Человек как носитель общественных социальных отношений. Эссе: "Личность-это человек как носитель сознания"

ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

    Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

    Типология личности

    Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

    Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов .

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня :

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Персона
(от лат. persona - маска, роль актера; фр. Personne; англ. personality; нем. Personlichkeit)

1. Ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

2. Внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания.

3. Действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

4. Динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

5. Индивид, как носитель социальности вообще; как представитель определенной культуры, социальной общности и группы; как индивидуальность.

6. Индивид, находящийся в центре общественного внимания вследствие занимаемой социальной позиции и исполнения социальной или профессиональной роли.

7. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории.

8. Индивидуальность человека, которая складывается из характера человека и социальных установок общества, в котором он существует.

9. Индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.

10. Каждый отдельный человек с присущими ему индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоциональной сферы.

11. Каждый человек, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

12.Комплекс психологических конструктов, необходимый для эвристического понимания того, как индивид или общество склонны вести себя в ситуациях, в которых они сталкиваются с различными возможностями и требованиями.

13. Некоторое ядро, объединяющее начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида.

14. Нечто бесконечно ценное, уникально-неповторимое в каждом из нас, творчески-активное и свободное в каждом человеке.

15. Определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

16. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность.

17. Относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

18. Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

19. Относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия.

20. Продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

21. Самообнаружение себя в моменте тождества своей сущности (открытой в интуиции изначального самоопределения воли как самоочевидность независимая от момента времени) и своих энергийных воплощениях в инобытии.

22. Система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых является человек.
23. Система социального поведения и деятельности, ориентированная на существующий в данном обществе набор материальных и духовных ценностей.

24. Система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

25. Системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе, как в другом.

26. Социальная система, содержание нашего Я, которое представляет собой субстанцию нашего Я; это не только наше тело и его потребности, но и мир постоянно расширяющихся в ходе жизни социальных отношений.

27. Субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающийся в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.

28. Субъект нравственной деятельности.

29. Субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя, свой собственный престиж и т.д.

30. Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

31. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

32. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

33. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека.

34. Характерные черты поведения отдельного человека.

35. Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной (предметной) деятельности и общений.

36. Целостность устойчивых свойств и качеств индивида, сформированных на основе его биопсихологических задатков и вырастающих: из системы связей и отношений групп, общностей и институтов, в которые он был включен и тех, в функционировании которых он в данный момент участвует, из его воспитания и социализированности в определенную культуру, из его пребывания и активности в определенных макро- и микро-социокультурных средах и ситуациях.

37. Целостный человек в единстве с его индивидуальностью и ответственно выполняемых им социальных функций.

38. Человек в совокупности его социально-психологических качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

39. Человек как активный субъект общественных отношений.

40. Человек, как активный субъект социальных отношений.

41. Человек, как носитель каких-нибудь свойств.

42. Человек, как носитель сознания; одна из двух систем человека (вторая – организм как носитель материальных, физиологических свойств) и потому общепсихологическая категория.

43. Человек, как субъект (социальных) отношений и сознательной деятельности.

44. Человек, обладающий совокупностью определенных социально значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми.

45. Человек со своими неповторимо выраженными качествами: духовными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, то есть это особый тип характера человека, его неповторимость.

46. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

47. Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

48. Человеческий индивид, действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками, который предстает соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, ᴇᴦο природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется ᴇᴦο социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – её потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, её отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только её позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, ᴇᴦο способностей, знаний и умений, ᴇᴦο эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Данные свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет ᴇᴦο анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, ᴇᴦο природе заложены возможности ᴇᴦο психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять ᴇᴦο социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью." 2015, 2017-2018.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям.

Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия.

Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении. Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности). С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Личность – это человек как носитель сознания, деятель общественного развития, исполняющий определенные социальные и социально-психологические функции, отличающийся индивидуально-психологическими чертами (особенностями) . Главные признаки личности – ее место в структуре общественных отношений, социальная и личная активность, наличие сознания, индивидуальность и неповторимость. Существенным признаком личности является ее социальная позиция, ее место в структуре общественных отношений. Предметом нашего рассмотрения является психология личности осужденного, место которой в системе общественных отношений определяется правоотношениями, возникшими в связи с исполнением уголовного наказания. Активность личности. В обществе и различных группах личность наделяется определенными правами и обязанностями и действует, играя различные социальные и социально-психологические роли. Первоначально термин “личность” обозначал личину – “маску”, которую надевал актер древнего театра. Эта маска (на латинском языке – persona) характеризовала исполняемую им роль в театральном представлении; впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Так, осужденный вынужден исполнять обязанности лица, лишенного свободы, роль специалиста или подсобного рабочего, токаря или вальщика леса и т. д. Осужденный может быть неофициальным вожаком (лидером) в одних условиях, в других же – он психологически подчиняется людям, становится ведомым. Если психологические роли личности в разных ситуациях и группах созвучны, то говорят о цельности личности, о наличии у нее жизненной позиции, а множественность ролей и их полярность может свидетельствовать о противоречивости, а порой и аморфности личности. Но какие бы социально-психологические роли личность ни выполняла в группах и коллективах, адекватная ее характеристика может быть дана с социальной стороны, на основе уяснения ее места и роли в общественных отношениях. Поэтому содержательную характеристику личности осужденного можно дать, если учитывать не только ее социально-психологические роли (положение, позицию в коллективах, малых группах) . Главное в личности – социальная позиция, выражающаяся в отношении к обществу, к нормам права, регулирующим общественные отношения. Так, преступник-рецидивист может характеризоваться со стороны психологических ролей как личность цельная, прочно занимающая позицию лидера в группе. Но передавая свой преступный опыт другим (чаще молодым) осужденным, отказываясь от работы, отрицательно относясь к нормам права, по социальной сути он выступает как личность отрицательная, характеризующаяся повышенной опасностью для общества. Наличие сознания. Одним из главных признаков личности является сознание. Новорожденный человек, не обладающий сознанием, еще не является личностью. Чем полнее и правильнее развито сознание и самосознание человека, тем ценнее личность. Нарушение или исчезновение сознания является нарушением или исчезновением личности. Болезни сознания являются и болезнями личности. Сознание личности формируется и проявляется в ее деятельности и поведении. Только человек как носитель сознания способен осознавать права и обязанности, а также нести личную ответственность за свои действия. Принцип единства сознания и деятельности лежит в основе понимания личности в психологии, а в праве – в основе учения об уголовной ответственности, согласно которому уголовную ответственность за совершенное преступление несет лишь дееспособный человек, наделенный сознанием (вменяемый – дающий отчет о своих действиях, способный предвидеть результаты своих действий и поступков) , т. е. личность. Цель исправления осужденного реальна только потому, что он является личностью. Важным признаком личности является наличие свойств и их особенностей (направленности, характера, темперамента, способностей, подготовленности) , изучение которых позволяет отнести человека к определенной социальной группе, определить социально-психологический тип личности.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок