Образовательная технология интеллект ломоносовская школа. ОТИ (Образовательная Технология "ИнтеллекТ")

Научный руководитель Ломоносовской школы, автор Образовательной технологии «ИнтеллекТ», доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, автор 4 учебников, 12 книг, более 200 научных и популярных статей, научный руководитель авторского коллектива педагогов, создавших более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями, имеет патенты на ряд изобретений.

В рамках научно-педагогической деятельности М.А Зигановым были созданы:

  • образовательная технология «ИнтеллекТ» с целью повышения эффективности обучения через развитие интеллектуальных способностей человека. Технология успешно применяется в государственных и частных школ ряда стран;
  • методика развития навыков качественного запоминания текстов;
  • методика развития навыков рационального чтения;
  • методика развития устно-речевых навыков для школьников и для взрослых;
  • система развития интеллектуальных способностей дошкольников.

В 1981 г. создал и поныне успешно работающее учреждение дополнительного образования – Школу рационального чтения (в настоящее время «Президентская школа»). За период существования Школы на ее очных и заочных отделениях обучение прошло свыше 600 тыс. человек.

В 1993 г. основал негосударственное образовательное учреждение «Ломоносовская школа», которое сегодня является признанным лидером негосударственного образования России. В настоящее время НОУ «Ломоносовская школа» - вертикально интегрированный образовательный холдинг, охватывающий все стадии обучения и воспитания: дошкольное развитие, среднее образование, дополнительное образование. По технологии и методикам, разработанным под руководством М.А. Зиганова, работают школы в России, Латвии, Азербайджане. Внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.

Награды:

  • В 2000 г. награжден медалью и сертификатом Кембриджского биографического центра за выдающиеся заслуги в области развития интеллектуальных способностей.
  • 2001 г. – благодарственное письмо Министра образования В.М. Филиппова «За орга-низацию мероприятий, посвященных 290-й годовщине со дня рождения М.В. Ломоносова и направленных на развитие интеллекта, познавательных интересов обучаемых, многолетний педагогический труд».
  • 1996-2005 гг. – грамоты и благодарственные письма Департамента образования г. Москва и Западного окружного управления образования (г. Москва).
  • 2005 г. – Международная премия «Профессия – жизнь», Орден «За честь, доблесть, созидание, милосердие» за создание здоровьесберегающей технологии «ИнтелллекТ».
  • 2006 г. – Указ Президента Российской Федерации о награждении именными часами «Президент России» за разработку и внедрение в образовательный процесс России образовательной технологии «ИнтеллекТ».
  • 2006 г. – Почетная грамота Совета Федерации Федерального собрания Российской федерации за большой вклад в развитие образования».
  • 2007 г. – Орден Ломоносова "За заслуги и большой вклад в развитие отечественной науки и образования"

Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.

Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Цели технологии:

  1. Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
  3. Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

  1. Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
  2. Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
  3. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
  4. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  5. Формирование тезаурусов по предметам.
  6. Развитие навыков продуктивного чтения.
  7. Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
  8. Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  9. Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.

Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.

Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества , предметно-речевые навыки и предметный тезаурус . В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений , в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим , и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Технология “ИнтеллекТ” предусматривает самостоятельное составление учащимися заданий. При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим. Таким образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует развитие творческих способностей ребенка, соответствуя четвертому этапу развития интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.

Пример развивающего упражнения (показан один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время - 5 мин.

Кол-во
ошибок

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

Проверь себя по ответу.

Итоговый балл ____

Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:

Кол-во
ошибок

Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж

Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав

Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.

А теперь посчитай количество набранных плюсов.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход. Учитель не просто должен дать знания ученику, а научить его добывать и применять их. Чтобы это сделать в увеличивающемся потоке информации, необходимо научить учащихся работать с информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе мы рассматриваем наиболее, на наш взгляд, интересную и эффективную технологию - технологию «интеллект-карт».

«Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» .

"Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса" .

Г. Селевко выделяет основные педагогические технологии:

    педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

    педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

    педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств и другие

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?

Цель исследования: показать, что технология обучения с помощью интеллект-карт эффективна при изучении и обобщении материала на уроках в начальной школе, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.

Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».

Предмет исследования - формирование с помощью интеллект карт познавательных учебных действий обучающихся младших классов.

Задачи исследования:

    изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

    раскрыть способ построения интеллект-карт;

    изучить возможности применения интеллект-карт в начальной школе;

    проанализировать возможность интеллект-карт для формирования учебно-логических умений младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бершадская Е.А., Кузюкова Н.Ю., Петрушина О.П. После повышения квалификации: применение технологии интеллект-карт для проектирования учебного процесса в начальной школе

Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

Бьюзен Т. Научите себя думать! – «Попурри», 2004.

Бьюзен. Т. Супермышление. ООО «Попурри», 2003.

Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php

Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL:

Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. 5

Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

Когнитивные образовательные технологии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа:

О методе интеллект-карт //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа:

21.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.

22.Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.

23. Собчик Л.Н. Тест «Кактус», М.А. Панфилова Тест Торренса «Завершения картинок» Методика « Изучение непроизвольного запоминания у младших школьников».

24. Методика " Определение понятий " 2008 г.

ОТИ - это современная педагогическая технология, которая повышает эффективность учебной деятельности за счет:

  • увеличения интереса учащихся к учебе;
  • снижения утомляемости детей в школе;
  • развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до выхода стандартов Нового поколения, приоритетом которых является развитие способностей учащихся. Поэтому у ОТИ есть ответы на вопросы что, сколько, когда и как нужно развивать в интеллектуальной сфере школьников.

ОТИ представляет систему развивающих упражнений по различным учебным предметам для детей 1-8 классов: русскому языку, иностранным языкам, математике, естествознанию, истории, биологии, географии, физике, химии.

Учителям интересно и легко применять ОТИ на уроках, т.к. технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами. Поэтому ОТИ зарекомендовала себя во многих регионах России и за рубежом.

Целью применения образовательной технологии «ИнтеллекТ» в ЧУ СОШ «Петровская школа» является повышение эффективности учебного процесса, и как следствие повышение качества обученности учеников.

Основные задачи применения ОТИ:

  • формирование навыков научной организации труда обучающихся;
  • формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
  • формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
  • снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

Автором образовательной технологии «ИнтеллекТ» является Зиганов Марат Александрович , доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Президентской школы и сети Ломоносовских школ; удостоен медали Кембриджа и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей».

Образовательная технология «ИнтеллекТ» признана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков здоровьесберегающей технологией




Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 1-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

  1. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ».1 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  2. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 2 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  3. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 3 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  4. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 4 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.



Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 2-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

1 класс

Математика. Развиваем интеллект М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

2 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

3 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

4 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013


Педагоги школы, прошедшие обучение на курсах «1-ая и 2-ая ступень использования ОТИ в образовательном процессе» в Ломоносовской школе

  1. Архипова Александра Валерьевна
  2. Батурова Владлена Михайловна
  3. Волынец Людмила Владимировна
  4. Перевезенцева Ирина Ивановна
  5. Страмнова Наталья Вадимовна

В 2014-2015 учебном году технологи ОТИ применяется на уроках математики и русского языка:
1-я ступень использования – 3 «А» класс, Страмнова Н.В.
2-я ступень использования – 1 – е классы, Батурова В.М. 2 «А» класс, Архипова А.В.


Руководитель НМЛ «ИнтеллекТ» : Корешкова Лариса Анатольевна.
Технолог ОТИ (Ломоносовская начальная школа) : Воробьёва Марина Аркадьевна.
Администратор ОТИ в ЧУ СОШ «Петровская школа» : Батурова Владлена Михайловна.

© 1993 - 2019 Петровская частная школа

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы. Но большинство школ либо занимается этим не специально, либо, если и занимается, то не системно.

Методическая база программы развития интеллектуальных способностей в России недостаточно проработана.

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Требования Программ российского образования сводятся к тому, что учащийся овладевает знаниями и умениями по учебному предмету и использует приобретенные знания и умения на практике. Эти требования не учитывают того, что при изучении учебного предмета учащийся в определенных местах учебной программы сталкивается с определенными трудностями в овладении знаниями и умениями, зависящими от недостаточного развития каких-либо интеллектуальных способностей. На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету оказываются наиболее востребованными различные интеллектуальные способности.

В отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов Образовательная технология «ИнтеллекТ» развивает интеллектуальные способности в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей)с учетом различных специфических требований к развитию.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;

повышение мотивации обучающихся к отдельным школьным предметам и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Основные задачи применения ОТИ:

  1. формирование навыков научной организации труда обучающихся;
  2. формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
  3. формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
  4. снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

Включение применения ОТИ в учебном процессе в планирование работы школы предусматривает:

  1. планирование и проведение методической работы школы, осуществление ВШК с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  2. планирование и проведение работы психологической службой школы с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  3. планирование деятельности учителя – предметника с учетом применения ОТИ в учебном процессе.
  4. Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:
  5. 1-е положение: Актуальность интеллектуальных способностей.
  6. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.
  7. 2-е положение: Содержательность интеллектуальных способностей.
  8. Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.
  9. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).
  10. 3-е положение: "Инерционность" развития интеллектуальных способностей.
  11. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.
  12. Учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.
  13. Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:
  14. одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе(упражнения выполняются несколько недель подряд);
  15. другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);
  16. третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.
  17. Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов.

Технология «ИнтеллекТ» дает возможность учителю включать в содержание уроков развивающие упражнения и тренинги (практический материал) на различных предметах, системно подойти к проблеме развития обучающихся, сделать учебу легкой, результативной и интересной.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок