Рухнувшая статуя на родосе. Колосс Родосский — чудо света на глиняных ногах

Был составлен 2000 лет тому назад греческим писцом. Он считал, что их невозможно уничтожить. Современный мир и поныне завораживает этот волшебный список.

Колосс Родосский занимает в нем почетное место. Народ острова возвел эту статую в благодарность богу Гелиосу за заступничество во время годовой осады города сорокатысячным войском.

Где находится Колосс Родосский?

Теперь уже нигде. Но, как уже говорилось, по преданию, он был возведен на и был виден далеко с моря. Именно здесь, по свидетельству древних писателей, находилась статуя: второе солнце встречалось лицом к лицу с первым. Она была создана около 280 г. до н. э. учеником Каресом. И хотя через 60 с лишним лет Колосс Родосский упал, говорят, что даже руины на земле впечатляли. В конце концов, статуя была разрушена арабскими солдатами и продана Сирии по камням.

Сегодня невозможно отыскать даже следов на том месте, где она стояла. Классические ученые утверждают, что статуи подобного типа, как правило, располагались позади храма. Но на Родосе храм Гелиоса находится на вершине холма в центре города, а следов Колосса там найти не удалось. Хотя благодаря этому утверждению удалось открыть другой, не менее важный факт. Оказалось, что огромные стены времен Колосса окружают город и спускаются к порту. Это доказывает, что гавань острова Родос во многом искусственного происхождения. А это значит, что статуя Колосса Родосского могла быть окончанием стены гавани, как и в прочих древних искусственных гаванях. Она не могла перекрывать вход в нее. Для этого она должна быть в четверть мили высотой. Но ни металл, ни камень не могут выдержать того напряжения, которое оказывают зимние штормы. Сегодня на конце стены гавани стоит средневековая крепость св. Николая. Наполовину она сделана из камней, обтесанных в древности. Если посмотреть внимательно на куски мрамора, послужившие строительным материалом для этой маленькой крепости, можно понять, что они высечены мастерами времен Колосса Родосского.

В Средневековье люди нашли им новое применение. Самое интересное в этих камнях то, что они не являются квадратными. Каждый из них является фрагментом 17-метрового круга, имеет закругления. 17 метров - это точный диаметр башни внутри маленькой крепости. Возможно, что средневековые зодчие начали строить прямо на древнем фундаменте, служащем постаментом для упавшей статуи.

На что был похож Колосс Родосский и как он был сделан?

Летописец, во времена которого статуя еще стояла, говорит, что она строилась по тому же принципу, что и дом. Фрагменты других древних фигур демонстрируют, что они были построены так же мастерски, как и Зевс Фидия. Фрагмент за фрагментом из каркаса из стали и камня. Покрыт Колосс Родосский был бронзовыми листами. Что касается позы, то на самом деле никто не знает: стоял ли он, сидел или, например, вел колесницу. Хотя, какие-то намеки можно попытаться отыскать в копии статуи, сделанной самим Лисиппой из мрамора для Александра. Но, скорее всего, Колосс не был таким уставшим и напыщенным, как старый Геркулес. Скорее это был молодой человек с прекрасным лицом, таким же, как и голова безымянной статуи, найденной на Родосе, что дает нам новое понимание. Особенность этого фрагмента заключается в наличии множества одинаковых отверстий по кругу. Если вставить в них штыри, видно, что они расходятся симметрично, как солнечные лучи на статуе Гелиоса, то есть это, скорее всего, и есть его голова. К тому же датируется она (в пределах плюс-минус 100 лет) тем же временем, что и создание Колосса. Если внимательно посмотреть на лицо, можно увидеть тот же приоткрытый рот, повернутую шею, открытые глаза. Один в один То есть та же школа скульпторов, которой был сооружен Колосс Родосский, создала и образ царя, который впоследствии обошел весь мир.

Среди шедевров архитектуры и искусства древнего мира особое место занимают описанные еще отцом истории Геродотом так называемые Семь чудес света. Колосс Родосский - последнее из них по времени создания - представлял собой медную статую огромных размеров, возведенную жителями острова Родос в честь своего патрона, бога Гелиоса. Вид этого сооружения должен был свидетельствовать о величии и могуществе жителей острова. Однако судьба не уготовила статуе долгий век, и к нашему времени от нее не осталось иных следов, нежели упоминания в трудах античных авторов. Тем не менее не прекращаются попытки ученых выяснить, как же на самом деле выглядел Колосс Родосский и где точно располагался.

Предыстория создания Колосса Родосского

Колосс (от греческого kolossos - "большая статуя") Родосский был возведен в честь победы жителей острова Родос над потомком одного из сподвижников Александра Македонского правителем Средней Азии Деметрием Полиоркетом. Оснащенное по последнему слову тогдашней военной техники сорокатысячное войско не смогло взять приступом городские стены. Не помогла им в этом и гордость Полиоркета - огромная осадная машина гелеополида. Обитая железом башня, оснащенная таранами и катапультами, приводившаяся в движение тремя с половиной тысячами воинов, была оставлена разгневанным неудачной осадой Полиоркетом на острове.

Жители Родоса желали воздать благодарность за победу своему покровителю - богу солнца Гелиосу, который, согласно преданию, на собственных руках вынес остров из морских глубин. К тому же продажа гелеополиды и других осадных сооружений принесла городу огромные по тем временам деньги - 300 талантов серебра.

Как была изготовлена статуя

Колосс Родосский был возведен к 290 году до н. э., его строительство заняло 12 лет. Автором проекта является Харес из Лида, ученик знаменитого Лисиппа.

Основным материалом была выбрана бронза, ее при строительстве ушло более 13 тонн. Кроме того, скульптор использовал 8 тонн железа и большое количество камней. Скрепленные железными балками столбы служили основой статуи. На каменное основание был "надет" железный каркас, а уже к нему крепились отливавшиеся по одной бронзовые пластины.

По мере того как очередной ряд блестящих бронзовых листов крепился к каркасу, увеличивали высоту насыпи вокруг, чтобы рабочие могли устанавливать следующий ряд. Таким образом, получилось, что недостроенный Колосс Родосский был скрыт ото всех под слоем песка и камней, и лишь когда строительство было завершено, насыпь разобрали, и статуя открылась глазам любопытствующих во всей красе и величии.


Колосс Родосский: описание

Что же такое невероятное увидели жители Родоса? Об этом пишут древнегреческие историки Плиний и Геродот. На мраморном постаменте более чем на тридцать метров возвышалась фигура юноши-атлета, бронза ярко блестела на солнце, отчего в ясный день подплывающие к острову моряки видели Колосса Родосского раньше, чем сам остров.

Мало того, чтобы придать изваянию Гелиоса дополнительную "солнцеподобность", лицо и венок на голове статуи были покрыты золотом. Историки не дают однозначного ответа на вопрос о том, какую позу придал скульптор богу-покровителю острова: есть мнение, что он стоял, вытянув вперед руку с факелом, который использовался по ночам в качестве маяка.

Другие специалисты возражают, что в такой позе статуя Колосса Родосского просто рухнула бы вперед. По их мнению, одной рукой Гелиос придерживал ниспадающее до земли одеяние (служившее дополнительной точкой опоры), а вторую подносил к глазам, вглядываясь вперед.


Где стояла статуя?

Казалось бы, ответ очевиден - на острове Родос. И это, несомненно, так. Остров этот расположен в Эгейском море, рядом с побережьем современной Турции. Но вот где конкретно возвели родосцы памятник столь важной для них военной победе, наверняка не известно.

Существуют две популярные версии: Колосс Родосский располагался либо в центре города, возле посвященного Гелиосу храма, либо в гавани, встречая приплывающие корабли. Первая версия представляется менее убедительной, так как в тесноте греческого полиса для такой громадины было бы непросто найти место, а если бы и удалось расположить там статую, то, чтобы насладиться величием зрелища, родосцам пришлось бы выходить в море. Как мы знаем, "большое видится на расстоянии". Так что, скорее всего, монумент стоял за пределами города. Но теперь о точном местоположении статуи, как и о ее внешнем виде, можно только строить догадки.

"Колосс на глиняных ногах"

Прославлять величие родосцев и мастерство скульптора Колоссу довелось недолго: около шестидесяти лет. Случившееся в двадцатых годах III века до н. э. землетрясение разрушило статую, которая подломилась в коленях (оттуда и пошла известная пословица).

Обломки скульптуры лежали на острове еще более тысячи лет, пока в 977 году н. э. не были куплены арабами и вывезены на переплавку.


Колосс Родосский в наше время

К сожалению, в истории не сохранилось ни самого изваяния (пусть в виде фрагментов), ни изображавших его рисунков или хотя бы детальных описаний. Однако художники прошлого и современности силой своего таланта и воображения позволяют нам составить хотя бы приблизительное представление об этом шедевре, сочетающем в себе силу инженерной науки и красоту зодческого искусства. Хотя по историческим меркам огромная статуя на острове Родос простояла совсем короткое время (несравнимо меньшее, чем египетские пирамиды, Александрийский маяк, да и другие чудеса света), Колосс Родосский прочно вошел в мировую культуру.

А уже в наши дни ведутся работы по восстановлению Колосса Родосского - на острове Родос планируют возвести статую, аналогичную античной, но изготовить ее из светящегося материала.

В наше время огромными, чуть ли не стометровыми статуями, мало кого удивишь – в последние годы их возвели немало. И всё равно, высота такого монумента, как Колосс Родосский поражает, удивляет и восхищает находящихся рядом с ним людей.

А вы только представьте себе, что чувствовали люди пять тысяч лет назад, когда стояли у подножья самой первой, огромной, ранее не виданной по размерам статуи и, не веря глазам своим, смотрели вверх. А воплощала она Гелиоса, бога Солнца.

Гелиос, бог Солнца, жил на восточном побережье Эгейского моря в шикарном золотом дворце. Ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, где у него находились другие хоромы, в которых он проводил день, а вечером, в золотой ладье, возвращался в восточный дом.

Он целыми днями работал, освещая Землю, момент, когда боги делили мир, он пропустил – и оказался ни с чем. Но Гелиос не растерялся и решил взять дело в свои руки, подняв с морского дна остров и назвав его в честь своей супруги Роды – Родосом.


С тех самых пор люди, поселившиеся здесь, почитали и прославляли его, а когда он спас их город от врага, решили возвести ему памятник, невиданных по тем временам масштабах.От кого Гелиос спас Родос

После того как умер Александр Македонский, его империю разделили между собой три его соратника и полководца – Селевк, Антигон и Птоломей (именно последнего и поддержали обитатели Родоса). Антигону это не понравилось (как-никак, Родос этот в то время считался одним из важнейших стратегических и экономических центров) – и он приказал своему сыну захватить остров.

Сделать это было довольно непросто – столицу, носившую одноименное с островом название, окружала чрезвычайно высокая, толстая и прочная стена, поэтому, чтобы завоевать её, надо было очень постараться (и это даже несмотря на то, что численность вражеского войска в разы превышала количество местных жителей). В ход пошли высокие осадные машины, оснащенные мощными катапультами.


Несмотря на то что столица была полностью взята в окружение и атакована со всех сторон как с суши, так и с моря, осаждающие покорить её не смогли: жители острова отчаянно сопротивлялись, выливая на головы осаждающим кипящую смолу, нечистоты и грязь.

Продержав Родос в осаде целый год, враг отступил (это произошло в 304 г. до н.э.), бросив под городом оружие, катапульты и другие осадные машины. Свое спасение жители связали с Гелиосом и возвели ему статую, которая в наше время по праву входит с список «Семь чудес света» – и назвали скульптуру Колосс Родосский.

История создания

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).


Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.

Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Пока речь шла о возведении статуи Колосса Родосского высотой в 18 метров, средств вполне хватало.

Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз . Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Как выглядела статуя. Гипотезы

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.

Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Установлена огромная скульптура была возле входа в гавань и была до того огромной, что её можно было увидеть даже с соседних островов.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.

Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Но и падший, в разваленном состоянии, Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами.

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).


Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Жизнь после смерти

Обломки провалялись на острове почти тысячу лет, пока из-за нехватки денег некоторая часть металлических и бронзовых частей статуи не была отправлена на переплавку. Ещё некоторое время спустя, захватившие остров арабы, по одной из версий, продали обломки скульптуры одному купцу (при этом их было так много, что тому только для того, чтобы увезти бронзовые пластины, понадобилось около девятисот верблюдов), который вывез их в Сирию и продал богатым евреям.

Статуя в современном мире

В наше время ученые задумали статую Колосса Родосского все-таки восстановить – но несколько по-другому. Согласно замыслу, её соорудят из светящихся деталей, она будет значительно выше оригинала (от 60 до 100 м), и установят её там, где согласно предположениям, наиболее вероятно находился Колосс. Предварительная стоимость такого проекта составляет приблизительно 200 млн. евро – при этом спонсоры уже найдены: львиную долю денег на осуществление этой идеи согласился выделить немецкий деятель искусств Герт Хоф.

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.
Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?
Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.
Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м(по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Не меньшей загадкой для потомков является конструкция погибшего шестого чуда света. За минувшие 2300 лет утрачены не только строительные чертежи, но и воспоминания тех, кто строил Колосс или наблюдал за его сооружением. Зато в памяти человеческой сохранилась и прочно прилипла к Колоссу Родосскому фраза «колосс на глиняных ногах» (между прочим, относящаяся совсем к другому колоссу). И, уже в последнее время, пошла гулять по Интернету и даже попала в Википедию версия о том, что Колосс Родосский представлял собой железный каркас, обмазанный глиной, покрытой сверху оболочкой из бронзы. Чтобы понять, что этого просто не могло быть, достаточно вспомнить, что такое глина. Эта глиняная статуя не могла быть обожженной, так как для этого пришлось бы зажечь костер высотой минимум 31,5 м. А необожженная глина ведет себя очень плохо: во время дождей она размокает, плывет; Колосс, будь он сделан из глины, очень скоро превратился бы просто в кучу грязи. А высушенная на жарком солнце глина трескается, ломается, куски опять же отваливаются и падают вниз…

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.
По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.
Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.
Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»
Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».
Первое: обратимся к Википедии,
которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже - Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах - библейское выражение.
Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

Материалы:
1.Википедия.
2.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
4.Библия – любое издание.
, , .

Иллюстрации № 1,2, 10 - 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 - Пани Зося.

Это – одна из самых монументальных и великих статуй, когда-либо построенных человеком. Колосс Родосский - статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, стоял в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.

Остров Родос находится около юго-западного побережья Малой Азии, там, где Эгейское море граничит со Средиземным. Не берегу прекрасной гавани северного побережья острова в 408 году до н.э. был построен город, который тоже назвали Родос.

В 357 году до н. э. остров завоевал царь Мавсол, для которого позднее был построен мавзолей в Галикарнасе , признанный также одним из семи чудес света. В 340 году до н.э. Родос попал под персидское владычество,а в 332 году до н.э. остров покорил Александр Македонский.

Когда Александр Македонский умер от лихорадки, его полководцы начали делить его огромную империю. Трое из них – Птолемей, Селевк и Антигон – получили каждый свою долю владений, некогда принадлежащих Македонскому. На Родосе закрепился Птолемей I Сотер. Птолемею принадлежал также Египет. На Родос претендовал также Антигон. Он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу Родоса.

Деметрий высадился на Родосе с 40 000-ным войском. Продержав город Родос в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить из-за приближающегося к Родосу флота Птолемея.

Чтобы увековечить память о своей победе, народ Родоса решил возвести огромную статую покровителя города - бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове, легенда гласит, что он из пучин морских вынес Родос на своих руках.

Античные авторы приводят разные сведения о высоте статуи Колосса Родосского: есть сведения, что ее высота - 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота статуи была примерно 35-40 метров. Один из неизвестных авторов начала нашей эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы гавани и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним.

Однако же никто из древних не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью, в такой странной позе - ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога. К тому же, она бы могла преградить большим кораблям вход в гавань. Устойчивость гиганта в таком случае также берется под сомнение.

Скульптура Колосса Родосского была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. Правой рукой он прикрывал глаза, а левой - придерживал ниспадающее одеяние.

Есть и другое описание статуи, принадлежащее Филону, согласно которому Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке Колосс Родосский держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком.

Плиния Старшего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Эту статую Колосса родосцы поручили создать скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Он должен был создать статую таких размеров, «чтобы она превосходила все остальные».

На строительство статуи пошли средства, вырученные от продажи осадных машин, брошенных полководцем Деметрием, кроме того, были расплавлены бронзовые детали гигантских осадных башен.

Сначала Харес отлил и поставил на пьедестал ноги Колосса. Потом постепенно отливал остальные части тела. С постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее.

Статуя Колосса Родосского сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым венком и разобрали насыпь вокруг нее, пораженные жители Родоса увидели великолепное произведение искусства.

Колосс Родосский гордо возвышался над городом и гаванью в течение 56 лет. По утрам лучи восходящего солнца, отражалось в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, издалека видели «парящую" над островом статую, и только потом их взору открывалась красивейшая гавань.

Колосс на острове Родос простоял сравнительно недолго - всего около пятидесяти лет. В 225 г. до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Колени оказались самым уязвимым местом.

Но и тогда Колосс Родосский вызывал удивление своими размерами. Страбон писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы больше его уже не поставили». Обломки огромной статуи пролежали на земле больше тысячи лет, пока не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.

В настоящее время предпринимаются меры по реконструированию Колосса Родосского. Статую снова собираются возвести на Родосе, но на этот раз фигура будет выполнена из светящихся деталей.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок