Лицензия полученная субъектом страхового дела. Необходимый минимум, который важно знать страхователю о лицензировании страховой деятельности в рф

Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)

Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).

Временная лицензия может выдаваться на срок:

1. указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;

2. от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.


Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ. Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:

1. заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

2. учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);

3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);

4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5. сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);

7. документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);

8. сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

9. сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

10. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;

11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12. положение о формировании страховых резервов;

13. экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).

Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особенностью получения лицензии в Федеральной службе страхового надзорасоискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1-13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора (Федеральную службу страхового надзора):

1. заявление о представлении лицензии;

2. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (представляются в виде нотариально заверенных копий);

3. учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);

4. образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

5. документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» предъявляет квалификационные и иные требования к должностным лицам, работающим у страховщиков (ст. 32.1). Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее 2 лет.

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее 2 лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.

В случае принятого Федеральной службой страхового надзора решения о выдаче лицензии со страховщика взимается плата в федеральный бюджет в размере 4 тыс. рублей (ст. 32.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей. Плата вносится страховщиком после принятия решения о выдаче лицензии, и только затем выдается лицензия по установленной форме. При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой Федеральной службы страхового надзора возвращаются страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются. В случае отказа в выдаче лицензии Федеральная служба страхового надзора сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии перечислены в ст. 32.3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

1. использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;

2. наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3. несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;

4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;

5. наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6. наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7. необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;

8. наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9. несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа. Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного Законом. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.

Страховщик имеет право обжаловать действия Федеральной службы страхового надзора в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральная служба страхового надзора ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием наименования страховщика, юридического адреса, даты выдачи лицензии, номера лицензии, видов страховой деятельности, разрешенных лицензией. В соответствии с п. 4.6 Условий лицензирования при внесении изменений в документы, на основании которых было принято решение о выдаче лицензии, страховщики обязаны в месячный срок сообщить об этом в Федеральную службу страхового надзора, представив подтверждающие документы.

Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

1. наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;

2. наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;

3. территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов) страховой деятельности;

4. номер лицензии и дата ее выдачи;

5. подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать Федеральной службы страхового надзора;

6. регистрационный номер по Государственному реестру страховщиков.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

1. личного страхования;

2. имущественного страхования;

3. страхования ответственности;

4. перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид страховых рисков, включенных в объекты страховой деятельности. Так, если страховщик намерен заниматься объектом страхования «личное страхование», а именно страхованием жизни, то он заявляет об этом в Федеральную службу страхового надзора и получает лицензию на право осуществления страхования жизни.

Если впоследствии страховщик решает заниматься страхованием от несчастных случаев и болезней, которое включено в тот же объект страхования «личное страхование», то он вновь обязан заниматься процедурой получения лицензии, которую выдадут на страхование от несчастных случаев и болезней. И так каждый раз: надумал заниматься страхованием средств наземного транспорта, то получай лицензию на страхование средств наземного транспорта, и т. д. На практике страховщики редко занимаются только одним видом страхования, поэтому они, обращаясь в Федеральную службу страхового надзора за лицензией, сразу заявляют о нескольких объектах страхования и видах страховых рисков. В таком случае на одном бланке лицензии может быть обозначено сразу несколько объектов страхования.

При появлении новых видов страхования страховщик вновь и вновь обращается за получением лицензий. В современных страховых компаниях можно увидеть стопку лицензий, в каждой из которых могут фигурировать как одно, так и несколько наименований объектов страхования. Если рассматривать добровольное и обязательное страхование, то на один и тот же объект страхования, являющийся объектом, например, добровольного страхования, на который у страховщика уже есть лицензия, необходимо получать отдельную лицензию в том случае, если этот же объект становится объектом обязательного страхования.

Так было массово в 2003 г., когда многие страховые компании, имеющие лицензии на добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев, устремились в Росгосстрах с заявлениями на получение права осуществлять обязательную «автогражданку».

Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют все вышеуказанные документы, кроме документов об экономическом обосновании, правил по видам страхования, расчета страховых тарифов.

Страховщики, уже получившие лицензии в Федеральной службе страхового надзора в установленном порядке, но обратившиеся за получением лицензий на новые виды страховой деятельности, не обязаны представлять:

1. учредительные документы;

2. документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справку банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

3. положение о порядке формирования и использования страховых резервов (в экономическом обосновании страховой деятельности);

4. сведения о руководителе и его заместителях.

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.

Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования.

Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1. заявление о предоставлении лицензии;
  • 2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • 3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • 4. положение о формировании страховых резервов;
  • 5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.

В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.

Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования.

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется предоставление следующих документов:

  • - сведения о страховом актуарии;
  • - правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • - расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования.

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

  • 2) устав общества взаимного страхования;
  • 3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
  • 4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
  • 5) положение о формировании страховых резервов;
  • 6) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.

Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.

Лицензирование на осуществление брокерской деятельности.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • 3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
  • 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя.

Существуют виды деятельности, для которых требуется получать лицензию. Страховой бизнес является таким сегментом предоставления услуг, где задействованы интересы государства, бизнесмена и страхователей, поэтому заключать договора страховки нелицензированным СК запрещено.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Пройдя по любому городу можно обнаружить не одну страховую контору, но важно при выборе ответственного страховщика понять имеет ли он лицензию на предоставление определенных услуг.

Лицензированием страховой деятельности на территории РФ занимается Федеральный орган власти по страховому надзору, который должен быть убежден, что поставщик услуг не намерен обманывать своих клиентов и будет добросовестно выполнять свои обязательства.

Определения

Страховая компания – это организация, с которой может заключить договор как физическое, так и юридическое лицо. К услугам СК относиться обеспечение гарантиями компенсации при наступлении какой-либо ситуации.

Лицензия – разрешение от государства на ведение деятельности по предоставлению страховых услуг. В лицензии четко обозначено, какие договора имеет право составлять страховщик со своими клиентами. Лицензия это документ, который может иметь срок действия.

Законодательство

Все нюансы, касаемые лицензирования страховой деятельности по предоставлению медицинской страховки, прописаны в Постановлении Правительства №1227 от 31.12.2010 г. «о лицензировании страховых мед. учреждений».

Какую информацию содержит

О том, имеет ли страховщик лицензию, можно узнать двумя способами:

  1. Запросить нужный документ в конторе страховщика.
  2. Зайти на сайт ЦБ РФ и ознакомиться с информацией о выданных лицензиях страховым компаниям в регионе.

Если страховщик без проблем предоставил по первому же требованию клиента бланк лицензии, то можно из нее узнать следующую информацию:

  1. Официальное наименование организации.
  2. Каким органом была выдана лицензия.
  3. Юридический адрес конторы.
  4. ИНН/ОГРН страховщика.
  5. Какие услуги вправе предоставлять СК.
  6. Дата, от которой было принято решение о лицензировании.
  7. Число, до которого разрешительный документ действует.
  8. Номер, который был присвоен лицензии и числовое значение, под которым страховщик находится в реестре ЦБ РФ.

Приостановление действия

Получение лицензии не означает, что страховщик имеет право страховать что угодно и кого угодно. В документе строго прописаны все разрешенные виды деятельности.

Если лицензированное учреждение нарушает свои обязанности, то разрешительный документ может быть:

  1. Ограничен.
  2. Приостановлен.
  3. Изъят.

Ограничение действия лицензии означает то, что страховщик может продолжать свою деятельность, но только не по тем видам услуг, которые предоставлялись с нарушениями.

Приостановление действия лицензии говорит о невозможности заключать какие-либо договора до момента, пока все выявленные контролирующими органами нарушения не будут исправлены.

Лишить лицензии СК совсем могут по нескольким причинам:

  1. При не исправлении нарушений, приведших к приостановлению действия.
  2. При обнаружении нарушений более одного раза за год.
  3. Если после получения лицензии контора так и не начала работать в течение двенадцати месяцев.
  4. По заявлению самого страховщика.

Все действия, связанные с приостановками, возобновлениями и пр., печатаются в специальной рубрике «Вестник» на официальном сайте Центрального Банка.

Если было подано заявление на изъятие лицензии самим страховщиком, то наступает ряд некоторых обязательств, которые он должен исполнить в течение шестимесячного срока:

  1. Погасить все обязательства перед своими страхователями или же расторгнуть с ними договор по решению о ликвидации СК.
  2. Предоставить документы, показывающие отсутствие каких-либо долгов или иных обязательств перед кем бы то ни было.
  3. Передать лицензирующим органам всю бухгалтерскую документацию.
  4. Подготовить бумаги о снятии компании с учета в налоговых органах.

Порядок действий при лицензировании страховой деятельности

Мероприятия, которые необходимо совершить с целью получения лицензии, просты:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо или предпринимательство. В уставных документах должна быть информация о планировании проводить страховую деятельность.
  2. Подготовить пакет документов для лицензирующих органов.
  3. Написать заявление в органы по страховому надзору о желании получить разрешительный бланк.
  4. В случае одобрения от Федеральных структур, получить на руки заветную лицензию.

Пакет документов

Лицензирование осуществляется в отношении лиц, которые пройдут проверку на добросовестность и ответственность и первым испытанием для страховщика станет сбор документации для органов страхового надзора.

В перечень документов входит:

  1. Заявление, подаваемое в лицензирующие органы.
  2. Документы, доказывающие регистрацию страховщика в ФНС.
  3. Устав и протокол с собрания учредителей о желании получить лицензию и поручении определенному лицу ведение дел по оформлению.
  4. Если страховщиком является акционерное общество, то потребуются документы о каждом из лиц, вложивших деньги в компанию.
  5. Сведения о зачислении на счет СК необходимого уставного капитала, а также бумаги, указывающие на источник доходов людей, вложивших средства в стартовый бюджет.
  6. Заключение о проведенной аудиторской проверке.

Какие могут возникнуть сложности

Начинающие бизнесмены, отрывшие страховое агентство должны быть готовы к тому, что просто за красивые глаза лицензию на ведение дел не выдают.

Процесс лицензирования основывается на сборе довольно объемного пакета документов и выполнении условий, которым должен соответствовать страховщик.

Чтобы максимально упростить и ускорить механизм выдачи лицензии потребуется:

  1. Посетить юриста и досконально разъяснить, что должен указать страховщик в регистрационных бумагах для ведения той, деятельности на которую он нацелен.
  2. Узнать максимально подробный список документации, которую потребуется подготовить.
  3. Позаботиться о том, чтобы на момент подачи бумаг на счету компании был уставной капитал.
  4. Подготовить все сведения о доходах людей, внесших вклад в стартовый бюджет.
  5. Провести аудит фирмы до подачи документов на лицензию и устранить выявленные нарушения в кротчайшие сроки.

Разновидность

Перед тем как озадачивать структуру по страховому надзору проверкой документов, необходимо определиться каким видом страхования будет заниматься страховщик.

Разновидностей немного, всего четыре:

  1. Страховая компания.
  2. Перестраховочные структуры.
  3. Общества по взаимному страхованию.
  4. Страховой брокер.

Также следует указать, что помимо различия вида лицензии бывает и классификация и по сроку действия разрешительного бланка. Выдают либо бессрочные лицензии, либо те, которые потребуется время от времени продлевать.

Каким требованиям должен отвечать получатель

Чтобы стать лицензированным поставщиков услуг по страхованию необходимо соблюсти некоторые условия до подачи документов в Федеральные органы.

Также регулярно будут проходить проверки в СК, а это значит, что расслабляться после получения заветного документа не стоит. Необходимо постоянно в полном порядке содержать бухгалтерию и текущую документацию фирмы.

Уставной капитал

Основное требование, без которого никто не выдаст лицензию – это зачисление на счет страховщика уставного капитала в размере, утвержденном законодательно.

Для начала деятельности страховой компании нужно иметь на счету не менее 120 миллионов рублей.

Если в перечень услуг страховщика входит и страховка жизни, то к уставному бюджету требования иные, его размер не должен быть меньше 240 миллионов рублей.

Вести перестраховочную деятельность весьма дорого, для начала дел потребуется иметь 480 миллионов рублей.

Есть вид деятельности, который и не требует сотен миллионов на счету – это деятельность по заключению договоров на обязательное медицинское обслуживание. Уставной капитал по такому виду работы равен 60 миллионам.

Квалификация руководства

К руководящему составу страховой компании лицензирующие органы также весьма придирчивы.

Так, например, лицензия не будет получена, если:

  1. Генеральный директор не имеет высшего образования и не проработал минимум два года на руководящем посту в сфере страхования.
  2. Главбух не имеет специализированного высшего образования, не отработал по специальности пять лет, два года из которых в страховом бизнесе.
  3. Аудитор фирмы обязан иметь также должное образование и опыт работы не меньший двухлетнему периоду.

Также не выдадут разрешение на заключение страховых договоров, если выяснится, что кто-то из руководящего состава ранее работал в фирмах, у которых лицензию забрали или был осужден за финансовые махинации.

Лицензирование является важным аспектом деятельности страховщиков в части определения их правоспособности. Статья 49 ГК РФ, говоря о правоспособности юридического лица отмечает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься определенным видом деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает не с момента регистрации (по общему правилу), а с момента получения специального разрешения (лицензии).

Законодательство РФ относит страховую деятельность (а именно, деятельность по страхования, перестрахованию, взаимному страхованию) к разряду лицензируемой.

Регулирование лицензирования осуществляет ст. 32 закона «Об организации страхового дела в РФ», которая классифицирует выдаваемые лицензии в зависимости от категории страховщика. Так, страховым организациям выдаются лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, добровольного имущественного страхования, вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Перестраховочным организациям выдаются лицензии на осуществление перестрахования, а обществу взаимного страхования - на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных законом, в форме обязательного страхования.

Лицензирование деятельности страховщиков происходит на основании документов, предоставление которых необходимо в соответствии с пунктами 3-8 ст. 32. Данные нормы содержат требования, а также перечни документов, предъявляемых соискателями на осуществление конкретного вида страхования, которые являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. Например, законом об ОСАГО установлено, что лицензию может получить только страховщик, имеющий опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев не менее двух лет.

Если соискатели не соблюдают требования по оформлению документов, установленные в п. 7 ст. 32 закона «Об организации страхового дела», то органы страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляют уведомление об устранении нарушений в тридцатидневный срок. В противном случае все представленные документы возвращаются соискателю лицензии.

Срок, в течение которого орган страхового надзора должен принять решение о выдаче лицензии (или об отказе в выдаче лицензии), составляет тридцать дней. При этом на нем лежит обязанность уведомить соискателя лицензии о принятии решения в течение пяти рабочих дней.

Лицензия на осуществление страховой детальности подписывается руководителем органа страхового надзора, заверяется гербовой печатью и должна отвечать требованиям, представленным в п. 14 ст. 32 рассматриваемого закона РФ.

Решение об отказе в выдаче лицензии принимается при установлении обстоятельств, при которых уполномоченный государственный орган не вправе выдавать лицензии. Совокупность данных условий условно можно разделить на две группы: неустранимые и преодолимые. В этой связи и отказ управомоченного органа может быть, соответственно, окончательным и отлагательным.

Почти все условия, перечисленные в ст. 32.3 закона «Об организации страхового дела», соискатель лицензии на осуществление страховой деятельности может преодолеть. По существу, единственным примером неустранимого препятствия является несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии (пп. 9 п. 1 ст. 32.3).

Это условие непреодолимо, поскольку закон «Об организации страхового дела» предъявляет строгие требования для поддержания финансовой устойчивости страховщиков, а именно наличие сформированных страховых резервов и собственных средств.

Несмотря на то, что федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность прекращения производства по делу о признании юридического лица банкротом практически на любой стадии, невозможность осуществления таким лицом страховой деятельности определена уже наличием возбужденного арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве). Так, арбитражный суд рассматривает полученное заявление о признании должника банкротом на предмет его обоснованности, а именно устанавливает наличие признаков банкротства, которые перечислены в п. 2 ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть не способно удовлетворить денежные требования кредиторов.

Другие обстоятельства, предусмотренные ст. 32.3 Закона РФ № 4015-1, могут быть устранены посредством принятия решения самим соискателем лицензии. К ним, в частности, относятся следующие основания:

Использование обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела. Данное требование связано с тем, что дублирование средств индивидуализации юридических лиц согласно гражданскому законодательству не допускается. Исключение составляют только зависимые и дочерние общества;

Наличие у соискателя лицензии на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 осуществляются страховыми организациями;

Несоответствие представленных соискателем документов требованиям закона «Об организации страхового дела» и принятым в соответствии с ним нормативных актов органов страхового надзора. Данное основание названо одним из самых распространенных, поскольку реализуется в нескольких формах, а именно, в виде представления неполного комплекта документов, а также предоставление документов с ошибками;

Несоответствие устава требованиям страхового законодательства;

Наличие в документах недостоверной ин6формации;

Несоответствие руководителя, главного бухгалтера и ряда иных должностных лиц страховщика квалификационным и иным требованиям, которые предъявляются к ним законодательством РФ;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о непредоставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 рассматриваемого закона.

При этом необходимо отметить, что последние два обстоятельства касаются только тех страховщиков, которые претендуют на получение лицензий, указанных в абзацах со второго по шестой пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона № 4015-1.

При этом, не смотря на детальное регулирование, с лицензиями страховых организаций возникает множество трудностей. В частности, возникает проблема с возобновлением отозванных лицензий, о чем будет сказано далее.

Помимо этого, жесткий характер регламентирования лицензирования негативно сказывается на совокупности прав участников страховых правоотношений, в том числе и потому, что нарушения страхового законодательства и меры воздействия в виде отзыва лицензии часто несоразмерны.

Таким образом, лицензия является необходимым элементом правоспособности страховщиков, однако процедура ее получения требует более гибкого и эффективного подхода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 2.1 Лицензии на право осуществлять данную деятельность выдаются Банком России
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема курсовой работы. Лицензирование страховой деятельности.

Актуальность темы. В Российской Федерации за период рыночных преобразований страховщикам было выдано около четырех тысяч лицензий. Ни одна национальная экономика не знает такого стремительного роста числа страховщиков, и никакой орган страхового надзора не в состоянии обеспечить должное регулирование такой массы страховых организаций.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона об организации страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с данным Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. В целях проверки полученной от соискателей информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при лицензировании отдельных видов страховой деятельности на территории Российской Федерации, лицензионное законодательство.

Предметом исследования выступают юридическая природа лицензирования, а также взаимодействие лицензирования и гражданско-правового инструментария.

Цели и задачи исследования. В курсовой работе проанализирован и систематизирован нормативный, теоретический и практический материал в рассматриваемой сфере государственного регулирования, исследованы основополагающие аспекты влияния лицензирования на гражданско-правовые средства. Исследованы формально-юридическая и содержательная стороны лицензирования, его структурные элементы, сформулированы его принципы.

В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:

1. Описать лицензирование страховой деятельности.

2. Изучить лицензирование деятельности страховых организаций.

3. Роль Банка России в выдаче лицензии на право осуществлять страховую деятельность.

4. Изменения в законодательстве о лицензировании страховой деятельности.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частные методы познания -- исторический, социологический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном теоретическом анализе правовой природы лицензирования как сложной правовой категории. Действующее гражданское законодательство недостаточно регулирует вопросы, связанные с лицензированием отдельных видов страховой деятельности.

Проблема регулирования лицензирования страхования представлены в исследованиях Архипова А.П., Ахвледиани Ю.Т., Батадеева В.А., Гомелли В.Б., Дик Е.В., Жукова Е.Ф., Жилкиной М.С, Ивашкина Е.И., Казакова С.А., Коломина Е.В., Орланюк-Малицкой Л.А., Плешкова А.П., Рейтмана Л.И., Рябикина В.И., Шахова В.В. и других экономистов.

Вместе с тем, остается актуальной необходимость теоретического и методологического обеспечения совершенствования системы государственного регулирования страхования.

Научная новизна работы заключается в том, что выявлены изменения в законодательстве РФ, влияющих на процесс лицензирования субъектов страховой деятельности.

Структура курсовой работы: введение, 2 части, состоящие из двух пунктов, повторяющих содержание целей исследования, заключение, список литературы.

Глава 1. Понятие лицензирования страховых организаций

1.1 Лицензирование страховой деятельности

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензия должна содержать следующие сведения:

Наименование органа страхового надзора, выдавшего ее;

Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица;

Фамилию, имя, отчество субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;

Место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела - юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;

Основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Сведения о деятельности в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);

Вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование или наименование вида обязательного страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);

Формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;

Номер и дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также о замене ее бланка;

Регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

Номер лицензии и дату ее выдачи.

При этом форму бланка лицензии будет утверждать орган страхового надзора. Лицензия на осуществление страховой деятельности должна быть подписана руководителем органа страхового надзора или уполномоченным им лицом и заверена гербовой печатью органа страхового надзора.

В случае изменения сведений, касающихся субъекта страхового дела, лицензия на осуществление страховой деятельности подлежит переоформлению в течение 30 рабочих дней со дня представления в орган страхового надзора заявления о ее переоформлении и документов, подтверждающих внесение этих изменений.

В Законе РФ № 4015-1 прописан порядок получения дубликата лицензии. В случае утраты или порчи лицензии субъект страхового дела имеет - право на получение дубликата лицензии в течение 10 рабочих дней с даты обращения в письменной форме в орган страхового надзора с указанием причин утраты или порчи. На дубликате лицензии делается пометка «Дубликат». Дубликат лицензии - оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается субъекту страхового дела, а второй - хранится в органе страхового надзора.

Таким образом, лицензированием страховой деятельности называется выдача разрешения (лицензии) для работы в области страхования. Без лицензии организация не имеет права осуществлять страхование на территории РФ.

Регулируется лицензирование деятельности по страхованию Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

1.2 Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии.

В соответствии со ст. ст. 4, 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1) на территории РФ страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов РФ может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которая подлежит аттестации. Таким образом, все субъекты страхового дела обязаны иметь действующую лицензию.

Порядок получения лицензии регулируется нормами ст. ст. 32, 32.1 - 32.9 Закона РФ N 4015-1. В ст. ст. 32.1 - 32.9 этого Закона внесены изменения, а ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" дана полностью в новой редакции. Новшества вступают в силу с 21 января 2014 г.

Страховщики, созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 234-ФЗ, в течение трех месяцев со дня начала его действия должны представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным ст. ст. 28.1, 28.2, 32, 32.1 Закона РФ N 4015-1 (в ред. Федерального закона N 234-ФЗ) (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 234-ФЗ).

Бланки лицензий на осуществление страхования (перестрахования), выданные органом страхового надзора до дня вступления в силу Федерального закона N 234-ФЗ, подлежат замене в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора, но не позднее двух лет после дня вступления в силу настоящего Закона по заявлению субъекта страхового дела в целях приведения в соответствие с требованиями ст. 32 Закона РФ N 4015-1 (в ред. Федерального закона N 234-ФЗ).

Таким образом, изменения, внесенные в порядок лицензирования субъектов страхового дела, касаются всех страховых организаций: они обязаны будут подтвердить соответствие новым правилам до 21 апреля 2014 г., а также обменять действующую лицензию на новую до 21 января 2016 г.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

Заявление о предоставлении лицензии;

Документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Учредительные документы соискателя лицензии -- юридического лица;

Образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

Документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера -- индивидуального предпринимателя.

Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала.

Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.Сербиновский Б. Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. - Изд-е 4-е перераб. и доп. [текст] / Б.Ю. Сербиновский - Ростов н/Дону: Феникс, 2011. - 416 с.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, прекращается выдача лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, соискатель лицензии получает уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:

Несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;

Использование соискателем лицензии -- юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

Наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;

Необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодательства;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

Несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела -- юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии.

Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. ^ Щербаков В.А. Костяева Е.В. Страхование (для бакалавров). [текст] / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева - Изд.: "КноРус", 2014. 4-е издание: 320 с.

Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ.

Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:

Осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;

Несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

Несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

Нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;

Непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;

Установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;

Несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

Иные нарушения.

Предписания направляются органом страхового надзора субъектам страхового дела; организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке установленном законодательством.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. ^ Пугинский Б.И. Предпринимательское право: учеб. пособие. [текст] / Б.И. Пугинский - М.: Изд-во «Приор», 2010. - 400с.

Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФСФР, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Соответственно, решение сообщается и страховщику в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления его в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

Глава 2. Этапы лицензирования субъектов страховой деятельности

2.1 Лицензии на право осуществлять данную деятельность выдаются Банком России

Лицензии на право осуществлять данную деятельность выдаются Банком России, который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Выдаются лицензии страховым организациям, перестраховщикам, обществам взаимного страхования, а также страховым брокерам.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Требования также предъявляются и к организационно-правовой форме соискателей лицензии.

Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»Закон РФ 27.11.1992 N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ) // утратил силу. .

Кому выдается лицензия:

Страховая деятельность (страховщики, перестраховщики, общества взаимного страхования) - юридическим лицам;

Деятельность страхового брокера - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Территория действия лицензии: Российская Федерация

Срок действия лицензии: бессрочно

Для формирования пакета документов на лицензирование от соискателя требуются следующие документы:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

2. Свидетельство о постановке на налоговый учет;

3. Учредительные документы (Устав, Договор об учреждении/создании (если заключался));

4. Решение/протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии

5. Выписка из ЕГРЮЛ;

6. сведения о составе акционеров (участников) (форма предоставляется);

7. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

8. документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

9. сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (форма предоставляется); Пугинский Б.И. Предпринимательское право: учеб. пособие. [текст] / Б.И. Пугинский - М.: Изд-во «Приор», 2010. - 400с.

10. сведения о страховом актуарии;

11. правила страхования по видам страхования, с приложением образцов используемых документов;

12. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

13. положение о формировании страховых резервов;

14. экономическое обоснование осуществления видов страхования;

15. документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми актами органа страхового регулирования), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал.

1) Выписка из ЕГРЮЛ;

4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;

5) положение о формировании страховых резервов;

6) правила страхования по видам страхования, с приложением образцов используемых документов (если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования).

Лицензии субъекту страхового дела выдает орган страхового надзора. Институционально орган страхового надзора уже неоднократно менял свое наименование и подчиненность - при написании этой книги органом страхового надзора является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Всего выдают четыре типа лицензий: страховую, перестраховочную, взаимного страхования и брокерскую. Порядок выдачи всех лицензий аналогичен, но для каждого типа имеются особенности. В основном они касаются перечня предоставляемых документов.

Страховые лицензии и лицензии на взаимное страхование выдаются по видам страхования, перечисленным в ст. 32.9 Закона (виды страхования подробно рассмотрены в § 2 гл. 2 настоящей работы), и для получения лицензии на каждый новый вид страхования, не входящий в ранее выданную лицензию, требуются представление дополнительных документов и получение соответствующего разрешения. Виды страхования, которые данная организация вправе осуществлять, указываются в лицензии.

Лицензии, как правило, бессрочны, но иногда, по заявлению соискателя либо если недостаточно страховой статистики для проверки правильности расчета тарифов, может быть выдана временная лицензия сроком до трех лет. Однако эта возможность редко используется.

Важно подчеркнуть, что в отечественной правовой системе получение лицензии на занятие страховой деятельностью является правом организации - орган страхового надзора обязан в определенный срок рассмотреть представленные организацией документы, исчерпывающий перечень которых установлен законом, и не вправе отказать в выдаче лицензии, если все документы соответствуют установленным требованиям. Более того, даже если не все документы в порядке и орган страхового надзора имеет по ним замечания, он обязан рассмотреть такие документы и либо выдать лицензию, либо отказать в ее выдаче.Павлов П.В. Финансовое право: учеб. пособие для студентов. [текст] / П.П. В. Павлов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во « Омега-Л», 2011. - 300 с.

Так обстоит дело не во всех юрисдикциях. Например, по свидетельству Р.Ю. Точилина, в Канаде ведение страхового бизнеса не право, а привилегия, которую государство в лице органа страхового надзора может предоставить, а может и не предоставлять.

Однако несмотря на то, что формально никакой произвол в деле выдачи лицензии у нас не допускается, установлены исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии и сроки, в течение которых должно быть принято решение, - 120 дней для выдачи первичной лицензии и 60 дней для выдачи лицензии на дополнительный вид страхования - фактически эта процедура может тянуться сколь угодно долго. Закон не устанавливает для органа страхового надзора никаких последствий такого затягивания. Можно, правда, обжаловать его бездействие, и некоторые компании так и поступили, и даже суды признали их правоту, но ничего, кроме судебных актов, признающих правоту этих компаний, они не получили, и никаких неблагоприятных последствий для органа страхового надзора и его сотрудников не наступило. Таким образом, в этом вопросе наблюдается обычное для нашего правопорядка явление - право имеется, законом оно закреплено, и законом же установлены условия его реализации, но для его фактического осуществления недостаточно соблюдения этих условий, необходимы дополнительные усилия.

Между принятием органом страхового надзора решения о выдаче лицензии и получением лицензии субъектом страхового дела проходит определенный промежуток времени, и в этот промежуток времени лицензия может быть аннулирована по следующим основаниям, установленным в ст. 32.4 Закона о страховом деле:

Если соискателем лицензии не получена лицензия в течение двух месяцев со дня получения им уведомления о выдаче лицензии;

Если до момента выдачи лицензии установлен факт представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Этот перечень исчерпывающий. Если лицензия получена субъектом страхового дела, она не может быть аннулирована - ее можно только отозвать.

Наконец, следует коснуться и оснований отказа в выдаче лицензии из ст. 32.3 Закона о страховом деле. Всего их девять, и перечень этот исчерпывающий:

1) использование соискателем лицензии - юридическим лицом полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов страхования не устраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховой организацией, обществом взаимного страхования своей финансовой устойчивости и платежеспособности;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя-соискателя лицензии. ^ Страхование: учебник [текст] / Под ред. Т. А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономисть, 2011. - 875 с.

Ясно, что основания 2, 7 - 9 применяются только при выдаче дополнительных лицензий уже существующим субъектам страхового дела. При этом не вполне понятно, для чего кроме основания 2 введены основания 7 и 8, ведь основания 2, 7, 8 - это практически одно и то же. Кроме того, не ясно, почему в основании 9 требуется именно вина учредителя - значит, в других случаях банкроту можно выдавать лицензию? И здесь юридическая техника вызывает желание отложить этот текст и решать споры исключительно по справедливости.

Правда, споров по отказам в выдаче лицензии практически нет. За все время в практике было только два спора об отказе в выдаче лицензии. Первый - из-за того, что компания не находилась по адресу, указанному в учредительных документах, и орган страхового надзора сослался на недостоверность представленной информации, а второй - из-за того, что не были соблюдены квалификационные требования к главному бухгалтеру соискателя. Оба спора соискателями были проиграны, и в комментариях это не нуждается.

Других споров нет по очень простой причине. Среди представляемых на лицензирование документов имеются экономические расчеты: расчеты тарифов и экономическое обоснование, так называемый бизнес-план.

Орган страхового надзора предпочитает ссылаться на неверные расчеты и на основание 3 для отказа в выдаче лицензии. Как уже было сказано, аттестованных актуариев нет и противопоставить надзорному органу в этом отношении что-либо сложно. Поэтому соискатели лицензий предпочитают переделывать документы по указаниям органа страхового надзора, а не спорить с ним.

2.2 Изменения в законодательстве о лицензировании страховой деятельности

Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в пп. 2 - 9 п. 3 ст. 32 Закона РФ № 4015-1 и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

Отметим, что в перечне документов для получения лицензии отсутствуют пп. 10 - 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ № 4015-1 (в действующей редакции до 2014года):

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом РФ № 4015-1, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Но это не означает, что теперь перечисленные документы не надо представлять вообще. Согласно новшествам, внесенным в п. 2 ст. 32.9 Закона РФ № 4015-1, страховщик независимо от вида страхования обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования:

Правила страхования;

Расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок;

Положения о формировании страховых резервов в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Только это нужно будет делать не при получении лицензии.

Кроме того, страховая организация обязана уведомлять в письменной форме орган страхового надзора о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование) в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и в сроки, определенные органом страхового надзора.

Отметим, что теперь при получении лицензии не нужно представлять экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 ст. 32 Закона № 4015-1).

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

2) устав общества взаимного страхования;

3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;

4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ №4015-1, сведения о председателе ревизионной комиссии (ревизоре), внутреннем аудиторе общества взаимного страхования;

5) сведения о юридических лицах - членах общества взаимного страхования с указанием имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования;

6) положение о внутреннем аудите;

7) сведения об актуарии.

В данном случае мы также выделили новые документы для получения лицензии.

Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;

4) сведения о руководителе и главном бухгалтере страхового брокера - юридического лица или сведения о страховом брокере - индивидуальном предпринимателе с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ №4015-1;

5) банковскую гарантию или документы, подтверждающие наличие собственных средств и гарантирующие исполнение обязательств страховым брокером в соответствии с абз. 6 п. 6 ст. 8 Закона РФ №4015-1.

Таким образом, теперь страховому брокеру не надо будет представлять образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности, а также документы, подтверждающие квалификацию его работников.

По-прежнему документы, указанные в п. 7 ст. 32 Закона РФ № 4015-1, представляются в виде засвидетельствованных в нотариальном порядке копий.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к документам, указанным в п. 3 ст. 32 Закона РФ № 4015-1, представляют в порядке, установленном законодательством страны места учреждения иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места учреждения на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого согласия в стране места учреждения иностранных инвесторов. Данные требования не изменились.

лицензия страхование капитал

Заключение

Лицензирование - это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В ходе исследования мы ответили на все вопросы, следовательно, цель исследования достигнута.

Список литературы

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (действующая редакция от 13.07.2015) // Гарант эксперт 2015: локальная база.

Закон РФ 27.11.1992 N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ) // Гарант эксперт 2015: локальная база.

Акинин П.В., Русецкая Э.А. Практикум по курсу «Страхование»: Учеб. пособие. [текст] / П.В. Акинин - М.: Финансы и статистика, 2008. - 144 с.:

Годин А.М. Демидов С.Р. Фрумина С.В. Страхование: [текст] / Учебник. 3-е издание: Изд.: «Дашков и К», 2014. - 256 с.

Годин А.М. Страхование: Практикум. [текст] / А.М. Годин - Изд.: «Дашков и К», 2014. 196 с.

Глазова Е.В. Предпринимательское право: Завтра экзамен [текст] / Е.В. Глазова, Л.Н. Терехова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 208с.

Городилов А.А. Правоведение: учеб. пособие [текст] / А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнацаканян. - М.: КНОРУС, 2010. - 256 с.

Игбаева Г.Р. Становление и развитие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в России [текст] // История государства и права. 2007. - № 24 - 210с.

Пугинский Б.И. Предпринимательское право: учеб. пособие. [текст] / Б.И. Пугинский - М.: Изд-во «Приор», 2010. - 400с.

Павлов П.В. Финансовое право: учеб. пособие для студентов. [текст] / П.В. Павлов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во « Омега-Л», 2011. - 300 с.

Страхование в вопросах и ответах: учеб пособие. / [текст] - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. - 296 с.

Страхование: учебник [текст] / Под ред. Т. А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономисть, 2011. - 875 с.

Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. Страхование: Учеб. пособие. [текст] / Ю.А. Сплетухов - М.: ИНФРА-М, 2010 - 312 с.

Сербиновский Б. Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. - Изд-е 4-е перераб. и доп. [текст] / Б.Ю. Сербиновский - Ростов н/Дону: Феникс, 2011. - 416 с.

Щербаков В.А. Костяева Е.В. Страхование (для бакалавров). [текст] / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева - Изд.: "КноРус", 2014. 4-е издание: 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Закон о лицензировании. Основные принципы и функции осуществления лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Положение о формировании страховых резервов. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Понятие страхования и лицензии. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела. Отказ в лицензии и её аннулирование. Ее действие, ограничение, приостановление и возобновление. Развитие страховой деятельности на территории РФ в настоящее время.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2013

    Понятие и виды страховой деятельности. Классификация видов страхования. Процедура лицензирования страховой деятельности. Компетенция федеральных органов по надзору за страховой деятельностью. Ограничение и приостановление действия лицензии и ее отзыв.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2008

    Сущность и правовой статус страховой организации как субъекта страховых отношений. Лицензирование деятельности страховых организаций. Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности. Обеспечение финансовой устойчивости страховщика.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Нормативные акты, регулирующие порядок проведения регистрации страховщиков, перестраховщиков, страховых брокеров. Условия выдачи лицензии, предоставляющей право заниматься страховой деятельностью в РФ. Срок исковой давности при причинении ущерба здоровью.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2012

    Правовое регулирование страховой деятельности, страховое законодательство России. Договор страхования и его роль как регулятора страховых отношений. Имущественные интересы, являющиеся объектом страхования, размер страховой суммы, срок действия договора.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2012

    Место и роль государства в страховой системе. История государственного регулирования страховой деятельности в России. Закон как основа функционирования страховых организаций. Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2002

    Характеристика страховой деятельности. Классификация видов страхования. Финансовые аспекты страхования и инвестиционная политика страховщика. Оценка платежеспособности страховой организации. Целевые фонды денежных средств. Фонды страховых организаций.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Сущность страхового рынка и история развития страхования в России. Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, его потенциал и проблемы. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ. Потребители рынка страховых услуг.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Порядок лицензирования страховой деятельности. Квалификационные требования, предъявляемые к руководителям страховых организаций и главному бухгалтеру. Регулирование процедуры передачи страхового портфеля. Сфера полномочий органа страхового надзора.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок