Искер как мифологема в изучении сибирского ханства. Искер как мифологема в изучении сибирского ханства Город искер как сейчас называется

Первый раз я был в Тобольске недавно - в январе этого же года. Тогда древняя столица Сибири произвела на меня неизгладимое впечатление, и по дороге в Югру пересадку мне захотелось сделать именно в Тобольске. Однако, достигнув города, я не поехал ни в Кремль, ни в Подгору: в январе я видел старый Тобольск в лучшем виде, в каком это только возможно, и не захотел подменять то впечатление более слабым.

В этот раз мой путь лежал в две татарские деревни (юрта) в 30км от города - Сабанаки и Иртышатское - где по непроверенным данным сохранились деревянные мечети 19 века. Дорога, проходящая через них, вела в поселок Вагай - тот самый, где утонул Ермак. Бывшую Золотую Орду я объехал уже вдоль и поперек, и теперь мне хотелось увидеть, что в наше время представляет собой Сибирское ханство.

Не так много людей из других регионов знают, что Тюменская область - это почти что второй Татарстан. Около Тюмени находится село с двумя камеными мечетями - это главный мусульманский центр Сибири. В Тобольском районе мечетей множество - и в самом городе, в татарской слободе Заабрамке, и в селе Тоболтура (возраст мечети не установлен, по легенде, татары строили ее нелегально в 18 веке - каждый татарский купец взялся, проезжая через Тоболтуру, оставлять там кирпич), и в окрестностях. В самом Тобольске татар явно больше, чем русских, и чувствуют они себя здесь хозяевами. Впрочем, мне сибирские татары понравились - спокойные, в разговоре доброжелательные. Внешность у них монголоидная, и если мужчины в основном слегка "разбойного" вида, то женщины весьма красивы.

Столицей сибирских татар все же является Тобольск, стоящий недалеко от разрушенного Ермаком Искера. Тобольский кремль на вершине горы хорошо виден с поезда, а по своей атмосфере Тобольск - самая настоящая Сибирь. Огромные пространства, ощущение необжитости и таинственности, рабочие вертолеты в небе и вездеходы в тайге, а так же, само собой, настоящие сибирские мужики - все это выглядит почти так же, как представляешь себе это, сидя в Москве.

Сойдя на вокзале и пофотографировав сам вокзал и площадь (об этом у меня будет в следующем посте), я отправился в город - до которого от вокзала 8 километров. В Тобольске все мне было уже знакомым и привычным - я помнил, куда ведет какой маршрут автобуса, помнил, что от остановки у гостиницы "Славянской" до автовокзала идти 10 минут, помнил, что в автовокзальном буфете очень вкусная выпечка и яблочный сок. В конце февраля в Тобольске было гораздо спокойнее, чем в явнаре: морозы отступили, а потому мужики стали трезвее и менее необъятными (так как одевались легче).

Автобусы на Вагай через интересовавшие меня деревни ходят достаточно часто, и в целом удобен вариант доехать до деревень и уехать обратно одним и тем же автобусом. Первая остановка - село (юрт) Сабанаки:

Сабанаки расположены в 2 км от трассы Тюмень - Ханты-Мансийск, но все же на вагайском автобусе сюда заезжать удобнее. Зеленый минарет здешней мечети виден издалека - но сойдя с автобуса, ощущаешь разочарование - "отремонтировали"...

В то же время минарет и купол мечети все еще деревянные. Кажется, старый сруб не уничтожили, а просто "упаковали" в кирпичную коробку. А еще понравилась идея с триколором, где белая полоса - снег.

Вообще, сибирские татары не обладали такими архитектурными традициями, как поволжские, и поэтому усвоили русскую архитектуру на 90%. Почти все мечети - в Тобольске , в Ембаеве или Тоболтуре - построены как слегка видоизмененные церкви. Их трудно соотнести даже с татарскими мечетями Поволжья - это именно "мусульманские церкви".

То же самое можно сказать и про дома:

Парадокс даже в том, что русские села в Сибири отличаются от русских сел в Европейской России сильнее, чем татарские.

От Сабанак 10-15 минут пешком до следующего села - Иртышатского, или Иртышатских Юрт. Слово "юрта" в Западной Сибири давно уже не обозначает жилище кочевника. Юрт - это просто татарское (а иногда и хантыйское) село.

Мечеть в Иртышатском видна издали:

Ее возраст точно не установлен, предположительно, 1840-е годы - то есть эта мечать может быть одной из самых старых в Сибири. Да и внешне она еще не так похожа на русские церкви.

Как видите, состояние мечети плачевно - черный остов из толстых бревен, покисвшийся и готовый обрушиться. Мечеть укреплена шестами и упакована в деревянный каркас. Зрелище умирающего деревянного храма очень грустное и привычное нашим путешественникам - такое сплошь и рядом на Русском Севере. Здесь то же самое, но только храм мусульманский.

Внутри гуляет ветер и снега по колено. Ощущение, что мечеть обречена: или она обрушится, или с ней сделают то же, что с ее "соседкой". Впрочем, если ее всего лишь "упакуют" в кирпичный ящик, то еще не конец - может, кто-то когда-то одумается, осознает ценность данного памятника и восстановит его.

Застройка села и немного его обитателей:

Кстати, разговаривают сибирские татары преимущественно по-русски.

Вид на село с трассы. Вдалеке можно различить горы вдоль Иртыша, на которых стоит Тобольск, и отсюда прекрасно видны трубы Тобольского нефтехима (как и из Абалака). Отсюда можно уехать в Тобольск или на Вагай - только имейте в виду, что автобусы останавливаются только у остановок, абы где не подберет.

Вот что собой представляет нынешнее Сибирское ханство. Ведь именно этой дорогой шел в свое время Ермак. А еще малоизвестный факт, но те сибирские татары, которым своя история не пофиг, считают Ермака освободителем. Сейчас редко вспоминают о том, что последними сибирскими ханами были Едигер и Бекбулат, дружившие с Москвой, а хан Кучум был выходцем из Бухары и захватчиком. А Ермак, победив Кучума, освободил сибирских татар от бухарского ига, и "под Россией" им оказалось лучше.

Естественно, с моей стороны было бы странно рассказать о селах под Тобольском, но умолчать про сам Тобольск. Поэтому вот ссылки на мои фотоотчеты из январской поездки туда.

Городище Искер

Дороги к историческому месту нет. Только чудаки да историки помнят о нем. Редко кто вспомнит и о Сузге, красавице-жене Кучума, которой Ершов посвятил поэму. Ориентиром может служить бывшее русло речки Сибирки, подходившей у Искера к Иртышу, от которой остался теперь только один урман. Располагался Искер на крутом берегу Иртыша в 19 км от современного Тобольска.

Это красивое название ("искер" означает "древняя земля") носило средневековое угорское поселение до XII в., а с середины XV в. — столица Сибирского ханства (в русских летописях город чаще называется Кашлыком). При татарском хане Махмете появились более мощные укрепления и новое название крепости — Сибирь-Тура. Название "Искер" вернулось при Кучуме, который, придя в Сибирь из Кайсацкой степи, в 1563 г. захватил городок. Тогда в битве за город погибли ханы местной династии Едигер и Бекбулат. Почти двадцатьлет правил Кучум Сибирью из Искера. Археологические находки говорят о торговых связях Сибирского ханства с Бухарой, Китаем, Казахстаном, Ногайской ордой.

По сведениям археологов и историков, Искер времен Кучума был хорошо укрепленной земляной крепостью, окруженной глубоким тройным рвом с почти отвесными скатами. Крепость была сравнительно небольшой, ибо служила главным образом для проживания хана и его приближенных. Посреди крепости размещалась площадь с ханской ставкой. Собственно город располагался с наружной стороны крепости на той же сопке, состоял из мазанковых полуземлянок и соединялся с крепостью мостом через ров. Небольшие размеры крепости и отсутствие в ней воды (путь к колодцу, лежащему вне крепости, и к речке Сибирке легко мог быть перекрыт неприятелем) делали крепость непригодной для длительной осады. Поэтому после поражения под Чувашским мысом 26 октября 1582 г. Кучум не стал задерживаться в Искере, а, забрав богатства, ушел дальше, в другую свою резиденцию, на мысе Абалак.


Худ. Мургин А. Ермак. Битва при Абалаке

В столице Сибири обосновался отряд Ермака. Три зимовки в Искере были очень трудными для гарнизона. Во время первой же зимы в стычке с татарами погибло двадцать казаков. Но зато с продовольствием поначалу больших затруднений не было: вассалы Кучума признали власть Ермака и исправно привозили ясак. У казаков даже появились татарские жены. В 1583 г. Ермак снарядил в Москву двадцать пять человек во главе с Иваном Кольцо. Казаки повезли в Москву пушнину и донесение Ермака о "сибирском взятии". Посольство было принято Иваном Грозным, "упавшая с неба Сибирь" (выражение Н.М. Карамзина) как бы уравновесила трехлетние военные неудачи в Ливонской войне. Некоторые историки говорят, что перед возвращением в Сибирь Ивану Кольцо была вручена "похвальная" царская грамота, где царь прощал прошлые грехи атамана и его дружины. Кроме грамоты, везли с собой и царские подарки: казакам — сукно и деньги, а лично Ермаку — два панциря, серебряный кубок и шубу с царского плеча. Вряд ли это было так, ибо в той же грамоте Иван IV приказывал Ермаку "быть к Москве", а сибирским воеводой был назначен государев человек князь Семен Болховский, который должен был вскоре прибыть в Сибирь. Ермак ослушался указа и остался в Сибири.


Худ. Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Осенью 1584 г. в Искер прибыл, наконец, воевода Семен Болховский с тремястами стрельцами. Казаки получили жалованье, а прибывшие — дорогие меха в подарок. Казалось, дело освоения Сибири с этого времени пойдет успешнее, но события, однако, развернулись трагически. Зимой 1584-1585 гг. Карача сумел прервать подвоз продовольствия русским. А прибывшие стрельцы лишь усилили голод в Искере и в Карачине. К весне почти все прибывшие стрельцы умерли, в том числе и сам Болховский. Из пятисот казаков в живых осталось не более двухсот. Для окончательного уничтожения русских 12 марта 1585 г. огромное татарское войско под руководством Карачи окружило Искер. Больше месяца продолжалась осада. И слишком малы были у казаков силы, чтобы прорвать ее. Но талант Ермака выручил и на этот раз. Он послал атамана Матвея Мещеряка с группой наиболее крепких воинов обезглавить татарское войско. 9 мая ночью эта группа сумела пробраться в стан Карачи (в 7 км от Искера). Бывший визирь едва успел спастись бегством. Узнав об этом, татарское войско бросилось к стану, а в это время, прикрываясь обозами, воины Ермака ударили ему с тыла. Зажатые с двух сторон, татары бежали на север.

Худ. Лях А.П. Ермак после боя
Летом Ермак вновь выступил в военный поход, на этот раз на юг, где в степях еще кочевал Кучум. На обратном пути завоеватель Сибири и часть его отряда погибли в водах притока Иртыша Вагая. Весть об этом мгновенно облетелавсю Сибирь. Старший сын Кучума Алей стал готовить новый поход на Искер. Опять прекратилась выплата ясака. Оставшиеся в Искере сто пятьдесят воинов приняли решение покинуть Сибирь. И 15 августа 1585 г. Искер опустел. Казаки на судах спустились вниз по Иртышу и старым печорским путем вернулись в Россию. Почти два года правил Алей из Искера Сибирью, но после того как в 1587 г. был основан Тобольск, татары ушли из Искера и остатки города были сожжены.

Опустевший городок, построенный из дерева, земли и необожженного кирпича, стал быстро разрушаться. Бывшая столица Сибирского царства совершенно опустела. Шли годы, и она зарастала травой, забывала людские голоса. Никто не хотел селиться на ханском пепелище — ни татары, ни русские, ни югра.
Теперь только неровности почвы да остатки трехъярусных скатов напоминают об этом городке. Постоянно подмываемый Иртышом берег съедает остатки территории города. За 500 лет от него осталась площадка в 20 кв.м. Археологические находки из Искера находятся в Тобольском музее-заповеднике.

исторический памятник (федеральный)

Кашлык (Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер ) - город, столица Сибирского ханства . Находился на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска . Ныне памятник археологии «Кучумово городище».

История города

Впервые город упомянут в 1367 году на карте братьев Франциска и Доминика Пиццигани , где изображён под названием Sebur . Спустя 8 лет под тем же названием указан в Каталонском атласе .

В начале XX века город представлял собою груду кирпича и камней, поросших дёрном и деревьями.

Происхождение названия

Этнически смешанный состав населения Сибирского ханства отразился и на названии его столицы:

  • Кашлык (тюрк.) - крепость, укреплённое поселение, родственно широко известному термину «кишлак ». На языке сибирских татар «Кышлык» означает «зимний», «зимник».
  • Искер (обско-угорск.) - от «йис» - старый и «кер» (кар) - город. Этот же корень встречается в названиях Сыктывкар , Кудымкар . Вариант - от татарского «иске» или тюркского «эски» - старый, древний.
  • Сибирь (тёмного происхождения) - 1. По имени сыпыров , угорских мифологических персонажей, от названий вроде Тяпар-вош («тяпарский городок»), в значении, близком русскому «чудское городище », «заброшенное поселение прежних жителей местности». 2. От монгольских слов «сибэр» - чистый, красивый или «шибир» - болото.

Напишите отзыв о статье "Кашлык"

Примечания

Литература

  • Белич И. В. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 1997, № 1.

Ссылки

  • Министерство культуры РФ . // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено 2012-12-18
  • («Вестник Омского государственного педагогического университета») (недоступная ссылка - история )
  • С. В. Рассказов
  • Софронов В. Ю. (недоступная ссылка)

Отрывок, характеризующий Кашлык

Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.
Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце.
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину.

В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.
Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной».
Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск.
Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.

Сибирское ханство история, культура и присоединение к России

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, которое образовалось в конце XV века в процессе распада Золотой Орды.

Его центром первоначально был Чимга-Тура (ныне город Тюмень), другой столицей являлся город Искер (он же Сибер, Сибир, Сибирь), который находился на правом крутом берегу Иртыша.

По второй столице, которая в XV веке именовалась также Кашлык, ханство и получило своё название.

История образования

Некоторые исследователи считают, что во времена образования и существования Золотой Орды землями будущего ханства правили потомки татарского князя Тайбуга. Именно он образовал Тайбугинский юрт, на территории которого позднее образовалось Сибирское ханство. Но не все историки поддерживают эту версию, так как документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию нет.

Другие, приводя в доказательства описание улусов, считают, что территория ханства находилась под контролем Шейбанидов.

Правители

Первым правителем улуса был Тайбуга, затем следовали Ходжа, Махмет, Ангиш, Касим, братья Бек-Булат и Едигер (занимали трон практически одновременно), Сенбакта, Саускан. Все они были потомки первого князя и назывались Тайбугидами. О них практически ничего не известны, так как сведения до нас дошли только в устной форме.

хан Кучум фото

Далее появляется более точная информация, которая опирается на достоверные письменные источники, из которых известно, что с 1396 года по 1406 год трон занял хан Тохтамыш. Наибольший вклад в развитие ханства внесли хан Ибак, изначально правивший Ногайской Ордой, и Кучум. При их правлении оно становится могущественным государством.

Расцвет

Ибак считается основателем независимого Сибирского ханства со столицей Чимга-Турой. Его территория простиралась от Барабинской степи до берегов Северо-Ледовитого океана. Чем же в истории запомнился хан Ибак?

  • Он одержал победу над Большой Ордой, убив последнего её правителя — Ахмада;
  • Объединил два престола — Сибирский юрт и Ногайскую Орду; Активно вмешивался в дела Казанского ханства (в некоторых источниках его называют «казанским ханом», хотя он не только никогда не занимал казанского трона, но даже и не бывал там).

Ибак был сильным правителем, что не могло раздражать его ногайских покровителей. Они его даже сместили с престола, но под напором беклербеков — высших сановников возвратили ему ногайский престол. Тем не менее, врагов у него хватало, и в 1495 году он погибает от руки Мухаммада из рода Тайбугидов. После совершения убийства Мухаммад становится ханом и переносит столицу в город Искер. С этого момента государство формально становится Сибирским ханством со столицей Сибирь.

После Мухаммеда трон заняли два брата — Едигер и Бек Булат, восстановившие дружеские отношения с ногайцами. Во время их правления произошло историческое событие — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханство. Это произвело сильное впечатление на Едигера, он поспешил поздравить русского царя и предложил выплачивать дань Московии, чем Иван IV не преминул воспользоваться. Почему Едигер так поступил?

Он прекрасно осознавал, что Шейбаниды рано или поздно, объединившись с ногайцами, захотят вернуть власть в Сибири. Рассчитывая на помощь Москвы, он думал отстоять трон, но расчёты оказались неверными, русский царь и не собиралась помогать ему. В 1557 году Шейбаниды начали действовать, решив восстановить везде свою власть, где правили раньше.

Совсем скоро они заняли Кызыл-Туру (самую первую столицу государства Тайбугидов). Не заняв ещё Искера, они провозгласили сначала ханом Муртаза бен Ибак, но так как тот был старым и не смог бы перенести поход на столицу Сибирского ханства, надежду возложили на Кучума бен Муртазу. Ему удалось захватить Искер только в 1563 году. Тайбугидов, братьев Едигер и Бек Булат, он казнил. С этого момента во главе ханства снова встал Шейбанид и началась эпоха Кучума.

Культура

К середине XVI века, ханство вступило в отношение с Россией. К этому моменту оно занимало обширную территорию, почти всю Западную Сибирь — от Уральских гор до рек Надым и Пима. Оно граничило с Пермскими землями, Казанским ханством, Ногайской и «Пегой Ордой». Однако заселено было крайне редко, в этот период в нём проживало 30,5 тысяч человек. Население составляли в основном тюркоязычные народы, чаще называемые «сибирскими татарами», которые вели полуоседлый образ жизни.

Население занималось кочевым скотоводством — разводило лошадей и овец, охотой на пушного зверя, рыболовством и бортничеством. В оседлых поселениях развивалось гончарное производство, земледелие, ткачество, плавили металл. Государство имело феодальный строй, состояло из многочисленных мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы. Низший слой общества — «чёрные» улусные люди были обязаны каждый год платить подать и нести военную службу в отрядах знати. Среди последних распространялся ислам, который стал официальной религией.

При Кучуме государство достигло экономического и политического расцвета. Было образовано 15 городов, которые представляли собой мощные укрепления.

Войны

Сибирским ханам удалось подчинить угро-финские племена на Урале и заставить их платить ясак. Кучум покорил некоторые башкирские племена и барабинцев. Войско ханства состояли из татарских отрядов, а также из отрядов покорённых народов. О численности войска говорить сложно, но доподлинно известно, что при битве на Абалацком озере Маметкул командовал тумэном, то есть войском, состоявшим из 10 тысяч воинов. Однако, несмотря на впечатляющую численность, отряды были неорганизованны, поэтому Кучум и не смог остановить вторжение русских.


Воин сибирского ханства фото

Вооружение татар преимущественно состояло из лука и стрел, холодного оружия — палашей, сабель, дротиков. Сильной стороной военного искусства у них была разведка. Им не было равных в устройстве засад и неожиданных нападениях.

Присоединение к России

«Обложить данью ханство, которое возглавляет чингизид, а Кучум — настоящий чингизид, куда престижнее, чем брать дань с Тайбугидов, но, а если, как и Казань удастся взять, это будет победа», — так думал русский царь. Пока Кучум решал внутренние проблемы, он исправно платил дань Москве дабы не вызвать неудовольствия. Но как только он расправился со всеми внутренними врагами, он прекратил выплачивать дань и разорвал дипломатические отношения в 1572 году. Не менее дерзким поступком была его экспедиция в земли, которыми владели Строгановы, где татары убивали пермяков — основное податное население.

В 1574 году дал «грамоту» Строгановым на территорию, где ему было разрешено строить городки, но на тот момент принадлежавшей ханству. В 1582 году казаки во главе с Ермаком, дружина была организована на деньги Строгановых, овладели Кашлыком, где вёл себя как правитель, накладывая дань и принимая верность покоренных местных князьков. Однако, несмотря на удавшийся захват, казаки страдали от голода.

Хозяйство страны было разрушено, запасы продовольствия довольно скоро истощились. Подкосил боевой дух казаков и смерть атамана, который попал в засаду, устроенную Кучумом и утонул в реке. Они бежали из завоёванной Сибири, оставив страну на произвол судьбы. Но хан Кучум не смог воспользоваться подвернувшимся счастливым случаем, чтобы снова занять престол.

Вначале на трон Искера сел сын Кучума Али, но племянник Едигера Сейдяк не дремал, он выгнал Али и провозгласил себя новым князем. С другой стороны и русские не собирались бросать богатые земли Сибири. В конце 1585 года русское войско продвинулось до Оби, поставило городок и в нём перезимовало. В начале 1586 года отряд стрельцов занял Чимги-Туру, и недалеко от крепости основали город — Тюмень. А весной 1587 года рядом с Искером основали Тобольск.

Покорение Сибири Ермаком фото

В это время Сейдяк проводил время за соколиной охотой, получив приглашение от русских на пир, он, ничего не подозревая, пришёл, где и был пленён. Однако Кучум не сдавался и занялся партизанской войной. Вплоть до 1598 году он совершал набеги на русские города, пока не погиб в 1601 году от рук ногайцев. Но даже после его смерти война против русских не закончилась. Сын Кучума Али объявил себя снова ханом.

Первая половина XVII века проходила в борьбе за возвращение трона Сибирского ханства многочисленными сыновьями Кучума. Одно из последних и серьёзных восстаний произошло в 1662-1664 годах, когда царевич Давлет Гирей поднял башкир с целью захватить все русские города, столицей сделать Тобольск и занять трон. Это восстание было с трудом и жестко подавлено. На этом история Сибирского ханства была завершена. Скоро Сибирь заселили русские. На сибирские земли устремился поток служивых и торговых людей, крестьяне и казаки бежали туда от крепостного гнёта.

Печатный аналог: Маслюженко Д.Н., Татауров С.Ф. Искер как мифологема в изучении истории Сибирского ханства // Золотоордынское обозрение. № 4. 2015. С. 135-150. , 328 Кб. Статья написана при поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации: проект № 33.1684.2014/К «Алгоритмический анализ динамики социокультурных систем народов Северной Евразии в XVIII-XIX веках».

История тюрко-татарских государств в Западной Сибири, несмотря на почти трехвековую историю их изучения, далека от завершения. Имеющиеся научные издания не могут в полной мере раскрыть вопросы, связанные с образованием этих государств, их границами, структурой управления, обликом городов и населяющих их жителей, уровнем развития ремесла и торговли. Проблема с описанием исторических событий, воссозданием городских и сельских населенных пунктов, определением уровня развития социально-экономических отношений состоит в ограниченном ресурсе письменных источников и их достоверности, с существующим разрывом между историческими, археологическими и этнографическими исследованиями.

Ситуация с ограниченностью сведений о Сибири, а также их субъективностью возникла практически с момента появления интереса к Сибири у населения, проживавшего к западу от Уральских гор. Первыми, кто принес описание земель и людей, расположенных по восточную сторону Камня, были новгородские промысловики и ушкуйники, стремившиеся к новым рынкам пушнины и моржового зуба. Именно с этого времени складывается мифологема Сибири как неиссякаемого источника богатств, уникальных животных и растений, а также региона обитания загадочного местного населения. С заселением русскими Прикамья и Урала, а также началом перманентных столкновений с югорскими в широком смысле этого понятия княжествами, знания о Сибири расширяются, но только после ее присоединения появляются географические описания этого региона, рассказы о сибирских городах и поселениях, о проживавшем в них населении. Авторами этих повествований были путешественники, военные, торговые агенты, духовные лица, то есть не ученые или профессионалы в изучении истории и географии.

На фоне сформировавшегося описания богатой природы встречаются скудные упоминания облика и планиграфии городов, торговых путей, культурного и хозяйственного облика населяющих Сибирь народов. Именно на основании путевых записей, а также немногочисленных летописных источников, в том числе вошедших в состав «Сибирских летописей», ученые писали свои «Истории Сибири», не задумываясь над тем, что эти дневники и описания часто сделаны спустя много лет после происходивших событий. Они описывали татарские города, приводили их рисунки, но в XVIII-XIX вв. не возникал вопрос о соответствии, например, рисунка Кызыл-Туры действительности, как и об историчности иллюстраций к «Ремезовской летописи», в состав которой частично были включены и рисунки более ранней «Кунгурской летописи». На этих рисунках, созданных в конце XVII века, мы впервые видим изображение города Искера с большим ханским дворцом и множеством иных строений . Иногда использование рисунков этой летописи приводит к анекдотичным ситуациям. Так, в одном монографическом труде мы читаем:

«Но то, что в средневековом Искере мечеть все же была, сомнений вызывать не должно. Косвенным подтверждением служит рисунок с ее изображением в Кызыл-Туре (!), помещенный в Ремезовской летописи» .

Очевидно, что С.У.Ремезов и другие авторы этих рисунков не были свидетелями самих описываемых событий, опирались лишь на устные рассказы и иные летописные тексты, в том числе и не дошедшие до наших дней. Следовательно, иллюстрируя эти рассказы, они исходили как из своих идеальных представлений, так и окружающей их действительности второй половины XVII века, когда все татарские города уже были давно заброшены.

При критическом подходе к описанию путешественниками городов становится очевидно, что многое в описаниях вымышлено, представлено гипертрофированно или сознательно искажено. Причины этого явления весьма многообразны и исходили как из объективных, так и субъективных факторов. Многие авторы записок имели задание от государства, например, провести описания городов и… добросовестно писали о городах, которых давно уже не существовало. Например, И.П. Фальк, побывав на месте расположения Кызыл-Туры в 1771 г. (если он правильно определил ее местонахождение, так как этот город прекратил свое существование еще задолго до похода Ермака), писал, что видел разрушенную башню мечети и остатки каменного дома . Он не имел представлений об археологизации объектов, то есть разрушении рвов и валов, жилищ и нивелировании природой антропогенных нарушений и, вероятнее всего собрал какие-то сведения о городе у местного населения, а на основании этого выдал определенный конструкт города. Поэтому вполне естественным оказалось то, что за время многолетних раскопок Кызыл-Туры омским археологом Е.М. Данченко ни одно из описаний каменных строений И.П. Фальком не подтвердилось . Фактически то же самое можно сказать об описаниях столицы Тюменского ханства Чимги-Туры, столицы Сибирского ханства Искера, Тон-Туры и других городов Сибири. Авторы путевых записей часто искали подтверждение уже имеющихся стереотипов. По этой причине по прибытии на место, где был город (например, Кызыл-Тура) и, не обнаружив ничего кроме странных бугров, они вынуждены были искать традиционный татарский город, поскольку сомнений в этническом составе его населения не возникало. Образцом такого города могла выступать Казань, через которую проезжали большинство путешественников в Сибирь. Имеющиеся представления об идеальном облике татарских городов и вынуждали искать нечто подобное в Сибири.

Наиболее наглядно «городская» проблема проявилась в литературе на примере столицы Сибирского ханства – Искере, где в 1563 году ханом стал представитель сибирской правящей династии Шибанидов Кучум. Сам его приход к власти в Сибири рассматривается в рамках ставшей уже традиционной мифологемы о военном перевороте, свержении династии искерских беков Тайбугидов и длительной ликвидации сопротивления местной аристократии. Последнее призвано было объяснять отсутствие хана на международной арене в период с 1563 по 1569 годы, хотя вернее было бы просто признать отсутствие источников. Традиционная версия строится на материалах поздних Сибирских летописях, создание которых было начато в 1636 г. Саввой Есиповым, использовавшим некий неизвестный «татарский летописец» . В то же время в более близком к событию изложении в Патриаршией (Никоновской) летописи, оно описывается абсолютно по-иному.

Судя по всему, т.н. «захват» Шибанидами Сибирской земли произошел в период конца лета-начала осени 1563 года, поскольку ногайский бий Исмаил, умерший в конце сентября того же года, еще успел написать грамоту в Москву с просьбой организовать переговоры между сибирским и русским («белым») царем . В сентябре 1563 года русский царь именно Исмаилу выговаривал:

«… зять твой (имеется в виду Едигер, — Д.М.) был на Сибири на нашем юрте, и дань нам с того юрта не дает. И мы впредь хотим того юрта доступати, и за то ему мстити».

Кроме того, князь Чигибень, посол Едигера, в сентябре 1563 года был отпущен по просьбе Исмаила вместе с ногайскими послами, что было связано со смертью сибирского бека. При этом жена Едигера, дочь Исмаила, и сын оказались в Москве . Юридически сам «захват» можно трактовать как присоединение к Тюменскому юрту, традиционному с 1430-х гг. месту правления ханов из династии Шибанидов, Сибирских земель, которые, скорее всего, до того не были под прямым ханским правлением. Сделано это было по праву приглашения Кучума как представителя легитимной ханской (царской) династии на престол в Искере:

«…сибирские люди царю и великому князю изменили, дани государевым данщиком давати не учали и взяли к себе на Сибирь царевича» .

Сибирские летописи однозначно говорят о произошедшем при этом убийстве местных беков Едигера и Бекбулата, которых в научной литературе последнего времени все чаще рассматривают лишь в качестве беклярибеков . Это убийство было бы вполне закономерным действием со стороны хана, поскольку бек Едигер по сути с 1555 года проводил сепаратные переговоры с московским царем, тем самым узурпировал принадлежащие лишь хану (за исключением Ногайской Орды) на постордынском пространстве внешнеполитические функции главы государства. При этом, как показывает приведенный пример из летописи, отнюдь не все представители местной аристократии были согласны с промосковской политикой Тайбугидов. Однако еще Г.Ф.Миллер отчасти сомневался в этом убийстве и указывал, что знатные татары обратились к хану Большой Бухары Муртазе после смерти Едигера в связи с тем, что у него осталась лишь беременная жена, а они не хотели ждать рождения наследника . Таким образом, осенью 1563 года бывшая столица Тайбугидов Искер перешла под власть ханов из династии Шибанидов, при этом оказавшись фактически на самом севере их владений, которые растянулись до Сырдарьи. Сам факт приглашения на сибирский престол показывает значительный уровень поддержки данного действия сибирской татарской аристократией.

В подавляющем количестве изданий, посвященных истории сибирской тюрко-татарской государственности городской статус этого комплекса не ставится под сомнение. Более того, в научном обороте укрепилось мнение, что Искер — это достаточно серьезный город с мощными укреплениями, каменной мечетью, дворцом и т.д., что отражается и на современных художественных реконструкциях, в том числе для учебной литературы, которая тем самым становится инструментом ретрансляции мифологемы. Оставление Искера ханом Кучумом после сражения на Чувашском мысу приравнено к бегству, потере им «божественного благословления» и ханства, превращению его в беглого, скитающегося по степям правителя .

Первым достаточно подробно описал остатки Искера Г.Ф.Миллер и уже тогда поставил под сомнение городской статус этого комплекса:

«Развалины этого бывшего столичного города, если только такое место, каким, по-видимому, было оно прежде, вообще можно назвать городом, видны еще до сих пор. … представляет небольшую круглую гору, которая по уступам была укреплена тройным валом и расположенными между ними рвами, причем один вал был выше другого. Внутреннее пространство имеет приблизительно 50 саж. в диаметре. Из этого можно заключить, что, кроме хана, его семьи и людей, там могли жить только немногие знатные татары, если не предполагать, что это место в то время было значительно больше. От домов или постоянных жилищ не осталось там никаких следов, кроме некоторой неровности почвы в разных местах, почему и можно заключить, что здесь когда-то стояли жилища. Если это так, то они были сделаны из дерева, на манер татарских построек в Сибири, или, по бухарскому обыкновению, построены из необожженных кирпичей, так как от них не осталось никаких следов» .

Хади Атласи, основываясь на описаниях Искера Г.Ф. Миллера, совершенно правильно отмечает, что Искер нельзя сравнивать с другими городами. «Площадь, занимаемая городом, имела круглую форму, вдоль и поперек не более 50 саженей, а потому домов там было немного. Искер нельзя было причислить к большим городам, каким был, например, Булгар. Кроме двух названий, известных в истории, город имел еще и третье — Кышлык. В тюркских языках слово это означает место зимовки. Так называют также деревни, принадлежащие какому-нибудь племени. Очевидно, название соответствовало назначению города» .

Р.Г. Скрынников не называет Искер городом, ограничиваясь терминами «столица» и «городище», и выделяет только место, возвышающееся над остальной территорией, скептически относясь к самому комплексу: «Кашлык не был городом в прямом смысле этого слова. Располагавшаяся на вершине круглого яра площадка имела небольшой диаметр. Здесь помещалась мечеть и несколько построек, служивших резиденцией для Кучума и его ближайших людей» . Тот же автор отмечает, что в столице «Казаков ждала богатая добыча. Захваченную соболью казну и прочие пожитки Ермак, по обычаю вольных казаков, велел разделить поровну между всеми» . Однако, описей сокровищ или рассказов о них участников Ермакова взятия Сибири в сибирских летописях нет. Скорее всего, в крепости были запасы продовольствия, поскольку казаки, войдя в Искер 26 октября 1582 г., обнаружили в опустевшем городе, не только «богатства множества», но и «хлеба» . Однако, этих запасов, очевидно, было не настолько много, чтобы дать даже казачьему отряду перезимовать, не испытав голода. Та же ситуация прослеживается с трофеями и при взятии других ключевых пунктов ханства на Тоболе.

«В устье Тобола казаки, высадившись на берег, разгромили юрты главного сановника Кучума Карачи, Это был богатый человек. Много запасов хранилось в его кладовых. Всего больше поразило казаков обилие меда. Его разделили так, что хватило на каждый струг. До глубокой старости ермаковцы помнили душистый и сладкий мед, который они отведали в Сибири» .

То, что выделяет его из ряда других центров Сибирского ханства – это система укреплений. А.П. Зыков на основании своих раскопок 1988 и 1993 гг. выделяет шесть строительных горизонтов, причем каждый из них имеет свои особенности в оборонительных сооружениях, которые соответствуют известным по письменным источникам основным этапам существования комплекса от его основания до гибели . Следует, однако, критически подойти к выделению этих горизонтов и к реконструкции укреплений в целом, так как без дендрохронологических определений и без совершенно четкого датирующего материала, при опоре только на стратиграфию, эти построения выглядят не совсем доказуемо. Если же принять во внимание мнение В.Н. Пигнатти о том, что Искер не имел источников воды и продовольствия, то есть не был приспособлен к тому, что бы выдержать осаду , то возникает вопрос о наличии таких серьезных укреплений, как показал А.П. Зыков. Следует добавить, что и ставить на стены хану Кучуму было некого, так как пеших воинов, за исключением хантыйского ополчения у него не было. Вся его военная мощь была основана на коннице . С учетом вмещающей площади самого городища за укрепленными стенами в лучшем случае могло прожить от 150 до 300 человек, включая сюда и гарнизон крепости, который при осаде оказывался не только без питьевых запасов, но и в силу высотности берега без путей к отступлению.

Практически у всех исследователей сибирской тюрко-татарской государственности нет сомнений, что Искер был столицей Сибирского ханства, которая досталась Кучуму от правителей Искерского княжества из династии Тайбугидов. Остается открытым вопрос о том, где был центр владений его отца Муртазы, так как ни одного документа, связывающего его с Искером нет. Предания сибирских татар, собранные Г.Ф.Миллером, указывают, что он был ханом Большой Бухары . В условиях начавшихся в то время в присырдарьинских землях междоусобных войнах Шибанидов это не только было возможно, но и подтверждается Продолжателем Утемиша-хаджи . С другой стороны в 1563 г. в Москве вместе с посольством от Едигера присутствовали послы от сибирского царя Муртазы и его старшего сына царевича Ахмед-Гирея . Таким образом, владения отца Кучума, Муртазы, находились и в Сибири и на Сырдарье. В принципе это не было чем-то исключительным для данной династии. В 1480-е гг. отец Муртазы тюменский хан Ибрахим (Ибак), помимо владения Тюменским юртом, также имел кочевья в устье Сыр-Дарьи . Сын Муртазы Кучум, посланный править в Искер, в письме в Москву от Хан-мирзы, сына ногайского бия Уруса, в 1578 году титуловал Кучума «тюменским и сибирским» ханом, что, видимо, отражает двухсоставной характер владений . По всей видимости, тюменскую часть титула он получил по наследству от своих предков.

Совершенно очевидно, что наиболее холодный зимний период хан Кучум проводил на юге, вероятнее всего на берегах Сырдарьи, как, судя по владениям, мог поступать и тюменский хан Ибрахим. Не было никаких причин, которые бы вынуждали его проводить это время на севере своего ханства, где необходимо было бы готовить корм для лошадей, делать запасы продовольствия и топлива для своей семьи, свиты и своей охраны, терпеть бытовые неудобства из-за сильных холодов, быть фактически отрезанным из-за отсутствия дорог в этот период.

Даже в период пребывания в Сибири хан мог значительную часть времени кочевать значительно южнее Искера. Об этом можно судить лишь на основании косвенных источников. Как следует из грамоты тюменским воеводам от 7 февраля 1623 года, в 1622 году одна из русских проезжих станиц была отправлена «к Цареву кочевью и на Уз…», эти названия в иных документах не упоминаются. Для достижения своей цели застава переехала «…за Чекулем и на Ике калмацкие сакмы многие, от Тюмени во 6 днищах…» . Исходя из этого, Царево кочевье должно было находиться южнее р.Ик и озера Ачикуль (в современной географии это территория Белозерского района Курганской области). Следует обратить внимание на то, что в период с 1601 по 1623 гг. Кучумовичи, например Ишим, и калмыцкие тайши кочевали в верховьях реки Тобол, по притокам Убаган, Черная, Алабуга, в районе бора «Хамакарай», который находился выше по течению реки Куртамыш. Большинство этих кочевий было в «7 днищах от Тюмени» и в «2 днищах от Уфинской волости Ератабыни», то есть Каратабынской волости . В отписке тюменских воевод Федора Бобрищева-Пушкина и Михаила Елизарова тобольскому воеводе Матвею Годунову именно эти земли названы «… где кочевал наперед сего сибирской Кучум царь» . Эти земли в период правления Кучума находились вблизи от кочевий его союзников и родственников из числа ногаев, а также относились к исконным владениям Шибанидов в Сибири.

Скорее всего, хан Кучум посещал Искер два раза в год, в наиболее удобное время – осенью после ледостава, когда снежный покров еще был минимальным и весной, перед ледоходом. Осенью собирался кормовой ясак и решались административные вопросы, а весной собирался пушной ясак и определялись планы на летние военные компании.

Искер находился севернее широтных торговых путей, поэтому не мог развиваться как торговый центр. Его месторасположение неудобно и для торговли с южными территориями – притоки Иртыша – Вагай и Ишим в своем нижнем течении сильно заболочены, что сильно затрудняло проход бухарских караванов. Тобольск стал торговать со Средней Азией в XVII в. исключительно административными методами, когда бухарские караваны стали «под конвоем» переправлять из Тары дальше на север.

Вполне вероятно, что хан Кучум приезжал в Искер вместе с бухарским караваном, которому было безопасно путешествовать под его охраной. Во время нахождения хана в Искере и сбора им ясака с зависимых ему хантыйских и мансийских князей на территории столицы разворачивались торги, подобные выездным русским ярмаркам, но это происходило эпизодически. Подтверждением этому могут служить находки русских и среднеазиатских монет, а также западноевропейских товарных пломб на территории Искера . Анализируя материалы раскопок Искера, изданные в разные годы становится очевидным, что этот комплекс не был ремесленным центром или местом долговременного проживания большого количества населения. Отряд Ермака зашел в «пустой», «покинутый», «брошенный» город – вот эти определения мы встречаем во всех описаниях столицы Сибирского ханства. То есть местное население на момент ухода хана Кучума в Искере вообще отсутствовало. Собрать и увести население города за одну ночь хан не мог, поэтому вероятнее всего в Искере на постоянной основе находился небольшой гарнизон и некоторое количество людей, следящих за сохранностью столицы в целом.

В опубликованных коллекциях мы не имеем статусных вещей или предметов, которые бы соответствовали «несметным сокровищам», взятыми казаками в покинутой ханом столице . Имеющиеся находки (украшения, монеты, замки и прочее) вполне возможно были собраны казаками в качестве трофеев во время их нахождения в Искере и ряда походов по территории ханства. Например, в ходе раскопок в г. Таре на территории Тарской крепости были найдены подобные же предметы, которые служилые люди собрали во время походов против хана Кучума и его приближенных. Наиболее показательна находка половинки большого серебряного перстня, вероятнее всего среднеазиатского происхождения, который был разрублен при дележе добычи .

Не имел Искер и статуса религиозного центра. У многих авторов есть упоминание о том, что в Искере была мечеть или несколько мечетей. Ни в летописных описаниях, ни в археологических материалах подтверждения этого факта нет. В настоящий момент мы имеем следующий тезис: «…то, что в средневековом Искере мечеть все же была, сомнений вызывать не должно» . Действительно, хан Кучум, приглашая мусульманскую миссию из Бухары (фактически из Хивы) в Сибирь, должен был в Искере, как и в других своих центрах, возводить культовые комплексы. Но в столичном Искере не было ни многочисленного населения, ни мусульманской общины, поэтому после того как Искер был оставлен ханом Кучумом, глава миссии Дин-Али-ходжа со своей семьей переезжает в Прииртышье и затем поселяется в Бухарской слободе в Таре . Вполне возможно, что приглашенные исламские проповедники вошли в окружение хана Кучума и вместе с ним перемещались от ставки к ставке, из одной части ханства в другую. Свидетельство того, что духовные люди были до окончательного разгрома в свите хана Кучума мы находим в Отписке тарского воеводы Андрея Воейкова о поражении им Сибирского царя Кучума на берегах Оби от 4 сентября 1598 г. в которой упоминается сеит Тул-Мамет . В качестве действительно значимого для мусульман места поклонения «городище Искер» (Искерская астана) стала, скорее всего, уже после смерти хана Кучума, чья фигура воспринималась сибирскими татарами как борец за независимость и мусульманский подвижник. Затем она была связана с местом погребения двух учеников Занги-Бабы из суфийского тариката Йасавийа, оказавшего значительное влияние на исламизацию Западной Сибири .

Итак, можно констатировать, что Искер не был ни ремесленным, ни религиозным, ни военным центром Сибирского ханства. Остается считать, что, он, возможно, был, лишь одним из мест размещения ханской ставки, то есть центром политической жизни Сибирского юрта . Он мог бы играть и большую роль, если бы сибирские города были в определенном смысле «символами власти», но судьба Чимги-Туры, Кызыл-Туры и самого Искера показывает, что правители тюрко-татарских государственных образований Западной Сибири не ставили перед собой цель развития и укрепления своих столиц, а скорее наоборот – в случае складывания неблагоприятной ситуации разрушали свои города. В конечном итоге для них как для представителей кочевой аристократии реальным и полноценным центром политической жизни была их кочевая ставка. Такая тенденция имела место и в Средней Азии, где, например, Сыгнак периодически то терял статус столицы, то вновь его получал. Однако, Сыгнак был довольно крупным ремесленным и торговым городом, а Искер, как мы констатируем – временная ставка сибирского хана.

На наш взгляд, значимость Искера следует искать в российской истории, в самом факте включения Сибири в состав российского государства. Для Москвы Искер стал символом легитимности объявления Ивана Грозного правителем Сибири. То есть для России и ее царя Ивана Грозного Искер имел во много раз большее значение, чем для хана Кучума. Именно по этой причине хан Кучум в отечественной историографии получил статус труса, отказавшегося защищать свою столицу и тайно бежавшего из нее, бросив все имущество, слуг и как следствие — после этого он перестал быть ханом Сибирского ханства.

«Утратив власть, сибирский хан и его потомство в терминологии того времени превратились в казаков. Этим старинным тюркским словом на востоке первоначально обозначали людей, которые по разным причинам теряли связь со своим родом или общиной и вели жизнь бесприютных скитальцев, зачастую добывая средства для существования грабежами и разбоями» .

Такая трактовка событий была на руку русскому государству — никто не называл бросившего столицу и уехавшего в Ростов русского царя Ивана Грозного казаком, когда Девлет Гирей сжег Москву в 1571 г. Наличие администрации русского царя в Искере было одним из серьезнейших аргументов для аборигенного населения Западной Сибири в принятии новой власти. Именно по этой причине русской столицей Сибири стал Тобольск, а не, допустим, Тюмень, которая расположена гораздо удобнее в геополитическом положении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адамов А.А. К вопросу о города Сибирского ханства // V Международный Болгарский форум «Политическое и этнокультурное взаимодействие государств и нардов в постзолотоордынском пространстве (XV-XVI вв.)»: Тезисы. Симферополь: Крокус, 2013. С.5-9.
  2. Адамов А.А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск: ООО «Западно-Сибирская консалтинговая компания», 2008. 114 с.
  3. Акты исторические собранные и изданные археографической комиссию. СПб.: типография II отделения Е.И.В. Канцелярии, 1841. Т.2. 482 c.
  4. Атласи Х. История Сибири. Казань: Татарское книжное издательство, 2005. 96 с.
  5. Валеев Ф.Т. Родословные записи (шэжэрэ) сибирских татар как историко-этнографический источник // Проблемы антропологии исторической этнографии Западной Сибири. Омск, 1991. С. 98-104.
  6. Зыков А.П. Археологические исследования городища Искер // Уральский исторический вестник, 2008. № 3(36). С. 145-153.
  7. Данченко Е.М. К изучению Кизыл-Туры // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2008. С. 221-224
  8. Искер – столица Сибирского ханства. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани, 2010. 228 с.
  9. Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства. Очерки. Казань: Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2006. 196 с.
  10. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками / сост. Ю.А.Пелевин. СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880.
  11. Маслюженко Д.Н., Рябинина Е.А . Почему Кучум не стал защищать Искер // Присоединение Сибири к России: новые данные: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. С. 139-144.
  12. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост. С.К. Ибрагимов и др. Алма-Ата: Изд-во «Наука» КазССР, 1969. 652 с.
  13. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.I. М.: Вост.лит., 2005. 630 с.
  14. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.II. М.: Восточная литература РАН, 2000. 796 с.
  15. Миргалеев И.М. Сообщение Продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи о поздних Шибанидах // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы II Всероссийской научной конференции. Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2014. С.64-66.
  16. Пигнатти В.Н. Искер (Кучумово городище) // Искер столица Сибирского ханства. Казань: Ин-т истории им. Ш.Маджани, 2010. С.186-226.
  17. Полное собрание русских летописей. Т.13. Первая половина. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. СПб.: Типография Н.Ю.Скороходова, 1904. 303 с.
  18. Полное собрание русских летописей. Т.36. Сибирские летописи. Ч.1. Группа есиповской летописи. М.: Наука, 1987. 255 с.
  19. Продолжение древней российской вивлиофики. Ч.X. СПб., 1795. 327 с.
  20. Продолжение древней российской вивлиофики. Ч.XI. СПб., 1801. 315 с.
  21. Рахимов Р.Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. Тюмень, 2006. 77 с.
  22. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 216 с.
  23. Скрынников Р.Г. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. Л.: Знание, 1982. 32 с.
  24. Скрынников Р.Г. Ермак. М.: Молодая гвардия, 2008. 255 с.
  25. Татауров С.Ф. Купцы Айтикины: несколько страничек к истории семьи // Актуальные вопросы историко-культурного и природного наследия Тарского Прииртышья: Материалы V научно-практической конференции, посвященной памяти А.В. Ваганова. Тара: Изд-во А.А. Аскаленко, 2010. Т.II. Архивная секция. С.78-87.
  26. Тихонов С.С. Отчет о проведении работ на объекте археологического наследия «Городище» Тарский кремль в 2010 г. Архив Музея народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН. Фонд 7-1. Дело 41. Рис. 57.
  27. Трепавлов В.В. Родоначальники Аштарханидов в Дешт-и Кипчаке (заметки о предыстории бухарской династии) // Тюркологический сборник. 2007-2008: История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М: Восточная литература, 2009. С.370-395.
  28. Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и кучумовичи в борьбе за реванш. М., Вост. Лит., 2012. 231 с.
  29. Фальк И.П. Записки путешествия от С.-Петербурга до Томска // Полное собрание ученых путешествий по России. СПб, 1824. Т.6. 560с.
  30. Худяков Ю.С. Хан Кучум и его воины // Родина. 2000. № 5. С. 72-75.

Поддержите нас

Ваша финансовая поддержка направляется на оплату хостинга, распознавание текстов и услуги программиста. Кроме того, это хороший сигнал от нашей аудитории, что работа по развитию «Сибирской Заимки» востребована читателями.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок