Иосиф II: биография. Иосиф II — Рациональный монарх Самостоятельное правление

про великого реформатора Предопределив мне эту профессию, Провидение наделило меня и соответствующими качествами

Иосиф II, император

Любой школьник из благословенной Богемии скажет вам, что обязательное начальное образование в его стране завела Мария-Терезия в 1774 году. Кроме того, государыня внедрила выращивание картофеля, ограничила барщину, создала единый земельный кадастр, унифицировала австрийскую и богемскую администрацию, учредила военную академию в Вене и совершила множество других деяний, которые в иную эпоху принесли бы ей славу великого реформатора. Однако по меркам эры просвещённого абсолютизма это было не так много, и реформы Марии-Терезии оказались полностью в тени реформ её сына.

Через три месяца после смерти матери Иосиф сформулировал цели своего правления: "Из империи, в которой я царствую, должны в соответствии с моими принципами исчезнуть все предрассудки, фанатизм и рабство, чтобы каждый подданный мог пользоваться своими неотчуждаемыми правами и свободами. " Ещё через несколько дней император начал осуществлять правовые, социальные и религиозные реформы, превосходившие своим радикализмом всё, что до той поры явили миру просвещённые монархи Европы.

Иосиф II, реформатор, бывший для своей страны кем-то вроде Петра Великого и Александра Освободителя одновременно.

28 марта 1781 года был обнародован указ Иосифа, согласно которому папские буллы и послания могли публиковаться в австрийских владениях только после предварительного одобрения светскими властями. Де-факто церковная жизнь подчинялась интересам государства. B Риме pешение императорa вызвало переполох. Но вскоре выяснилось, что это ещё не церковная реформа, а лишь прелюдия к ней.

11 июня 1781 года Иосиф издал закон о цензуре. Контроль церкви над печатью был упразднён, единственным правомочным цензурным органом стала Главная комиссия по цензуре книг во главе с известным сторонником Просвещения графом Яном Хотеком. Список запрещённой литературы резко сократился. Под запретом остались исключительно "непристойности, которые ничего не объясняют и ничему не учат " и произведения, которые "оскорбляют христианскую веру или выставляют её в смешном виде ", причём под выставлением в смешном виде подразумевались распространение суеверий и прочие проявления обскурантизма, включая продажy индульгенций.

Снимались все ограничения на политическую критику властей любого уровня, вплоть до императора. Научные публикации освобождались от цензуры, книгоиздание и книжная торговля провозглашались предметами свободного предпринимательства, запрет на некатолическую религиозную литературу отменялся. Kниги из частных собраний впредь не могли конфисковываться, обыски жилищ граждан и досмотры багажа путешественников в поисках запрещённых книг были прекращены. Историки отмечают, что сегодняшнее австрийское законодательство о печати практически полностью соответствуeт нормам, введённым Иосифом.

13 октября 1781 года вышел документ, который по-русски принято называть, если я не ошибаюсь, "Эдиктом толерантности" (хотя я больше привык к чешской версии - "Толерантный патент"). Фактически он устанавливал в Австрии свободу вероисповедания. Католицизм остался государственной религией, но сохранил свои преимущества исключительно в сфере публичных богослужений. Единственное ограничение для других христианских конфессий теперь заключалось в том, что их храмы не должны были стоять на главных улицах и центральных площадях. Во всём остальном протестанты и православные уравнивались в правах с католиками - они могли занимать любые должности, получать академические титулы, вступать в браки с католиками и т.д. Исключение было сделано лишь для нескольких небольших сект, но и их преследование стало не столь жёстким, как прежде.

30 октября 1781 года Иосиф объявил, что монастыри, деятельность которых никак не видна , будут закрыты. Во второй половине XVIII века общее количество монастырей в дунайской монархии достигало двух тысяч, и многие из них занимались чем угодно, только не рапространением слова евангельского. Например, пражский монастырь ирландских францисканцев (так называемых ибернов) жил ростовщичеством. В других божьих обителях молодые дворяне обучались фехтованию и верховой езде. Некоторые монастыри купались в роскоши, и это была отнюдь не роскошь церковного убранства - они были переполнены слугами в ливреях и чуть ли не ежедневно устраивали балы с танцами до утра.

Император решил сохранить лишь те монастыри, которые занимались полезной для общества деятельностью - содержали школы, больницы, дома престарелых или приюты для сирот. Все остальные упразднялись, их насельники изгонялись, имущество распродавалось, здания либо выставлялись на аукцион, либо использовались для нужд государства. Закрытие монастырей позволило Иосифу завершить и военную реформу. Прежде австрийские солдаты и офицеры определялись на постой в дома гражданских лиц. Теперь армия перешла на казарменную систему. Иногда бывшие монастыри переоборудовались под военные лазареты, но чаще - под казармы.

За первые два года реформы было закрыто около семисот монастырей, что принесло государству фантастическую сумму в 15 миллионов золотых (по приблизительным оценкам, ещё столько же бесследно исчезло при распродаже церковного имущества). Содержавшиеся католическими орденами церковные училища были запрещены, впредь священникам предстояло получать образование в находившихся под контролем государства семинариях. Выпускникам семинарий, избиравшим пасторское служение в качестве приходских священников, выплачивалось вдвое большее пособие, нежели тем, которые предпочитали жизнь за стенами монастырей.

В итоге взамен каждого закрытого монастыря открылось по четыре новых прихода. Государство стало платить приходским священникам зарплату (а тем из них, кто по возрасту уже не мог исполнять свои обязанности - пенсию). При этом на них была возложена обязанность вести метричные записи. По замыслу Иосифа, духовенство, наряду с офицерством и чиновничеством, должно было стать одним из столпов государственной власти. Он вывел священнослужителей из-за монастырских стен и отправил их в народ.

1 ноября 1781 года Иосиф отменил крепостное право в королевстве Богемском (впоследствии он освободил пейзан и в других провинциях). Крестьяне получили личную свободу, право выбирать профессии по своему усмотрению, покидать земли феодала без его согласия и переселяться хоть в города, хоть на земли других владельцев. Феодалы лишались судебных полномочий в своих владениях и права вмешиваться в личную жизнь подданных. Если феодальная охота наносила крестьянскому хозяйству ущерб, он должен был быть возмещён.

При этом такая феодальная повинность, как барщина, сохранились (её отменили только в 1848 году). Однако Иосиф считал справедливым создать одинаковые условия для населения всех провинций. Точнее - привести их в соответствии со стандартами эрцгерцогства австрийского (в Австрии нормой считались 1-2 дня барщины в месяц; в Богемии - 3 дня в неделю; в Трансильвании царил полный произвол, и венгерские магнаты сдирали с румынских крестьян по три шкуры). Наконец, была установлена норма, согласно которой крестьянину должны были оставаться 70% плодов его труда, 17,5% доставались феодалу, а 12,5 - государству.

Один из пунктов эдикта об освобождении крестьян запрещал им кланяться в пояс и целовать руки господам. Впоследствии это раcпоряжение вышло отдельным указом. Через полгода - снова. Иосиф повторно издавал указ о запрете целования рук и глубоких поклонов каждые полгода на протяжении шести лет, пока не удостоверился, что селяне привыкли вести себя, как свободные люди, у которых есть честь и достoинство.

2 января 1782 года Иосиф издал эдикт, касающийся положения евреев. Большинство накопившихся за века дискриминационных мер и ограничений отменялись. Отменялись специальные налоги и запрет выходить из дома в воскресенье, особая одежда и введённые при Марии-Терезии отличительные знаки жёлтого цвета. Иудеям разрешалось жить среди христиан, служить в армии, носить шпаги, занимать государственные должности, владеть землёй, открывать мануфактуры и т.д.

При этом евреям предписывалось сменить семитские имена на германские, а детей отдать в общеобразовательные школы (в которых дважды в неделю изучалось католическое богословие). Раввинат лишался судебных полномочий, евреи теперь должны были решать свои споры в обычных судах. Особо оговаривалось, что к евреям следует обращаться, как ко всем остальным людям. Например, в Богемии - "pane" (до этого было принято обращение "žide").

Между тем Пий VI, с 1775 года носивший папскую тиару, решил изменить церковную политику Иосифа с помощью своего дипломатического искусства. Он на сутки уединился для молитвы, после чего появился перед кардиналами с просветлённой улыбкой и заявил, что по велению Бога поедет в Вену, дабы император склонился перед силой его слов. Отъезд святого отца из Рима был не меньшей сенсацией, чем появление братьев Габсбургов на конклаве в 1769 году. Все пытались вспомнить, когда понтифик римский в последний раз покидал Италию... и не могли этого сделать.

Пий VI, полагавший, что на мнение Иосифа можно повлиять

Кауниц советовал Иосифу не пускать папу в страну, опасаясь, что тот сподвигнет народные массы на сопротивление церковной реформе. Однако император, никогда не боявшийся ни одного противника, не испугался и этого. Пий приехал в Вену, как триумфатор. Его сопровождала великолепная процессия, а вдоль дороги выстроилась многотысячная толпа. Люди устраивали празднества с фейeрверками, а на всех костёлах звонили колокола. На Иосифа это не произвело никакого впечатления, он лишь иронично заметил, что колокола - это артиллерия церкви.

Встреча императора и папы состоялась 22 марта 1782 года. Они обнялись на глазах у всего народа. Народ ликовал. Вскоре последовало пасхальное богослужение, во время которого Иосиф принял причастие из рук Пия, а пятьдесят тысяч человек заполнили площадь перед храмом и прилегающие улицы. Потом начались балы и приёмы, на которых папа блистал остроумием и очаровал венское общество. Наконец, дело дошло до официальных переговоров.

Они встретились вчетвером - Иосиф, Пий, Кауниц и архиепископ венский кардинал Мигацци (человек Марии-Терезии и политический противник Иосифа). Папа надеялся повлиять на мнение императора в ходе дебатов. Но дебаты не состоялись. Иосиф заявил, что не может дискутировать о богословских вопросах, так кaк не имеет теологического образования. Но если его политика в отношении монастырей вызывает у папы какие-то вопросы теологического характера, папa может подать их в письменном виде, и теологи императора дадут ему письменный ответ. Впрочем, всё, что делает император, направлено на благо его подданных и самой церкви. Если святой отец хочет ознакомиться с официальной позицией императора, канцелярия императора предоставит её святому отцу в письменном виде.

Пий пробыл в Вене месяц и вернулся в Рим, находясь под глубоким впечатлением от личности и идей Иосифа. Императорская концепция очищенной от праздной роскоши и вернувшейся к пасторскому служению церкви была безупречна. Папа не нашёл в ней никаких следов ни ереси, ни атеизма. Он стал призывать венгерских епископов, находившихся на грани мятежа, к примирению с государем.

Однако в Риме Пий опять оказался под давлением противников Иосифа и в очередной раз изменил позицию. Он даже отправил императору письмо, содержащее угрозу его отлучения от церкви, на что Иосиф ответил в своей обычной манере: "Письмо, написанное от имени Вашей Святости, вышло из-под пера человека, пытающегося внести раскол в наши отношения. Вашей Святости следовало бы найти автора этого оскорбительного текста."

16 июля 1782 года в Вене состоялась премьера оперы Моцарта "Похищение из сераля". Её успех был оглушителен. Тем большим контрастом прозвучала фраза побывавшего на премьере Иосифа: "Это слишком красиво для наших ушей, а главное - слишком много нот, милый Моцарт!" В этих словах отразились и усталость, и нервное напряжение, и начинавшиеся болезни императора.

Иосиф никому не уступал ни как полководец, ни как администратор, ни как дипломат. Его проблема заключалась в том, что он никому не доверял и никому не желал делегировать свои полномочия. Этот государь всё делал сам, пытаясь в ручном режимe управлять восемнадцатью миллионами человек, которым сам же дал все права и свободы. Он жил на изноc, работая от двенадцати до восемнадцати часов в день, и реформировал все области жизни своих подданных, не оставляя без внимания ни одной мелочи.

Через год после воцарения Иосифа в Австрии не было крепостничества, зато были свобода слова и вероисповедания. И таких лет Господь отпустил ему девять. Императору хватило этого времени, чтобы реализовать программу, осуществление которой заняло у остальных европейских народов жизнь двух-трёх поколений (во многих иных частях планеты она остаётся неосуществимой и сегодня).

В.А. Моцарт, "Турецкое рондо" (обычно не совсем точно называемое "Турецким маршем") и кадры из фильма Милоша Формана "Амадей". Это один из редчайшиx случаев появления на киноэкране Иосифа II. Формановский Иосиф совершенно не похож на реального Иосифа ни внешне, ни внутренне. Тем не менее, "Амадей", этот искромётный гимн свободе, прекрасно передаёт атмосферу его правления. Если бы на Земле существовала справедливость, кто-нибудь непременно снял бы подобный фильм о самом Иосифе.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Иосиф II, сын Марии Терезии, уже с 1765 г. был соправителем императрицы, которая постоянно сдерживала его стремления к реформам. В 1780 г. Иосиф стал императором, и его десятилетнее правление составило целую эпоху в истории Австрийской монархии, включая, разумеется, и Чехию.

Воспитанный в духе Просвещения, Иосиф II усвоил и соответствующие теории об устройстве государства. Речь шла об установлении разумного правления, ликвидации пережитков, проведении в жизнь рациональных мероприятий. В этом духе и проводились реформы.

За основу жизни общества принималось экономическое развитие, прогресс земледелия, правильное распределение налогов, ликвидация исключительных феодальных прав, устранение религиозной нетерпимости, установление равенства граждан перед законом. Следовало, сохраняя шляхту, включить ее в новую модель государства. Католической церкви отводилась роль помощника в решении идеологических проблем. Народ же объявлялся только объектом реформ.

О тщательной подготовке Иосифа II к проведению реформ свидетельствует его переписка до восшествия на престол. Реорганизацию он проводил, не считаясь с ропотом шляхты, руководствуясь только принципом целесообразности.

Реформа церкви

Решительная ломка старых порядков началась толерантным патентом от 13 октября 1781 г. Католическая церковь продолжала оставаться государственной, но разрешался переход в евангелическую веру и в православие; признавалось и иудейство. Но всякого рода секты запрещались. Патент предоставлял доступ в школы некатоликам, которые могли и получать академические звания, принимать участие в управлении городов, свободно передвигаться по территории монархии. В 1781 г. Иосиф II закрыл монастыри, не занимавшиеся полезной деятельностью, превратив их здания в казармы или больницы, разрешив их продажу предпринимателям. Была упразднена церковная цензура. Подготовка кадров священников стала осуществляться в государственных семинариях, священники получали государственное жалование. Значительная часть имущества церкви и закрытого в 1773 г. ордена иезуитов подверглась конфискации. Сократилось количество религиозных праздников, запрещались религиозные процессии, ликвидировались “братства”. Все это вызвало отпор духовенства, но просвещенные представители церкви поддержали реформы.

Отмена личной зависимости крестьян. Аграрная реформа.

Настоящим переворотом в жизни общества стала реформа Иосифа II, отменявшая личную зависимость крестьян. Это была “революция сверху”, поскольку сельское население составляло подавляющее большинство всех жителей монархии. Сначала был издан патент о запрещении телесных наказаний и взимании с крестьян денежных штрафов (1 сентября 1781 г.), затем - патент о подаче крестьянами жалоб на феодалов в государственные учреждения. Главный же патент - об отмене личной зависимости - был обнародован 1 ноября 1781. Теперь крестьянин мог свободно вступать в брак, уходить из поместья, отдавать детей учиться ремеслу. Но в заключительной части патента говорилось, что крестьянские повинности и обязанность послушания пану остаются в силе. По формулировке самого патента, его целью было улучшение земледелия и развитие промышленности. Действительно, в Чехии издание патента ускорило прилив рабочей силы в неземледельческие отрасли хозяйства, а королевские города стали в связи с этим возрождаться. Дальнейшие распоряжения императора помогали росту хозяйственной активности деревни.


Вторым этапом аграрной реформы была выработка кадастра, т.е. переписи крестьянской и помещичьей земли. В 1785-1789 г. была замерена вся земля и на этом основании проведено обложение налогами. В 1789 г. согласно изданному тогда берниму и урбариальному патенту барщина и оброки переводились на деньги, а крестьянские повинности определялись доходами хозяйства. Налоги и повинности не должны были превышать половины налогового дохода с участка земли. Прежде всего крестьянин обязывался рассчитаться с государственными налогами, и только оставшееся от этой половины валового дохода приходилось феодалам. Новая налоговая система снижала бремя крестьян по отношению к феодалам, но по отношению к государству - лишь в небольшой мере. Шляхта оказала реформам отчаянное сопротивление. Но Иосиф II исходил из тезиса о полной независимости абсолютного монарха, и в 1790 г. берний и урбариальный патент был введен в действие. Однако в том же году Иосиф умер, а его наследник Леопольд II уже 20 февраля 1790 г. отменил налоговую реформу.

Административная, судебная и военная реформы

Большое значение имели административные реформы просвещенного абсолютизма. Правители стремились создать такую систему управления, которая устраняла бы влияние сословий не только в высших, но и в низших инстанциях власти, что могло быть достигнуто заменой сословной администрации квалифицированной бюрократией. Иосиф II углубил административную реформу, первые шаги к которой сделала Мария Терезия. В 1782 г. он объединил центральное финансовое и политическое управление, создав “Объединенную дворцовую палату”. В 1784 г. он реформировал и городское управление, создав магистраты, в составе которых находились юристы и финансисты. Четыре города Праги объединились под единым управлением. В крайские учреждения назначались специальные комиссары, доставлявшие информацию непосредственно ко двору. В 80-х годах в Вене возникло центральное полицейское учреждение, а в главных городах земель - полицейские управления. Так Иосиф II стал основателем государственной полиции. Воинскими делами руководил в Вене Военный дворцовый совет; функции позднейшего министерства иностранных дел выполняла Дворцовая государственная канцелярия. С 1760 г. в важнейших делах им помогал Государственный совет.

Изменился социальный состав чиновничества. Вместо представителей шляхты, далеко не всегда способных исправлять те или иные функции, теперь государственные должности занимались людьми квалифицированными независимо от происхождения. Чиновники получали жалование от государства и находились под его надзором. Но все же за особые заслуги представители различных сословий получали дворянство как высшую награду. Рационально созданный государственный аппарат был явлением прогрессивным, но после Французской революции конца XVIII в. и особенно в период канцлерства князя Меттерниха он все более становился орудием реакции.

Далее была осуществлена реформа суда и права. В 1784 г. феодальные суды были подчинены авторитету государства. Привилегии в области судебных решений упразднялись, вводилось единое законодательство для всех жителей государства и всех частей монархии. Руководство осуществлялось центральным управлением. Однако некоторые пережитки феодализма сохранялись, если были нужны государству.

Важное значение во всей системе перестройки государства имела армия, которую Иосиф II прежде всего очистил от неспособных начальников, затем ввел единое и целенаправленное военное обучение. В 1786 г. была основана медико-хирургическая академия. Иосиф II нарушил аристократическую исключительность офицерского корпуса. Затем был построен ряд стратегически важных крепостей на границах, особенно в Чехии, на границе с Пруссией. Армия перешла из населенных пунктов в казармы и стала сосредоточиваться в стратегически важных пунктах. Было предпринято техническое усовершенствование артиллерии. В апреле 1781 г. была введена воинская повинность, от которой однако освобождались шляхта, духовенство и чиновники. Призывались мужчины в возрасте от 17 до 40 лет. Допускалось освобождение от повинности за выкуп. Освобожденные от воинской повинности могли служить добровольно. В целом реформа способствовала росту вооруженной силы.

Школьная реформа

Важнейшей реформой Иосифа II было преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наступил не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие еще на 500, к концу 90-х годов их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40 % детей на занятия не являлись. В “главных школах” преподавание велось на немецком языке, в “нормальной” преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиаристского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за годы 1772 - 1778 34 гимназии в чешских землях были закрыты. Осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию было знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из 6). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х годов в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Учителя были в их большинстве проникнуты идеями иозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII - первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того чешские школы стали важным фактором национального возрождения. Просвещая очень значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и в высшей школе. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет - Пражский (существовали и другие, например, Венский). В Пражском университете традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и высшими факультетами, тремя остальными. Именно он подвергся существенной реорганизации. Основное внимание было уделено развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. были упразднены остатки схоластики на светских факультетах, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдачи экзаменов в установленные сроки. Создавались новые кафедры философского факультета: практической математики, агрономии, инженерных дисциплин. Даже в казалось бы далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для приспособления к потребностям времени. Так, лекции Ф.М.Пелцла, первого профессора кафедры чешского языка в Пражском университете, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов - будущими священниками и чиновниками, так что эта созданная в 1791 г. кафедра тоже имела практическое назначение.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов прежде всего на факультетах юридическом и медицинском, отсюда и внимание к естественным наукам и истории, В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.

Здравоохранение. Социальное обеспечение

Проводя решительные изменения во всех упомянутых областях жизни, правительства Марии Терезии и Иосифа II понимали и необходимость мер по улучшению здравоохранения и социального обеспечения широких слоев населения. Общее состояние здоровья чешского населения было неудовлетворительным. В 1776 г. был обнародован имперский устав здравоохранения: все органы здравоохранения подчинялись центральной имперской комиссии, обладавшей широкими полномочиями. К концу XVIII в. в Чехии уже насчитывалось до 300 частных и общественных больниц. В 1781 г. Иосиф II издал основные директивные правила, установив важнейшие принципы создания новых лечебных учреждений. Ранее больницы представляли собой учреждения милосердия для бедных, без персонала со специальной подготовкой и без медицинской помощи, теперь же учреждались специализированные клиники, родильные дома, детские приюты и т.п. Развивалась и медицинская наука. Реформы на медицинском факультете Пражского университета повышали квалификацию врачей. Хотя были решены далеко не все проблемы, все же период терезианско-йозефинских реформ стал важной эпохой в истории медицины в монархии, в том числе и в Чехии.

Оценивая реформы рассматриваемого времени в целом, следует констатировать, что они означали перелом в ходе разложения феодальных устоев и объективно приводили к ускорению наступления капитализма. Но все же поставленных перед ними целей они не достигли. Иосиф II не учел многих сложностей реальной действительности. Так, его наиболее радикальная реформа - берний и урбариальный патент - не преодолела сопротивления оппозиции феодалов и была отменена сразу же после смерти Иосифа II. Были ослаблены и другие прогрессивные реформы. Но возвращение крестьян к личной зависимости было уже невозможно.

Также и церковь после 1790 г. усилила свою автономию, однако от подчиненного положения по отношению к государству не избавилась. Многие установления Иосифа II действовали до 1848 г., а кое-какие даже до 1918 г. Значение реформ для формирования чешской нации нового времени столь серьезно, что созданная ими общественная атмосфера получила название “йозефинизма”.

Наука в Чехии в период Просвещения

В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.

После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.

Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.

Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.

Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер

В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения

Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.

Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829)

Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.

Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.

Когда Мария Терезия умерла после сорокалетнего царствования, ей наследовал в Австрии Иосиф II , царствовавший только неполные десять лет (1780–1790). Он сделался императором в Германии и соправителем матери в Австрии двадцати четырех лет от роду (1765), когда Фридрих II был наверху своей силы и славы. Уже тогда молодой государь был горячим поклонником системы Фридриха II, но устройство Германской империи обрекало его на бездеятельность, а в Австрии Мария Терезия не очень охотно слушалась его советов. Иосиф II отличался живым характером и любил беспокойную, деятельную жизнь. Он рано усвоил передовые идеи своею века , хотя и не сделался, как Фридрих II, вольнодумцем. Горячий сторонник веротерпимости, он чуть не рассорился со своею матерью, которая и слышать не хотела о введении в Австрии свободы некатолических культов. Кроме того, Иосиф II отличался настоящею ненавистью к монашеству, и вместе с тем у него уже были перед глазами примеры того, как государственная власть в Испании, в Португалии и в Неаполе боролась против привилегий и господства духовенства. В крестьянском деле он поддерживал свою мать, и если в чем упрекал ее, так лишь в недостаточной решительности: он хотел прямого уничтожения крепостничества. Вообще Иосиф II сильнее, чем Фридрих II, был проникнут реформаторскими идеями «просвещения» и с гораздо большею последовательностью проводил их в жизнь, когда достиг власти. Плохо зная историю разнообразных земель, бывших под его скипетром, он тем не менее считал нужным принимать во внимание их исторические права. Он воспитался в духе рационалистической философии XVIII века с её чисто отвлеченной идеей государства. Привилегии отдельных габсбургских областей казались ему противоречащими общему благу его государства . Подобно Фридриху II, он ни с кем не желал делиться властью, хотел все делать сам и был в сущности большим деспотом. Император носился с широкими планами во внешней политике и в то же время думал переделать все внутри своих владений. Стремительность и резкость, с какими он вводил свои реформы, сделали из него «революционера на троне».

197. Реформы Иосифа II

В области сословных отношений Иосиф II задумал подчинить дворян платежу налогов, отнял у них привилегированное положение перед судом, сделал доступными государственные должности для всех сословий и т. п. Более всего хотел он облегчить положение крестьян. Рядом мер для отдельных частей монархии он отменил крепостное состояние крестьян, обеспечил за ними их земельные наделы, уменьшил их повинности в пользу помещиков и т. п. Иосиф II заботился и о культурном развитии своих народов , устроив нечто вроде особого министерства народного просвещения, которому вверил и цензуру книг, отнятую у духовенства. С особенною резкостью он проводил свои церковные реформы, и даже приезд папы Пия VI в Вену не мог отклонить его от этой политики, получившей у его врагов название «иозефинизма». Обнародование папских булл было поставлено в зависимость от согласия правительства; многие дела, решавшиеся прежде папою, были переданы местным епископам; монашеские ордена, зависевшие от генералов, которые жили в Риме, были подчинены местному духовному начальству. Кроме того, Иосиф II уничтожил сотни монастырей, конфисковал их имущества и сократил число монахов. Цензура и школа были тоже отняты у духовенства, и печать получила относительную свободу. Иосиф II реформировал и специальные духовные училища, которые теперь должны были готовить священников, вполне послушных государству. В эти учебные заведения вводились новые руководства в духе идей XVIII века; в них католицизм сводился преимущественно к одной морали, и проповедовалось всемогущество государства. По мысли Иосифа II, будущие священники должны были быть прежде всего учителями нравственности и государственными чиновниками. Император коснулся даже культа , приказав выносить из церквей лишние иконы и статуи святых и велев изменить некоторые обряды. Здесь он уже вторгался прямо в область религии, хотя сам же был сторонником веротерпимости и еще в самом начале царствования объявил в своем государстве веротерпимость. Реформаторская деятельность Иосифа II распространилась и на другие стороны жизни – на администрацию, судопроизводство, финансы и т. п. Например, он также предпринял пересмотра законов, и при нем вышла первая часть нового «Иосифовского законника». В администрации он стремился к бюрократической централизации, т.е. хотел все свои королевства (Чехию и Венгрию) и другие наследственные княжества соединить в однообразное государство. Исторически сложившиеся провинции он заменил совершенно произвольно составленным разделением на округа, а земские чины хотел заменить чиновничьими канцеляриями. В этой объединенной монархии должен был господствовать один язык – немецкий (в Венгрии, вместо латинского, бывшего нейтральным для разноплеменного состава её населения).

198. Оппозиция Иосифу II

Реформы Иосифа II встретили во всех его владениях большое неудовольствие. Простой народ, в защиту которого было много сделано Иосифом II, или по своей неразвитости не мог оказать поддержки правительству, или сам становился на сторону врагов Иосифа II вследствие его мер, касавшихся религии. Более всего негодовали на императора духовенство и дворяне. В двух областях – в Бельгии и Венгрии – существовали еще средневековые сословные конституции, которые Иосиф II, не признававший никаких исторических прав, открыто нарушал. Это привело к прямому восстанию Бельгии,где духовенство воспротивилось церковным и школьным реформам императора. В Венгрии тоже готовилось восстание, во главе которого становилось дворянство, раздраженное освобождением крестьян. Бельгия и Венгрия прямо грозили отпасть от династии, и на смертном одре Иосиф II стал отменять свои реформы, чтобы спасти целость монархии. Двумя только своими распоряжениями он ни за что не хотел пожертвовать – эдиктом о веротерпимости и отменою крепостной зависимости крестьян. После Иосифа II его брат Леопольд II (1790–1792) пошел на все уступки , и старый порядок вполне восторжествовал в Австрии.

Иосиф II - римский император (1765-90) и король австрийский (1780-1790). Его управление австр. владениями совместно с Марией-Терезией и эпоха самостоятельного царствования открыли новую эпоху в истории евреев Австрии (в тесном смысле слова), Богемии, Моравии, Галиции и Венгрии (о Венгрии см. ниже). Как яркий представитель просвещенного абсолютизма, И. проводил политически-общественные реформы путем насильственной ломки сложившихся устоев жизни; он был светлым гуманистом и мечтал сделать своих подданных счастливыми; он находился также под сильным влиянием идей физиократов, которые усматривали в земледелии главный нерв народного хозяйства. И. отличался упорством и даже упрямством в проведении своих планов и проявил чрезмерную торопливость и нетерпение в осуществлении их. Все эти моменты определили законодательство И. относительно евреев. Он желал сделать из них полезных подданных; тех из них, кто приобщится к общей культуре, отбрасывая старые обычаи, одежду и занятия, переходя к свободным профессиям или ремесленному и земледельческому труду, он готов был уравнять в правах с прочим нееврейским населением. Насильно принуждая евреев к общему образованию при помощи «просветителя» Гомберга (см.) и др., он надеялся способствовать внедрению евреев в государственный организм, что должно было принести последнему пользу, евреям же - улучшение быта. Этот же план был принят по отношению к галицийским евреям в 1784 г. Раньше этого, после присоединения Галиции к Австрии (1772), еще в качестве сотрудника своей матери, желая поднять благосостояние крестьян, И. лишил евреев права арендовать землю, что разорило треть евр. населения; евреи, лишенные возможности уплатить Toleranzgebühr (см. Галиция), подлежали удалению из страны, и И. строго следил за их выселением; это был, по мнению И., бесполезный элемент. Попытки И. насадить земледелие среди евреев Галиции не увенчались успехом; вообще в этой отсталой в культурном отношении стране планы принудительной реформы И. - особенно на поприще школьного дела - потерпели неудачу; подорвав материальное благосостояние евреев и не дав им новых источников заработка, система Иосифа вызвала то бедственное положение галицийских евреев, которое господствует поныне. Большого успеха И. достиг в других провинциях, как, напр., в Богемии. Если фактически правовое положение почти не изменилось к лучшему, то памятником царствования И. являются вступительные слова знаменитого Toleranzpatent’а 1782 г. - все подданные, без различия религии и происхождения, должны пользоваться свободой и благосостоянием. Toleranzpatent 1782 г. (для галицийских евреев таковой был издан 7 мая 1789 г.) послужил образцом для других государств при улучшении быта евреев, как, напр., для Бадена (см.) и Польши. Балабан пытался доказать, что так наз. проект реформы польского еврейства Станислава-Августа - переделка патента Иосифа для галиц. евреев. См. Австрия, Вена, Богемия, Галиция.

Ср.: кроме указанных в названных статьях источников и работ, A. I. Brawer, Josef ha-Scheni we-Jehude Galizia, Haschiloach, 1910, т. 23, кн. 1, 2, 4 и 5 (ценное исследование об отношении И. к галиц. евреям по архивным данным).

М. В. ‎ 5.

Иосиф II в качестве короля Венгрии. - Стремясь к германизации своих владений, И. естественно должен был обратить особенно сильное внимание на Венгрию, где проникновение немецкой культуры наталкивалось на упорное сопротивление мадьяр. В евреях Венгрии И. видел ту среду, через которую ему легче всего было проводить немецкую культуру в восточной половине своей монархии, и он с необычайной энергией принялся за образование венгерск. евреев; однако как велико ни было его преклонение перед немецкой культурой, он старался обучать евреев и другим, так назыв. местным языкам, не ограничиваясь одним лишь немецким. Еще ранее опубликования знаменитого Toleranzedikt венгерская придворная канцелярия (Ungarische Hofkanzlei) 18 мая 1781 г. отправила в венгерское штатгальтерство королевский рескрипт, в котором говорилось, чтобы рядом с синагогами были устроены еврейские училища (получившие потом название deutsche Schulen), преподавание в которых, однако, отнюдь не должно мешать отправлению богослужения или в чем-либо противоречить евр. религии. Этот рескрипт послужил предметом спора между венгерским штатгальтерством, враждебно относившимся к образованию евреев, и придворной канцелярией, отражавшей взгляды самого И.: канцелярия требовала, чтобы еврейские мальчики, обучавшиеся в христианских школах, не сидели на особых скамьях, были допущены к гимнастическим упражнениям и т. д.; штатгальтерство, наоборот, стремилось выделить евр. детей в особую группу. Хотя венгерские евреи, несмотря на знаменитую брошюру Нафтали-Герца Вессели «Dibre Schalom we-E meth», отнеслись враждебно к просветительным реформам И., однако в Маттерсдорфе (комитат Эденбург) была устроена образцовая школа, куда в преподаватели был приглашен Петр Бер (см.). 31 марта 1783 г. был опубликован знаменитый регламент об евреях «Systematica gentis judaicae regulatio» (см. Венгрия). Отныне стали открываться так называемые Nationalschulen; первая подобная школа была выстроена в августе 1783 г. в Пресбурге и содержалась на счет общины. О других реформах И. см. Австрия и Венгрия. - В Венгрии евреи были недовольны мерами И., которые они считали «безбожными»: так, в Пресбурге евреи не соглашались стричь коротко бороды, многие видели также в военной службе неизбежное нарушение предписаний евр. религии и т. д. Лишь во второй половине 19 в. венгерские евреи стали отдавать должное мероприятиям «философа на троне», и Бертольд Ауэрбах предложил воздвигнуть И. от имени венгерских евреев памятник с надписью: הכרוהו ױכר יוסף את אחיו והם לא ‎ (И узнал Иосиф своих братьев, они же его не узнали). Однако против идеи подобного памятника раздались протесты из лагеря ортодоксов, утверждавших, что осуществление этого плана будет противоречить евр. религии.

Ср.: кроме общих историй евреев в Австрии и Венгрии, Bernhard Mandl, Das jüd. Schulwesen in Ungarn unter Kaiser Joseph, II, 1903; Moritz Bartmann, Lebensgeschichte des Peter Beer, 1839, Прага; Hamburger, Gesch. der Erziehung und des Unterrichts.

Старший сын имп. Франца Стефана Лотарингского и эрцгерцогини Австрии, кор. Венгрии и Богемии Марии Терезии. С И. связан курс политики т. н. просвещенного абсолютизма (реформы в области гос. религ. политики, гос. управления, юстиции, здравоохранения и др.), называемый иозефинизмом .

Род. в сложный для династии Габсбургов период. После смерти в 1740 г. имп. Карла VI, не оставившего наследников мужского пола, на основании Прагматической санкции власть перешла к его дочери Марии Терезии, в связи с чем Пруссия и ее союзники начали войну за Австрийское наследство (1740-1748). Полученное И. образование не носило систематического характера, большое влияние на формирование его взглядов оказало самостоятельное чтение трудов мыслителей эпохи Просвещения, что вызывало недовольство его матери имп. Марии Терезии, считавшей идеи просветителей крайне опасными. И. дважды вступал в брак: в 1760 г. с целью сближения домов Габсбургов и Бурбонов по воле Марии Терезии и канцлера В. А. Кауница он женился на герцогине Пармской Изабелле († 1763), а в 1765 г.- на герцогине Баварской Марии Жозефе (наследников не осталось). После смерти отца с 18 авг. 1765 г. И. по воле матери являлся ее соправителем, однако почти все сферы гос. управления оставались под контролем Марии Терезии, что препятствовало И. проявлять самостоятельность в правлении. Влияние И. на гос. дела было минимальным, чаще всего он лишь выполнял волю матери. Тем не менее, следуя идеям Просвещения, И. добился в 1776 г. от Марии Терезии отмены пыток в судопроизводстве. Нежелание матери считаться с мнением И. при управлении государством нередко приводило к напряженности в отношениях между ними. Стремясь избежать конфронтации с императрицей, И. инкогнито (под именем гр. Фалькенштейна) совершал длительные путешествия: был в Силезии (1769), в Италии (1769), во Франции (1777), в России (1780), а также в разных частях империи, где знакомился с положением дел, проблемами и потребностями общества. В 1780 г. встречался с российской имп. Екатериной II Алексеевной в Могилёве для выработки общей антитурецкой политики. Принято считать, что эти поездки, во время к-рых И. знакомился с опытом гос. управления в др. странах, повлияли на его дальнейшее правление, определив курс реформ.

После смерти имп. Марии Терезии (1780) И. начал править самостоятельно, продолжив начатые ею преобразования, однако его реформы носили более радикальный и часто противоречивый характер. И. провел реформы в области гос. управления, экономики и социальных отношений. В сфере гос. управления И. столкнулся с проблемами, связанными с устройством империи, в каждой части к-рой сохранялись собственные органы власти при отсутствии централизованной системы управления, единой армии, системы налогообложения, денежной единицы и т. д. Попытки централизации и унификации гос-ва, предпринимавшиеся имп. Карлом VI и Марией Терезией, были завершены проведенными И. реформами королевской канцелярии, палаты суда и управления финансами (в т. ч. через слияние 13 различных региональных учреждений). Наиболее важной из реформ является реорганизация гос. управления Венгрии (1785), Ломбардии и Австрийских Нидерландов (1787). В Венгрии И. стремился поставить под свой контроль сословия, положить конец венг. обособленности и отменить конституцию. Он ликвидировал комитатскую систему (обл. автономию) и разделил страну на 10 адм. округов во главе с комиссарами. Император отказался короноваться венг. короной св. Стефана (Иштвана) и приказал перевезти ее в Вену, за что в Венгрии его называли «король в шляпе».

В целях унификации И. проводил политику германизации многонационального населения империи, в т. ч. сделал нем. язык обязательным в делопроизводстве (1784) на территории всех подвластных Габсбургам земель, кроме Ломбардии и Австрийских Нидерландов, где итал. и франц. языки признавались «пригодными» в гос. управлении. Эта реформа вызвала недовольство подданных и стала одной из причин восстаний в конце правления И. В экономике важнейшим мероприятием стала отмена крепостного права, давшая возможность крестьянам выбирать место проживания, заключать сделки; помещикам запрещалось сгонять крестьян с их наделов и чинить препятствия их хозяйственной деятельности. Однако перевод крестьян на выкупные платежи зависел от желания помещика. В итоге в Галиции барщина была отменена только в 1786 г., а в Венгрии в 1787 г. Как и имп. Мария Терезия, в экономической сфере И. следовал принципам меркантилизма, ограничивая ввоз иностранных и поощряя экспорт отечественных товаров, поддерживая развитие мануфактур, в т. ч. путем предоставления льгот предпринимателям-протестантам, переселявшимся в Австрию из Рейнской обл. и Нидерландов. Религ. льготы коснулись и православных, игравших важную роль в венской торговле, а также иудеев, в финансовых капиталах к-рых нуждался двор. Реализуя идеи Просвещения, император открывал богоугодные заведения, больницы, приюты для глухонемых. Экономические и социальные реформы И. способствовали модернизации империи Габсбургов.

Наибольший резонанс в империи и за рубежом вызвал проводившийся И. курс религ. политики, основанный на веротерпимости и затронувший католич. Церковь и др. религ. общины в Свящ. Римской империи. 13 окт. 1781 г. И. выпустил «патент о веротерпимости» (Toleranzpatent), согласно к-рому сохранялся привилегированный статус католич. Церкви, но протестантам (прежде всего лютеранам и кальвинистам) и православным предоставлялось право частной религ. практики и свободного совершения богослужений в молитвенных домах, а также устанавливались новые нормы смешанных браков между католиками и лицами др. христ. конфессий. 2 янв. 1782 г. И. издал «патент о веротерпимости» по отношению к евреям, проживавшим в Н. Австрии (с 1789 «патент» распространялся и на др. части империи), предоставив евреям возможность проживать в городах, приобретать земельные участки, создавать национальные школы; в документе отменялось ношение евреями специальной одежды, предписывалось получение ими нем. фамилий. «Патенты о веротерпимости» позволили некатолич. населению монархии Габсбургов занимать гос. должности. Религ. политика И., имевшая основной целью подчинение католич. Церкви нуждам гос-ва, осложнила отношения императора с Папским престолом. В 1782 г. обеспокоенный религ. политикой И. папа Римский Пий VI предпринял поездку в Вену, где безуспешно пытался добиться от императора изменений курса в отношении католич. Церкви. В годы правления И. была проведена секуляризация имущества нек-рых католич. монашеских орденов и мон-рей, изменена система подготовки и обучения клириков, выпущены распоряжения о проведении богослужений, упорядочены границы еп-ств и др. (подробнее см. ст. Иозефинизм).

Внешняя политика императора была не слишком удачна. В союзе с Россией И. вел военные действия против Османской империи. Первые операции в районе Белграда закончились поражением имп. армии и вторжением османских войск в юж. комитаты Венгрии. К военным неудачам императора прибавилась еще и эпидемия малярии, к-рой заболел И.

Первоначально политика И. встретила поддержку среди разных слоев населения, однако политика германизации и унификации способствовала началу борьбы за равенство наций в монархии Габсбургов, появлению антиабсолютистских движений. Конец правления И. совпал с глубоким политическим кризисом. Во многом по причине недовольства религ. политикой И. в 1789 г. в Австрийских Нидерландах началась т. н. Брабантская революция, в результате к-рой было провозглашено создание независимых Соединённых штатов Бельгии. Венгрия оказалась на грани восстания, представители венг. политической элиты и правящие дома Баварии и Пруссии вели активные переговоры о низложении Габсбургов. Начавшаяся в 1789 г. Французская революция способствовала активизации антиабсолютистских выступлений в разных областях империи Габсбургов. Стремясь спасти положение и не допустить революции в своих владениях, И. аннулировал почти все свои декреты (кроме отмены крепостного права и «патентов о веротерпимости»), обещав возобновить работу венг. Государственного собрания и вернуть корону св. Стефана (Иштвана) в Венгрию. Однако ни подготовка к работе Государственного собрания, ни возвращение короны в Буду не смогли восстановить порядок в Венгрии. По всей стране продолжалось формирование вооруженных отрядов, венг. полки, расположенные в др. частях империи, возвращались на родину для ее защиты, продолжались переговоры о приглашении на трон новой династии. После смерти И. имп. Леопольд II сумел восстановить власть Габсбургов в Бельгии и положить конец беспорядкам в Венгрии, сохранив в империи большинство проведенных И. реформ и преобразований.

Лит.: Mitrofanov P., von. Josef II: Seine politische u. kulturelle Tätigkeit. W., 1910. 2 Вde; Kann R. A. Werden und Zerfall des Habsburgerreiches. Graz, 1962; Winter E. Der Josefinismus: Geschichte des österreichischen Reformkatholizismus. B., 1962; Hajdu L. II. József igazgatási reformjai Magyarországon. Bdpst, 1982; Haselsteiner H. Josef II. und die Komitate Ungarns: Herrscherrecht u. ständischer Konstitutionalismus. W.; Köln; Graz, 1983; Gutkas K. Kaiser Josef II.: Eine Biographie. W., 1989; Beals D. Josef II. Сamb., 2009. 2 vol.

К. Т. Медведева



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок