Фцкм в старшей группе на тему насекомые. Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Насекомые» для детей старшей группы детского сада

Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом с. Черниговка»

Старшая группа, Воспитатель - Челядина Светлана Владимировна

Цель: Закрепить знания детей по теме «Насекомые»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация словаря по теме «насекомые» , закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными;
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь, речевой слух, зрительную память, внимание;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и полезным насекомым.

Оборудование:

  • Предметные картинки с насекомыми: стрекоза, пчела, муравей, бабочка, божья коровка, жук, мяч, разрезные картинки.

Предварительная работа:

  • Беседа, рассматривание картинок из серии «Насекомые» ;
  • Чтение стихотворений о насекомых, отгадывание загадок, рисунки насекомых, заучивание игр с пальчиками;
  • Просмотр презентаций о насекомых;
  • Наблюдение в природе за насекомыми.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

  • Назвать времена года, начиная с зимы.
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите три весенних месяца?
  • Какой месяц сейчас?
  • Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

* У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее… (стрекоза) .

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

* Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела) .

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

* Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей) .

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

* Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка) .

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

* Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка) .

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?


На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Тело у кузнечиков продолговатое, голова овальная с такой же формы глазами. Конечности длинные (особенно задние) прыгательного типа с очень длинными бедрами и голенями.

3. Физкультминутка:

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко
Воспитатель загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны

они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае

они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко

над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения) Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, Сжать кулачок, указательный палец и

Знаю все сады вокруг. мизинец развести в стороны – «усы» ,

Над лужайками кружу, пошевелить ими.

А зовут меня Жужу!

4. Дидактическая игра «Кого не стало» А я проверю, кто самый внимательный?

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы должны будете мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

(игра проводится 2-3 раза) .

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

5. Дидактическая игра «Один - пять»

Воспитатель

один комар
одна оса
один жук
одна пчела

одна стрекоза
один кузнечик
один муравей
одна муха

одна бабочка Дети
пять комаров
пять ос
пять жуков

пять пчёл
пять стрекоз
пять кузнечиков
пять муравьёв

пять мух
пять бабочек

6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Комар - комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики

Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей - муравьишка
Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая) .

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные) .

У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие) .

Гусеница ползает, а бабочка… (летает) .

Пчёлы летают, а паук… (ползает) .

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка… (нет) .

Пчёлы живут в ульях, а муравьи… (в муравейнике) .

Бабочка питается нектаром цветов, а паук… (мухами…) .

Молодцы, ребята, справились с заданием.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать» . Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

8. Игра: «Превращения»

Воспитатель: Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два - вот и фея теперь я» . А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з» ) , пчеле («ж-ж-ж» ) , мухе («з-з-з» ) , шмелю («ж-ж-ж» ) .

Воспитатель: Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

9. Итог занятия:

О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких насекомых вы знаете? Назовите. Чему новому вы научились?

Собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку) .

Какое насекомое вы собрали?

Елена Черникова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Насекомые» для детей старшей группы детского сада

Конспект непосредственно образовательной деятельности по

формированию целостной картины мира .

Тема. Насекомые

Обобщить знания о насекомых .

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей .

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять в подборе глаголов к именам существительным.

Воспитывать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Оборудование и материал.

Иллюстрации с изображением летнего сезона, разноцветные бабочки и цветы (для каждого ребенка, пуговицы, мяч, иллюстрации с изображением насекомых .

Дети рассматривают иллюстрации с изображением летнего сезона. Отвечают на вопросы воспитателя.

Какое время года изображено?

Почему вы так думаете?

Дети отвечают, что солнце светит и греет, стало жарко, день стал длинным, выросла трава, на деревьях зеленые листья, расцвели цветы, птицы и животные растят потомство и т. д.

Игра «Бабочки и цветок» .

Мы попали с вами на луг, где растёт множество цветов. Я раздаю детям бабочек и прошу помочь бабочкам спрятаться от птичек : бабочка должна сесть на тот цветок, на котором её будет не видно. Дети помогают бабочкам найти нужный цветок.

Ребята, мы оказались в царстве насекомых . Они очень хотят узнать о себе что-то интересное.

Дети работают в парах с иллюстрациями, составляют рассказы о насекомых .

Этюд «Гусеница» (немое кино) .

Крибле-крабле-бумс, превратитесь в гусениц!

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон» ,

(дети лежат на спине ногами в центр круга)

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

(повернуться на левый бок, руки под щеку)

Спит без просыпа всю зиму,

(повернуться на правый бок)

Но зима промчалась мимо.

(ложатся на спину, потягиваются)

Март, апрель, капель, весна

(медленно садятся)

«Просыпайся, соня- сонюшка» ,

(потягиваются сидя)

Под весенним ярким солнышком

(встают, потягиваются стоя)

Гусенице не до сна,

Стала бабочкой она!

(бегут по кругу, машут «крылышками» )

Игра с мячом «Подбери слово» (стоя в кругу) .

Что могут делать насекомые ?

-Насекомые могут летать , порхать, ползать, жужжать, кусать, жалить, гудеть, поедать, надоедать….

Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч, а ребёнок ловит мяч и называет слово-действие.

Упражнение «Волшебные насекомые » .

Дети садятся парами, на столах трафареты бабочек и разноцветные пуговицы.

Я предлагаю вам превратить этих бабочек в волшебных. Дети выкладывают по контуру пуговички.

Поиграем в игру «Закончи предложение»

Я начинаю, а вы заканчиваете фразу.

1Если вы увидели осиное гнездо, то нужно (отойти и не трогать его) .

2Если вас кусают комары, то нужно….(намазаться мазью от комаров) .

3Нельзя разорять муравейники, потому что муравьи. (уничтожают вредных насекомых и гусениц ) .

Игра на развитие коммуникативных способностей «Паутинка» .

Дети встают в круг, держатся за руки и запутываются, перешагивая через руки, а водящий их распутывает.

Концовка-речевка для сплочения коллектива.

В конце занятия дети, стоя в кругу и, держась за руки, говорят :

Все мы дружные ребята,

Мы ребята- дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем!

Никого в беде не бросим! Не отнимем, а попросим!

Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!

Рефлексия.

Ребята, что вам особенно запомнилось и понравилось в нашей игре-деятельности?

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: 14 мая, 2014 автором: Оксана Шилова

Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»

Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.

7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


Приложенные файлы

(С использованием нетрадиционной техники рисования)

Программное содержание:

  • способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
  • активизировать речь воспитанников;
  • развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать композиционные навыки.

Материалы и оборудование:

Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Изучение моделей насекомых.
  • Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
  • Чтение произведений, где героями являются насекомые.

Музыкальное сопровождение:

Аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

2. Беседа.

О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)

- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
  • Лишний жук, потому что он не живет колониями.
  • Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.

Воспитатель:

4. «Назови сложным словом»

  • У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
  • У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
  • У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.

5. Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(Дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)

Каждой лапкой потрясу!

(Трясут другой ногой.)

5. И потопаю потом

(Дети топают ногами.)

Ой, какой от лапок гром!

6. Игра-викторина.

Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.

  • Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
  • Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
  • Где у кузнечика уши? (На ногах.)
  • Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
  • На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
  • В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?

Ответы детей.

Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.

Здравствуйте, ребята!

Я Бабочка -красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.

Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?

Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.

Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)

Физминутка «Бабочка».

Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком

За день, за два и за месяц… прыжки на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком

Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).

После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.

Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)

Воспитатель:

А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок