Сколько клинических смертей было у высоцкого. Почему умер Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий стал легендой советских музыки, театра и кинематографа. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество очень сложно классифицировать, так как он выходит за рамки и расширяет их. Обычно Высоцкого относят к бардовской музыке, но при этом его манера исполнения и тематика текстов совершенно отличались от принятых в бардовской среде. Сам музыкант тоже открещивался от этого движения.

Первый канал

Детство и юность

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в огромной коммуналке. Отец поэта – бард и актер, уроженец Киева, ветеран ВОВ, а мама - переводчик-референт. Когда началась война, Владимиру Семеновичу было всего четыре года, поэтому мама приняла решение уехать с сыном в Оренбургскую область. Там Высоцкий жил около двух лет, а после эвакуации семья вернулась обратно в Москву.

Спустя два года по окончанию войны родители разошлись. В девятилетнем возрасте Владимир Высоцкий попал в оккупированную послевоенную Германию, поэтому его детство нельзя назвать радужным, в отличие от сверстников, находящихся в столице СССР. Будучи в Германии, Володя посещал уроки игры на фортепиано. Его мама вышла замуж во второй раз, с отчимом Высоцкий был в непростых отношениях. Родной отец также женился во второй раз, но с мачехой у музыканта сложились отношения лучше.


Kulichki.com

Вернулся в Москву молодой поэт в 1949 году, поселившись с отцом и его женой. Именно там состоялось знакомство Высоцкого с музыкой, а точнее, с веселой молодежью 50-х годов, которая подтолкнула его к пению. Первые аккорды Владимира Семеновича – это мотивы блатной романтики, популярное направление для тех, чье детство прошло в период войны. По вечерам компании собирались, чтобы поиграть на гитаре песни о Колыме, Воркуте и Мурке. Тогда у Владимира Высоцкого начался серьезный роман с гитарой.

В возрасте 10-ти лет Владимир Семенович начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру. Окончив школу, Высоцкий поступил в московский строительный, но через полгода осознал, что попал «не туда» и бросил учебное заведение.


Humus.livejournal.com

По легенде, Владимир сделал это внезапно и достаточно эксцентрично. Всю новогоднюю ночь будущий актер вместе с однокурсником провели за подготовкой к сессии, делали чертежи, без которых нельзя было получить допуск к экзаменам. После нескольких часов кропотливой работы чертежи были готовы – и тут Высоцкий схватил со стола банку туши и вылил на свой лист. Владимир понял, что больше не может находиться в этом учебном заведении, а оставшиеся полгода решил потратить на подготовку к новому поступлению.

После этого молодой харизматичный парень поступил во МХАТ и уже через три года дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». Затем Владимир Семенович сыграл первую небольшую роль в киноленте «Сверстники».

Театр

После выпуска со школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в театр им. Пушкина. Вскоре актер ушел в Театр миниатюр, играя там в маленьких эпизодах и массовке, что большого энтузиазма не вызывало. Были также неудачные попытки пробиться в театр «Современник».


РИА Новости

В итоге по душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и трудился. Здесь Высоцкий примерил образы Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир, выступал во Франции, Польше, Германии, Венгрии и Болгарии, несколько раз смог съездит в США, побывал в Мексике, Канаде и на Таити.

Музыка

Тексты к песням Владимир Высоцкий писал сам. Первые стихи Высоцкий написал еще в школе. Стихотворение «Моя клятва» молодой поэт посвятил Сталину и в лирической манере скорбел о смерти вождя. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.

Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.

Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у , которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.


Rock Cult

В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».

В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.

В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.


ТВ Центр

В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.

В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.

Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.

В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.

В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.

Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.

Фильмы

В биографии Владимира Высоцкого в равной степени переплетались театр, кино и музыка. Свою первую, эпизодическую роль в фильме «Сверстницы» Высоцкий сыграл еще во время учебы во МХАТе. Но по-настоящему кинематограф открыл Владимира Семеновича как актера в 1961 году, после съемок в киноленте «Карьера Димы Горина». Потом последовал «713-й просит посадку» и другие фильмы. Но главных ролей так и не было, Высоцкий начал злоупотреблять алкоголем. Это многое перевернуло в худшую сторону.

Серьезный успех настал только в 1967-ом с выходом фильма «Вертикаль», к которому он написал все песни. О Высоцком тут же узнала вся страна, одновременно и как об актере, и как о музыканте.

Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Высоцкий не мог этого проигнорировать и после едкий статей на тему, о чем поет Высоцкий, направил в Центральный Комитет письмо, где назвал эту критику резкой и бездоказательной.

Кумир миллионов Владимир Высоцкий стал презренным советской власти. Ему часто отказывали в ролях, а песни не выходили в эфир, поэтому на протяжении 70-х годов актер мало снимался. В Театре на Таганке его то увольняли за пьянство, то снова утверждали на главные роли. Высоцкий несколько раз чуть ли не «загремел» на тот свет из-за слабого сердца, переутомления и продолжительных запоев. Но в то же время, именно в этот период Высоцкий сыграл своего Гамлета, который запомнился миллионам. Самую сложную и притягательную роль Владимир воплотил в своей особой манере и бесконечно талантливо.

На телевидении вышла эстонская передача, посвященная Высоцкому, «Парень с Таганки». Это было первое появление артиста на телевидении не в художественном фильме. Об актере много писали и снимали. О нем вышла статья в журнале «Театр», позже Высоцкого позвали выступить на французском телеканале, где он исполнил свою биографическую «Балладу о Любви». Но по Центральному телевидению ни одно интервью или концерт Владимира Высоцкого при его жизни показаны не было. Иногда были попытки записать интервью для Центрального телевидения. Например, Высоцкий беседовал с Валерием Перевозчиковым, но впоследствии пленку с передачей смыли, не оставив ничего, кроме небольшого финального фрагмента на несколько минут.

Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл «своего» любимого героя – Глеба Жеглова, а также выступил в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Тогда режиссер был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.

Владимир Высоцкий очень хотел сняться в американском фильме «Красные». Он записал видеообращение к Уоррену Битти, который должен был стать режиссером фильма. Но запись в США так и не дошла.

Личная жизнь

Когда Владимир Семенович учился на первом курсе МХАТа, он познакомился с сокурсницей , которая в итоге стала его первой женой в 1960 году. Брак не продлился долго, супруги часто ссорились и, не прожив вместе и года, развелись.

Второй женой актера стала . Они познакомились через год после развода Владимира Семеновича с первой женой. В этом браке Абрамова подарила музыканту двоих детей, что не смогло спасти семью, и уже в 1968 году пара также разошлась. Оба сына Высоцкого впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кино. Младший сын, управляет Государственным культурным центром-музеем В.С. Высоцкого.


Woman.ru

В третий раз Высоцкий женился на , которую впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился в актрису. Многие годы музыкант мечтал о красивой женщине, пересматривая картину с ее участием. Их знакомство все-таки свершилось. Однажды, после просмотра спектакля Высоцкий посетил ресторан, где как раз отдыхала Влади. Тогда мужчина прямиком направился к ней, взял за руку и долгое время не сводил с Марины глаз. В 1970 году Влади и Высоцкий поженились.

Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, осуществилась его давняя мечта. Так продолжалось 10 лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой.


AdMe.ru

Но и в этой семье все было не так гладко. У Высоцкого была скандальная репутация, о нем и его женщинах ходило множество слухов. Уже в наше время в биографии «Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывается о романе артиста с некой Татьяной Ивлевой в последние годы жизни. Девушки с таким именем никогда не существовало, но это вовсе не значит, что знаменитого музыканта оболгали и приписали женатому мужчине несуществующую любовь на стороне.

Последней любовью Высоцкого стала студентка Оксана Афанасьева. Он влюбился случайно и с первого взгляда. Как позже рассказала, Оксана он стал ее первой и, наверное, единственной настоящей любовью. Разница между влюбленными была больше 20-ти лет. Оксана была дочкой известного литератора, поэтому не испытывала никакого трепета перед известными личностями, гораздо больше она боялась, что для популярного музыканта с репутацией алкоголика и бабника она станет только развлечением. Но это были настоящие чувства с нежными ухаживаниями и восхищением.


Woman.ru

Жена Высоцкого в это время жила своей жизнью в Париже, но знала о любовнице мужа. Оксана даже переселилась в квартиру к Владимиру, она знала, что тот женат, но воспринимало это как что-то далекое и не значимое. Музыкант изменял и ей. Владимир Высоцкий не скрывал своих отношений, открыто знакомил девушку со своими друзьями и коллегами.

Смерть

Владимир Высоцкий, несмотря на уверенный вид и высокий рост, не отличался крепким здоровьем. Сложно сказать, были ли к этому врожденные предпосылки или роль сыграла склонность артиста к алкоголю. Высоцкий курил по пачке сигарет в день и много лет был зависим от алкоголя. Он был творческой личностью, но его произведения постоянно критиковали, давили и откладывали. При всем при этом он помог бросить или хотя бы закодироваться многим своим известным друзьям. Он ловил их по городу в периоды обострений, уговаривал, давал привезенные Мариной из Франции таблетки. Так он вытащил по меньшей мере Даля и Ливанова. Многие знакомые музыканта утверждают, что в последние годы жизни и сам Высоцкий перестал употреблять алкоголь.


HitGid

Тем не менее, долгое время у Высоцкого были проблемы с сердцем и дыханием

Первый серьезный приступ произошел в 1969-м году. У Высоцкого пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. По началу, врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали известного певца и актера. Операция длилась 18 часов.

Алкогольная зависимость имела свои последствия, вызывая болезни почек и сердца. Врачи пытались бороться с особо тяжелыми состояниями веществами наркотического ряда. Неизвестно стало ли это причиной зависимости или музыкант сам решил, что наркотики помогут ему отказаться от алкоголя и справиться со своей болезнью, но факт остается фактом: к середине 70-х у Высоцкого развилась наркозависимость. Он постоянно увеличивал дозы морфия и амфетамина, к 1977-му Высоцки уже не мог жить без ежедневного употребления наркотических веществ. На тот момент музыкант уже был обречен, попытки лечение не возымели действия и Высоцкому предсказывали смерть в течение нескольких лет либо от передозировки, либо от абстиненции.


ThePlaCe.ru

В 1979 в Бухаре Высоцкий возможно пережил клиническую смерть. Биографы до сих пор спорят насчет этого факта.

25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где проживал музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери, что знает, что умрет в этот день. Он уснул только после укола успокоительного и умер во сне.

По просьбе близких вскрытие не проводилось, поэтому точная причина смерти Высоцкого так и не установлена. По нескольким источникам можно предполагать, что поэт, музыкант и талантливый актер умер от инфаркта миокарда или от асфиксии вследствие передозировки седативными средствами.

Друзья и супруга признавали, что Высоцкого убили наркотики, но опосредовано, передозировку никогда не упоминают в качестве вероятной причины смерти.


Русский Курьер

В газетах и по телевидению практически не афишировали смерть Владимира Высоцкого. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за самой даты смерти. Высоцкий умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить такое крупное международное событие некрологом. Сообщение о смерти актера вывесил в окошке кассы Театр на Таганке, и вокруг театра практически мгновенно собралась огромная толпа. Никто из купивших билеты на несостоявшиеся выступления Высоцкого не сдал их.

Информация о похоронах активно замалчивалась, но на прощание с музыкантом, казалось, пришел весь город. Как позже описала это Марина Влади, так не хоронили даже королей. Чтобы попасть на Ваганьковское кладбище гроб с Высоцким должен был проехать мимо Кремля. Официальные власти попытались смыть цветы и сбить портрет, чтобы не было видно, кого несут через центр Москвы, но до этого тихо скорбящая толпа грудь встала на защиту процессии. Люди зонтиками закрывали цветы, кричали на полицейских. Фотографии этого беспорядка обошли весь мир.


Русский Курьер

Для того, чтобы великого музыканта могли похоронить недалеко от входа, директору кладбища пришлось пожертвовать своей должностью. Могила Высоцкого оказалась просто завалена цветами. Поклонники гения не забывали о нем многие годы. До сих пор многие почитатели Высоцкого посещают его последнее пристанище и оставляют цветы. В 1985-м году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.

Фильмография

  • Сверстницы
  • Карьера Димы Горина
  • Живые и мёртвые
  • Война под крышами
  • Служили два товарища
  • Четвёртый
  • Бегство мистера Мак-Кинли
  • Знаки зодиака
  • Их двое
  • Место встречи изменить нельзя

Вот ещё одна статеечка:

ТАЙНА СМЕРТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО................

Андрей Бережный...........................

ОВладимире Высоцком написаны тысячи страниц. Тем более трудно привнестисюда что-нибудь новое, особенно человеку, никогда близко с поэтом необщавшимся. Но я хорошо знаю его творчество, стараюсь не упускать извиду публикаций о нем, особенно если их авторами являются люди,достаточно Высоцкого знавшие.

Меня всегда интересовала загадкасмерти Владимира Высоцкого. Я очень хорошо помню те июльские дни, дниОлимпиады... Известие о его смерти распространилось довольно быстро,хотя власти и пытались накинуть информационный намордник на это событие.

Помню,как горечь утраты была замешана на чувстве недоумения, досады - почемуон, и почему - так рано? Почему так внезапно ушел, находясь на вершинесвоей славы и популярности? Действительно, долгие годы мы ничего незнали о событиях, связанных с его смертью. Не знаем многого и теперь.Люди, которые могли бы пролить свет на многие вопросы, которыенаходились рядом с поэтом последние дни, часы и минуты его жизни,хранят молчание. Они не пишут воспоминаний, хотя знали поэта, пожалуй,как никто другой.

Данная статья и вопросы, поставленные в ней,основывается исключительно на свидетельствах очевидцев. На материалахскупых интервью, связанных с воспоминаниями о Высоцком, насопоставлении и анализе этих материалов. Из них следует, что последнимилюдьми, которые общались с поэтом, людьми, которые сыграли особую(зловещую?) роль в его жизни (смерти?), были главный администратортеатра на Таганке Валерий Янклович и лечащий врач Высоцкого АнатолийФедотов.

В данной работе мы восстановим и рассмотрим последние днижизни Владимира Высоцкого Эти последние дни, по словам В.Янкловича,начинаются с 18 июля 1980 года: "С 18 июля начинаются "последниедни"... Возможно, и я ошибаюсь. Выводы и предположения, приведенныездесь, сугубо субъективны.

Утром к В.Высоцкому зашелсценарист Игорь Шевцов. Они обсуждали, прежде всего, будущие съемки наОдесской киностудии фильма "Зеленый фургон", режиссером которогособирался стать В.Высоцкий. В разговоре последний обронил такую фразу освоих лечащих врачах: "Они же меня не лечат, падлы..." Чувствовал себяон нормально, вел содержательную беседу, и ничего не предвещало беды.Но к вечеру все резко изменилось.

Перед спектаклем "Гамлет" Высоцкийбыл уже в очень тяжелом состоянии. Врач скорой помощи сделал ему уколвитаминов. На пять минут актеру-поэту стало лучше, но потом - еще хуже.После укола врача Федотова Высоцкий доиграл свою роль в спектакле.

Николай Тамразов, конферансье: "На этом спектакле был Владимир Сидорович Потов, он сказал мне:

Володя был со стеклянными глазами.

ЖенаВладимира Сидоровича подошла к сцене, подала цветы. Володя цветы взял,совершенно не понимая, от кого, хотя они были хорошо знакомы. Онарассказывала:

На сцене стоял почти невменяемый человек, взял уменя цветы. Я стою с идиотской улыбкой, жду, что он как-тоотреагирует... Совершенно никакой реакции."

В.Высоцкий посещает ОВИР для получения визы на поездку во Францию к жене. В визе в тот день ему было отказано.

Квечеру, по словам А.Федотова, поэт "ушел в пике". Но он не только пил,а находил время для работы. "В эти последние дни, - как свидетельствуетВ.Янклович, - он еще работал... Володя начинает дорабатывать "Второй"Аэрофлот". Пишет - "Опять меня ударило в озноб".

Поэтому дню нет никаких воспоминаний очевидцев нет. Скорее всего,В.Высоцкий провел его дома И провел "бурно", судя по его самочувствиюна следующее утро.

С утра Высоцкий чувствовал себяскверно. Но к вечеру ему стало лучше. Тем вечером он сыграл свойпоследний спектакль - "Преступление и наказание".

Вспоминает ГенрихПавда, адвокат: "Я заходил к нему днем перед последним спектаклем.Может быть, в двенадцать, может быть, в час... Хорошо помню, как этобыло. Мы намеревались обговорить один вопрос, но я застал Володю вочень тяжелом состоянии - и уехал.

Мы с Валерой перезванивались: "Я не знаю, сможет ли он сегодня играть... Ладно, приезжай в театр".

Вечеромя приехал на Таганку - и был совершенно потрясен (эта сцена у меня досих пор перед глазами), когда увидел Володю: собранный, подтянутый,спускается по лестнице возле буфета. А всего несколько часов назад...

Володя немного смутился, потому что мы были не настолько близки...

Понимаешь, у меня было немного такое состояние...

Да ерунда..."

ВалерийЯнклович: "Двадцать первого - "Преступление и наказание"? Да, я помню,что Володя очень не хотел играть. Ему звонил Любимов... Несколько раззвонила Галина Николаевна (Власова - зав. труппой), она говорила, чтобудут японцы... Но очень проблематично, играл ли Володя..."

Он игралв этом спектакле. Вот как об этом вспоминает Илья Порошин, сынВ.Янкловича: "21-го с другом Сашкой, до конца не верящим в такое моевысокое знакомство, пришел в театр просто поболтаться, да и Володюпосмотреть в "Преступлении и наказании". В те дни, когда на афишезначились спектакли с ЕГО участием, театр напоминал жалкую крепость,осажденную несметной ордой. Я уже не ходил на спектакли целиком - виделвсе по многу раз - поэтому смотрел любимые, "Володины" куски. Шелпервый акт. Мы с Сашкой сидели в буфете за бутербродами. Рядом упротивоположной стены беседовали трое моих знакомых - ярых "таганскихфанатов".

Вдруг входит ОН. И прямо ко мне. Я как-то необычайнообрадовался. Говорю просто так: "Вот, дядя Володя, познакомьтесь: Сашка- друг мой, карате вместе занимаемся". Сашка остолбенело, как кролик наудава, смотрит, руку жмет. А Володя, измученный такой, говорит мне: "Выпокушайте, а потом идите в зал. Будет очень важная сцена". Я ЕМУ:"Конечно, обязательно". А ОН вдруг наклонился, поцеловал меня в лоб,повернулся и ушел. Я как-то весь замер. С одной стороны, мне было оченьлестно, радостно - вот все, и Сашка тоже, увидели, как дядя Володя менялюбит. Но внутри было что-то свербящее."

Елизавета Авалдуева, заведующая отделом кадров Театра на Таганке: "Володя позвонил 22 июля...

Елизавета Иннокентьевна, это Володя... - Голос совершенно непохожий...

Какой Володя?

Володя Высоцкий.

Господи, Володя, что с тобой?!

Я болен... Я, наверное, скоро умру."

Валерий Янклович: "Двадцать третьего ему позвонили из ОВИРа:

Владимир Семенович, зайдите за паспортом.

Ивот 23 июля Володя последний раз вышел из дома. Он получил в ОВИРезаграничный паспорт и купил билет на Париж на 29 июля." После этого онбыл в театре.

Елизавета Авалдуева: "23 июля он приехал в театр.Бледный, нет, даже - серый, таким я его никогда не видела. Тогда онвернул Галине Николаевне Власовой старинную брошь. Он брал оценить ее ивозможно купить для Марины..."

Валерий Янклович: "Двадцать третьеговечером были врачи... Они предлагали положить Володю "на аппарат": шелразговор, чтобы сделать это на даче... Положить с использованиемкакой-то новой методики - этого еще никто в Союзе не делал.Договорились, что они заберут Володю двадцать пятого... А когда человекв больнице, всегда есть какая-то надежда - пусть иллюзорная..."

АнатолийФедотов: "Хотели положить его в больницу, уговаривали. Бесполезно!Теперь-то понятно, что надо было силой увезти. 23 июля при мнеприезжала бригада реаниматоров из Склифосовского. Они хотели провестиего на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Былплан, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часаребята были в квартире - решили забрать через день, когда освобождалсяотдельный бокс.

Я остался с Володей один - он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович.

Барбара Немчик, жена В.Яикловича, гражданка США: "23 июля - разговаривали по телефону... (Б.Немчик звонила из Рима - В.П.).

Как у вас там дела? Валера ответил:

Сама не слышишь?

(Было слышно, как Володя стонал: "А-а! А-а!")

И так все время?

Все время..."

Затемначинается самое интересное. Высоцкий снова вышел из дому. Один. БезЯнкловича. Зачем и почему тот отпустил его? И почему об этом он молчит?Нам не известно, когда и куда ушел, точнее уехал Высоцкий. Но мы точнознаем, что около 23 часов он приехал в ресторан ВсесоюзногоТеатрального Общества с большой суммой денег, от которых он почему-тохотел избавиться. Мы еще вернемся к этому вопросу. А пока послушаем,что говорит:

Анатолий Бальчев, композитор: "Я встретил Высоцкого 23июля в ресторане 6 ТО. Володя был в плохой форме. Он приехал околоодиннадцати вечера. Мы сели за один столик, начали что-то есть... Всевремя подходили люди: было такое впечатление, что они его тысячу лет невидели. И все хотели выпить с Володей... Видя его состояние, я старалсяэту толпу отогнать...

Потом Володя попросил меня:

Толя, ты возьми бутылку с собой... Я пить не буду - будем только угощать...

Ещея хорошо запомнил, что у него с собой было много денег - целая пачка. Имне показалось, что он от них хотел избавиться, пытался их отдать...Как будто предчувствовал...

Да, бутылку я взял... Володя, который очень редко кому-нибудь доверял машину, сам попросил вести "мерседес". Отдал ключи...

Давай, поехали...

С нами поехал актер Дружников. Когда мы подъехали к дому, он все-таки отобрал у меня эту бутылку водки:

Я ее беру, ко мне должны приехать... Ну, а переубедить, уговорить егобыло просто невозможно. Начиналось двадцать четвертое июля...

Я поехал домой, из дома позвонил на Малую Грузинскую. Мне сказали, что Володя уже спит. Я немного успокоился."

ВалерийЯнклович: "В эти дни Володя должен был выступать в Центре управленияполетами - прямая связь с космосом. Была твердая договоренность, ипредставители ЦУПа приехали на Малую Грузинскую. А Володя уже невыходил из дома, метался по квартире...

Мы с Севой Абдуловым должныбыли встретить этих людей и сказать, что Володя в больнице...Встретили, все объяснили. И мы, и они ушли. С Володей осталась НинаМаксимовна (мать В.Высоцкого - В.П.).

Но эти люди нам не поверили ичерез некоторое время вернулись. Они поднялись на восьмой этаж,позвонили... Вышла Нина Максимовна.. К счастью, в это время Володя нестонал. Ведь два последних дня он просто рычал, метался по квартире...Наверное, десятки километров исходил. Но в этот момент он затих. НинаМаксимовна сказала, что Володи нет дома. Тогда они ушли окончательно.

ЧестноВам скажу - я до самого конца верил, что он "выскочит", что и на этотраз обманет смерть. Была у меня такая надежда. В день накануне смертиВолодя задыхался, стонал, все рвался куда-то пойти... Практически вбессознательном состоянии. И вдруг подходит ко мне, смотрит на менясовершенно ясными глазами и говорит:

Ты знаешь, я наверное сегодня умру. Я не выдержал:

Как тебе не стыдно! Посмотри, сколько людей крутится вокруг тебя,пожалей их. Как тебе не стыдно бросаться такими фразами! Успокойся,приляг. Ведь у всех силы уже на исходе.

Я действительно был наисходе сил. Ведь все остальные более или менее менялись, а япрактически круглые сутки был с ним. Через некоторое время Володя ещераз посмотрел на меня трезвыми-трезвыми глазами и сказал совершенноразумную вещь... Вот такими обманчивыми просветлениями он и вызывал уменя какие-то надежды..."

Отступая, следует сказать, что такиевнешние просветления наблюдал в это время у Высоцкого (правда,несколькими днями раньше) не только он. Вот что, например, вспоминаетИ.Порошин:

Как я понял из разговоров, "Володя в глубоком запое". Я приехал. Сел. Наблюдаю... Все бегают, мечутся - всё как-то не так.

СлышуВолодин голос: ОН уже не говорит, а что-то рычит страшно. Вбегает вкомнату со стеклянным взглядом (как на фотографии в ролиСвидригайлова), смотрит на меня в упор и... не видит... Что-тосудорожно ищет, выскакивает на лестницу, потом обратно. Вдругостанавливается, лицо неожиданно смягчается, мгновенно добреет, и ОНговорит очень тихим, даже нежным голосом: "А, Илюшка, привет!" И всё,снова выключился. Понеслось. Я очень переживал. А буквально через день,ночью - Володя с отцом заехали за мной, чтобы ехать к НЕМУ ночевать. ОНбыл свежий, "как огурчик", весь подтянутый. Только как будтоочень-очень уставший. Я страшно обрадовался, думаю, всё кончилось,слава Богу."

Анатолий Федотов: "24 июля я работал... Часов в восемьвечера заскочил на Малую Грузинскую (домой к Высоцкому). Ему было оченьплохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогдапри мне он сказал Нине Максимовне:

Мама, я сегодня умру...

Я уехал по неотложным делам на некоторое время. Где-то после двенадцати звонит Валера (Янклович):

Толя, приезжай, побудь с Володей. Мне надо побриться, отдохнуть. Яприехал. Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него оченьтяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих."

ВалерийЯнклович: "В этот день я уехал домой во втором часу ночи. А НинаМаксимовна и Сева Абдулов уехали еще раньше. Володя немного успокоился,мы с Толей Федотовым перенесли его из кабинета в гостиную. Надо былоего успокоить...

Анатолий Федотов: "Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате.

Ая был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часав три. Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-тодернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давайдышать, а губы уже холодные. Поздно.

Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфар

кта. Судя по клинике - был острый инфаркт миокарда. А когда точно остановилось

сердце - трудно сказать... Вызвал реанимацию, хотя было ясно, что ничего сделать

нельзя. Вызвал для успокоения совести. Позвонил в милицию, чтобы потом не было

слухов о насильственной смерти."

ВалерийЯнклович: Я приехал домой, отключил телефон, прилег. У меня уже сил небыло: все это длилось уже почти неделю. Но вдруг меня как-будто дернули- я вскочил и включил телефон. Сразу же раздался звонок. Скольковремени прошло с момента моего возвращения домой, не знаю. Схватилтрубку, звонил Толя Федотов - врач, который остался с Володей вквартире:

Валера, срочно приезжай! Володя умер!

Я в шоке выскочил из дома, сразу же поймал такси.

В Склифосовского!

Побежалв реанимационную, испуганный таксист - за мной. Меня било, как влихорадке, там мне сделали какой-то укол... Врачи сразу же сказали:

Мы едем за тобой!

Я- на такси, они - на реанимационной машине. Входим в дом, там уже ВадимТуманов с сыном. Вскоре подъехал Сева Абдулов. Состояние у всехлихорадочное. Никто не знает, что делать, как себя вести... Я говорю:

Ребята, прежде всего, надо позвонить в милицию. Это же - Высоцкий."

ВадимТуманов, близкий друг В.Высоцкого: "25 июля 1980 года без двадцатичетыре утра в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонил врач:"Володя умер."

Бросаются в глаза очень серьезные расхождения впоказаниях всех этих людей. Прежде всего возникают вопросы к двумлицам, которые последними видели Высоцкого в живых - В.Янкловичу иА.Федотову. Кто-то из них говорит неправду, может быть, оба. Обращаетна себя внимание тот факт, что оба упоминают о вызове милиции, хотя ихвроде никто об этом не спрашивает, и это, казалось бы, не столь важнаядеталь. А.Федотов говорит, что позвонил в милицию сразу же или почтисразу после констатации смерти Высоцкого: "чтобы потом не было слухов онасильственной смерти". Но к приезду В.Янкловича, который к тому же подороге еще заехал в Институт им. Склифосовского (зачем? Не потому ли,что там - "свои" врачи?), милиции в доме еще не было, хотя там уже былВадим Туманов с сыном. Кстати, по свидетельству Туманова, А.Федотовпозвонил ему и сообщил о смерти в 3:40. Сам же А.Федотов говорит, чтосмерть наступила "между тремя и половиной пятого". Милицию, по словамВ.Янкловича, вича, предлагает вызвать он сам, причем "прежде всего"(тоже беспокоит синдром "насильственной смерти"?). По его словам,милиция прибыла в шесть утра. Дежурный по городу, генерал милиции,требует везти тело на вскрытие. Отец Высоцкого категорически против.Вот как об этом свидетельствует В.Янклович: "И тут надо отдать должноеСемену Владимировичу: он категорически запретил вскрытие. И действовалочень решительно. А было бы вскрытие - может быть, обнаружили быпобочные явления, узнали бы о болезни... Последовала бы отменадиагноза."(?)

Узнали бы о болезни... О том, что Высоцкийзлоупотребляет алкоголем, знали все, кто близко общался или работал сним. Про наркотики знали Марина Влади и В.Янклович. Безусловно, знал обэтом и лечащий врач А.Федотов. Более того, возникает впечатление, что впоследние дни именно он и давал наркотики Высоцкому. Вспомним спектакль"Гамлет" 18 июля - Высоцкому не стало лучше после укола, сделанноговрачом "скорой помощи", но он смог, хотя и с трудом, доиграть рольпосле укола А.Федотова, а в конце спектакля был со стеклянными глазами(характерный признак наркотической эйфории!) и даже не узнал хорошознакомую ему Лотову. При этом сам А.Федотов в своих воспоминаниях неговорит (сознательно?) о сделанном им за кулисами уколе Высоцкому,ссылаясь только на вызов "скорой": "18 июля 1980 года я с

сыном былна "Гамлете" - меня нашел Валера Янклович. - Володе очень плохо. Я - закулисы. Вызвали скорую, сделали укол - он еле доиграл",

А вотВ.Янклович вполне ясно указывает, что уколов было два: "Я вызвал"скорую" - приехал Игорь Годяев. Уже начался спектакль, Володя был насцене, но сумел подойти к кулисе, и Игорь сделал ему укол. Уколвитаминов. На пять минут ему стало лучше - он ожил, но потом - ещехуже... Вызвали врача... Володя убежал со сцены: Федотов сделал укол...С большим трудом он доиграл спектакль..."

Далее. Мы подозреваем, чтоне укол снотворного сделал А.Федотов В.Высоцкому за несколько часов досмерти. Мы подозреваем, что он дал поэту наркотик, но не рассчиталдозу, что и послужило непосредственной причиной смерти. И при вскрытииэто действительно обнаружилось бы с полной очевидностью. Высоцкому ужебыло всё равно, а для Федотова - это тюрьма (хищение наркотическихпрепаратов и в те годы каралось очень строго).

Вспомним про выездВысоцкого из дому вечером 23 июля, о котором молчит В.Янклович.Вспомним о деньгах, которые были у Высоцкого в ресторане ВТО. Этихденег (а сумма была большая) не нашли. Не потому ли, что их у поэта ужене было? Но ведь в ресторане он их потратить не мог и не потратил,хотя, как показывает А.Бальчев, "хотел избавиться от них, пытался ихотдать". Да, зная на что пойдут эти деньги, В.Высоцкий хотел от нихизбавиться, подсознательно понимая, что ему нельзя принимать наркотик,хотя был уже физически не в силах противостоять "ломке". Кстати, именнопоэтому, покидая ресторан, он и попросил Бальчева купить бутылку водки,которую перед домом у него забрал - таким путем он надеялся "перебить"тягу к наркотику.

В.Янклович: "Поэтому надо было очень быстрооформить все документы, получить медицинское свидетельство о смерти, абез вскрытия это невозможно. Отец категорически против вскрытия.Позвонили знакомому врачу из Склифосов-ского и через него убедилипатологоанатомов, что запрещение вскрытия - дело решенное. Отец тожекуда-то ездил по этому вопросу. В конце концов, приблизительно кдвенадцати часам мы получаем свидетельство о смерти - в поликлиникуездил Толя Федотов" (конечно Федотов, кто же еще? - А.Б.)

Вот такВ.Янклович и А.Федотов решили этот вопрос. Можно спросить, почемупротив вскрытия возражал отец Высоцкого? Здесь все объясняется просто.Дело в том, что без родственников покойного никакие усилия Янкловича иФедотова по избежанию вскрытия успеха бы не имели. Отцу Высоцкого осмерти Владимира сообщил сам Янклович. Вот его показания об этом:"Стали обсуждать, кто будет звонить матери, отцу, Марине... Я сказал,что отцу еще могу позвонить, но матери - не смогу. Вадим позвонил НинеМаксимовне, я отцу." Далее, уже видимо при встрече, а может быть и потелефону, отца поэта "убедили" в нежелательности вскрытия, играя,вероятно, на его отцовских чувствах, которые выражались в нежеланиинавредить репутации сына "алкогольным диагнозом", используя также егоавторитет как фронтовика в решении этого вопроса с медицинскими имилицейскими властями.

Вспомним также, что 24 июля после 20:00А.Федотов заехал домой к Высоцкому и вскоре уехал, как он выразился,"по неотложным делам", чтобы потом вернуться опять. Какие неотложныедела могут быть в такое время? Не за наркотиками ли он ездил? Нонаркотические препараты стоят больших денег. Где бы их ни доставалФедотов, за них нужно было платить. Вот почему не нашли потом вквартире той пачки денег, что была с собой у Высоцкого в ресторане. Онабыла уплачена за наркотики, укол которых и убил поэта.

В этом годуисполняется 24 года со дня смерти Владимира Высоцкого. Столько летспустя, сможем ли мы узнать тайну его смерти? Криминалисты, с которымиприходилось общаться, утверждают, что на многое могла бы пролить светэксгумация останков Высоцкого. Но для того, чтобы это осуществить,необходимо разрешение властей и обязательное согласие родственниковПоэта.

В январе исполняется 80 лет со дня рождения самого популярного во времена позднего СССР человека в нашей стране – Владимира Высоцкого: его песни звучали в каждом доме по всей стране. Но вот, что поразительно. До сих пор точно не известно, отчего именно умер народный кумир. Запись в заключении о смерти гласила: «Острая сердечно-сосудистая недостаточность». Однако…

Википедия пишет о причине кончины поэта так: «В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие (по настоянию отца поэта) не производилось».

Циркулировали самые разные слухи: и самоудушение, и смерть от наркотиков, и злоупотребление алкоголем и т.д. В недавнем фильме Первого канала «Высоцкий. Спасибо, что живой», о котором в свое время уже писало «Столетие», – подробно рассказывалось о трагедии поэта, однако никакого отношения к событиям реальной биографии народного барда эта картина не имеет. Фильм основан на подменах, настоящие конфликты замещены фальшивыми. «Нет главного – правды. Продюсеры Первого канала воспользовались Высоцким, как когда-то бессовестно им пользовались некоторые «друзья», – такой вывод содержался в этой статье. По фильму получается, что Высоцкий погиб вроде бы от наркотиков. Хотя от наркотиков просто так не умирают. Умирают от передозировки. Но ее не было. Так что же было?

Между тем еще в 2015 году, спустя 35 лет после смерти Высоцкого, сенсационную версию его гибели выдвинул Павел Николаев (он ее озвучил во время интервью телеканалу «Россия»).

В то время он был участковым дома, где жил Высоцкий, в чине капитана милиции и проводил дознание по поводу смерти поэта.

Николаев считает, что Высоцкого неумышленно убили его «друзья». А недавно в сети со ссылкой на сайт EG.RU появилась еще одна версия интервью того же Николаева, в котором он приводит подробности гибели поэта. Причем в компетентности Николаева сомневаться не приходится, он награждался как «Лучший участковый Москвы» и дослужился в милиции до чина полковника.

«В 80-м, – рассказал он, – я вплотную столкнулся с окружением Высоцкого. И мне стало жаль этого человека. Он окружал себя такими в кавычках “друзьями”! Перед Олимпийскими играми Москва обезлюдела. Известие о смерти Высоцкого пришло, будто гром среди ясного неба. Мне – указание от начальства: обеспечивать общественный порядок у его дома. Я стоял во дворе и наблюдал за обстановкой. Естественно, видел, кто приезжал. Прекрасно понимал, что на автомобилях с крутыми номерами прибывали работники КГБ и МВД. Я был уверен, что смерть будут расследовать специалисты рангом повыше моего. И был крайне озадачен, когда почти через месяц мне на стол легли рапорт инспектора уголовного розыска и протокол осмотра трупа Высоцкого. Почему через месяц – не знаю. Скорее всего, они находились где-то на рассмотрении.

– Вот тебе, товарищ капитан, месячный срок. Проверяй и доводи до конца, – сказал начальник отделения милиции.

Я стал внимательно знакомиться с делом. Оказалось, в морг труп не возили и вскрытие не производилось. Свидетельство о смерти тоже не оформлялось. Кроме двух бумажек – ничего! Мы не могли даже взять копию свидетельства о смерти Высоцкого в загсе. Уголовного дела ведь не было. Оригинал свидетельства о смерти – на руках у родственников. При этом меня сильно тревожили упоминания в рапорте участкового о следах на запястьях и ногах тела Высоцкого.

Что я должен был делать в первую очередь, к кому обратиться? Конечно, к родственникам. Звоню матери Высоцкого. Приношу ей соболезнования. Но Нина Максимовна наотрез отказалась вступать со мной в беседу. Пошел к ней на квартиру. После отказа говорить со мной, вынужден был сказать: «Вы что, не хотите узнать правду о смерти вашего сына?». Она посмотрела на меня как-то отстраненно и заявила: «Не чета тебе, капитан, люди меня опрашивали. Полковники из КГБ! Никто с тобой разговаривать не будет».

Выяснилось, что именно мать Высоцкого после его смерти запретила проводить вскрытие. От Нины Максимовны удалось узнать, что в шесть часов утра 25 июля часа два ее опрашивали люди из КГБ. Затем в квартиру вошли сотрудники МВД. Тоже долго беседовали с ней. И только часов в 11 туда допустили инспектора уголовного розыска из 88-го отделения милиции – для осмотра и описания трупа.

Плохо, когда родственники не дают получить объективные данные о смерти. В частности, провести вскрытие тела. Значит, им есть что утаивать. Допускаю, что таким образом не хотят выносить сор из избы.

Первые подозрения

К тому времени у меня уже были подозрения, что Высоцкий умер не своей смертью: ребята из общежития консерватории, оно как раз напротив его дома, рассказали, что в ту ночь Владимир находился в квартире не один… Но нужно было что-то предпринимать. Я решил пойти в Театр на Таганке, к Любимову. Он наотрез отказался общаться. И я отправился бродить по театру. Разговорился с рабочими сцены, в бухгалтерию зашел. За полтора часа понял: не все гладко в этом театральном коллективе. Отношение к Владимиру Семеновичу оказалось полярным. Письменных объяснений в театре ни у кого не брал. Прекрасно понимал, что веду дознание, а расследование еще впереди.

Приезжал на Таганку дважды. Одна из служащих рассказала о концертах Высоцкого. С кем и как он их проводил. И что незадолго до смерти Владимир бросил пить с помощью медикаментозных средств. За несколько дней до трагедии он был приглашен на концерт на чьей-то госдаче. И там произошло то, что ему не понравилось. Высоцкий рассказал о случившемся своим друзьям. Собирался даже песню об этом написать. И буквально сразу его вызвали в КГБ. После чего Высоцкий сделал вывод: в его ближайшем окружении – гэбэшный стукач. Вот тогда-то Высоцкий сорвался по-крупному, снова запил.

…В ту последнюю для Высоцкого ночь в его квартире выпивали. Было несколько человек, в том числе женщины. А легендарный актер, когда выпивал, был, мягко говоря, очень приставучим.

История развивалась так: где-то в промежутке с 23 часов до начала первого ночи эти «друзья», решив, видимо, остудить пыл Высоцкого, связали его по рукам и ногам и положили на лоджию.

Об этом я узнал от актера Янкловича (администратора Театра на Таганке – прим.ред) и врача-анестезиолога Федотова, опрос которых проводил. Они сами все это написали, засвидетельствовали свои показания. Испугались жутко. Почувствовали, что им грозит расследование по уголовному делу.

Так все и было – оставили друга на лоджии. А сами в это время пили, разговаривали. Вспомнили о Высоцком только около четырех утра. Сунулись, а он уже холодный. Перенесли тело в комнату, развязали, вызвали мать. И до шести утра вели переговоры. Потом пошли звонки разные – друзьям, в милицию, в «скорую» и так далее. Стали стряпать медицинские справки, свидетельство о смерти.

Вспоминаю, как во время разговоров с «друзьями» выяснилось, что тело Высоцкого уже после смерти трогали, переносили. Хотя признаваться в этом никто из них не хотел. Во время беседы со мной эти люди множество раз ошибались, проговаривались, юлили. Чувствовалось, что на беседу они шли подготовленными, чтоб лишнего не сболтнуть. Видно было, что сговорились.

Когда побеседовал со всеми, стало понятно, что у Высоцкого слабые сосуды и связывать его надолго ни в коем случае было нельзя, только минут на 10 – 15. Не больше! Между прочим, «друзья» эти очень хорошо были осведомлены о слабых сосудах Владимира. И что контролировать его нужно буквально каждую минуту. Но, по их словам, «не догадывались», что все может так печально кончиться. Хотя Федотов – профессиональный врач. В материалах дознания не акцентировалось внимание на том, чем именно связывали Высоцкого. Для возбуждения уголовного дела нужен был сам факт связывания.

«По неосторожности?»

Основной мой вопрос к судмедэксперту следующий: можно ли было связывать человека с такими слабыми сосудами? И была ли прямая связь между связыванием и смертью? То есть я четко высказал мысль об убийстве по неосторожности. Пришлось писать заявление начальству на продление расследования. Никак не укладывался в отведенный срок. Тем временем судмедэксперт дал свое заключение – по всем вопросам утвердительный ответ.

Самое важное, что во время связывания произошло сдавливание стенок сосудов, что привело к обширному кровоизлиянию. Поэтому родственники и не давали разрешение на вскрытие. Выгораживали друзей или боялись чего-то? Кто же теперь скажет? Но факты – вещь неоспоримая. После того как Янклович и Федотов написали показания, я высказал все, что о них думаю. И написал рапорт на возбуждение уголовного дела в отношении этих двух товарищей. По факту убийства по неосторожности.

А ровно через сутки меня вызывают к руководству. Убеждают подписать отказ в возбуждении уголовного дела. Через сутки компромисс с начальством мы нашли: от возбуждения мне пришлось отказаться, но папку со всеми собранными материалами я забрал с собой. Документы эти до сих пор хранятся в моем архиве. Остаюсь при своем мнении: возбуждать уголовное дело тогда было нужно.

Почему дело прикрыли? Скорее всего, кто-то наверху дал команду. Естественно, по согласованию с семьей Высоцкого. Возможно ли, что его смерть связана с КГБ? А зачем Комитету его убирать? К тому времени он достаточно плотно вписывался в общественную жизнь. Диссидентом не стал. Иногда слышу, что Высоцкий был сильным мужиком. Если судить по песням, по голосу, то – да! А если по жизни… Наркотики – это сила, что ли? Сначала – безволие, слабость, потом – болезнь. Хотя ведь можно было лечиться. Понятно, что риск оказаться в подобной ситуации при малейшем стрессе очень велик. Но загубить себя к сорока годам? И где же тут сила? Позже я узнал, что Федотов и Янклович вскоре после смерти Высоцкого уехали из страны. Один – в Израиль, другой – в США. Боялись продолжения следствия. Но правда, какой бы тяжелой она ни была, все равно свой путь к людям найдет…», – такой вывод сделал из своего рассказа Павел Николаев.

Или «речь идет об убийстве…»

Версии о том, что Высоцкий умер не своей смертью, выдвигали и другие. О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести «Владимир…». Говорили, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он не раз предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы. Его личный врач Анатолий Федотов вспоминал: «Несколько раз я делал «вшивку». Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы…».

В передаче телеканала, посвященной гибели Высоцкого, прозвучало одно очень важное свидетельство Ольги Свиридовой, гражданской жены близкого и преданного Высоцкому друга – Всеволода Абдулова:
– Сева сказал мне тогда: « 24-го июля я приехал к нему. Ничего не предвещало беды. Все было нормально. Уехал я от него вечером. Все было хорошо. Утром 25-го мне позвонили и сообщили о смерти Володи. Я собрался и поехал туда. …Считаю, что речь идет только об убийстве. Люди из окружения. Он умер не своей смертью. Ему помогли…».

На эту же тему по телевидению было озвучено еще одно свидетельство: соседа Высоцкого по дому. По его словам, в шампанское, которое пили в тот вечер в квартире Высоцкого, якобы был подмешан яд.

Однако, поскольку вскрытия не проводилось, то такой факт установлен не был.

Писатель Федор Раззаков написал на тему гибели Высоцкого целую книгу. «Возможно, – утверждает он, – кому-то было выгодно то, что Высоцкий «на игле», в полной зависимости, и годы его сочтены. Думать, что здесь обошлось без КГБ, наивно. Предположим, Высоцкого не хотели сажать за наркоту, чтобы не делать его в глазах народа “узником”. Но почему его не лечили от наркомании и не перекрыли доступ к наркотикам? Почему последние дни он провел в агонии, а его не везли в больницу друзья-врачи, которые по какому-то неписаному правилу отвечали за здоровье барда? Уверен, что в архивах КГБ есть ответы на многие вопросы», – утверждает Раззаков.

Однако обвинять КГБ в распространении наркотиков и потворствовании наркомании Высоцкого – полная чепуха! Во-первых, поэт не был диссидентом, у него был заграничный паспорт, и он много раз свободно выезжал за границу. А тем, кто был у КГБ «под колпаком», в те времена такого не позволяли. Смерть Высоцкого наступила в год Олимпиады, когда руководству СССР совсем не нужны были скандалы или народные волнения, которыми обернулась бы смерть любимого в народе барда. Ведь в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, проститься со своим кумиром пришли десятки тысяч москвичей. Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..».

«Забирайте его утром!»

Итак, никакое «ужасное КГБ» не могло быть причастно к убийству Высоцкого, если оно и в самом деле произошло. Но кто же тогда? И тут снова упоминают о враче Федотове и других, кто был рядом с поэтом в ту роковую ночь. В уже упомянутой книге Федор Раззаков пишет, что накануне гибели поэта «Федотов и Янклович заехали в Институт имени Склифосовского, где Федотов попросил у врача Леонида Сульповара хлоралгидрат для Высоцкого – видимо, получение препарата легальным путем должно было обеспечить алиби Федотову. Это довольно токсичное лекарство назначают при перевозбуждениях, однако оно противопоказано больным с нарушениями функций печени и почек, а также при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. У Высоцкого эти болезни были. Сульповар отказался выдавать лекарство. Однако просителям удалось-таки уговорить…

Оксана Афанасьева (последняя девушка Высоцкого – прим. ред.) вспоминает: «С одной стороны, он (Федотов) колол успокаивающее, снотворное, а с другой – вводил тонизирующие препараты. Он делал настолько странные вещи, что даже я удивлялась…» Высоцкий должен был замолчать навсегда, но этого не случилось. Причем по случайности. Дело в том, что сосед Высоцкого по подъезду Валерий Нисанов (он жил двумя этажами выше – на десятом) тоже не доверял Федотову. Поэтому вечером 23 июля он позвонил все тому же врачу Склифа Сульповару и попросил его приехать к Высоцкому. Тот согласился и взял с собой еще и Станислава Щербакова. Именно эти двое и предотвратили в тот день возможное убийство Высоцкого. Вот как об этом вспоминает Щербаков: «Когда мы узнали, в каких дозах и в каких смесях хлоралгидрат будет применяться, мы с Леней стали на дыбы! Решили сами поехать на Малую Грузинскую. Реанимобиль был на вызове, мы сели в такси. Приезжаем, открывает дверь какая-то девушка. На диване под одеялом лежит человек… Это был Федотов – тогда я в первый раз с ним столкнулся…».

Судя по всему, Федотов должен был накачать Высоцкого хлоралгидратом и оставить одного. После чего врач должен был лечь спать, чтобы обеспечить себе алиби: дескать, все произошло без его ведома.

А подтвердить это должен был свидетель – Оксана Афанасьева, та самая девушка, которая открыла нежданным гостям дверь. Именно такая ситуация и произойдет два дня спустя, когда Высоцкий все же умрет.

Вернемся к рассказу Щербакова: «… видим: Высоцкий в асфикции – Федотов накачал его большими дозами всяких седативов. Он лежал практически без рефлексов… У него уже заваливается язык!.. Видим, что дело очень плохо. Но ведь и Федотов – реаниматолог-профессионал! Я даже не знаю, как это назвать – это не просто халатность или безграмотность!.. Мы пытались у него узнать: что он делает, по какой схеме… Федотов не очень-то распространялся, но мы поняли, что от промедола он хочет перейти к седативным препаратам – седуксен, реланиум, хлоралгидрат… В общем, через всю «седативу», минуя наркотики. Но это неправильная позиция! И теперь абсолютно ясно, что Высоцкого просто «проспали», – делает вывод Раззаков. Кстати, приехавшие из Склифа врачи предложили немедленно отвезти Высоцкого в больницу, но Федотов в категорической форме воспротивился.

– Приезжайте 25-го утром и забирайте! – предложил он. Но 25-го утром пришлось забирать уже труп поэта…

Так кому же это было выгодно?

Быть может, разгадка тайны гибели Высоцкого кроется в словах капитана милиции Николаева, который в конце своего интервью сообщил, что два человека, которые в ту роковую ночь находились в квартире Высоцкого – врач Федотов и главный администратор Театра на Таганке Янклович – сразу, как только началось следствие, уехали за границу. Следы ведут именно туда?

И в самом деле, ведь загадочная смерть такого популярнейшего человека в год Олимпиады, которую США бойкотировали, с обвинением в адрес КГБ в злодейском устранении «неугодного Кремлю» барда вполне могла быть выгодна тем, кто уже тогда вел активную работу по развалу СССР.

Не случайно же потом живущий в Израиле публицист Марк Эпельзафт опубликовал на интернет-сайте «9 канал» вызвавшую громкий резонанс статью «Побег, который не удался», в которой выдвинул версию о том, что Высоцкого убили за то, что он будто бы «планировал бежать из СССР в США».

Некоторые, конечно, при этом иронически усмехнуться: опять, мол, и тут «коварные происки Запада»! Да еще столько лет прошло… Но вспомним про громкое убийство Распутина – только через сто лет в Англии признали, что «святого старца» на самом деле убил в Петрограде английский агент. Так может, прав был следователь Николаев, когда намекал, что «правда, какой бы тяжелой она ни была, все равно свой путь к людям найдет…»?

Тридцать лет назад не стало Владимира Высоцкого .

Нет смысла рассказывать о значении его творчества, о масштабе дарования – это вещи настолько же очевидные, насколько очевидна гениальность Пушкина. Наверное, и Владимир Семенович был последним советским гением, чей уход стал символом конца эпохи. Но эту тему надо срочно заминать, потому что иначе непременно свалишься в пафосную херню, к которой сам покойный испытывал нескрываемое отвращение.

Сегодня все телеканалы вспоминают Высоцкого. Показывают кадры из “Гамлета”, повторяют фильмы с его участием. И… врут. Я уже слышал странный лепет про бригаду из Склифа, которая приехала 23 июля и не стала ничего делать из-за жутких “последствий алкогольной зависимости”. Наверняка, еще не раз расскажут о барде, которого сгубила водка.

Так вот давайте быть честными по отношению к честному человеку, каким был Высоцкий.

Последние года три алкогольная зависимость не занимала большого места в жизни Владимира Семеновича. Потому что ее сменила другая, еще более суровая, а именно – наркотическая. Первые наркотические опыты Высоцкого относятся к 76-му, когда одна добрая врачиха посоветовала ему морфий в качестве средства выхода из запоя. Мол, один укольчик, и снова в форме. Друг Высоцкого, Михаил Шемякин, утверждает, что это была чуть ли не спецоперация КГБ. Как на самом деле – теперь никто не знает, но Высоцкий отнесся к наркотикам с большим воодушевлением. Потому что они позволяли расслабляться без сильного внешнего эффекта, которым сопровождается употребление водки. А быть постоянно в тонусе для Высоцкого было очень важно из-за очень жесткого рабочего графика и высокого социального статуса. Ведь, несмотря на отсутствие заметного официального признания, он был настоящей советской суперзвездой.

Года до 77-го наркотики не играли особой роли в жизни, и стали серьезной проблемой только к концу 78-го. До этого же, по свидетельству фактической гражданской жены (и ее звали не Марина Влади, с которой они виделись нечасто), уколы морфия делались только после изматывающих спектаклей “Гамлета”, чтобы “восстановить силы”. Надо понимать, что в те годы морфий не считался ужасом-ужасом, и злоупотребление им воспринималось, как относительно невинная забава. Поэтому проблем с “лекарством”, как называл Высоцкий наркотики, у него не было. Что-то приносили знакомые врачи, иногда уколы делали медсестры в больницах, и известны случаи, когда Владимир Семенович просто останавливал “скорую” и имитировал почечную колику. Он же был актером! А уж сколько наркотика ему передавали за бугор пилоты “Аэрофлота” под видом сердечных капель…

Известная клиническая смерть 25 июля 1979 года в Бухаре – следствие иньекции неизвестного препарата, который Высоцкому на местном рынке подсунули под видом морфия.

В 1980-м году, когда зависимость стала слишком очевидной, Высоцкий предпринимает несколько попыток вылечиться. Он делал гемосорбцию – мучительную очистку крови. Он ложился в парижскую клинику. Наконец, уезжал с Мариной Влади в заброшенный уголок на юге Франции и пытался соскочить сам. Увы, все тщетно.

К началу августа Высоцкий твердо пообещал Влади завязать, и, когда начавшаяся Олимпиада перекрыла многие каналы получения наркотиков, особенно и не настаивал на их добыче. Хотя найти можно было. “Заменой” морфию стали водка и – временами – кокаин. Однако бригада из Склифа испугалась не алкогольного опьянения, из него Высоцкий уже практически вышел (он очень сильно пил в начале июля, когда умер один старый актер Театра на Таганке, Олег Колокольников). Просто личный врач Высоцкого, который в последние дни жизни находился постоянно рядом, так накачал его различными, противоположными по действию лекарствами, что транспортировка куда-либо была попросту невозможной. Было принято решение подождать до 25 июля, пока Высоцкий хоть немного придет в норму. Ну и подождали…

Что именно произошло в ночь с 24 на 25-е июля тоже не очень ясно. Официальная версия – инфаркт. Те же врачи из Склифа говорили, что на самом деле Высоцкий, находившийся под воздействием большой дозы хролалгидрата (сильнейшее успокоительное и релаксант), задохнулся завалившимся языком, а личный врач это проспал и очнулся, когда было уже поздно. Участковый, изучавший обстоятельства смерти, настаивал, что друзья, уставшие от выходок умирающего Высоцкого, связали его простынями и легли спать, а хрупкие сосуды наркомана не выдержали.

В любом случае, вскрытия не делалось, и подлинная причина смерти была в прямом смысле унесена в могилу. Но, простите за откровенность, спасти Высоцкого от самого себя было уже невозможно. Он умер бы все равно, счет шел на месяцы. Организм был подорван до предела – печень отказывала, не справлялось сердце, на ноге развилось сильнейшее воспаление от иньекций (те, кто видел Гамлета и Хлопушу в исполнении Высоцкого, знают – он не мог делать уколы в вены на руках, надо было играть с голым торсом). Строго говоря, нормальный человек от таких экспериментов над собой умер бы лет в двадцать пять. Могучий организм Высоцкого продержался гораздо дольше, и до последнего его физическая форма была впечатляющей. Посмотрите поздние ролики – уже летом 1980-го он делает на сцене Таганки такую стойку, какую не повторить и гораздо более молодому и здоровому человеку. Но, увы, свои пределы есть у каждого. Свой Высоцкий нащупал в 42. Как и Элвис, кстати.

Так вот объясните – почему везде так много пишется про бухло, но ни слова про наркотики? Боятся снизить образ народного героя? Ну, не знаю, не знаю. О наркомании Элвиса Пресли написаны десятки книг, и это не мешает нам любить его творчество. А ведь Высоцкий, в отличие от Элвиса, находил в себе мужество бороться с зависимостью и, фактически, умер в борьбе с ней. Чем это не пример для молодежи, знакомой с наркотой не понаслышке? Почему нельзя говорить, что наркотики убили даже такого сильного человека, как Владимир Семенович, и потому тебе, дрищ малолетний, лучше к ним даже не прикасаться?

Вместо этого нам навязывают образ бардика, который грустно сбухался от того, что его не признавала советская власть. Нет, ребята, все не так.

P.S. Тем, кто заинтересуется не самыми радостными подробностями, рекомендую книгу Валерия Перевозчикова “Правда смертного часа”.

Высоцкий – это имя на слуху у каждого человека. О нем пишут многие но мало фактов о днях которые провел Высоцкий в Узбекистане в 1979 году. И актеры, которые выступали с ним на одной сцене, и работники сцены, которые видели его всего лишь раз. Пишут те, кто был с ним близко знаком и те, кто поговорил с ним всего лишь пару минут.

Можно прочитать о гастролях и концертах, о его ролях, подробные описания поведения поэта в нетрезвом виде. Последнее пытаются оправдать тем, что это история, реальные факты, что из песни - слов не выкинешь. А то, что об ушедших либо хорошо, либо никак – забывается. И тем более то, что память о поэте предаётся, обычно вообще до некоторых не доходит.

Но при всем огромнейшем количестве воспоминаний практически нет системной информации о фактах пребывания Высоцкого в той или иной республике Советского Союза. Так, например, гастроли Высоцкого в Узбекистане в 1979 году стали многим известны благодаря художественному фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Есть точные сведения только о том, что Высоцкий побывал в Навои, Зарафшане, Бухаре, Ташкенте, Учкудуке. В Самарканде гастроли должны были завершиться, но туда Высоцкий не доехал. Нет точных данных о маршруте гастролей, о дате и количестве выступлений в разных городах.

Высоцкий в Узбекистане 1979 – это «белое пятно» в его биографии

В июле 1979 года состоялись последние гастроли поэта в Узбекистане. За год до его смерти. Есть мнение, что если бы ни это турне, то поэт прожил бы намного дольше. Во время этих гастролей певец перенес клиническую смерть. Условия, в которых проходили концерты были ужасными. Двадцать пять концертов всего за несколько дней. В день по 5 концертов, причем некоторые из них на открытом воздухе. Не очень комфортно петь, когда песок забивает рот от того, что дует страшный ветер - "афганец".

После концертов в городах Учкудук и Зарафшан, Владимиру стало плохо, с трудом он отработал Навои. Ночной переезд в Бухару, и ему полегчало. Рано утром Высоцкий пошел на базар, с которого вернулся веселый и довольный. Поговорил со своим администратором В.Гольдманом: рассказал о вкусном плове, которым его угостили. Зашел в номер. И тут же раздался жуткий крик. Все вбежали в номер. Врач А.Федотов зафиксировал отсутствие сердечной деятельности, дыхание остановилось, отсутствовала пульсация на сонной артерии… Прямо в сердце врач ввел кофеин, стал делать искусственное дыхание. Сева Абдулов делал массаж сердца.

Эти минуты для всех показались вечностью. Но сердце заработало. Высоцкого отправили в Москву, и на следующий день он уже встречал администраторов в аэропорту. Тяга к жизни – колоссальная. Некоторые свидетели тех событий говорят о том, что клиническую смерть поэт пережил 25 июля, т.е. ровно за год до своей смерти. Но это дата неверная. Есть данные, что концерты в Навои были 27 июля, значит, в Бухаре он был не раньше 28. Также есть достоверная информация о телефонном звонке в Бухару из квартиры Владимира 29 июля. Анализ этих фактов доказывает, что клиническая смерть была 28 июля. А была ли клиническая смерть? Есть мнение, что это был обморок, потому поэт очень быстро пришел в себя. В воспоминаниях о великом поэте очень трудно отличить правду от вымысла, о нем сложили немало легенд. Нам его поклонникам надо разобраться, установить точные факты его биографии, ведь стыдно говорить, что он любимый поэт и при этом толком о нем не знать…



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок