Леонов Алексей Архипович. Краткая биография

Alexei Leonov 84, was the first man to "walk" in space on March 18, 1965. Though he was expected to become a professional artist, aviation beckoned and Leonov was soon flying jets and studying engineering. When the call came for Cosmonaut candidates in 1959, 25 year old Leonov was picked as one of the first 20 Cosmonauts.

Leonov"s space walk beat Astronaut Ed White"s by three months. Leonov"s Voskhod capsule carried two men, like Gemini, but the Soviets constructed an inflatable airlock for Leonov"s spacewalk. There were tense moments when Leonov found his spacesuit too rigid to reenter the airlock. Leonov bled air out of his suit, but was barely able to return. Later, a rocket malfunction forced Leonov and his crewmate to land in mountains and deep snow, with wolves growling and scratching at Voskhod"s partly open hatch.


We carry these art prints by Alexei Leonov

All signed by the artist and numbered.



Leonov was to be the Commander of the first Soviet Moon mission, cancelled when Apollo 11 took the prize in 1969. Leonov and lunar co-pilot Valery Kubasov were then assigned to Salyut 1, the first Soviet space station. But Kubasov fell ill, and the backup crew sent to Salyut died when an air valve failed in their spacecraft as they were returning to Earth.

Leonov and Kubasov were re-assigned to the Apollo-Soyuz project, the first linking of Soviet and American spacecraft in 1975. Leonov trained in Houston, learning English and impressing everyone with his quick wit, humor, and charm.

General Leonov is a Renaissance man; a gifted athlete, pilot and self-taught artist. He is a highly decorated survivor of the harrowing days of the U.S.-Soviet Space Race. He has cheated death several times, in an early parachute accident, then twice aboard his Voskhod 2 spacewalk mission. Leonov would have died in place of his backup crew had not Valery Kubasov fallen ill before their Salyut-1 flight. Leonov also survived when his car skidded and plunged into a deep ice-covered lake. Leonov heroically pulled his wife and driver to safety. He survived an assasination attempt on Premier Brezhnev when their car was showered in with bullets. The driver was killed, but Leonov managed to crouch behind the seat.

Leonov has always indulged in his love of art, painting everything from stoic Russian churches, Siberian snow scenes and of course, space art. As the first artist in space, Leonov often paints from actual color sketches done in space aboard his two flights. Although self-taught, his works show a polish and realism typical of a trained professional. After a joint exhibition with American space artists in Moscow, he led the Soviet space artists to the International Space Art Workshop held in Iceland the following year. Leonov"s works have been displayed all over the former Soviet Union, and at the National Air & Space Museum in Washington, DC. He has been published in several books (in Russian) and in "In The Stream of Stars: The Soviet-American Space Art Book " by Dr. William K. Hartmann.

General Leonov is deputy director of Gagarin Cosmonaut Center, in charge of international and guest cosmonauts. He is also editor, designer, and cartoonist for APOGEE, the formerly supersecret cosmonaut newsletter. His wife Svetlana is a teacher, and they have two daughters, Viktoria and Oksana.

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.

На протяжении многих веков человечеством владела, казалось бы, несбыточная мечта - летать по небу, подобно птице, и попасть в неизведанное космическое пространство. Это желание нашло отражение во многих сказках, где герои перемещались на коврах-самолетах, метлах, печах, пушечных ядрах и т. д.

Родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский верил в возможность межпланетных путешествий. Он предсказывал выход человека в неизведанное безвоздушное пространство, который и был осуществлен русским офицером, советским летчиком Алексеем Архиповичем Леоновым.

Начало жизненного пути

Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.

Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.

Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.

Школьные годы

Будущий космонавт Леонов пошел получать начальное образование в 1943 г. Родители отправили его в кемеровскую школу № 35. В эти годы основным увлечением мальчика была роспись русских печей. Этому искусству будущий космонавт научился у переселенцев с Украины, которые жили по соседству с его семьей. Однажды у своего одноклассника Алексей увидел книгу. В ней его привлекли черно-белые иллюстрации картин художника Айвазовского. У мальчика появилось сильное желание приобрести эту книгу, что он и сделал, расплачиваясь в течение целого месяца своей школьной пайкой, состоящей из кусочка сахара и пятидесяти грамм хлеба. С тех пор Айвазовский стал самым любимым художником Алексея.

Доучиться в кемеровской школе мальчику не пришлось. Уже через пять лет (в 1948 г.) отца отправили на работу в Калининград. Туда же переехала и вся семья. Здесь, в бывшем Кенигсберге, Алексей получил аттестат зрелости, закончив среднюю общеобразовательную школу № 21.

Будущий космонавт Леонов обладал незаурядными для своего возраста знаниями. Он великолепно рисовал и увлекался авиацией. По конспектам старшего брата Алексей самостоятельно изучил конструктивные особенности самолетов и устройство двигателей, а также освоил теоретические основы полета. Все эти знания параллельно с достижениями в спорте были той основной предпосылкой, которая впоследствии стала решающей на пути становления юноши.

Поступление в академию художеств

Жизнь и биография космонавта Леонова могла сложиться совершенно иначе, если бы не некоторые обстоятельства. С детства Алексей имел большие способности к рисованию. После окончания школы, в 1953 г., он подал документы в академию художеств, находящуюся в Риге. Юноша был зачислен на первый курс. Однако несколько позже выяснилось, что общежитие студентам может быть предоставлено лишь после трех лет учебы. Алексея такой вариант не устроил, и он стал выбирать для себя другие учебные заведения.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Новый поворот судьбы

До осени 1959 г. прослужил в кременчугской дивизии будущий космонавт Леонов. Биография его претерпела существенные изменения после встречи с полковником Карповым, который являлся руководителем Центра по подготовке космонавтов. Леонову было предложено поступить в школу, осуществляющую подготовку летчиков- испытателей. Алексей Архипович согласился и в октябре 1959 г. прибыл для прохождения медкомиссии в Авиационный госпиталь, располагавшийся в Сокольниках. Там произошла его первая встреча с Юрием Гагариным. Вскоре знакомство летчиков переросло в крепкую дружбу.

Врачи госпиталя проводили многочисленные исследования, целью которых был отбор в отряд космонавтов. А. А. Леонов оказался достойным кандидатом. В 1960 г. его зачислили в отряд, и в течение года молодой летчик являлся слушателем специальных курсов, проводимых в Центре по подготовке космонавтов.

В преддверии полетов

Несмотря на то что будущий космонавт Леонов прошел жесткий отбор, ему предстояли упорные тренировки. Только хорошая подготовка открывала возможность предстоящих полетов.

В 1964 году конструкторское бюро, которым в то время руководил Королев, начало проектировать новый космический корабль. Он был рассчитан на два места, и его конструкция позволяла осуществить выход в безвоздушное пространство.

Одновременно с подготовкой корабля предполетные тренировки проходили два экипажа. Это космонавты Беляев и Леонов, а также их дублеры - Хрунов и Горбатко. Подбирая экипаж для космического корабля «Восход-2», медики учитывали сложность и продолжительность полета, его основные задачи и цели, а также психологические особенности людей. Космонавты должны были работать максимально слаженно, полностью доверяя друг другу. Леонов и Беляев обладали разными характерами. Но при этом они прекрасно дополняли друг друга и были способны выполнить сложнейшую задачу, поставленную перед ними.

Исторический полет

Через три года упорной подготовки, 18 марта 1965 г., корабль «Восход-2», на борту которого находились два космонавта - Леонов и Беляев, взял успешный старт с Байконура. Ракета сделала свой первый виток вокруг нашей планеты. На втором, как и было запланировано, осуществил Леонов (космонавт) выход в космос. Легко оттолкнувшись, он буквально выплыл из шлюзовой камеры.

Мгновения, когда первый космонавт (Леонов) оказался в безвоздушном пространстве, хотели бы наблюдать, наверное, все граждане СССР. С борта корабля все его движения отслеживали две камеры. Параллельно с этим Алексей Архипович вел свою киносъемку. Пять раз отлетал от корабля на расстояние 5 м, а затем возвращался назад Леонов (космонавт). Выход в космос был сопряжен с опасностью для жизни, но мужественный человек выполнил поставленную задачу. После удачного завершения полета космический корабль приземлился в двухстах километрах от Перми.

Экипаж полностью справился со своей задачей, доказав, что люди способны выходить в безвоздушное пространство и даже работать там. Слаженная работа Леонова и Беляева, без сомнения, предопределила будущее всей космонавтики.

Подготовка к новым полетам

Чем в дальнейшем занимался космонавт Леонов? Биография этого удивительного человека надолго связала Алексея Архиповича с отрядом космонавтов. В период с 1965 по 1967 гг. он был заместителем командира. После, в течение трех последующих лет, Алексей Архипович находился в группе, которую готовили для облета Луны и посадки на ее поверхности. Однако из-за неисправности корабля проект своего развития не получил.

С 1971 по 1973 гг. летчик-космонавт Леонов еще пять раз принимал участие в различных программах. В них для него была отведена роль командира экипажа корабля. Однако все полеты по тем или иным причинам не состоялись.

Свидетель покушения

22 января 1969 г. в Москве встречали космонавтов, совершивших полет на кораблях «Союз 4», а также «Союз 5». В одной из машин, следующих из аэропорта, сидели Терешкова, Береговой, Николаев и Леонов. Ее и обстрелял младший лейтенант В. Ильин. Он решил, что в машине сидит Леонид Ильич Брежнев. К счастью для Леонова, оказавшегося в самом центре событий, он совсем не пострадал. Не повезло Береговому и Николаеву. Первому осколками изрезало лицо. Николаев получил ранение в спину.

Новые свершения

В 1972 г. США и СССР решили осуществить совместный выход в космос, во время которого планировалось выполнить стыковку кораблей, принадлежащих двум сверхдержавам. Существовали условия для отбора членов экипажей. В их перечень входили:

  • глубокие знания в области техники;
  • высочайшая квалификация;
  • способность работать с оборудованием обоих кораблей;
  • готовность к проведению внушительной программы научных опытов и наблюдений;
  • отличное знание того языка, на котором будут разговаривать партнеры.

В состав экипажа советского корабля входили Кубасов и Леонов, а от американской стороны на борту работали Слейтон, Бранд и Стаффорд. Совместный полет был осуществлен в 1975 г. Так была открыта новая эра в освоении космического пространства.

Дальнейшая судьба Леонова

В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.

О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович - автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ - космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.

У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й - по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, человек, ставший легендой при жизни. Летчик-космонавт, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.

Именно он первым вышел в открытый космос и оказался один на один с неведомой и необъятной звездной бездной.

Благодаря этому имя Алексея Архиповича Леонова навеки вписано в историю не только отечественной, но и мировой космонавтики.

Детство и зарождение мечты

Алексей Архипович Леонов появился на свет 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Отец Леонов Архип был председателем сельского совета, а мать Леонова. Годы раннего детства пришлись на тяжелый период, когда отец Алексея Леонова был объявлен врагом народа, и от репрессий пострадала вся семья.

Мать с семью детьми были выселены в Кемерово и определены на жительство в барак. Барачное детство с его бытовыми трудностями не отложило мрачный отпечаток в памяти Леонова. Зато он очень хорошо запомнил, как однажды в их бараке появился настоящий летчик в сногсшибательной летной форме, и маленький мальчик ходил за ним как привязанный, очарованный его необычностью.

Может, именно тогда и возникла подспудно мечта стать пилотом. Еще не умевший читать сам, мальчик с удовольствием слушал чтение сестры про известных путешественников, и самой любимой стала книга Ж. Верна «Двадцать тысяч льё под водой». Его герои привлекали и будоражили ум маленького любопытного мальчика. Ему тоже хотелось стать отважным путешественником и жить жизнью полной опасности и приключений.

В 1948 году старшая сестра уехала восстанавливать разрушенный Кенигсберг (теперешний Калининград), а через некоторое время к ней были выписаны и остальные члены семьи Леоновых. Алексей Леонов является Почетным жителем города Калининграда, ведь именно здесь прошло его сознательное детство. Окончательная мечта стать летчиком сформировалась у Леонова после просмотра фильма "Истребители”. Поэтому он после окончания школы поступил в Кременчугское летное училище.

Преддверие космоса

Успешно закончив школу летчиков Леонов поступает в Чугуевское высшее летное училище, где осваивает профессию летчика-истребителя, осуществив свою детскую мечту. Леонов не просто летает на самолетах истребителях, а проводит испытательные полеты. Несколько раз ему приходилось оказываться в так называемых, нештатных, или проще говоря, аварийных ситуациях.

А.Леонов тренировочный процесс фото

Алексей Архипович проявлял силу духа, стойкость и всегда с честью и без потерь самолета выходил из подобных ситуаций. Профессиональные и физические данные Леонова позволили ему участвовать в конкурсе на отбор в отряд космонавтов. Как вспоминает сам Леонов, было заявлено 3000 кандидатов, а требовалось только 20 и он смог войти в это число счастливчиков. Сергей Павлович Королев называл эту двадцатку ‘орёлики”.

После легендарного запуска первого пилотируемого корабля в космос, Королев считал наиважнейшей и приоритетной задачей советской космонавтики выход человека в открытый космос. Для осуществления этой задачи нужна была не только отличная профессиональная подготовка, но и специфические физические данные – подходящий рост и вес. Кандидатура Алексея Леонова подошла идеально для отряда "балахонщиков”. Именно так с легкой руки праотца российской космонавтики Циолковского называли летчиков-космонавтов, которые должны были выйти в специальных скафандрах в открытый космос.

Один над звездной бездной

Этот фантастический полет был совершен в марте 1965 года на космическом корабле "Восход-2". Алексей Архипович Леонов входил в состав экипажа как второй пилот. Командиром являлся П.И. Беляев. Полет длился чуть больше 2-х суток и его основная задача – совершить выход в открытый космос, была осуществлена.

Алексей Леонов в открытом космосе фото

Не смотря на ряд не штатных ситуаций, Леонов покинул шлюзовую камеру и удалился на расстояние пять метров от корабля. В открытом космосе он провел более 12 минут и по его словам " почувствовал себя песчинкой среди необъятной звездной бездны”. Свое состояние и свои ощущения Леонов впоследствии описал в книгах "Пешеход космоса" и "Солнечный ветер".

Рукопожатие России и Америки в космосе

После этого легендарного полета Алексей Леонов некоторое время возглавлял лунную группу космонавтов. В 1973 году его привлекли к еще одному грандиозному проекту – совместному полету советского космического корабля "Салют”, позже замененного на "Союз" и американского "Апполона". Это грандиозное событие произошло в июле 1975 года.

Леонов полностью соответствовал жестким критериям, выдвинутым для такого полета: отлично знал космическую технику и прекрасно умел работать со всеми системами космического корабля, отлично знал английский язык, обладал коммуникабельными навыками в общении, прекрасно владел ситуацией во время нештатных моментов.

Картина Алексея Леонова фото

Впервые в истории была произведена стыковка космических кораблей и переход экипажа одного корабля на другой. Мир был в восторге от этого полета, а Алексей Леонов получил вторую Звезду Героя Советского Союза.

После нелепой смерти первого космонавта Алексей Архипович Леонов стал командиром отряда космонавтов, а в дальнейшем руководителем полетов. Генерал-майора авиации Леонов Алексей Архипович имеет множество отечественных государственных наград. Кроме того он обладатель большого количества зарубежных орденов и медалей, почетный гражданин 30 городов, его именем назван один из лунных кратеров.

Марки А.Леонова фото

Даже после своей отставки он со всей энергией отдается общественной работе и своему любимому увлечению живописью. Им написано более 200 картин на самую различную тематику, он является соавтором серии марок о космосе, написал несколько документальных книг.

    Благодаря Алексею Леонову культовый фильм "Белое солнце пустыни” смог выйти на широкий экран и полюбиться миллионам зрителей. "Опальную” картину, положенную на полку, он, будучи, руководителем полетов, распорядился показывать космонавтам перед стартом. Молва донесла об этих просмотрах Л.И.Брежневу, тогдашнему Генсеку. Брежнев посмотрел фильм, который очень ему понравился и с тех пор "Белое солнце пустыни” успешно демонстрируется на отечественных и мировых экранах.

  • Создал на космическую тему почтовые марки в соавторстве с художником А.Соколовым.
  • Пишет картины, которые можно видеть на выставке.


erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок