Грифы едят трупы людей. Подаяние птицам судьбы

Тема смерти вовсе времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти умершего, другие решили, что тела усопших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других интереснейших способах погребения читайте далее.

Китай. Парящие гробы

Народ бо, населявший современные провинции Сычуань и Юньнань, исчез с карты Китая столетия назад, не устояв в борьбе с династией Мин. От блестящей культуры бо почти ничего не осталось, только удивительные гробы, словно парящие вдоль отвесных стен. Возраст самого древнего захоронения составляет 2500 лет, а самые «свежие» были сделаны 400 лет назад. Гробы изготавливали из цельного куска дерева и поднимали на скалы, устанавливая в пещеры и расщелины, либо на вбитые в скалу опоры. Ученые дают несколько объяснений этому необычному погребальному ритуалу. По мнению одних, это делалось, чтобы ни животные, ни люди не могли до них добраться. По другой версии, таким образом народ бо старался обеспечить умершим легкий переход в другой мир, так как скалы считались лестницами в небо.

Южная Корея. Бусинки на память

Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета - по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.

Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.

Тибет. Скармливание останков грифам

Тибетцы верят в переселение душ, тело для них - лишь бренная оболочка, которая утрачивает ценность после смерти. Кремация или погребение в землю в Тибете малоосуществимо - под ногами скалы и почти нет деревьев. Неудивительно, что здесь возник такой необычный ритуал, как «небесные похороны» - скармливание останков грифам. Шокирующий для западного человека обряд проводится на особых площадках специально обученными людьми - рогьяпами. Могильщик острым ножом делает надрезы на теле и оставляет его птицам.

Грифы, по мнению тибетцев, выполняют две задачи: поедают останки и возносят душу на небо. Когда от тела остаются только кости, рогьяпа их дробит, смешивает с цампой (ячменная мука с маслом яка) и снова предлагает птицам. «Небесные похороны» практикуются до сих пор, хотя экологи и медики уже высказывают свое недовольство. Ведь грифам предлагают в пищу не только останки людей, умерших от старости или в результате несчастного случая, но и от заболеваний, включая такие как СПИД и грипп.

Бали. Кремация, достойная королей

Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.

Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, - в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.

Амазония. Круг жизни

Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм - поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир - последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.

Гана. Когда форма имеет значение

В Гане представители народа га могут заказать для умершего гроб любой формы так, как мы заказываем торт на день рождения. Mercedez-Benz - для успешного бизнесмена, автобус - для того, кто водил его при жизни, гигантская рыба - для рыбака, курица-наседка - для самой любящей и любимой мамы на свете. Традиция эта появилась в 1950-х благодаря курьезу. Правитель страны заказал себе паланкин (носилки в виде ложа и кресла) в форме орла, однако как раз в день доставки внезапно умер. Родственники недолго думая положили тело на эффектные носилки и в них и похоронили.

Сегодня мастерские гробовщиков-художников превратились в популярную туристическую достопримечательность, а их изделия (уменьшенных размеров) - желанные гости в частных коллекциях, музеях и арт-галереях.

Австралия. Сложная простота

В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.

Небесные похороны

Тибет был и остается для многих из нас той цивилизацией, которую нам не дано понять. Любопытство к этой загадочной земле подстегивается и тем, что тибетские мудрецы и монахи взирают на остальной мир глазами, в которых угадывается либо безразличие, либо надменность. Утверждают, что тибетские ламы могут «входить» в тела умерших людей и жить в этом новом состоянии. Некоторые ламы неведомым образом способны после смерти сохранять свою плоть без признаков разложения в течение двух недель. Делается это для того, чтобы сознание учеников получило возможность проникнуть в тело учителя и овладеть всем богатством его знаний и мудрости .

Ученые Колумбийского университета присутствовали при подобном акте в 1987 г. Позднее Далай-лама объяснил им, что тантрическая техника позволяет сознанию учеников проникать в тело мертвого учителя и получать все его знания и жизненный опыт, ибо память не есть мозг. Но для успеха этой акции необходимо много тренироваться.

А вот великий йог Дхарма Дходе (сын ламы Марпы) достиг таких высот контроля своих энергетических потоков и сознания, что мог покидать свое тело, проникать в тело покойника и существовать в нем как в собственном. То есть он мог говорить, двигаться, мыслить… Он неоднократно демонстрировал все это своим ученикам.

Похоже, что тибетским монахам больше жизни интересна смерть – самое таинственное состояние материи.

В 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет, и новая власть стала проводить в жизнь мощную и беспощадную антирелигиозную кампанию. Повсеместно закрывались тысячелетние монастыри и храмы. Для ассимиляции тибетцев широко практиковались насильственные браки с китайцами и их высылка во внутренние районы страны. В то же время постоянно увеличивался поток беженцев в Индию. К 1960 г. там сконцентрировалось более 100 тысяч тибетцев во главе с Далай-ламой. К счастью, в дальнейшем репрессии прекратились, но Тибет остается китайским, а китайцы смотрят на философию буддизма скептически, В том числе и на ужасный обряд «небесных похорон».

Неподалеку от города Лхасы, бывшей столицы Тибета, находятся несколько монастырей, известных своими странными традициями. О них знают многие, но никто не приезжает сюда специально, чтобы увидеть «небесные похороны», – это бессмысленно и весьма опасно по двум причинам. Во-первых, если любопытного застукают за попыткой подсмотреть «небесные похороны», то ему грозит десять лет китайской тюрьмы. Во-вторых, если кому-то и удастся подсмотреть их, то это наверняка неблагоприятно повлияет на психику «счастливчика», а может, и вовсе разрушит ее.

В каждом номере гостиниц Лхасы вы увидите объявление на семи языках:

«Согласно законам правительства Китая в нашем городе строжайше запрещено посещать, присутствовать и делать фотоснимки на месте проведения “небесных похорон” – погребальном церемониале тибетских монахов. Он является древним обычаем небольшой части населения Тибета. Туристы, нарушившие это правило, будут наказаны по всей строгости закона».

«Небесные похороны» – это своеобразный ритуал монахов, во время которого труп режут ножами на мелкие части и скармливают грифам. В ближайшем пригороде Лхасы, позади монастыря Сера, у подножия гор находится огромный плоский камень, внешне напоминающий плиту. Он-то и является последним пристанищем умерших монахов, которые, по поверью, возносятся с него в поднебесье.

Прежде чем приступить к основной операции, мастер похоронного церемониала выпивает крепкого монастырского пива. Говорят, для того, чтобы притупить ощущения от предстоящей работы по расчленению покойника и дальнейшему измельчению тканей его тела.

Для операции подготавливают несколько ножей и мощную кувалду. Вся работа занимает у него 3–5 часов. Чтобы труп не соскальзывал с политого кровью камня, его привязывают к рогообразному выступу на плите множеством веревок.

Задача мастера состоит в том, чтобы изрубить труп на мельчайшие кусочки, которые бы без труда смогли поглотить прожорливые грифы. Но сначала труп расчленяется. Уже через час на каменной плите аккуратно разложены голова, руки, ноги, кишечник, легкие, печень, сердце…

Мастер похоронного церемониала разбирает скелет покойника буквально по косточкам, а затем измельчает их при помощи кувалды в порошок. Эта работа занимает большую часть операции. Она трудоемка и требует сил и выносливости. Далее палач смешивает костную пыль с мелкими кусками мяса (либо в специальном чане, либо прямо на каменной плите), добавляя туда ячмень и жир яка. Эти два ингредиента весьма любимы грифами, их запах плюс кровь привлекают стаи стервятников к камню с «яствами». Чтобы сделать церемонию торжественной и привлечь большее количество грифов, вокруг плиты разводят множество мелких костерков. Причем их разжигают так, чтобы было меньше огня, но много дыма: именно в этот момент мастер оставляет на камне кровавое месиво с приправами и уходит допивать пиво, предоставляя миссию вознесения покойника к небесам уже кружащимся в небе стервятникам. Несколько часов, а иногда и сутки продолжается страшное пиршество. Жирные разноперые грифы с крючковатыми клювами, с которых капает кровь, не спеша поедают останки умершего монаха, который, кстати, при жизни прекрасно знал, какими будут последние часы пребывания его бренного тела на земле.

Стервятники ждут

Местные жители знают обычаи монахов и не стремятся подсмотреть ритуал. Весьма странным выглядит тот факт, что единственными зрителями «небесных похорон» могут быть обитатели местной тюрьмы. Она расположена на возвышении на расстоянии 500–700 метров от ритуальной плиты. Как будто архитекторы темницы с особым умыслом приглядели местечко, дабы преступникам было на что поглазеть, а затем и хорошенечко задуматься о суете земной. Но наблюдают заключенные за «небесными похоронами» или не нарушают своим любопытством таинства монашеского действа – этого никто не знает.

Пир грифов закончен. Только запекшаяся кровь на каменной плите напоминает о «небесных похоронах». Но пройдет дождь, камень вновь станет чистым и гладким и начнет терпеливо дожидаться своего очередного «гостя».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Небесные корабли Низко над водой, в бирюзовых облаках появился кораблик… перевернутый мачтами вниз! Вначале я не поверил своим глазам. Сон? Чудо? Обман зрения?.. А может, это предвестник гибели кораблей - «Летучий голландец»? Сколько приходилось читать и об опасных

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Небесные обитатели Забавную сказку сложили полинезийцы .Раньше бог Солнца Тама, как праздный бродяга, слонялся по небу куда вздумает или летал с быстротой молнии. Но в конце концов приручил его и укротил хитрый Мауи.Чудесными подвигами прославился знаменитый

Из книги Мифы древних славян автора Афанасьев Александр Николаевич

Небесные стада Для племен пастушеских, а такими бы ли все племена в отдаленную эпоху своего доисторического существования, богатство заключалось в стадах и ими измерялось. Скот доставлял человеку и пропитание, и одежду; теми же благодатными дарами наделяет его и мать

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

VIII. «Небесные кони» КИТАЙСКОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ НА ЗАПАД Несмотря на успехи, достигнутые на юге (Индокитай) и на востоке (Корея), У-ди должен был признать, что главнейшая проблема - хуннская - отнюдь не разрешена. Колоссальным напряжением сил была создана полевая армия; она

Из книги Божество 12-й планеты автора Ситчин Захария

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Небесные львы Мы установили, что египетские фараоны были владыками Земли, воплощавшими в себе Гора и Сета, реинкарнациями великих богов-планет Гора-старшего и Сета-старшего, которые взорвались миллионы лет назад, и фрагменты которых некогда упали на Землю. После кончины

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Похороны Германика и похороны Ермака Обнаженное тело выставлено на помосте для всеобщего обозрения Как мы показали в книге «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом…», русские летописи сохранили яркие свидетельства, что Ермак на самом деле был похоронен в Мексике, рядом

Из книги Династия Ямато автора Сигрейв Стерлинг

Небесные врата «Династия Ямато» - первая собирательная биография японской императорской семьи, мужчин и женщин, охватывающая пять ближайших к нам поколений, начиная с Реставрации Мэйдзи в XIX веке. Мы поинтересовались у знакомого японского исследователя, что бы он хотел

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

НЕБЕСНЫЕ БОГИ СЛАВЯН До прихода христианства славянский суперэтнос существовал тысячи лет. Его жизнь строилась на здоровой, правильной основе. Это здоровая равноправная семья, отсутствие рабства и крепостничества, отсутствие жертвоприношений, гармоническое отношение

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

НЕБЕСНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ Но вернемся к пересказам о путешествиях людей на небо. Китайские летописи упоминают о Гоу Чжи, инженере императора Яо, который в 2309 г. до н.э. решил лететь на Луну в небесной колеснице с помощью "потока воздуха, которое светилось". Интересно, что автор

Из книги Герман Геринг: Второй человек Третьего рейха автора Керсоди Франсуа

II Небесные рыцари Сто двенадцатый пехотный полк принца Вильгельма квартировал в департаменте Верхний Рейн, в небольшом городке Мюлхаузен, который угрюмые жители оккупированного Германией Эльзаса упрямо продолжали называть Мюлузом. Гарнизонная жизнь оказалась не

Из книги Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи автора Флори Жан

13. Боэмунд и небесные легионы Раймунд Тулузский, однако, не использовал свое преимущество полностью. Он действительно подготовился к бою, который Бог провозгласил победоносным, однако не он повел крестоносцев в битву. К тому времени Раймунд вновь заболел, как и Адемар

автора

Из книги Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях автора Юрченко Александр Григорьевич

§15. Небесные знамения Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Трактате о небесных явлениях» описывает систему предсказаний, связанных с Солнцем. Предсказывался исход битвы по виду и цвету солнечного ореола. На первых взгляд система выглядит очень странно. Поражает ее

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Г) Небесные светила и зори Небо казалось древним Украинцам то полем, то морем, то просто кленовым листком, на котором написаны солнце, месяц и зори; облака казались лесами, дубравами, скалами, стадом или отарой овец, товаром; зори казались густыми копнами на поле, либо

«Небесное погребение» (jhator или bya gtor) - основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районов. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мертвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для далай-ламы и панчен-ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Спонсор поста: Как делать скриншот экрана за 1 клик? Научим!

1. «Город молитвенных флажков» - площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

2. Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

В 1959 году, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974-го, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

3. Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми - рогьяпами.

4. Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение. Так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мертвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо - состояния между смертью и возрождением.

Через три дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.

5. Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.

Все люди одинаково приходят в этот мир и одинаково уходят из него. Каждый из нас хотя бы раз задумывался о том, что будет там - за гранью жизни и смерти. Будем ли мы чувствовать, продолжим ли существовать, встретим ли наших близких? Еще мы верим: в перерождения, в рай и ад, в касты, награды и наказания. Достойно проводить усопших в последний путь, соблюдая обряды и традиции их веры, - долг близких. В каждой стране погребальные церемонии уникальны и неповторимы: где-то красивые и пышные, где-то шокирующие и непонятные. О том, чем они интересны в азиатских странах, рассказывают очевидцы, которым удалось на них побывать.

НЕПАЛ

Непал - последнее индуистское королевство, загадочная страна, окруженная самыми высокими горами в мире. Несмотря на то что сегодня все большее количество туристов посещает Непал, он все равно остается одним из наиболее загадочных и самобытных мест на Земле. Здесь свято чтят и соблюдают традиции, особенно те, которые касаются похорон.

Когда приходишь в храмовый комплекс Пашупатинатх, то кажется, что время здесь остановилось примерно 400-500 лет назад: удивительная, почти звенящая тишина, средневековые храмы и небольшие костры по берегам священной реки Багмати. Оказавшись здесь впервые, я смело двинулась в сторону дымящихся костров, не подозревая о том, что это такое. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что это самая настоящая кремация, которая происходит на глазах у посетителей храма, как что-то само собой разумеющееся. Гид, который заметил мое отсутствие, поспешно догнал меня и пояснил, что быть кремированным на берегу Багмати - большая честь для любого непальца-индуиста. «Прах, который сбрасывают в реку, в конечном итоге уносит течением в Ганг, и там он достигает стоп бога Шивы, а это значит, что у умершего есть шанс избежать дальнейших перерождений или хотя бы сократить их количество».

Надо сказать, что Багмати - совсем мелкая, почти пересохшая речушка, и у меня вызывает сомнение, что она действительно впадает в Ганг, а не обрывается за поворотом. Однако непальцам виднее: на кремацию одного тела они тратят до 400 килограммов дров, которые обходятся им в круглую сумму. А так как уровень жизни здесь достаточно низок, то мало кто может позволить себе подобную роскошь для своих близких, даже если люди копят на похороны годами. Как же они выходят из положения? «Покупают дров столько, сколько могут», - невозмутимо сообщает гид, и это значит только одно - тело не сжигают полностью. Несмотря на это, его все равно выбрасывают в воды реки, ведь ритуал проведен хотя бы на какую-то часть.

Сначала умершего раздевают и опускают в реку его одежду и личные вещи, некоторые из которых вылавливают и оставляют себе жители близлежащих деревень - это никого не смущает. Как не смущает и загрязненная река женщин, что стирают там белье. Гид поясняет, что воды священной реки не могут быть грязными, даже если с виду кажется именно так. Хорошей приметой считается помыть в ней руки и умыть лицо, что я и делаю, чтобы не обижать своих непальских товарищей. Удивительное дело: она и мне не кажется грязной - я мою руки и понимаю, что все происходящее здесь ничуть не странно и уж тем более не страшно. Если бы подобная картина предстала передо мной в каком-то другом месте, то я бы еще долго не могла оправиться от шока, а в Непале это нечто само собой разумеющееся. Это одно из немногих мест на Земле, где смиряешься с самим фактом смерти, начиная понимать, что это естественный процесс: логическое завершение Люди в белых одеждах, которые участвуют в кремации, спокойны, а некоторые даже веселы. Непальцы уверены, что в таких случаях надо говорить «счастливого пути» и не оплакивать в голос умерших, ведь каждая смерть физического тела приближает душу к вожделенному бессмертию. Потом она родится еще раз и, может, в куда лучших условиях и в более здоровом теле, если конечно в предыдущей жизни выполнила все положенные ей задачи.

Мы идем к выходу, и я продолжаю, как зачарованная, смотреть в сторону костров. Гид рассказывает, что часть непальцев хоронят в земле, не имея денег, чтобы купить хоть какое-то количество дров, хоть это и не очень хорошо для души. Вся надежда на следующее, куда лучшее перерождение, где уж точно смогут похоронить по всем правилам той религии, которой будет принадлежать человек.

Светлана Кузина

ВЬЕТНАМ



Раньше я и не предполагал, что буду с интересом наблюдать за процессом погребения, да еще и снимать его. Хотя поначалу это вовсе не было похоже на похороны.

Прогуливаясь по городку Сапа, который расположен в горах Северного Вьетнама, я неожиданно увидел шумную процессию с барабанами, дудками, флагами и полотнищами, которая состояла из веселых людей. Я обратил внимание, что на полотнищах лежит ворох ксерокопий американских долларов, и попытался догадаться, что за праздник отмечают местные. Однако когда из-за поворота показался автобус, напомнивший мне катафалк, из которого кто-то выбрасывал те же ксерокопии американских денег, я понял, что передо мной похоронная процессия.

У ворот кладбища автобус остановился, люди вынесли гроб и понесли его в гору на руках. Вскоре появилось облако, которое погрузило кладбище в густой туман и скрыло его от меня. Подойти продолжить съемку я решился не сразу, но любопытство взяло верх - я направился в сторону погоста. На лицах людей, которые несколько минут назад казались веселыми, появилась скорбь, и теперь эти похороны ничем не отличались от привычных нам.

Место на вьетнамском кладбище стоит порядка тысячи долларов, но эта немалая, по местным меркам, сумма, всегда находится. Семьи здесь большие, и собрать деньги с родственников не составляет труда.

Погребение затянулось: родные и друзья прощались с усопшим больше часа. После захоронения родственники окропили могилу жидкостью из бутылки и разбросали вокруг рисовые зерна. Все это время я прогуливался рядом, с удивлением наблюдая, как в паре десятков метров от нас пасутся коровы, неспешно поедая траву и цветы на могилах.

После погребения и проведения необходимых обрядов, последними покидали кладбище по всей видимости, самые близкие родственники - люди с белыми повязками на головах. Я уходил вместе с ними и на прощание попытался выразить сочувствие, приложив руку к сердцу. Они ответили мне кивком головы.

Илья Степанов

БАЛИ (Индонезия)

Я прогуливалась по многолюдному пляжу Куты, когда увидела вдалеке костер и яркие декорации в лучших балийских традициях. Настраивая на ходу фотоаппарат, я отправилась туда в надежде сделать эффектные снимки местного торжества. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что сцена, которая заинтересовала меня, - это похороны. Одна из участниц процессии, улыбаясь, пояснила, что в их деревне умерло восемь человек, - их хоронят. Я огляделась: в бамбуковых прямоугольных сооружениях горели костры, а в воздухе отчетливо чувствовался запах жареного. Люди вокруг воспринимали этот процесс как абсолютно естественный, в их глазах не было ни капли грусти.

Похороны на Бали - всегда праздник. Родственники считают кремацию лучшим подарком умершему, так как благодаря ей душа может быстрее освободиться от тела. Некоторые начинают копить деньги на свой последний костер с самого детства, ведь смерть и похороны считаются здесь одним из главных событий, которого не стоит бояться. Балийцы верят в перерождения и в то, что душа вскоре начнет новую жизнь.

Кремация на острове - процедура не из дешевых, поэтому в некоторых случаях тело приходится закапывать и ждать, пока наберется нужная сумма денег. Помимо этого балийцы с помощью лунного календаря высчитывают наиболее благоприятное для церемонии время. Если ждать приходится долго, тело также закапывают до наступления заветной даты. Балийцы не видят ничего страшного в том, чтобы позже откопать покойных и кремировать их по всем правилам и с полагающимися почестями.

Я отошла на почтительное расстояние и продолжала наблюдать за процессом. В подобном подходе к смерти есть определенная мудрость. Мы с детства слышали о том, что траур - это тяжело и горько, на похоронах нельзя улыбаться, следует скорбеть об умершем. У балийцев все наоборот: плакать здесь - значит доставлять усопшему страдания. К чему грустить, если вскоре для него начнется новая жизнь?

Вокруг костров бегали дети, взрослые общались между собой, улыбались и раскладывали угощения в специальных шатрах, которые были расставлены рядом на траве. В ста метрах от нас по волнам прыгали серферы, дети собирали ракушки, туристы загорали на песке, торговцы предлагали свой товар, совершенно не обращая внимания на странную процессию и горящие костры.

Елена Калина

ЯПОНИЯ

Большинство похорон в Японии проходят согласно обрядам буддизма, который является основной религией в стране. В день смерти и в последующий устраивают поминки - карицуя и хонцуя, а само захоронение проходит только через два дня. Считается, что есть благоприятные и неблагоприятные дни для похорон, поэтому даты согласовывают со священником и буддийским календарем. В процессе подготовки тела к кремации родственники омывают и обтирают его, а затем облачают в белое кимоно, которое называется кёкатабира. Полы кимоно обязательно запахиваются справа налево, в отличие от повседневного варианта слева направо. На голову покойного надевают белый головной убор, а на ноги - соломенные сандалии. После смерти священник дает усопшему новое имя "каймё" для того, чтобы не тревожить душу при упоминании настоящего имени покойного. Перед отпеванием тело кладут в гроб, иногда туда же складывают любимые вещи умершего или сладости, а родственники и семья возлагают цветы.

Обязательно проводится цуя - ночное бодрствование у гроба, а на следующий день тело кремируют, на что уходит, как правило, один-два часа. По окончании процедуры семья и родственники палочками собирают оставшиеся кости и помещают в одну или несколько урн. Захоронение праха обычно происходит в семейной могиле, а на монументе гравируют имя или же пишут его на сотобе - отдельной деревянной дощечке, которая устанавливается рядом.

После погребения проводятся обряды поминовения, когда вся семья собирается вместе, чтобы почтить память покойного и побывать на службе в храме. В доме в этот период обычно устанавливают небольшой буддийский алтарь "буцудан" с именами и фотографиями умерших, на который ставят угощения, и зажигают благовония.

В Японии считается, что души усопших возвращаются в свои дома, что происходит раз в год - в осенний праздник о-бон. В эти дни готовится традиционная еда и зажигаются бумажные фонари.

Таша Войт

КИТАЙ

В деревню Чжанцзя Сяцунь мы прибыли по утренней темноте и прохладе в надежде встретиться со знакомым чаеводом. Несмотря на ранний час, в доме никого не оказалось, да и весь край деревни был непривычно пустым и тихим. В поисках нашего хозяина мы прошли до небольшого, но очень почитаемого даосского храма, который всегда был главным центром этого места. Вокруг храма было оживленно, кажется, здесь собралась вся деревня.

Там мы и узнали, что несколько дней назад умер один из старейших жителей, и похороны назначены на сегодня. Мой спутник знал старика, и мы пошли к дому покойного. Вдоль улицы в сторону кладбища стояли столы с чайными принадлежностями, убранные синими и белыми бумажными цветами.

У ворот дома покойного витал запах петард, на земле дымились их остатки, но не красные, как для счастливых торжеств, а синие; петардами оповещаются все соседи о скором времени похорон: в деревне это считается приглашением, так как ближайшие родственники покойного до самых похорон не должны входить в соседские дома. Дверь была снята с петель, ибо на ней покойный провел последние часы жизни: считается, что если умереть в обычной кровати, то на ней нельзя будет спать живым членам семьи, поэтому в богатых семьях такая кровать сжигается, а в бедных устраивают специальное ложе для умирающего, используя дверь и особые постельные принадлежности.

Умирающий и покойный не должны быть одеты в ткани животного происхождения или кожу, потому что после смерти душа может вселиться в животного-оборотня. Лучше всего черные и белые одежды из хлопка, в богатых семьях - шелка. Родственники омывают тело усопшего, обривают голову и усы, облачают его в загробные одежды, закрывают лицо умершего отрезом шелковой ткани, а в гроб кладут медные монеты, гребень и зеркало.

Во время приготовлений нельзя причитать и проливать слезы. Считается, что если слеза попадет в гроб, то покойный не явится своим близким в вещих снах и не сможет подать совет или предупреждение. Положение гроба в доме определяет даос-геомант, рассчитывая наилучшую ориентацию, согласно правилам фэн-шуй. Даос также определяет благоприятную дату похорон: иногда удачный день выпадает на неделю позже и даже более, а в древности могли похоронить умершего через несколько месяцев или даже лет. Сейчас стараются подыскать лучший день в ближайшие две недели. В деревнях по-прежнему хоронят в вырытой могиле, а в городах кремируют.

Мой спутник был выходцем из этой же деревни и знал покойного старика, а также его семью. Пока родственники читали у гроба положенные ритуалом слова и развешивали в доме и дворе белые полоски с прощальными иероглифами, мы вернулись к храму. Мой сопровождающий вынул из кошелька несколько крупных купюр и отдал их даосу, который свернул деньги особым образом, запечатал полоской синей бумаги и написал на ней точную сумму скорбного подношения семье умершего. Готовили денежные подношения и другие односельчане в зависимости от своего достатка и уважения к умершему и его семье. В храме ворохом лежали «бумажные деньги» - листы рисовой бумаги с изображением Небесного Императора на одной стороне и крупным номиналом на другой. Рядом готовили атрибуты похоронной процессии: бумажного дракона, колесницу, вымпелы с именем умершего, курильницу в виде беседки из Страны Бессмертных.

Мы вернулись в дом покойного, где уже готовилась процессия. Гроб накрыли крышкой, и старшая невестка ритуальным веничком смела с крышки гроба «счастливую пыль» - ее оборачивают в особую бумагу и укладывают на семейный алтарь. Родственники трижды обошли вокруг гроба и затем понесли его к выходу. В это время плакальщицы у ворот завели ритуальный речитатив, время от времени прерываемый одиночными ударами гонга. Процессия двинулась вдоль улицы к холму за деревней, замыкали шествие односельчане, разбрасывающие по пути следования бумажные деньги. Головы участников похорон были покрыты отрезами белой ткани. У каждого дома процессия делала небольшую остановку, соседи подносили членам семьи умершего чай. Проходя вдоль реки, люди бросали в воду белые цветы и бумажные деньги. На кладбищенском холме уже была вырыта могила, где даос-геомант, следуя указаниям компаса и своим расчётам, показал точное направление гроба во рву. Затем туда опустили фонари и ритуальные предметы, которые должны сопровождать покойного в загробном мире. У могилы разбили горшок с ритуальной пищей: чем на большее число осколков разлетится керамика, тем лучшим предзнаменованием это считается. Позже в доме покойного началась поминальная трапеза.

Члены семьи, соблюдая траур, не должны как минимум сто дней посещать парикмахера, женатые сыновья в этот период не делят постель с женами, не принято участвовать в банкетах, принимать приглашения на торжественные события, надевать цветную одежду. Траурными считаются белые и синие цвета.

Ирина Чуднова

Похороны в Тибете часто приводят в ужас иностранцев. Туристам, приехавшим из других государств, кажутся варварскими и неприемлемыми некоторые способы погребения усопших. Чтобы начать относиться с пониманием к обычаям горцев, необходимо научиться смотреть на мир их глазами.

Тибетская философия

Христиане, иудеи и мусульмане привыкли к тому, что после смерти близкого человека на земле остается какая-то его часть. Верующие люди посещают могилы, ухаживают за ними, полагая, что мертвый обязательно оценит любовь и заботу. Тибетцы не носят усопшим цветы. Они практически не делают захоронений.

Не стоит думать, что в Тибете люди равнодушны друг к другу. Просто последователи буддизма относятся к смерти иначе. Тело они рассматривают как временное вместилище бессмертной души, которая рано или поздно решит сменить оболочку.

Когда бренная часть погибает, душа освобождается и начинает поиски нового пристанища.

Похоронные буддийские обряды направлены на то, чтобы полностью уничтожить бренную оболочку. В таком случае дух утратит связь с той жизнью, которую он оставил. Для буддиста мертвое тело - не что иное, как пустой сосуд. Близкий человек навсегда его покинул и никогда в него не вернется. Это значит, что нет никакого смысла пытаться сохранить бренные останки.

В проведении некоторых обрядов тибетцы расходятся с буддистами, живущими в других странах. Многие последователи Гаутамы Сиддхартхи предпочитают сжигать мертвых. Но для проведения кремации необходимы дрова. А в Тибете слишком мало деревьев для того, чтобы предавать умершего огню.

Захоронения в землю

В некоторых районах в землю закапывают только трупы преступников и неправедных людей. Поскольку тело будет тлеть медленно, душа покинет этот мир не сразу. Таким образом, преступник получит воздаяние за содеянное им при жизни. Могила становится своеобразным местом заточения.

Согласно одной из тибетских традиций, закапывать полагается и тела детей до четырнадцатилетнего возраста. Обычай можно встретить и в некоторых регионах Индии. В данном случае душу не отпускают в новую жизнь не для того, чтобы наказать. Тибетцы верят, что дух у маленького ребенка еще не окреп. Оказавшись на свободе, он может испугаться. В результате, покойный будет скитаться между двумя мирами, не находя себе приюта и не имея возможности переродиться.

Древесные захоронения

Необычная емкость, закрепленная высоко на дереве, может оказаться захоронением. Такой способ похоронить усопшего применяется только для мертворожденных детей. Родители пропитывают тело соляным раствором, чтобы его не коснулось тление. Затем ребенка кладут в гроб, похожий на бочку, и прочно прикрепляют к дереву. Считается, что с помощью этого обряда можно отвести от семьи повторное рождение мертвого ребенка. В некоторых провинциях древесные захоронения имитируют.

Вместо гроба с телом на дерево подвешивают игрушки или детские вещи.

Погребение в воде

Это очень трудоемкий способ похоронить родственника. Водное погребение практикуется нечасто. Мертвое тело человека измельчается и смешивается с прожаренной ячменной мукой. Полученным блюдом кормят рыб в ближайшем водоеме. Представителям западной культуры этот способ кажется бесчеловечным и воспринимается, как глумление над мертвым телом. Однако тибетцы смотрят на этот ритуал по-другому. Опустевший сосуд не пригодится душе. А живым рыбам необходима еда. Человеку, накормившему своей плотью живое существо, будет прощено множество грехов. Жители Тибета не едят рыбу. Морские обитатели несут в себе частицу умершего близкого человека.

Небесное погребение в Тибете

Этот вид погребения считается основным. Одно из его названий - «Раздача милостыни птицам». Такой способ можно сравнить с погребением в воде, только скармливать труп будут не рыбам, а птицам. Тибетцы полагают, что человек должен приносить пользу и при жизни, и после смерти. Кормление птиц своим телом поможет улучшить карму. Следующая жизнь будет намного лучше той, которая закончилась. Небесному погребению не предают тела Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Их полагается бальзамировать и покрывать золотом.

После наступления смерти человека усаживают. Затем лама читает специальные молитвы из Книги мертвых. Чтение должно продолжаться в течение суток. Молитвы помогают душе пройти путь от только что закончившейся жизни до нового перерождения. Через 3 дня покойного передают могильщику (рогьяпе). Тело переносят на площадку для погребения, где рогьяпа снимает саван и делает на покойном надрезы специальным ножом. После этого труп оставляют на площадке, где его сразу же съедают голодные стервятники. Надрезы, сделанные на теле, помогают хищникам разрывать плоть на части. Во время проведения церемонии родные усопшего должны находиться поблизости и молиться. Оставшиеся кости могильщик растирает на камне, смешивает с мукой и маслом и скармливает птицам.

В настоящее время в Тибете оборудовано более тысячи площадок для проведения ритуала.

В конце 1950-х годов китайские власти запретили небесное погребение в Тибете. Однако по настоятельным просьбам верующих обряд пришлось разрешить в середине 1970-х. Запрет на проведение ритуала был связан с тем, что птицы травились несвежим человеческим мясом. Стервятники заражались опасными заболеваниям и сами становились переносчиками болезней. Несмотря на то что небесные похороны сегодня разрешены, китайские власти взяли их под личный контроль. Людей, умерших от заразных болезней, хоронить таким способом строго запрещено.

Похоронные традиции жителей Тибета могут вызывать отвращение. Однако подобные обычаи существуют у многих народов во всем мире. Небесные похороны практиковались и древними славянами. Они отдавали покойного на съедение птицам. Через год кости хоронили. Поступать таким образом было необходимо для того, чтобы не осквернять землю гниющей плотью. С приходом христианства на Русь менталитет славян изменился, а естественная когда-то традиция стала считаться варварской.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок