 ...и Ангел Его да сопутствует вам! –..
Тов 5:22 ...ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел ;..
Тов 6:4 ...Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу...
Тов 6:5 ...И сказал ему Ангел : разрежь рыбу,..
Тов 6:6 ...Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел ;..
Тов 6:11 ...Ангел сказал юноше: брат,..
Тов 6:16 ...Ангел сказал ему: разве ты забыл слова,..
Тов 8:3 ...и связал его Ангел ...
Тов 12:22 ...и как явился им Ангел Господень.

епископ
  • священномученик
  • свт.
  • , протопр.
  • преп.
  • Когда был создан ангельский мир?

    Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.

    Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.

    Ангелы - бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.

    Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.

    — Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог);
    — описать Ангелов невозможно, т.к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду);
    — Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда находятся на небе их нет на земле);
    — Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты;
    — Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения;
    – охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного» ();
    – число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (), сколько Господь их сотворил при начале мира, столько их и останется до конца истории;
    – хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных» ();
    – Ангелы ‒ не равнодушные исполнители воли Божией; они «радуются о каждом кающемся грешнике» , то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась;
    – Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое) и ограничены нашим пространством;
    – Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там;
    – Ангелы чрезвычайно могущественны. писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению ». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.;
    – Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают.

    АНГЕЛЫ

    Слово ангел означает вестник . Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

    Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

    Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

    Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

    Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

    Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

    В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

    Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

    Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

    И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

    Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

    Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный .

    Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

    Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

    Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

    Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. ). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

    Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

    Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

    В книге Товита () мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. ). К ним Святая относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

    1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.

    Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

    Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

    2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.

    3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим .

    4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

    5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

    6. Иегудиил – хвала Божия . Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

    7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

    Таковы Архангелы.

    А теперь об Ангелах.

    Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

    Наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

    Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.

    По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

    Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

    И это несложно! Живи по евангельским – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок