Возможна ли полная свобода человека в обществе. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? Связь свободы и необходимости

admin

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от . Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.
Контролировать непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
Занимаюсь ли я так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с , можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни . Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

16 марта 2014, 14:38

смотреть на рефераты похожие на "Свобода человека в обществе"

Свобода человека в обществе

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико- материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 7. Философское учение Аристотеля
  • 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  • 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии и вере разума
  • 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  • 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона
  • 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе»
  • 13. Гоббс и Локк о государстве и естественных правах человека
  • 14. Основные идеи Просвещения XVII века
  • 15. Этическое учение и. Канта
  • 16. Объективный идеализм г. Гегеля
  • 17. Антропологический материализм л. Фейербаха
  • 18. Философская герменевтика (Гадамер, Рикёр)
  • 19. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли
  • 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  • 21. Специфика русской философской мысли
  • 22. Философия русского космизма
  • 23. Проблема сознательного и бессознательного в философии фрейдизма и неофрейдизма
  • 24. Основные черты философии экзистенциализма
  • 25. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии XX века
  • 26. Философская концепция бытия. Основные формы бытия и соотношение
  • 27. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи
  • 28. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  • 29. Сознание как высшая форма отражения. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание
  • 30. Мышление и язык. Роль языка в познание
  • 31. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития
  • 32. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта основные гносеологические операции. Социокультурная природа познания
  • 33. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  • 34. Специфика и основные формы рационального познания. Два типы мышления – рассудок и разум. Понятие интуиции
  • 35. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  • 36. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненанучное (обыденное, художественное, религиозное). Вера и знание
  • 37. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
  • 38. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика
  • 39. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития
  • 40. Понятие общества. Специфика социального познания
  • 41. Социальная сфера жизни общества, ее структура
  • 42. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности
  • 43. Материально-производительная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия
  • 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения
  • 45. Общество и глобальные проблемы XX века
  • 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия
  • 47. Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия
  • 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
  • 42. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности

    Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Проблемы свободы и ответственности личности. Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

    В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

    Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи

    принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

    Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем.Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

    В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с

    интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать

    интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

    В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне

    международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

    Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на

    данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

    Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

    человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к

    самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

    ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

    Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

    Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

    В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

    Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

    Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

    Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

    Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

    Социализация личности

    Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты

    Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом..1. Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

    Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

    Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

    Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. 2.2 Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему.

    Останавливаюсь более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

    Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям..3 Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

    Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка-это не только знаемая им объективная этическая категория, это-эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

    В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

    • Дарьина Татьяна Сергеевна , бакалавр
    • Владимирский Государственный университет имени А. Г. И Н. Г. Столетовых
    • СВОБОДА
    • НЕОБХОДИМОСТЬ
    • ПРОТИВОРЕЧИЕ
    • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
    • ВОЗМОЖНОСТЬ
    • ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
    • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Данная статья поднимает актуальную сегодня проблему сохранения свободы личности в обществе. Целью этой работы является рассмотрение некоторых путей решения этой проблемы. Эта статья может показать не только успехи, которых достигла социальная наука. Она является также примером успехов, которых достигли отдельные философские направления - например, христианского социализма.

    • Верно ли утверждение, что все в нашей жизни происходит не случайно?
    • Антропологические и правовые аспекты понимания свободы
    • Перспективы развития внутривузовских систем качества и классические философемы о качестве

    Свобода и необходимость… Противоречивая связь этих двух понятий является одной из основополагающих в изменении мира. Соотношение свободы и необходимости представляет собой принцип противоречия.

    Что представляет собой свобода личности в обществе? Как её достичь в нём? Где истоки свободы и необходимости в действиях личности в обществе? Каково соотношение свободы и необходимости в действиях личности? И возможно ли такое соотношение?

    На эти вопросы человек, несмотря на долгую историю своего существования, постоянно ищет ответы. Найти их он не может не только из – за того, что данные вопросы относятся к категории вечных, но и потому, что положение самой личности в обществе по отношению к другим людям постоянно меняется. В силу этого невозможно рассмотреть эти вопросы исчерпывающе, но, тем не менее, они требуют рассмотрения.

    Вопрос свободы и несвободы человека в обществе актуален сегодня как никогда ранее. В век глобализации, крупных мировых катаклизмов, в том числе миграций населения, войн, смен политических режимов в странах вопрос сохранения свободы индивида в человеческом обществе приобретает значение, подчас довольно остро и злободневно. Каждый человек хочет считать себя свободным, никто не хочет быть «рабом». Каждый из нас стремится достичь свободы в действиях, поступках, мыслях, вере, предпочтениях и многом другом. Способов достижения собственной свободы в обществе множество. Но часто многие люди не знают все из них. Многие ищут свободу митингами, бунтами, восстаниями (если индивидов много) или нарушением закона и общественного порядка и свободы других людей (если рассматривается конкретный индивид). Потому сегодня так важно в столь непростой обстановке в мире найти такой способ достижения свободы, который не нарушал бы общественный порядок и законы, не разрушал бы само общество. Отсюда же важно разобраться в определениях свободы.

    Казалось бы, что может быть проще – найти ответ на такой «простой» вопрос – что важнее: свобода или необходимость?

    «Конечно же, свобода личности важнее, - скажут многие, - человек - не машина, которая делает всё на автомате». Те люди, кто так думает, неправы. Свобода и необходимость не могут быть абсолютными, ничто из них не может быть важнее другого. Это выяснил в своё время Л. Н. Толстой. Постараемся выяснить и мы.

    Говоря о нереальности существования полной свободы в действиях человека, автор «Войны и мира» утверждал, что человек, руководствующийся только свободой – уже не человек, так как он существует вне времени и пространства, в которых существуют люди, и вне причин, под влиянием которых они совершают действия.

    Но известный многим с детства писатель выяснил также, что и абсолютной необходимости не существует, так как число условий, в которых находится человек бесконечно и полностью познать их человек не может. Это даёт простор для свободы. Не может быть полной необходимости и потому, что рассматриваемые нами явления, которые уже произошли, произошли в конечный период времени, а время бесконечно. Это также даёт простор для свободы. И в – третьих, не может быть абсолютной необходимости из–за существования бесконечной цепи причин поступков, выявить которые человек не сможет до конца. Далее мы коснёмся этого вопроса, но прежде необходимо дать определения свободы и необходимости.

    Так что же такое свобода личности? И что такое необходимость? Как можно их понимать и трактовать?

    Определений свободы и необходимости существует очень много. И одной из целей исследования является поиск дополнительных определений данных понятий. Множественность определений свободы и необходимости зависит не только от субъективного понимания каждым человеком этих понятий, но и из-за многочисленности видов свободы, содержания понятия свободы в частности. Ведь существует свобода воли, свобода мысли, политическая свобода, свобода передвижений и многие другие свободы. И все их можно отнести к категории свободы личности. Сложность же выбора общепринятого понятия необходимости в действиях личности состоит в том, что оно, в первую очередь, не предполагает наличия её (личности), а во – вторых, связывается со случайностью, которая вообще может не зависеть от личности.

    Целесообразно привести определения этих понятий по «Новой философской энциклопедии»: «Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно - коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами».

    В данном определении, несмотря на то, что понятие не включает в себя личность, связь свободы прослеживается через субъект – личность. И в целом, свобода личности в обществе подобных ей (а именно свобода личности и интересует нас) понимается как степень возможности личности совершать определённые действия и соответственно являться причиной этих действий. Общество создано людьми и подчинено тем же законам развития (не всем, но многим), что и развитие человека. Потому данное определение свободы вполне является подходящим для определения свободы личности. Стоит сказать, что далее мы выясним, что возможны ещё трактовки понятия свобода. Они могут позволить нам найти новый путь достижения свободы. А пока следует посмотреть, что говорит «Энциклопедия» насчёт понятия необходимости.

    «Необходимость и случайность - соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль».

    В отношении данного, в целом верного определения, необходимо сделать одну оговорку. Оно должно быть слегка изменено. Нельзя согласиться с тем, что необходимость является главной по отношению к случайности – она не может быть таковой – эти понятия находятся в связи – одно не может существовать без другого. Мы уже говорили об этом в начале. Ответ на этот вопрос мы дадим после того, как ответим на вопрос – что следует понимать под свободой личности и необходимостью на уровне социальной реальности и после того, как найдём возможные пути достижения свободы. Определение необходимости, данное выше, следует считать приемлемым в отношении личности и общества. Необходимость всегда создаётся из того, что уже существует, что известно заранее (в отличие от свободы или случайности). Такая «известность заранее» характерна для отношений общества и личности. В их историческом развитии необходимость закреплена с помощью опыта и примера. Необходимость, например, совершать какое – либо действие сформировалась не сама по себе, и не из ниоткуда, а родилась в силу опыта или примера, которые показали, что данное действие необходимо выполнять, чтобы выжить. Потому определение необходимости, приведённое выше, можно считать подходящим для определения необходимости в отношении общества и личности. Как и в отношении понятия свободы, в понятие необходимости мы приведём далее некоторые трактовки.

    Возвращаясь к проблеме определения свободы личности в обществе, стоит сказать, что данная проблема не нова и активно исследуется. Так, доценты кафедры философии Оренбургского государственного университета И. А. Беляев и А. М. Максимов в нескольких статьях рассматривали феномен свободы человека в социально – личностном измерении, а также - с точки зрения природного, социального и духовного аспекта. В одной из статей они приходят к выводу о том, что «подлинная свобода целостного человеческого существа есть непрерывный процесс освоения отчуждённого и отчуждения освоенного», в ходе которого «простая свобода <…> преобразуется и становится полной». При сложности механизма этого процесса от человека требуется больше усилий для обретения нужной свободы. Но «всякое обретённое индивидом качество вносит изменения в его существование, порождая в нём новые противоречия и выстраивая новые границы между ним и Миром. Противоречия требуют разрешения, границы – преодоления. Вот почему свобода относится к числу неразрешимых, вечных проблем».

    В целом, сложно не согласиться с авторами. Понятие свободы, как и понятие необходимости, настолько широко, что полностью осветить его невозможно (об этом мы уже говорили в начале), тем более это невозможно в узковременном промежутке, то есть за одну человеческую жизнь. Но не только узковременность мешает этому, не позволяет это сделать и та реальность, в которой мы живём - в ней этот вопрос нельзя решить. Но нам и не требуется решать проблему определения свободы в её фундаментальном определении – нам нужно решить эту проблему только на уровне свободы и необходимости в действиях личности как части общества. К счастью, на этом уровне нельзя решить данную проблему только ссылкой к вечности этих вопросов.

    Человек – существо социальное, как говорил Аристотель. И относительно нашей проблемы, этот афоризм можно понимать не иначе, как «человек – «прежде всего» существо социальное», а уже после индивидуальное. Обычно, индивидуальное понимается как имеющее свободу. В отношении общества так оно и есть. Обществу невыгодно ориентироваться на индивидуальное, так как при этом общество не сможет существовать, если составляющие его элементы – индивиды, будут иметь свободу, которую каждый будет понимать по своему, в соответствии со своими представлениями. Общество исчезнет как таковое, так как не будет тех «основ», на которых оно строится. Это очевидно.

    Но, допустим, если общество сможет полностью исключить свободу и индивидуальное, то разве сможет человек выжить в таком обществе, которое будет всегда подвержено только необходимости, и не иметь личностных интересов, желаний?

    Нет, не сможет. По крайней мере, известно, что он не может жить в таком состоянии постоянно. Ярким примером и доказательством этого могут быть тоталитарные общества, где «роль единственного всеподавляющего субъекта выполняет само общество». Развитие таких обществ по утверждению Беляева и Максимова идет следующим образом: «Эпохи коллективизма, завершающиеся формированием жестких тоталитарных социальных систем <…> сменяются эпохами индивидуалистического субъективизма с претензиями отдельных личностей на самодостаточность». С тоталитарным обществом всё, в принципе, понятно. Осуществить свою свободу человек в нём не сможет. Но есть в мире ещё «стяжатели свободы» личности. И их выявление позволит нам найти пути достижения свободы.

    В отношении стяжания и поиска свободы высказывались Н. А. Бердяев – видный представитель православного течения в философии XIX – XX вв. и Н. В. Сомин – разработчик теории православного социализма. Они рассматривали эту проблему с точки зрения религии, а, в частности, православия. Так Сомин в своей статье «Две глобализации» коснулся это проблемы. Хотя в ней он не и говорит о проблеме определения свободы личности в обществе, но, тем не менее, он рассматривает те механизмы, которые могут её сегодня ущемить. Он считает, что это глобализация. Но, по его мнению, не всякая глобализация подавляет личность.

    Сомин выводит два вида глобализации – отрицательную и положительную. Именно отрицательная глобализация, по его мнению, и ущемляет свободу: «Отрицательная глобализация (со строчной буквы) навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности», делая человечество стадом с примитивными материально - душевными запросами. Ее цель – сделать из людей сатаночеловечество». В этом стоит видеть ещё один путь ущемления свободы личности в обществе. К отрицательной глобализации Сомин относит атлантическую, основанную на «стремлении к богатству, комфорту и материальному благополучию», которые, в свою очередь основаны на грехах человека – самолюбии и тщеславии. Но грех, как известно из христианства, ведёт к потере человеком свободы. Избавление от грехов ведёт к освобождению.

    Н. А. Бердяев также затронул проблему свободы и несвободы (у него - принуждения). Но только рассматривал он эту проблему с точки зрения религиозной свободы. Для него христианская религия – это «свобода во Христе» Православие – свобода избрания Христа, и только на свободе православие и может существовать, по мнению философа. Принуждающая церковь не имеет смысла, как утверждает он. Бердяев, в целом, не отрицает и не порицает существование принуждения, но считает, что им нет места в религии: «Принудительное государство, как и принудительное знание, нужны природному миру и природному человечеству, но эти принудительно - природные начала не могут быть внесены в церковь и в веру». Таким образом, именно здесь может быть свобода.

    Из всего того, что было выше сказано, можно сделать следующе выводы. Первый вывод – ещё один путь потери свободы личности в обществе помимо установления недемократических, говоря языком права, политических режимов, – глобализация в атлантическом варианте. Второй вывод – свобода личности в обществе может осуществиться через христианскую свободу от греха и для верующего человека это вполне возможно даже в нашем обществе, как утверждал Н. А. Бердяев.

    Свободу личности в обществе можно понимать не только как свободу от греха, но и «как процесс и результат актуализации людьми своих возможностей, интересов, желаний». Этот процесс также является свободой. В данном случае – это свобода выбора для реализации своих возможностей. Это - и свобода выбора профессии, и свобода выбора хобби, предпочтений, веры. Такая свобода в современном обществе является уже фактом, не требующим доказательств. В отношении такой свободы Бердяев также утверждал, что христианская свобода – свобода выбора, основанная на вере: «В вере все ставится на карту, все можно приобрести или все потерять. А такая свобода избрания возможна лишь в том случае, если в вере нет принудительности, нет насилующих гарантий».

    Кажется, что вопрос решён. Свобода личности в обществе – это наличие выбора возможностей, присутствие веры, через которую возможна и свобода от греха. Но в отношении последнего утверждения свобода всё равно будет несколько ограничена, и не только наличием или отсутствием возможностей у человека, но и наличием или отсутствием тех или иных возможностей в обществе. Беляев и Максимов просто свободу и свободу личности разграничивали как раз по виду возможности: «…имеет смысл обратить внимание на различия свободы вообще и свободы личности как социального индивида. Если первая представляет собой совокупность множества персонифицированных возможностей и уже состоявшихся свобод, то вторая зачастую оказывается закрепленной на уровне возможного. Потенции свободы, которые несет в себе человек, могут быть, а могут и не быть реализованы».

    И что, получается, свобода личности ограничивается только самой личностью? Мы уже выяснили, что в отношении общества не только этим.

    Чаще всего, но это не значит, что всегда, свободу ограничивает необходимость выполнять те или иные требования, которые выдвигает общество. Это, прежде всего, относится к отрицательной глобализации, которая заставляет отдельные государства и людей выполнять свои требования , которые ведут к греху и несвободе. Соответственно, под необходимостью на общественном уровне можно понимать, помимо основного термина, выполнение индивидом требований отрицательной глобализации. Бердяев же считает, что «принудителным» и заставляющим делать необходимое, является государство. И это вполне, по его мнению, нормально, так как человек принадлежит к двум мирам – миру благодатной свободы и природной необходимости, а государство – часть мира природной необходимости.

    Вот они, основные причины несвободы личности, казалось бы. Следует лишь устранить глобализацию и мир природной необходимости - и человек сможет стать полностью свободным. Несвобода будет зависеть лишь от него самого, если он сам того пожелает. Но, возвращаясь к Аристотелю и тоталитарным обществам, стоит вспомнить, что общество не существует без человека, как и человек без него. Человек стал человеком, в большей степени, благодаря обществу. Не будь коллектива людей, человек не смог бы преобразовать себя. Он так бы и остался на уровне животного, так как вне общества у него не было бы предпосылок для развития. Государство в природном мире также необходимо человеку, чтобы избежать анархии: «государство, признает неизбежность начала власти и закона против анархии и распада в мире природном и благословляет власть на служение добру, никогда не благословляя злых деяний власти»

    В отношении тоталитарных обществ всё ещё сложнее – из – за отсутствия глобализации как «всенавязывающего авторитета» роль его перенимает тоталитаризм, точнее его носитель - государство. Оно начинает навязывать общие принципы и обязательную идеологию людям, лишая их свободы. Понятно, что здесь свободы не достичь. Но, если мы живём не в тоталитарном обществе? Как здесь найти свободу личности? Где она и в чём заключается?

    По мнению Беляева и Максимова свобода может проявиться в культуре, в приобщении к отдельным её элементам.

    В общественной реальности под приобщением к культуре принято понимать социализацию. Но Беляев и Максимов в отношении социализации говорили, что её «нельзя рассматривать в качестве критерия свободы, поскольку нормы, регламентирующие поведение индивидов и их разнохарактерных групп зачастую существенно различаются даже в рамках одной и той же социальной системы». Они также через это утверждение делают вывод, что наличие в каждой из социальных систем «множества своеобразных мировоззрений и жизненных укладов» есть свидетельство отсутствия единого и общего для всех пути к свободе. .

    Социализация понимается как приобщение к общепринятым нормам. Они обязательны для всех как условие успешной жизни. Социализация здесь может пониматься и как глобализация, которая также «навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности»» в виде бесконечного стремления к богатству и материальному достатку, которые, по сути, не нужны человеку, имеющему всё необходимое. Таким образом, через социализацию человек не сможет приобщиться к культуре. Но как же тогда человек может это сделать?

    Сомин же считает, что приобщения к культуре можно достичь не в социализации, а в православном социализме, который позволяет человеку приобщиться к культуре под эгидой православного христианства. Православный социализм не даёт человеку подвергнуться отрицательной глобализации в виде приобщения к идеологии богатства и вечного накопительства, которые ведут к греху сребролюбия. Православный социализм и есть путь достижения свободы личности в обществе. Причём этот путь не будет связан с насильственным насаждением православия всем людям. Каждый сможет выбрать то, что он захочет – остаться при глобализации, при исламе или приобщиться к православному социализму. Итак, вот он – ещё один путь достижения свободы человека в обществе, помимо уже известных нам путей в виде открытых бунтов и осуществления (не всегда применим) своих возможностей.

    Теперь следует решить вопрос истоков необходимости и свободы личности в обществе. Где они зарождаются, откуда происходят и берут начала? Истоки свободы и необходимости личности, безусловно, искать как совместно друг с другом (в одной реальности), так и в различных измерениях реальности.

    Так Максимов и Беляев пишут, что «истоки свободы надо искать внутри человека, в его духовности». Они полагают, что это решающий фактор в становлении свободы личности, а также они считают, что духовность не удалена от реальной жизни, а является её «неотъемлемым компонентом».

    Сомин и Бердяев также относят истоки свободы к духовной реальности, так как православие как религия, основанная на вере, – область духовной составляющей человека. Но они связывают свободу также и с областью материального, так как грех сребролюбия – ненужного накопительства материального богатства у Сомина, связан с материальной реальностью. Бердяев же не отрицал существование веры и церкви в реальном обществе.

    Таким образом, истоки необходимости следует искать как в обществе в целом, так и в каждом человеке, так как необходимость в обществе может быть относительна, потому что требования общества – это не только правила и нормы со стороны общества, но и совокупности свобод индивидов как выяснили Беляев и Максимов

    Подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод, что свобода и необходимость в обществе – понятия неоднозначные, несмотря на существование основных определений свободы и необходимости. Свобода в обществе может быть и выбором возможностей, и избранием Христа, и отсутствием грехов, как мы выяснили. Необходимость же может быть и необходимостью выполнения чего – либо, и требованием глобализации к постоянному накопительству материальных благ, и принуждением государства, так как оно не относится к миру природной необходимости. Таким образом, понятия свобода и необходимость, несмотря на общие определения понятий, могут иметь различные трактовки, дополнительные определения, которые будут зависеть от того, в каком контексте будет рассматриваться соотношение понятий.

    Таким образом, исходя из определений свободы и необходимости, приведённых выше, а именно то, что в обществе индивид способен достичь свободы и не только путём нарушения свободы другого индивида, нарушением общественного порядка, разрушения общества, но и путём приобщения к духовной области, а конкретнее к религии, и в определённой мере – в осуществлении своих возможностей. В общественной реальности это приобщение и такие пути к свободе вполне реальны и достижимы. Эти пути не разрушают общество и не нарушают свободу других индивидов.

    Возвращаясь к вопросу соотношения свободы личности и необходимости в обществе, стоит сказать, что такого соотношения не может существовать. Такие противоположные понятия как свобода и необходимость не существуют друг без друга – они обуславливают существование друг друга, дополняют сущность друг друга.

    Здесь, как некое доказательство, а скорее как иллюстрацию, такого утверждения стоит привести слова Воланда из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?»

    Так же и со свободой и необходимостью. Даже, если бы гипотетически существовала абсолютная свобода, как бы человек смог её себе представить. Была ли бы она той самой свободой, которую мы с вами привыкли понимать? Не отличалась бы она от той свободы, которой мы стремимся достичь? Ответы на эти вопросы более подробно следует рассмотреть в другом месте.

    Список литературы

    1. Беляев И. А., Максимов А. М. Свобода целостного человеческого существа в социально-личностном измерении // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11 (130), ноябрь. - С. 139-145.
    2. Беляев И. А., Максимов А. М. Свобода человека как целостного природно-социально-духовного существа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 202-207.
    3. Бердяев А. Н. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 608 с.
    4. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. [Электронный ресурс] – URL: http://masterimargo.ru/book-29.html
    5. Необходимость и случайность// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 [Электронный ресурс] – URL: http://iph.ras.ru/elib/2670.html
    6. Свобода// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 [Электронный ресурс] – URL: http://iph.ras.ru/elib/2670.html
    7. Сомин Н. В. Две глобализации. – URL: http://reosh.ru/dve-globalizacii.html
    8. Сомин Н. В. Православный социализм: обоснование и проблемы реализации. - URL: http://chri-soc.narod.ru/pravoslavnii_socializm.htm
    9. Толстой Л. Н. Война и мир, в 4 томах [Электронный ресурс] - 1867. т. 4 – URL: http://librebook.ru/voina_i_mir/vol5/2

    Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

    Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

    Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

    Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

    Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

    Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

    При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

    При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

    Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок