Метод горячего стула в психологии. Центр современных нлп технологий

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Горячий стул»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение прислала Елена


27.02.2011
Катя
Его часто путают с "горячим стулом" гештальттерапии.
25.03.2011
Вика
Очень трудное упражнение..особенно если ты в роли сидящего на стуле!!
24.10.2011
Бэлла
Мы делали данное упражнение в универе, помимо высказываний о человеке мы задавали вопросы ему, о личном, вобще разные. Тяжело сидящему на стуле, особенно когдазадевают сокровенное. Данное упражнение помогло нам лучше узнать друг друга.
23.01.2013
Лана
В гештальт-терапии кажется "пустой стул".
17.04.2017
максим
Я сам через это прошёл вдважды. Горячий стул. Друдно сидет в округе или в группе из нескольких человек. Горячий стул хорошо погает исправиться в хорошую сторону. Можеш видеть себя глазами других людей. Но удержаться особено когда на тебя оказывают давление и влияние. Надо только набраться терпение это не для слабых нервоных

Горячий стул Техника, когда клиенту предлагается самому подойти и сесть на один из свободных стульев, находящихся рядом с терапевтом. Чаще всего он стоит напротив другого свободного стула, на котором терапевт просит пациента представить себе сидящим того или иного человека (например, своего отца) для последующего обращения к нему. Вместо стула может лежать подушка.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Смотреть что такое "горячий стул" в других словарях:

    Горячий стул - Горячий стул термин, употребляемый на психологических тренингах. При проведении быстрого обучения, «горячий стул» это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других… … Википедия

    горячий\ стул - Техника, когда клиенту предлагается самому подойти и сесть на один из свободных стульев, находящихся рядом с терапевтом. Чаще всего он стоит напротив другого свободного стула, на котором терапевт просит пациента представить себе сидящим того или… … Словарь по гештальт-терапии

    Стул - У этого термина существуют и другие значения, см. Стул (значения). Стул Стул мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой… … Википедия

    ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Гештальт-терапия - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    Гештальттерапия - Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия

    Группы достижения изменений (change induction groups) - Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчитывается вдвое больше, а десятки тысяч проходят групп. психотерапию. Цели самые различные от коррекции… … Психологическая энциклопедия

    Пошаговая стратегия - (англ. Turn Based Strategy, TBS) жанр компьютерных игр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени. Пошаговые стратегии ведут свою историю с настольных… … Википедия

    Age of Empires: The Age of Kings - Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Age of Empires II: The Age of Kings». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объе … Википедия

    Убойной ночи - Жанр Юмористическое шоу Автор(ы) Леонид Школьник, Павел Виноградов, Ксения Чашей Режиссёр(ы) Дмитрий Скачков Производство Канал ТНТ Comedy Club Production Ведущий(е) Павел Вин … Википедия

«Горячий стул» - это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других участников и т.п. Доброволец садится на «горячий стул» и спрашивает группу: «Что Вам во мне нравится, а что - нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос. Следует сказать об особенностях динамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается не только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувств и с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных способов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в предоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующими терапевтическому процессу и мобилизация терапевтического потенциала группы. На наш взгляд ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы: Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон в группе? Каковы доминирующие групповые потребности? Какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений?

Упражнения, в которых на одного участника работает остальная группа, применяются на тренинговых занятиях довольно часто, но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг все же групповой метод, а это означает требование к ведущему создать такие условия, при которых все участники имеют возможность получить от совместной работы максимальную пользу. Впрочем, некоторые гештальттерапевты и по сей день считают, что, когда один из клиентов сидит на "горячем стуле" и именно к нему приковано внимание ведущего, остальные участники группы также испытывают психотерапевтическое воздействие за счет механизма сопереживания. Ведь к сожалению временные границы тренинговых занятий часто не позволяют пропустить через какое-то индивидуальное упражнение абсолютно всех членов группы.

Как бы там ни было, метод "горячего стула", изобретенный то ли гештальтистами, то ли психодраматистами (приоритет до сих пор оспаривается), является достаточно распространенным и популярным в тренинговой работе. Одним из вариантов применения этого метода можно считать упражнение "Стул откровений". Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами и аллегорическими образами) обратную связь от других участников, а во-вторых, в наложении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других.

Ведущий должен почувствовать момент, когда группа "созреет" для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление по крайней мере двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее:

Жизненный путь человека как проблема психологии
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивиду...

Адаптация первоклассника к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответс...

Ассоциирование эмоций с мимикой
-удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; -страх – поднятые и сведенные брови, уголки губ опущены и слегка отведены назад, губы растянуты в стороны; -гнев – брови опущены вниз, изог...

Методика "двух стульев" была разработана в рамках гештальттерапии, в которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта.

Имеется определенное сходство методики "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "Я"" в психодраме. В психодраме однако данное упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, а гештальтметодика направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними.

В методике "двух стульев" участник полностью переживает оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для понимания процессов, которые происходят как в данной методике, так и во всей гештальттерапии, важно понимать, что формирование и завершение гештальтов зависит в первую очередь от способности индивидуума четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для того, чтобы их удовлетворить. Контакт определяется действием двух различных способностей:

Способность четко разграничивать окружение и свое "Я",

Способность четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".

В основе внутренних конфликтов заложены невротические механизмы - дефектные, запутанные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут:

- "опутываться" (как при патологическом слиянии и интроекции),

- "рассыпаться на фрагменты и отрицаться" (как при проекции и ретрофлексии).

В гештальтгруппах чаще всего в качестве примера противоположности рассматривается конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Первый интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" же постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь".

Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Собственно основная задача методики и состоит в выделении наиболее слабого компонента этого конфликта. После этого происходит усиление его до такой степени, когда оба компонента могут вступить в диалог на равных.

Предположим, имеется участник группы, который всегда опаздывает. Участник садится на первый стул и разговаривает с позиций "защищающегося" (напротив него как бы сидит воображаемый "нападающий"). "Защищающийся" может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту участник садится на второй стул и уже с позиций "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" может спорить, настаивать, требовать.

После этого участник опять меняет место, продолжая "диалог". Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Участнику при этом не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель "диалога" - "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Должно произойти "оживление" процесса формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительного принятия отрицательного компонента своего "Я". Положительное изменение происходит тогда, когда кто-то становится самим собой, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Методика "двух стульев" может проводиться как в групповой, так и индивидуальной работе психолога или психотерапевта с клиентами. В групповой работе участники-наблюдатели, стараясь понять внутренний конфликт другого человека, могут тем самым разобраться и в своем внутреннем конфликте.

Групповая работа может накладывать свой отпечаток, где-то мешая, где-то способствуя успеху упражнения. Участники с выраженными демонстративными склонностями могут слишком сильно играть на публику, изображая диалог. Застенчивые люди могут постараться быстрее закончить "диалог", изобразив удачное разрешение внутреннего конфликта.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок