Ел ли Адам плоды с древа жизни? "вот, адам стал как один из нас" Ел ли Адам плоды с дерева жизни.

Никогда не говорите:

– Меня никто не любит!

Каждого из нас, как великую драгоценность, как жемчужину, Бог готов вставить в диадему, украшающую тварный мир. Видимый идеал образа любви мы можем видеть в Троице.

Кульминацией иконы является чаша жертвы любви. Таким образом, идеал любви – это взаиморастворение в ином, образование подобия Троицы между людьми. Русский язык не богат богословскими терминами и поэтому если наиболее кратко можно обозначить цель и смысл нашей жизни, то ее можно выразить как жертву Божественной любви, ведущую к утраченному общению с Богом, в полноте всего человечества. Мы ведь созданы по Его подобию.

-И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…

– И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…

Мы подобны Троице. Если между любимыми происходит недоразумение, то первым идет навстречу и подает руку сильнейший. Рождество – наглядный тому пример и доказательство того, что чтобы с нами не случилось он Единственный, Кто готов снова и снова видеть в нас светлый образ и бесконечно ждать нашей ответной любви. Рождество для нас – как протянутая рука. Для нас этот праздник для нас символизируется с ночным мраком раздвигаемым светом костра в вертепе, ангельским пением и вечнозеленым символом райского древа, а попросту елкой. Мы видим этот праздник как в большой семье – храме, так и в малой – в семье. Мы в кругу семьи. Мы подобны Троице.

Но для Бога этот праздник начинался совсем не так радостно. Это мы выходим из тьмы на свет, а Ему надлежало войти в мир оледенелый от греха и жестокости. С первых минут воплощения уже встал вопрос о совместном труде Бога и человека, о синергии. С первых минут жизни Христу возникла опасность быть убитым и отвергнутым.

Рождество Иисуса Христа было так:

…по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее…

Праведный Иосиф Обручник, приняв в свой дом отроковицу, почти ребенка, обязан был сохранить ее в чистоте. Увидев ее не праздной он должен был пойти с ней на суд к старейшинам. Они были обязаны осудить ее на смерть. Как например:

Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Иуда (Быт.38)

То есть, Мария и плод чрева ее должны были быть убиты в первые дни Его воплощения. Это можно было бы назвать чудом, если бы это на самом деле, не являлось бы нормой. Просто мы забываем о основах устройства этого мира и такие происшествия нам кажутся чудом. Праведность, душа открытая Богу легко слышит Его голос! Такие люди легко слышат Небо. Иосиф – эта крепость и украшение Закона, отверг Закон права ради Закона любви легко приняв чистой душой слова ангела. Праведность открыла ему волю Божию ясно и просто:

«О Иосиф, почему не хочешь принять ты Марию, жену свою?»

Так же тонко и деликатно Мария, свято любя праведника, Мария не напрягала Иосифа

Вместе с Иосифом страдала душой и Пресвятая Дева: не могла же Она не заметить его сердечной боли, в то время, когда он своим молчанием старался облегчить Ее затруднительное положение и искал средства, чтобы прекратить свое затруднение.

Как переплелась в них многообразная любовь. Как тонко восхитительно благородство любящих душ!

И далее простирается над Богомладенцем трепетная защита волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара, рисковавших жизнью перед лицем коварного Ирода. Они продолжают линию соучастия человека в промысле Бога. Также ложится в канву гостеприимство людей, пустивших Святое семейство в пещеру, умильная жертвенность нищих пастухов, принесших свою простую жертву Младенцу – поклон. Ангелы принесли пение. Мы видим три вида деятельности человека: прагматику приносящую золото, ладан и смирну, творчество – ангельское пение и просто поклон, как воплощение любви всей своей жизнью. Три дара Божиих, развитые трудами, принесли свою особенную жертву, как прообраз обширного и многообразного служения людей.

Мы видим дивный хор любви, охвативший небо и землю в этом порыве жертвенности от Бога к людям и от людей к Богу. И это снова наводит на ум особенность графики иконы Троицы Рублева – пересечение окружностей – как основу ее композиции.

На Украине можно часто видеть вертепы, сооруженные в натуральную величину. Нам, русским, это в диковинку стоять рядом с фигурами пастухов, волхвов, у плеча праведного Иосифа и на расстоянии вытянутой руки от Девы Марии. В нашей культуре близость символична и выражается как максимум близостью к сильно условным изображением персонажей, которых мы привыкли видеть на иконе. У нас даже приветствуется некоторая отстраненность участников сюжета иконы через нарочно условный и трансформированный язык преображенной реальности. Когда я встал рядом с таким вертепом в Киево-Печерской Лавре, то вздрогнул от неожиданности. Младенец, похожий на куклу, сено над яслями, раскрашенные волхвы сначала оттолкнули, но помимо головы включилось сердце… и оно было радо.

Детская вера автора этого вертепа не может быть не замечена. Нельзя не заметить и той любви, что вложена в эти вертепы по всей Европе. Я же вижу как радуется мой ребенок, встречая глазами ангелов над яслями, голубые глаза Христа, огоньки и зверушек. Что-то в этом есть от истины. Что-то есть от понимания веры по слову апостола Павла как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть вера – это такое состояние, когда реалии горнего мира воспринимаются так же явственно, как видимая жизнь.

Единственно, что, возможно, не хватает этим инсталляциям, так это более осознанного и ответственного понимания, что мы не зрители за стеклом этих фигурных композиций, а реальные участники. Соучастники не утренника, а реального круговорота любви во Вселенной. Возможно, нам не хватает трезвости и решимости войти в этот суровый и прекрасный мир принимая укрепляющую благодать Божию и расточая свою любовь.


Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

«Что может быть позорнее смерти на кресте? Что может быть унизительнее, зазорнее рождения в вертепе? Там Сын Божий был причтен к «злодеям», в вертепе же является обыкновенно на свет дитя позора, в яслях оставляются подкидыши. Вот в ряду каких детей благоволил «увидеть свет» Сын Божий! (…) рождение в вертепе и возлежание в скотских яслях необходимо было… чтобы почувствовали себя чадами Божиими все, которым приходится «стыдится» своего рождения, все дети вертепов, притонов, ночлежек, подкидыши, приемыши, чтобы ни один человек по вине судьбы, по обстоятельствам рождения, не был исключен из царства Божия»

прот. Александр Туберовский.

Для многих из нас, внутри личности, Рождество так и не состоялось. Для многих Христос остался Небесным Собесом

Это очень важно и просто понять суть Рождества: зачем Богу потребовалась именно такая жертва любви? Почему Он родился не царской семье, а в семье плотника? Почему вместо того чтобы договариваться с Пилатом, иудейскими царями и священниками, напротив, вел себя демонстративно вызывающе. Почему Он родился для того чтобы быть распятым? У всех этих событий есть один важный знаменатель, который мы обязательно должны понять, так как только после этого мы становимся христианами не по названию, а по существу. Только после понимания смысла миссии Христа мы сами в состоянии стать Его учениками и пойти вслед за Ним. Если для нас Рождество это просто ночная служба или шалашик в Киеве, то мы ничего не поняли. Нам как первоклассникам снова и снова будет задаваться этот урок, до тех пока мы ясно всей полнотой своего существа не поймем, что жизнь – есть любовь в Боге. А дело любви – жертва. Быть христианином значит вслед за Христом войти в этот мир наполненный льдом жестокости и расчета, неся свой маленький крест – ключик к Царствию Небесному. А сделать этого невозможно если нет любви. Как писал Есенин:

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, Любили и нас.

Из рождественского Апостола:

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

То есть если нам кажется, что нас не любят, то в первую очередь, это симптом того, что мы сами никого не любим. И самое главное, это значит, что мы не только не любим Бога, мы даже не знаем кто Он.

Первые шаги с Богом не такие уж трудные. Рождество состоялось не в морской пене и не из чрева земли, а в тихой семье. Пусть самые просты шаги мы, так же как и первые минуты жизни Христа, начнутся у нас в семье. Наше сердце должно стать новыми яслями для Христа, а мы Его новыми помощниками. Кто-то, как волхвы, дарами разума, принося Ему ладан, золото и смирну. Кто-то как ангелы – пением и славословием и иным творчеством. А кто-то, как чуткие сердцем и неимущие пастухи- сердцем открытым Богу, свидетельствуя свою жертву простым поклоном перед великолепием Любви.

Любит, любит нас Господь! Научи, Господи, и меня Твоей любви.

“Адам - как один из нас”

Уважаемый ребе, мои познания в иудаизме неглубоки и я бы сказал - поверхностны, поэтому подскажите

, как мне правильно разъяснять это место: Берешит, гл. 3, ст. 22, т.е. почему упомянуто множественное число?

Владислав
Киев

Давайте процитируем эту фразу: “И сказал Всевышний - вот, Адам, стал как один из нас в познании добра и зла...” (Берешит , гл. 3, ст. 22).

Речь идет о “подведении итогов” события космического значения, когда Хава, а затем - Адам, вкусили от плода “дерева познания добра и зла”.

И действительно, трудно догадаться, о ком здесь говорится - “как один из нас

”.

Чтобы это понять, мы должны вернуться к определенному моменту шестого дня Сотворения мира, когда начался процесс сотворения человека. В Торе об этом написано так: “И сказал Всевышний - создадим человека по образу нашему, подобию нашему...” (Берешит , гл. 1, ст. 26). Как видим, местоимение “нашему” тоже стоит во множественном числе.

Устная Тора (в Талмуде, Мидрашах и Зоѓаре ) подробно разъясняет это место. Выделю из этого лишь некоторую информацию.

Сотворение человека - не просто финальный акт всего процесса Сотворения мира. Человек содержит в себе потенциал постижения Устройства мира и - конструктивной духовной работы по восстановлению абсолютной гармонии.

Однако создание “объекта” с таким потенциалом как бы нарушало общую картину мира. Ведь краеугольный принцип в ней - “Творец - объект”. Точнее - объекты. Имеется в виду, что до человека объекты своими действиями не могли порождать другие объекты (речь - о духовных мирах).

Поэтому сама мысль о создании человека, а тем более - план, как бы внесла в “ощущения”, если можно так выразиться, всех сотворенных до этого в течение шести дней объектов некий дискомфорт. Чтобы дискомфорт этот (иначе говоря - невозможность постичь суть идеи Творения) был устранен, Тора сообщает: “...создадим человека...”, то есть - в человеке (в его душе) будут все объекты мира. И поэтому способность человеческого существа восстанавливать мир (тикун олам ), дает эту возможность каждому объекту мира. Также, как, к примеру, все пассажиры, которые сели в поезд, получают возможность добраться до станции назначения. И ничего другого от них не требуется - только сесть в этот поезд.

Проецируя это рассуждение в плоскость нашего вопроса, подчеркнем, что в создание человека (Адама) было включено все Творение.

Надеюсь, теперь понятна и фраза, о которой Вы пишете. Осталось только объяснить, ту ее часть, в которой слышится некое назидание: “...вот, Адам стал как один из нас...”. И далее говорится о наказании (изгнании из Ган Эдена

).

Речь идет о том, что Адам был сотворен идеальным (как сказано выше, в него были включены все объекты). Но нарушив заповедь - не есть плод того дерева, Адам создал новый объект - отрицательного свойства, разрушительного характера. Чтобы дать возможность Адаму исправить содеянное, восстановить гармонию, надо было внести в мир некий “потолок”, а точнее - понятие смерти. Иными словами, Адам, с одной стороны, останется полностью - “как один из нас”, то есть будет иметь способность постигать Устройство мира, с другой (тоже - “как один из нас”) - будет жить в состоянии, у которого нет временных границ (как в духовных мирах).

“Внесем в существование человека понятие “верхнего” срока времени, - как бы сказал Творец, - это поставит его перед необходимостью исправить мир, чтобы снова вернуться в Ган Эден . Ведь человек, постигающий добро и зло, знает, как хорошо вернуться в Ган Эден

Ел ли Адам плоды с дерева жизни?

Вопрос задал Григорий, г. Москва

    Григорий задал следующий вопрос : В Бытие 3:22 написано: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно." Отсюда следует, что можно было сначала съесть с древа познания добра и зла, а затем ещё и с древа жизни... Правильно ли я понимаю, что если бы Адам сперва съел от древа жизни, а потом от древа познания добра и зла, то он, навечно, был бы обречён жить под властью смерти (т.е. в состоянии, от которого Бог уберёг его в Бытие 3:22)?
Чтобы ответить на вопрос Григория, надо ответить на многие другие вопросы, которые скрываются в этом вопросе.

Вопрос № 1: Питался ли Адам от древа жизни?

Нигде в Библии не сказано, что Адам, живя в раю до грехопадения, не питался от древа жизни. Нам известно, что Бог запретил вкушать плодов только от дерева познания добра и зла:
Бытие 2:16-17 "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него" .

Написано, что Бог заповедал Адаму есть от всякого дерева в саду, кроме одного. Это означает, что Бог дал два повеления Адаму:
1. Не есть от дерева познания добра и зла.
2. Есть от всех остальных деревьев.
Древо жизни относится к разряду всех остальных деревьев. А это значит, что Адам не только имел возможность есть плоды с дерева жизни, но и действительно их ел!

Вопрос № 2: Если Адам ел плоды от древа жизни, почему он не жил вечно?

Встречный вопрос : с чего вы взяли, что для того, чтобы жить вечно, Адаму достаточно было вкусить от древа жизни всего один (или несколько) раз? Как раз наоборот, все библейские факты указывают на то, что жить вечно можно было только в том случае, если постоянно вкушать от древа жизни.
Обратите внимание на реакцию Бога в Бытие 3:22-24 "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
Бог знал, что если оставить Адама в Эдемском саду, то он будет постоянно питаться плодами от древа жизни. Бог не мог этого допустить, и поэтому изгнал Адама и Еву из Сада, и у входа в него поставил Херувима с мечом.

Вопрос № 3: Что же это было за такое дерево жизни?

Человеческим разумом этого понять невозможно. Но можно обратиться к помощи Священного Писания, и посмотреть, какие есть подсказки в нём о древе жизни:
Притчи 3:13-18 "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!"
В данном случае древом жизни является мудрость. Но не мирская, человеческая, бесовская, а мудрость Божья.

Что нам известно о древе жизни?

1. Древо жизни сейчас находится посреди рая Божия:
Откровение 2:7 "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" .

2. Описание древа жизни и его назначение:
Откровение 22:2 "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" .

3. Кто имеет право вкушать от древа жизни:
Откровение 22:14 "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами"

4. У кого может быть отнято право вкушать от древа жизни:
Откровение 22:18-19 "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей". - В данном стихе вместо выражения "книга жизни" в оригинале написано "древо жизни".

Иисус Христос - Источник вечной жизни:

1 Иоанна 5:11-14 "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную".
Иоанна 10:28 "И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей".

Что же такое вечная жизнь?

Ответ находится в Евангелии от Иоанна 17:3 "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Итак, вечная жизнь - это вечное познание нашего великого Бога, это личные взаимоотношения с нашим Творцом, Господом и Спасителем, умершим за наши грехи на кресте.

Итак, мы ответили на вопросы, соприкасающиеся с заданным вопросом. Теперь давайте рассмотрим последний вопрос: "Правильно ли я понимаю, что если бы Адам сперва съел от древа жизни, а потом от древа познания добра и зла, то он, навечно, был бы обречён жить под властью смерти (т.е в состоянии, от которого Бог уберёг его в Бытие 3:22)"?

Нет, неправильно!
Во-первых , потому, что, как мы уже выяснили, Адам питался плодами с дерева жизни. А во-вторых , давайте внимательно прочитаем, что об этом говорит Бог: Бытие 3:22 "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

Пока Адам не знал греха (зла), он свободно мог питаться плодами с дерева жизни и, благодаря этому, жить вечно. Если бы он не согрешил, то могу поспорить на что угодно, Адам был бы жив и сейчас. Но когда он ослушался Бога, что является грехом, и отведал запретных плодов, он умер. Не физически. Духовно.
А духовно мёртвому человеку нет смысла жить вечно. Почему? Да потому что он не выполняет своего предназначения, которое заключается в познании своего Творца и служении Ему. Духовно мёртвые люди живут для себя, а не для Бога. А жизнь без Бога - это Ад.
Теперь представьте себе вечную жизнь без Бога... Это вечный Ад. Ад - это место "уготованное диаволу и ангелам его" (Матфея 25:41 ). Это место, где будут проводить вечность все, кто отрёкся от Иисуса Христа: Иоанна 3:16-18 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден , потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" .

Бог многомилостив. Он не мог позволить, чтобы жизнь Адама и всего человечества была вечными муками ада. Поэтому он изгнал Адама и Еву из Эдемского сада и закрыл в него доступ. Вот от чего Бог уберёг Адама и нас с вами.

Скачать ответ в формате

Раньше я полагал, что эта фраза является самым ярким свидетельством троичности Бога в ветхозаветной литературе. Ведь сказано не так: Вот, Адам стал как Мы (здесь "Мы" можно понимать и в смысле царского "Мы"). А сказано так: "Вот, Адам стал как один из нас". Т.е. речь точно идёт о некой множественности.

Но у отцов эта фраза вроде как не была свидетельством троичности Бога (или была?). Я увидел только у преп.Анастасия Синаита триадологическое толкование "яко Едина от Нас", да и то, больше в христологическом, а не чисто триадологическом смысле. Но Анастаий Синаит младше и Златоуста, и Максима Исповедника. Его толкование, наверное, было новаторским и нетрадиционным для своего времени (?)

Приведу цитаты.

Свт.Иоанн Зластоуст. Беседы на книгу Бытия,18,2:

"Но перейдем к тому, что следует далее. И рече Бог: се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое, и ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть (Быт. III, 22, 23). Смотри опять на Божие снисхождение. И рече, говорит Писание, Господь Бог се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Видишь, какия простыя слова? Все это будем понимать богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил (первых людей). Диавол сказал им, что аще снесте, будете яко бози, и они, надеясь сравняться с Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить их, привести в сознание греха и показать, как велико их прослушание и чрезмерно обольщение, говорит: се Адам бысть, яко един от нас. Эти слова выражают большое посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты, говорит Бог, пренебрег моею заповедию, что возмечтал быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся быть, или -лучше - не тем, чем надеялся быть, а чем заслужил быть, се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Это и говорил им чрез змея диавол - обольститель, - что отверзутся очи ваши и будете, яко бози, видяще доброе и лукавое."

В том же духе толкует эту фразу и преп.Максим Исповедник. Перечитайте целиком 28 главу из "Вопросоответов к Фалассию". Там есть такие слова:

"причина многих изменений Божественных проявлений есть душевное расположение тех, кто находится под [Божиим] попечительством. Так как строившие башню прежде двинулись с востока - области света (я имею в виду [область] единственного и истинного ведения о Боге), а [затем] пришли в землю Сеннаар (Быт. 11:2-4), которая толкуется как «богохульные уста», то они впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая, словно кирпичи, речи каждого мнения, стали возводить, словно башню, многобожное безбожие. Разумеется, Бог, разрушая исповедание порочного созвучия заблуждавшихся людей, множественным образом называет Самого Себя исходя из душевного расположения опекаемых, рассеянного и разделенного на бесчисленное множество мнений, и тем самым показывает, что, будучи Единым, Он в них разделяется на многих. Так Он является Адаму, глаголя: Се Адам бысть яко един от Нас (Быт. 3:22)."

Далее божественный Максим выводит принцип: "когда Священное Писание благочестиво и [обращаясь] к благочестивым использует множественное число относительно Бога, то Оно являет всесвятую Троицу Ипостасей, таинственно обозначая образ существования всесвятой и безначальной Единицы, поскольку всечтимая, поклоняемая и всесвященная Троица Ипостасей есть по существу Единица. А когда [Священное Писание] говорит о Боге во множественном числе, [обращаясь], к нечестивым, то Оно, как думаю, опровергает их достойное порицания представление о Божестве. Ибо они полагают, что различие в свойствах является естественным, а не ипостасным, и, мысля так о Божестве, несомненно вводят ложь многобожия."

Согласно этому принципу, слова, сказанные до падения Адама: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему", - указывают на множественность ипостасей в Боге. А слова "Вот, Адам стал как один из Нас", сказанные уже после падения Адама, указывают не на троичность Бога, а являются иронией, укором Бога и как бы даже цитированием дьявола.

"Я уже говорил в главе о возведении [вавилонской] башни, что Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством и посредством свойственных нам по природе способов [восприятия] намекает на Божественную волю. Отсюда Писание показывает Бога не просто глаголющим: се Адам бысть яко един от Нас, но (конечно, после преступления [заповеди]) присоединяет еще и [указание на] причину (подобного] речения, которую вы, не включив в вопрос, пропустили и которая, однако, делает ясной всю мысль. Ибо Писание, говоря: се Адам бысть яко един от Нас, еще добавляет: еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Быт. 3:22). Ведь поскольку диавол вместе со [своим] советом научил [уже] человека многобожию, изрекши: в оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5), постольку Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: бысть яко един от Нас, [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия.
И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний...
Писание, представляя Бога усвоившим страсть Адама, опровергает Адама, [внявшего] совету змия, приводя его к осознанию губительной для него вздорности многобожия, имеющего своим истоком ложь."

Но другой Отец Церкви - св. Анастасий Синаит - как бы возражает тем, кто толкует это место так же, как Златоуст и Максим, говоря: "Слова: Вот, Адам стал - после преступления [заповеди] - как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: вы будете, как боги (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: Вот, Адам стал как один из Нас. Если змий словами вы будете, как боги научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: Стал как один из Нас, то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы (II, 2, 5)."

Митр.Филарет Московский следует Златоусту и Максиму, говоря: "Слова сии очевидно соответствуют обещанию искусителя будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5), и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное".

А далее следует мысль, напоминающее толкование Анастасия Синаита: "Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный Совет о судьбе падшего человека, подобный первому Совету о его сотворении. Поскольку же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной".
[Филарет Московский, свт. Записки, руководствующия к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие: В 3 ч. Ч. 1: Сотворение мира и История перваго мира. - М.: Московское Общество любителей духовнаго просвещения, 1867. - С. 74.]

  • Город Москва
  • Вероисповед.: католичество

Блж.Феодорит Кирский. Сокращённое изложение божественных догматов, глава 3:

"Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют нетварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт.1:26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых".

Интересно, что и блж.Феодорит (вместе с Златоустом) не приводит слова "как один из нас" в качестве свидетельства троичности Бога, а приводит слова "Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему".

  • Город Charcovia
  • Вероисповед.: РПЦ

Я думаю, что в словах Бога "Вот, Адам стал, как один из Нас" действительно звучит ирония. Надо отметить, что в переводе на разговорный французский это место звучит следующим образом: "Вот, человек стал, как бог (un dieu)...".

  • Город Москва
  • Вероисповед.: католичество

Или, как толкуют Златоуст и Максим смысл Божьих слов: вот, Адам и Ева стали богами, как и обещал им дьявол. Теперь их слава - это их нагота. Хороши боги.

О том, что Адам и Ева впали в многобожие говорит и (Псевдо)-Иустин в "Увещании к эллинам":

«21. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один (43), как Он Сам свидетельствует чрез пророков Своих, говоря: Я Бог первый и последний и кроме Меня нет другого Бога (44). Поэтому, – как я выше сказал, – Бог, посылая Моисея к евреям, не упоминает ни о каком имени Своем, но таинственно обозначает Себя посредством причастия (Сый) и тем дает знать, что Он есть един. Я – Сый, – говорит Он, противопоставляя Себя, как сущий, тем, которые не существуют, дабы прежде заблуждавшиеся познали, что они были привязаны не к сущим, а к тем, которые не существуют. Ибо он знал, что между людьми еще не исчезло то древнее заблуждение прародителей, в которое захотел вовлечь их человеконенавистник демон, говоря: если вы послушаетесь меня преступить заповедь Божию, будете как боги (45), называя богами несуществующих, чтобы люди думая, что есть и другие боги, поверили, что и им можно сделаться богами; поэтому-то Бог сказал: Я есмь Сый, – чтобы посредством причастия «Сый» показать различие сущего Бога от несуществующих. Когда же люди, поверивши обольщению демона, осмелились преслушаться Бога и вышли из рая, то они запомнили, что им было говорено о богах, а Бог еще не открыл им, что нет других богов (кроме Его); ибо несправедливо было несоблюдших первой заповеди, которую сохранить было так легко, еще учить, но следовало подвергнуть их праведному наказанию. Итак, изгнанные из рая, они думая, что изгнаны только за непослушание Богу, а не за то также, что поверили, будто есть боги, которые не существуют, – передали эту мысль о богах и своим потомкам. Таково происхождение ложной мысли о богах, которая получила начало от отца лжи. Бог, видя, что ложная мысль о многобожии, подобно какой-нибудь болезни, обременила душу людей, восхотел уничтожить ее; поэтому Он, явившись сперва Моисею, сказал Ему: Я есмь Сый. Ибо, – я думаю, – надлежало, чтобы будущий начальник и вождь еврейского народа первый из всех позвал сущего Бога. Посему явившись ему первому, сколько возможно Богу явиться человеку, сказал ему: Я есмь Сый. Потом, посылая его к евреям, повелел ему сказать тоже и им: Сый послал меня к вам».

(43) Ср. Иуст. 2 апол. гл. 6.
(44) Исаии XLIV, 6.
(45) Ср. Быт. III: 5.

Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

СЛОВА ИЕГОВЫ: "ВОТ, АДАМ СТАЛ КАК ОДИН ИЗ НАС"
Джон Гилл

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт.3.22

В трех первых главах Книги Бытия мы видим повествование о создании и падении мира и человеческой природы. Первая глава дает нам сжатое повествование о сотворении вселенной, о многих этапах, в которые Творец всего благоволил совершить его, и в особенности о создании человека, этого венца всех дел Божиих в этом дольнем мире. Вторая глава описывает нам то счастье, которым пользовался человек во время его пребывания в состоянии невинности, а именно, что он был любимцем неба, господином этого мира, все существа были в подчинении у него, он был благословлен всеми удовольствиями от удобств и прелестей природы, так как находится в самом приятной и плодотворном месте в мире; у него было большое знание о Боге и общение с Ним. Тем не менее "человек не пребыл в чести; он уподобился животным, которые умирают", потому что в третьей главе мы слышим о его бегстве от Бога, о том, кто был основным инструментом этого, какими хитрыми методами он осуществил это, а также о страшных вещах, которые за этим последовали, а именно о вине и осуждении всех, кто принял участие в этом великом бунте, и о приговоре, вынесенном каждому из них Богом, Судией всех. Это изложение продолжается почти до слов, которые я прочитал и которые произнес Сам Бог относительно Своего падшего творения, человека, в котором Он может наблюдать эти две вещи:
1. Его нынешнее и падшее состояние;
2. Предотвращение возможности того, чтобы он съел от древа жизни.
I. Вот заявление, сделанное Самим Иеговой относительно или нынешнего человека, или его прошлого состояния. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас". Здесь следует рассмотреть: 1) Кто это говорит, 2) почему это сказано и что значит "нас", 3) кому это сказано, то есть человеку или Адаму; 4) способ, которым это говорится.
1. Необходимо прежде всего рассмотреть, Кто это говорит и о Ком сказано, что это Иегова Элохим, Господь Бог. "И сказал Господь Бог": я понимаю так, что это Второе Лицо Троицы, обещанный Мессия, Который продолжает говорить со стиха 8. Это было общее согласие древней еврейской Церкви, как ясно из Таргумов, то есть парафразов на эту книгу. Онкелос перефразирует ст.8 так: "И услышали голос Слова Господа Бога"; также у р. Йонатана бен Узиэля ст.9 по Иерусалимскому Таргуму звучит так: "И Словом воззвал Господь Бог к Адаму". Ст.10 и у Онкелоса и у Йонатана звучит так: И он сказал: я услышал голос, Слово Твое в саду". Речь идет ни о ком другом, как о Личности, которую евангелист Иоанн, в начале своего Евангелия называет Слово, когда он говорит: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Таким же образом Иерусалимский Таргум перефразирует слова нашего текста: И Слову сказал Господь Бог: вот человек, которого Ты сотворил; и это сказано о Той же Личности.
Кроме того, Личность, о Которой идет речь, обладает таким характером, который явно обнаруживает, что это Мессия, ибо здесь дается образ всех трех Его служений - Царя, Пророка и Священника. Он судит, призывая человека к ответу, разбирая в законном порядке обвинение его в измене и затем вынося приговор, и это часть царского служения Христа: "Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну". Он также является как Пророк, возвещая будущую жизнь и спасение падшего человека через обещанное Семя и потому наставляя человека в том, как это произойдет. Сын Божий, Который был посвящен во все Божьи советы и решения относительно человека, подлежавшие на Нем исполнению, был Тем, Кто должен был стать великим Пророком в Израиле, и через Кого должны были прийти благодать и истина. Он также явился как Священник, сотворив одежды кожаные и дав их Адаму и жене его. Это были шкуры убитых животных, которые, по всей вероятности, были убиты в жертву, и были прообразом для Христа, великой Жертвы, ибо Он как великий Первосвященник совершил примирение за грех и принес вечную праведность, в которую облечены все Его люди.
Более того, я не сомневаюсь, что эта славная Личность явилась тогда в образе человеческом, чтобы наши прародители в раю, когда им была возвещена весть о благодати, не просто услышали Его голос; и когда говорится, что Он прошел между ними, почему мы не можем предположить, что Он явился им в образе человеческом, как прелюдия Его будущего Воплощения и для подтверждения их веры в Него, как Он явился сделал Аврааму в долине Мамре, и Иакову, как Некто, с Кем он боролся до рассвета, а также многим другим? Пожалуй, это можно назвать правилом, которое признает немногие, если вообще какие-либо, исключения, что везде, где, в Ветхом Завете мы читаем, что Бог говорит громким и отчетливым голосом, или является в любой видимой форме, то это есть Сын Божий, обещанный Мессия, и скорее всего, наш Господь говорит именно об этом евреям о Своем Отце: "А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели" (Иоан.5.37). И на самом деле уместно сказать, что видимым образом могло появиться тогда лишь Слово, которое должно было стать плотью и обитать среди нас. Отсюда можно указать:
Во-первых, на существование Христа до воплощения. Последователи Социна отрицают это, и утверждают, что Он не существовал до Его воплощения от Девы. Но эта истина явствует из многих неоспоримых фактов. Он существовал во времена Моисея и пророков, и до Авраама, как Он Сам говорит: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8.58). Он существовал в начале всех вещей, ибо в начале было Слово, и Он был прежде всего, и все Им стоит.
Во-вторых, на истинную и подлинную Божественность Христа. То, что Личность, о Которой здесь идет речь, есть полностью и истинно Бог, ясно из благоговения и страха пред Его величием, которые пали на наших прародителей; из Его совершенного знания дел Адама и состояния, которое он принес себе и своим потомкам, из власти, которую Он осуществлял в испытании и обвинении человека, и в раскрытии Семени жены, которое до этого было тайной, сокрытой в сердце Бога от века; ко всему этому можно добавить, что Он прямо назван в тексте как Господь Бог, то есть именем, которое не принадлежит никому, кроме Бога Всевышнего (ср. Пс.83.18 KJV).
В-третьих, то, что сказано в этих словах: вот, Адам стал как один из нас, что бы ни понимать под ними (этому мы посвятим дальнейшее исследование), безусловно сказано от имени Бога, Который далее предотвращает возможность того, чтобы человек съел от древа жизни, что было бы теперь не во благо для человека, а во вред ему; зная это, Господь, Который принес послание милости, облекает Адама и его жену в кожаные одежды, которые помешали бы им сделать это.
2. Часто спрашивают: кто есть "Мы", один из Которых человек?
Во-первых, некоторые еврейские толкователи, которым также следуют некоторые христиане, говорят, что эти слова используются как знак царственной власти по обычаю царей, которые в своих указах и воззваниях обозначают себя во множественном числе. Но эта придворная манера говорить не известна в древности среди восточных народов, и, пожалуй, впервые была введена римлянами. В Священном Писании ни один человек, сколь бы велик, горд и высокомерен он ни был, не говорит о себе во множественном числе. Те чтения, которые настаивают на обратном, еврейские ученые, как Ибн Эзра в своем толковании на Быт.1.26, отвергают как подложные. Кроме того, когда цари и князья дают таким образом свои указы и прокламации, они имеют в виду лишь свой тайный совет, который и имеется в виду в этом выражении; так что по сути эта уловка оказывает услугу антитринитарием.
Во-вторых, другие вынуждены понимать под этим выражением ангелов, которым так говорит Господь. Но они не есть Его сподвижники и не обладают равным с Ним достоинством и властью. Они никогда не были посвящены в Его тайный совет, Он не советуется с ними, и они не были Ему помощью в формировании человека; также ни один из них не создан по Его образу и подобию, как человек. Они лишь слуги Божии, исполняющие волю Его, "служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение".
В-третьих, я полагаю, что мы должны понимать этот текст как обозначеник Трех Лиц Троицы, Отца, Сына и Духа, ибо Тот же Триединый Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. То же выражение используется Господом в Иоан.14.23: "Иисус сказал ему: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель с ним сотворим". Здесь упоминаются по крайней мере два Лица - Отец и Сын. Этот прямой смысл текста показывает, что учение о Троице - не римская доктрина. Это учение не только Нового, но и Ветхого Завета, и хотя оно яснее обнаруживается в Новом Завете, чем было в Ветхом, даже там у нас есть обилие свидетельств этому. Нигде оно не высказано более полно и сжато, чем в словах, предназначенных для использования в формуле крещения: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мтф.28.19). Нет также более сильных доказательств ему, чем описание крещения нашего Господа в Мтф.3.16-17. Но хотя это было более явно раскрыто в Новом Завете, все же это не было неизвестно Моисею и пророкам, и более того, это было открыто нашим прародителям в саду Эдема.
3. Тот, Кто это говорит, есть Человек, о Котором мы читаем в учении Писания о двух Адамах, первом и Втором. Первый Адам есть земной и перстный, Второй же Адам есть Господь с неба, Истинный Мессия, посланный от Оттуда быть Искупителем погибших грешников. Можно отметить, что некоторые еврейские авторы имеют понятие о двух Адамах, один из которых есть просто человек, а другой пребывает с Богом от вечности, но они отвергают понятие, что Второй Адам есть Сам Бог.
Теперь вопрос в том, какой из двух Адамов здесь имеется в виду. Когда евреи говорят о небесном Адаме, они также понимают слова Господа как направленные к ангелам; но мы знаем, что после несчастного падения человека ему была открыта тайна его искупления, и Кто был Автором его, а именно Тот Адам, Который был с Богом от вечности и Который един с Богом, а также со всеми, кого любит Бог. Последнюю часть текста иногда толкуют как предотвращение немедленного выхода этого небесного Адама на дело искупления, которое было перенесено на более отдаленное время, и при этом ангел был послан, как посланник, познакомить падшего Адама с этой тайной, чтобы он не был раздавлен чрезмерной печалью о том, что разрушил себя и все свое потомство. При том, что здесь есть нечто сказочное, это показывает, что древняя еврейская Церковь имела некое понятие о Мессии Искупителе как о Втором Адаме. Здесь, однако, речь не идет об этом Человеке, но мы хотим понять, как это относится к нашим прародителям Адаму и Еве, которые и были наречены человеком: "Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день, когда они были созданы" (Быт.5.2). Оба они были созданы после образу Божию и подобию Его, и оба впали в преступление.
4. Суть того, что содержится в этих словах, и каким образом она передается нам, вытекают отсюда. Многие толкователи понимают их как иронию или сарказм, насмешку или издевку на обман человека сатаною, который сказал нашим прародителям, что они должны будут стать как боги, знающие добро и зло; и попавшись на эту лживую приманку, они были вовлечены в преступление и разрушили себя. Этот скрытый смысл, возможно, имел в виду для них сатана, который вещал его через своих оракулов языческому миру, и мы можем быть уверены, что наши прародители поняли его слова как свое равенство с Всевышним Богом, что завлекло их в сеть и привело к погибели. Здесь может действительно иметься в виду, что они должны быть, как ангелы, которых называют Элохим, боги или высшие силы, в Пс.8.5, и так Ионатан в своем Таргуме перефразирует Быт.2.5. Возможно, сатана хотел спроецировать это на своих ангелов, поддержавших его, в которых он мог быть уверен. Действительно, в силу своего греха, они получили горестный опыт познания добра и зла, хотя и как отступники. Тем не менее, я говорю: ясно, что Адам и его жена понимали это иначе. Господь здесь, укоряя человека, действительно с иронией говорит: вот, Адам стал как один из нас. Как если бы Он сказал: посмотрите на человека, которому сатана ложно обещал равенство с Богом и он тщетно ожидал этого; теперь он стоит в кожаных одеждах, будучи вынужден шить смоковные листья, чтобы сделать опоясание и прикрыть свою наготу. Он в стыде и позоре за свою глупость; и этот человек похож на Бога? Ему было обещано это, и он этого не достиг; он был призван к более возвышенному положению, нежели то, в котором он был создан, но в какую низость он погрузился! Это очень похоже, хотя и с другим знаком, на слова Пилата, сказанные, когда Христос был приведен к нему в терновом венце, и он сказал евреям с сарказмом: вот Человек! (Иоан.19.5). Не то чтобы мы должны представить себе, что Господь Бог здесь радуется страданиям человека, оскорбившего Его, ибо Он сжалился над ним, помнит его и в низости его, и, в Своей любви и жалости избавил его. Он говорит так, чтобы привести человека к ясному видению своего греха, к стыду и истинному покаянию в нем, чтобы вполне разоблачить подлость дьявола и коварные козни, которые он использовал для обмана человечества, так что наши прародители просто не поняли его затей. Я должен признать, что я с трудом могу представить, что эти слова были сказаны не всерьез, ибо трудно помыслить, что наш великий Мессия, впервые возвещая Евангелие, как выразился один автор, "шутит над страданиями человека", тем более что эти слова относятся к членам Его Церкви. Таким образом, я склонен думать, что это было сказано серьезно и выражает реальную суть вещей, и может быть понято так.
Либо это провозглашение реального состояния человека и состояния тех, которые, хотя и отпали от состояния невинности, теперь должны рассматриваться как верующие во Христа, как восстановленные и оживотворенные по благодати, так что они вполне могут быть обозначены в качестве "одного из Нас". Ибо:
1. Адам стоял пред Ним облеченный в праведность Христа, которая была прообразована в кожаных одеждах, что Господь сделал для него, потому что в Его замысле он должен был рассматриваться внутри Троицы, как и Господь Иисус, Чья праведность была уделена ему, ибо тот, которому вменено, есть праведник, как Он праведен. Поэтому есть так много сходства между Христом и верующими через Его завершенное дело, так что Он и Его Церковь называются одним и тем же именем (Иер.23.6,16).
2. Адам и Ева были теперь возрождены по благодати, чтобы стать были подобными образу Христа, Который является первородным между многими братиями; это является уделом всех избранных, предопределенных к этому Богом, и потому он есть один из Нас. Это процесс нового творения в образе Божием, вызванный Духом и через возрождение взращивающий в нас все, что дает нам славу Личности Христа, и он будет завершен уже в другом мире, когда святые уподобятся Ему и увидят Его как Он есть.
3. Адам мог верить теперь, что он состоит в единстве с Отцом, Сыном и Духом, как и все верующие. Этот союз очень строг и полон, так что слова "один из Нас" подразумевают Христа, Который должен был полностью проявиться в этих условиях: "Да будут все едино, как Ты Отец во Мне, и Я в Тебе... так и они да будут в Нас едино". Это выявится вполне, когда мы будем удалены из нынешнего несовершенного состояния.
4. Адам был теперь в состоянии дружбы с Богом. Это правда, что грех разделил и разрушил эту прежнюю дружбу между Богом и человеком, но теперь человек был примирен с Богом через предназначенную для этого смерть Сына Божия, которая по вере Адама была доступна ему в обетовании и прообразе, и также через работу Духа Божия он был поставлен на спасительный путь к обетованному Семени.
Либо же эти слова должны рассматриваться как выражающие состояние Адама до грехопадения, ибо они могут быть истолкованы следующим образом: вот, этот человек был как один из Нас; это, я полагаю, является вернейшим чтением и подлинным смыслом слов. Это понятие, как я полагаю, дается и утверждается многими еврейскими учеными применительно к доле человека в его первом творении, ибо он был в образе и подобии Божием, состоявшем:
Во-первых, в форме и конституции его тела. Тело Христа, которое было подготовлено для Него Богом, является, бесспорно, славой человеческой природы. Необходимо отметить, с какой тщательностью оно было создано в глубине глубин этого мира, то есть в утробе Девы, силою благословенного Духа, по тайному замыслу вечного Божьего разума. В самом деле, в книге Его вечной цели были написаны все Его члены, и в полноту времени они "были вылеплены, когда еще не было ни одного из них". Представляется теперь, что, в соответствии с идеей человеческого тела Христа, в видении Божием от века, было сформировано и тело Адама. Христос действительно, как сказано, явился в подобии плоти греховной вкусить той же плоти и крови, что и дети Его, чтобы во всем уподобиться братиям, которые, как сказано также, от плоти Его и от костей Его. Вполне может быть так, что тело Адама было сформировано в соответствии с идеей тела Христова, которое было в Божием разуме от века, и несомненно, что тела святых в воскресении будут вылеплены по подобию славного тела Христа (Фил.3.21). Я не вижу причин, почему тело Адама не может быть сформировано в соответствии с идеей тела Христа в разуме Божием. Поэтому может быть очень хорошо сказано о нем, особенно в его состоянии невинности, прежде чем он согрешил, и его тело стало подпадать слабости, болезни и смертности, что он был одним из Нас. Но это не все, в чем заключались образ и подобие Божии в нем.
Во-вторых, они также проявились в правоте его ума, потому что Бог создал его правым. Человек вышел из рук своего Создателя святым существом. Бог вложил в него образ Своей святости, так что он был, в какой-то мере, свят как и Творец. Поэтому в восстановленном состоянии он назван новым человеком, который создан по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4.24).
В-третьих, этот образ Божий, в котором человек был создан, проявился в той мудрости и знании, которыми он был наделен и которые в некоторых случаях явлены нам: он мог дать имена всем тварям, он знал о своей жене, как только она была приведена к нему, кто она такая и откуда она была взята, а также знал добро и зло, как сказано в некоторых чтениях: вот, этот человек был как один из Нас, зная добро и зло. Я знаю, что это приводится в качестве возражения против данного смысла этих слов, и утверждается, что Адам не знал добро и зло до падения. Это правда, что он не знал зло в том же смысле, как сказано о Христе, что Он не знал греха (2 Кор. 5.21), то есть не знал таким образом, чтобы совершить его, но знал природу этого бедствия, его противоречие с явной волей Божией и его гибельные последствия, и это знал и Адам. Но я рискну утверждать, что в этом смысле у Адама было более изысканное и полное знание добра и зла до его падения, нежели впоследствии.
В-четвертых, это так потому, что этот образ состоял также в его власти над всеми существами. В своем первом творении он был создан как их господин (Быт.1.26). Представляется важнейшим сходством с Божественным величием то, что все твари должны были подчиняться его словам, как это очень конкретно и красиво описано в Пс.8.5-8. Таким образом, человек был как один из Нас, и какими словами можно сравнить его прошлое с его нынешним состоянием? Сей человек был как один из нас, но что он сейчас? Он страшно изменился; он уже не тот человек, что был; его тело, которое было крепким, надежным и свободным от всех болезней, теперь стало слабым и хилым, подверженным всяческим расстройствам и самой смерти. Сейчас это просто дом из глины, которая имеет свое основание в прахе, и вскоре должна будет вернуться к своему истоку. Его душа, которая была создана правой, ныне лишена ее изначальной праведности и исполнена всякой неправды. Его разум, который изобиловал всей мудростью и знанием, теперь помрачен. Человек, который был любимцем неба и обладал дружбой со своим Творцом, теперь отчужден от Него, и тот, кто был властелином этого мира, чьему слову подчинялась всякая тварь, в настоящее время является рабом своей собственной похоти, и боится тех тварей, которые были созданы ему на пользу! Странное и внезапное изменение, в самом деле! Таким образом, человек в падшем состоянии уже не обладал той свободой воли, которую приписывают ему евреи, как говорит тот же Таргум Онкелоса: и Господь Бог сказал: вот человек, является единственным в мире, кто знает добро и зло. Мы закончили с первой частью текста, которая говорит обо всем, касающемся прошлого или нынешнего состояния человека.
II. Что значит это ограждение от древа жизни: "и теперь, чтобы он не простер руку свою, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно". Есть ли это намек на то, что есть такая опасность, или, Мы должны позаботиться, чтобы он этого не делал, и потому человек был изгнан из рая, как описано дальше? Смысл может быть таков, что человек в его изначальном состоянии, был как один из Нас, но теперь, по его греху, он привел себя в плачевное состояние. Он совершенно изменился, он не тот человек, что был прежде, и видя, что он так развратился, следуя тому, что растленное сердце подсказывает ему, а буйная фантазия разогревает - то чтобы он не простер руку свою вкушать от древа жизни, чтобы жить вечно, весьма целесообразно изгнать его из Эдема, чтобы он не предпринял такую попытку.
Две вещи, которые здесь важны: I. Чем было это древо жизни. II. Почему Адаму возбранялось есть от него после падения.
I. Прежде всего следует учесть, чем было древо жизни. В том, что оно было реальным в саду Эдема, а не просто образом или аллегорией, я никак не сомневаюсь. Весьма вероятно, что оно могло быть полезно для тела Адама, сохраняя его и продолжая в нем жизнь в состоянии его невинности. Я не буду утверждать, что я могу описать это древо, его качества и плоды, но вряд ли можно сомневаться, что это был также и символ.
1. Это был знак и символ зависимости его жизни от Бога. Когда человек видел это древо и мог есть от него, он знал, что Бог дал ему жизнь, и Его присутствие сохраняет его душу. Своей жизнью он был полностью обязан Богу, в Нем он жил, двигался и существовал.
2. Это был знак и символ, подтверждающий, что жизнь человека будет продолжаться, пока он будет послушен Божественной воле. Я не буду говорить, что это было подтверждением того, что через некоторое время человек должен был быть введен в небесную и сверхъестественную жизнь, если бы он продолжал подчиняться Божественной воле, ибо я убежден, что Бог никогда не замышлял, что человек должен достичь вечной жизни просто через послушание завету дел. Ибо, как сказал апостол: "Если бы дан был закон, который мог бы дать жизнь, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал. 3.21). Но это никогда не было намерением Бога. Он дал другой способ спасения в Своем вечном завете.
3. Это могло быть также прообразом Христа, или по крайней мере намеком на Его приход в Ветхом Завете (Притч.3.18, Откр.2.7, 22.2,14), ибо Он есть Автор и Господин духовной и вечной жизни. Как Посредник Он был призван Своим Отцом в совете и завете мира. Он искупил Адама Своей Кровью, и соединил его с Собой, ибо "наша жизнь сокрыта со Христом в Боге".
II. Почему же Адам после его падения был огражден от этого древа? Некоторые считают, что естественные или сверхъестественные силы, пребывающие в древе, могли бы продлить его жизнь после падения на много веков или неограниченно долго, и причиной, почему Бог не дал ему доступа к древу, было или сострадание к Адаму, чтобы он не мог жить долгой и утомительной жизнью, сопровождаемой скорбями и печалями, которой он теперь подлежал, или в качестве наказания, дабы он был не в состоянии уклониться от смертного приговора, который был вынесен ему.
Но ни одно из этих объяснений не представляется верным. Не первое, бывший, потому что можно сделать вывод, что если это древо обладает силой продлить жизнь, то оно может сохранить также от всех скорбей тела и мук души; и не последнее, ибо невозможно, чтобы от приговора Божия можно было бы уйти таким простым путем в пустыне греха, ибо это подвергло бы сомнению правдивость и благость слов Бога. Если бы в этом древе была заложена Богом такая сила, чтобы Он благоволил через него снять последствия падения, то это не имело бы для Бога никакого смысла, и Он никогда не ставил такой цели. Мы едим каждый день, и если Бог удерживает благословение, или отнимает естественную силу, Он не даст никакой пищи для нашего тела.. Ибо "человек не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мтф. 4.04). Так что не было никаких причин такого рода для такой охраны у этого древа, как "херувим и пламенный меч обращающийся", чтобы защитить его. Истинная причина этого предупреждения, следовательно, другая.
Адам не должен был иметь никакой надежды на продление жизни, тем более навеки, кроме Христа, обещанного Мессии. Адам мог подумать, что если это древо было полезно для него, в его состоянии невинности, чтобы сохранить ему жизнь, то это будет так сейчас, и тем самым впал в соблазн забыть обещанное Семя, от Которого лишь у него были основания ожидать жизни и спасения. И теперь, чтобы он не мог быть побежден этим искушением, Господь счел целесообразным изгнать его из рая и охранить древо. Ибо нет ничего более характерного для человека, чем искать жизнь где угодно, только не во Христе. Он испытывает естественное отвращение к этому. Вы не хотите придти ко Мне, говорит Христос, чтобы вы могли иметь жизнь. Нет, люди готовы идти скорее на гору Синай или в мир сей, чем идти ко Христу, надеясь, что они могут получить жизнь как-то иначе. Но Бог предоставил им Христа как единственный путь жизни и спасения, и человек не должен приходить к Нему со своими делами праведности, как хотят многие. И потому древо до сих охраняется таким образом, что тот, кто стремится к праведности и жизни, по его собственным делам, попадал под пламенный меч правосудия, и в то время как он стремится застраховать свое собственное спасение, он притягивает к себе только погибель. В целом, я не считаю эти слова имеющими отношение к мнимому событию, то есть, что было бы, если бы Адам вкусил от этого дерева, но к напрасному мнению и глупым ожиданиям, что он мог добиться жизни таким способом, то есть самому.
Объяснив эти слова, сделаем из них некоторые выводы.
1.Познаем, следовательно, убогую и мерзкую природу греха. Как скоро человек, венец дела Божия в этом мире, разрушил себя и его! Весь мир оказался под проклятием из-за него, ибо "грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5.12).
2. Рассмотрим суету, которую мы ищем в жизни своими силами. Это не только то, что Бог не создал, но также то, против чего Он всегда и во всем.
3. Увидим благодать Бога, обеспечившего Спасителя для падшего человека, причем раскрытие этого сразу же было дано ему. Спаситель был предоставлен до того, как грех был совершен, и был явлен, прежде чем человек был изгнан из сада, так что он не может иметь повода отчаиваться в жизни.
4. Давайте не будем держаться тщетного смысла жить, каковы наши дела, стремления и то, что мы пытаемся из себя показать, но будем взирать только на Христа, ибо Он Древо жизни для тех, кто держится Его, и блаженны те, кто хранимы Им (Притч.3.18).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок