Съёмка в экстремальных условиях: подробности из первых уст. Правила съемки экстремальных видов спорта

Чтобы облегчить тебе выбор, мы прицепили 4 камеры на шлем участника команды Red Bull по мотокроссу Эллиота Бэнкса Брауни и попросили его хорошенько прокатиться по любимым буеракам. Смотри, как это было:

Проверено на людях

Гонщик Эллиот Бэнкс Брауни - чемпион Великобритании по мотокроссу

Режиссер Эд Уоррен специализируется на съемках видеофильмов про мотокросс

Технарь Мэтт Тейлор - эксперт специализированного магазина экшн-камер actioncameras.co.uk

Фанат Кел Вербист - редактор ведущего европейского сайта про экстремальный спорт mpora.com

Прекрасно подходит для замедленного воспроизведения, блеклая картинка

Разрешение: 1080p HD
Угол обзора: 170°
Вес (г): 126
Размеры (мм): 74х53х35
Время работы батареи: 1 час 10 минут
Цена: 12 990 руб.

Плюсы: «Adixxion интуитивно понятна в использовании, редактировать видео тоже легко» , - говорит Уоррен. В отличие от других камер из нашего обзора, у JVC есть ЖК-экран, на котором можно сразу увидеть отснятый материал, а еще она может по Wi-Fi транслировать картинку в прямом эфире на компьютер. «У этой камеры высокая частота кадров (30 в секунду при разрешении 1920x1080 и 60 в секунду при 1280x720), то есть при съемке в Full HD и HD она собирает больше визуальной информации в единицу времени, чем другие камеры в этом обзоре , - говорит Тейлор. - В итоге изображение получается более «плавным», поэтому Adixxion идеально подходит для съемки с последующим замедленным воспроизведением» . К тому же она - единственная из протестированных - имеет встроенный стабилизатор изображения: он помогает получить четкую картинку при движении по неровной местности.

Минусы: «Картинка хоть и четкая, но блеклая , - говорит Уоррен, - ярко-оранжевая земля выглядит серой, теряются многие детали» . Бэнкс Брауни добавляет: «Такое ощущение, что крепление у этой камеры непрочное, она дергается на любых ухабах» . «Ветер искажает запись звука» , - отмечает Вербист. В целом, таких денег она не стоит.

Изображение 5/10
Простота 7/10
Возможности 8/10

Вердикт: Множество всяких функций, но проблемы в самом главном: качестве изображения.

Низкая цена, плохой фокус

Разрешение: 720p HD
Угол обзора: 170°
Вес (г): 520
Размеры (мм): 162х141х82
Цена: 6200 руб.

Плюсы: У этого аппарата две встроенных камеры, и можно сразу снимать то, что спереди и сзади или сверху и снизу (если установить ее плашмя). А еще Chameleon дешевле конкурентов.

Минусы: «Изображение получается не в фокусе, особенно когда скорость движения возрастает (проблема в самой низкой среди протестированных камер частоте кадров)» , - говорит Уоррен. «В видеоролике совмещаются картинки с обеих камер, и это только сбивает с толку» , - считает Бэнкс Брауни.

Изображение 3/10
Простота 5/10
Возможности 6/10

Вердикт: Плохое качество изображения и неуклюжий дизайн.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Четкая картинка, крепкая камера - отлично подойдет для приключений на бездорожье

Разрешение: 1080p HD
Угол обзора: 170°
Вес (г): 74
Размеры (мм): 40х58х30
Время работы батареи: 2 часа
Цена: 12 700 руб.

Плюсы: «Качество изображения у GoPro Hero3 - лучшее среди протестированных нами моделей , - говорит Уоррен. - Картинка четкая и плавная, без рывков. Хорошая контрастность - можно разглядеть любой комочек грязи, вылетающий из-под колес» . Шум ветра почти не влияет на качество записываемого звука. «Она закрепляется одним щелчком, и управлять ею легко, даже когда она установлена на шлеме» , - говорит Бэнкс Брауни. Для такой маленькой камеры GoPro - весьма крепкая: «Один раз она отвалилась прямо на ходу, но на корпусе не осталось ни царапины» .

Минусы: Эта камера может подключаться к приложению на iPhone через Wi-Fi или Bluetooth и вести прямую трансляцию. Но во время нашего тестирования у нас так и не получилось заставить эту функцию работать. За полезные аксессуары (такие как пульт ДУ или подключаемый видеоискатель) придется доплачивать отдельно.

Изображение 9/10
Простота 9/10
Возможности 7/10

Вердикт: В этой камере все на высоте: изображение без размытости и интуитивно понятное управление.

Простая в использовании, хлипкая на вид

Разрешение: 1080p HD
Угол обзора: 135°
Вес (г): 68
Размеры (мм): 41х31х64
Время работы батареи: 2 часа
Цена: 7990 руб.

Плюсы: «Когда снимаешь на ходу, проезжая мимо каких-нибудь кустов, они выходят размытыми, но зато цвета яркие и изображение Full HD» , - говорит Уоррен. - Камера EGO легче остальных протестированных моделей, и хотя она выглядит, как детская игрушка, качество сборки на удивление высокое» . Установить ее тоже просто: «Не надо долго возиться с креплением и настройкой» , - говорит Бэнкс Брауни.

Минусы: «Она такая маленькая, что ее неудобно носить на шлеме , - говорит Бэнкс Брауни. - Кажется, что если в нее попадет даже мелкий камешек, она тут же отлетит» . К тому же не хватает стабилизатора.

Изображение 8/10
Простота 7/10
Возможности 6/10

Вердикт: Яркие цвета, надежность, доступная цена.

Мы отловили одного из главных гуру по съемке экстремальных видео - пятикратного обладателя премии «Эмми» оператора Гордона Брауна (его фильмы о покорении гигантских волн, исследовании пещер, экспедициях по рекам и высокогорных восхождениях ты мог видеть в IMAX). Вот тебе советы Гордона по созданию экстремального видео.

1. Меняй угол
Даже хоум-видео с Пэрис Хилтон смотреть с одного угла скучно. «Используй перебивки: вставляй в длинные сюжеты кадры с чем-то иным, лучше всего с объектом, который так или иначе упоминается)» . Для легкого монтажа используй программу Apple iMovie (есть версия и для iPhone/iPad), для более серьезного - профессиональную Final Cut Pro.

2. Расскажи историю
«Просто видео с каким-нибудь прыжком с тарзанки в пропасть или другим спортивным подвигом мы называем спортивной порнухой , - смеется Браун. - Покажи подготовку, преграды и сложности на пути, короче, продумай сценарий» .

3. Скрой ветер
«Ничто так не раздражает в экстремальном видео, как постоянный шум ветра в микрофоне. Купи ветрозащиту (тот самый мохнатый чехол на микрофон)» , - советует Гордон.

4. Не дергай
Ты знал, что некоторых зрителей при просмотре «Ведьмы из Блэр» тошнило? Нет, не от ужаса - их просто укачало от тряски камеры. Не повторяй ошибку и купи штатив (наверняка не все в этой жизни ты будешь снимать с рук и в гуще событий).

Фотография - это неотъемлемая часть культуры экшн-спорта. В нашей новой рубрике «В деталях» культовые экстремальные фотографы раскроют всю магию не случайных кадров.

Увидеть больше работ от гуру экшн-съёмки из мира серфинга, сноубординга и скейтбординга сможет любой желающий на выставке S-Fest в период с 10 по 19 ноября. Помимо фоторабот авторов с мировыми именами, посетителей выставки ждут видеопремьеры мастер-классы и открытые лектории.

Часто, увидев необычный снимок на выставке, нам интересно узнать больше о том, как он создавался. В рубрике «В деталях» мы собрали для вас ответы на все главные вопросы. Лучшие мировые фотографы сдают координаты локаций, ракурсы и самые фотогеничные трюки.

Фотограф: Даша Носова

На фото: райдера зовут Себбе де Бак. Он родом из Бельгии. На самом деле, съемка была с командой Monster Energy, где также были американец Сейдж Коценбург (золотой медалист ОИ-2014) и шведы Свен Торген, Тор Лундсторм и Кевин Бексторм. А это фото стало моим любимым из-за света и удачных погодных условий, которые менялись буквально каждую минуту и Себбе посчастливилось прыгнуть в нужное «окно».

Особенности локации

Это Норвегия, Фолгефонна. Особенность этой локации в том, что это ледник и кататься там можно с середины мая. Плюс ко всему, этот курорт расположен во фьордах, что дает возможность не только насладиться невероятной картинкой по дороге в горы, но и сделать запоминающиеся снимки на фоне всей этой красоты. Погодные условия тоже очень приятные для катания, можно кататься в одной толстовке, а при желании можно пойти позагорать и поплавать в одном из озер.

Когда были сделаны фотографии?

Эти фотографии были сделаны во второй половине июня 2016 года. Как я уже говорила, кататься там можно только летом, если точнее, то с середины мая до середины сентября. В зимнее время там очень холодно и туда даже не пробраться из-за снега. На мой взгляд, самое благоприятное время для съемок - конец мая/начало июня. Снег еще белый, и дождей еще нет. Тем летом я там была два раза, в конце мая была хорошая погода все дни, а во второй раз (как раз когда был сделан этот снимок) из 7 дней у нас было всего 2 солнечных дня.

Техническая сторона вопроса

Камера и оптика - Canon, свет - Elinchrom. Я бы подчеркнула другие особенности данного кадра - он был сделан около 11-12 ночи. Это примерное время заката, ради которого мы, кстати, и собрались там, но из-за туч его толком не было видно, но свет все равно получился бомбический.

Трюк на фото

Трюк далеко не самый сложный, но стильный - это Backside 180. Однако, его сложно делать на больших трамплинах, так как вращение короткое и его надо уметь красиво «растянуть» на время пролета. Лично у меня много любимых трюков для фотографий, в основном это небольшие вращения в пределах 720 градусов с разными грэбами, на которые я и акцентирую внимание.

Как сделать фото идеальным. Правильный ракурс

Старайтесь не делать фотографий в стиле «guy in the sky», когда не видно, откуда райдер прыгает и куда он летит. Это портит не только вашу репутацию, но и также может унизить райдера. Представьте, например, что кто-то в хафпайпе вылетает вверх на 10 метров или прыгает 50-метровый трамплин, а на фотографии видно просто силуэт на фоне неба, никто и не догадается о длине пролета или амплитуде вылета. И всегда разговаривайте с райдерами, чтобы знать, какие трюки они хотят делать, чтобы правильнее выбрать ракурс, и откуда они будут стартовать и куда приземляться, чтобы случайно не помешать им и не оказаться под ногами.

Прыжок с парашютом, поездка в аквапарк, катание на жутких аттракционах, спуск с горной реки… Все эти события объединяет их экстремальность, высокая скорость и всплеск адреналина. Хорошо бы уметь заснять все это на память, чтобы потом еще раз вспоминать значимые и самые яркие события в жизни. Обычная видеокамера с этим не справится, поэтому понадобится легкая, компактная, прочная и функциональная экшн-камера . Кстати, если что, ею можно вести видеозапись обычной прогулки или какого-либо торжественного события. Получаем вообще универсальное устройство. Выбор таких камер сегодня грандиозный: найдется модель на любой вкус и кошелек . Но прежде, чем выбрать себе какое-то определенное устройство, нужно четко определиться, в каких условиях оно преимущественно будет использоваться, и какими характеристиками должна обладать экшн-камера. Какую выбрать , какие лучшие экшн-камеры присутствуют на современном рынке? На эти вопросы поможет найти ответы наша статья.

Так как экшн-камеры предназначены, в основном, для съемки в экстремальных условиях, где обычная видеокамера не справится, то к ним выдвигаются соответствующие требования . Она должна быть прочной, максимально устойчивой к внешним воздействиям, обеспечивать высокое качество съемки, возможностью крепиться к необходимой поверхности, да и неплохая автономность также лишней не будет. Благо, цены на экшн-камеры колеблются в широких пределах: от 75 до 500 долларов. На какие характеристики камеры стоит обращать внимание?

Качество записи

Что еще учесть при выборе экшн-камеры?

Определяясь с тем, какую выбрать экшн-камеру , необходимо обратить внимание и на такие особенности:


  1. габариты
    . Практически все экстрим-камеры достаточно компактные, но все же для крепления, например, на шлем требуется и вовсе миниатюрная камера, поэтому учитывайте собственные сценарии использования камеры;
  2. встроенный экран . Его необходимость – предмет больших споров. С одной стороны, он помогает в процессе управления, но и энергии камера в этом случае потребляет больше. С другой стороны, управлять экшн-камерой не так сложно и с помощью кнопок и световой индикации, а некоторые производители даже предлагают к своим устройствам дополнительно устанавливаемые экраны, так что всегда при желании можно совершить апгрейд камеры, если требования к ней изменились;
  3. наличие G -сенсора позволяет мгновенно активировать процесс съемки, если камера хоть чуть-чуть пошевелилась или переместился снимаемый объект;
  4. встроенный GPS -датчик позволяет не только делать видео, но и запоминать геопозицию;
  5. возможность подключения напрямую к телевизору через порт HDMI и просмотра всего отснятого на большом экране есть не у всех камер, так что лучше заранее уточнить, если функция необходима;
  6. возможность дистанционного управления камерой – очень нужная функция, поэтому лучше заранее приобрести небольшой пультик;

  7. качество звука
    в разных моделях экшн-камер сильно разнится, поэтому если это принципиально, то лучше заранее посмотреть ролики в интернете и выбирать модель в более дорогом ценовом сегменте. Впрочем, для записи чистого звука лучше использовать отдельные микрофоны;
  8. способы крепления камеры . Часто в комплекте идет только несколько креплений, остальные приобретаются дополнительно. Экшн-камеры можно крепить на руку, штатив, маску, очки, руль велосипеда, шлем, на плоские и изогнутые поверхности. Можно остановиться и на универсальном креплении.

ТОП 10: лучшие экшн-камеры 2016 года

В серии HERO4 это самая совершенная в плане качества видео экшн-камера : высокое разрешение, возможность снимать видео с частотой 120 кадров/секунду при Full HD разрешении. Поддерживается съемка в режиме Time Lapse, Night Photo и Night Lapse, одновременное создание фото и видео , есть возможность записывать видео в H.264, а режим HiLight Tag позволяет в процессе создания видео отмечать ключевые моменты. Если ко всему этому добавить ультраширокий угол обзора , то получаем лучшую экшн-камеру в плане функциональности. В комплекте с камерой идет водонепроницаемый бокс, с которым можно погружаться на глубину до 40 метров. Кроме того, для камеры присутствует огромный выбор аксессуаров . Из минусов – цена камеры и аксессуаров, и то, что при включенном Wi-Fi камера разряжается очень быстро.


В плане технических характеристик камера напоминает версию Black, только при 120 кадрах/секунду выдает максимальное разрешение в 1280*720. Ключевое отличие – присутствие в камере небольшого цветного сенсорного дисплея, помимо внешнего монохромного пятистрочного, который есть и в версии Black. Цветной экран имеет небольшое разрешение (320*240), но яркий и чувствительный, позволяет видеть все отснятые кадры, выстраивать кадры не вслепую. Правда, с включенным экраном и батарея садится заметно быстрее, но при необходимости его можно отключить и управлять камерой традиционно.


Отличный, а главное бюджетный, вариант экшн-камеры со всеми необходимыми возможностями. Широкоформатный режим видео, запись в Full HD, наличие небольшого 1,5-дюймового экрана, возможность записи видео в H.264, наличие HDMI-выхода и модуля W-Fi позволят использовать камеру в любых целях. Кроме того, в комплекте с камерой идет масса аксессуаров : водонепроницаемый бокс, крепления для руля велосипеда, шлема, штатива, есть клипса на пояс, липучки, металлические и пластиковые хомуты и масса другого. В плане комплектации, конечно, этой камере нет равных, а учитывая стоимость устройства, это вообще уникальное предложение на рынке.

Качество снятого видео – выше всяких похвал, особенно при заявленной стоимости, фото также выходят неплохими. Правда, звук в камере не совсем идеальный, а из-за очень компактных размеров камеры аккумулятор получил не очень большую емкость, поэтому без дополнительного трудно обойтись.


Самая дешевая экшн-камера на данный момент, но при этом ее возможности отнюдь не самые слабые, даже наоборот. Именно Xiaomi YI называют убийцей GoPro , так как снимает она очень хорошо, а стоит в разы дешевле. Итак, в преимущества относим возможность снимать видео в Full HD, а на максимальной частоте видео записывается в HD, что очень даже неплохо, учитывая стоимость камеры. Да что там, это просто отлично! Есть широкоформатный режим видео, возможность писать видео в формате H.264, создавать отличные фото, которые, кстати, по качеству намного лучше, чем у вышеупомянутой SJCAM SJ4000. Камера компактная, имеет стильный внешний вид, а угол обзора составляет 155 градусов .

Есть ли смысл вообще придираться к камере с такой ценой? Наверное, нет, но все же, стоит отметить, что экрана у камеры нет – управление ведется с помощью кнопок и световой индикации. Кстати, если побродить по просторам интернета, можно найти экран, который крепится к данной камере, но так ли он нужен. Аккумулятор в камере средний, его хватает на работу в течение около 1,4 часов, поэтому лучше докупить дополнительный. Кстати, докупить придется и монопод, аквабокс, пульт дистанционного управления, крепления на шлем и прочие аксессуары, но стоят они недорого: полный комплект вместе с камерой обойдется в чуть больше 100 долларов. Многие жалуются на не очень хороший звук: стоит отметить, что он вполне средний для экшн-камеры, а при желании эту особенность можно исправить и добиться и вовсе идеального звука. В общем, камера на свои деньги получилась отличная. Всем рекомендуем!


Еще одна очень и очень хорошая камера. Снимает в высоком разрешении, делает отличные фото, но особенно радует частота съемки – 240 кадров/секунду в HD качестве и 120 кадров/секунду в Full HD – это нечто. Здесь присутствует стабилизатор изображения, баланс белого выставляется автоматически, есть небольшой экран, поддерживается запись видео в H.264 и MPEG4. Также в камере есть микрофонный выход, встроенный модуль NFC и Wi Fi , а еще и GPS – полный набор возможных технологий. В комплекте производитель поставляет дополнительный аккумулятор, водонепроницаемый бокс и набор клейких креплений.

Качество получаемого видео – очень хорошее , даже лучше, чем у GoPro HERO4 Black. Автономность также отличная : камера держится больше 2 часов. Среди минусов – высокая стоимость как камеры, так и дополнительных аксессуаров.


Еще одна бюджетная неплохая экшн-камера, которая отлично справляется со своими прямыми задачами. В сильные стороны относим не только цену, но и комплектацию. Возможность съемки вполне стандартные: глупо сравнивать качество видео в камере за 140 долларов с аналогами за 400. Радует наличие широкоформатного режима и режима ночной съемки . Кроме того, эта экшн-камера с экраном , а также она может похвастаться возможностью записи видео в MPEG4. Батарея позволяет снимать около 2,5 часов .

Устройство имеет целый ряд дополнительных функций : «Антиблик», «Антисон», «Копия для протокола». Кроме того, есть съемный GPS -модуль и G -сенсор . В комплекте с камерой, кроме аккумулятора, идет еще и масса креплений: на шлем, на руль, на штатив, на ровную поверхность, на сноуборд и т.д. Многие пользователи это устройство используют и как экшн-камеру, и как видеорегистратор. Недостатков в этой камере практически нет , особенно если учесть низкую цену, только качество фото не очень.


Отличная камера со встроенным экраном, автономной работой около 3 часов и углом обзора в 170 градусов . Камера водонепроницаемая до 3 метров , ей не страшны удары, снег, пыль и т.д., поддерживает дистанционное управление, запись в H.264. Фото при недостаточном освещении делает не очень хорошие, а в остальном – модель отличная.


Бюджетная камера с отличными возможностями. Сразу же бросается в глаза ее необычная форма, благодаря которой съему можно будет проводить более удобно в любых условиях. Кроме того, у данной экшн-камеры присутствует водонепроницаемый корпус, а в комплекте идет трипод, чехол, самые разнообразные крепления и наклейки. Это подходящая камера для тех, кто любит экстремальный отдых: конструкция камера такая крепкая, что ей ничего не грозит, а качество видео очень высокое.


Новая экшн-камера 2016 года , которая доступна в продаже с конца февраля. Модель радует нас приятным соотношением цены и качества. В наличии широкоформатный режим, экран, электронный стабилизатор изображения, возможность записи в H.264. Качество видео отличное, есть возможность получать ролики в HD качестве при частоте 120 кадров/секунда. Камера получилась очень компактной , а в комплекте к ней идет аквабокс и крепление-площадка.

DEXP S-70

Перед нами новинка экшн-камера 2016 года выпуска , одна из самых легких и бюджетных моделей . За достаточно невысокую цену в этой камере есть все, что нужно для фиксации собственного активного отдыха и создания фото. Видео выходит отличного качества, ведь максимальное разрешение – Full HD, но видео с частотой 120 кадров/секунду можно получить в разрешении HD, а это значит, что в высоком разрешении вы сможете рассмотреть каждую деталь с достаточной четкостью и резкостью. В наличии также экран для упрощения управления, а в комплекте идет водонепроницаемый бокс, масса креплений и наклеек. Устройство очень компактное и отлично собрано. Пока камера только поступает в продажу, поэтому некоторые недостатки могут быть выявлены позже, а сейчас придраться к устройству невозможно. DEXP S-70 создаст конкуренцию уже известным на рынке экшн-камерам.

За последнее десятилетие технологии фото- и видеосъемки шагнули так далеко, что спортсмены и экстремалы получили возможность без труда снимать свои достижения с помощью портативных экшн-камер. «Популярной механике» стало интересно, как именно происходит съемка в самых тяжелых условиях и с какими сложностями чаще всего сталкиваются покорители промышленных объектов. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы опросили трех самых смелых экстремалов-урбанистов.

Как происходит съемка во время полазов? — Сейчас лично я беру с собой внушительный комплект оборудования, поскольку кроме фото мы занимаемся и видеосъемкой. Для нее мы используем экшн-камеры, которые крепятся к голове, а в том случае, если мы взбираемся на шпиль, то используем монопод. Чтобы снимок получился более «экстремальным», камеру нужно поднять как можно выше, к тому же всегда приходится подбирать наиболее интересный ракурс, а это непросто. Конечно, обычный фотоаппарат тоже всегда с нами, с его помощью можно порой снять интересные городские виды. Здесь помогает и телеобъектив, который пригодится для интересных прострелов, и широкоугольный объектив, который лучше подходит для съемок на краю, где важно захватить в кадр и человека, и окружающий его пейзаж. https://www.youtube.com/watch?v=pCdZRsEV4lI" >Ссылка на полное видео
Следующим гостем «Популярной механики» стал Денис Ленчевский , широко известный бейсджампер и каскадер. Бейсджампинг — это экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. Из-за высокой опасности войти в беспорядочное падение во время прыжка (поскольку у спортсмена нет времени исправить положение тела в воздухе, как у обычного парашютиста), этот вид спорта считается весьма опасным и для того, чтобы им заниматься, нужно иметь трезвую голову и стальную волю. Денис совершает прыжки вот уже 19 лет, и до сих пор каждый прыжок для него — это отдельное событие, полное ярких эмоций. — Что вызывает у вас больше всего проблем во время прыжков? — Знаете, пусть я персонально и не считаю бейсджампинг спортом, хоть и участвовал в соревнованиях мирового уровня, это все еще технически сложное мероприятие и глубокие психологические практики. Эта сложность сродни парашютному спорту, но если там большую часть твоих действий определяет руководитель прыжков на аэродроме — когда прыгать, где, с какой высоты, — то здесь ты предоставлен сам себе, и это накладывает на тебя груз дополнительной ответственности за свою жизнь. Ты сам должен разбираться в метеосводках и учитывать особенности рельефа и локальные особенности климата, вплоть до народных примет. К примеру, если над вершиной Эльбруса повисла «шапка» (облако особой формы), значит в ближайшем будущем погода будет резко меняться. Часто подъем на точку прыжка занимает не один день, поэтому невольно учишься быть педантичным.
— Спустя 19 лет прыжков вы до сих пор получаете такие же острые ощущения, что и прежде? Многие опытные парашютисты жалуются на то, что со временем прыжки приедаются. — Действительно, для парашютистов обычные прыжки быстро становятся однообразными. Неважно, где ты прыгаешь, в России или Аргентине, меняется картинка, но суть остается прежней. В бейсджампинге все совсем по‑другому. Мы стараемся быть прогрессивными спортсменами и постоянно открываем новые места, с которых еще никто никогда не прыгал, а в таком случае прыжки всегда приносят разные ощущения. В бейсджампинге ты одновременно можешь быть и географом, и первооткрывателем. — Как происходит процесс съемки во время прыжков? — Это зависит от формата. Иногда мы снимаем друг друга по предварительной договоренности, иногда крепим камеру на своем костюме. Мы начали снимать довольно давно, поскольку были проекты и на Первом канале, и просто художественные фильмы. Помимо всего прочего, я еще и каскадер, так что порой дублировал актеров во время съемок, в то время как на площадке работала независимая от меня съемочная группа.
…А значит, ориентироваться в полете и принимать решения надо очень быстро. Автор фотографии: Андрей Каменев
В том случае, когда ведется персональная съемка, то сейчас чаще всего используют экшн-камеры, а в свое время мы начинали снимать еще на пленку. Был период, когда я прыгал с пленочной камерой и с пленочным фотоаппаратом на своем шлеме, и сейчас навряд ли кто-нибудь сможет это повторить. Современные камеры продаются уже в защитном чехле, и вам нужно всего лишь вовремя нажать на кнопку. Представьте себе, каково было раньше: нам приходилось самостоятельно изготавливать боксы из стеклопластика и специальную оснастку для камеры. Во время прыжка вы не сможете снимать на фотоаппарат вручную, это очень опасно. Поэтому можно было взять в рот детскую соску, внутри которой находилась клемма: сжимаешь зубы — цепь замыкается и аппарат срабатывает, и точно так же можно было вывести кнопку на указательный палец левой руки. Сегодня оборудование невероятно легкое и практически не мешает спортсменам, а тогда нам приходилось изготавливать анатомические шлемы, которые позволяли правильно распределять нагрузку. В случае прыжков с тяжелыми кинокамерами шлем даже имел плечевые упоры, дабы разгрузить шею в момент рывка на раскрытии. — За прошедшие 19 лет технологии, безусловно, шагнули вперед. На ваш взгляд, современные камеры, которые позволяют осуществлять , превосходят по качеству и удобству те, что были в конце 90-х? — Разумеется, если мы говорим о комфорте во время съемке, современные экшн-камеры вне всякой конкуренции, хотя и пленочное оборудование было весьма неплохим. Все стало намного легче и удобнее, но разрешение картинки, на мой взгляд, даже опережает свое поколение. К примеру, у меня есть возможность снимать видео в разрешении 4К, но далеко не каждый компьютер в состоянии его обработать. Камеры определенно развиваются быстрее, чем софт, так что у современных устройств впереди еще очень большой промежуток времени, на протяжении которого они будут оставаться актуальными. Ссылка на оригинальное видео
Еще одним человеком, поделившимся с нами секретами профессионального мастерства, был Роман Усатов , директор компании « АльпПром », предоставляющей услуги промышленного альпинизма. Именно эти люди осуществляют высотные работы на строительных сооружениях там, где нет возможности разместить подходящую опору. Профессиональный опыт Романа составляет 16 лет, 7 из которых ему лично пришлось провисеть на стенах зданий и в жару, и в снег, и в дождь. Для него альпинизм — это только работа, но Усатов уверяет, что лучше всего со своими обязанностями справляются те, кто и в свободное от трудовой деятельности время увлекается спелеологией и горным альпинизмом. — Какие внешние факторы сильнее всего влияют на работу промышленного альпиниста? — В первую очередь, конечно, погода. Есть жесткая привязка к высоте и ветру: чем выше здание и сильнее ветер, тем тяжелее становится работать. К примеру, если высота здания составляет 150 метров, при этом работы производятся на высоте всего 20 метров, то веревка получается очень длинной и амплитуда от точки крепления очень большая. За счет этого ветер может оттолкнуть вас от здания, что приведет к сильному удару о его поверхность, когда вы вернетесь. Для этого существует специальная страховочная система, у нее нет четкого регламента — мы разрабатываем все сами. Когда ветер достигает более 16 м/c, работать становится уже небезопасно, а в дождливую погоду серьезно ухудшается видимость. Температура тоже играет важную роль, в первую очередь от нее зависит комфорт самих альпинистов. Кроме того, немалую роль играют архитектурные особенности. Бывают такие точки, на которые мы никогда не пускаем новичков. В сложных ситуациях лучше всего справляются спелеологи, которые совмещают работу со своим хобби.

Во время работ вы часто производите съемку объекта? — Да, конечно. Заказчику всегда интересно получить наглядный отчет о том, как протекает работа и какие именно дефекты нужно устранить на здании. Как правило, мы снимаем на экшн-камеры, или же ведем съемку снизу, с помощью мощного фотоаппарата. Иногда альпинисты снимают друг друга, чтобы получился более удачный кадр. В этом случае погодные условия играют ключевую роль: часто из-за городского смога ухудшается видимость, а во время тумана или сильного снега снимать попросту нет смысла — мало того, что ничего не видно, так еще и существует риск, что дорогое оборудование пострадает от попадания влаги или пыли. В подобных ситуациях выручают , которые хорошо защищены и не боятся непогоды. — Если бы у вас была возможность записывать видео в ультра-высоком разрешении и производить съемку на 360 о, это помогло бы вам в работе? — Да, в тех условиях, что работает наша команда, это сыграло бы на руку и нам, и заказчику. Во‑первых, мы можем получить намного более наглядное представление о проблеме, особенно если она носит глобальный характер. Во‑вторых это просто поможет снять намного более качественный и интересный материал, а это, как мне кажется, пригодится в любой сфере деятельности, а не только альпинистам. Ссылка на полное видео В заключение хотелось бы отметить, что сейчас подобные виды экстремального урбанистического туризма доступны всем желающим. Но если вы хотите не только испытывать острые ощущения сами, но и делиться ими с друзьями, то хорошая экшн-камера вам просто необходима.

Пришло время заключительно части моего диплома. Так как мой диплом планировался как творческий, то эта часть должна быть самой интересной. Мое творчество- это моя работа, она же фотография. Все снимки выше, которые были в дипломе в предыдущих постах тоже сделаны мной. Но в конце я решил доказать тот факт, что фотографирование экстремального спорта родило само по себе новый жанр фотографии, наряду с остальными. Более того, оно соединило в себе многие другие, начиная от портретной фотографии и заканчивая спортивными снимками. Вот об этом и будет финальная часть моего диплома.

Соль на ресницах Оли Раскиной после катания на виндсерфинге в Дахабе, Египет 2014 г.

Творческая часть. Экстремальная фотография как жанр

Жанровые особенности съемки экстремальных видов спорта
Разобрав в первых частях диплома понятие жанра, историю появления фотографии и её положение в мире на сегодняшний день, мы перешли к экстремальному спорту, который, как и любое другое действие в мире, не мог не оставить след в фотографиях. Более того, в виду того, что подобные кадры чаще всего очень выразительны и притягательны, они становятся популярны у зрителя, а многие мировые бренды используют экстрим в своих рекламных концепциях: от рекламы бренда Chanel c серферами, до рекламы фотокамер Nikon.

Макет рекламной полосы компании “Nikon” с использованием фотографий экстремального вида спорта в рекламе новой камеры.

Фотосъемка экстремальных видов спорта- это собирательный образ из всех жанров фотографии, как искусства.
Это может быть пейзажная фотография обрушения волны или нетронутых снежных гор.
Кадр снятый во время обрушения волны, которая из-за особенностей дна и маленькой глубины, заворачивается в трубу
Маврикий, 2014 г.


Камера: Nikon D800
Подводный бокс: SPL Waterhousing

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 4,5

Для того, чтобы снять подобный кадр, нужно не только специальное фотооборудование, подводный бокс для камеры, но и особые навыки съемки и знания того, как устроен океан, а так же хорошая физическая форма. Подобный кадр может быть опубликован как в журналах, связанных с путешествиями, так и в спортивных тематических изданиях, посвященных серфингу.

Фотографией экстремального спорта может быть портрет атлета до, во время, или после тренировки, выступления. Здесь важно соблюсти правила портретной фотографии.
Портрет Оли Раскиной во время зимнего шторма на берегу Черного моря в Анапе. 2015 г.


Камера: Nikon D800E
Flash: Elinchrom Ranger Quadra
Transmitter: Pocket Wizard Plus X
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 5,6


В данной съемке было важно не только сделать кадры с катанием, но и показать всю историю происходящего. Невозможно было обойтись без портретов для полноты репортажа о том, как атлет впервые покорял штормовые волны в зимнее время года. Место съемки выбрано не случайно: поскольку вся фото-история снималась в воде, то для портретов выбрана набережная о которую разбиваются большие волны. Для съемки использованы фотовспышки для того, чтобы зафиксировать “заморозить” брызги воды и высветлить атлета в плохую погоду. Отдельно стоит обратить внимание на то, что при подобных съемках нужно полностью отдавать себе отчет в том, что штормовое море очень опасно и волны приходят различного размера, а вода температурой уже менее 10 градусов по Цельсию. Важно не только не облить соленой водой фототехнику, что для неё может быть фатально, но и помнить о безопасности как спортсмена, так и самого фотографа.

Пример рекламной съемки
На фото профессиональный скейтбордист и сноубордист Максим Круглов прыгает через внедорожник Amarok марки Volkswagen
Красная Поляна, Россия 2015 г.


Камера: Nikon D4s

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 13

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8


Подобное совмещение бренда со спортом не ново и имеет большую популярность в виду экспрессивности и зрелищности экстрима. Зритель разглядывает фотографию и запоминает её и у него остается также память о бренде, который рекламируется. Примеров того, как найти подобную связь, может быть много. Она может быть естественной как здесь: джип, а значит высокая проходимость, горы, снег и в конце концов сноуборд. А можем быть не такой логичной, но запоминающейся и дерзкой. К примеру, мы могли бы представить на этой фотографии моделей в новой коллекции бренда от кутюр на переднем плане и подобный кадр мог бы тоже “сработать”. В современном мире рекламы главное- это иметь вирусный и запоминающийся эффект.

Использование макро-фотографии в съемке экстремальных видов спорта.
Соль на ресницах профессионального виндсерф-атлета Оли Раскиной
Дахаб, Египет, 2014 г.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 13

Модель объектива: 60.0 mm f/2.8


Если смотреть на подобный кадр без контекста и подписи, он не скажет много, но если использовать этот снимок в репортаже, в большой статье в журнале о конкретной поездке, о месте или, непосредственно об атлете, то среди других он покажет иной ракурс и иной взгляд на проблематику материала. Таким образом, мы сможет увидеть спорт и с иной стороны, совсем незначительной и в тоже время интересной зрителю

Постановочные фотографии в экстремальных видах спорта.
Ночное фото с профессиональным сноубордистом, Артемом Шелдовицким, которое победило в номинации “Люди, события, жизнь” в фотоконкурсе “The Best of Russia 2013”
Красная Поляна, Сочи, Россия, 2013 г.


Выдержка: 1/30

Диафрагма: 5

Модель объектива: EF16-35mm f/2.8L II USM


Кадр снят с использованием одной фотовспышки, которая находится за спортсменом, относительно фотографа. Она синхронизируется в нужный момент по радио каналу с помощью специального передатчика. Момент выбран не случайно: атлет на большой скорости делает поворот в свеже выпавшем снегу так, что он поднимается и взлетает словно облако. Вспышка фиксирует этот момент. Кроме этого, из-за снегопада, который шел во время съемки, левый верхний угол создает ощущение звездной ночи, так как каждая снежинка выделилась контровым светом. Подобный кадр очень сложно снять прежде всего потому, что логистический очень трудно остаться в горах на ночь. Кроме этого очень важно застать правильную кондицию снега, который ещё не слежался или не превратился в мокрый из-за повышения температуры, что свойственно снегопадам.

Экстремальная фотография, как часть фоторепортажа со всеми стилистическими особенностями жанра.
Один кадр из серии снимков, посвященных катанию на серфинге на берегу Черного моря. На фото Сергей Расшиваев, профессиональный атлет, готовиться к тому, чтобы пойти в штормовое море в районе деревни Хоста около Сочи
Россия, 2014 г.


Камера: Sony A7r
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1250

Диафрагма: 4,5


На переднем плане обычные голуби и вместе с изображением серфера они создают диссонанс: зритель не может понять, почему человек стоит на не океанском берегу с доской для серфинга? Все привыкли видеть этот вид спорта у океана с голубой водой и чистыми песчаными пляжами. Здесь же природа и окружение противопоставляется спорту, что делает интересным этот кадр для публикации как в журнале о путешествиях, так и в место газете в заметке о том, что серфинг в России возможен.
Фото автора

Фотография экстремального спорта может быть необходима и с научной точки зрения.
Снимок прибрежной зоны острова Маврикий сделан из вертолета.
2014 г.


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/400

Диафрагма: 9

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8


Кадр полезен одновременно и серферам, которые могут понять где находится волна для катания, где размещается пик её обрушения и куда уходит течения, так и ученым, чтобы понять расположение рифа и строение дна у берега. Одновременно, он служит и прекрасной иллюстрацией к статье о путешествии на остров.

Кроме этого, фотография экстремальных видов спорта привнесла собственные приемы в другие жанры. К примеру, в фотографировании традиционного спорта очень популярен прием съемки “с проводкой ”, который призван показать скорость движения объекта за счет длинной (1/50 секунды и более) выдержки затвора.

Кадр с виндсерфером на волне снят с выдержкой 1/40 секунды, чего было вполне достаточно, чтобы размыть воду и брызги от обрушения волн, но все же удержать спортсмена в резкости. Подобный эффект придет фотографии большую естественность
Маврикий, 2014 г.


Камера: Canon 5D MarkII

Выдержка: 1/40

Диафрагма: 29

Модель объектива: EF300mm f/2.8L IS USM +1.4x


Стоит сказать, что данный прием - съемка с проводкой, не очень популярен в экстриме, поскольку часто движение объекта происходит в разных плоскостях и он получается смазанным. Для того, чтобы показать движение спортсмена был открыт и придуман иной способ называемый раскадровка - серийная съемка всего времени выполнения трюка с момента вылета с трамплина, до момента приземления.
Дмитрий Кольцов выполняет прыжок и делает сальто с вращением назад с захватом доски по центру у переднего края. Трюк называется Back Flip Indy Grab
Автрия, 2013 г.


Камера: Canon 7D
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/640

Диафрагма: 2

ISO Speed Ratings: 640

Модель объектива: EF50mm f/1.4 USM


Для съемки подобных кадров необходима “скорострельная” цифровая камера, со скоростью съемки более 6 кадров в секунду, а так же необходима компьютерная пост-обработка в программе Photoshop. При выборе ракурса стоит представить траекторию полета и выбрать такую точку, где он будет виден лучше всего, а каждый последующий кадр со спортсменом не будет накладываться на предыдущий. То есть, ракурс с боку оптимальней всего. Лучше всего использовать средне- и длинно- фокусные объективы, где искажения не так значительны, а в кадр обязательно брать как момент вылета, так и приземления.
Полный процес того, как делать подобный кадры я описывал ранее в моем дневнике.

Фотосъемка во время соревнований по экстремальным видам спорта
Как и в фотосъемке любого события, нужно обладать умением снимать репортаж, то есть фиксировать все грани происходящего, уметь смотреть и отображать на фотографии конкретные объекты и не терять из виду общность того, что твориться вокруг. Фоторепортажем может служить единственный кадр с события или целая фотоистория. Кроме этого, важно в процессе выбора кадров и пост-обработки важно выделить самое необходимое, то есть отобрать из 1000 кадров 100, а потом из 100 - 10 лучших. В этих десяти кадрах должны быть разнопланово зафиксированы все моменты происходящего. Это умение позволит вам самостоятельно, без помощи фоторедактора, показать ваш взгляд на это событие.
На примере работы автора на Чемпионате Мира в Красной поляне в 2013 году и Олимпийских Играх в Сочи в 2014 году, можно увидеть различия в съемке одного и того же вида спорта при ориентации на обычного зрителя, спортивный журнал, лайфстайл журнал или издание, посвященное экстремальным видам спорта.

Спортивному журналу необходимы: спорт, крупные кадры, репортаж.
Это может быть как серия кадров, где есть участники соревнований, желательно финалисты и победители, подиум, момент награждения, зрители и эмоции. В виду специфики печати и небольшого формата изданий, нужны крупные кадры, хлесткие, информативные, с ясным прямым контекстом.
Крупный кадр с Олимпийской Чемпионкой Торой Брайт. Чемпионат мира, Сочи 2013 г.

Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/640

Диафрагма: 2,8

Тора Брайт упала в этой попытке и уже не делает никакой трюк, а просто эффектно проезжает по стенке хаф-пайпа и срезает острым кантом сноуборда слой льда. С точки зрения экстремальной фотографии этот кадр не подойдет. С точки зрения спортивного журнала- хороший момент с крупным изображением спортсмена.

Лайфстайл журналу необходимо: эмоции, эффектная картинка, зрелище. Лайфстайл журналы, такие как Men’s Health, могут сделать репортаж про соревнования, но возьмут совершенно другие кадры. Их не очень интересует трюк. Им интересны эмоции, люди и момент.
Зритель должен зацепиться за кадр, а чаще всего это бывает именно одна фотография.
Юрий Подладчиков во время финала по хафпайпу на Зимних Олимпийских играх в Сочи
2014 г.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8

Примером хорошего кадра для лайфстайл журналов может послужить снимок с Юрием Подладчиковым во время оглашения результатов его финальной попытки. Все камеры направлены на атлета и все ждут оглашения результатов и того, кто победит.

Журналу, посвященному экстремальным видам спорта необходимо: правильный ракурс, лучший момент трюка, идеально выполненный трюк спортсменом, подиум.
Тора Брайт, тренировка перед финалом по хафпайпу на Зимней Олимпиаде в Сочи
2014 г.


Камера: Nikon D4

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 4

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8


На данном кадре, снятом во время Олимпиады в Сочи, атлет делает один из трюков на сноуборде в хаф-пайпе. Момент вылета снят идеально: спортсмен держит доску где необходимо, находится в наивысшей точке прыжка, правильно развернут к камере. Кроме этого, благодаря ракурсу видна высота вылета и фигура- это очень важный момент в съемке экстремальных видов спорта. Главное, это не просто показать спортсмена, а показать в кадре всю траекторию его полета: откуда и куда он движется. Благодаря фирменной символике Олимпийских игр, кадр становится привязанным к конкретному событию, а благодаря отлично читаемому логотипу на сноуборде, подобный снимок будет востребован и спонсорами атлета.

Главное различие в подборе материала в том, что одним нужен репортаж, вторым нужны эмоции, а третьим нужна техника съемки. При подготовке к работе нужно учесть каждый из этих пунктов, как во время фотографирования, так и при последующей сдаче фотоматериала заказчику.
Безусловно, есть свои особенности в каждом виде спорта. Например, съемки серфинга можно вести, условно, лишь с четырех позиций: с берега, из воды, с лодки или с вертолета. В каждой из позиций фотограф должен находить свои преимущества и устранять недостатки. Часто из-за невозможности серьезно изменить ракурс, нужно искать пути и решения для того, чтобы сделать репортаж более разносторонним, например, используя разные объективы, ракурсы и приемы съемки.
При фотографировании соревнований в горах прежде всего стоит думать про безопасность самого фотографа. Необходимо обладать специальными знаниями о состоянии снежного покрова, о погодных условиях, разбираться в формировании лавин и вероятных местах их спуска, чтобы остерегаться подобных районов.
Набор фототехники, необходимой для фотосъемки экстремального спорта, очень широкий. Сюда входят и профессиональные спортивные объективы, высокоскоростные камеры, портретные объективы, фотовспышки, макро-объективы и другую фототехнику.
Вот примерный список техники, который может помочь в достижении хороших результатов:
-Профессиональная репортажная цифровая зеркальная фото камера Nikon D4s или аналоги. Подобный аппарат позволяет снимать со скоростью 11 кадров в секунду, что очень важно при съемке спорта. Кроме этого, размер сенсора идентичен размеру узкоформатной пленки, что дает высокое качество и разрешающую способность.
- Широкоугольный зум - объектив Nikon Nikkor ED AF-S 24-70mm F/2.8 Подобный объектив дает возможность делать общие планы и фокусироваться на отдельных портретах. Он обладает хорошей светопропускность способностью и высокой светосилой. Это дает возможность работать в темное время суток.
-портретный объектив Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G
идеальный, легкий светосильный портретный объектив с красивым размытием заднего плана позволит сделать не только хорошие портреты атлетов, но и проводить съемку в темное время суток.
- теле-зум - объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II. Эта модель обладает уникальными характеристиками, которые необходимы для съемки спорта. Объектив не только очень светосильный (постоянная минимальная диафрагма с относительным отверстием 2.8), но ещё имеет сверхзвуковой мотор для автофокуса и систему стабилизации изображения. Один из самых используемых объективов в съемке спорта позволяет находиться достаточно далеко от атлета, что дает возможность работать с ним на соревнованиях.

Набор фототехники может быть гораздо больше, поэтому здесь приведен список лишь основных объективов. Если есть возможность, то в каждую поездку или экспедицию лучше брать две камеры на случай, если одна выйдет из строя. Что касается объективов, то одним из главных факторов часто является вес фоторюкзака. Иногда просто нет возможности взять дополнительное фотооборудование.
Для съемки спорта, и уж тем более экстремальных видов, фотографу необходима профессиональная экипировка, потому что все движения происходят очень быстро, а условия работы зачастую сопряжены с плохими погодными условиями или сложной климатической обстановкой. Все это негативно влияет на работу техники, а значит выводит её из строя. Необходимо сразу же использовать профессиональную линейку камер и объективов с максимальной защитой от влаги и перепадов температуры. Это требует серьезных денежных вложений, что является одним из важных факторов того, что в мире не так много тех, кто снимает экстремальные виды спорта. Второй важный момент в работе - это отличное физическое здоровье, поскольку во многих случаях фотограф должен преодолевать схожие физические нагрузки, что и атлет. И третье - это правильный подбор одежды, обуви и других вещей. Хороший кадр сложно сделать, если в ботинках хлюпает вода.

Организация работы фотографа во время заказных съемок

В современном мире, работа фотографа не заканчивается моментом нажатия кнопки. Зачастую на его плечи ложится весь организационный и логистический процесс перед самой съемкой. При подготовке к какому-либо проекту необходимо следовать следующим правилам:

Предварительная подготовка:

Определиться с целью проекта.
Определиться с задачами. Пример: Фото-история из 20-30 снимков в трех разных направлениях: а) спорт б) постановочные и портретные фотографии в) репортажная съемка или lifestyle съемка
выбрать место съемки исходя из вида спорта, особенностей съемки, прогноза, бюджета, времени года, даты сдачи материалов.
Подготовить бюджет поездки, стоимость работы фотографа и всей команды
Заключить договор с компанией на работу
Провести логистическую работу по покупке билетов, аренде жилья, автомобиля и других необходимых вещей.

На этом заканчивается предподготовка. Часть этой работы может быть делегирована менеджерам, но опыт и практика показывают, что в подобных вопросах стоит быть осведомленным и самому фотографу.

Работа на месте:
С учетом прогноза и других факторов распланировать съемки в поездке
Провести фотосессии, обеспечивая не только высокий уровень работы, но и заботясь о безопасности фотографа и атлета
Согласно заданию сверить проделанную работу

Из-за работы на современные цифровые фотоаппараты, сама съемка - это только 50% сделанного. Вторая половина работы - это качественная пост-обработка на компьютере в специальных программах, таких как Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, Apple Aperture и др., на которую изначально необходимо заложить достаточное количество времени.

Работа после поездки:
Первичный отбор и обработка фотогарфий
Передача первого отбора заказчику и обсуждение финальной обработки и выбора снимков
Передача фотоснимков в необходимых форматах
Подписание акта приема-сдачи материалов
Архивация и хранение фотоматериалов на жестких дисках

Нужно понимать, что профессия фотографа строится на качестве его работы, имидже и авторитете. Другими словами, лучше всего за фотографа говорят не дипломы и сертификаты о законченных курсах, а его фотографии. Если он сделал свою работу хорошо, то заказчик к нему вернется. Более того, одним из главных факторов является “сарафанное радио”, когда фотографа советуют другим заказчикам. Отсюда вытекает одно из главных правил профессиональной работы: достаточно сделать свою работы некачественно хотя бы один раз и результат не заставит себя ждать - вы потеряете не одного клиента. Напротив, выполняя свою работу день ото дня усердно и профессионально, вы обретаете много новых клиентов, заказчиков и возможностей.

Далее в финальной части дипломной работы я показываю два реализованных мной проекта связанных с фотографией. Отчасти, это те проекты, результатом которых я доволен и горжусь, отчасти- это одни из последних моих проектов, а я всегда считаю, что лучшая съемка это та, которая была заключительной.

Выполненный творческий проект №1

Фотопроект для компании “Red Bull”.
Эта фотоистория про нового члена международной команды Red Bull Олю Раскину. Она состоит из двух частей. Первая фотосессия проходила в студии с использованием искусственных источников освещения. Была задача красиво снять атлета с использованием логотипов фирмы.
Вторая часть более сложная. Была организована поездка в Южную Африку в город Кейптаун для съемки кадров на воде, кадров с катанием и отдельной истории, состоящей из портретных непостановочных снимков.
Дата выполнения проекта: март 2014 года.
Фотографии из этой серии были не раз опубликованы в российских и международных журналах и использовались в рекламных компаниях.

Прыжок на виндсерфе на волне
Съемка велась с берега на длиннофокусный объектив.


Камера: Nikon D4

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 4,5

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8

Проезд по волне на виндсерфинге.
Съемка велась недалеко от мыса Доброй Надежды в один из дней, когда на океане был сильный шторм. Особая сложность работы в этом месте заключается в его сильной удаленности от города, отсутствием спасательной службы на берегу, а так же большим скоплением большой белой акулы.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 4

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8


Портретный снимок атлета с использование брендированой бутылки для воды в целях продвижения логотипа RB


Камера: SOny A7r
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/160

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: FE 35mm F2.8 ZA


Портрет из студии


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 2

Кадр с катанием на виндсерфинге на волне, снятый из воды


Камера: Nikon D800
подводный бокс: SPL Waterhousing
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/2500

Диафрагма: 10

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8

Портретная сессия перед катанием во время сборки оборудования для виндсерфинга

Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/8000

Диафрагма: 1,8

Модель объектива: 50.0 mm f/1.4

Снимок с виндсерфингом во время заката


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 4,5

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8

Кадр с прыжком, сделанный из воды


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 4

Модель объектива: 50.0 mm f/1.4

Кадр из студии с постановочным светом

Камера: Nikon D800

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/160

Диафрагма: 4

Выполненный творческий проект №2

Фотопроект Маврикий “Остров красок” - фотовыставка на Цветном бульваре в городе Москве при поддержке Министерства по туризму о. Маврикий, а также министерства по культуре г. Москва. Проект создан с целью популяризации туристического направления на острове. Целью автора было показать многогранность острова с точки зрения его культурных, туристических и природных ценностей. Фотовыставка проходила в течении ноября 2014 года. Кроме этого, многие из этих снимков были опубликованы в российских и международных журналах.

Вид на остров Маврикий с вертолета


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1250

Диафрагма: 5,6

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8

Катание по гигантским волнам во время зимнего шторма. Вид сверху, снятый из вертолета


Камера: Mikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 8

Модель объектива: 70.0-200.0 mm f/2.8


Местные жители отмечают религиозный праздник “Ганеша-чатуртхи” - день рождение одного из главных богов Ведической культуры, Ганеши.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/125

Диафрагма: 2,8

Водопад Родчестер на острове Маврикий. Снято с использованием длинной выдержки


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 15

Диафрагма: 22

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8

Дельфины, обитающие вокруг острова. Подводная съемка


Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 3,5

Модель объектива: EF24-70mm f/2.8L USM

Ночное небо в рыбацкой дереве


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 26

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: 14.0-24.0 mm f/2.8

Серфер проныривает волну во время её обрушения на риф


Камера: Canon 5D MarkII
Подводный бокс: Aquatech

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/500

Диафрагма: 5,6

Модель объектива: EF24-105mm f/4L IS USM

Дерево баньян ночью


Камера: Nikon D800

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 13

Диафрагма: 1,4

Модель объектива: AF-S Nikkor 24mm f/1.4G ED


Стадо диких оленей


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/400

Диафрагма: 8

Модель объектива: 80.0-400.0 mm f/4.5-5.6

виндсерфер поймал гигантскую волну высотой более десяти метров


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/2000

Диафрагма: 8

Модель объектива: 70.0-200.0 mm f/2.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе автор на примере собственного опыта и работы доказал всю полноту и зрелищность такого жанра, как фотография экстремального спорта. Кроме этого, он определил, что в данном жанре есть определенные рамки, а так же правила и при этом он вбирает в себя многое из других направлений в искусстве фотографии.
Начав диплом с темы появления фотографии в природе и её современное положение, мы перешли к возникновению экстремальных видов спорта. Выяснив, что такие виды спорта прежде всего ассоциируются с личностью, провели анализ лучших мировых и российских атлетов в разных направлениях с использованием снимков автора, тем самым показывая его опыт в работе в этом направлении. Кроме этого, в конце диплома показывается два примера законченных серьезных фотопроектов, которые автор реализовал самостоятельно.
Накопление любого опыта- это лишь промежуточный этап становления профессионалом в своем деле. Потенциальная возможность его накопления означает лишь то, что автор ещё находится на пути развития. В то время как профессиональное признание останавливает рост.
«Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом -
Которую ты так и не покорил».
Поэт Владимир Высоцкий, часть музыкальной композиции “Вершина”

Защита диплома состоялась в июле 2015 года.
Оценка: Отлично
Дипломный руководитель: И.А. Панкеев
Рецензент: Т. Е. Иванова
Рецензия ниже под библиографией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: Астрель, 2003.
Бакулин О. А., Семова Л.В. В мастерской фотожурналиста: Сборник статей. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
Березин В. М. Фотожурналистика: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2006
Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики, 2012
Ефремов А. Фотография в экстремальных условиях. - СПб.: Питер, 2012
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. - М.: Высшая школа, 1988.
Фотоконкурс The Best Of Russia. - http://www.timelesshemingway.com/faq http://www.redbullxfighters.com/en_INT
Сайт шоу Nitro Circus. - http://nitrocircus.com
Рекламное видео бренда Chanel на сайте youtube.com. - https://www.youtube.com/watch?v=8asRWe5XNw8

Рецензия на дипломный проект «Фотография экстремального спорта как жанр»
студента Y курса в/о ИЖЛТ К. В. Умрихина
научный руководитель — д. ф. н. И. А. Панкеев
специализация — «Фотожурналистика»

Диплом включает в себя: введение, главы: 1, 2, 3, заключение, список использованной литературы. Все формальные требования к дипломной работе соблюдены.

В главе «Введение» автор формулирует цель работы — исследование различных методов и подходов при фотографировании экстремальных видов спорта; задачи — анализ традиционных жанров фотографии с намерением доказать, что все они используются в фотографировании данных видов спорта, что приводит, в свою очередь, к возникновению нового синтетического жанра — фотографии экстремальных видов спорта. Объектом исследования выступают экстремальные виды спорта (история возникновения, отражение в фотографии, выявление специфических особенностей их съёмки). Исследование имеет и практическую пользу, по словам автора: «Оно может помочь другим фотографам и авторам ознакомиться с историей появления экстремальных видов спорта, с ведущими мировыми и российскими атлетами, а главное — узнать правила и подходы при фотографировании различных видов экстремального спорта. Основные положения могут быть использованы в образовательных курсах по фотографии».

В первой главе изложена история фотографии (возникновение и формирование жанров) и описано её современное состояние.

Во второй главе дан анализ феномена «экстрим» (экстремальные виды спорта, ведущие спортсмены, соревнования — в мировом контексте) и появление нового жанра фотографии, который фиксирует это явление.

В третьей главе автор определяет специфику нового синтетического жанра фотографии, опираясь на собственный опыт работы; скрупулёзно перечисляет все этапы съёмки и технические средства, необходимые для фотожурналиста, занимающегося фотографированием экстремального спорта.

Глава «Заключение» суммирует результаты работы.

Особенно ценным в дипломном проекте является использование профессионального опыта автора — блестящего знатока и пионера в области фотографирования экстремальных видов спорта: все наблюдения и выводы сопровождаются авторскими фотографиями. На основе этой работы мы можем говорить о новом жанре фотографии, который не только синтезирует в себе особенности традиционных жанров, но и выражает уникальный опыт спортсмена-экстремала (по мнению автора, ссылающегося на психологические исследования и собственные наблюдения, тяга к «экстриму» основана на самопреодолении — это соревнование с самим собой, это вызов самому себе и человеческой природе в целом). Такая точка зрения естественно предполагает системный подход к съёмке, где учитывается личность спортсмена (атлета, по терминологии автора), черты его характера, сила его духа, его физические возможности, его умение взаимодействовать с окружающей средой — что колоссально повышает роль фотожурналиста в этом процессе и требует от него не только высоких профессиональных, но и человеческих (личностных) качеств.

Диплом заслуживает высшего балла — отлично.

Преподаватель — Т. Е. Иванова



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок