Эстетические принципы. Основные эстетические категории и принципы искусства

Стиль барокко возникает в Италии, в стране раздробленной на мелкие государства, в стране, испытавшей контрреформацию и сильнейшую феодальную реакцию, где богатые горожане превратились в земельную аристократию, в стране, где пышным цветом расцвели теория и практика маньеризма и где вместе с тем во всей яркости сохранились богатейшие традиции художественной культуры Возрождения. У маньеризма барокко взял его субъективность, у Ренессанса -- его увлечение реальной действительностью, но и то и другое в новом стилистическом преломлении. И хотя пережитки маньеризма продолжают сказываться и в первом и даже во втором десятилетии XVII века, по существу, преодоление маньеризма в Италии может считаться завершенным к 1600 году.

Одной из проблем, характерных для эстетики барокко, является проблема способности убеждения, берущая свое начало в риторике. Риторика не отличает правды от правдоподобия; в качестве средств убеждения они представляются равноценными -- а отсюда следует иллюзорность, фантастичность, субъективизм искусства барокко, сочетающийся с засекречиванием техники «искусства» произведения эффекта, создающего субъективное, вводящее в заблуждение впечатление правдоподобия.

Исходя из того, что главным понятием эстетики барокко является способность убеждения, она понимается как умение убеждать зрителя с помощью специфического инструмента воздействия, каким является произведение искусства. Риторика украшает речь, придает понятиям и предметам формы более легко воспринимаемые. Риторика неразрывно связана с литературой и поэзией, которая нередко отождествляет себя с риторикой. Способность убеждения должна убедить, затронуть, удивить того, кому предназначено. Автор поэтому должен знать до мелочей того, кому предназначено его произведение, должен изучать их и руководствоваться этим знанием, создавая свои произведения.

Существуют ли какие-либо признанные и обязательные в силу своей эффективности методы убеждения зрителя, читателя, слушателя? Годятся все методы при условии, что они достигают свою основную цель, -- убеждают того, кому предназначены. В этой связи отодвигается на задний план, становится несущественной проблема истинности или ложности произведения искусства. Иллюзорность становится принципом. Читателя и зрителя следует прежде всего ошеломить, удивить, а сделать это можно с помощью умелого подбора странных и необычным образом составленных картин.

Большинство теоретиков барокко были литераторами, однако в их высказываниях ясно ощущается главная тенденция эпохи барокко -- к сближению различных видов искусства. Все искусства взаимосвязаны и обладают единой сущностью. Они разнятся только способами выражения.

Предромантизм был оптимистичен, ВР - пессимистичен. Жизнь Жуковского – идиллия, жизнь Байрона, Пушкина, Лермонтова – трагедия. ВР выражает разочарование в самой возможности быть свободным иначе как ценою жизни. Мы можем сказать, что ВР несет необузданный порыв к свободе. Он так же несет культ одиночества. Герой высокого романтизма одинок. В целом мире. У него есть огромная любовь и всегда – любовь неразделенная. У него есть культ дружбы – и далеко не всегда дружба разделенная. Среди людей отзвука его переживания нет. Он ищет близости в природе. Ему свойственен культ природы. Но не лесочки, травка и речка- это предромантизм. Природа ВР – это высокие горы с вершинами, покрытыми снегами, скалы, океан, пустыня. А любимые животные ВР - конь и олень. ВР тягетеет к экзотике. Либо экзотика географическая (романтик не будет описывать деревню, в которой он живет, город, нет. Он опишет Кавказские горы). А Баратынский служил в армии, и как он мог описывать то,чего не видел? Он нашел свою экзотику – его полк перевели в Финлиндию. И он пишет оду «Финляндия». Или экзотика историческая (не наше время, а средневековье). Иногда и то и другое совмещается. Вр присуще восприятие жизни как двоемирия. Жизнь эмпирическая (доступная чел.чувствам)

И жизнь эмпирическая находит отзвук в бытии трансцендентальном (этот философский термин означает в переводе «потусторонний». Например, Лермонтов пишет «Сон». Для того, чтобы такое написать, он должен был это увидеть. Но он не мог это увидеть в реальном мире. Это ему дано в трансцедентальном восприятии. И вот тема сна одна из самых типичных для романтизма.

ВР как и предромантизм опирается на фольклор (уст.народ тв-во). Легко указать главные жанры ВР. Самые распространенные жанры, излюбленные. На первом месте стоит элегия. Другая, чем элегия предромантизма, но элегия. На втором месте – баллада. Опять же баллада и в предромантизме была одним из центральных жанров, но в ВР баллада другая, обычно кровавая. Далее -послание. Примерно такое же как в предромантизме. Историческая повесть. Причем были такие разновидности этого жанра – историческая, морская, светская. Можно выделить основные темы ВР.

1. Бегство от родины. Это тема жизни поэта-романтика

2. Возвращение на родину. Но такое возвращение,когда героя никто не узнает, а узнав, встречают неприветливо. Например, Чацкий Грибоедова. Темы некрасовских, есенинских элегий.

3. и тема, простертая над всем элегическим творчеством, тема всепобеждающего времени. У Твардовского есть замечательное произведение: «памяти матери». И у Ж, и у любого из романтиков.

Вы не найдете толкового определения элегии. Но логика знает 2 типа определений. Мы даем определение через ближайший род и видовое отличие. Есть и другой способ определения, через перечисление существенных признаков. Вот я вам перечислил основные эстетические принципы ВР и это же – основные признаки элегии.



Из истории высокого романтизма в России. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Вяземский один из первых в России узнал поэзию Байрона. Хотя мать его была англичанка, но английского языка он не знал. Но Байрона, вскоре после того, что он начал печататься, оценили и стали печатать французы. А для В фр.язык был 2-м языком. И вот он один из первых в России узнал Байрона и уж первым по достоинству оценил его. Он понял, что Байрон – это знамя высокого романтизма во всем мире.

В 1817 году он вынужден был ступить в службу. Получи л назначение в Варшаву. (В то время столица Польши). Он стал чиновником в царско-польской провинции. Но такой парадокс - он стоял у такой блестящей карьеры, и в тоже время питался идеями фр.революции конца 18 века, был одним из дворянских революционеров, причем не особенно скрывал свои взгляды от царя. Потому и Байрона любил, что видел в нем бунтаря-революционера, и в 1821 году он от службы был отстранен. Жил в имениях, а главным образом в Петербурге. Но к тайному обществу дворянских революционеров не примкнул , и в день восстания на Сенатской площади его не было. Было не так уж мало людей среди просвещенных дворян, которые разделяли взглядов декабристов, но участия в восстании не принимали. По идейным соображениям. Таким был Грибоедов, Чаадаев, князь Вяземский. Их назвали «декабристы без декабря». И точно, и романтично. Вяземский был декабристом без декабря. Сохранилось письма 1819 года, где он пишет: «Я все это время купаюсь в пучине поэзии. Читаю и перечитываю лорда Байрона…

Что за скала из коей бьет море поэзии! Племянник читает ли по-англияйски? (племянник – А.С. Пушкин. Он только начинает свое творчество – но на него уже возлагают надежды) Кто в России читает по-английски и пишет по-русски? Давайте его сюда! Я за каждый стих Байрона заплачу ему жизнью своей». И вот 1820 год. Вяземский получает от Пушкина переписанную элегию «Погасло дневное светило». Это очень рецепуия из одного места «Паломничесвтва Чайльд-Г». Рецепция восприятия. И приятель ему пишет, которому Пушкин тоже прислал список, приятель В пишет, читал ли он элегию. Вяземский отвечает: « не только читал П, но с ума сошел от его стихов. Что за шельма! Не я ли нашептал ему эту Байронщину!». С августа 1820 года ВР на 20 лет утвердился в России, как ведущее лит.направление старшей линии лит.процесса как широкое движение, охватившее писателей нескольких поколений.

Мы с вами говорим о ВР как о лит.направлении. А есть еще взгляд на романтизм, как на большой стиль эпохи. Он был в лит, искусстве. Мы знаем Делакруа, Гойе, Шуберта.

Течение – это объединение писателей одного поколения, разделяющих общие эстетические принципы. А школа – это дружеское объединение писателей, они объединяются не только в творческом, но и бытовом. У них вырабатываются общие вкусы, позиции литературные. Я знакомлю вас с важнейшим термином. Я стараюсь читать вам историю литературы на теоретической подкладке.

Вяземский был одним из самых ярких участников Арзамаса. был одним из самых ярких участников течения легкой поэзии. Его элегии, дружеские послания, сатиры, злые эпиграммы на беседчиков передавались из уст в уста, переписывпались в альбомы. Кто помнит эпиграф к первой главе романа Пушкина Евгений Онегин.

(пропуск) У него была замечат.жена, кот.родила ему много детей, разделяла его интересы.

читайте воспоминания. Они дают замечательную картину времени, картуину арактире.

20 лет прошло, завершился период ВР.

Пушкин погиб, Лермонтов,Ж Грибоедов погиб. Прошлое обрушилось в какую-то пропасть. Вязямский открыто выступает в с воих сатирах и эпигаммах против демократической лит-ры, рпотив натур.школ. С 1855 (после смерти Николая 1) года занимает высокое положение в гос.аппарате и при дворе. И поздняя лирика князя Вяземского - это вершина всего его творчества. Обычно все-таки поэзия – удел молодых. А к старости поэтический огонь угасает. А у вяземского он разгорится.

«Грусть», «Осень», «Былое», «Бессонница», «Старость», «Хандра», «Поминки», «Кладбище», «Эпитафия самому себе». Я нашел 2 параллели в рус.лит к этому несобренному циклу Вяземского: стихи позднего Тютчева и стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

3. Течения и школы ВР (высокого романтизма)

Элегический романтизм. Пушкин. Баратынский, Вяземский, Дельвиг. Эстетич.принципы (параграф 1). Печатались в вестнике Европы. В альманахе (сборник лит.произведений, кототрый в пушкинское время издавался к новому году. Вообще альманах по-арабски – календарь. Мы знаем, что отрывные календари, там каждый день – статейка. Отсюда – альманахи.) «полярная звезда» - альманах декабристов Рылеева, Кюхельбекера. И в лит.газете они печатались,уже после восстания декабристов Пушкин с Дельвингом стали издавать лит.газету.

Др.течение – младшие архаисты. Архаистами были беседчики, а это – следующие архаисты, кот.ориентировались на классицизм. Но в полит. - были революционерами. Их творчество называется иначе гражданский романтизм. Это Федор Глинка, Рылеев, Кюхельбекер, близок к ним был Грибоедов, они печатались тоже в полярной звезде и в «Мнемозине».

Философский романтизм. Школа любомудров. Это Баратынский, Тютчев – но они вне любомудрия. А принадлежали школе любомудрия Владимир Федорович ОдОевский, ВенеВИтинов, ХоменкОв, Шевелев?

Они печатались в Мнемозине и создали свой журнал, который поддерживал Пушкин своим участием. У Карамзина был Вестник Европы, а они свой назвали – Московский вестник.

Фольклорный романтизм. Весь романтизм опирался на фольклор Но есть писатели,кот целиком выросли из фольклора. Это молодой Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Кольцов. Они печатались в «Отечественных записках», в лит.газете,

Во второй половине 20-30-е годы – бунтарский романтизм.Лермонтов. Полежанов. Печатались в «Отечественных записках», в «Вестнике Европы».

Романтизм эпигонский. Эпигон – «рожденный после». Но в истории литературы эпигонами называют подражателей. Это Бестужев-Марлинский, прозаик, Бенедиктов, поэт. Они печатались в «Полярной звезде», в «библиотеке для чтения» (очень популярный журнал, враждебный Пушкину).

Лекция next.

В прошлый раз я начал говорить о высоком романтизме, рассчитывал сегодня кончить, но, когда готовился, оказалось, что материала так много, что я могу и не успеть расскахать все.

Я должен был выбрать какое-то одно течение. И выбрал то, что будет нашей темой.

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА. (стр.Баевского о Баратынском, Тютчеве и в целом). + книга Маймина «О русском романтизме» и его же «Русская философская поэзия». М.1976г.

О Тютчеве есть огромная литература. Я выбрал 2 статьи. Был у нас такой замечательный исследователь русской лит.в сер.19в Борис Яковлевич Бухштиб. У него есть книга «Русские поэты». Ленинград, 1970г. Там 4 поэта и вот главу о Тютчеве я вам горячо рекомендую. А другая статья – моя собственная. Есть у нас такой журнал «Известия Академии Наук» и там разные серии, по разным специальностям. «ИАН серии языка и литературы»2004 год, №1. Статья довольно сложная. Но Тютчев - сложный поэт.

1. Введение.

Философская поэзия (фп) уже это сочетание слов представляет нелегкую проблему. Философия - это учение об отношениях человека с Богом, человека со Вселенной, человека с человечеством. Изначально для выражения человеческих чувств люди прибегали к поэзии. А для выражения мыслей - к прозе. Пушкин когда-то написал: «Проза требует мысли и мысли. Поэзия – дело другое». А тут получается, что в поэзии в стихах нужно излагать мысли. У нас иногда слова «философская поэзия» «философская лирика» употребляют необдуманно. Стоит какому-нибудь поэту задуматься, говорят – этот поэт - философ. И объявляют философом Есенина, например. И тем более о поэтах меньшего масштаба иногда пишут «поэт-философ», что совершенно не соответствует действительности. У нас есть поэзия размышлений. И для поэзии размышлений у нас есть термин «медитативная». Это от фр. «медитасьон». Был такой замечательный фр.поэт-романтик Ламартини. И он опубликовал книгу, приобредшую мир.известность: «медитасьон поэтик». «Разымшления о поэзии».

Философская поэзия затрагивает самые глубины отношения человека с Богом, с природой и с человечеством. И вот, впервые у нас поэявилась философская поэзия в конце двадцатых- 30-е годы 19в. Это «общество любомудрия», это Баратынский, это Тютчев. Обшество любомудрия основывалась на философии Шеллинга. Любомудрцы были Шеллигианцами. Сперва Пушкин их очень поддерживал, но потом разочаровался. Не было среди них такого поэта, который бы создал подлинную философскую лирику. Может быть,и был такой – Веневитинов, но он очень рано умер.

2. Е.А.Баратынский. 1800-1844

У Б в течении его жизни вышло три сборника стихотворений. 1-я - в 27 году. Там еще нет философии, видна связь с легкой поэзии. Подлинным явлением рус.поэтич.фил.мысли стала 2 книга Баратынского опубликованная в 2 томах в 1835г. 1 том – лирика, а во 2 томе - поэмы. (ВЗЯТЬ У баЕВСКОГО). И замечательным явлением нашей поэзии стала последняя книга Баратынского «Сумерки». Она вышла в свет в 42 году, за 2 года до смерти поэта. Эта книга странная, там есть такие стихотворения как «Последний поэт», «Недоносок», от которых протягиваются нити традиций к творчеству символистов: Брюсова, Соллогуба, Блока. Баратынский сознательно строил поэзию мыслей. Он доходил до границ постижимого в человеческой личности, в природе, в искусстве.

Мне бы хотелось сравнить любовную лирику Пушкина с любовной лирикой Баратынского. Дело в том, что Пушкин сам сравнивал свою лирику с любовной лирикой Б. И П всегда был так щедр на похвалы настоящим поэтам, что о Б он сказал, что его элегии - совершенство. «После него никогда не стану печатать своих элегий». П писал, что Б – единственный у нас оригинален, потому что он мыслит. П писал: Гамлет – Баратынский. Гамлет – традиционный уже образ человека мыслящего. Вот, скажем, стихотворение Пушкина: «Когда в обьятия мои твой стройный стан я заключаю (читает)». И дальше Пушкин обьясняет: она зранит воспоминания о былых изменах и неверит новым уверениям в любви. П выражает в малеьнком стихотворении и нежность, и любовь, и восторг, и печаль, и уныние, и коварство. Эти чуства прямо названы в 20 строчках. А Б говорит о чувствах и их анализирует. Элегия «признание». Она начинается с обращения к женщине. Ей не следует требовать нежности. Он ее разлюбил и его признания, его нежность могут быть только лицемерны, притворны. Любовь прошла. И он обьясняет, почему. Дело не в сопернице. Просто его душа устала любить. Таким образом, если П говорит о чувствах и этим ограничивается – поэзия – область чувств, то Б в поэзию переносит психологический анализ. И кончает свою элегию таким выводом: «Не властны мы в самих себе и в молодые наши Леты даем поспешные обеты, смешные, может быть, всевидящей судьбе. Именно после появления в печати этой элегии Пушкин и выразил те слова.

Баратынский – пессимист. Он чувствует, что золотой век русской культуры проходит. «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть и общая мечта… (читает)». Время поэзии прошло, время его, Б, прошло. Он предвидит и предсказывает свою смерть. Но умирает с надеждой. «Мой дар убог и голос мой негромок, но я живу(читает). И Б нашел своего читателч в потомстве, у него никогда не было широкого круга читателей, но зато его читатели – подлинные знатоки поэзии.

3 . Ф.И. Тютчев. 1803-1873.

Т в русской поэзии стоит особняком. Это был странный человек. Его поэзия полна противоречий. И жизнь его полна противоречий. Т, друзья мои, один из 3 великих лириков 19в. Его имя стоит рядом с именами Пушкина и Лермонтова. Это не моё субъективное мнение. Некрасов когда-то написал статью о Тютчева в которой сказал, что в своей области (он не назвал эту область, но я могу вам сказать – это область философской лирики) Тютчев равен Пушкину. Этот гениальный русский поэт порою выглядит как немецкий поэт романтик. Его знакомые шутили, что Тютчев - это немецкий поэт, который случайно пишет по-русски. Т был дипломатом, жил в Германии, был знаком с Шеллингом, дружил с Гейне. Был женат на немке. По-русски он говорил только с теми, кто не мог говорить по-немецки или по-французски. А вообще русский язык для него был только языком поэзии. Поэзия Тютчева тоже пессимистична. Но не так пессимистична как поэзия Баратынского. Баратынского угнетает то, что проходит золотой век культуры, а Тютчева угнетает то, что человечество стоит на грани уничтожения. Что распадется вселенная. Распадается время, уничтожается пространство. В 1921 г Андрей Белый, очень необыкновенный и поэт, и прозаик, и философ написал поэму «Первое Свидание», в которой заглянул на четверть века вперед написал: «Мир рвался в опытах кюри Атомной лопнувшею бомбой». Он написал роман «Москва под ударом», сюжет которого состоит в том, что 1 рс.ученый изобрел атомную бомбу а немецкий шпион стремится ее похитить. Это- Андрей Белый. Тютчев, конечно, атомной бомбы не предвидел, но сходные картины

Он своим взором видел и в стихах изображал. Вот четверостишие Белого:

(продолжение – на электронные струи и.т.п.).А вот Тютчева: Когда пройдет последний час природы Состав частей разрушится земных». Другие поэты могут скорбеть о человеке потому, что он плохой, несоверщенен. А Тютчев писал с ощущением, что человек висит над пропастью. В видениях Тютчева ВСЕ человечество висит над пропастью. Самые пессимистичные поэты рядом с Тютчевым представляются оптимистами. У каждого человека под ногами есть почва. А Тютчев говорит: «и мы плывем, пылающую бездной со всех сторон окружены». Я подхожу к самому трудному моменту моей лекции. Тютчев был экзистенциалистом до экзистенциализма.

Экзистенциализм – это мощное философское направление 20 века. Экзистенцио – существование. Экзистенционализм – филсоофия существования. Но, если так сказать, так ничего и не понятно. Суть экзистенциализма, если самым кратким орбазом, заключается в том, что когда мы с вами живем, мы не думаем: «Я живу», мя не радуемся тому, что существуем. А когда наступают критические минуты, когда мы оказываемся на краю между жизнью и смертю или когда близкий нам человек находится между жизнью и смертью. Или когда близкий нам человек умирает. Или когда мы страдаем, переживаем внутреннюю, душевную боль, или боль физичесую – вот тут мы вспоминаем – ах, как хорошо было. Когда мы были здолровы, когда близкие были здоровы. Словом, экзистенионалисты изучали сущ-е челв на краю бытия, на грания между бытием и небытием. И предшественником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор. Он был современником Тютчева. Конечно, понятия о нем не имел, как и Тютчев о нем. И вообще, Кьеркегор писал в основном по-датски. А теперь оказывается. Что они с разных сторон - один от философии, другой от поэзии, шли к одинаковому пониманию человека в мире. Оба были неудачниками в личной жизни, что отражалось на их творчестве. Я оворил – Тютчев был женат на немке. Когда она умерла, он женился повторно, тоже на немецкой женщине. А потом старость его была озарена и испепелена любовью к молодой девушке, русской, Денисьевой, которая была воспитательницей в панисоне, где воспитывалась одна из дочерей Тютчева. И там был такой роман, они презрели все этич. Нормы своего времени. Она была отвержена обществом. Умерла в страшных мучениях, а он чувствовал себя убийцей. «Молчание!» «Silentium!». Некоторые поэты в истории рус.поэзии доходили до самоотрицания. И Тютчев к этому приходит. И не только в стихах. Вы знаете, он мог пачку листов со своими стихами бросить в камин. Со стихами неопубликованными. До нас дошло 300 стихотворений Тютчева. Мы не знаем, сколько сгорело, сколько потерялось. Он относился к своему творчеству совершенно дилетански, непрофессионально. Он пошел на утреннюю прогулку, вернулся, дочь помогает ему снять пальто, а он ей говорит, конечно, по французски: «Я тут сочинил несколько рифм. Запиши пожалуйста». И диктует ей одно из своих гениальных стиховторений, которое сочинил во время прогулки. А в другой раз не диктует. Он не старался сохранить. Он знал, что не может вполне передать то, что думает и чувствует. «Русской женщине». «Накануне годовщины 4 августа 1864г». Это дата смерти Денисьевой. («Вот бреду я вдоль большой дороги»). И такое четверостишие

Нам не дано предугадать

как слово наше отзовется

И нам сочувствие дается

как нам дается благодать.

В рус.лит у Тютчева был один современник, который в некоторых своих художественных исканиях подходил к введениям Тютчева. Это Достоевский. Достоевского тоже часто человек. Один на один с судьбой. И у них обоих там, где страдания, там и стойкость, там и вера. Но так полно, как Тютчев отразил философию экзистенциализма ощущение катастрофичности мира, - это Достоевскому было не дано. Вам знакомо слово Апокалипсис? Это вдиение конца мира. Вот видение Тютчева почти текстуально приближается к откровению Иоанна Богослова. Времени нет. Пространство призрачно, его тоже, в сущности говоря, нет. Небо – это мечта о гармонии, о счастье, которые недостижимы. Земля – это отравтительная толпа, это томление, это одиночество человека. «И как земля ввиду небес мертва», «Туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей змелей» « и жизнь твоя пройдет незримо на незамеченной земле». Что значит незамеченная земля? Кем? Богом?

Стороны света для Тютчева – это не геогр.понятия. Север в его стихах - это смерть, неподвижность. Юги – жизнь, которая может быть и прекрансой, и мучительной, но она всегда тревожна, потому что мгновенна. Запад для Тютчева (который говорил по фр и немецки, жил в германии) - враждебное начало. Восток, конечно же, - это Россия, это православие (он был православным, хотя и не исполнял обрядов), это – бытовой патриархальный уклад, которого у него не было,но к которому стремилась душа. Один из крупнейших экистенциалистов определяет так бытие-для-смерти. А когда чела настигает неотвратимый рок, для него наступает бытие-в-пропасти. Поэтому Тютчева влекут иррациональные силы, не поддающиеся рассудку. Любовь он описывает так: «Глаза, потупленные ниц, в минуты страстного лобзанья, и сквозь опущенных ресниц угрюмый тусклый огнь желанья». Брюсов писал статью, в которой пытался доказать, что в пушкинскуих «Моцарт и сальери» Сальери – Баратынский.

Тютчев восторгался Пушкиным. На смерть Пушкина он написал стих-е, в котором воспел его, выразил скорбь, трагедию утраты. Но у тынянова есть спец.статья об отношениях Пушкина и Тютчева, где он показывает, что Пушкин не ценил Тютчева так, как мы теперь ценим, недооценивал Тютчева. Но у меня есть наблюдения, что и Тютчев, несмотря на все свои восторженные слова, не всегда соглашался с Пушкиным. И вот, у Тютчева есть такое стих-е Безумие. Это написано в споре с Пушкиным, это ответ на Пушкинского Пророка, где Пушкин говорит, что Бог через своего посланника поручил Пророку, в котором некоторые видят поэта, обходить моря и земли глаголом жечь сердца людей. А Тютчев отвечает ПушкинуЮ, что это – безумие, что не дано никакому человеку, ни пророку, ни поэту глаголом жечь сердца людей. Что это - жалкое безумие. Что ему только кажется, что постигает тайны природы, и может передать их людям. Тютчев для своих стихотворений избрал особую форму – форму фрагмента. По-русски «фрагмент» - отрывок. Но посольку сама форма заимствована у немецких романтиков, то и термин перешел. Тютчев пишет так, в его сознании все время проходят русские стихи, вроде бегущей строки в телевизоре, и он время от времени вырубает какую-то часть текста. Поэтому он может начать: «Да, вы сдержали ваше слово» или «нет, не могу я видеть вас», или «и в божьем мире тож бывает». Жанр фрагмента необыкновенно подхватила и разработала Анна Ахматова.

Ранний русский романтизм.

1. Белинский. О русской повести и повестиях г-на Гоголя (статья)

2. Белинский. Статья о Пушкине. Статьи восьмая и девятая, о Е.О.

3. Г.А. Гуковский Пушкин и проблемы реалистического стиля. М. 1957г.

4. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова (статья).

5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975г. + книга литературно-критические статьи. М. 1986.

6. Баевский В.С. Пушкин и Школа раннего русского реализма. (сб. «Пока в России Пушкин длится Метелям не задуть свечу»). Смоленск, 1998г.

Я стараюсь лекцию из трех разделов – больше трех студентам уже трудно воспринимать.

1. Введение.

Обычно представляют историю лит-ры так, что одно явление сменяется другим, другое - третьим, третье - четвертым и выстраивается такая цепочка. В действительности история литературы сложнее. Какое-то явление дает отростки в разные стороны, каждый из этих отростков может дать отростки в свою очередь. Причем эти отростки могут идти не только вправо-влево, но и вниз. Вроде бы это очевидно, но первой об этом заговорила русская формальная школа начала 20-го века: Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум. Применительно к Пушкинскому времени проблемой историко-литературных связей больше всего занимался Тынянов. Они все были замечательными пушкинистами – и трое названных, и Томашевский. И вот развитие литературы в начале двадцатого века формальная школа представила как сочетание и борьбу старшей и младшей линии в истории литературы. Старшая линия это то, что я вам сначала наших лекций рассказывал – это предромантизм и сменивший его высокий романтизм. Но в это же время, строго говоря, с 1805 года в русской литературе развивается, формируется младшая линия, по-своему не менее важная. В младшей линии в это самое время формируется реализм. Совершенно другое литературное явление, во многом противоположное предромантизму и романтизму. Не очень заметное в это время, потому его и назвали «младшей линией литературного процесса». А иногда еще Тынянов писал: «центр» литературного процесса и «периферия». Под центром -предромантизм и высокий романтизм, а периферия – реализм. На него не очень обращают внимание, но по своему значению он очень велик. Чем велика младшая линия литературного процесса в любое время?

В старшей линии литературного процесса развивается какое-то явление. Допустим, романтизм. И все литераторы, которые вступают в жизнь, идут по стопам Пушкина, Баратынского, Дельвига – наших великих романтиков. Все им подражают. Проходит 20 лет и приемы, найденные Пушкиным в творчестве эпигонов (с древнегреч. Букв «рожденный позже», а в науке о литературе это значит «подражатель»). Так вот, эпигоны набрасываются на те приемы, которые нашли классики, и до того их забалтывают, что они автоматизируются. Уже любая бездарность может автоматически на этих приемах писать элегии. И Пушкин уже вопит в стихах: «Спаси нас боже от элегических ку-ку!». Уже становится невозможным писать, использую разработанные когда-то приемы. А что делать? Искать новые приемы. Где?

И тут ответ такой. Гений берет новые приемы в младшей линии литературного процесса. Вот почему периферия, младшая линия не менее важна, чем старшая линия, чем центр литературного процесса. В свое время периферия станет центром. А старшая линия уйдет в младшую. И мы с вами увидим, как в 40-е годы реализм уходит в старшую линию литературного процесса, а романтизм – в младшую.

И вот сегодняшняя наша лекция посвящена тому, как в младшей линии литературного процесса формировался русский реализм.

2. Что такое реализм?

Я заимствую определение реализма у Белинского, у Жуковского и у Бахтина.

· Историзм . Для романтиков обычно неважно, в какое время происходит событие. Пушкин пишет поэму Бахчисарайский фонтан, и ученые 200 лет спорят, какая эпоха там описана. И могут спорить еще больше – Пушкин не стремился какую-то эпоху отразить, его не это интересовало. Его интересовали страсти: любовь, ненависть. А реалисту нужно точно знать, когда происходит действие. И сделать так, чтобы действия, характеры людей соответствовали времени. (цитирует Чацкого: век нынешний и век минувший). Век нынешний - царствование Александра 1. А век минувший – это время Екатерины 2, последняя треть 18 в.

· Реалисты первые поняли, что личность человека формируется социальными обстоятельствами, обществом, общественными отношениями, общественной борьбой. Все мы – результат определенных общественных сил. Фамусов со старухой Хлестовой спорят с пеной у рта – сколько крепостных у Чацкого 200 или 300. В зависимости от этого к человеку по-разному относились. Гоголь об этом пишет: с человеком, у которого 20 душ, будут говорить иначе, с чем у которого 50 и.т.п. а у Фамусова такой идеал: «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки 2 родовых». Человек зависит от тех общественных условий, в которых он живет.

· Множественность точек зрения на мир . У классициста есть твердая точка зрения на мир: есть государство, во главе – король, надо служить государству и королю. И этому автор учит читателя. У романтика нет такого, для романтика главное – душа человека, и это его точка зрения. А у реалиста, показывают классики нашей науки, у реалиста нет точки зрения. Которую он бы навязывал читателям. Он показывает, что мир полон противоречий. Реалист знает, что каждый человек противоречив. В самом лучшем человеке есть и какие-то недостатки. А в самом плохом человеке можно найти и хорошее. Пушкин кончает первую главу Евгения Онегина и говорит: « Пересмотрев все это строго, противоречий очень много, но их исправить не хочу». Совсем молодой человек, но гений, и он понял, что мир понял противоречий, человек полон противоречий, и если хочешь писать правду, то нельзя эти противоречия сглаживать.

· Народность . Народность – это термин, который использовали и сегодня используют критики самых разных направлений. И так было и в начале 19 века. И романтизм стремился к народности, в каком-то смысле был народен (опирался на фольклор). Но Белинский показал, что народность реализма – другая, чем нардоность романтизма. Он в 8-й статье о Пушкине выразился так: «Народность не там, где изображается зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Народность там, где писатель смотрит на жизнь и показывает ее с точки зрения народа и в интересах народа». Зипун, лапти, сивуха и кислая капуста – Белинский собрал те темы, которыми любовались в народе натиболее реакционные писатели (можно употребить термин славянофилы). Как раз им нравились предметы старого быта и даже бедный крестьянин им был милее современного, зажиточного, м.б. грамотного. Вот мы знаем Жуковского. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок…». Это тоже по своему зипун и.тп. Жуковский любуется внешними прдеметами быта крестьянниа. Вот против чего восстал Белинский. А реалист видит свою задачу в том, чтобы смотреть на мир глазами народа, глазами крестьянина. Крылов написал несколько сот басен, вы не найдете у него ни одной басни с философским содержанием, с политическими проблемами. Если появляются политические проблемы – то это такие, которые доступны каждому человеку, каждому крестьянну. Я имею ввиду, чято у Крылова есть басни о ВОВ, патриотические басни, а чувство патриотизма во время войны всколыхнуло весь народ. И вот о таких вещах говорит Крылов. Вот народ в понимании Белинского.Там, где любуются предметами народного быта не задумываясь о том, как этот быт облегчить - это не реализм. Писатель-реалист задумывается о том, чтобы народ жил лучше. У Лермонтова в его предсмертном стизотворении (т.е. незадолго до смрети)«Родина» есть такое место: «С отрадой, многим незнакомой, я вижу полной гумно». Лермонтову важно именно полное гумно, т.е. зажиточное положение крестьянина, и он противопоставляет себя тем, кто просто любуется. Если изба, покрытая соломой – то есть какая-то зажиточность – к весне от бедности и нехватки соломы солому снимали с крыши. С рещными ставнями окно – значит, крестьянину есть время и силы украсить окно. Вот что дорого поэжту. И удивительно, откуда этот молодой поэт, который погиб в 27 лет, откуда в нем такая любовь к народу, такое понимание народа, вот истинная народность, о которой говорит Белинский в свящи с реализмом.

· Опора на фольклор . Конечно, и у романтиков это есть. Но я хочу подчеркнуть, что у реалистов часто мы видим опору на фольклор городской, чего почти не вдиим у романтиков. А вы знаете, что «Медный Всадник» Пушкина в значительной мере написан на городском фольклоре, в основе «Невский проспект» Гоголя - Петербургский фольклор, в основе «Шинели» Гоголя анекдот.

· Создал новый литературный язык . Это литературный язык, основанный на народно-разговорной речи. И отвергающий любые ограничения. Классицизм разделил литературный язык на 3 стиля, предписав строгие правила, какие жанры какими стилями писать надлежит и из какой лексики состоит каждый стиль. Романтики отвергли эти ограничения, и 3 стиля классицизма они заменили делением литературного языка на поэтический и непоэтический. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он уже на пути к реализму. И Все-таки как он называет свою героиню? Мария. Это романтическое имя. Это имя евангельское, прекрасное, и поэтому это было излюбленное имя романтиков. У Пушкина несколько Марий в его творчестве. А прототипом Марии в Полтаве была реальная девушка – Матрена. Ну разве мог поэт-ролмантик внести в свой стиль Матрену. А вот другой пример: У Пушкина есть такое замечательное стихотворение: «Мороз и солнце, день чудесный!» И там мы читаем такие слова: «Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь». А я знакомился с пушкинской рукописью. Они хранятся в Петербурге, в Пушкинском доме. И Пушкин сперва написал: «А знаешь, не велеть ли в санки коня черкасского запречь». Маяковский когда-то сказал: у Фета 84 коня, и он ни разу не заметил, чт о кроме коней были еще и кобилы. У Пушкина такой редчайцший случай, когда Пушкин преодолевает романтическую традицию и вываодит реализм - кубылку. И как это прекрасно смотрится в этом стихотворении!

· Реализм предполагает изображение современного писателю русского быта, современной писателю русской жизни . Тогда кА классицизм уводил в античность или в русскую историю. Романтизм уводил в русскую историю и в географическую экзотику. А реалист изображает современную русскую жизнь, характеры современных ему русских людей. И в истории русского реализма мы выделяем 4 фазы.

1. Ранний русский реализм: 1805 – 1839. 1805 – т.к. в 1805 году Крылов написал свою первую басню.

2. Натуральная школа. 1840-1855.

3. Русский бытовой психологический семейный исторический роман. 1855-1881. Это высшая точка развития русской литературы, вообще, всей, это – то, что русская литературы в наибольшей степени дала литературе мировой. Если до сих пор русская литература ходила в цченицах, то теперь она вышла в учители мировой литературы. Это Лев Толстой, это Достоевский, это «Былое и думы» Герцена, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, это И.С.Тургенев, Гончаров и еще целая плеяда прозаиков-реалистов.

4. Реализм малых форм. 1881-1904 (год смерти Чехова).

3.РАННИЙ РУССКИЙ РЕАЛИЗМ.

Это Крылов с его баснями, это «Горе от Ума», «Евгений Онегин», вся драматургия Пушкина, пушкинские поэмы, начиная с «Графа Нулина». Лирика Пушкина, начиная со стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом». Но здесь важная оговорка - и после разговора он писал не только реалистические стихотворения, он продолжал писать романтические. Тоже самое относится к лирике Лермонтова. Начиная с Бородина - первого реалистического стихотворения Лермонтова идет переслоение романтизма и реализма. «героя нашего времени» Лермонтова – был период, лет 30, когда споры шли - реализм это или романтизм. За время стало ясно, что там есть существенные признаки реализма и существенные признаки романтизма. Гоголь, начиная со сборника «Миргород». «Петербургские повести». «Мертвые Души». Вот крупнейшие произведения раннего русского реализма.

Что значит – «ранний»? «Ранний» означает, во-первых, те признаки, о которых уже было сказано еще не в полном развитии. И во-вторых, есть признаки неотъемлемые от реализма, который я вам не назвал, потому что в раннем реализме этого еще нет. И самое главное – в раннем реализме нет психологистов. В «Анне Каренине « можно увидеть, как глубоко, или можно сказать «въедливо» Толстой анализирует переживания Анны – как она любит сына, семью, дом, высокое положение, и как она полюбила Вронского, дикой страстью, которая разрушила всю ее. И как Вронский ради нее бросает карьеру, положение в обществе, стреляется, и этот несчастный муж… И вот огромный роман, почти как война и мир по объему - и все время перемалываются эти мысли. Вот психологизм реалистического романа. У Пушкина, Лермонтова есть только намеки на это. В полной форме реализм – это роман, в котором изображается судьба нескольких семей на протяжении нескольких поколений на фоне русской истории. Намеки на это мы найдем и в «горе от ума», и в «Евгении Онегине», Есть какие-то намеки и в «Герое нашего времени».

Таким образом, мы видим, что в недрах литературного процесса первых 4-х десятилетий 19в сложился ранний русский реализм, противостоявший романтическому движению, вместе с тем - питавший его, и подготовивший переход русской литературы к реализму уже в старшей линии. Если точнее – к натуральной школе.

А писатели натуральной школы прямо говорили: «Все мы выросли из гоголевской шинели» ,т.е. из- раннего русского реализма.

А.С. ГРИБОЕДОВ. (1795-1829)

I. Общие эстетические принципы формы

В вышесказанном уже заключается определение эстетики. Эстетика есть наука о прекрасном, т. е. об эстетически ценном.

Но всякое чувство ценности есть чувство удовлетворения или чувство радости. Поэтому основной вопрос эстетики гласит: какие объекты способны вызывать в нас чувство радости?

На этот вопрос нельзя дать непосредственного ответа, если дело идет об удовольствии, связанном с каким-нибудь простым объектом, как, например, простым звуком или простой краской. Такое чувство удовольствия я называю элементарным.

Но на этот же вопрос можно дать непосредственный ответ, если дело идет о чувстве формы, т. е. о таком чувстве радости, которое возбуждается способом объединения отдельных частей или элементов в целое. Ответ, полученный нами при анализе чувства формы, можно будет потом распространить и на элементарные чувства.

Целое, объединяющее в себе более или менее богатое многообразие частей или элементов, вызывает в нас чувство удовольствия, если в нем реализовано «единство многообразия». Это старое правило, и здесь оно должно быть более точно определено. Это более точное определение заключается в следующем: вызывать чувство удовольствия может только такое единство многообразия, которое заключается в том, что в целом, состоящем из различных или даже друг другу противоположных частей, повсюду моментам различия и противоположности противопоставляется основной, все заполняющий, всегда идентичный себе общий момент; причем он противопоставляется таким образом, что это целое может апперцептивно разложиться на этот общий момент и на моменты различия и противоположности; таким образом, оба эти момента живут в психике относительно независимо друг от друга, и моменты различия и противоположности вместе с тем не равноценны моменту общего в том смысле, что первые являются только дифференцированием общего в самом себе, его различным и противоположным развитием и преображением. При этом это общее или общий «основной момент» может носить различные названия. Общим может быть идентичный себе основной ритм, или же, например, равный себе архитектонический закон, или же объединяющая основная мысль, или же единое желание, или основное настроение и т. п. В зависимости от этого и дифференцирование заключается или в расчленении основного ритма на ряд подчиненных друг другу или соподчиненных и противоположных элементов этого ритма, или в различных и противоположных способах реализации архитектонического закона, или же в расчленении единой мысли и единого желания на отдельные противоположные мысли и желания.

Условием интенсивности чувства радости служит всегда равновесие между моментами расходимости или противоположности, с одной стороны, и моментом единства «общности» - с другой; сущность этого равновесия заключается в том, что моменты различия, противоположности и, быть может, даже непримиримости - расходимости, диссонанса и конфликта, хотя и имеют относительно самостоятельное значение, вместе с тем подчиняются все же моменту единства или общности, так что этот последний, в общем, является безусловно господствующим.

Простым примером этого «дифференцирования общего» служит распределение одинаковых и только пространственно различных элементов в астрагале или же в ряде колонн. Затем - правильное чередование различных элементов, как, например, метопов и триглифов. Более сложным примером служит ритмическое целое, в котором различные объединенные группы элементов закономерно, т. е. одинаковым образом, сменяют друг друга. Архитектурная постройка, в которой различные части объединены тем же архитектоническим законом и единой мыслью; мелодия, в которой один и тот же ритм душевного возбуждения, проявляющийся наиболее непосредственно в тонике, служит единым и объединяющим основанием ряду различных и в конце концов диссонансных тонов.

Единое многообразие производит тем большее впечатление, чем больше самостоятельность отдельных элементов и частей или чем решительнее эти части расходятся, отделяются или же даже противоречат друг другу и чем совершеннее вместе с тем их подчинение общему.

К этому общему эстетическому принципу формы, принципу дифференцирования общего момента - принципу, который, как мы видели, есть вместе с тем и принцип равновесия в этом подчинении, - присоединяется второй принцип «монархического подчинения». Этим именем я обозначаю подчинение частей или элементов целого не общему моменту, но одной или нескольким другим частям или элементам. При этом предполагается объединение по принципу общего. Монархическое подчинение дополняет его как второй более глубокий способ объединения; оно соединяет, концентрирует, уплотняет целое в его важных, доминирующих местах.

И принцип монархического подчинения есть также принцип равновесия, т. е. интенсивность чувства радости растет, если, несмотря на полную подчиненность, подчиняемые элементы вместе с тем в возможно большей степени самостоятельны.

Принцип равновесия при монархическом подчинении имеет даже особое значение; при этом подчинении не только подчиненные части релятивно самостоятельны по отношению к господствующей, но внутри их происходит еще ряд подчинений некоторым из них, которые их связывают и уплотняют, так что две монархические части противостоят и уравновешивают друг друга; в конце же концов один только момент остается действительно господствующим.

Оба принципа - принцип монархического подчинения так же, как и принцип дифференцирования общего - могут осуществляться в различной степени. В зависимости от этого возникает более или менее богатое расчленение целого.

Простым примером монархического подчинения служит любое ритмическое единство - трохей, дактил, анапест и т. д. Тут элементы каждого ритма всегда подчиняются одному выделяемому, который служит для них центром тяжести или «центром притяжения». В ритмическом же целом эти выделяемые элементы с подчиненными им вновь подчиняются выделяемым более сильно.

Вместе с тем в каждом ритмическом целом - как и в любом предложении обыденной речи - проявляется противоположность и взаимодействие двух выделяемых частей: повышения и понижения; причем в конце концов целое подчиняется понижению. Это же повторяется и на высших ступенях.

Не только части, но даже различные стороны или тенденции целого могут быть подчинены друг другу. Такое подчинение я называю «имманентным». В прямоугольнике, образованном золотым сечением, например, - т. е. в прямоугольнике, меньшая сторона которого так относится к большей, как эта последняя к сумме обеих, - одно из направлений подчиняется другому. Направление большей стороны является, собственно, господствующим. Но вместе с тем протяжение в подчиненном направлении имеет самостоятельное и непосредственное значение, какое оно только может иметь при безусловном подчинении. Благодаря этому прямоугольник, образованный золотым сечением, и получает особую ценность, которая только так и может быть обоснована.

Различие между простым дифференцированием общего и дифференцированием по способу монархического подчинения, степень господства общего, т. е. объединяющего начала, и степень господства монархического подчинения, т. е. преобладания господствующих частей; или же, другими словами, более или менее явное обособление отдельных элементов или частей, резкость противоположностей, равновесие и взаимодействие, количество ступеней, на которых все это повторяется, т. е. одни единства противопоставляются другим и объединяются в более высокие; или же, другими словами, количество ступеней, на которое целое делится на относительно целые, а эти, в свою очередь, на относительно самостоятельные части, - все это служит основанием для важных стилистических различий.

Для выяснения противоположности принципа дифференцирования общего и принципа монархического подчинения мы укажем на греческий храм, с одной стороны, и римскую купольную постройку - с другой. В греческом храме мы видим совокупность равноценных частей, объединенных по одному архитектоническому закону, в римской постройке - объединение целого в одной его части, в покрытой куполом середине.

В готическом соборе отдельные его элементы монархически постепенно подчиняются резко выделяющейся из целого башне. Вместе с тем малая башня служит противовесом большой, но она же является для нее и особого рода подготовительной ступенью: целое, подчиняясь сначала малой башне, тем более отчетливо подчиняется потом большой.

Выше мы уже несколько раз приводили примеры общих эстетических принципов формы из различных областей. Укажем еще на некоторые особые случаи.

Я уже упомянул, что в каждой мелодии есть господствующий «основной ритм» и что этот основной ритм проявляется наиболее непосредственно в тонике. Я возвращаюсь теперь к этому.

Прежде всего мы констатируем, что в каждом отдельном тоне есть свой определенный ритм; точнее говоря: душевное возбуждение или движение, происходящее в нас, когда мы слышим какой-нибудь отдельный тон, должно мыслиться как ритмическое возбуждение или движение. Мы должны предположить, что оно ритмично и что его ритм соответствует или аналогичен каким-нибудь образом физическим колебаниям, вызывавшим его.

Если теперь эти тоны - консонанты, то ряды физических колебаний ритмично родственны, т. е. они имеют общий основной ритм, простым дифференцированием которого они и являются. Соответственно этому и в том же смысле и восприятия консонантных тонов, т. е. душевные возбуждения или состояния возбуждения, которые проявляются в сознании в виде акустических картин или служат для них основанием, должны мыслиться ритмично родственными. Консонанс, следовательно, заключается в том, что один и тот же ритм душевного возбуждения дифференцируется в восприятиях различных тонов, называемых нами консонантными.

Пример: если основу тона С составляют 200 колебаний в секунду, а тона Б - 300, то общий основной ритм этих двух рядов колебаний будет 100, т. е. равномерное повторение 100 элементов в секунду. И этот основной ритм дифференцирован в этих двух тонах, так что в первом тоне основной ритм объединяет два элемента, а во втором три, или, выражаясь более обще, в первом тоне основной ритм дифференцирован по принципу двучленного, а во втором - по принципу трехчленного деления.

Мы должны предположить и аналогичный основной ритм, и аналогичное его дифференцирование в восприятиях этих рядов колебаний. Мы должны сделать это предположение, хотя наше сознание не дает нам для этого никаких данных. На этом основано чувство консонанса обоих тонов. К этому надо прибавить, что дифференцирование по принципу двучленного деления есть простейший вид дифференцирования. На этом основании тон, принцип дифференцирования которого относится к принципам дифференцирования других тонов, как 2 к 3, 5, 7 и т. д., служит для последних целью, или завершением. Так, любой тон является целью для своей квинты, в меньшей степени - для своей большой терции и еще в меньшей степени - для большой секунды и септимы.

Это показывает вместе с тем и то, что последние тона в большей или меньшей степени связаны с этим «основным тоном». В только что упомянутых тонах эта связность дополняется родственностью к основному тону, которая и сообщает им характер руководящих тонов по направлению к основному тону.

Этим определяется основной принцип строения аккорда и мелодии. Система тонов постольку едина в себе, замкнута и самодовлеюща, поскольку один какой-нибудь тон служит целью или завершением для остальных. Вместе с тем такая система тонов тем более богата и жизненна, чем больше моментов противоречия, которые она должна преодолеть и действительно преодолевает.

Из этого принципа вытекает большая законченность Биг-аккорда в сравнении с Мо11-аккордом; Биг-аккорд объединяется одним основным тоном, тогда как Мо11-аккорд стоит, так сказать, на двух ногах - на основном тоне и малой терции.

В строении мелодии нужно прежде всего обратить внимание на взаимодействие квинты с ее трезвучием, с одной стороны, и кварты с ее трезвучием - с другой. Завершение и цель квинты непосредственно заключается в тонике, к которой она и стремится, тогда как кварта самостоятельна по отношению к тонике - она даже со своей стороны стремится стать целью для тоники и вместе с этим занять руководящее положение. Богатая мелодия, т. е. мелодия, которая прежде всего построена на всех тонах диатонической гаммы, должна преодолеть стремления других тонов обратиться в цель и завершение целого, и прежде всего она должна преодолеть эти стремления кварты. Самым важным средством этого преодоления является квинта; с другой стороны, и руководящие тоны играют при этом решающую роль. Мелодия - это постепенно развивающаяся ритмическая система тонов, воздвигнутая на едином основании, аккорд - это такая же мгновенно данная система.

Я хочу еще остановиться на гармонии красок: она также построена на принципе дифференцирования и принципе противоположности или контраста, объединенного единым основанием. Такое единое основание можно найти, как показывают нам наши чувства, даже в резких контрастах желтого и синего цвета, красного и зеленого и т. д. Единство проявляется еще более сильно, если общий красочный тон явно выступает во взаимно связанных контрастных цветах. Но наиболее заметно проявляется это единство многообразного или противоположного в соединении различных оттенков яркости одной и той же краски. И постепенный переход от одной краски к другой есть тоже в конце концов проявление объединяющего принципа.

Значимость (G?ltigkeit) этих общих принципов формы и богатство разнообразия их возможных применений наиболее ярко проявляется в свободном поэтическом и менее свободном музыкальном ритме. На это я уже мимоходом указывал.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭРИКСОНОВСКОЙ ТЕРАПИИ Цели психотерапии Эриксоновская психотерапия очень тесно переплетена с гипнозом. Я хотела бы остановиться на ее структуре и подчеркнуть некоторые отличия от других видов терапии. Цель любой психотерапии, и в первую очередь

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ Поиск каких-то общих правил поможет вам запоминать рецепты, инструкции и разного рода процедуры. Правильное понимание основных принципов – ключ к успешному обучению. Например, приготовление пищи может стать удовольствием,

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ Мы до сих пор не знаем всех тонкостей работы мозга. Но я уверен, что мы знаем достаточно об общих принципах поведения мозга. Это поведение самоорганизующейся информационной системы. Я считаю, что, основываясь на знании принципов поведения

Из книги Принципы современной психической самозащиты автора Данченко Владимир

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Общие принципы построения занятия В музыкальных занятиях должна участвовать группа детей и, как минимум, двое взрослых: один-за инструментом, другой-с детьми в зале. Кроме того, в занятии могут участвовать ассистенты, их число должно соответствовать количеству детей,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Общие принципы Знакомство с несколькими конкретными исследованиями поможет уяснить суть последующего материала. Поэтому ниже приведены два примера исследований в области психологии развития. Оба описания представлены в несколько упрощенном виде с тем, чтобы

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Общие принципы Завершим эту главу некоторыми общими рекомендациями, касающимися статистической части исследования.Первая рекомендация уже была дана в главе 1: все необходимо планировать. Из всего сказанного в этой главе должно быть ясно, что есть такие аспекты анализа

Из книги Огненный цветок: методика ДФС автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общие принципы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Общие принципы Медитация в первую очередь есть глубокая пассивность, сочетающаяся с осознанием. Нет нужды объяснять практическую медитацию мистикой, в основе большинства подходов лежат родственные психологические допущения. Эго, или сознательное «я», обычно

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Формы педагогического проектирования – это документы,

Из книги автора

Общие принципы когнитивноповеденческой психотерапии Общие принципы когнитивно-поведенческой психотерапии представлены ниже. 1. Большинство симптомов и проблем поведения развиваются в результате неправильного образования, воспитания или методов обучения. Для того

Из книги автора

10. Обучение творчеству: общие принципы - А какие у вас ещё были предметы? - спросила она. - Ну, конечно, Истерия, - отвечал Деликатес, загибая лучи на своих плавниках, - Истерия, древняя и новейшая, с Биографией. Потом… раз в неделю приходила Мурена. Считалось, что она

Талант Эдгара Алана По (1809-1849) многогранен. Его наследие – проза, поэзия, литературно-критические статьи, рецензии, а также произведения, жанр которых трудно определить, такие как научно-аст рономическая поэма «Эврика».

Э.По родился в Бостоне в семье актеров. Отец оставил семью и вскоре умер. Когда По было два года, умерла его мать. Богатый коммерсант Джон Аллан из штата Вирджиния взял ребенка на воспитание. По был воспитан как юный джентльмен и получил соответствующее образование. С 1815 по 1820 По жил в Англии и учился в лондонских пансионах. Потом возвращается в Ричмонд, оканчивает городскую школу. 1826 – поступает в Вирджинский университет. К этому времени назвревает конфликт между ним и его приемным отцом. По переживает материальную зависомость от своего приемного отца. А того пугает «неуправляемость» артистической натуры По. По наделал долгов в универе, это выводит Алана из себя, и он лишает По финансовой поддержки. По оствил универ, уехал в Бостон и там анонимно выпустил сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» 1827. в 1827 он по нужде вынужден был завербоваться в армию, где прослужил два года. 1829 – По примирился с Аланом и тот помог ему выбраться из армии. Весной 1829 По зачислен слушателем Вест-Пойнта, но его исключают за нарушение дисциплины и пропуски занятий и он окончательно порывает с Аланом. Он остается без средств к существованию и зарабатывает на жизнь своим пером, став первым в Америке профессиональным литератором. В 1833 г. Его рассказ «рукопись, найденная в бутылке отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале, что положило начало его известности. В 1835 г. По получает предложение занять пост редактора литературного журнала в Ричмонде. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. По высмеивал убожество эстетических вкусов, религиозный дидактизм, прекраснодушный идеализм.

В 1836 г. По женился на двоюродной сестре Вирджинии Клемм, которой не исполнилось еще 14 лет. Материальное положение По было крайне тяжелым. В 1842 г. Вирджиния тяжело заболела и 1847 г. Умерла. Жизнь писателя оборвалась в 1849 году при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания, через несколько дней в больнице он скончался

На родине писателя его творчество во второй половине 19 в. не нашло продолжателей.

Но в это же время наследие По получает известность во Франции. На протяжении десятилетий вокруг наследия По не прекращаются яростные столкновения различных критических школ и мнений. Его творчество нашло отображение в произведениях С. Малларме, Жюль Верна, О. Уайльда, Г. Уэллса и А.Конан Дойлья.

В России первый перевод По появился в 1847 г. Его рассказы вызвали интерес у Достоевского, Луначарского, Горького, Блока, Паустовского, Олеша и др. В 30-40-е годы в советской критике распространилась вульгарно-социологическая трактовка творчества По, ему приписывались политическая реакционность, антигуманизм, формализм. Эти концепции были преодолены в 70-80-х годах. Был дан глубокий анализ литературного мастерства По, его новаторских эстетических концепций, обостренного чувства и мысли, смелости фантазии и безукоризненности логики.

В США По первый попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Его эстетические идеи оригинальны, плодотворны и воплощены в его творчестве.

Свои теоретическое взгляды он изложил в статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (опубл.1850), многочисленных рецензиях. Задача искусства состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение .

Один из сложных моментов эстетики По – взаимоотношения красоты и этики. Он противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаимоотношение с интеллектом имеют лишб второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно» («Поэтический принцип»). Создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. По не отрицал и роли воображения.

Эстетическая система По – «рационалистический романтизм», соединяющий смелый полет воображения и богатство фантазии с математическим расчетом и железной логикой. В центре этой системы – идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения.

Принципы :

1) композиции : в стихотворении все или рассказе всё должно служить воздействию на читателя, запланированному писателем. Все – каждая буква, каждое слово и запятая должны работать на эффект целого (totality effect).

2) ограничение объема художественного произведения – вытекает из принципа «эффекта целого». Пределом служит «возможность прочитать его за один присест», т.к. при дробном восприятии читаемого мешают будничные дела и единство впечатлений будет разрушено.

3) оригинальности : без элемента необычности, неожиданности, новизны невозможно достичь идеала красоты.

4) поэтический принцип : По считал, что не существует больших стихотворений или поэм, это противоречие в терминах, хотя сам придерживался малой формы в произведениях.

    Постимпрессионизм и его основные представители.

    Возникновение кубизма (П. Пикассо).

    Эстетические принципы экспрессионизма.

    Философия фрейдизма и отражение иррациональной «сверхреальности» в живописи сюрреализма.

    От экспрессионизма к абстрактной живописи.

    Стирание грани между искусством и обыденной жизнью в поп-арте.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Т.2. – Смоленск, 1997.

Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. – М., 1992.

Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. – М., 1997.

На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве ХХ века. – М., 1994.

На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве ХХ века. – М., 1994.

Штейн М. Музеи Нью-Йорка. – М., 2000.

Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.

1. Развитие русской культуры XIX века (эстетические взгляды Н. Чернышевского, Л. Толстого, Ф. Достоевского).

2. Эстетические концепции К. Леонтьева, Вл. Соловьева.

3. Эстетическая проблематика в трудах П. Флоренского.

Литература

Баженова А. А. Русская эстетическая мысль и современность. – М., 1980.

Бойко М. Н. Самосознание искусства – самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. – М., 1997.

Бычков В. В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. – 1999. – № 1.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX– началаXXв. – М., 1975.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. О литературе. – М., 1955.

Тема 30. Виды искусства и их природа.

    Причины разделения искусства на виды.

    Формирование принципов классификации видов искусства. Современные критерии такой классификации.

    Особенности каждого из видов искусств.

    Разнообразие форм синтеза искусств.

Литература

Каган М.С. Музыка в мире искусства. – СПб., 1996.

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. – М., 1992.

Массовые виды искусства и современная художественная культура. – М., 1986.

Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.

Тема 31. Киноискусство.

    Синтетическая природа киноискусства: изобразительные средства, звук, литературная основа, режиссерская и актерская интерпретация.

    Жанры кино.

    Основные этапы развития кинематографа.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Вайсвельд И. Искусство в движении. Современный кинопроцесс: исследования и размышления. – М., 1981.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин, 1973.

Нечай О. Ф. Основы киноискусства. – М., 1989.

Фрейлих С. И. Теория кино. – М., 1992.

Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М., 1997.

Тема 32. Музыка.

    Основные проблемы философии музыки.

    Специфика музыкального образа.

    Интонационная природа музыки.

    Виды, жанры и формы музыки.

Литература

Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. – М.; СПб., 1998.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Каган М.С. Музыка в мире искусства. – СПб., 1996.

Корольков Н. А. Эстетика музыки. – Мн., 1998.

Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. – М., 1994.

Тельчарова Р. А. Музыка и культура. – М., 1986.

Тема 33. Литература.

    Эстетические функции литературы.

    Выразительная сфера литературы. Художественное слово.

    Роды и виды литературы.

    Влияние литературы на другие виды искусства.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Буало Н. Поэтическое искусство // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. – Т. 2. – М., 1964.

Волков И. Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. – М., 2001.

Тема 34. Изобразительное искусство.

1. Живопись как специфический способ мировидения.

2. Специфика образа в живописи.

3. Язык живописи: линия, цвет, колорит.

4. Жанры живописи.

Литература

Банфи А. Философия искусства. – М., 1989.

Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

Еремеев А. Ф. Границы искусства. – М., 1987.

Махлина С. Г. Реализм и условность в искусстве. – СПб., 1992.

Тема 35. Театр.

1. Эстетические проблемы театрального искусства.

2. Спектакль как произведение коллективного творчества.

3. Особенности выразительных средств актера в театре.

4. Философские основы восточного и западного театра.

Литература

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX – XX вв. / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. – М., 2001.

Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.

Пави П. Словарь театра. – М., 1991.

Поляков М. Я. О театре. – М., 2001.

VI. Вопросы к зачету

    Эстетика как философская наука

    Этапы становления и развития эстетического знания: сравнительная характеристика

    Эстетические представления народов Древнего Востока

    Античная эстетическая мысль

    Византийская эстетика

    Эстетика Средних веков

    Эстетические горизонты эпохи Возрождения

    Эстетика Нового времени

    Эстетические принципы барокко и классицизма

    Эстетические идеи немецкой классической философии

    Эстетика европейского романтизма

    Эстетика России от средневековья до XIX века

    Эстетическая мысль русской религиозной философии конца XIX – начала XX века

    Развитие русской эстетики во второй половине XX века

    Неклассические концепции эстетики XIX века

    Эстетика XX века

    Модернизм. Авангард. Постмодернизм.

    Основные эстетические категории

    Концепции происхождения искусства

    Феномен искусства. Функции искусства

    Виды и жанры искусства, их взаимосвязь

    Стиль в искусстве

    Сущность художественного творчества

    Личность художника как эстетическая проблема

    Художественное произведение. Проблема формы и содержания

    Проблемы художественного восприятия

    Театр и киноискусство

    Специфика и многообразие изобразительного искусства

    Виды и жанры музыки

    Особенности литературного творчества и чтения как формы художественного восприятия

Учебное издание

Елена Ивановна Красковская

Алексей Александрович Потоцкий

Яна Владимировна Шешко



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок