Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Времена года». Дидактическая игра «времена года» картотека на тему Дидактическая игра какое время года младшая группа

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Времена года"

Супрунова Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ГДС "Сказка" п. Городище,Волгоградская обл.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.
Задачи:
- учить устанавливать временные представления между осенними месяцами,зимними месяцами, весенними месяцами и летними месяцами.
- развивать кругозор, познавательные способности,внимание и сообразительность детей;
- закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;названий месяцев их последовательности и принадлежности к определённому времени года;
Оборудование:картон синего,зеленого, красного и желтого цветов формата А4;карточки с цифрами от 1 до12.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года.
1.Белые шапки надели дома,
Холодно им - наступила...(зима)

2.Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...(весна)

3.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(лето)

4.Несу я урожаи, и поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, да деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я...(осень)
Детям задаются вопросы:
- Сколько времён года?
- Назовите характерные особенности каждого времени года.
- Каким цветом мы можем разукрасить каждое время года? (зима-синий,весна-зелёный,лето-красный,жёлтый-осень.)
- Сколько месяцев в году?
- Назовите месяцы по порядку.
- По сколько месяцев у каждого времени года?
- Назовите зимние месяцы,(летние,весенние, осенние).
- А можно ли месяцы переставить местами? Почему?
Задание: разложите карточки с цифрами так,чтобы они соответствовали временам года.

Дети раскладывают карточки, работая в парах. Затем меняются местами и идёт взаимопроверка.


- Ребята, а какие вы знаете литературные произведения, где можно встретить все четыре времени года?
(Ответы детей: К.Д. Ушинский "Четыре желания.", С. Маршак "Двенадцать месяцев.")
- Сейчас я вам прочитаю приговорки, а вы должны угадать, что из этого бывает только летом,только зимой, а что в разное время года .
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя с небесной кручи!(летом)

Ветер -ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!(зимой, летом,весной,осенью)

Земелюшка добра,
Вырасти гриба-
Во бору грибового,
Во бору борового.(летом,осенью)

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты подожди!
Выйди, выйди солнышко,
Золотое донышко! (весной,летом,осенью)

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На берёзовой ветке!(летом)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (зимой)
А сейчас я предлагаю вам творческое задание
- Разукрасьте рисунок так, чтобы было понятно какое время года изображено на рисунке


Пока дети разукрашивают, звучит музыка Чайкавского П. И. "Времена года"

Участники выставки:

Арапова Наталья Олеговна,

Клинкова Марина Зинуровна

воспитатели

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

дидактическая игра «Времена года» для детей 4 – 5 лет

Цель: Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Задачи:

Учить определять время года по его характерным признакам;

Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

Упражнять детей в составлении короткого рассказа о времени года, историй по сюжету («Весна в лесу», «Лето в деревне» и др.);

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

Находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Материалы:

Макет – основа с 3D - деревом;

Карточки, предметные фигурки, ткань для моделирования (речка, поляна, земля, грядка и др.).

Правила игры:

Вариант 1. Игра «Составь и объясни!»

Ход игры: Дети делятся на две команды по 3 – 4 человека. Одна команда задумывает время года или сюжет и составляет его на макете. Другая команда отгадывает задуманный составленный сюжет и составляет по нему рассказ. Вторая команда проверяет правильность ответа, дополняет рассказ.

Вариант 2. Игра «Что не так?»

Ход игры: Одна группа детей размещает несколько несоответствующих картинок или фигурок в разных секторах макета и предлагает другим детям поставить их туда, где они должны находиться, объяснив свой выбор.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовёте (расскажете)...»

Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводятся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.

Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.
1.«Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы
с этой лексикой).
- Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.
- Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...
- Какое время года вам больше нравится? Почему?
2.«Мы знаем погоду».
а)Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.
б)Летом — жарко, ярко светит солнце...
в)Какую погоду вы любите? Почему?

3. «Какое небо, солнце?»
а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами —осенью; светит, но не греет — зимой.
б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.
в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?
4.«Дни и ночи, что длиннее — что короче?»
а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.

б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.
в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?
—Мы ориентируемся по часам.
5.«Поговорим о природе».
а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.
На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...
в) Какое время года вам больше нравится? Почему?
6.«Чем занимаются?»
а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.
б)Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны —летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.
в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?
7.«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»
а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном —зимой; травой, сеном — поздней осенью.
б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.
в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?
8.«Повадки диких животных».
а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.
б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд.(Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)

в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?
9.«Что мы знаем о птицах?»
а) Птицы улетают в тёплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой...
б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...
в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жизни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.
10. «Как одеваемся?»
а) Тёплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом.Лёгкая куртка — весной, осенью; тёплые ботинки, сапоги — зимой.
б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?
в) Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?
11. «Какой бывает снег?»
а) Солнце светит, потеплело — снег влажный, мягкий, искристый,
липкий, блестящий; мороз — рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, покрывается твёрдой коркой (наст).
б) Влажный снег — когда светит солнце... Из него можно лепить снеговика, снежную бабу.
в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?
12. «Когда это бывает?» Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью: яркое солнце, горячий песок — летом.
13. «Назови три главных слова» : о зиме: снег, мороз, санки; о лете: пляж, река, лодка и т. д.
14. «Что бывает?» Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...; осенью...
Использован материал: Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей

Ирина Ионова

Дидактическая игра «Времена года »

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года »

Дидактическая игра «Времена года » имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) .

Дидактическая игра многофункциональна . Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года » является :

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени , каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года »

Вариант 1. Игра «Волшебный мешочек.»

Задачи :

Развивать память,

Расширять словарный запас,

Внимание,

Логическое мышление,

Закреплять знания детей об окружающим мире.

Ход игры : На игровом поле изображены четыре времени года . Играющих от 2 до 4 детей , каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Затем вносится волшебный мешочек и предлагается детям достать из него тот предмет который относится к выбранному времени года , основываясь на своих тактильный ощущений. Играющие по очереди засовывают руку мешочек и на ощупь берут нужный для себя предмет

Материалы для изготовления игры : Игровое поле с временами года , волшебный мешочек и предметы относящиеся к временам года .

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или как мы сделали аппликацию. Такой диск будет символизировать «Круглый год» .

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года » , можно использовать стихи и загадки :

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листовою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я. (Осень) .

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня. (Зима) .

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)



Публикации по теме:

Анонс: Дети дошкольного возраста очень хорошо запоминают если информация яркая, красочная, поэтому в своей работе использую игры изготовленные.

Дидактическая игра лото "Времена года: лето и осень". младший возраст Задачи: 1. Дидактические: - познакомить детей с признаками осени,.

Дидактическая игра-макет «Дерево. «Времена года» Катаева М. С., Погожева Е. В. Уважаемые коллеги, мы разработали и внедрили в практике программу.

Уважаемые коллеги предлагаю вам свой вариант макета "Времена года". Я много видела различных макетов, все замечательные и вот я загорелась.

Изучению времен года и их особенностям поможет дидактическая игра "Времена года". Заключается она в том, чтобы разложить карточки с картинками,.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Увидев на нашем сайте дерево «Времена года», я решила сделать для своих малышей дидактическую игру с таким.

Аннотация к мультимедийной дидактической игре «Времена года»

Мультимедийная игра позволяет:

  • повысить информативное наполнение НОД;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать детям комфортные условия работы в НОД.

Применение мультимедийной дидактической игры в НОД активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и картинок, со звуковым сопровождением оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.

Задачи:

q Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;

q Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

q Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

q Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.

Программа разработки: Power Point

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Правила игры:

  • Ø На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
  • Ø Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
  • Ø Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку «> », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку « <». Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик ».

Форма использования:

  • при работе с интерактивной доской;
    • индивидуальная работа с компьютером.

Методика использования:

  • мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
  • в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
  • для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.

Образовательный эффект:

q Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.

q Закрепить знания об окружающем мире.

q Учить отгадывать загадки о временах года;

q Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;

q Повторить названия перелетных птиц;

q Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;

q Называть деревья и находить лист с этого дерева;

q Повторить признаки весны;

q Закрепить умение определять по одежде человека время года.

Практическая значимость:

  • появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
  • повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей;
  • мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
  • Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности;
  • предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Описание:

(Слайд 1) титульный

(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры

(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года.Послушай внимательно загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?

(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)

(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.

(Слайд 7) Послушай следующую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?

(Слайд 8 ) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.

(Слайд 9 ) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)


(Слайд 10 ) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.

(Слайд 11

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?

(Слайд 12 ) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?

На проталинках вырастают первые … (подснежники)

Из теплых стран прилетают … (птицы)

Оно стало сильнее пригревать … (солнце)

Зазеленела … (трава)

Тает снег, по земле бегут … (ручьи)

На крышах домов тает снег и появляются … (сосульки)

(Слайд 14 ) Послушай следующую загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - … (лето)

Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?

(Слайд 15 ) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.

(Слайд 16 ) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)

(Слайд 17 Выбери вариант ответа. (весна) Объясни свой выбор.

(Слайд 18 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (осень)

(Слайд 19 ) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа. (зима) Объясни свой выбор.

(Слайд 20 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (лето)

(Слайд 21 ) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »

Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок