Персоналии. Внешняя торговля ссср Во главе внешней торговли

Серия: Советские праздники. День Строителя

Впервые День строителя отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» (на второе воскресенье августа). Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось. Вот как его комментировали газеты:
«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике - «Дне строителя».
Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали: «Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:
«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И.Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение - сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».
«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки - показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…


Будь он в костюме, при галстуке новом,
Будь он в известке, как снежная баба.
Каждый строитель по фразе, по слову,
По междометью узнает прораба!
Вот встает он в полный рост,
Громко произносит тост:
Всем, кто стеночку ровняет
Ватерпасом-мастерком,
Кто работу подгоняет
Добрым словом-матерком,
Кто в бытовке пообедал,
Съел с редиской колбасу,
Кто повис ногами в небо
На монтажном поясу,
Всем, кто трудится в ненастье
Ломом, дрелью и пилой,
Мы желаем: стройте счастье!
И не стойте под стрелой!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. На основании ст. ст. 49 и 51 Основного Закона (Конституции) Союза С.С.Р. образуется Народный Комиссариат Внешней Торговли Союза С.С.Р. для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза на основе государственной монополии внешней торговли.

Глава II. ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2. На Народный Комиссариат Внешней Торговли возлагается:

а) разработка и осуществление общих мероприятий, направленных к развитию торговых сношений Союза с иностранными государствами соответственно интересам Союза в целом и отдельных его частей;

б) составление экспортного и импортного плана Союза С.С.Р.;

в) осуществление импортно-экспортных планов и руководство связанными с внешней торговлей операциями, производимыми как через посредство центральных, местных и заграничных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, так и через акционерные и другие общества для внешней торговли;

г) разработка вопросов таможенной политики, а также заведывание таможенным делом Союза С.С.Р.;

д) участие в делегациях Союза С.С.Р. на международных съездах и конференциях по заключению торговых договоров и соглашений и по вопросам, касающимся внешней торговли, а также участие в разработке вопросов, подлежащих обсуждению на упомянутых съездах и конференциях;

е) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли, а также организация смешанных и иных обществ и учреждений по внешней торговле;

ж) дача заключений Главному Концессионному Комитету по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

з) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным и полным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

и) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

к) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли Союза С.С.Р.

Глава III. СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

3. В состав Народного Комиссариата Внешней Торговли входят:

а) Народный Комиссар и коллегия при нем;

б) Секретариат;

в) Управление делами;

г) Управление торговыми предприятиями и учреждениями;

д) Управление регулирования и состоящая при нем Плановая комиссия (Внешторгплан );

е) Экономическо-правовое управление;

ж) Финансово-счетное управление;

з) Транспортное управление;

и) Главное таможенное управление.

Примечание. При Народном Комиссариате Внешней Торговли состоят: Таможенно-тарифный комитет и Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, действующие на основании особых положений о них, издаваемых Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

Глава IV. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

4. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по секретариату возлагается: ведение делопроизводства Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли по сношениям с высшими органами Союза С.С.Р.; наблюдение за исполнением управлениями и органами Народного Комиссариата Внешней Торговли поручений высших органов Союза С.С.Р., Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли; организация секретарской части в заседаниях и совещаниях, созываемых Народным Комиссаром; заведывание секретной перепиской: прием, распределение и рассылка всей корреспонденции Народного Комиссариата Внешней Торговли.

5. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению делами возлагается:

а) делопроизводство по всем вопросам, не входящим в компетенцию других управлений;

б) учет личного состава Народного Комиссариата и его местных органов;

в) инспектирование и организация местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) обслуживание хозяйственных нужд Народного Комиссариата Внешней Торговли как учреждения;

д) издательская деятельность по вопросам внешней торговли.

6. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению торговыми предприятиями и учреждениями возлагается:

а) осуществление импортно-экспортных операций общесоюзного значения;

б) общее руководство деятельностью и согласованием оперативных планов всех учреждений и предприятий, работающих с государственными капиталами, полученными от Народного Комиссариата Внешней Торговли (государственных импортно-экспортных торговых контор при Народном Комиссариате Внешней Торговли, акционерных (смешанных) обществ и коммерческих частей торговых представительств);

в) распоряжение в пределах действующего законодательства капиталами Народного Комиссариата Внешней Торговли и его материальными фондами, выделенными для коммерческих целей;

г) контроль над поступлением доходов по договорам, подписанным Народным Комиссариатом Внешней Торговли, а также над поступлением прибылей от указанных в п. "б" настоящей статьи торговых предприятий и учреждений.

7. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению регулирования возлагается:

а) дача органам Народного Комиссариата Внешней Торговли руководящих указаний по вопросам политики внешней торговли и регулирование ее;

б) разработка для внесения через Государственную Общеплановую Комиссию на утверждение Совета Труда и Обороны импортно-экспортного плана Союза С.С.Р. и наблюдение за выполнением утвержденного плана;

в) установление по соглашению с подлежащими ведомствами номенклатуры и стандартов экспортных и импортных товаров;

г) разработка и представление на утверждение Совета Труда и Обороны контингентов экспортных и импортных товаров, а равно распределение утвержденных Советом Труда и Обороны контингентов;

д) выдача лицензии и удостоверений на право ввоза и вывоза товаров;

е) дача руководящих указаний местным лицензионным отделам и рассмотрение жалоб на действия последних;

ж) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

з) организация участия Союза С.С.Р. на международных выставках и ярмарках.

8. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Экономическо-правовому управлению возлагается:

а) участие в разработке международных торговых договоров и соглашений;

б) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, импортных и экспортных возможностей Союза С.С.Р., а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспортных отраслей хозяйства;

в) разработка принципов таможенной политики;

г) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

д) статистические работы, связанные с выполнением всех вышеуказанных заданий, а также объединение всех статистических работ, производимых в других управлениях по плану, предварительно согласованному с Центральным Статистическим Управлением;

е) информация и экономическая консультация по всем вопросам, связанным с системой монополии внешней торговли;

ж) составление периодических отчетов по Народному Комиссариату Внешней Торговли;

з) ведение предварительных переговоров о концессиях по внешней торговле;

и) составление заключений по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

к) дача заключений по всем юридическим вопросам, в частности, по заключаемым договорам;

л) систематизация законодательства по внешней торговле;

м) ведение судебных дел, в частности, дел о нарушении монополии внешней торговли.

9. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Финансово-счетному управлению возлагается:

а) разработка общих вопросов финансовой политики Народного Комиссариата Внешней Торговли;

б) составление проектов доходных и расходных смет и исполнение смет утвержденных;

в) выполнение финансовых операций Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) бухгалтерский учет денежных и торговых операций всех органов Народного Комиссариата Внешней Торговли с составлением по всему Народному Комиссариату периодических отчетов;

д) руководство и надзор за правильной деятельностью всех центральных и местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли в области финансового и счетного дела;

е) обслуживание валютных нужд органов Народного Комиссариата Внешней Торговли и предприятий, организованных при его участии.

Примечание. Состоящая при Управлении регулирования Плановая комиссия (Внешторгплан ) действует на основании положения о ней, утверждаемого Народным Комиссаром Внешней Торговли и председателем Государственной Общеплановой Комиссии Союза С.С.Р.

10. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Транспортному управлению возлагается:

а) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

б) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли;

в) участие в разработке и проведении международных конвенций и соглашений по транспортным вопросам.

11. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Главному таможенному управлению возлагается:

а) организация и управление таможенными учреждениями;

б) участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела;

в) разработка таможенного тарифа;

г) наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой и организация борьбы с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами зоны, в которой эта задача возложена на органы Объединенного Государственного Политического Управления;

д) наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части;

е) ведение таможенной статистики.

Глава V. ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРИ СОВЕТАХ НАРОДНЫХ

КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

12. Органами Народного Комиссариата Внешней Торговли являются:

а) уполномоченные Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик;

б) торговые представительства Союза С.С.Р. и торговые агентства Союза С.С.Р. за границей;

в) таможенные округа или представители таможенных управлений.

Раздел 1. Уполномоченные Народного Комиссариата Внешней

Торговли при советах народных комиссаров союзных республик

13. Порядок назначения и отзыва уполномоченных, их права и обязанности определяются общим Положением о народных комиссариатах Союза С.С.Р.

14. Уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик подведомственны непосредственно все агенты и органы Народного Комиссариата Внешней Торговли на территории данной союзной республики.

15. Уполномоченный в пределах распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли ведает всеми находящимися на территории данной союзной республики денежными и материальными фондами, выделенными в его распоряжение как Народным Комиссариатом Внешней Торговли, так и правительством данной союзной республики для операций по внешней торговле. Экспортные фонды, выделенные союзными республиками и переданные уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли, остаются собственностью республик.

16. Для осуществления возложенных на уполномоченного при совете народных комиссаров союзной республики задач по регулированию внешней торговли при нем учреждается управление.

17. Для осуществления коммерческих операций на территории данной республики под непосредственным руководством и контролем уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров этой республики им может быть с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли организована Государственная импортно-экспортная контора (Госторг ) с правом юридического лица, действующая на основании положения о ней, утверждаемого Советом Труда и Обороны. Госторг действует под руководством Управления торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

18. Госторг при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики проводит свои коммерческие операции исключительно на территории данной союзной республики. В случае необходимости проведения каких-либо операций на территории других союзных республик таковые могут проводиться исключительно через Госторг , состоящий при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговля при совете народных комиссаров подлежащей союзной республики, а за границей - через коммерческие части соответствующих торговых представительств.

19. В задачи уполномоченного входят:

а) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, экспортных и импортных возможностей, а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспорта республики;

б) разработка экспортно-импортного плана по данной республике, согласование его с соответствующей союзной республикой и представление его в Народный Комиссариат Внешней Торговли, а также его осуществление по надлежащем утверждении;

в) надзор за операциями по внешней торговле всех учреждений, организаций и лиц на территории данной республики;

г) наблюдение за точным выполнением законов и распоряжений по внешней торговле и охрана монополии внешней торговли;

д) выдача лицензий и удостоверений на ввоз и вывоз товаров в пределах контингентов, предоставленных Народным Комиссариатом Внешней Торговли данному уполномоченному на основании утвержденного общесоюзного экспортно-импортного плана, а равно выдача лицензий и удостоверений на вывоз неконтингентированных товаров;

е) контроль над деятельностью смешанных обществ на территории данной союзной республики;

ж) предварительная разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

з) экономическая консультация по вопросам внешней торговли;

и) исполнение всех поручений и распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли.

20. Для наблюдения и содействия при проведении за границей операций по внешней торговле, связанных с обслуживанием нужд данной союзной республики, уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров данной республики может с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли назначить своего представителя, действующего в составе соответствующего торгового представительства Союза С.С.Р., на основании положения, утверждаемого Советом Труда и Обороны, по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли.

21. В случае необходимости по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли с правительством данной союзной республики на территории последней под непосредственным руководством и надзором уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли могут быть учреждаемы специальные акционерные общества по импорту и экспорту.

22. Уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики организует в случае надобности на территории данной республики с утверждения Народного Комиссариата Внешней Торговли областные управления или отделения Народного Комиссариата Внешней Торговли, во главе которых стоят начальники, непосредственно подчиненные уполномоченному.

Раздел 2. Торговые представительства и торговые агентства

Союза С.С.Р. за границей

23. Торговые представительства Союза С.С.Р. за границей являются органами Народного Комиссариата Внешней Торговли, составляют в то же время часть соответствующих полномочных представительств Союза С.С.Р. за границей и входят в состав последних.

24. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей назначаются и отзываются постановлением Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли, согласованному с Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

25. В торговые представительства за границей в пунктах, представляющих особый интерес для той или иной союзной республики, по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли и совета народных комиссаров союзной республики вводится представитель союзной республики, а в представительства, при которых имеются советы, представитель союзной республики входит в качестве члена этих советов.

26. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей для выполнения возложенных на них задач имеют при себе аппарат, который разделяется на части регулирующую и коммерческую.

27. В задачи торговых представительств по регулирующей части входит:

а) выяснение общей экономической обстановки страны их пребывания;

б) изучение условий местного рынка и информация;

в) контроль над деятельностью смешанных обществ за границей;

г) наблюдение за исполнением существующих между Союзом С.С.Р. и данным государством торговых договоров и соглашений и участие в выработке новых договоров и соглашений;

д) надзор за торговой деятельностью в данной стране всех органов, учреждений и граждан Союза С.С.Р., в том числе и коммерческой части торговых представительств.

28. В задачи коммерческой части торгового представительства Союза С.С.Р. за границей по регулирующей части входит выполнение плановых заданий Народного Комиссариата Внешней Торговли и других органов Союза С.С.Р., а также торгово-комиссионных операций по поручениям коммерческих органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, государственных учреждений и предприятий, кооперативных, общественных и частных предприятий и лиц, коим разрешено совершение экспортно-импортных операций. Коммерческая часть торгового представительства в своей коммерческой работе подчинена через торговые представительства Управлению торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

29. Торговые агентства Союза С.С.Р. за границей учреждаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли и подчиняются Народному Комиссариату Внешней Торговли либо непосредственно, либо через торговые представительства Народного Комиссариата Внешней Торговли по распоряжению последнего.

Торговые агенты назначаются и отзываются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Функции торговых агентств в к аждом отдельном случае определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Раздел 3. Таможенные округа

30. Во главе таможенных округов стоят начальники, назначаемые и отзываемые Народным Комиссаром Внешней Торговли по соглашению с советами народных комиссаров союзных республик.

31. Районы таможенных округов, перечень входящих в состав каждого из них учреждений, а также местонахождения окружных управлений устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики. Состав таможенных округов, входящих в них учреждений, их права и обязанности определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли в установленном порядке.

32. В таможенные округа входят таможни I, II и III разрядов и таможенные посты.

Примечание 1. Открытие и упразднение таможенных учреждений, а также изменение места их расположения, установление разрядов таможни, переименование таможенных постов в таможни и таможен в таможенные посты производится Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики.

Примечание 2. Народному Комиссариату Внешней Торговли по соглашению с советом народных комиссаров соответствующей союзной республики предоставляется право выделять таможни и таможенные инспекторские участки из ведения округа с непосредственным подчинением Главному таможенному управлению.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

  • 19 декабря 1927 - 25 июня 1937 - член ЦК ВКП(б).
  • 1928 - в период расцвета кооперативного движения по заказу И. Любимова проводится международный конкурс на строительство здания Центросоюза в Москве, величественное здание было построено в 1929-1931 гг. по проекту знаменитого Ле Корбюзье. Во время голодного 1932 года строительство здания Центросоюза был приостановлено и окончено в 1933-1936 гг. В 1932 году был создан Наркомлегпром СССР, который возглавил Любимов. Поэтому здание Центросоюза было отдано наркомату лёгкой промышленности.

Во главе внешней торговли

  • 11.1930 - 1931 - заместитель народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР.
  • 11.1930 - 1931 - торговый представитель СССР в Германии, руководитель Торгпредств и внешней торговли в Европе.

В это время И. Любимов был на важнейших постах в системе внешней торговле - в период разворачивающейся индустриализации в стране через него заключались контракты на поставку в СССР оборудования и целых заводов, осуществлялся экспорт хлеба. Работать Любимову пришлось в сложные годы начавшегося мирового кризиса: достаточно сказать, что мировые цены на пшеницу, основной экспортный товар СССР, упали в эти годы в несколько раз.

Нарком лёгкой промышленности СССР

  • 5 января 1932 - создан Наркомат лёгкой промышленности СССР.
  • 5 января 1932 - 7 сентября 1937 - народный комиссар лёгкой промышленности СССР.
  • 9 - 12 апреля 1932 - в Вичуге, одном из главных текстильных центров России, произошла крупнейшая в сталинский период стачка, которая сопровождалась уличными стычками и погромами учреждений власти.

В 1937 году «расследование» Ежовым «чрезвычайно важных вичугских событий» запустит репрессивный механизм в центральном аппарате Наркомлегпрома, в жернова которого попадёт и И. Любимов.

  • 4 февраля 1934 - выступление наркома И. Любимова на XVII съезде ВКП(б).

Из доклада Любимова:

«В течение второй пятилетки продукция легкой промышленности должна возрасти, с учетом поправок, которые я хочу внести съезду, в 2,5 раза против уровня производства, достигнутого в 1932 г. Рост продукции, как видите, колоссальный. Легкая промышленность во втором пятилетии вступает в новый этап невиданно высоких темпов ежегодного прироста продукции. По объему производства продукции легкой промышленности, предусмотренного по второму пятилетнему плану, Советский Союз выходит на одно из первых мест в Европе, догоняя Америку. Учтя поправки, хлопчатобумажных тканей мы должны выпустить в 1937 г. 5 млрд м с лишним против 2 534 млн м в 1932 г., то есть в итоге второй пятилетки достигается удвоение выпуска хлопчатобумажных тканей. Шерстяных тканей мы в 1937 г. должны выпустить 220 млн м против 91 млн м в 1932 г., что составит рост в 2,5 раза. Льняных тканей должно быть выработано 560 млн м против 130 млн м в 1932 г., то есть рост в 4 с лишком раза. Обуви надо выработать в 1937 г. 160 млн пар против 73 млн в 1932 г., то есть рост более чем в 2 раза. Свыше чем в 2 раза возрастает выпуск стекольных и фарфоровых изделий, свыше чем в 2 раза возрастает выпуск швейных изделий, свыше чем в 4 раза возрастает выпуск трикотажных изделий и т. д.»

«Большая программа технической реконструкции предусматривается планом второй пятилетки в области ткачества в хлопчатобумажной промышленности. От применяющихся в настоящее время неавтоматизированных ткацких станков системы „Платт“ мы переходим к вооружению хлопчатобумажной промышленности ткацкими автоматами и к автоматизации действующих ткацких станков. В области автоматизации ткачества наши инженеры дали ряд ценнейших изобретений, дающих серьёзные основания считать, что уже в ближайшие годы тип автоматического ткацкого станка системы производства нашего Союза будет одним из лучших. Все вновь строящиеся предприятия хлопчатобумажной промышленности оборудуются автоматическими ткацкими станками, и проводится широкая программа мер по автоматизации действующих ткацких станков. Процент автоматических и автоматизированных станков в хлопчатобумажной промышленности к концу второй пятилетки доводится примерно до 50 против 10-12 в 1932 г. Автоматизация ткачества значительно сокращает потребность в рабочей силе для развивающейся хлопчатобумажной промышленности»

«В качестве иллюстрации, показывающей, в какой мере возрастают наши требования на оборудование, я укажу, что против 100 млн руб. технологического оборудования, предлагаемого Наркомтяжпромом для легкой промышленности в 1934 г., нам в 1935 г. необходимо будет одного технологического оборудования на сумму свыше 500 млн руб»

«В течение первой пятилетки в легкую промышленность было вложено 1 200 млн руб. В работу было пущено свыше 200 новых предприятий. В течение второй пятилетки в легкую промышленность вкладывается свыше 9 млрд руб. Как видите, рост капиталовложений - исключительно высокий». «Основные объекты строительства легкой промышленности в течение второго пятилетия указаны в тезисах основных докладчиков, представленных съезду, и даны в большом развернутом виде в докладе товарища Куйбышева. Из тезисов и из доклада товарища Куйбышева вы видели, что основная масса капиталовложений по легкой промышленности направляется в национальные и так называемые промышленно отсталые районы. В течение второго пятилетия мы должны провести громадную программу строительства новых предприятий в сырьевых районах и районах потребления».

Увеличение производства продуктов питания, естественно, влекло за собой много самых различных вопросов, связанных с производством и заготовкой сельскохозяйственного сырья и продажей населению пищевых продуктов. Большую роль в этом играла потребительская кооперация. Назревал вопрос о необходимости сконцентрировать руководство всем этим делом у одного лица.

Сталин предложил мне стать заместителем Председателя СНК СССР, оставаясь по совместительству наркомом пищевой промышленности, с тем чтобы я как зампред сосредоточил указанные вопросы в своих руках. 22 июля 1937 г. Постановлением ЦИК я был утвержден в этой должности.

Заместителем Председателя СНК, а затем Совета Министров СССР в общей сложности я проработал 27 лет, в том числе первым заместителем с февраля 1955 по июль 1964 г. На выборах в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. я был избран по рекомендации Сталина депутатом в Совет Национальностей по 126-му округу Еревана и выдвигался от этого округа вплоть до 1974 г. В Верховный Совет РСФСР меня выбирали в Ростове-на-Дону.

Уже через несколько месяцев после моего назначения стало ясно, что совмещать эти две должности трудно и, по существу, нецелесообразно. В январе 1938 г., на первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва, я был утвержден в должности заместителя Председателя СНК СССР с освобождением от обязанностей наркома пищевой промышленности.

Весной 1938 г. мои функции как зампреда были четко определены. В Постановлении СНК СССР от 14 апреля было записано: «Обязать заместителя Председателя СНК СССР тов. Микояна сосредоточиться на вопросах товарооборота, на улучшении работы Наркомторга и, в особенности, Центросоюза, на улучшении работы Наркомлегпрома СССР, Наркомпищепрома СССР, Наркомзага и Наркомлегпромов союзных республик, освободив его от других обязанностей». Вопросы внешней торговли были вне моей сферы контроля.

У нас с Розенгольцем были нормальные отношения, но сухие. Он никогда не обращался ко мне ни за советом, ни за информацией. Я также избегал бесед с ним.

Сталин добился того, что вопросы внешней торговли даже в Госплане и Совнаркоме подробно не рассматривались. Розенгольц один ходил к Сталину с планами, главным образом с валютным планом и планом валютных накоплений. Сталин одобрял это, и Розенгольц строго руководствовался указаниями Сталина, входил в Госплан и Совнарком со своим планом. Все решалось в тайне от них. Сам Розенгольц очень был доволен такой обстановкой. Он работал неплохо как чиновник. Это его устраивало, устраивал такой способ решения вопросов, потому что никакой критики в отношении этих планов не имело места, ибо никто не присутствовал при их обсуждении. Не было и никаких жалоб. Сталин одобрял планы, составленные Розенгольцем самостоятельно.

Розенгольц ввел в наркомате порядок послушания и исполнения, вместо того чтобы пользоваться методом обсуждения вопроса на коллегии, с активом работников наркомата. Работники, которых я хорошо знал, проявляли недовольство, что совсем другой стиль работы стал, что нарком не слушает, не терпит возражений.

И вдруг в конце 1937 г. Розенгольц был арестован «как бывший троцкист и теперь имевший отношение к троцкистской деятельности». Он действительно когда-то голосовал за Троцкого, но был предан Сталину и никакого отношения к троцкистской группировке давно уже не имел. Я удивлялся только, что делал Сталин с людьми, которые честно работали для советской власти.

Как-то осенью, в 1938 г., часов в 9 вечера, когда я находился в Совнаркоме, позвонил Поскребышев и сказал, что Сталин с Молотовым находятся в ложе Большого театра и Сталин просит меня зайти туда. Шла опера «Иван Сусанин». Сталин очень любил эту оперу, и мы с ним раз восемь или девять были на ней. Сначала мне нравилось, а потом надоело.

Я никак не мог догадаться, по какой причине меня приглашают. Надо сказать, по сравнению с тем, что было раньше, в 1938 г. Сталин редко вызывал меня лично. Он чувствовал, что я тяжело переношу те репрессии, которые он применял в отношении руководящих кадров и вообще в стране. Возможно, поэтому он стал относиться ко мне несколько холоднее. К тому же в это время перестали устраивать регулярные заседания Политбюро, как это было раньше (каждый четверг с 12 до 5-6 часов дня). Вместо этого 2-3 раза в месяц устраивались совещания узкого состава Политбюро, как правило, без предварительной повестки. В этих заседаниях я участвовал.

В антракте Сталин мне говорит: «Ты знаешь, что после ареста Розенгольца исполнение обязанностей наркома было возложено на Судьина, который до этого занимал должность зампредседателя Госконтроля. Оказалось, что и он замешан во вредительстве. Тогда мы решили взять человека со стороны и сделали и.о. наркома Чвялева, который до этого работал директором Института внешней торговли в Ленинграде. И очень удивлены - Чвялев, которого мы взяли, казалось, умный, честный человек, молодой, - он также участвует во вредительской антисоветской группировке». (Я не понимал, почему он меня об этом информирует.) Сталин продолжал: «Чвялева нельзя терпеть во главе наркомата. Меркалов - его заместитель - тоже подозрительный человек. Возможно, он также с ними вместе. Ты не мог бы взять на себя исполнение обязанностей наркома внешней торговли с исполнением обязанностей зам. Председателя Совнаркома? Резервы исчерпаны у нас, а ты и дело, и людей знаешь, и дело поправишь быстро».

Я сказал, что у меня очень много обязанностей получается и все их надо исполнять. Поэтому мне очень трудно давать согласие, хотя я и не возражаю, если ЦК считает это необходимым. Он сказал: «Надо. Ты справишься. Ты не обязан в мелочи вникать. Подберешь людей, ими будешь руководить, и дело пойдет. Только строго прими дела от Чвялева, используй приемку дела для необходимой проверки состояния дел в наркомате, все недостатки выяви и какие люди вредят, чтобы от них избавиться. А потом, после сдачи дел, мы арестуем Чвялева, а через некоторое время, возможно, и Меркалова.»

Подумав, я сказал, что, если ЦК считает необходимым, я не возражаю, но прошу две вещи: освободить меня от руководства наркоматами пищевой и легкой промышленности, внутренней торговли и заготовок, чтобы я мог целиком сосредоточиться на работе Наркомата внешней торговли, потому что дела там действительно развалены; вторая просьба - прекратить аресты работников Внешторга. Я знаю со слов работников наркомата, что там арестовано много не только руководителей, но и средних работников. Многими овладел страх. Люди боятся проявить инициативу, активность, чтобы это не сочли за вредительство. В наркомате господствует паника, перестраховка. В таких условиях мне трудно будет заставить людей работать активно, в интересах государства. «Вообще, добавил я, - нельзя арестовывать работников наркомата без согласования этого вопроса с наркомом».

Сталин сказал: «По первому вопросу нет надобности освобождать тебя от тех обязанностей, которые возложены на тебя как заместителя Председателя Совнаркома: настолько ты хорошо знаешь работу этих наркоматов, так много у тебя энергии, что вполне можешь совмещать и эту работу и работу во Внешторге. Так что эта твоя просьба не будет удовлетворена. (Я не стал возражать против этого, промолчал.) Что касается твоей второй просьбы, - продолжал Сталин, - то ты, пожалуй, прав. Чтобы создать хорошую атмосферу для твоей работы, дадим указание НКВД прекратить всякие аресты работников Внешторга. В отношении согласования вопроса ареста работников наркоматов с наркомами - подумаем».

Сталин не мог не понять, что вопрос этот был важен и в той обстановке совершенно необходим. С 1 декабря 1938 г. было установлено, что разрешение на арест работников союзных и республиканских наркоматов, а также приравненных к ним учреждений дается по согласованию с соответствующим наркомом или начальником учреждения.

Я прибыл в наркомат, образовал подкомиссии, стал выслушивать доклады о состоянии дел. Недостатков было много.

Состояние дел оказалось хуже, чем я мог предположить. В наркомате из 46 человек, которые начиная с 1930 г. в разное время были заместителями наркома или членами коллегии, не оказалось ни одного. Все были репрессированы: большинство на работе в самом наркомате, другие - после выдвижения на иную работу. Это были, как правило, крупные, хорошо подготовленные работники.

Особенно тяжелым положение в Наркомвнешторге стало, когда 14 июня 1937 г. с должности наркома был снят Розенгольц. Из заместителей наркома я застал одного Кушарова, да и тот пришел в наркомат лишь за три месяца до моего назначения.

Из 21 объединения в десяти не было председателей, во многих управлениях и отделах взамен снятых кадровых работников были назначены совсем неопытные работники. В 15 странах из 25, с которыми были торговые связи, должности торгпредов были вакантны из-за того, что кадровые работники были сняты. Не было торгпредов в Бельгии, Греции, Дании, Италии, Иране, Китае, Литве, Монголии, Туве, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии.

Комиссия по приемке дел наркомата выявила много недостатков. В ходе ее работы отдельные факты, когда их оспаривали работники аппарата, я поручал перепроверять. Я просил, чтобы проверка проводилась строго, но объективно, чтобы не искажались факты и чтобы не использовались недостатки для шельмования работников наркомата.

Зная, что Чвялев снят, комиссия все вскрываемые недостатки возлагала на него. Тактика была понятной, но, конечно, нарком не мог отвечать за все. Но так поступали сознательно, стараясь спасти других работников, ибо вскрытые недостатки не были последствием какого-то вредительства, а были лишь результатом шараханья из одной стороны в другую в силу сложившихся ненормальных условий.

Будучи поставлен перед фактами, установленными комиссией, бывший нарком Чвялев объяснил их тем, что он «малоопытный работник во внешней торговле». Он действительно не имел практического опыта, а одного высшего образования оказалось мало.

Положение в деле руководства наркоматом за указанные годы усугублялось еще и тем, что в 1934 г. в наркоматах были ликвидированы коллегии, как указывалось в Постановлении ЦИК и СНК, «в целях обеспечения конкретного руководства». Однако жизнь довольно скоро показала несостоятельность и несуразность упразднения коллегий, и они были восстановлены. Уже один этот факт показывает, насколько иногда по-диктаторски относился Сталин к решению крупных организационных вопросов построения государственного и хозяйственного аппарата в стране.

Мне удалось в течение менее чем года внушить работникам Внешторга уверенность в своем положении, в том, что они будут защищены, что критика не будет вызывать репрессий. Наркомат начал вставать на ноги.

Надо сказать, что Сталин сдержал свое слово и в течение десяти лет, до 1948-1949 гг., арестов в Наркомате внешней торговли не было. Единственным исключением было дело, затеянное Абакумовым почти через десять лет против председателя а/о «Экспортлес» Герасимова, который в войну работал уполномоченным Внешторга в Архангельске по разгрузке и приемке, а также отправке по назначению поступавших из-за границы грузов и вооружения. Работал он энергично, хорошо. К нему на помощь в трудные минуты я иногда направлял Папанина, популярного человека в стране, чтобы он своим авторитетом активизировал работу грузчиков по разгрузке товаров и вооружения в тяжелейших условиях Севера. Папанин был уполномоченным ГКО, и его умение найти подход к портовым людям много помогало работе.

Мне Сталин сказал тогда, что поступил какой-то материал на Герасимова и что пройти мимо этого материала нельзя. Я попросил его дать мне возможность разобраться в этом деле самому, потом доложить ему. Я убедился, что ничего предосудительного и умышленного в действиях Герасимова не было; была некоторая торопливость, за которую можно было нести административную ответственность. В целом же Герасимов работал правильно и хорошо. Я так и доложил Сталину. Сталин не согласился, дал указание арестовать Герасимова и судить.

После смерти Сталина дело Герасимова было пересмотрено как надуманное Абакумовым. Герасимов был реабилитирован и вышел на свободу. Сам Абакумов был арестован еще при Сталине.

За годы моей работы наркомом внешней торговли в процессе проведения общей линии централизации государственного управления сложилась абсолютная монополия внешней торговли. В последующем Сталин продолжал держаться этой линии, и у меня не было с ним споров по этому вопросу. Даже во время Великой Отечественной войны все поставки из Англии и Америки, включая небольшое количество танков и самолетов в первый период войны, осуществлялись Наркомвнешторгом.

Монополия внешней торговли сохранялась так, как она была завещана Лениным. Это закреплено в нашей Конституции. Ленин, твердо придерживаясь принципа монополии внешней торговли, не рассматривал ее догматически. Он учитывал особенности этапов экономического развития и требования социалистической экономики, предусматривал гибкие формы организации и методов внешнеторговой работы, идущей навстречу этим требованиям.

Красин - проводник ленинской линии развития понимал, что дело это потребует вовлечения во внешнеторговый оборот отдельных наркоматов, крупных предприятий. «Все учреждения, общества, фирмы и частные лица, - писал Красин в 1924 г., - могут заниматься внешней торговлей лишь постольку, поскольку государство им это дозволяет, т.е. не иначе, как с особого разрешения особых правительственных органов, причем самое осуществление внешнеторговых операций происходит не иначе как под контролем и наблюдением Народного комиссариата внешней торговли и его органов».

25.11.2015

90 лет назад , 18 ноября 1925 г. был создан Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Ведомство было образовано путем объединения Наркомата внешней торговли СССР и Наркомата внутренней торговли СССР.

В 1930 г. Наркомторг СССР был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР.

Архивный фонд «Народный комиссариат внешней и внутренней торговли (Наркомторг) СССР» (1925 - 1930, 11683 ед. хр.) хранится в РГАЭ (Ф. 5240).

В фондах РГАЭ богато представлена история ведомства:

Ф. 413. «Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг СССР)» (1917 - 1988, 18401 ед. хр.)

Ф. 272. «Всесоюзное объединение по экспорту животного сырья и отходов (Разноэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1930, 7 ед. хр.)

Ф. 4433. «Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (Торгсин) Наркомвнешторга СССР» (1931 - 1935, 177 ед. хр.)

Ф. 8336. «Всесоюзное объединение по импорту цветных металлов в СССР (Цветметимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1927 - 1931, 103 ед. хр.)

Ф. 8340. «Всесоюзное объединение по импорту оборудования, сырья и полуфабрикатов для электропромышленности и электростроительства (Электроимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1934, 96 ед. хр.)

Ф. 4079. «Всесоюзное объединение по импорту химических товаров для отраслей промышленности и специального оборудования для химических производств (Химимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1932, 197 ед. хр.)

Ф. 8345. «Всесоюзное объединение по экспорту кустарно-художественных изделий и ковров (Ковкустэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1928 - 1936, 148 ед. хр.)

Ф. 8397. «Всесоюзный государственный трест звероводческого хозяйства (Союззверовод) Главного управления пушно-мехового и охотничьего хозяйства "Главпушнина" Наркомвнешторга СССР» (1932 - 1936, 122 ед. хр.)

Ф. 289. «Главное управление пушно-мехового хозяйства (Главпушнина) Наркомвнешторга СССР» (1934 - 1936, 1939 - 1944, 149 ед. хр.)

Ф. 4344. «Всесоюзное объединение по заготовке второстепенного экспортного сельскохозяйственного сырья и новых видов экспортных товаров (Союззаготэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1929 - 1933, 507 ед. хр.)

Ф. 4039. «Государственная импортно-экспортная торговая контора (Госторг РСФСР) Наркомвнешторга РСФСР и управление уполномоченного Наркомвнешторга РСФСР по реорганизации Госторга РСФСР» (1922 - 1930, 7284 ед. хр.)

Ф. 6882. «Государственное объединенное правление (объединение) по нефтеторговле за границей (Нефтэкспорт) Наркомвнешторга РСФСР» (1922, 24 ед. хр.)

Ф. 8151. «Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР и Народный комиссариат внутренней торговли СССР» (1922 - 1925, 1706 ед. хр.)

Ф. 3600. «Всесоюзный совет съездов биржевой торговли при Наркомвнешторге СССР» (1923 - 1930, 966 ед. хр.)

Ф. 8197. «Управление государственной хлебной инспекции (ГХИ) Наркомвнешторга СССР» (1923 - 1930, 97 ед. хр.)

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1920 - 1922 гг., наркома внутренней торговли СССР в 1922 - 1924 гг. А.М. Лежавы (1870 - 1937) (РГАЭ. Ф. 92);

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1921 - 1922 гг. И.И. Радченко (1874 - 1942) (РГАЭ. Ф. 9455);

Заместителя наркома внешней и внутренней торговли СССР в 1927 - 1930 гг., наркома внутренней торговли РСФСР в 1934 - 1937 гг. Хинчука Л.М. (1868 - 1939) (РГАЭ. Ф. 4269).



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок