Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся. Поэзия начала XX века

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конец 19-го начала 20-го века - особый период в русской истории. Ощущение постоянных перемен в социальной и духовной жизни страны опред. пафос русск. литературы. В русской поэзии этого периода возникают два

противопоставления по своим идейно-творческим принципам направления: пролетарская поэзия и поэзия новых, декадентских течений. Одновременно продолжает развиваться поэзия критического реализма. В 1890 году рождается поэзия, зовущая к массовому революционному подвигу: творчество А. Коца, Г. Кржижановского. М. Горький создал «песни», поэму «Человек», философско-лирические произведения. Рабочая поэзия 05-07 гг. содержит политическое осмысление русской революционной действительности тех лет. Новый этап развития пролетарской поэзии - 10-е годы. В 12-е г. начинается выход газеты «Правда», появляется группа поэтов «правдистов» - Горький, Д. Бедный и др. значительное место в литературе начала столетия заняло творчество поэтов «знаниевцев.» -наиболее известен - Бунин. Демократизм, гуманизм, следование реалистическим традициям русской поэзии - отличительные черты их творчества. В конце 19 и начале 20 образовались декадентские течения, открыто заявившие о своем отказе от наследства демократической литературы - народности, идейности, реализма. Каждое из декадентских течений -символизм, младосимволизм, акмеизм, эгофутуризм, футуризм - объединяло с остальными отрицание реализма. В этом смысле декаденты всегда противостоят реализму. Манифестом этики и эстетики русс, символ, стала книга Д. Мережковского «О причинах упадка и основных течениях современной русской литературы» (1893г.).

Теоретиком и организатором символизма в конце 19 - начала 20 века стал В. Брюсов. Кроме него большой след в истории русской поэзии этого периода и направления оставляет К. Бальмонт и Ф. Сологуб. В начале 20 века создаются исторические предпосылки для возникновения нового течения в русском символизме - младосимволизм (А.Блок, А. Белый. С. Соловьев и др.). Среди младосимволизма особый, оригинальный путь прошел А. Блок - от мистики стихов о Прекрасной Даме к поэме «Двенадцать», став одним из первых поэтов революции. К 10-м годам символизм, как идейное течение, исчерпывает себя. В это время в литературу входит группа молодых поэтов, которые стремятся вывести поэзию из мистических туманов символизма в реальную жизнь. В 1911 возник литературный кружок «Цех поэтов» во главе с Н. Гумилевым и С. Городецким, его членами были А.Ахматова, О.Мандельштам, Т.Иванов, Е.Кузьмина-Караваева и др. «Цех» издает журнал «Гиперборей». Появляется новая поэтическая школа - акмеизм, подчеркивающая устремление его участников к новым вершинам исканий. В 10-е годы возникает футуризм, он был представлен группой «Гилея» - кубофутуристов. В нее вошли В.Хлебников, А.Крученых, В.Каменский, В.Маяковский. Были и две других группы футуристов: «Мезонин поэзии» во главе с В.Шершеневичем и «Центрифуга», в которую входили С.Бобров, Н.Асеев, Б Пастернак. Русские футуристы провозгласили революционные формы, независимые от содержания, субъективную волю художника, отказ от всех традиций.


Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1890 до 1930 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны - это явление рубежа 80-х - 90-х годов XIX века, то конец этого периода - вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва или самоубийства Владимира Маяковского, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Символизм.

Новое литературное направление - символизм - явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма - 1890-егоды - 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

Отечественная - поэзия Фета,Тютчева, прозаДостоевского;

Французский символизм - поэзия Поля Верлена,Артюра Рембо,Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты.

    Петербургские символисты: Д. С. Мережковский,З.Н. Гиппиус,Ф.К. Сологуб,Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

    Московские символисты: В.Я. Брюсов,К.Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты.

А.А. Блок,А. Белый,В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм - философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма былиНиколай ГумилёвиСергей Городецкий. К течению присоединились жена ГумилёваАнна Ахматова, а такжеОсип Мандельштам,Михаил Зенкевич,Георгий Иванови другие.

Футуризм.

Русский футуризм.

Футуризм был первым авангарднымтечением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурныхстереотипови предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали такжеэго-футуристыво главе сИгорем Северянином(Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» вМоскве, группы вКиеве,Харькове,Одессе,Баку.

Кубофутуризм.

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого,эпатаж, активное использованиеокказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относилисьВелимир Хлебников,Елена Гуро,ДавидиНиколайБурлюки,Василий Каменский,Владимир Маяковский,Алексей Кручёных,Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм.

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкалиВадим Шершеневич,Рюрик Ивневи другие.

Новокрестьянская поэзия.

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин,Николай Клюев,Пётр Орешин,Сергей Клычков. К этому течению также примыкалСергей Есенин.

Имажинизм.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов -метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характеренэпатаж,анархическиемотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма -Анатолий Мариенгоф,Вадим ШершеневичиСергей Есенин. К имажинизму также примыкалиРюрик ИвневиНиколай Эрдман.

Символизм. «Младосимволизм».

Символизм - направление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма - даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов - это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая - есть ложь» - стих русского поэта Фёдора Тютчева - предшественника русского символизма.

Младосимволисты (второе «поколение» символистов).

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв,А. Белый,А. Блок,Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназииИ. Анненский, учёныйВячеслав Иванов, музыкант и композиторМ. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашеный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.

«Подчеркиваю: в январе 1901 года заложена опасная в нас “мистическая” петарда, породившая столькие кривотолки о “Прекрасной Даме”… Состав кружка аргонавтов, в те годы студентов, - незауряден… Лев Львович Кобылинский (“Эллис”), в те же годы примкнувший к нам и ставший душою кружка; он был литературно и социологически образован; изумительный импровизатор и мим… С. М. Соловьёв, гимназист шестого класса, удивляющий Брюсова, юный поэт, философ, богослов…

…Эллис назвал кружком аргонавтов его приурочив к древнему мифу, повествующему о путешествии на корабле “Арго” группы героев в мифическую страну: за золотым руном… “аргонавты” не имели никакой организации; в “аргонавтах” ходил тот, кто становился нам близок, часто и не подозревая, что “аргонавт”… Блок почувствовал себя “аргонавтом” во время краткой жизни в Москве…

…и тем не менее “аргонавты” оставили некоторый след в культуре художественной Москвы первого десятилетия начала века; они сливались с “символистами”, считали себя по существу “символистами”, писали в символических журналах (я, Эллис, Соловьёв), но отличались, так сказать, “стилем” своего выявления. В них не было ничего от литературы; и в них не было ничего от внешнего блеска; а между тем ряд интереснейших личностей, оригинальных не с виду, а по существу, прошел сквозь аргонавтизм…» (Андрей Белый, «Начало века». - С. 20-123).

В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, - знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова, которую посещали А. Блок,Н. Бердяев,А. В. Луначарский,А. Ахматова, «мирискусстники» испиритуалисты,анархистыи философы. Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др.), жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квартире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи, здесь в течение нескольких лет одновременно жили сразу трое совершенно уникальных литераторов, чьи произведения нередко представляют увлекательные загадки для комментаторов и предлагают читателям неожиданные языковые модели - это неизменная «Диотима» салона, супруга Иванова,Л. Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее - романов и поэтических книг), и - конечно хозяин. Самого хозяина квартиры, автора книги «Дионис и дионисийство», называли «русскимНицше». При несомненной значимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Иванов остается «полузнакомым континентом»; отчасти это связано с его длительными пребываниями за границей, а отчасти - со сложностью его поэтических текстов, кроме всего, требующих от читателя редко встречаемой эрудиции.

В Москве 1900-х годовавторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания - «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт,Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы - Фёдор Сологуб,А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма. Существует мнение, что история «Скорпиона» - это история русского символизма, но, вероятно, это всё же преувеличение.

«Младшие символисты», вслед за В. Соловьевым, который оказал на них серьёзное влияние, не просто отрицали современный мир, но верили в возможность его чудесного преображения Любовью, Красотой, Искусством... Для «младосимволистов» Искусство, Красота обладают жизнетворческой энергией, способностью изменять, улучшать действительность, поэтому они получили еще одно название – теурги (теургия – соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир). Эта «эстетическая утопия», однако, длилась недолго.

Религиозно-философские идеи В. Соловьева были восприняты поэтами «младосимволистами», в том числе А. Блоком в его сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Блок воспевает женственное начало любви и красоты, несущее счастье лирическому герою и способное изменить мир. Одно из блоковских стихотворений этого цикла предваряет эпиграф из В. Соловьева, прямо подчеркивающий преемственный характер поэтической философии Блока:

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

После революционных событий 1905 года, после революционного кризиса становится очевидным, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя – к 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать.

Символизм как умонастроение, как литературное течение с его неопределенными надеждами – это искусство, которое и могло существовать на стыке эпох, когда новые реалии уже носятся в воздухе, но они еще не отчеканились, не реализовались. А. Белый в статье «Символизм» (1909) писал: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы – мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же – еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются... Символическое течение современности еще отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня».

Символисты обогатили русскую поэтическую культуру важными открытиями: они придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики (см. мастерское использование ассонанса и эффектной аллитерации К. Бальмонтом, В. Брюсовым, А. Белым); были расширены ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика, был открыт цикл как форма организации поэтических текстов; несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника; искусство благодаря символистам стало более личностным.

Андрей Белый .

Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме - это нечто среднее между стихом и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то и другое словно непроизвольно вливается местами. От прозы – тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу. Этот ритм наиболее выражает переливчатость и связность всех душевностей и задушевностей окружающей действительности. Это именно музыка жизни – и музыка не мелодическая… а самая сложная симфоническая. Белый считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «органом мировой души…тайновидцем и тайнотворцем жизни». От того и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Тело стихий. В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен. Мы – повисли, Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей.

Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах: «В лепестке лазурево-лилейном». В первой строфе автор говорит, что все вокруг чудесно и гармонично. Во второй строфе строчками «Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей» автор рисует картину ручья, водопада низвергающегося вниз, в пенную бездну, и от этого в разные стороны разлетаются тысячи мелких сверкающих капелек, так льются и человеческие мысли.

Вячеслав Иванович Иванов .

Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаенных смыслов. Но мудрая простота, которая понятна любому в них, тоже встречается. Проанализируем стихотворение «Троицын день».

Дочь лесника незабудки рвала в осоке В Троицын день; Веночки плела над рекой и купалась в реке В Троицын день… И бледной русалкой всплыла в бирюзовом венке. Гулко топор застучал по засеке лесной В Троицын день; Лесник с топором выходил за смолистой сосной В Троицын день; Тоскует и тужит и тешет он гроб смоляной. Свечка в светлице средь темного леса блестит В Троицын день; Под образом блеклый веночек над мертвой грустит В Троицын день. Бор шепчется глухо. Река в осоке шелестит…

Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Цель: С помощью сопоставления различных течений и анализа стихотворений, принадлежащим к разным литературным направлениям, выявить сходства и различия в идеях, взглядах и целях их представителей. Актуальность темы: актуальность темы «Серебряный век русской литературы» обусловлена большим интересом к данной теме, а также ее недостаточной разработанностью. Проблема: Восприятие художественных открытий XIX столетия деятелями искусства последующих эпох. Русская поэзия серебряного века


Важным духовным явлением "серебряного века" стал русский модернизм. Модернизм (от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью, отвлечённостью стиля. В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО (от франц. decadence- упадок)- течение в литературе и искусстве конца, характерными чертами которого обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, отрыв от реальности, поэтика искусства для искусства, падение ценности содержания, преобладание формы. Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Это явление рубежа 80-х 90-х годов XIX века, а конец может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.




Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: отечественная поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского. французский символизм поэзия Поля Верлена, Шарля Бодлера. Признаки символизма: -Символ как главное средство передать тайный смысл -Многозначность символов -Особая музыкальность стиха -Эгоцентризм поэтического «Я» («Я»-в центре всего) -«Двоемирие» -Поэзия символизма- выражение движений души поэта


Два основных этапа символизма - Петербургские символисты: Д.С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. - Московские символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт. - А. Блок, А. Белый, в. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Высшая задача искусства – создание вселенского духовного организма, изображения предмета и явления в свете будущего мира. Старшие символистыМладшие символисты «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. Поэт прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.


Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы (1904 – 1909). Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов. Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион». В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. В. Брюсов А. Белый «Весы»


Бальмонт- один из самых знаменитых поэтов России начала XX века Творчество К. Бальмонта Особенности поэзии Бальмонта 1. Культ мгновения 2. Важность чувств в определенный момент 3. Тема вечного движения к истине 4. Тема света, победа света над тьмой 5. Космический мотив: поэт-избранник бога 6. Философский смысл: каждый человек стремится возвыситься над реальностью 7. Контраст- стержень композиции 8. Звуковые, лексические, морфологические повторы 10. Использование символов 9. Обилие глаголов


Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Земля (Реальный мир) Тьма, тени Ночь-забвение, смерть «внизу уснувшая земля» Небо (ирреальный мир) Мечта, звуки вдали Свет, сиянье Поэт-избранник бога Лирический герой покидает привычный земной мир, ищет новые ощущения. К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»


Футуризм общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., зародившихся в Италии и России. Период расцвета а России: Поэты-футуристы: Сергей Бобров, Василий Каменский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский. Сергей Третьяков, Идея футуристов: «Ежегодно плевать на алтарь искусства.», т.е они выступали за построение нового искусства. Основные признаки футуризма: - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; - отрицание культурных традиций; - бунт против привычных норм стихотворной речи, ритмики, рифмы; - эксперименты по созданию «заумного языка» ; - пафос эпатажа.


Поэтические объединения «Мезонин поэзии»«Центрифуга»«ЛЕФ» Год создания: 1914 ; Представители: С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич; Деятельность группы началась с создания издательства «Лирика», в котором вышли первые книги центрифуги; Теории участников «Центрифуги»: при построении лирического стихотворения центром внимания являлось не слово, а интонационные и синтаксические структуры. Год создания: 1913 ; Представители: В. Шершеневич, Р.Ивнев, С. Третьяков; Самостоятельной теоретической базы не имели, публиковались в петербургских изданиях.; Свое отношение к родоначальникам футуризма выражали через критические выступления. Год создания: 1918 ; Представители: Б. Арватов, Ою. Брик, В. Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак; Деятельность группы началась с создания в 1918 году газеты «Искусство коммуны», а в начале 1923 года группа преобразовывается в объединение ЛЕФ; Теория участников: искусство как «жизнестроение», а также теорию «революции формы».


1. «Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта.» С.Авдеев. 2. Эгофутуризм- это разновидность русского футуризма, выросшая не из творческого содружеством единомышленников, а индивидуального изобретения Игоря Северянина. 3. История эгофутуризма была слишком коротка(с 1911 до начала 1914 года) год- в Петербурге основывается кружок «Ego», в переводе с латыни означающее «Я- будущее». 5. Лозунги эгофутуризма: a)Душа- единственная истина; b)Самоутверждение личности; c)Поиск нового без отвергания старого; d)Осмысленные неологизмы; e)Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы; f) Борьба со «стереотипами».


Основоположником эгофутуризма является Игорь Северянин. «Всероссийская пресса подняла вой и, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!» Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Особенность поэзии Северянина: Особый стиль; Переплетение мищюрного блеска светской жизни с экзотическими атрибутами; Ложная красивость, манерная вычурность стихотворений; Смелые образы; Сочетание книжного и разговорного стилей; Напевность, звучность. Легкость стиха; Свежесть, смелость и гармоничность рифм.


«Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова вот мое отношение к слову». Одним из основоположников кубофутуризма является Велимир Хлебников. Особенности поэзии Хлебникова: использует образы и темы из различных сфер жизни; отказывается от сюжета; экспериментирует в создании нового языка(звук несет определенный смысл); Создал «грядущий мировой язык»; Отказ от знаков препинания.


Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем - то норвежском! Весь я в чем - то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто - то здесь зацелован! Там кого - то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью - Йорка - на Марс! И. Северянин (1915)Содержание Реальный мир «Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Там кого-то побили! Я трагедию жизни…» Лирический герой «Я трагедию жизни претворю в грезофарс! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! » Мир мечты «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…. Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! » Форма Лексика Авторские неологизмы. Стрекот, беги, ветропросвист… Синтаксис Восклицательные предложения. Назывные предложения. «Весь я в чем-то норвежском! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! » «Стрекот аэропланов! Ананасы в шампанском! »


Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! «Заклятье смехом» Смехачи, усмеяльно, смехами Авторские неологизмы:смехачи, иссмейся… «Смейево, Смейево! Интонационная техника стиха. Создание от одного словесного корня «смех» множества однокоренных неологизмов.


«Пощечина общественному вкусу.» 1. Кубофутуризм- направление в искусстве, стремившееся соединить принципы кубизма и футуризма; 2. Основано в 1908 году; 3. Первый совместный сборник- «Гилея»; 4. Манифест: отказ от искусства; прошлого. 5. Особое значение придавали слову. В статье «Слово как таковое» были приведены строки: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз «В этом пятистишии более русского, чем во всей поэзии Пушкина»,- утверждал А. Крученых. 6. Результатом деятельности кубофутуристов было создание теории «заумного языка».


Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев НиколайГумилев Николай, Городецкий СергейГородецкий Сергей Зенкевич МихаилЗенкевич Михаил Иванов ГеоргийИванов Георгий Кривич ВалентинКривич Валентин Лозинский МихаилЛозинский Михаил Мандельштам ОсипМандельштам Осип Нарбут ВладимирНарбут Владимир Шилейко Владимир


«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей». Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий.


Африканская тема у Гумилева Судьба поэта и писателя Николая Гумилева оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставили неизгладимый след в его мироощущении. Первая книга «Путь конквистадоров» (африканских стихов нет совсем) Вторая книга «Романтические цветы» Третья книга «Жемчуга» (ощущение Африки) нейтральная зона Африка, африканские религии- часть вселенского равновесия. Вновь срастутся былые части И опять изведают счастье. («Дамара») Различные стороны Африки Гумилёва Завтра мы встретимся и узнаем, Кому быть властителем этих мест; Им помогает чёрный камень, Нам золотой нательный крест.


Африка-райАфрика-ад «Земной рай» Серость, банальность («Вероятно, в жизни предыдущей...») Африка-Бог О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы. («Вступление») Райский сад, райские создания, рай Садовод всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая… («Судан») Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор. («Жираф») гибельная Сахара это земные небеса пожар на земле...эта вечная слава песка Только горнего отсвет пожара, С небесами, где лёгкие спят облака, Бродят радуги, схожа Сахара. Адские явления, Дьявол Этот день оглушительный праздник, Что приветливый Дьявол устроил («Судан») Словно там, под сводом ада, Дьявол щёлкает бичом, Чтобы грешников громада Вышла бешеным смерчом. («Лесной пожар») Слава нашему хозяину-европейцу! Он храбр, но он недогадлив. Его сладко будет пронзить ножом. («Абиссинские песни») Адские животные...не знает и не спросит, Чем душа моя горда, Только душу эту бросит, Сам не ведая куда. («Леопард») Её стенанья яростны и грубы, Её глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы. («Гиена»)


Африка и герои рая Африканские подвиги у Николая Гумилёва совершаются обычно по религиозным соображениям. Воин-зулус («Замбези») ищет слона С ним борьба для меня бесполезна, Сердце знает, что буду убит, И Динган, мой отец, закричит: Да, ты не был трусливой собакой, Львом ты был между яростных львов. (Герой идёт на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершённые подвиги) Две смерти у героев Гумилёва Первая смерть во время подвига «Носорог», «Замбези» Вторая смерть-от старости и болезней «У камина», «Я и Вы» В целом, гумилевская Африка огромное поле войны между раем и адом во всех их проявлениях, войны, которой не суждено завершиться, войны вселенских масштабов, в которой участвуют боги и нечеловеческие силы разных масштабов, в том числе и звери, герои и рядовые воины.


1. Имажинизм- литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма января 1919 года была опубликована первая декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. 3. Цель: «преодоление футуризма». 4. Идея: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства.» Имажинисты проповедовали идею «точного языка», т.е назначение поэта- имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка. 5. Основные признаки имажинизма: главенство «образа как такового»; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; поэтическое творчество есть эволюция образа и эпитета; стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. 6. Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Б. Эрдман, Е. Якулов.


1. Первым журналом имажинистов считается сборник под названием «Лошадь как лошадь». 2. Период существования: гг; 3. Книга получила отрицательные отзывы: «Может быть, здесь многое вам не понравится, но это потому, что я ищу в поэзии прежде всего подлинной поэтичности.» В. Шершеневич; 4.Стихотворения, входившие в этот сборник носили наукобразные названия, с целью обнажить конструктивный принцип построения стиха. 5.Важное место уделялось категории «формы» и «содержания», а также таким выразительным средствам как сравнение и метафора; 6. Организатор: В. Шершеневич.


«Рассказ про глаз Люси Кусиковой» Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой. На белом Эльбрусе глетчерная круть. На небосклон белков зрачок луною, Стосвечной лампочкой ввернуть. Огромный снегом занесенный площадь, И пешеход зрачка весь набекрень и ниц В лохани глаз белье полощет. Паркеты щек подместь бы щеткою ресниц. Маяк зрачка на бельмах волн качайся! Мол носа расшибет прибой высоких щек! Два глаза - пара темных вальса. Синдетиконом томности склеен зрачек. Раскрылся портсигар сквозь ширь ресницы, Где две упругих незажженных папирос. Глаза - стаканы молока. В них распуститься Зрачку как сахару под ураган волос. Глаза страницей белой, где две кляксы Иль паровоз в поля белков орет. Зрачки блестят, начищенные ваксой Зрачки - вокзал в веселое перед. 1. Для поэзии Шершеневича характерно метафорическое сравнение, что и показано в данном стихотворении. 3. Человеческий глаз последовательно сравнивается с: Аквариумом Луной Лампочкой Площадью Щеткой Портсигаром Стаканом молока Белой страницей Паровозом 2. Тема- это только предлог, чтобы показать свое мастерство в сопоставлении несопоставимых объектов. 5. Образ в названии, на самом деле, только абстракция(чистая форма). 6. Контраст части и целого(тема незначительна, а образы серьезны и изысканны).


1. Вторым журналом имажинистов стал журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном.» 2. Редактором журнала был Н. Савин, но материалы для редакции принадлежали А. Мариенгофу. 3. Время существования журнала: Цель: доносить до читателей последние изыскания имажинистов в области философии искусства. 5. В журнале представлялись проблемные статьи о роли поэзии и искусства в современном литературном и общественном процессе. 6.Первый выпуск назывался «Не передовица», а второй- «Почти Декларация».


Поэзия Мариенгофа: -особое внимание уделяет сфере содержания; -сочетает прекрасное и безобразное; -умение и любовь к экспериментам; -агрессия в сторону традиций; -кощунство и цинизм в творчестве; -борьба с основанной на христианстве традиционной системой ценностей; -фрагментарность; Прими меня, почившего в бозе, Дай- мир Твой хваленый! Я- как капусты качан, Оставивший вдруг огород, На котором взрос. Я- как пугливый зверь, Покинувший сень дубравы, Я- как овечий хвост. Но все же… Требую я награды: Дай мне хваленый мир Твой! 3. Стихотворения построено на сравнениях. Но не они производят впечатление, а тематический ракурс стихотворения. 2. Сравнения помогают раскрыть характер лирического героя. 1. Эстетическим центром стихотворения является дерзкое обращение к богу(почти лишенное метафорической образности).


Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, выдвинувший творцов-художников мирового масштаба. Слово-символ Со множеством значений Слово-название предмета Слово-звук Слово-метафора с определенным значением СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМАКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМИМАЖИНИЗМ Модернизм Серебряный век

В конце XIX – начале XX в. развитие русской культуры – литературы, музыки, живописи и архитектуры, – отличаясь чрезвычайной насыщенностью художественных, эстетических, религиозно-философских поисков и свершений, шло не по прямой линии, а подобно расходящемуся «вееру», со множеством линий и тенденций, с образованием быстро сменявших друг друга школ и направлений. В изобразительном искусстве Серебряный век представлен живописью и графикой М. Врубеля, А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова, М. Добужинского, Б. Борисова-Мусатова, активной деятельностью «Мира искусств», театральное искусство – сценическими новациям М. Фокина, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, в музыке – именами А, Скрябина, Н. Прокофьева, Н. Стравинского, С. Рахманинова. В архитектуре проявились новации русского модерна и авангарда. В русской литературе на фоне реализма возникают символизм и акмеизм, бурно заявляет о себе левый авангард, все они модернизируют традиции русской классики или вовсе их отрицают.

«Наэлектризованная» различными настроениями и интуициями, разнонаправленными поисками и устремлениями, атмосфера рубежа веков парадоксально сочетала необычайно яркий творческий подъем с ощущением кризиса и духовного декаданса. Серебряный век дал образцы особого миро-чувствования, подчас сверхобостренного и стилистически экзальтированного. Для русской культуры этого периода характерно активное взаимодействие с западноевропейским искусством и философией. Заново открывались возможности художественно-интуитивного познания мира, в творчество вовлекались переосмысленные символы и «вечные образы» мировой культуры, древние мифы, использовались образцы и примитивного искусства, и литургического песнопения.

Один из авторов термина «серебряный век», Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». Расцвет и кризис, индивидуализм и чувство нерасторжимой связи с космосом и Богом, самоценность творчества и стремление нарушить границу между искусством и собственно жизнью, бунт против установленных эстетических норм и тяготение к синтезу всех форм искусства, поиск полноты бытия и смелые эксперименты над ним – вот те разнородные импульсы, которые рождали различные эстетические школы и направления, программы и манифесты.

Определение «Серебряный век» вошло в культурное сознание многих авторов этой эпохи. А. Ахматова в «Поэме без героя» акцентировала внимание на словосочетании «серебряный век»: «И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком плыл». В. Розанов в «Мимолетном» писал: «Пушкин, Лермонтов, Кольцов (и еще очень немногие) перейдут в следующий «серебряный век» русской литературы». Мироощущение Серебряного века как конца XIX в. и начала новой эпохи выразил А. Блок в 1910 г.: «У нас за плечами – великие тени Толстого и Ницше, Вагнера и Достоевского. Все изменяется; мы стоим перед лицом нового и всемирного. <…> Мы пережили то, что другим удается пережить в сто лет; недаром мы видели, как в громах и молниях стихий земных и подземных новый век бросал в землю свои семена; в этом грозовом свете нам промечтались и умудрили нас поздней мудростью – все века. Те из нас, кого не смыла и не искалечила страшная волна истекшего десятилетия, – с полным правом и с ясной надеждой ждут нового света от нового века». Выбор эпитета «серебряный» был неслучайным: проводилась грань между золотым пушкинским веком, искусством высшей пробы, веком русской классики и «новым искусством», модернизировавшим классические традиции, искавшим новые выразительные средства и художественные формы.

Творческим спором с реализмом и натурализмом заявил о себе символизм, в полемике с символизмом выдвинулся и эстетически самоопределился акмеизм, на отрицании символизма и акмеизма утверждал себя русский футуризм, резко ниспровергавший все традиции и эстетические нормы словесного творчества. Рождавшиеся новые течения и направления имели свой расцвет и угасание, давали импульс новациям и творческим свершениям своих соперников и преемников. Модернизм не мог не прийти к авангарду, левому искусству, крайним выводом которого было утверждение абсурда бытия, что свойственно для поэтов ОБЭРИУ. Внимание к формальным поискам, искусству как приему и конструкции инициировали научные достижения русской формальной школы и возникновение в 20-е гг. конструктивизма. Русский авангард – литературный и художественный – является уникальным явлением, вписанным в общие тенденции мирового искусства XX в. Поиски новых форм и средств художественного выражения дали яркие результаты в 10-20-е гг. Серебряный век представлен крупными поэтами, не входившими ни в какие группы и направления, – М. Волошиным и М. Цветаевой.

Далеко не все литературные и художественные реалии начала XX в. соответствуют понятию Серебряного века. Нельзя забывать, что еще жил Л. Толстой, великий представитель критического реализма (он умер в 1910 г.). Его уход из Ясной Поляны и смерть на никому дотоле не известной станции Остапово потрясли всю Россию. Еще творил А. Чехов, художник пронзительно ясного ума, сострадающего человеку в его кромешно грустной и обывательски душной среде. Чехов внес в русскую литературу добрый смех и чистую улыбку над неизбывной трагедией человеческого бытия. В эту же эпоху начинают свой путь А. Горький, А. Толстой, Л. Андреев, В. Вересаев, И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алланов, М. Осоргин.

Этот период называют также русским культурным ренессансом. Именно на рубеже веков в России пробуждается оригинальная, самостоятельная религиозно-нравственная и философская мысль, которая не стремилась построить завершенные философские «системы», а проникала в глубь противоречий современной жизни, вскрывала метафизические основы бытия, сущностные связи человека со вселенской, вечно творимой космической жизнью. Наследие русского культурного ренессанса, представленного Н. Бердяевым, П. Флоренским, В. Розановым, О. С. Булгаковым, Н. Федоровым, Г. Федотовым, Л. Шестовым, оригинально и значительно. Русские философы-эмигранты стали первооткрывателями и основателями философии персонализма, философии свободы и философии творчества. «Метафизика всеединства» Вл. Соловьева, борьба духа и плоти и «царство Третьего Завета» Д. Мережковского, персонализм и творческая борьба против объективации духа Н. Бердяева, творческая свобода «внутреннего» слова В. Розанова, «жизнь идей» и неугасимость «Света Невечернего» С. Булгакова, «Условия абсолютного добра» В. Вышеславцева, идеи Л. Шестова, Н. Шпета, С. Франка, Б. Лосского, глубинное осмысление ими в духовно-религиозном и философском аспектах наследия Пушкина, Достоевского, Гоголя – очерченный в самом обобщенном виде вклад, который русские религиозно-нравственные мыслители внесли в русскую и мировую философскую, этическую и филологическую мысль XX в.

Серебряный век относится прежде всего к русской поэзии начала XX в. Русский культурный ренессанс – к нравственно-религиозной философии и этике. Поэтам и философам, художникам и композиторам было свойственно предощущение гибели старого мира. Одни старались поскорее призвать «грядущих гуннов», другие видели смысл жизни в сохранении святынь и традиций, или, как сказал Вяч. Иванов, в том, чтобы «унести от них светильник в катакомбы, в пещеры», или, по А. Блоку, «заклясть хаос». Символизм, модернизировав традиции русской классической литературы, стал блестящим завершением эпохи. Русская религиозно-нравственная философия обратилась к православной традиции, святоотеческим истокам духовности, перед тем как в «советской ночи» надолго уйти на Соловки, в катакомбы лагерей или на чужбину.

Буквально через несколько десятилетий художественных открытий и свершений, «звездной вспышки» Серебряного века Октябрьская революция, Гражданская война, геноцид 1930-х гг. кардинально изменили жизнь России, которая стала даже называться по-новому – СССР (для М. Цветаевой это был «свистящий звук»). Произошла кардинальная смена исторической и культурной парадигмы. В 1921 г. умирает А. Блок, тогда же был расстрелян Н. Гумилев. Этот год многими воспринимался как конец Серебряного века. Однако эта яркая эпоха продолжалась до тех пор, пока были живы носители ее культурного сознания. Яркий пример – творчество А. Ахматовой и О. Мандельштама, Б. Пастернака и Н. Заболоцкого.

Разделившись на два потока, русская литература, вопреки всем объективным условиям, стремилась сохранить как классические традиции, так и традиции Серебряного века, богатство русского языка, преумножить культурное наследие.

Об этом свидетельствует творчество вынужденно покинувших родину И. Северянина, М. Цветаевой, Е. Кузьминой-Караваевой, Г. Адамовича, Г. Иванова, Б. Поплавского, И. Бунина, В. Набокова и многих других русских писателей-эмигрантов.

Большинство поэтов-символистов эмигрировали – Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Вяч. Иванов. Символист В. Брюсов нашел возможность сотрудничать с новой властью. Из акмеистов Н. Гумилев был расстрелян, О. Мандельштам умер в лагерях, сын А. Ахматовой и Н. Гумилева, в будущем виднейший русский ученый, «последний евразиец», Л. Гумилев был заложником музы Ахматовой, находясь в лагерях и штрафбатальонах. Обэриут Н. Заболоцкий прошел изощренные муки лагерей и опыт ссылки. Тяжелые испытания пережил абсурдист Д. Хармс. Практически все виднейшие философы были отправлены за границу на так называемом «философском пароходе», кроме о. П. Флоренского, умершего на Соловках, и А. Лосева, отбывавшего ссылку. Русский авангард, будучи радикально левым явлением, ближе всех подошел к союзу с реальной политической властью в стране. Однако союз В. Маяковского с властью закончился для него творческой и личной трагедией. Русская литература вместе с народом восходила на трагическую голгофу XX в., чтобы искупить ценой неимоверных страданий гордыню и богоборчество, своеволие и бунт.

Культура XX в. творчески впитала идеи, новации и открытия русских поэтов и философов, художников и режиссеров, музыкантов и актеров Серебряного века, сохранив как идеал их подъем духа и творческую самоотдачу, широкий идейно-философский диапазон и грандиозность художественных задач.


Похожая информация.


Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это - кровопролитные войны и революции.

Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации.

Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок