Артюр Рембо – краткая биография. Артюр рембо краткая биография Артюр рембо ударение

Артюр Рембо – ведущая фигура в мире французской литературы. В 1985 году президент Франции Франсуа Миттеран подарил стране памятник, посвященный замечательному писателю. Примечательно, что политический лидер лично настаивал на открытии этой достопримечательности.

Удивительно то, что человек, занимающийся нелегальной продажей оружия и людей, порадовал любителей литературы примечательными произведениями. Этот гений литературы прожил всего 37 лет, однако годы его жизни оказались насыщенными событиями.

Детство и юность

Будущий поэт родился в городке Шарлевиле, который находится на северо-востоке Франции, произошло это 20 октября 1854 года. Родина писателя богата достопримечательностями, церквушками, монастырями и другими гражданско-религиозными сооружениями. Примечательно, что Рембо рос и воспитывался в нетворческой семье, его родители были обычными рабочими людьми.

Его отец, по профессии военный, служил в Алжире, а мать Мари-Катрин-Витали Кюиф была крестьянкой из зажиточной семьи. Правда, после рождения четверых детей глава семейства решил покинуть свою супругу, а Кюиф так и не нашла счастья в личной жизни, посвящая свободное время воспитанию ребятишек.


В детстве Рембо не было примечательных подробностей, но известно, что его феноменальная любовь к литературе была отмечена еще в школе: маленький мальчик сочинял стихотворения, за что и удостаивался похвалы от учителей, которые зачитывали его произведения классу.

Свои первые серьезные стихи молодой человек начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте. Когда Рембо исполнилось шестнадцать, преподаватель риторики посоветовал ему продолжить обучение и поступить в университет. Дебютные произведения Артюра были опубликованы в местных изданиях, после чего юноша отправился в путешествие: он побывал на севере Франции и на юге Бельгии.


Мать Артюра не разделяла творческие увлечения сына: суровая и консервативная женщина видела будущее Артюра приземленным, она не хотела, чтобы Рембо был приверженцем свободной профессии, то ли дело юрист или чиновник, трудящийся на благо французского народа.

Артюр был не в силах терпеть пререканий с матерью, поэтому неудивительно, что парень сбежал из дома в город возможностей и любви – Париж. В столице Франции Артюр начал постигать азы журналистского мастерства, однако с творчеством дела шли туго, ибо начинающему поэту так и не удалось увидеть свои произведения опубликованными в изданиях.


После того как паря задержала полиция, ему пришлось проделать дорогу в Бельгию, но в конечном итоге Артюр вернулся в отчий дом.

Литература

В послужном списке гения не так много произведений, но все они оставили след в мире литературы. Правда, Артюр не всегда был доволен своими творениями. Например, стихотворение «Пьяный корабль», написанное в 1871 году, – одно из немногих, к которому Артюр отнесся положительно. Оно состоит из 25 катренов александрийского стиха, а критики отметили благозвучную ритмику.

Стихотворения Артюра Рембо

Стих погружает читателя в историю, рассказанную от имени корабля, который плывет по морским волнам. Некоторые вспоминают похожее произведение русского автора «Белеет парус одинокий». Также из произведений, опубликованных при жизни автора, можно выделить работы под названием «Одно лето в аду» (1873) и «Озарения» (1874). Кстати, «Одно лето в аду» было написано тогда, когда Рембо решил перестать быть поэтом и начал заниматься прозой.


Если говорить о жанре, то Артюра Рембо считают основоположником символизма, который желает быть посредником между человеком и вселенной, а также его причисляли к экспрессионизму. Популярность Артюр Рембо получил только после смерти, а при жизни мужчина входил в порочное число проклятых поэтов, в круге которых оказались также Тристан Корбьер и Стефан Малларме. Но даже они осуждали Артюра за нарочитость и хулиганское поведение.

Личная жизнь

Когда Рембо исполнилось 17 лет, в его жизни случилась первая любовь. Недаром он сочинил стих «В 17 лет серьезность не к лицу…».

Парень познакомился с основоположником импрессионизма и символизма – . Между двумя мужчинами вспыхнули дружеские отношения и романтические чувства, о чем свидетельствуют многочисленные переписки. В конечном итоге Рембо уехал к своему другу в Париж, но пробыл там недолго, так как поссорился с его семнадцатилетней беременной супругой.


Артюр называл ее глупой и необразованной женщиной, а она считала поэта хамом и грязнулей. Поэтому парень был выгнан из квартиры и перебивался у своих знакомых, например, ночевал у критика Теодора Банвиля и художника Жан-Луи Форена. Спустя время Рембо и Верлен вновь воссоединяются, правда, последний умудрился получить 2 года тюрьмы за то, что в результате жаркого спора под действием выпитого абсента прострелил своему любовнику запястье.

О взаимоотношениях двух мужчин в 1995 году был снят фильм под названием «Полное затмение», где главные роли исполнили и .


Рембо так и не постиг истинной любви, которая заставляет человека окунуться в омут. В большей степени поэт винил в этом себя, порицая свою трусость как в поступках, так и в мыслях.

Примечательно, что биография Артюра, как и жизнеописание , пестрит путешествиями и неожиданными должностями: он подрабатывал переводчиком в цирке, служил в голландской армии, бывал в Скандинавии и Африке, где продавал боеприпасы, пока у него не обнаружили онкологическое заболевание.

Смерть

Зимой 1891 года Артюр захворал и почувствовал боль в правом колене. Врачи не могли поставить Рембо правильного диагноза, ссылаясь на банальный артрит. С каждым днем боль становилась невыносимее, молодому писателю пришлось отправиться на родину, чтобы вылечиться от недуга.

Но и во Франции врачи ошибочно предположили, что у гения литературы туберкулезный синовит. Поэтому медики настаивали на срочной ампутации. Однако мужчина не стремился вновь попасть в больницу, а пытался уладить свои финансовые дела в Адене.


Болезнь заставила Рембо вновь отправиться в путешествие, на этот раз французские врачи положили его в госпиталь. После ампутации выяснилось, что на самом деле Артюра мучил рак кости. Несмотря на здоровье, писатель пытается вернуться в Аден, но болезнь не оставляет его. После того как Артюр вновь попал в медицинское учреждение, 10 ноября 1891 года он умер. Артюру Рембо было 37 лет.

Могила поэта находится в его родном городе Шарлевиле. В честь Артюра были установлены памятники, а также назван сорт розы.

Библиография

  • 1871 – «Стихотворение Пьяный корабль»
  • 1873 – «Одно лето в аду»
  • 1874 – «Озарения»

Рембо Артур (Rimbaud Jean Nicolas Arthur) (1854–1891), французский поэт.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевилле, департамент Арденны на северо востоке Франции. Второй ребенок в семье капитана Фредерика Рембо и его жены Марии Катрин Витали (урожденной Кюиф), которая происходила из простой крестьянской семьи. Отец бросил жену и пятерых детей, когда мальчику исполнилось четыре года. С раннего детства испытал нужду и лишения. Посещал занятия в местной начальной школе; весной 1856 поступил в колледж Шарлевилля. За год освоил двухгодичную учебную программу. Проявил интерес к поэзии. В 15 лет получил приз за сочинение на латинском языке. Первое стихотворение («Les Étrennes des orphelins») написал в 1869. С 1870 обучался поэтическому мастерству у своего учителя Жоржа Изамбара. К 16 годам создал более двадцати поэтических произведений, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Современный Парнас».

В юные годы Рембо неоднократно убегал из дома, бродяжничал по северной Франции и Бельгии. Сражался на баррикадах Парижской Коммуны 1871. Там же пристрастился к алкоголю.

Родные и близкие резко осудили Рембо за открытое пренебрежение нормами буржуазной морали. Друг детства Эрнест Делаэ утверждал: «его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях».

В начале сентября 1871 Рембо отправил П. Верлену образцы своих поэтических сочинений на отзыв. Прочитав балладу «Пьяный корабль» («Le bateau ivre»), П. Верлен пришел в такой восторг, что немедленно пригласил юношу в Париж. Их первая встреча состоялась 10 сентября 1871 и положила начало бурному трехлетнему роману, полному кипения «жестоких страстей».

Рембо поселился в семейной квартире П. Верлена на улице Николе, 14. Несмотря на молодость, он бесцеремонно помыкал П. Верленом и откровенно дерзил хозяйке. Совместное проживание немедленно привело к конфликту. Жена Поля Верлена Матильда Моте изгнала Рембо за нежелание подчиняться внутреннему распорядку. Некоторое время он скитался у знакомых поэтов Т. Банвиля, Ш. Кро, художника Ж. Форена и др. Вскоре Поль Верлен арендовал для Рембо комнату на улице Кампань Премьер, 14.

Друзья устраивали шумные сборища, проводили время за выпивкой и курением гашиша. Во время шуточной потасовки Рембо ранил Верлена ножом. Их репутация в глазах добропорядочных буржуа серьезно пострадала. Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали Верлена и Рембо из своих рядов; газетные репортеры именовали «скверными мальчишками» («vilains bonshommes»).

20 января 1872 Рембо уехал на родину, но уже 18 мая, по просьбе Поля Верлена, вернулся в Париж. 7 июля 1872 друзья отправились в Бельгию. Спустя месяц переехали в Лондон, где поселились в дешевой гостинице на Хоуленд стрит, 34–35. Зарабатывали на жизнь уроками французского языка. Отношения омрачались пьяными ссорами и взаимной ревностью. Приятели несколько раз расходились и снова сходились. Драматическая развязка наступила 10 июля 1873. Нетрезвый Поль Верлен дважды выстрелил в Рембо из револьвера и ранил его в запястье. 8 августа 1873 он был осужден бельгийским судом на два года за покушение на убийство и мужеложство.

Рембо вернулся к матери в Шарлевилль. В июле 1873 опубликовал сборник стихотворений в прозе «Одно лето в аду» («Une saison en enfer»), посвященный Полю Верлену. Весной 1874 вместе с поэтом Жерменом Нуво Рембо снова побывал в Лондоне. Завершил стихотворный цикл «Озарения» («Les Illuminations», 1875). В последний раз Рембо встречался с Полем Верленом в марте 1875 в Штутгарте, Германия. Встреча закончилась окончательным разрывом, поскольку Рембо упорствовал в своих убеждениях и не желал раскаяться в совершенных грехах.

Заключительный период жизни Рембо прошел в постоянных скитаниях. Поэтическим творчеством практически не занимался. В мае 1876 завербовался в голландскую колониальную армию. Проходил службу в маленьком городке Салатига на острове Ява в Индонезии, где ныне установлена мемориальная доска в его память. Спустя два года Рембо вернулся во Францию. В декабре 1878 устроился диспетчером каменного карьера в Ларнаке, Кипр. Переболел брюшным тифом. В 1880 отправился в Йемен в качестве агента торговой фирмы Бардей. С 1884 занимался торговлей кофе, пряностями, фарфором и др. По всей вероятности, участвовал в незаконных поставках оружия и наемников для эфиопского короля Шоа Менелика II. Одним из первых европейцев проник в ранее недоступную провинцию Эфиопии Огаден.

Между тем, имя Рембо приобрело широкую известность во Франции. В 1884 вышла книга Поля Верлена «Прóклятые поэты» («Les poètes maudits»), один из очерков которой был посвящен Рембо. Поэтический цикл «Озарения» (1886) прочно утвердил за Рембо репутацию гения и «ужасного ребенка» («un enfant terrible») французской литературы.

По рассказам очевидцев, Рембо совершенно равнодушно относился к известиям о своей литературной славе. Он продолжал вести беспорядочный образ жизни, не взирая на ухудшение здоровья. В феврале 1891 у Рембо появились боли в правом колене. 9 мая 1891 он прибыл во Францию для лечения. Врачи одной из больниц Марселя поставили Рембо диагноз рак кости. 27 мая того же года ногу пришлось ампутировать. После операции Рембо намеревался вернуться в Африку, однако умер 10 ноября 1891 в Марселе. Тело предано земле на семейном кладбище в Шарлевилле.

Карикатура на Артюра Рембо. Обложка журнала «Современные люди» № 318, январь 1888 года. Фото:Commons.wikimedia.org / Siren-Com

За 37 лет жизни Артюр Рембо повидал и пережил то, чего обычный человек достигает порой годам к 50, если не больше. Сам он говорил, что некоторые старики — дети по сравнению с ним. И действительно имел основания так считать.

Артюр родился в 1854 году в деревне на северо-востоке Франции в семье военного и строгой, но заботливой зажиточной крестьянки. Франция XIX века — котел социальных катаклизмов, эпоха бесконечных перемен. Одна революция следует за другой, империя сменяется республикой, потом снова империей и снова республикой. Эта бурная эпоха не могла не повлиять на становление молодого таланта.

Отец ушел из семьи через 6 лет после рождения будущего поэта. Мать одна воспитывает четверых детей. Со вторым по старшинству, Артюром, приходится особенно тяжело. Имея выдающиеся сообразительность и талант, он считает школу психушкой, мечтает стать журналистом и несколько раз пытается сбежать из дома. Так однажды, добравшись до Парижа, он попадает в тюрьму, потому что его принимают за шпиона.

В попытке найти славу самонадеянный подросток Рембо посылает свои произведения разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием срабатывает — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр награждается премией. Среди его адресатов оказываются и другие литераторы. Стихи молодого человека очень понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену , жизнь которого Рембо изменит навсегда.

Получив одобрение Верлена, Рембо приезжает в Париж. Он хочет стать сверхпоэтом или революционером, для него это примерно одно и то же. Поэзия, которая не инициирует перемен, его совершенно не интересует. При этом он не просто начинает дружить с Верленом, он едва ли не подчиняет его себе. Рембо младше на 10 лет, но именно он в этой паре — лидер. Он делился мировоззрением с Полем и наставлял его на свой путь, считая, что Верлен сделан из глины, и принимает ту форму, какую захочет сделать из него «мастер».

Верлен и Рембо (слева внизу) на картине Анри Фантена-Латура. Фото: Commons.wikimedia.org

В это время впервые публикуется стихотворение Артюра «Пьяный корабль», ставшее затем его визитной карточкой.

Верлен со своей беременной супругой приютили начинающего поэта, но Рембо не поладил с женой Поля. Он считает ее глупой, а она его — грубым и нечистоплотным. Жена Верлена выгоняет Рембо из дома. Но к ее ужасу Поль уходит вслед за ним. Друзья отправляются путешествовать по Европе, где они будут зарабатывать написанием стихов и преподаванием французского языка.

Талант к стихосложению и возрастающая известность делают Рембо уверенным в своем гении. Его творчество становится одной из основных вех символизма: свободная поэзия, в которой любые чувства воплощаются любыми образами. Артюр даже объявляет себя ясновидящим, желая быть посредником между человеком и вселенной.

Артюр Рембо в середине декабря 1875 года. Рисунок Эрнеста Делаэ. Фото: Commons.wikimedia.org / Ernest Delahaye

До сих пор он и так вел не самый примерный образ жизни: курил трубку еще будучи подростком. Теперь же он фанатично истязает себя голодовками, бессонницами, алкоголем и наркотиками. Во всем этом ему сопутствует верный друг Верлен. В Брюсселе Поль в пьяном бреду выстрелом ранит Рембо в руку. Верлена сажают в тюрьму — друг не навещает его и встречает только через два года.

Буйный нрав Артюра толкает его на очередной непредсказуемый шаг. Не достигнув 20 лет, он решает, что не хочет больше быть поэтом. Несмотря на то, что количество опубликованных произведений можно пересчитать по пальцам, они достаточно успешны. Рембо даже пишет об этом свою первую небольшую книгу в прозе «Одно лето в аду», которую издает в 1873 году.

Артюр Рембо в Харэре. 1883 год. Фото:Commons.wikimedia.org / Inconnu

Наконец, находят отклик детские мечты стать журналистом. Желая писать статьи о географических исследованиях, Рембо отправляется в путешествие — на этот раз на другой континент. Позже его доклад опубликует Географическое общество в Париже.

«Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движении народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо.

Сначала бывший поэт идет добровольцем в голландскую колониальную армию, позже устраивается переводчиком в цирк и путешествует с труппой по Скандинавии, а затем уезжает жить в Африку. Там Рембо начинает торговать оружием и людьми и даже управляет факторией в Эфиопии, пока у него не обнаруживают рак. Будучи больным, Артюр возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу, но саркома приковывает его к постели. Болезнь убила писателя в возрасте 37 лет.

Поэт так и не постиг любви, обвиняя во всем под конец жизни свою трусость не только в поступках, но и в мыслях. Рембо, как и хотел когда-то, стал великим французским поэтом. Но наибольший успех пришел к его произведениям после смерти автора. В XX веке Рембо становится необычайно популярным. Настолько, что спустя 100 лет после его смерти лично президент Франции курирует установку памятника, посвященного Артюру Рембо.

Еженедельник АиФ/ Культура/ 21.10.2015


(Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854-1891) - выдающийся французский поэт. Биография Рембо необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Рембо бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания, ханжества провинциальных мелких буржуа. В период Франко-прусской войны подросток Рембо насмехался над патриотами. В 1871, попав в Париж, участвовал в борьбе Коммуны. Очутившись после парижских баррикад в провинциальном захолустьи, Рембо послал свои стихи в Париж к Верлену, тогда уже известному поэту, и вскоре получил приглашение в столицу. Знакомство с Рембо превратилось у Верлена, человека неуравновешенного, в пылкую дружбу, повидимому сексуально окрашенную. Вместе с Верленом Рембо странствовал по Франции и Бельгии, довольно долго жил в Лондоне. В Брюсселе после крупной ссоры Верлен стрелял в Рембо, ранил его и попал на два года в тюрьму. Рембо снова пришлось прожить некоторое время в провинции, где он в 1873 напечатал (единственную, изданную лично им) книгу стихов и прозы «Une saison en enfer» (Четверть года в аду). Попытки Рембо проникнуть в прессу не удались. Понемногу жизнь Рембо превратилась в настоящий приключенческий роман. Рембо отправился бродить по Германии, Швейцарии, Италии, подумывал даже о России. Записался волонтером в карлистские войска, затем поступил в голландскую армию, но по прибытии на Яву дезертировал, рискуя головой. Одно время Рембо служил в кипрских каменоломнях, разъезжал с цирком и т. д. Отказавшись от многих ранних мечтаний, в том числе и от мечты о лит-ой славе, Рембо в качестве торгового агента поселился сначала в Адене, затем в Абиссинии, где и прожил свыше 10 лет, совершая торговые экспедиции в глубь страны. Постепенно изменились все убеждения и вкусы Рембо. Он принялся копить деньги, чтобы со временем начать «солидную» жизнь. Но как раз в эту пору началась поэтическая слава Рембо. Давние друзья издали его стихи, Верлен написал о нем яркую статью. Вести об этом доходили к Рембо, но, покончив с химерами, он о своем литературном прошлом отзывался пренебрежительно. В феврале 1891 Рембо, упав с лошади, заболел и был вынужден ехать в Европу уже для лечения. А в ноябре того же года поэт умер в Марсельском госпитале мучительной смертью.

Литературой Рембо занимался каких-нибудь 4 года, в возрасте 16-20 лет. Но значение этих юношеских опытов таково, что в Рембо приходится видеть одного из крупнейших французских поэтов XIX в. Творчество Рембо поучительно тем, что неразрывно связано с первым периодом биографии поэта, важнейшим моментом к-рой является участие его в борьбе Парижской Коммуны. Основной пафос творчества Рембо - это пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи. Некоторые юношеские вещи Рембо написаны в парнасском духе, но наряду с этой подражательностью тогда же намечалась у Рембо другая творческая линия - линия гражданской лирики в духе Гюго - «Le forgeron» (Кузнец), а также очень непосредственная личная лирика, бытовые зарисовки, шаржи. Как бы прощаясь с застывшими традициями Парнаса, Рембо написал в 1870 злую пародию на излюбленный парнасцами образ Венеры, рождающейся из морской пены (богиня у Рембо вылезает из зеленой ванны жирной, татуированной женщиной, с омерзительной язвой на заду). Он стремительно перешел к своеобразнейшим стихам, насыщенным прежде всего политическим и антирелигиозным содержанием, - к стихам, полным издевательства над казенными публицистами, империей, военщиной, попами, буржуазными обывателями, версальскими палачами. Значительная часть этих стихов была написана Рембо уже после разгрома Коммуны. Однако отсутствие у Рембо определенного, классово-революционного миропонимания, отсутствие связей с передовой общественностью (правда, тогда рассеянной), полное одиночество поэта в условиях провинциальной жизни не могли содействовать укреплению Рембо на революционной позиции в годы реакции. В некоторых последних его стихах чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем Рембо, находясь в захолустьи, попытался экзотически преобразовать омерзительный мир, написал поэму «Bateau ivre» (Пьяный корабль), сонет о цветных гласных («Voyelles») и т. п. Однако в новейшем издании «Стихов» (Poesies) в качестве заключительного стихотворения недаром стоят «Les corbeaux» (Вороны), этот реквием Коммуне, этот стон о разгроме. Оттого, учитывая все противоречия творчества и жизни Рембо, генетическую связь между мелкобуржуазными и люмпенпролетарскими настроениями раннего Рембо и позднейшим превращением поэта в колонизатора, ни в коем случае нельзя игнорировать основное, по существу революционное содержание литературного наследия Рембо.

Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада Рембо быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам. Стихи его поражают обилием самых смелых метафор и сравнений. Примечательно в поэзии Рембо безбоязненное использование жаргона и прозаической разговорной речи. В его страстных сатирах нередки также площадные ругательства, бросаемые со всей прямотой в лицо врагу. Немало у Рембо очень экстравагантных тем - «Les chercheuses de poux» (Ищущие в волосах), «Oraison du soir» (Вечерняя молитва) и мн. др., написанных явно в порядке вызова, но неизменно лиричных.

Быть может менее значительна проза Рембо - его «Les illuminations» (Озарения) и «Une saison en enfer» (Четверть года в аду). Впрочем ее словесная выразительность чрезвычайно высока. Обычные приемы поэзии перенесены Рембо именно в прозу. Указывая на декадентский спад в творчестве Рембо, данные произведения, как и некоторые поздние стихи, свидетельствуют об уходе этого мелкобуржуазного художника в область вымысла, уходе, вынужденном гнетущими впечатлениями французской действительности после 1871.

Влияние Рембо сказалось на целом ряде французских писателей и поэтов. Но преемниками Рембо заимствовалась и заимствуется меньше всего идейная направленность лучших вещей поэта. В России творчество Рембо было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.

Буржуазия давно уже создала свою версию о Рембо. Из его творческого наследия обычно извлекаются наиболее субъективные и фантастические вещи вроде «Пьяного корабля», сонета «Гласные» и т. п. Политический же характер творчества Рембо обычно игнорируется или перетолковывается на самые различные лады. Первые биографы, исследователи и издатели Рембо не останавливались даже перед исправлением его произведений и писем, а также соответствующим образом компановали тексты. Только в сравнительно недавнее время в работах М. Кулона и др. замечается приближение к более верному пониманию творчества и личности Рембо. В России неправильное представление о Рембо было усвоено большинством писавших о нем. В советское время появились иные суждения о Рембо, но подлинная оценка поэта все еще впереди.

(1854-1891) французский поэт

Артюр Рембо является одной из самых загадочных фигур во французской литературе XIX в. Он прожил всего 37 лет, причем последние 18 лет жизни не занимался творчеством, но мало найдется поэтов, творчество которых оказало такое же сильное влияние на мировую культуру. Крупнейшие французские поэты Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар называли Рембо своим учителем. Его стихи переводили И. Анненский, В. Брюсов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб. Даже Горький, более чем критически относившийся к символистам, считал стихи Рембо литературным явлением.

Рембо родился в маленьком городке Шарлевиль, расположенном на северо-востоке Франции. Его детство было омрачено разрывом родителей. Отец Артюра, офицер, покинул семью, оставив жену с четырьмя малолетними детьми. Мать так и не вышла замуж, посвятив свою жизнь детям. Феноменальную одаренность мальчика заметили еще в школе. Уже в восьмилетнем возрасте он писал стихи, которые читали на уроках. Когда Рембо исполнилось шестнадцать лет, преподаватель риторики Ж. Изамбар посоветовал ему поступать в университет.

Но страсть юноши к литературному творчеству натолкнулась на жесткое сопротивление со стороны матери. Она была суровой и властной, происходила из патриархальной семьи и не понимала людей свободной профессии. Желая доказать свое право на самостоятельную жизнь, в августе 1870 г. Рембо убегает из дома и отправляется в Париж. Там он пытается заработать журналистикой, но ему так и не удается пристроить в печать ни одного своего стихотворения. Несовершеннолетнего Артюра задерживает полиция, но через полтора месяца он направляется уже в Бельгию, откуда его снова возвращают домой к матери.

В свободное время Рембо продолжает писать. Пока еще он подражает приемам В. Гюго и Ш. Бодлера. Для стихотворений «Сидящие», «На музыке», «Приседания» характерны мотивы тоски и разочарования, чувство яркого неприятия мещанского мира, который окружает поэта.

Хотя и с опозданием, но все же до Шарлевиля доходят новости о нарастающем революционном напряжении в Париже. В мае 1871 г. Рембо не выдерживает диктата матери и вновь отправляется в столицу. Он везет с собой несколько стихотворений, в которых прославляет подвиг коммунаров. Добравшись до Парижа, юный поэт участвует в революционной борьбе, но вскоре становится свидетелем разгрома восстания. Он видит, как правительственные войска очищают город и расстреливают защитников свободы. Поражение Коммуны вызывает у него приступ пессимизма, он возвращается домой, где пишет одно из лучших своих стихотворений «Пьяный корабль», в котором отождествляет себя с судном, потерявшим управление.

Рембо послал несколько своих стихотворений известному французскому поэту П. Верлену. Прочитав их, Верлен прислал автору приветственное письмо, в котором пригласил приехать в Париж. Рембо сразу же отправился в столицу, где познакомился с жизнью богемы и стал вести дерзкий и вызывающий образ жизни. В литературных кругах его не приняли и не поняли, только Верлен смог распознать в презрительном юноше будущего великого поэта. Слишком пылкая привязанность к Рембо рассорила Верлена с женой.

Весной 1871 г. вокруг Верлена и Рембо складывается кружок молодых поэтов, называющих себя зютистами. Они собираются в кафе, читают друг другу свои стихотворения. Поэтам удается скопить немного денег, и летом 1872 г. Верлен и Рембо отправляются в путешествие. Сначала они едут в Бельгию, а оттуда на пароходе в Лондон.

В декабре 1872 г. Рембо на несколько дней приезжает на родину, чтобы получить свою долю наследства, переданную ему матерью, а затем вновь уезжает в Англию. В это время он пишет свою книгу стихотворений в прозе «Озарения», где разрушает основы традиционной системы стихосложения. В течение некоторого времени поэт живет в Лондоне, а весной 1873 г. вместе с Верленом возвращается во Францию. Ему наконец удается напечатать сборник стихотворений «Одно лето в аду». Это книга-исповедь, полная горьких сожалений, упреков и самокритики. Поэт как бы прощается с бунтарством, с «озарениями», с поэтическим «ясновидением». Сборник отличает тщательность отделки каждой фразы, точность ритма, тонкий лиризм.

Постепенно отношения между Рембо и Верленом ухудшаются. В июле 1873 г. во время пребывания в Брюсселе Верлен стреляет в Рембо, ранит его и попадает в тюрьму. Потрясенный поступком Верлена, Рембо возвращается в Шарлевиль. Поэт чувствует свою отьединенность от мира, ищет пристанища и не находит его. В последующие десять лет он переезжает из города в город, живет в Германии, Австрии, Голландии, Италии, нигде подолгу не задерживаясь. Он перебивается случайными заработками, поступает в голландскую армию, но, прибыв на остров Ява, дезертирует и, преодолев бесчисленные трудности, добирается до Европы. В последующие годы он меняет множество профессий: служит надсмотрщиком на кипрских каменоломнях, ездит с бродячим цирком, но к литературному творчеству более не возвращается.

В 1880 г. Рембо уезжает в Африку, где начинает работать торговым агентом. Он ездит по туземным деревням и скупает слоновую кость и черное дерево. Постепенно ему удается скопить немного денег. Рембо поселяется в Адене, небольшом городке на Аравийском полуострове, где приобретает дом. Он мечтает об обеспеченной жизни среднего буржуа, поэтому сознательно не возвращается в Европу. Рембо практически порывает со своим бунтарским прошлым и оставляет без ответа приглашение друзей (они хотели, чтобы он посетил Париж). Он не отвечает даже Верлену, написавшему о нем яркую статью. Рембо как бы не принимает того факта, что на родине его считают известным поэтом. «Артюр Рембо променял литературу на Африку, а богатство рифм - на слоновую кость и золото», - с горечью писал о нем М. Волошин.

Во время поездки в Эфиопию Рембо упал с лошади и получил травму ноги. Начавшаяся гангрена вынудила его в 1891 г. отправиться на лечение во Францию. Он еще не знал, что был смертельно болен. В Марселе Артюр встретился со своей матерью. Но примирение их было недолгим. Через несколько недель после приезда врачи ампутируют Рембо ногу. Несколько месяцев он находился у матери, но из-за быстро развившейся болезни - саркомы - его снова перевезли в Марсель, где поэт умер в одной из больниц.

Творчество поэта отличается неровностью (наряду с великолепными стихотворениями встречаются и откровенно подражательные произведения), в нем четко прослеживаются две линии - гражданские стихотворения и изысканные лирические стихи. Рембо блестяще передает широчайшую гамму чувств лирического героя - от острой сатиры до горького разочарования. Поэт изобретает особую систему толкования слов, основанную на так называемом мистическом алфавите. В стихотворении «Гласные» он приводит поток ассоциаций, связанный с каждой из букв.

Поэт считал себя ясновидящим и стремился найти собственную истину в современном мире. Подхватив и развив бодлеровскую мысль о всеобщем соответствии, он видит природу как нагромождение картин, подчиненных лишь сознанию поэта. Подлинное творчество, по его мнению, возможно только, когда на поэта нисходит озарение. Поэтому тщательно описанные пейзажи соседствуют у него с картинами катастроф, а лирические пассажи - с пессимистическими выводами.

Развитие французской поэзии XX в. прошло, по меткому замечанию Луи Арагона, «под знаком определяющего влияния Рембо». С одной стороны, он смог объединить две противоположные тенденции европейской поэзии - романтическую устремленность вовне и бодлеровскую обостренность чувств. С другой стороны, Рембо утвердил взгляд на поэзию как на высшую реальность. Многие считали его «символистом до символизма». Но на самом деле он просто опередил свое время, его творчество приобрело актуальность, когда поэта не стало.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок