Конспект занятия старшая группа звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов

Цель:
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки;
Закреплять знания о смыслоразличительной роли звука;
Учить сравнивать слова по звуковому составу;
Продолжать обучение, находить слова с заданным звуком.
Материал:
1) Демонстрационный:
доска
указка
5-ти звуковая схема
фишки красного, синего, зеленого цветов
картинки (мышки, мишки, лисы, лука)
поезд
модели слов — названий картинок.
2) Раздаточный:
5-ти звуковые схемы
Фишки красного, синего, зеленого цветов
Ход занятия:
I. Игровой момент: «Путешествие на поезде в страну звуков и слов»
Ребята, сегодня все вы будете пассажирами, и мы отправляемся на этом поезде в путешествие в «страну звуков и слов». Все готовы к путешествию? Никто не отстал от поезда? Поезд отправляется.
Первая остановка «Звуковая»
«Дети, вы знаете, что люди общаются с помощью слов, а слова состоят из звуков. Давайте вспомним, какие бывают звуки? (ответ детей)
Вопросы:
 Какие звуки называются гласными?
 Кто назовет гласные звуки? (перечисление)
 Придумайте слова, которые начинаются с гласного звука. (примеры детей)
 Какие звуки называются согласными?
 Назовите согласные звуки.
 Придумайте слова, которые начинаются с согласного звука.
Молодцы! А теперь-ка вы, ребятки, отгадайте загадку.
Загадываю загадку про лису:
« В лесу обитает,
Дичью питается, да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется» (показывая картинки)
-Какой первый звук в этом слове? (ответы детей)
А сейчас послушайте еще загадку. Загадываю загадку про лук:
« Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает»
— Какой первый звук в этом слове? (твердый согласный)
Предложу детям придумать сначала слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, а потом с твердого согласного. (примеры детей)
Молодцы! Вот мы с вами и вспомнили, что звуки бывают мягкие и твердые согласные.
II. Ну, а теперь наше путешествие продолжается.
Следующая остановка: «Станция слов»
Ребята, мы с вами за целый день произносим много разных слов, и вот на этой остановке спряталось одно слово. А какое догадайтесь сами, отгадав мою загадку. Загадка про мышку:
« Маленький шарик,
Под полкой шарит»
— Про кого эта загадка? (ответы детей)
Правиль, про мышонка, а теперь давайте с вами поищем звуки, которые живут в этом слове.
Звуковой анализ слова: «мышка»
У доски слово разбирают 5-ро поочередно вызванных человек. Остальные дети работают на местах.
Вопросы:
 Сколько звуков в слове?
 Сколько звуков в слове?
 Сколько согласных звуков? Назовите их.
 Сколько гласных звуков? Назовите их.
 Сколько слогов в этом слове? Делите слово на слоги.
Предложу детям назвать слова, которые можно разделить на 2 слога. (примеры детей) Игра со звуками. Далее предлагаю детям сравнить слова «Мышка» и «мишка» по звуковому составу. Предлагаю определить одинаковые звуки в словах и разные.
Вопросы:
 Назовите одинаковые звуки в словах.
 Назовите разные звуки. (ответы детей)
Самостоятельный разбор слова: « мишка» на местах (По-секрету)
Что-то мы с вами засиделись пора и отдохнуть. А вот на нашем пути и следующая остановка: «Спортивная». (физминутка: мышка дает задания детям)

III. Наше путешествие продолжается и следующая остановка: « Угадай-ка»
Дети, так бывает в жизни, что не все люди могут правильно произносить звуки, поэтому слова получаются неправильные (с ошибками). Стоит неправильно произнести один звук и слово получается другое. Я вам сейчас прочту стихотворение, в котором « заблудился звук». А вот какой звук, догадайтесь сами. Чтение стихотворения:
«Поет снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи?»
Вопросы:
 Какой звук заблудился?
 Как правильно нужно сказать?
Правильное чтение стихотворения детьми.
Работа с моделями и предметными картинками у доски.
Ребята, наше путешествие подходит к концу и последняя остановка: «Поиграй-ка»
Проводится игра: «Магазин».
Вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них в названиях которых есть звук «С», а потом «С*» . Что вы купите? (ответ детей) за каждое правильно названное слово дается фишка. На этом наше путешествие подошло к концу.

Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; ; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; : слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, .

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия по обучению грамоте детей с ОПФР

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы - это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

Занятие №13

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Дети: Это птица аист.

Дети: 4.

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Дети: Звук (а).

Дети: Это гласный звук.

Аист.

Аиист?

Дети Звук (и).

Дети: Это гласный звук.

Дети: Во вторую.

аисст?

Дети: Звук (с).

Дети: Это звук согласный.

Дети: В третью.

аистт?

Дети: (т)

Дети: В четвёртую.

Дети: 4.

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

аист

Дети: В первую клеточку.

Дети: Во вторую.

Дети: В третью.

Дети: В четвёртую.

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. .

Дети: Роза, дом, сани.

Дети: Два слога.

Дети: Два звука.

Дети: В первом слоге.

Дети: Во втором слоге.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Заключительная часть.




Дети: Роза.

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист ?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист , становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. Актуализация ранее приобретённых знаний .

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


Людмила Иванова
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель звуковой анализ слова . Учить делить слова на слоги , определять количество .

Задачи :

Обучающая задача : В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова , различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки . Закреплять умение делить слова на слоги , определять количество слогов и место ударения в слове . Упражнять в чтении слогов , слов .

Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух , обогащать словарь , развивать внимание , мышление, память.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование : мяч, звуковые карточки , домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука.

Ход занятия

Воспитатель :

Игра : "Буква моего имени" (с мячом) .

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук , на согласный звук . (Дети называют свои имена и садятся) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появился домик. Интересно, кто там живет?

Воспитатель : Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)

Хотите в домик вы попасть?

Должны вы имя мое отгадать.

Воспитатель : Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)

Дидактическая игра «Угадай, имя?»

На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)

картинки : зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.

Воспитатель : Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)

Назовите звуки , которые жувут в моем имени и разберите их.

Воспитатель : Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка . (Выполняется звуковой анализ слова . 1 ребёнок делает у доски, остальные - на своих местах)

Воспитатель : (смотрит в конверт и достает еще одну записку)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог .

Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги . (дети высказывают свое мнение) .

Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна . Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове .

Давайте прохлопаем слово Знайка . Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук . (прохлопывается слово ) . Сколько раз мы хлопнули? (два раза) . Посмотрите, сколько гласных букв в слове ? (две) . Назовите их. (А и А) . Сделайте вывод. Сколько в слове слогов ? слове два слога ) . Осталось только определить ударный слог . Вы спросите : «Что это такое?»

Ударение – это выделение голосом гласного звука . На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный . Давайте определим ударный звук . Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове . Послушайте, как буду делать я : ЗнАй-ка, Знай-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный ).

Появляется кукла-мальчик Знайка.

Воспитатель : А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.

С е н т я б р ь

д е р е в О

П е р ч а т к и

п А л ь т о

1. Мокрое место

2. Никто его не пугает, а он дрожит

3. Осенний месяц

4. Осенние тёмные и дождливые облака

5. Чем холоднее становится, тем больше оно раздевается

6. Одежда для пальцев

7. Верхняя одежда

8. Небо плачет

Воспитатель : Кто сможет прочитать слово , которое получилось? (читающие дети читают слово листопад ) .Давайте прохлопаем слово . Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове ? (в этом слове три гласные ) . Значит сколько слогов в этом слове ? (в этом слове три слога ) . Давайте произнесем слово с ударением . Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (лИстопад, листОпад, листопАд) . (Дети делают вывод)

Разминка.

«Слушай внимательно»

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны прыгать по комнате.

Воспитатель : Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание) .

Воспитатель : А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.

Речевая разминка.

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись :

Где-то собаки рычали : р-р-р.

В стойле коровы мычали : м-м-м.

В комнате мухи жужжали : ж-;-;/

Мимо машины бежали : тр-р-р.

Листья под ветром шумели : ш-ш-ш.

А комары все пели : з-з-з.

Воспитатель : Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.

Чтение слов .

Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова : Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Воспитатель :

Как определить количество слогов в слове ? По количеству гласных в слове )

Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука )

Как определить ударный слог ? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный )

Какие вы знаете звуки речи ? (гласные и согласные)

Чем отличается гласные и согласные звуки ? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту) .

Давайте повторим, как поются звуки .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.

Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение» Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Деление слов на слоги. Ударение. Цель урока: научить учащихся делить слова на слоги; формировать.

Конспект НОД «В поисках вежливых слов» (подготовительная группа) Цель: познакомить детей с понятием «квест», закрепить правила вежливого поведения. Задачи: закрепить знание гласных и согласных букв, умение.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова» Конспект ООД по обучению грамоте с детьми задержкой психического здоровья в старшей подгруппе Тема: Звуковой анализ слова. Составление.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, посвящённого Дню семьи «Путешествие в мир слов и предложений» Задачи: Продолжать формировать понятия: «слово» и «предложение». Совершенствовать умение определять количество слов в предложении, изменять.

Воспитатель МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак Детский сад «Капитошка» г. Судак, Республика Крым

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Цель : освоение звукового анализа слова.

Задачи.

1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.

2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.

3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

4. Воспитывать интерес к началам грамоты .

Материалы . Картинки – схемы слов « гуси », « утки », « куры »; четырех-звуковые схемы слова на каждого ребенка; фишки красного, синего, зеленого цветов; раскраски-обводилки «Домашние птицы».

Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)

Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент : постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу : всё, что нас окружает, имеет название.)

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)

Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)

А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель . Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)

    Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель . Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

Воспитатель . А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

А согласные.

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

    Игра "Верни мне мягкий звук"

Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

После игры дети садятся на места.

    Воспитатель. Отгадайте загадку :

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите? (Гуси.)

Воспитатель выставляет картинку "Гуси".

Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

Назовите первый звук (второй, третий, четвертый) .

Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])

А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)

Покажите гласные звуки в схеме слова.

Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.

Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)

Составьте предложение со словом гуси.

    Воспитатель :

Говорят: «Они не птицы».
Но позвольте усомниться:
Пусть они и не летают,
Мусор лапками сгребают.
Если что сказать хотят,
– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчат.
А еще несут яички –
Нет полезней этих птичек.
Удивительной фактуры,
Называют птичек (куры) !

    Звуковой анализ слова « Куры »

    Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Носик лопаткой,




erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок