Финансовое планирование на предприятии. Финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы , величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы , бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста .

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства . Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов ; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах , определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов , позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план . Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления . Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности . Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ , программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный финансовый план стал основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.; в настоящее время разработан и используется перспективный план на период до 2006 г. (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Перспективный финансовый план на 2004-2006 гг.
Показатели 2004 2005 2006
Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП
Доходы - всего 2740163,5 17,9 3012195,2 17,0 3398834,9 16,7
из них:
налоговые доходы 2068872,6 13,5 2321746,0 13,1 2634270,1 13,0
неналоговые доходы 219019,4 1,4 187451,6 1,0 191048,4 0,9
доходы целевых бюджетных фондов 14061,5 0,1 14407,6 0,1 14546,4 0,1
единый социальный налог 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Расходы - всего 2656760,1 17,4 2849924,5 16,1 3099758,6 15,2
из них:
процентные расходы 288770,6 1,9 344794,4 1,9 345546,0 1,7
непроцентные расходы (без расходов, финансируемых за счет ЕСН) 1929779,5 12,6 2016540,1 11,4 2195240,6 10,8
расходы, финансируемые за счет единого социального налога 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Профицит 83403,4 0,5 162270,7 0,9 299078,3 1,5

Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса , преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета . Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения .

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства , проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы , предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы Расходы
  1. Прибыль
  2. Амортизация
  3. Налоговые доходы
  4. Единый социальный налог
  5. Неналоговые доходы
  6. Средства целевых бюджетных фондов
  7. Безвозмездные перечисления
  8. Средства государственных внебюджетных фондов

Итого доходов

Превышение доходов над расходами

  1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций
  2. Затраты на государственные инвестиции
  3. Фундаментальные исследования и содействие НТП
  4. Расходы на социально-культурные мероприятия
  5. Расходы на национальную оборону
  6. Расходы на проведение военной реформы
  7. Расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности государства
  8. Расходы на судебную власть
  9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
  10. Расходы по международной деятельности
  11. Обслуживание государственного и муниципального долга
  12. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  13. Целевые бюджетные фонды
  14. Прочие расходы

Всего расходов

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа . Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ , в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ , проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ , который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции . Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный . Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;
  • индексный . Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений , наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни , роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой . Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне : минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала ; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне : максимум доходов бюджета ; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений - Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти ; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм - приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов ; обеспечения инвестиционной привлекательности ; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии . Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

  • Прочие расходы
  • Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

    Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда ; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

    Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

    Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

    • повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
    • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
    • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

    Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

    Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

    Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

    • тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) - при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
    • ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), - при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
    • материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, - при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
    • положения договоров с ресурсоснабжающими организациями - при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
    • фактический объем расходов в текущем году - при планировании хозяйственных расходов.

    В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.

    Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

    Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.
    2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.
    3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.
    4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.
    5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.
    6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.
    7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.
    8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Сформулируйте отличия перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).
    2. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.

    Финансовое планирование - один из элементов управления компанией, позволяющий достигать стратегических и тактических целей в увязке с имеющимися ресурсами. Как и иные прикладные методы менеджмента, финансовое планирование обладает своими характеристиками, подходами к реализации и имеет собственные ограничения при применении.

    Содержание и характеристика финансового планирования и прогнозирования на предприятии

    Механизм, который дает возможность определить направления использования денежных фондов компании, - это и есть финансовое планирование . В ходе выполнения данной процедуры учитываются как фактически имеющиеся в наличии остатки ресурсов, так и возможные к получению в перспективе на основе предварительных вычислений потоки. Источниками информации для финансового планирования служат подписанные договоры, данные по инвестиционным проектам и иные заслуживающие доверия материалы.

    Финансовое планирование в компании характеризуется:

    • установлением временных интервалов, в течение которых будут осуществляться все операции с капиталом;
    • определением входящих и исходящих потоков ресурсов и составлением их графиков;
    • проведением расчетов по размерам реализации и уровню затрат, с детализацией их параметров (количественных, объемных, временных, стоимостных).

    Прогнозирование - это составной элемент финансового планирования, на основе которого определяют направления использования денежных фондов на выполнение задач, стоящих перед компанией, в части возможных в будущем доходов, которые она рассчитывает получить с высокой, но не гарантированной вероятностью. Например, увеличение товарооборота в результате выхода на рынки нового региона, возможной ликвидации компании конкурента, поднятия цены на продукцию (с неопределенностью в отношении изменения объема продаж).

    Характерные черты прогнозирования не совсем идентичны приведенным выше для финансового планирования. Связано это в первую очередь с недостаточной надежностью предположений относительно генерации новых поступлений средств и, как следствие, с невозможностью отнести их к четким направлениям распределения. Сделать однозначный план доходов и затрат также довольно проблематично. Сходство же в отношении финансового планирования заключается в наличии ограниченного промежутка времени прогнозирования и применении расчетных величин.

    Особенности бюджетирования как инструмента финансового планирования

    Довольно часто в качестве неразрывной связки, используемой в управленческих целях, рассматриваются финансовое планирование и бюджетирование на предприятии . Почему данные понятия употребляются вместе? Формирование бюджетов по своей сути является неотъемлемым элементом, одной из наиболее часто применяемых методик процесса финансового планирования . Данный процесс связан с разработкой плана доходов и расходов компании, с детализацией по статьям и периодам использования и в итоге должен служить достижению стратегических целей фирмы. Как правило, он оформляется в формате отдельного бюджета либо сметы.

    Под бюджетированием как частью финансового планирования также понимается механизм постоянного сравнения прогнозных и фактических показателей деятельности компании. При этом все процедуры охватывают перечень смежных задач:

    • в части, относящейся к проработке плановых показателей;
    • в отношении подсчета результатов их исполнения;
    • в области администрирования процесса выполнения планов.

    Последний вариант определения бюджетирования применяется сотрудниками финансовых и экономических отделов при создании вариантов алгоритмов накопления, анализа и толкования данных, касающихся движения фондов, источников доходов и затрат, перспективных направлений использования ресурсов. Полученные в результате цифры используются владельцами, инвесторами и кредитными учреждениями.

    Взаимосвязь финансового планирования и бюджетирования в организации

    Как уже было отмечено ранее, для отражения сути термина «бюджетирование» применяется два подхода:

    • первый подход связан с применением бюджетирования как механизма для составления планов и детализированных смет доходов и расходов, используемого в ходе осуществления финансового планирования на предприятии;
    • второй подход рассматривает бюджетирование как орудие, элемент финансового планирования , позволяющий подробно исследовать разнообразные бизнес-процессы посредством работы с дифференцированными информационными источниками.

    Использование каждого из этих подходов в финансовой работе зависит от потребности в решении тех или иных задач, стоящих перед фирмой. Очевидно, что бюджетирование является неотъемлемой частью финансового планирования , поскольку без определения источников поступления и направлений расходования менеджмент финансов не может существовать. Если развивать данную мысль дальше, можно прийти к выводу, что правильнее было бы определить весь описываемый процесс как финансово-бюджетное планирование и прогнозирование.

    Однако приведенным методом финансовое планирование не ограничивается, существуют и дополнительные мероприятия, которых не избежать. Однако все они осуществляются с соблюдением неких общих правил и ограничений, их необходимо изучить отдельно.

    На каких принципах строится организация финансового планирования на предприятии

    В современной практике финансовое планирование проводится с учетом следующих обязательных правил:

    • объективность;
    • упорядоченность;
    • сбалансированность;
    • доступность для проверки;
    • соответствие законодательству.

    Объективность финансового планирования означает, что все действия и расчеты носят непредвзятый характер и соответствуют реальным текущим интересам бизнеса, строятся на основе достоверной информации и рациональных предположений. Статьи расходов, которых можно избежать, либо тех расходов, которые можно отложить на последующие периоды, должны соответственно не учитываться либо приниматься к расчету только в отдаленном будущем. Аналогичный подход должен применяться и в отношении доходов, поступление которых находится под большим вопросом. Финансовое планирование не должно использовать подобные показатели на текущий период.

    Упорядоченность предполагает использование при финансовом планировании комплекса статей затрат, разделенных на группы в зависимости от их связи с основной или вспомогательной деятельностью, образующих единый исходящий поток ресурсов, используемый для достижения целей компании. В ходе разработки номенклатуры расходов практически не встречаются случаи, когда они не были бы так или иначе связаны между собой.

    Сбалансированность является довольно важной характеристикой финансового планирования , так как позволяет добиться наилучших результатов работы при имеющихся в распоряжении компании средствах. Кроме того, подобный подход позволяет предусмотреть возможные «провисания» в наличии ресурсов в процессе работы компании и заранее найти пути приведения бизнес-модели в равновесие. Наиболее ярким примером реализации подобного подхода является ликвидация кассовых разрывов посредством спланированных сценариев внешнего кредитования фирмы.

    Финансовое планирование подразумевает создание числовых значений и выводов, которые должны быть легкодоступными для проверки и для изучения той методологической базы, которая применялась. То есть пользователи планов должны четко понимать, на основе каких предпосылок, допущений и источников информации, правовых актов осуществлялось их составление.

    На основе приведенных принципов финансового планирования можно сделать вывод, что бюджетирование при формировании планов поступления доходов и осуществления расходов должно строиться с применением различных подходов, подчиненных следующим задачам:

    • изучение наличия обоснований для каждой категории финансовых поступлений и затрат;
    • соблюдение упорядоченности (системности) при формировании перечня статей планирования;
    • создание прогнозов, сбалансированных с точки зрения поступления и расходования средств;
    • обеспечение прозрачности финансовых прогнозов - когда пользователи итоговых моделей в любой момент могут изучить методы их построения и проверить достоверность и обоснованность исходной информации.

    Внутрифирменные методы финансового планирования и прогнозирования

    Каждому из тех принципов, характерных для процессов финансового планирования, что были рассмотрены выше, соответствует свой набор алгоритмов, формул, подходов к реализации.

    В частности, для получения достоверных данных о статьях доходов и затрат служат следующие процедуры:

    • аналитические вычисления - дают возможность надлежащим образом интерпретировать полученный объем данных в соответствии с прослеживающимися тенденциями и формировать будущий перечень статей доходов и расходов;
    • применение нормативов различных затрат - с помощью нормирования определяется максимально возможное значение затрат того или иного вида в зависимости от исходных параметров;
    • обработка накопленных ранее баз данных путем использования статистического инструментария - статистика позволяет накапливать необходимые для планирования данные, группировать статьи по важнейшим направлениям, выявлять и отсеивать случайные факты, не характеризующие всю совокупность.

    Следующий набор алгоритмов обеспечивает соблюдение упорядоченности (системности):

    • экономический анализ;
    • экстраполяция;
    • эконометрика и математические подходы.

    Путем применения эконометрики, математики и экономического анализа компания строит финансовые планы с соблюдением принципа равновесия поступлений и затрат. Экстраполяция позволяет сохранить увязку формируемых планов с реальным положением дел, которое имело место на протяжении предыдущих периодов. Иными словами - нет оснований предполагать, что в дальнейшем события будут развиваться по-другому, нежели ранее. Однако у этой части методики есть недостаток - она не учитывает вероятность наступления чрезвычайных событий, в частности внезапных кризисов или падения спроса, неожиданное появление нового конкурента.

    Третья группа методов, определяющая сбалансированность финансового планирования, включает:

    • вычисление прогнозного баланса;
    • разработку итоговых финансовых моделей;
    • многовариантность расчета в зависимости от уровня воздействия различных внутренних и внешних факторов.

    Составление прогнозного баланса позволяет вывести оптимальный для компании усредненный план соотношения между доходами и расходами, активами и пассивами. Финансовая модель дает возможность в полной мере оценить, из каких ключевых элементов получается конечный финансовый результат, а применение вариативности расчетов позволяет компании проработать наиболее важные решения при изменении внутренних и внешних условий. При этом чаще всего рассматриваются именно негативные, неожиданные колебания тех или иных параметров. Это позволяет менеджменту оперативнее реагировать на изменяющуюся в реальности ситуацию.

    Для обеспечения соответствия результатов финансового планирования нормам законодательства, принятым методам, а также возможности провести проверку их всеми заинтересованными пользователями применяются следующие подходы:

    • анализ имеющихся систем учета на соответствие закону;
    • оценка внутренней методической базы по планированию на предмет отражения необходимых алгоритмов, правил и соблюдения ограничений;
    • использование обратной связи при проведении процедур планирования на всех этапах.

    В первом случае проверяется актуальность имеющихся информационных баз и их доступность для работников различных уровней. Вторым методом оценивается достаточность имеющихся инструкций и описаний для проведения всех процедур планирования с наименьшими затратами труда и в оптимальные сроки. Постоянное общение, обсуждение имеющихся проблем, контроль за процессом позволяет проверить исполняемость имеющихся инструкций и их доступность для понимания пользователей.

    Сущность этапов финансового планирования в организации

    Последовательность процедур разработки финпланов определяется специалистами по-разному. Однако наиболее часто весь процесс внутрифирменного финансового планирования условно делится на следующие части:

    • стратегическую;
    • тактическую;
    • оперативную.

    Разработка стратегических планов предполагает составление прогнозов на длительный временной промежуток в строгом соответствии со стратегическими задачами фирмы. Изучаются перспективы развития рынков, отрасли и будущие возможности компании в соответствии с имеющимися ресурсами, изучается потребность привлечения дополнительных источников их получения, задаются базовые параметры дальнейшей работы. Четкого бюджетирования каждого элемента при этом не проводится, получаются некие обобщенные значения будущих финансовых показателей. Как правило, данный этап проводится советом директоров совместно с владельцами организации.

    Тактическое или среднесрочное планирование связано с составлением краткосрочных и текущих расчетов - как правило, в пределах года. При этом определяется потребность в ресурсах для поддержания, развития существующих объемов деятельности и реализации утвержденных новых направлений. В процессе задействованы специалисты и руководители среднего и низшего звена.

    Оперативная часть ограничивается детализированными расчетами в пределах месяца. На данном этапе проводится составление четких бюджетов с приведением перечня источников и размеров поступлений и направлений расходования средств. При этом основные функции смещаются на уровень рядовых специалистов, досконально разбирающихся в происходящих внутри компании хозяйственных процессах. Роль руководителей сводится к согласованию полученных результатов.

    Пример возможного подхода к финансовому планированию

    Определившись с основными элементами, параметрами и ограничениями, характеризующими сущность финансового планирования , можно переходить к изучению конкретных методов его осуществления на примере. Для этих целей предпочтительнее будет рассмотрение технологии реализации построения планов на промышленном предприятии.

    Начинаться финансовое планирование на предприятии на примере небольшого завода будет с этапа разработки перспективных прогнозов. На данном этапе топ-менеджмент должен определиться со следующими вопросами:

    • какими финансовыми ресурсами будет обеспечиваться стратегия развития, какова доля собственных средств, а сколько из них нужно будет привлечь извне;
    • как будет распределяться полученная прибыль среди участников;
    • разработан ли наиболее общий график жизненного цикла перспективных проектов: внедрение, развитие, стабильность, снижение темпов, закрытие или перепрофилирование направления бизнеса.

    Каким может быть практическое воплощение приведенных пунктов? В рамках промышленной компании, вероятнее всего, будут приняты следующие параметры плана:

    • в качестве основного источника вложений выступают кредитные ресурсы;
    • в качестве процента для распределения дивидендов - 30%;
    • процесс роста будет обеспечен за счет выхода на новые рынки в Восточной Сибири.

    Для тактической (среднесрочной) части квалифицированные специалисты должны:

    • составить прогнозы получения прибыли, объемов затрат, кассовый план, вероятный баланс на следующий год;
    • разработать инструменты, при помощи которых будут формироваться бюджетные формы, определить перечень лиц, задействованных в процессе.
    • сформировать регламенты, инструкции для оформления тех или иных частей плана.

    Далее рядовые исполнители применяют созданные индивидуально и общепринятые методики составления бюджетов на местах. С их помощью обеспечивается необходимая проработка отдельных статей доходов и затрат. Как правило, при этом все сводится к сбору информации на местах, ее обобщению, анализу и заполнению заранее разработанных таблиц. Конкретными мероприятиями в данной сфере могут служить:

    • планирование оборотов по определенным счетам, разработка смет, построение балансов;
    • составление графика привлечения и погашения кредитов;
    • расчет возможностей размещения ценных бумаг на рынке и результатов сделок на валютном рынке.

    Они позволяют воплотить в формате конкретных хозяйственных действий те направления, что были оформлены на этапе среднесрочного планирования.

    ***

    Рассмотренные характеристики, порядок и ограничения в области финансового планирования актуальны для компании любого экономического сектора. При этом сегодня практически повсеместно в качестве базового инструмента подобной деятельности используются бюджеты. Периодически некоторые специалисты выделяют отдельный термин «бюджетное планирование». Связано это с тем, что подобный подход позволяет создать довольно сильно приближенные к реальности и, что немаловажно, очень детализированные и проработанные финансовые модели. Крайне важно постоянно анализировать исполнение планов и в случае наличия существенных отклонений выявлять, где были допущены просчеты, чтобы не допустить их в будущем.

    Сравнительная характеристика финансового планирования и прогнозирования

    Ключевой составляющей управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Эти понятия не равнозначные, каждый из них имеет свое предназначение в системе управления предприятием.

    Определение 1

    Финансовое планирование – это процесс обоснования финансовых отношений и движения необходимых денежных средств на конкретный период времени. Финансовое планирование – это составной элемент управления финансами

    В рамках осуществления планирования финансами госорганы и рыночные субъекты оценивают свое финансовое состояние, размеры финансовых средств, определяют возможности их роста и направления эффективного применения.

    Определение 2

    Финансовое прогнозирование – это предсказание финансового состояния предприятия в будущем и подтверждение финансовых показателей.

    В целях разработки вероятных путей развития компании появляется необходимость в финансовом прогнозировании.

    Финансовое прогнозирование – это оценка вероятных финансовых последствий принимаемых решений и факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на результаты деятельности предприятия. Начальной стадией финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им затрат, а конечным этапом и целью - расчет потребностей в дополнительном финансировании.

    Прогнозирование тесно связано с планированием. Это проявляется в следующем:

    • план и прогноз – это взаимно дополняющие друг друга этапы контроля деятельности субъектов на макроуровне и на уровне предприятия;
    • наличие функциональной направленности прогноза в зависимости от его отношения к плану (прогноз может следовать перед планом и после него или сопровождать процесс планирования).

    Основные отличия прогнозирования от планирования:

    1. прогноз – это фактор, ориентирующий текущее состояние объекта прогнозирования на возможное будущее развитие, а план - это инструмент, устраняющий управленческие недочеты.
    2. план носит нормативный характер, а прогноз – вероятностный;
    3. план – это однозначное решение, прогноз предполагает наличие вариантов;
    4. прогнозирование осуществляется на основе качественных методов, а планирование – на количественных методах;
    5. прогнозирование может существовать отдельно, будучи составным элементом планирования.

    Прогнозирование как основа финансового планирования

    Основой стратегического финансового планирования является прогнозирование, под которым понимают основанное на наблюдении вероятностное описание событий, которые будут происходить в финансовой среде в будущем. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в разработке финансовой политики.

    Замечание 1

    Главная цель финансового прогнозирования - это определение дополнительных потребностей финансирования, которые возникают вследствие повышения объемов сбыта товаров или оказания услуг.

    Основные задачи финансового прогнозирования: установление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; оценка потенциала компании; определение альтернатив развития; формулирование проблем, требующих решения в прогнозный период.

    Различают следующие виды прогнозирования:

    1. в соответствии с горизонтом прогнозирования: краткосрочное (до 1 года) и долгосрочное (более 1 года);
    2. по типам прогнозирования: поисковое, интуитивное и нормативное;
    3. в зависимости от степени вероятности будущих событий: инвариантные и вариативные прогнозы;
    4. по способу представления результатов: точечный и интервальный прогноз.

    Под поисковым прогнозированием понимают предсказание от настоящего к будущему. Прогноз стоится с сегодняшнего дня на основе имеющейся информации и постепенно проникает в будущее. Выделяют традиционное прогнозирование (простая проекция в будущее) и альтернативное прогнозирование (разработка нескольких вариантов прогнозов).

    Интуитивное прогнозирование основано на творческом видении будущего, которое стоится на основе интуиции прогнозиста. А в рамках нормативного прогнозирования выявляются общие цели и стратегические направленности на будущее, исходя из которых, менеджеры оценивают финансовое развитие компании.

    Инвариантные прогнозы предполагают единственный вариант развития событий в будущем, а вариантные основываются на предположении о неопределенности будущей среды и наличии в этом случае нескольких альтернатив развития.

    Точечный прогноз включается в себя одно значение прогнозируемого показателя. В рамках интервального прогноза предполагается некоторый диапазон значений прогнозируемого показателя.

    Методы прогнозирования

    Компании используют в своей деятельности различные методы финансового прогнозирования:

    • метод экспертных оценок;
    • метод экстраполяции;
    • метод корреляционного моделирования;
    • метод многофакторного экономико-математического моделирования;
    • метод оптимизационного моделирования;
    • экономико-статический метод.

    Метод экспертных оценок строится на основе обработанных мнений компетентных в определенной области специалистов. Предмет исследования - динамика финансовых процессов, выявленных с помощью проведения интервью или анкетирования.

    Сущность метода экстраполяции заключается в распространении на будущий период тенденций, которые сложились в прошлом (ретроспективе). Степень использования данного метода в сфере финансов зависит от степени стабильности динамики развития экономики. Меньше всего метод экстраполяции применяется на уровне предприятий, так как финансовые показатели микроэкономики менее инерционны. Соответственно, в условиях макроэкономики данный метод используется в большей мере.

    Метод корреляционного моделирования применяется для установления взаимосвязи между исследуемыми финансовыми показателями в динамике. Данный метод имеет место при прогнозировании суммы активов компании и других показателей относительно изменения размеров сбыта производимой продукции.

    При использовании метода многофакторного экономико-математического моделирования в финансовом прогнозировании широко применяются разнообразные модели устойчивого роста компании. Эти модели определяют размеры внешнего финансирования предприятия относительно темпа роста сбыта продукции и другие.

    Метод оптимизационного моделирования состоит в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя применительно к условиям его формирования. Этот метод применяется в финансовом менеджменте для прогнозирования структуры капитала, чистой прибыли и других показателей.

    Экономико-статистический метод – это изучение закономерностей динамики конкретного показателя и распространения темпов этой динамики на прогнозируемый период. В этом случае на основе данных показателей стоится линия тренда. Преимуществом данного метода является его простота, но точность прогноза низкая, так как не учитываются новые тенденции и факторы.

  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы

    Финансовое планирование представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

    Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

    К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

      определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

      определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

      обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

      создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

      анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

    На первом этапе финансового планирования применяется ме­тод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероп­риятий по повышению эффективности использования финансо­вых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

    В рамках финансового планирования применяются следую­щие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

      расчет плановых показателей;

    На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых за­даний.

    В практике финансового планирования используются следу­ющие методы расчета показателей финансовых планов:

      экстраполяции. Заключается в определении финансовых по­казателей на основе установления устойчивой динамики их раз­вития.

      нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных норм и финансо­во-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессив­ных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые явля­ются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

      индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых по­казателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

      программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпоч­тительные варианты производственного, социально-экономи­ческого развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Для программ характерно наличие цели, конкретизиру­емой в нескольких задачах, сочетание различных источников фи­нансирования ее реализации.

      составление финан­сового плана как документа

    На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномочен­ным органом или должностным лицом.

    На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономи­ческого развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам до­ходы и расходы.

    Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирова­ния в современных условиях широко применяется метод опти­мизации плановых решений, сущность которого заключается в раз­работке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

    Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу.

    К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

    Задачами финансового прогнозирования являются:

      увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

      определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

      обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

      определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

    В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

    Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

    Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

    Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

    Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

    Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

    Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

    Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

    Финансовое планирование — интереснейшее явление. Считается, что его задействование традиционно связано с решением задач бизнеса, с коммерческой сферой. Но это не всегда так. вполне могут заниматься и рядовые граждане в повседневной жизни. Какие нюансы финансового планирования заслуживают особого внимания? Какие задачи в рамках соответствующих активностей могут стоять перед предприятием?

    Что такое финансовое планирование?

    Финансовое планирование — важнейшая часть управленческих активностей на любом коммерческом предприятии. Бизнес оптимальнее всего развивать в соответствии с четко проработанным алгоритмом, на основе модели, функционирование которой зависит от факторов, которые предсказуемы и прозрачны для менеджмента фирмы. Планирование финансов позволяет соотнести возможности организации с теми задачами, которые ставят перед собой владельцы предприятия. Данный процесс также позволяет руководству фирмы обнаружить необходимые источники денежных ресурсов и эффективные сценарии их задействования.

    Планирование финансов призвано содействовать менеджменту предприятия в установлении адекватных пропорций между различными типами ресурсов, которыми обладает фирма. Это может быть, собственно, капитал, или основные производственные фонды. Предприятие, осуществляющее финансовое планирование, соотносит различные ключевые показатели (такие как, например, величина издержек, объемы выпуска товаров, капитальные вложения) с текущими задачами бизнеса. Это позволяет выстроить более устойчивую бизнес-модель, основанную на рациональных критериях.

    Соотношение планирования и прогнозирования

    В экономической науке определен термин, очень близкой рассматриваемому нами, а именно - «прогнозирование». Какова его специфика? Как соотносятся прогнозирование и планирование финансов? В отношении двух отмеченных терминов можно выделить ряд общих признаков, а именно: целостность объекта и его экономического окружения, задействование схожих или идентичных методов при решении поставленных задач, наличие целей, соотносимых с приоритетами в развитии бизнеса.

    Вместе с тем, прогнозирование и планирование финансов имеет ряд значимых различий. Что касается первого термина, он не предполагает строгого следования выявленным закономерностям. Они носят, как правило, вероятностный характер и менее детализированы чем те, что представлены в Прогнозирование — это перспективное исследование возможностей предприятия, планирование — разработка алгоритмов, реализация которых необходима в силу текущих задач, которые стоят перед руководством фирмы.

    Можно отметить также, что задействование планов может предполагать некие обязательства фирмы перед внешними игроками — инвесторами или регуляторами. Так, планирование государственных финансов чаще всего связано со строгими процедурами отчетности субъектов, обладающих доступом к тем или иным финансовым ресурсам (чаще всего, бюджетным) перед компетентными структурами. Прогнозирование, в свою очередь, не может быть основанием для соответствующего контроля, так как в нем используются, как мы отметили выше, вероятностные критерии, которые на практике могут значительно отличаться от тех, что определены при соответствующем предварительном анализе.

    В коммерческой сфере прогнозирование часто выступает не менее значимым компонентом стратегии развития бизнеса. Так, например, планирование финансов торгового предприятия — как организации, очень сильно зависящей от объемов выручки — во многом завязано как раз на прогнозных показателях, касающихся спроса со стороны покупателей товаров. В чем это может выражаться? Прежде всего, в том, что руководство фирмы может требовать от подчиненных структур максимального соответствия результатов деятельности ожидаемым цифрам, что определены на основе прогнозов.

    Ключевые задачи финансового планирования

    Планирование финансов предполагает формирование определенных задач перед руководством фирмы. В числе таковых:

    Обнаружение резервов, которые могут позволить увеличить выручку компании;

    Повышение эффективности задействования капитала;

    определение оптимальных формул соотнесения затрат и производственного плана;

    Обеспечение конструктивного взаимодействия предприятия и партнерских структур — банков, контрагентов, заказчиков в аспекте финансовых коммуникаций.

    В процессе решения задач, о которых идет речь, руководство организации осуществляет активности в рамках следующих основных направлений: движение капитала, а также бухгалтерские активности (учет, отчетность — внутренняя или перед государственными регуляторами).

    Таковы основные задачи планирования финансов. Исследуем теперь ключевые принципы, которые могут лежать в основе соответствующих активностей предприятия.

    Ключевые принципы планирования

    Изучим ключевые принципы, на основе которых может осуществляться планирование финансов на предприятии. Исследователи выделяют следующий перечень:

    Определение приоритетов;

    Задействование методов прогнозирования;

    Координация и контроль.

    Рассмотрим их сущность подробнее.

    Касательно такого принципа, как выделение приоритетов, предприятия в большинстве случаев сталкиваются с тем, что производственные и иные задачи, связанные с развитием бизнеса, приобретают комплексный характер. Для того, чтобы решить их все, часто необходимо вкладывать огромные ресурсы, в том числе и в решение тех задач, которые с точки зрения развития бизнеса носят явно второстепенный характер. Менеджмент фирмы должен, таким образом, уметь выделять главные направления активностей (и концентрировать в соответствующих областях необходимые ресурсы).

    Другой важнейший принцип, на котором может базироваться планирование финансов на предприятии — прогнозирование. Реализовываться он может в самых разных аспектах. Это может быть прогнозирование внутренних производственных процессов, влияния внешних факторов — как рыночных, так и административных. Ключевой метод здесь — анализ процессов, имеющих отношение к соответствующим сферам.

    Анализ рисков — пример другого значимого принципа в процессе решения задач, формирующих собой планирование финансов. Дело в том, что практически любой бизнес реализуется в средах, характеризующихся теми или иными потенциальными угрозами. Это могут быть, например, валютные колебания или нестабильная политика государственных регуляторов. Внешнеполитические риски также значимы — особенно это заметно на примере санкций западных стран в отношении российских предприятий.

    Координация и контроль — примеры иных важнейших принципов финансового планирования. Что можно сказать о них? Координация — термин достаточно комплексный. Он может пониматься, с одной стороны как объединение различных активностей на предприятии в единую концепцию, с другой — применение общих для всех участков производства методов управления, внедрение универсальных принципов поддержания корпоративной культуры, распространение среди сотрудников знаний, способствующих пониманию ключевых приоритетов компании. Контроль — это процедуры, обеспечивающие следование сотрудниками предприятия алгоритмам, которые заложены в соответствующих планах.

    Методы планирования

    Изучим то, какие есть методы планирования финансов. Существует большое количество подходов к их классификации. В среде российских предпринимателей получил достаточно большое распространение тот, что основан на делении активностей по критерию их направленности: снизу вверх (от подчиненных подразделений к руководству), сверху вниз, а также посредством реализации встречных инициатив сотрудников фирмы и менеджмента. Изучим данные методы планирования финансов подробнее.

    Касательно планирования в рамках схемы «снизу вверх», соответствующие планы формируют компетентные специалисты подчиненных структур, исходя из результатов проведенного ими детального анализа производственных процессов.

    Преимущество данного метода в том, что структура соответствующих алгоритмов развития бизнеса будет очень подробной, включающей мельчайшие нюансы, многие из которых впоследствии могут оказаться ключевыми с точки зрения решения производственных задач.

    Второй способ предполагает, что руководство фирмы формирует общие, концептуальные задачи, и передает их подчиненным структурам с целью дальнейшей детализации и структурирования в соответствующего типа плане финансового развития. Преимущество данного метода в том, что планирование изначально будет учитывать ключевые стратегические факторы, как то положение дел компании на рынке (в первом сценарии специалисты локальных подразделений могут иметь довольно общее или вовсе ошибочное представление о нем), специфика взаимодействия с кредиторами и инвесторами (аналогично, сотрудники подчиненных структур могут ничего не знать о соответствующих нюансах).

    Третья схема характеризуется одновременным задействованием ключевых принципов их первых двух. Таким образом, в ней определяются ключевые преимущества обеих — стратегическое планирование финансов с учетом факторов, известных только руководству, а также детализация бизнес-процессов.

    Что может мешать предприятию всегда работать в рамках третьей схемы, раз она столь удачна? Это может быть связано, например, со строгостью соблюдения коммерческой тайны на предприятии. Так, руководство фирмы не всегда имеет возможность доводить до сведения подчиненных сотрудников данные, касающиеся кредитной нагрузки фирмы или информации, отражающей взаимодействие компании с инвесторами. В этом случае, вероятнее всего, будет задействоваться сценарий «снизу вверх» в чистом виде.

    Инструменты планирования

    Итак, мы рассмотрели основные методы, с помощью которых может осуществляться планирование финансов. Рыночная экономика — явление, предполагающее конкурентные взаимоотношения игроков в том или ином сегменте бизнесов. Выигрышное положение, вероятнее всего, будет у тех компаний, которые смогут задействовать наиболее эффективный инструментарий в аспекте практического решения задач, касающихся финансового планирования. Изучим то, какие инструменты могут использовать бизнесы в части рассматриваемого направления активностей.

    Анализ

    В числе самых распространенных и значимых — экономический анализ. Данный инструмент позволяет компании определить закономерности, характеризующие производственные процессы, а также области взаимодействия фирмы с внешними игроками — контрагентами, кредиторами, заказчиками. позволяет выявить то, какими резервами обладает фирма и на что их может хватить. Можно отметить, что соответствующий инструмент рассматривается многими исследователями как самостоятельный метод планирования финансов в силу его сложности, наличия в нем большого количества дополнительных компонентов.

    Нормирование

    Другой распространенный инструмент, с помощью которого может осуществляться планирование в системе финансов предприятия — нормирование. Его специфика в том, что компетентные специалисты, работающие в фирме, высчитывают некие плановые, ожидаемые показатели, исходя из располагаемых данных по нормативам (касающимся, например, выпуска товаров или предоставления сервисов). Источники соответствующих норм могут иметь как официальный характер (то есть, их может включать тот или иной источник права — например, федеральный закон), так и внутрикорпоративный.

    Оптимизация

    Следующий важнейший инструмент планирования — оптимизация. Дело в том, что на основе экономического анализа и нормирования может быть выработано сразу несколько концепций, предполагающих сценарии распределения финансов на предприятии. Из них необходимо выбрать ту которая отражает положение дел в компании наиболее объективно, и потому может считаться оптимальной. Основной критерий здесь — достижение предприятием минимальных издержек и максимального дохода при задействовании тех или иных подходов. Тот план, который предопределит наиболее полное соответствие деятельности компании данным приоритетам, будет выбран в качестве оптимального.

    Таковы основные инструменты, с помощью которых может осуществляться финансовое планирование. Финансы — это ресурс, который может задействоваться организацией соотносительно с самыми разными типами задач. Так, перспективы использования капитала могут зависеть от конкретных разновидностей планов, задействуемых на предприятии.

    Виды планирования

    Изучим, какие есть виды финансового планирования. Есть достаточно много подходов к их классификации. В среде российских исследователей распространена схема, по которой планирование и контроль финансов осуществляется, исходя из отнесения соответствующих активностей к перспективным, текущим и оперативным. Рассмотрим их специфику подробнее.

    Перспективное планирование предполагает выработку предприятием ключевых стратегических приоритетов, которые должны быть реализованы в течение значимого периода времени, например, 3-5 лет. В данном аспекте разработка планов, как правило, осуществляется по схеме «сверху вниз», то есть в соответствующие алгоритмы включаются сведения, отражающие не только внутреннюю специфику развития фирмы, но также и влияние факторов, формирующихся во внешней среде.

    Текущее планирование предполагает выработку критериев, по которым предприятие должно развиваться в течение менее продолжительных периодов времени, чем при составлении перспективных планов — порядка 1 года. Данный механизм чаще всего предполагает задействование смешанной схемы составления формирования соответствующих алгоритмов. То есть, руководство фирмы, с одной стороны, предоставляет подчиненным структурам некоторые виды стратегически значимой информации, касающейся развития компании, с другой — получает с их стороны детализацию этапов реализации плана.

    Предполагает решение задач, которые стоят перед фирмой в конкретный период времени, или же, которыми необходимо заняться в течение ближайших месяцев. Чаще всего составление планов идет по схеме «снизу вверх». Руководству обычно нет смысла в данном случае раскрывать перед сотрудниками стратегические нюансы развития бизнеса.

    Планирует не только бизнес

    Планирование, как мы отметили в самом начале статьи — важный компонент работы с финансами не только в бизнесе. Соответствующими активностями занимаются также и госструктуры, и некоммерческие организации. Планирование финансов семьи в России — также в порядке вещей. Набирают популярность методы повышения личного благосостояния граждан посредством использования различных полезных методик и готовых инструментов, например, в виде компьютерных программ. Планирование — вид активности, вполне увязывающийся с повседневной жизнью современного человека.

    Можно ли сказать, что отмеченные нами методы и инструменты составления финансовых планов в одинаковой степени совместимы с любой сферой активности граждан, будь то составление семейного или личного бюджета? С поправкой на наличие в бизнесе специфических процессов, связанных, например, с выпуском товаров или бухгалтерским обслуживанием финансовых операций в целом, ключевые закономерности коммерческой сферы применимы и к общегражданским активностям. Человек вполне может, к примеру, составить личный план управления капиталом в аспекте стратегического периода, решения текущих и оперативных задач. Он может задействовать анализ, нормирование и оптимизацию.

    Конечно, в том случае, если соответствующей деятельностью занимается гражданин, не имеющий должного уровня квалификации, данные активности будут предельно упрощены. Но они вполне будут соответствовать специфике рассмотренных нами выше нюансов финансового планирования. Персональный бюджет, таким образом, может иметь выраженные черты схожести с соответствующим планом задействования капитала на предприятии, пусть и в упрощенном виде.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок