Икона «Крещение Господне»: значение иконы. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». Этот образ посвящен празднику Крещения Господнего.

Это один из величайших образов, поскольку он посвящен, пожалуй, самому важному празднику после Пасхи — Крещению . Такая икона просто обязана быть у вас дома, если вам хочется, чтобы в семье всегда были гармония и счастье.

История иконы «Богоявление»

Эту икону также называют «Крещение Господне», поскольку это альтернативное название праздника. В данном случае, по мнению многих церковнослужителей, икона написана была в честь события, а не праздника, установленного почти сразу после библейских событий. Это один из самых древних праздников, поэтому и икона данная создавалась почти сразу после распятия Христа.

И все-таки довольно много остается приверженцев теории о том, что икона связана с праздником, ведь Богоявление — это праздник, который в те времена включал в себя Рождество Христово, Крещение и поклонение волхвов. Богоявление связано с подтверждением божественной сущности Христа, с его становлением как Бога, но посредством обычая людского.

Описание иконы «Богоявление»

На иконе всегда изображаются Иисус Христос в полный рост и Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем. Именно он и крестил Христа, хотя сначала отказался, говоря о том, что недостоин такой чести. Иисус переубедил его, сказав, что пророчество должно исполниться в любом случае. На иконе святой пророк Иоанн тянется к Сыну Божьему, пытаясь окропить его лоб святой водой Иордана. На это действо взирает Отец Бог, от которого исходит Святой Дух, изображенный как голубь. От голубя исходят три луча света, символизирующие Святую Троицу. Часто Иоанн Креститель стоит в окружении ангелов, но есть вариант иконы, где изображены только Предтеча и Христос.

Где находится икона

Эта икона есть в огромном количестве храмов, поэтому нет смысла перечислять их все. Этот образ очень важен для христиан, так что нужно постараться, чтобы найти церковь, в которой нет этой иконы. Главные места, где можно поклониться иконе «Богоявление»: церковь Николая Чудотворца в Кронштадте, Никольский собор там же, церковь Георгия победоносца в Москве, церковь Богоявления в Коломне.

В чем помогает икона

Не столько помогает сама икона, сколько молитвы перед нею, ведь на ней изображено великое событие из жизни Христа. Это момент, когда в Христе соединилось два начала: человеческое и божественное.

Икона помогает исцелять болезни, замаливать грехи, искать вдохновение для своей веры. Это величайший образ, от которого исходит особая энергия.

Молитва перед иконой «Богоявление»

Если вы будете молиться перед этой иконой, то на Крещение 19 января нужно будет прочитать тропарь:

«В святом Иордане крестился ты, Господь наш Иисус Христос, когда Святая Троица стала единой. Отца голос говорил Тебе, называя Тебя Сыном своим возлюбленным, а Дух Святой в виде голубя подтверждал сии слова. Явись миру, Христос, чтобы освятить этот мир своим пребыванием в нем».

Дата празднования

19 января — день иконы «Богоявление». Это великий день, в который можно сделать себе подарок, купив такую икону, чтобы она оберегала вас и ваш дом от врагов и от бед. Когда будете молиться перед иконой, можно читать любые молитвы, включая «Отче наш», «Верую», «Живые помощи».

Никогда не забывайте о том, что каждая икона имеет свою историю и свой смысл. Вам не обязательно покупать все иконы для каждого праздника в христианском календаре. Достаточно просто выбрать те из них, которые вам ближе всего по смыслу. В этом нет ничего плохого, даже если у вас дома будет всего одна. Если вы решите ее приобрести или подарить кому-то его первую икону, то лучше, чтобы это был образ «Богоявление». Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.01.2018 05:13

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Нажмите на изображение для просмотра галереи:

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Иконы Богоявления

Икона В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. Канон - это содержательная форма в которую входит: Канон - это содержательная форма в которую входит: Техника иконописи, Техника иконописи, Пропорции фигур, Пропорции фигур, Тип лица и выражение, Тип лица и выражение, Внешность и поза, Внешность и поза, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, Паллета цветов, игнорирование светотени. Паллета цветов, игнорирование светотени.




Язык символов Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.


Крещение Господне. Богоявление Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.


Бог Отец, Сын и Дух Святой «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17) В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.




Аналогия с потопом мира. Жертвенная птица С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощ ение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.


Христос Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это Богоявление. Два естества, одна сущность. Бог и человек.


Истинно Сущий На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие истинно Сущий, потому что Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.


Помазанник Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18) С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.




Крещение – погребение со Христом к новой жизни Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».


Новый Адам Сама фигура Спасителя может быть изображена в полоборота к Иоанну, обнаженной, что характерно для ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепоясанием) на чреслах. Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.


Восприемники крещения На правом берегу изображаются три или четыре ангела, олицетворяющие "восприемников", принимающих окрещенных из воды, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды. Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.






Фигурки во воде Эти фигурки удивительные изображения языческой античности, проникшие и закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.


Река Иордан и море Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде". Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде".


Горы Резкие и острые пробела ы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.


Канон Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился. Более поздние тексты дают описание подробнее: Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета). Икона написана не по канону!


Иоанн Креститель Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единого от Свят ой Троицы. На Предтече риза от в о л о с верблюжьих и пояс усмен о чреслах его, а риза мохнатая -дикая (коричнево-оливковая).


Ризы Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.


Цвет риз Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного. цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

Праздник, посвящённый великому событию ― Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.

Предтеча Господа на берегах Иордана

Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.

Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Крещение Иисуса Христа и установление таинства

Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».

Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности ― человеческая и божественная.

Богоявление при Иордане и его датировка

Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название ― Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно ― на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение ― Сын, провещавший с неба ― Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя ― Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.

Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.

Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.

Иные названия этого праздника

Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит ― явление, «Теофания» ― богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно ― торжество духа над плотью.

Народные обычаи в этот праздник

В дня церковь установила однодневный пост. Он называется В этот день принято вкушать символическое блюдо ― сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье ― кресты. Утром в праздник они съедались со В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое ― Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.

«Крещение Господне» - икона, присутствующая в каждом храме, представляет одно из знаменательных земных событий Иисуса Христа, крещение Спасителя и Его Богоявление.

В день Богоявления перед людьми впервые явилась полнота Святой Троицы, Бог Отец проговорил к Богу Сыну, послав в виде голубя Бога Святого Духа.

Предпосылки к написанию святого образа

Иоанн Креститель был всего на 6 месяцев старше Иисуса Христа, это к его матери Елизавете пришла Мария, узнав о своей беременности от Духа Святого. Миссией Иоанна Предтечи было подготовить народ к принятию Посланника с Небес. Креститель понимал свое служение, при этом превозносил Христа, умаляя собственные заслуги.

Важно! Иоанн - первый из людей, который увидел во Христе посланника Божьего. Он всей своей жизнью показывал маловажность крещения в воде, как акт покаяния, по сравнению с приходом Миссии, который крестит Духом Святым.

Омовение души и тела в то время было актом очищения, но не имело никакого отношения к христианскому таинству Крещения. Иисус, известный в еврейских кругах, как сын плотника, только вступил в тот возраст, когда имел право называться учителем. В возрасте 30 лет Спаситель начинает свое служение на земле, открывая двери для познания путей в Царство Божье, куда нельзя попасть без очищения и покаяния.

Иоанн Креститель сразу увидел идущего Миссию, он даже растерялся, говоря, что это ему надо принимать крещение от Спасителя. На это Христос ответил, что так надлежит вершить всякую правду.

Крещение Иисуса Христа

Дальнейшие события легли в основу написания святых образов, описывающих таинство крещения самого Сына Божьего.

Как только Иисус вступил в воду, с неба послышался Голос, который слышали все присутствующие в тот момент на берегу Иордана, Он провозгласил о том, что на берегу стоит Сын Всевышнего Бога.

Этот праздник называют Богоявлением. Ибо именно на берегу Иордана Иисус, человек по плоти, был признан Богом, Он явился перед народом в человеческой и божественной сущности.

Икона «Крещение Господне» подтверждает религиозно-философскую доктрину о Богоявлении. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что это событие произошло во время правления Тиберия, то есть в 30 году новой эры.

Описание святого образа

Святок лик изображает Иоанна Предтечу в момент крещения Иисуса Христа водой Иордана. На правой стороне иконы ангелы склонились в благоговении перед Божественными Ипостасями. В образе голубя Дух Святой лучом освещает Христа.

На заметку! В русской трактовке Праздник Богоявления называют Епифанией, что означает явление, или Теофанией - Богоявление.

На богослужениях в Русской православной церкви можно слышать и выражение «Праздник Света», подчеркивающее то, что Иисус стал Неугасимым Светом для всего человечества.

На этой иконе показана неразрывность Всевышнего Бога и жизни на земле, начало которой берется из воды.

Икона «Крещение Господне»

Молитва перед иконой «Крещение Господне»

К святому образу приходят православные, желающие:

  • укрепить свою веру;
  • исцелиться телесно и душевно;
  • очиститься от грехов;
  • наполниться Божественным светом;
  • просветиться разумом и душой.

В реке Иордан принял Ты крещение, Спаситель наш, Господь, Иисус Христос, явив единство Святой Троицы в Отце, Сыне и Святом Духе.

Явись среди нас для изменения жизни нашей, освяти мир, в котором мы пребываем, даруй нам мир в домах, наполни их гармонией и добротой, укрепи здоровье и очисти от грехов, явных и неявных, не позволь нам сбиться с пути праведного. Ибо на все есть Твоя святая воля, Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Важно! 19 января православные верующие приходят в храмы на богослужения, где совершается чин освящения воды.

Икона Крещения Господня



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок