Методы наблюдения, беседы, опроса и тестирования. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тесты

1. Общая характеристика методов.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Измерение. Тестирование.

5. Метод опроса.

6. Метод анализа результатов деятельности.

7. Методы обработки и интерпретации данных.

8. Теоретические методы. Моделирование.

Общая характеристика методов. Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).

К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.

Наблюдение - это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.

Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям : а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию. Самонаблюдение необходимо там, где отсутствуют надежные внешние признаки явления, интересующего исследователя. Дневники и переписка относятся к опосредованному самонаблюдению.


При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Наблюдение осуществляется человеком и поэтому не исключены ошибки. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности эффекту ореола (гала-эффекту), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к преувеличению или преуменьшению наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию. Эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением о нем.

При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.

Эксперимент – метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).

Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном . Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий . Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.

Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.

Измерение – метод представления числами психических свойств или параметров психического процесса. Измерение позволяет объективно зарегистрировать характеристики изучаемого объекта, в отличие от наблюдения, но не позволяет воздействовать на объект, в отличие от эксперимента. При измерении невозможно выявит причинно-следственные зависимости, но можно установит связи между разными свойствами объекта (корреляционное исследование). Связи между свойствами исследуемого человека устанавливаются в ходе сопоставления результатов их измерения. В ходе измерения психические свойства человека могут быть представлены в виде чисел. Измерительным инструментом может быть прибор, тест или другой человек – эксперт. Измерение является частью эксперимента.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Как и эксперимент, представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Для того, чтобы тесты могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых – на людях одного возраста или одного уровня образования. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Т.е., индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к норме.

Наличие тестовых норм – одно из важнейших требований к тесту. Тестовые нормы – показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок. Всякая норма со временем изменяется, т.к. уровень мышления людей возрастает. Поэтому тестовые нормы, особенно для интеллектуальных тестов, должны пересматриваться как минимум раз в пять лет. В описании теста обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда были установлены тестовые нормы.

Стандартизированные тесты: тесты успешности (шкала оценок знаний), тесты интеллекта, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности. Тесты достижений контролируют школьную, спортивную, профессиональную успешность. Интеллектуальные тесты оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения).

По особенностям используемых в тесте задач они делятся на вербальные и невербальные . Невербальные тесты содержат упражнения с картинками, рисунками, схемами, символами. Вербальные тесты предполагают оперирование словами.

Социометрия – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. С помощью социометрии определяется статус личности в группе.

В целях психодиагностики свойств личности применяются проективные тесты (пятна Роршаха, незаконченные предложения, тест Розенцвейга и пр.). Это опосредованный способ изучения личностных особенностей человека по результатам продуктивной деятельности, например, рисункам, рассказам, описаниям какого-либо объекта. Короткая и самая общая инструкция, даваемая испытуемому, стимулирует самые разнообразные по содержанию ответы. Изучению подлежат психологические свойства и характеристики, существования которых испытуемый не осознает или сознательно не хочет признавать их наличия у себя. Такими характеристиками являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции – свои собственные неосознаваемые недостатки человек склонен приписывать другим людям. Проецирование провоцируется введением испытуемого в сюжетно неопределенную ситуацию, которую надо проинтерпретировать.

При проведении тестирования обязательно соблюдение некоторых этических норм:

А) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

Б) перед проведением тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, которую сам не осознает.

В) любой человек, если противоположное не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

Г) результаты тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

Д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования.

Е) если тестирование производится при конкурсном отборе или приеме на работу, то человек имеет право знать цели тестирования, а также кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

Тесты, также как и любые другие методики, применяемые в психологическом исследовании, должны отвечать требованиям валидности и надежности . Валидность методики означает, что она пригодна для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначена. Валидность может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая валидность достигается, если показатели исследуемого качества, полученные с помощью данной методики, соответствуют показателям других методик, измеряющих то же качество. Теоретическую валидность проверяют по наличию корреляционных связей между этими показателями. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию показателей методики реальному поведению испытуемого. Надежность означает устойчивость результатов при повторном тестировании и при использовании теста разными исследователями.

К тестам предъявляется требование социокультурной адаптированности – соответствие тестовых заданий особенностям культуры, в которой он применяется. Второе требование к тестам – ограниченное время выполнения тестовых заданий. полное время выполнения теста не должно превышать 1,5 – 2 часов, т.к. в течение большего времени работоспособность снижается.

Метод опроса используется в форме анкетирования и беседы (интервью). При использовании опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. На основании интервью, анкет, вопросников распознаются общественное мнение, настроения, социальные ожидания, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может принять участие множество лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования представляет собой средство первичной ориентировки. Результаты анкетирования не могут считаться надежными и достоверными даже при полной искренности испытуемых, т.к. на содержание высказываний влияют неосознаваемые мотивы. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, ее применяют, когда нелегко провести интервью. Например, используется для выявления групп со сходными интересами, формирования относительно однородных групп. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых. Вопросы в них не формулируются прямо.

Личностные опросники предназначены для измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей. Наиболее известные среди них – опросники Айзенка, Кеттела, MMPI. В силу своей стандартизованности также называются личностными тестами.

Для беседы характерно непосредственное общение исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Беседа (интервью) дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, оценку событий и т.п.

Метод анализа результатов деятельности . Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Вариант данного метода – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их авторов. Другой вариант – биографический метод. Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека (анализ документации, свидетельств современников, событий жизни).

Метод эксперимента - основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача - обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test - проба, испытание) - метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности - их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида - почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metro - измерение) - причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования . Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны - распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии - групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии - измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

  • Вопрос 4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. Науками
  • Вопрос 5. Понятие педагогического процесса, его структура
  • Вопрос 6. Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
  • Вопрос 7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
  • Изучение детей первого года жизни
  • Изучение детей раннего возраста (1-3 года)
  • Изучение детей дошкольного возраста (3-7 лет)
  • Изучение детей младшего школьного возраста
  • Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)
  • Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)
  • Вопрос 9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
  • Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
  • Вопрос 11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (ф. Рабле, Дж. Локк, э. Роттердамский)
  • Вопрос 12. Гуманистическая педагогика в. А. Сухомлинского
  • Вопрос 14. Основные проблемы реформирования содержания образования в современных условиях (вариативность, интегративность, гос. Стандарт, индивидуализация и т. Д.)
  • Вопрос 15. Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема
  • Вопрос 16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. Стандарт)
  • Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития
  • Вопрос 18. Типология уроков, их структура и ее совершенствование в условиях современной школы
  • Вопрос 19. Закономерности и принципы обучения. Традиционные дидактические принципы "развивающего" обучения
  • Вопрос 20. Сущность и содержание методов обучения в современной дидактике
  • Вопрос 21. Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания
  • Единство воспитательных воздействий
  • Вопрос 22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (ктд))
  • Этапы подготовки и проведения ктд
  • Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей
  • Вопрос 24. Педагогические взгляды а. С. Макаренко
  • Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
  • Вопрос 26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока
  • Вопрос 27. Развитие педагогической мысли в трудах и. Г. Песталоцци, и. И. Гербарда, а. Дистервега
  • Вопрос 28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)
  • Вопрос 29. Формы и методы контроля знаний в средней школе
  • Вопрос 30. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
  • Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
  • Вопрос 32. Личность и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского. Школьные реформы XIX века
  • Устав гимназий 1864 года
  • Среднее женское образование
  • Реформа высшей школы
  • Школьная политика царизма в 70-80-х годах XIX века
  • Устав гимназий 1871 года
  • Женские гимназии
  • Церковноприходские школы
  • Двухклассные народные училища
  • Вопрос 33. Сущность процесса воспитания и его задачи с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
  • Вопрос 34. Формы и методы взаимодействия семьи и школы
  • Вопрос 35. Наглядные методы обучения и требования к их применению в школе
  • Вопрос 36. Методы стимулирования (поощрение и наказание). Условия их эффективного применения в учебно-воспитательном процессе
  • Вопрос 37. Классификация методов воспитания
  • Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного
  • Вопрос 39. Воспитание как существенная часть процесса социализации личности. Основные факторы социализации
  • Вопрос 40. Роль семьи в процессе социализации личности школьника
  • Вопрос 41. Сущность и уровни педагогического мастерства
  • Вопрос 42. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания
  • Вопрос 43. Сущность педагогического общения и его основные этапы
  • Вопрос 44. Учитель как организатор целостного педагогического процесса. Характеристика профессиональных качеств учителя
  • Вопрос 45. Сущность инновационных тенденций в образовании
  • Вопрос 46. Основы педагогического общения
  • Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

    В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

    1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

    Теория и практика обучения;

    Теория и практика воспитания;

    Теория организации и руководства системой образования.

    2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

    Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

    Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

    Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

    Логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

    3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

    4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

    5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

    6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

    7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

    8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

    9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

    11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

    12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    3.Методы педагогических исследований

    Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

    Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

    Метод беседы и интервью . Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

    Метод тестирования . Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

    1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

    2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

    3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

    4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

    Метод анкетирования. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

    Эксперимент . Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент - это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

    Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования . Она представляет собой комплекс методов , сочетание которых дает возможность наиболее эффективно осуществить исследование, получить достоверные результаты.

    Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

    Выделяют следующие группы методов исследования :

    • методы изучения педагогического опыта;
    • методы теоретического исследования;
    • количественные методы.

    Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт».

    Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов , которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

    При изучении педагогического опыта применяются следующие методы :

    Наблюдение;

    Интервью;

    Анкетирование и др.

    Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

    Имеет место наблюдение включенное , когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение , т.е. со стороны.

    Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи . Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

    Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

    Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам . Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

    Беседа - это диалог по заранее разработанной программе . Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт , а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию . Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

    К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др.

    Различают беседы индивидуальные и групповые .

    Разновидностью беседы является интервью . Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов , которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто .

    Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников , называемых анкетами .

    Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу », анкетирование - заочным опросом . Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

    Основными требованиями к разработке анкет являются:

    • точность формулировок анкеты;
    • содержательная направленность;
    • лаконичность и однозначность формулировок.

    Применяются три типа анкет :

    Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов , предложенных респонденту на выбор.

    Анкета закрытого типа , наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

    Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет .

    Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент . Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание ».

    Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.

    Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности педагогов и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез .

    Эксперимент, по сути , является строго контролируемым педагогическим наблюдением . Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом , который сам и осуществляет.

    Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

    Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам , охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты , в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным охватом их участников.

    В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными .

    Выделяются следующие этапы эксперимента :

    - теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);

    - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    - собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

    Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов . К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

    Педагогическое тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

    Отличительные черты педагогического тестирования:

    Точность;

    Простота;

    Доступность;

    Возможность автоматизации.

    Педагогическое тестирование - это форма, основанная на применении педагогических тестов.

    Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

    Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты.

    Адаптивный тест. Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

    Традиционный тест. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

    Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции : диагностическую, обучающую и воспитательную:

    Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося . Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

    Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

    Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

    По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

    Преимущества:

    Является более качественным и объективным способом оценивания;.

    Более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

    Это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

    Это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.

    Более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов.

    Это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

    Недостатки:

    Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

    Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

    Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

    Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

    Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

    В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

    Методы психологии.

    Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

    Методы- теоретические и эмпирические.

    Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

    Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

    Схема характеристики метода исследования.

    1. Определение.
    2. Перечислить виды.
    3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
    4. Назвать достоинства метода.
    5. Назвать недостатки.

    Характеристика методов исследования.

    1. Наблюдение.

    Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

    Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

    Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

    Выборочное- конкретный процесс.

    Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

    Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

    Включенное- исследователь находится внутри группы.

    Невключенное- исследователь не входит в группу.

    Внутреннее- наблюдение за собой.

    Внешнее- прочие наблюдения.

    Требования:

    1. Цель.
    2. Составить план наблюдения:

    Время
    -частота
    -длительность

    3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

    Единицы наблюдения:
    -жесты
    -действия
    -поступки
    -речевые высказывания
    -вегетативные реакции
    -паузы
    -интонационные изменения

    Способы фиксации:
    -сплошная запись
    -таблицы
    -схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

    Достоинства наблюдения.

    Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
    Малые материальные затраты.

    Недостатки наблюдения.

    Большие временные затраты.
    Невозможность повторения.
    Возможный субъективизм наблюдателя.

    2. Эксперимент.

    Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

    Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

    Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

    Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

    Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

    Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

    Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

    Требования:

    1. Планирование:
    -сформулировать цель;
    -определение контингента испытуемых;
    -подборка методик;
    -определение места и времени его проведения.

    2. Проведение:
    -установление доверительных отношений с испытуемым.

    3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

    Достоинства эксперимента:

    1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
    2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
    3. Строгий учет протекания эксперимента.
    4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых ---> установление общих закономерностей развития психических процессов.

    Недостатки эксперимента:

    1. Исследователь знает об эксперименте.
    2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

    Психодиагностические методы исследования.

    3. Тестирование.

    Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

    Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

    Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

    Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

    Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

    Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

    Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

    Требования:

    1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
    2. Аппаратура для обработки результатов.

    Достоинства тестирования:

    1. Краткость.
    2. Массовость использования.
    3. Возможность статистической обработки.

    Недостатки тестирования:

    При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

    4. Опрос.

    Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

    Виды: анкета, интервью, беседа.

    Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

    Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

    Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

    Требования:

    1. Сообщение некоторых данных о себе.
    2. Ряд задаваемых вопросов.

    Достоинства опроса:

    1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
    2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
    3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

    Недостатки опроса:

    1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
    2.Устная форма: большие временные затраты.

    5. Анализ проудктов деятельности.

    1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
    2. Виды зависят от выполняемых действий.
    3. Требования: наличие определенных материалов.
    4. Достоинства: достоверность данных.
    5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

    Проективные методы исследования.

    Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

    Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

    Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

    Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

    Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

    Аддитивный- дополнение, завершение.

    Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

    Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

    Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

    Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

    Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок