Гендерные аспекты полового воспитания. Оловое воспитание детей

Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

Модели образовательного пространства.

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

3. Построение соответствующей развивающей среды;

Реализация первого направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; изучение литературы по теме: «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».

Реализация второго направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что, играют мальчики и девочки» и др.

Реализация третьего направления: построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «Детство» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада должны быть созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

· Сюжетно – ролевые игры.

· Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы

· Проблемные ситуации с этическим содержанием

· Изготовление подарков для мам, пап, сверстников

· Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


Половое воспитание -- процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д.

Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений -- важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения. Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания.

Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.

К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

Своевременная реакция взрослых на особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что - отклонением от нормы.

Примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания - воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;

Сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.

Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой -- что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся -- работа, общение, познание -- может служить интересам полового воспитания. Основными принципами полового воспитания являются:

Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

Принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

Принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

Принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

Принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им);

Принцип востребованности и добровольности получения информации о проблемах пола. Соблюдение этого принципа исключает проведение уроков, единых для всего учебного коллектива, занятия могут проводиться факультативно с согласия родителей и с учетом интересов учащихся подготовленными учителями биологии и классными руководителями .

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности, что представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;

2) семья и взаимоотношения в ней;

3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;

2) объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;

3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;

4) уровень "биологической" зрелости, характер физиологических изменений в организме;

5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;

6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье и школе, проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников и педагогов.

Гендерные аспекты полового образования и воспитания

А.К. Эшиев

В последние годы в Кыргызстане начала формироваться и осуществляться концептуальная гендерная политика, направленная на достижение гендерного равенства в обществе. Гендерное равенство означает, что «мужчины и женщины имеют равные условия для реализации в полной мере своих прав и потенциала для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами» . Следует отметить, что в период после принятия Национального плана действий в Кыргызстане много внимания стало уделяться гендерным исследованиям в области экономики, политики, образования и т.д. Однако гендерные аспекты сферы сексуальных отношений еще не стали предметом специального исследования.

Общеизвестно, что репродуктивные права мужчин и женщин являются составной частью основных общечеловеческих прав. Как свидетельствуют данные исследования, именно в этой сфере жизни нашего общества существуют гендерные стереотипы, способствующие дискриминации женщин. Для того чтобы женщины могли в полной мере осуществить свои права в области сексуального и репродуктивного здоровья, необходимо наличие благоприятных политических, социально-экономических условий, приверженности общества к достижению гендерного равноправия и равенства. Именно гендерное равенство дает женщинам большую свободу и самостоятельность в принятии решений во всех сферах, в том числе и в области репродуктивно-сексуального здоровья.

Особо следует отметить, что законодательные и нормативные меры, направленные на достижение гендерного равенства и равноправия при распределении ресурсов, в политической деятельности и процессе принятия решений, оказывают положительное воздействие на репродуктивное и сексуальное здоровье женщин. В плане достижения гендерного равенства в Кыргызстане проводится ряд мер, направленных на выравнивание положения женщин и мужчин. Свидетельством этому являются шаги, предпринятые по улучшению положения женщин в соответствии с международными нормами.

Особое место в этом ряду занимает факт ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), как основного документа, который помогает добиться конкретных изменений для реализации прав женщин. Конвенция требует ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин во всех аспектах жизни, а особенно в тех сферах, которые касаются здравоохранения, образования, семейных отношений и наносящих вред культурных обычаев.

К примеру, роль CEDAW возрастает в связи с распространением пандемии ВИЧ/СПИДа. Когда речь идет о ВИЧ/СПИДе, мало кто понимает, что наряду с традиционными методами в решении этой проблемы может иметь значение и правовой подход. Это связано с тем, что эпидемия ВИЧ/СПИДа содержит в себе разные причины и несет различные последствия для мужчин и женщин. Неоспорим сейчас тот факт, что ВИЧ/СПИД представляет собой большую угрозу для женщин и девочек. Во- первых, это определенные аспекты физиологии женщин/девочек (физиологические и эпидемиологические особенности), во-вторых, гендерное неравенство в социальной, культурной, экономической и политической сферах, которые ограничивают женщин в доступе к знаниям и самостоятельности по вопросам и практике сексуального здоровья.

Статистика показывает, что процент людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в последние годы, неуклонно растет. По сравнению с 2000 г. (53 человека) в 2011 г. эта цифра выросла до 535 .

Есть факты, которые подтверждают, что существенная доля новых случаев ВИЧ-инфекций обусловлена гендерным насилием в доме, в школе, на рабочем месте и других социальных сферах. По данным Республиканского Объединения СПИД, в нашей стране на 01.12.2011 г. было выявлено 550 случаев ВИЧ-инфицированных и 58 случаев больных СПИДом. Среди ВИЧ-инфицированных граждане Кыргызстана составляют 530 человек, из них 378 мужчин и 152 женщины .

То, что количество ВИЧ-инфицированных женщин меньше чем мужчин еще не говорит о том, что у нас женщины менее уязвимы в отношении к ВИЧ/СПИДу. Так же, как и в других странах, в Кыргызстане эпидемия ВИЧ/СПИДа может воздействовать на мужчин и женщин по-разному , тем более, если учесть, что в силу существования различных гендерных и сексуально-поведенческих стереотипов кыргызские женщины оказались в более уязвимом положении, чем мужчины в вопросах сексуальных отношений и по отношению к ВИЧ/СПИДу.

Данные ЮНЭЙДС и ВОЗ утверждают, что уровень ВИЧ/СПИДа в Восточный Европе и Центральной Азии возрастает намного быстрее, чем где-либо в мире .

Опыт показывает, что установление контроля над эпидемией во многом зависит от того, насколько общины и семьи способны противостоять обусловленному гендерными факторами поведению, которое увеличивает вероятность инфицирования девочек и мальчиков, мужчин и женщин. Поэтому изучение и выявление факторов и стереотипов, способствующих уязвимости женщин в сексуальной сфере, даст возможность выработать новые подходы к формированию позитивной сексуальной культуры населения и Кыргызстана.

Подростковый возраст -- это время становления личности, ускоренного физического, социального и психологического развития. В этом возрасте происходит познание и проявление сексуальности и различных форм человеческих отношений, а также формирование самосознания и самооценки .

Как известно, на формирование культуры кыргызов, в том числе и сексуальной, большое влияние оказали кочевой образ жизни, коммунистическая идеология советского времени, а также в некоторой степени религия. В результате сложившейся в этих условиях традиционной культуры кыргызов тема секса и сексуальных отношений является интимной, открытой для обсуждения в супружеской паре и закрытой для общего и межпоколенного обсуждения. В то же время в нынешний транзитный период идет трансформация всей системы общества, в том числе и сексуальной сферы жизни. В буквальном смысле, в нашем обществе происходит сексуальная революция под воздействием стремительного наступления и проникновения западной сексуальной культуры. Это приводит к коренной ломке и пересмотру всех ценностей, принципов, норм, касающихся проблем секса и сексуальных отношений. Причем под видом западной культуры зачастую по каналам СМИ проникает порнопродукция, пагубно действующая на взрослых и подростков. Это формирует у подростков неверное представление о сексуальности и часто подталкивает их к вступлению в ранние и беспорядочные половые связи. В этой связи появилась новая опасность широкого распространения ИППП и ВИЧ/СПИДа.

В то же время традиционная сексуальная культура кыргызов, как уже было сказано выше, на нынешнем этапе претерпевает изменения, в которых трудно разобраться и взрослым, и подросткам. Зачастую родители, и даже соответствующие профильные организации, не способны предоставить информацию, необходимую для молодежи. Поэтому на данном этапе актуальной является задача выявления проблем и совершенствования полового воспитания и образования подростков, чтобы они лучше умели определять и воспринимать позитивные стороны современной сексуальной культуры.

Согласно результатам исследования, по ответам практически всех взрослых респондентов исследования вопросы секса и сексуальных отношений в кыргызской сельской семье не обсуждаются . В сложившейся традиционной культуре кыргызов эта тема всегда являлась сугубо интимной, позволялась к обсуждению только супружескими парами и была закрыта для межпоколенного обсуждения.

Несмотря на то, что большинство респондентов во всех трех областях признают необходимость полового воспитания и образования, они также отмечают то, что многие родители не могут предоставлять своим детям необходимую информацию по вопросам секса и сексуальных отношений. Респонденты связывают это со многими факторами -- например, со стереотипами в сексуальной сфере, недостаточной информированностью родителей и иждивенческим отношением населения по отношению к государству.

Мнение взрослых подтверждается и ответами подростков-школьников. Подавляющее большинство из них отметили, что родители с ними не разговаривают на темы сексуальных отношений или только иногда и только по отдельным вопросам. Основной причиной такого общения между родителями и детьми подростки считают недостаточность знаний их родителями этой проблемы. Таким образом, напрашивается вывод о том, что респонденты исследования не удовлетворены состоянием полового воспитания в сельской местности, они связывают это с влиянием традиционной культуры и недостатком информации. Как взрослые, имеющие детей-подростков, так и сами подростки отметили, что общение между родителями и детьми по вопросам сексуальной сферы крайне ограничено.

По поводу необходимости полового воспитания в сельской местности респонденты сказали, что подавляющее большинство молодежи и взрослых в сельской местности считают вопросы полового воспитания и образования подростков чрезвычайно важными. Многие отметили, что традиционная культура кыргызов на современном этапе привела к тому, что современное поколение молодежи оказалось не в состоянии анализировать всевозрастающие потоки информации.

Респонденты отметили, что половое воспитание и образование подростков в сельской местности необходимо проводить из следующих соображений:

  • · половое воспитание и образование молодежи способствуют осознанному восприятию и отношению молодежи к вопросам сексуальной сферы, позитивному восприятию своей сексуальности;
  • · половое воспитание и образование помогают молодежи принять ответственные решения, касающиеся проявления собственной сексуальности, без угрозы риска собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • · половое воспитание и образование могут предостеречь молодых людей от случайных и ранних половых связей, а следовательно, уменьшают риск заражения ИППП и ВИЧ/СПИДом;
  • · здоровое молодое поколение является залогом создания здоровых и стабильных семей, а также оздоровления и сохранения генофонда кыргызской нации.

Также были высказаны опасения о том, что половое воспитание и образование приведут к падению морали, а именно к повышенному интересу подростков к сексуальной жизни и, как результат, к ряду негативных последствий. Несмотря на то, что после бурных обсуждений о пользе и вреде полового воспитания многие из этих оппонентов присоединялись к мнению большинства, следует предположить, что в сельских местностях достаточно широко распространено мнение о негативном воздействии полового воспитания и образования.

Многие респонденты были едины во мнении о том, что часто на молодежь негативно воздействует информация о сексуальной сфере, получаемая по ТВ и другим СМИ. С этим они связывали слишком раскованное поведение молодежи, имеющиеся случаи изнасилования, ранних половых контактов у школьников, вовлечение подростков в наркоманию и алкоголизм.

В этой связи были высказаны различные предложения, в частности:

  • · запретить проникновение такого рода информации;
  • · государству контролировать каналы СМИ на предмет поступающей через них информации о сексе и сексуальных отношениях.

Однако в результате более подробного обсуждения этого вопроса респонденты приходили к выводу о том, что в нынешних условиях запретительные меры неприемлемы и поэтому противостоять влиянию негативной информации можно только через правильно поставленный воспитательный процесс. Поэтому следует усилить воспитательно-образовательные мероприятия, в частности, программы по ТВ, радио и другим СМИ, направленные на формирование критического подхода, умения анализировать информацию, получаемую по каналам СМИ.

Из данного обсуждения видно, что большинство подростков и взрослых считают вопросы полового воспитания крайне важными. Они признают, что половое воспитание необходимо, так как оно помогает правильному формированию сексуальности у молодежи, способствует безопасному поведению и снижения риска ИППП/ВИЧ/СПИДа и, следовательно, оздоровлению и сохранению генофонда. Другая, меньшая часть респондентов опасаются негативного воздействия полового воспитания на нравственность молодежи и связанных с этим последствий (беспорядочные и ранние половые связи, ранние беременности и др.). Особенности регионов были выделены в процессе обсуждения с экспертами. Так, отмечено сильное влияние патриархальных традиций, сформированных в мультиэтнической среде Ферганской долины, и слабой связи с европейской культурой на сексуальную культуру местного населения. В курортной зоне Иссык-Кульской области культура извне, привнесенная туристами, сильно и в основном негативно влияет на характер сексуальности местных молодых людей.

Особой критике респондентов были подвергнуты СМИ, подающие «нефильтрованную информацию» молодому зрителю. Подробное обсуждение этого вредного воздействия привело участников дискуссии к пониманию необходимости усиления воспитательно-образовательного процесса о сексуальной сфере, в том числе через сами СМИ.

Как показало ранжирование ответов школьников на вопрос «К кому Вы в основном обращаетесь за информацией по вопросам половых отношений?», приоритеты были распределены следующим образом: друзья, одноклассники, родственники, учителя, врачи, медсестры и др.

Это подтверждается также и ответами подростков, в которых они говорили, что информацию о половой жизни подростки получают в подавляющем большинстве случаев от друзей (58 %), из газет, журналов (45%), видеофильмов (31,8 %), ТВ и радио (26,3 %), от матери (23,7 %), других родственников (20,6 %), из спецлитературы (18,7 %), а иногда от учителей и врачей.

По мнению опрошенных респондентов, основными институтами по половому воспитанию и образованию в сельской местности КР являются:

  • · школа;
  • · семья, родственники (мать, снохи, братья, сестры и др.);
  • · поликлиника (или ФАП);
  • · различные общественные организации (НПО, женсовет и т.д.);
  • · сельская община (сообщество) и т.д.;
  • · представители религиозных конфессий -- мечеть.

Согласно мнению респондентов, школа была названа наиболее важным институтом, занимающимся половым воспитанием и образованием молодежи.

Общеизвестно, что половое воспитание детей и подростков, подготовка их к семейной жизни должна проходить в семье. Это подчеркивается в ст.11 Закона КР о репродуктивных правах.

Однако респонденты в школе видят основной социальный институт, выполняющий образовательную и воспитательную функции в обществе. По мнению взрослых и детей, школа должна проводить работу по половому образованию и воспитанию подростков. Это обосновывается тем, что в школе преподается специальный предмет «Здоровый образ жизни» (раньше назывался «Этика и психология семейной жизни»). В нем наряду с другими темами изучаются и вопросы секса и сексуальных отношений. Кроме того, респонденты осведомлены о том, что некоторые из этих вопросов освещаются в таких предметах, как биология, анатомия, этика, ыйман и др. Поэтому родители видят в школе испытанный, надежный институт полового образования и воспитания детей.

На наш взгляд, здесь существует еще одна причина. Это связано со стереотипом, сформированным в советское время, когда бремя не только образования, но и воспитания детей порою полностью ложилось на школу, так как большинство родителей, в том числе и матери, участвовали в производстве. В сельских регионах многие чабанские семьи, проводившие большую часть года в горах, оставляли детей в интернатах. Политика государства была такова, что львиная доля ответственности за образование и воспитание детей возлагалась на школу. Это выработало у населения иждивенческое отношение, стереотип, согласно которому за любое воспитание, в том числе половое, отвечала школа.

К тому же для беспокойства родителей не было особых причин, так как любая информация подвергалась государственной цензуре и поэтому, по их мнению, информации, негативно влияющей на поведение детей и молодежи, не было. Кроме того, сама государственная идеология не поощряла открытое обсуждение в обществе проблем секса и сексуальных отношений, тем более между родителями и детьми.

Почти все респонденты отмечали, что специальный предмет «Здоровый образ жизни» преподается не специалистами, а преподавателями других дисциплин, поэтому беспокоились о необходимости подготовки в учебных заведениях специалистов-преподавателей именно этого курса. Поддерживая это мнение, некоторые эксперты (учителя-биологи и врачи) отмечали, что и учителям иногда трудно преподавать эту дисциплину, так как в кыргызской культуре нет опыта общения между взрослыми и детьми на тему о сексе. Проблема осложняется отсутствием позитивной терминологии на кыргызском языке либо ее незнанием. Поэтому они предлагали для раскрытия таких тем привлекать врачей.

Таким образом, школа названа основным институтом, который должен осуществлять половое воспитание детей и подростков. Исследователи полагают, что одна из причин такого ранжирования институтов в половом воспитании заключена в иждивенческом менталитете, сформированном в годы Советской власти и передающем основную ответственность за вопросы воспитания, в том числе сексуального, школе.

Интересно отметить предпочтения респондентов в отношении того, кто должен заниматься половым воспитанием. По мнению респондентов, школа (а мы полагаем, что правильнее было бы написать «государство в лице школы») -- это институт номер один.

Более того, вопросами сексуального воспитания должны заниматься «специальные предметники», т.е. учителя биологии и анатомии, а не простые учителя, которым трудно говорить «про это». Еще более предпочтителен специалист по «Здоровому образу жизни». А идеально, если про все «это» подросткам будет говорить врач или другой медицинский работник.

В статье 11 «Закона КР о репродуктивных правах граждан» основное место в половом воспитании детей отводится семье. Однако, как было сказано выше, результаты исследования показали, что семья стоит на втором месте после школы.

Общеизвестно, что семья, являясь классическим образцом социального института, выполняет очень важные функции в обществе, а именно хозяйственно-бытовую, экономическую, рекреативную, репродуктивную, воспитательную (в том числе и по вопросам полового воспитания подростков) и т. д. гендерный кыргызстан психологический половой

Подавляющее большинство взрослых респондентов считают, что семья играет большую роль в воспитании детей вообще, в половом воспитании в частности. Родители являются для детей самыми близкими людьми и имеют значительное влияние на них. К тому же социализация личности начинается в семье -- поведение родителей является примером для детей. В подтверждение этого почти все взрослые респонденты говорили о том, что многое зависит от примера, который они сами подают детям.

Однако, как было отмечено выше, общение между родителями и детьми на темы о сексе весьма скудно. Исследовательская группа выделила ряд факторов, по их мнению, способствовавших такому положению дел.

Во-первых, это табу, существующее в кыргызском обществе на тему секса, которая позволительна к обсуждению только между супругами или в конфиденциальной обстановке (врач).

Во-вторых, стереотипное представление большинства родителей о том, как должно происходить половое воспитание их детей-подростков, берет начало с воспоминаний о том, как их самих воспитывали. Поэтому вопросы секса и сексуальных отношений между родителями и детьми в сельской местности почти не обсуждаются. Как отмечают взрослые респонденты, в свое время их родители тоже не проводили с ними целенаправленного систематического полового воспитания.

Кроме того, на общение родителей со своими детьми на тему секса влияет недостаток у родителей соответствующих знаний. На вопрос: «Располагают ли Ваши родители достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на ваши вопросы?» больше половины детей-респондентов ответили: «Нет, не располагают». Этому аргументу можно возразить, что для подростков вообще характерно мнение о незнании их родителями многих вопросов. Однако недостаток знаний отмечают и сами взрослые-респонденты.

Еще один фактор -- незнание или недостаточное количество позитивных терминов для общения с детьми на вопросы сексуальной жизни.

Все эти факторы привели к тому, что родители не говорят со своими детьми о сексе и сексуальных отношениях, либо говорят очень мало и только на некоторые темы. Социальные нормы, отсутствие опыта и информации, неумение говорить на неудобные темы, незнание терминов приводят к возникновению психологического барьера между теперешними родителями и детьми, что препятствует свободному общению на тему «об этом». Почти все респонденты отмечали, что никак не могут преодолеть эту преграду и свободно, открыто заговорить с детьми. Закон Кыргызстана о репродуктивных правах защищает права подростков на половое воспитание и образование. К сожалению, респонденты и даже опрошенные эксперты исследования не смогли самостоятельно отметить правовую сторону вопроса, в том числе вспомнить о правовой ответственности взрослых за половое воспитание детей, их подготовку к семейной жизни и сохранение репродуктивного здоровья.

В кыргызской сельской семье половым воспитанием детей в большинстве случаев занимается мать. Это, по мнению респондентов, объясняется тем, что женщина создана для того, чтобы заниматься воспитанием детей (распространенный гендерный стереотип): она их рожает, кормит грудью, всегда с ними рядом, между ними устанавливаются нежные, доверительные отношения, а также женщина выполняет всю работу по дому, создает благоприятные условия для жизнедеятельности семьи. Мужчина же выполняет работу вне дома и бывает там реже и, следовательно, общается с детьми меньше. В этой связи, по мнению мужчин-респондентов, воспитание детей для них не имеет первостепенного значения, для них важнее обеспечить семью материально. Кроме того, они считают, что мать может разговаривать и влиять как на дочь, так и на сына, а отец -- только на сына.

Общеизвестно, что в воспитании детей, особенно в подростковый период, должны принимать участие оба родителя, так как именно в этот период происходит процесс становления личности, в том числе и половое созревание. Наши исследования показали, что мужчины участвуют в воспитании детей лишь опосредованно, через мать. Причем они ограничиваются наставлениями и указаниями от случая к случаю. В то же время CEDAW особо подчеркивает признание «общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей». Для реализации этого положения CEDAW государством должны быть предприняты меры по изменению традиционной культуры кыргызов, типа и моделей семейных отношений, когда обязанности членов семьи не являются мужскими и женскими. Эмпирические данные этого исследования, а также наблюдения самих фасилитаторов показывают, что в кыргызской сельской семье мать, являясь основной фигурой в воспитательном процессе, старается формировать уважительное отношение к отцу в семье. Тем самым она положительно влияет не только на детей, но и на мужа.

Таким образом, несмотря на то, что целый ряд институтов занимается воспитанием и образованием молодежи вообще, половым воспитанием и образованием в частности, к сожалению, до сих пор наблюдается немало проблем в этой области.

Литература

  • 1 Gender mainstreaming: social and economic costs and benefits. -- Bishkek: Ilim, 2003. -- P. 10-56.
  • 2 The data of the AIDS epidemic / The epidemiological situation in Kyrgyzstan. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 88 p.
  • 3 See the statistics of the National Association of AIDS. 2011. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 56 p.
  • 4 The annual report of UNAIDS and WHO, «Report on the AIDS epidemic». December 2002. -- Bishkek: Bashat, 2002. -- 78 p.
  • 5 The definition of the International Conference on Population and Development (December 1994): Teenagers are the young people aged 10-19 years is used -- The conference resolution 49/128 of 19 December 1994. -- Bishkek, 1994.
  • 6 Edilova M.M. and other sociological study «Gender Aspects of HIV /AIDS (Community-based Kyrgyzstan)». -- Bishkek: Ilim, 2003. -- 116 p.

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подходв учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности у детей разных возрастов.

Мальчики и девочки уже с рождения разные, они развиваются по-разному, имеют разные сильные и слабые стороны, а школьное обучение это различие не учитывает.

Родители на половые различия в психике детей реагируют разным к ним отношением. В специальных исследованиях показано, «что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только два года. И в дальнейшем в обращении к мальчикам преобладает командный стиль: «Сделай то, не делай это». Видимо, взрослых «раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят)» ».

Авторы работы Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. отмечают, что в «отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость …, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему. Т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно» .

Очень важное различие, обнаруженное Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. заключается в том, что уже с четырехлетнего возраста девочки больше реагируют на приятное, а мальчики – на неприятное. При этом «мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор.., а у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность» .

Исследование особенностей разнополушарных мальчиков и девочек также показало их отличие: например, праворукие, с правым ведущим глазом и ухом мальчики обладают средним уровнем тревожности, а девочки вообще нетревожные; смешанного типа мальчики (праворукие, с ведущим правым глазом и левым ухом) молчаливые, ведомые, плаксивые, а девочки – разговорчивые, нестеснительные и некапризные.
Для иллюстрации значимости различий в процессе воспитания и общения родитель-ребенок в данной статье обобщаются результаты двух исследований, выполненные под руководством автора.

Первое исследование основано на экспериментальных результатах дипломной работы Н.Шефер «Отношение отцов к дочерям в зависимости от их удовлетворенности браком и личного детско-родительского опыта», выполненной под руководством автора в Московском гуманитарном университете в 2008 г.
Второе исследование посвящено анализу результатов тестирования отцов подростков, посещавших ЦПМСС «Открытый Мир» в 2007-2008 учебном году.
В первом исследовании анализировалась связь отношения мужчины к жене и взрослеющей дочери с детским опытом общения с матерью. В качестве испытуемых было 30 отцов девушек подросткового и юношеского возраста.

Отношения мужа с женой определялись с помощью теста на удовлетворенность браком , для определения отношения к дочери - опросник «Отец семейства» , а характера отношений в родительской семье - опросник по привязанности Н.Матушевской .
Результаты теста «Удовлетворенность браком» показали, что 90 % испытуемых в основном удовлетворены браком, 87% являются современными отцами, для которых общение с детьми и забота о них - вещи самые нормальные и естественные.
10% отцов являются традиционными, т.е. полностью представляющими интересы семьи в общении с «внешним миром» и последней инстанцией в вопросах воспитания детей. Такой отец до известной степени строг; большое значение придает дисциплине и требует от детей выполнения своих обязанностей. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания.

3% испытуемых являются отцами, озабоченными семейным благополучием, они предоставляют полную свободу женам в вопросах воспитания детей, т.к. считают, что они все равно не могут заменить жену. Они постоянно загружены работой, но даже в свободное время не стремятся к общению с детьми, поэтому спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо.
Анализ характер привязанности отцов к дочерям показал, что 60 % не избегают общения с дочерью, а 40 % - избегают, имея крайние уровни тревожности.
Для проверки наличия связей между параметрами в качестве использовался корреляционный анализ и значение коэффициента корреляции не менее 0,4 (середина интервала умеренной связи).
Наличие значимых корреляционных связей показало существование связи между отношением к дочери и удовлетворенностью браком с женой, что хорошо согласуется с жизненными реалиями.

Понятно, если мужчину удовлетворяют отношения с женой, то и отцом он является заботливым, поддерживающим и внимательным, принимает участие в воспитании ребенка. Если же сам брак мужчина не считает удачным или в браке есть проблемы, то и к ребенку он относится холодно и равнодушно, а воспитание дочери перекладывается на жену. При разводе такие отцы считают: если дочь останется с матерью, для нее ничего не изменится.

Анализ корреляционных связей результатов тестов «Отец семейства» и «Привязанность» показал, что подавляющее большинство ответов опросника «Отец семейства» не менее чем умеренно связаны со всеми ответами опросника «Привязанность», что доказывает связь отношения отца к дочери с его детским опытом.

Для проведения качественного анализа связи опросников «Отец семейства» и «Привязанность» все высказывания теста «Отец семейства» были разбиты на три условные группы:
1) Отношения отец-дочь
2) Отношения муж-жена
3)Отношения мать-дочь

Анализ только сильных корреляционных связей (коэффициент корреляции не менее 0,7) показал, что отношения тревоги распределяются пропорционально количеству высказываний трех выделенных групп, избегание же больше связано с отношениями муж-жена, а не отец-дочь. Таким образом, можно сказать, что отношения с женой не всегда переносятся на дочь. Из практики известно, что достаточно часто теплые отношения с дочерью являются компенсацией прохладных отношений с женой.

В исследовании было выявлено противоречивое отношение мужчины к процессу воспитания дочери. С одной стороны, мужчина не возражает, когда жена вмешивается в процесс воспитания и не претендует на то, что отцовская роль важнее материнской, с другой стороны, достаточно большое количество утверждений указывает на стремление к реализации отцовской роли.
В исследовании не выявлено наличия сильных связей между отношениями с матерью и собственной позицией отца. В то же время достаточно большое количество высказываний говорит о значимости материнской фигуры, неуверенности в ее любви и некоторой дистанции в отношениях с собственной дочерью.

Таким образом, анализ связей опросников «Привязанность» с опросником «Отец семейства» подтверждает противоречивость отношений сына с матерью, мужа с женой и отца с дочерью. В отношениях с матерью проявляется страх потери любви в случае не соответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию со всеми тремя.

Во втором исследовании испытуемыми были 12 отцов и матерей и 16 девочек и мальчиков– подростков. Целью исследования было определение согласованности представлений родителей и детей о характере их взаимодействия: насколько одинаково родители и дети понимают такие слова, как «принятие», «авторитет», «строгость», «контроль», «близость», «согласие» и т.п.
Взаимоотношения родителей и детей исследовались с помощью опросника И.Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок» , а согласованность – с помощью корреляционного анализа.

В соответствии с однофакторным дисперсионным анализом представления о взаимодействии между отцами и дочерями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =3,62>Fкр=2,04.
Характер связи между представлениями о взаимодействии отцов и дочерей показал, что отцовское «принятие» не менее чем средне связано практически со всеми понятиями о взаимодействии дочерей. Таким образом, если отец принимает дочь, то она готова сотрудничать с ним и принимать его контроль. Интересно отметить, что строгий отец пользуется большим авторитетом у дочери-подростка, чем принимающий.

Отец, у которого представления о согласии с дочерью совпадают, не пользуется у нее авторитетом. Т.е., соглашающийся отец для дочери-подростка не является авторитетом. Выявленное противоречие можно объяснить противоречивостью подросткового возраста. По-видимому, и для отцов, принимающих активное участие в воспитании, характерно быть либо строгим, либо принимающим (сильная прямая связь отцовской строгости с характеристикой «авторитет» у дочери» и отрицательная связь с этой же характеристикой с «принятием» отца).
Противоречивость отношения дочери к отцу хорошо согласуется с выявленной в первом исследовании противоречивостью отцовской роли: с одной стороны, некоторая отстраненность - пусть мать воспитывает, а с другой – стремление к ее реализации (значимость высказывания «Некоторые дочери предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью» первого исследования).

Несмотря на противоречивость ролевых позиций отец - дочь, полученные результаты показывают достаточно хорошую согласованность в представлениях о взаимодействии, исключением являются последовательность и авторитет (слабые корреляционные связи), а также согласие (отрицательная корреляционная связь). Впрочем, желание противоречить и пренебрегать авторитетами вполне соответствует норме подросткового возраста.
Как было выше показано, при достаточно хорошей согласованности во взаимодействии отца с дочерью некоторые характеристики они понимают по-разному.
Выявленные в первом исследовании страхи взрослого мужчины о возможной потери материнской любви или об ее недостаточности могут быть связаны с недостатком взаимопонимания во взаимодействии между ними.

Посмотрим, насколько хорошо согласованы представления о взаимодействии в отношениях матерей с сыновьями, используя, как и в случае отцов с дочерями методику «Взаимодействие родитель-ребенок».
По данным однофакторного дисперсионного анализа представления о взаимодействии между матерями и сыновьями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =4,24>Fкр=2,04.
Для установления характера этих различий и проверки возможности связей между ними были рассчитаны корреляционные связи между результатами матерей и сыновей опросника «Взаимодействие родитель-ребенок».

Эти результаты показали, что материнское «согласие» не менее чем умеренно связано со всеми понятиями о взаимодействии сына, причем наиболее сильные связи (коэффициент корреляции 0,81- 0,96) с такими понятиями сына как «близость», «принятие», «сотрудничество» и авторитет.
Такие понятия, как «принятие» и «сотрудничество» связаны слабо, по-видимому, матери и сыновья в эти понятия вкладывают разный смысл, что указывает на расхождение между ними во взглядах на воспитательную ситуацию в семье.
Заметим, что данный факт, возможно, объясняет выявленные в первом исследовании у взрослого мужчины неуверенность в материнской любви или страх ее потери, приводящие к дистанцированию в отношениях как с матерью, так и с дочерью.
Наиболее существенной характеристикой во взаимодействии между матерью и сыном является материнское «согласие» (r=0,96), т.е. для того, чтобы сын чувствовал себя принятым матерью, она должна с ним соглашаться.

Полученные результаты указывают: чем чаще мать соглашается с сыном, тем больше сын чувствует себя принятым, больше готов к сотрудничеству и тем большим авторитетом для него является мать.
Строгость и контроль матери и сыновья – подростки понимают прямо противоположно, на что указывает наличие отрицательных корреляционных связей между ними. Отметим, что сравнение пар мать - сын и дочь - отец показывает, что несовпадения их представлений о характере взаимодействия связаны с разными характеристиками: у первой пары это строгость и контроль, а у второй - сотрудничество, согласие и авторитет.

Таким образом, можно утверждать, что мальчики наиболее чувствительны к строгости и контролю, а девочки – к авторитетной помощи. Полученные результаты совпадают с данными, приведенными в работе для старших дошкольников и младших школьников. Отсюда следует, что гендерные особенности, заключающиеся в том, что мальчики сильнее реагируют на замечания, а девочки – на похвалу, остаются актуальными и в подростковом возрасте.

Сравнительные данные согласованности представлений о взаимодействии родителей и детей приведены в табл., где в % от общего количества дано количество значимых (не менее средних) корреляционных связей связи между характеристиками пары родитель-ребенок.
Таблица
Совпадение представлений о взаимодействии между родителями и детьми

Как видно из табл., для хорошего взаимодействия матери с сыновьями следует обратить внимание на такую характеристику как «согласие», а отцов с дочерями – как «принятие».
Расчет дисперсий результатов опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» между матерями и сыновьями и отцами и дочерями показал, что разногласия в парах родитель-ребенок носят различный характер, причем разногласия между матерями и сыновьями больше, чем между отцами и дочерями.
Таким образом, для успешности взаимодействия родитель-ребенок должны учитываться гендерные аспекты детско-родительских отношений и гендерные особенности восприятия характеристик взаимодействия.

Заключение
Основа отношений к партнеру по браку закладываются в родительской семье, при этом очень важную роль играют оба родителя, что еще раз установлено в результате данного исследования.
Понятно, что мужчина, у которого отношения с матерью носили дружеский характер, не сомневается в том, что он нужен жене и дочери. В том случае, когда мать была к мальчику безразлична, он боится быть покинутым или думает, что любовь надо заслужить и эти установки переносит в собственную семью.
То же самое можно сказать и об отношениях дочери с отцом: безразличный дистантный или жесткий авторитарный отец формирует у дочери негативное отношение ко всем мужчинам, которое проявляется в страхе и недоверии к ним. Так и происходит трансляция недоверия между полами, выявленная в известном исследовании Здравомысловой О. и М.Арутюнян «Российское общество: две гомосексуальные субкультуры» в книге «Российская семья на европейском фоне», подготовленной по результатам международного социологического исследования в Институте социально- экономических проблем РАН в 1998 году.

Однако, помимо этих достаточно очевидных фактов, есть еще различие в восприятии характеристик взаимодействия между родителями и детьми, которые влияют на понимание характера взаимодействия ребенка с родителем. Как было установлено, расхождения между матерями и сыновьями в восприятии взаимодействия не только существенней, чем между отцами и дочерями, но и связаны с различными характеристиками.
Так успешность взаимодействия отца с дочерью в большой степени определяется отцовским «принятием»: если отец принимает дочь, она готова сотрудничать с ним и даже принимать его контроль, несмотря на эгоцентрические особенности подросткового возраста. С другой стороны, если отец часто соглашается с дочерью и все принимает, он не пользуется у нее авторитетом. Данное противоречие обусловлено как особенностями подросткового возраста. Отцы с точки зрения дочерей – подростков бывают либо строгими и авторитетными, либо принимающими и не авторитетными.

Отцы в какой-то мере понимают важность такой характеристики взаимодействия, как принятие дочери, на что указывает значимость высказывания «Чем сильнее любовь к дочери, тем легче ее воспитывать» опросника «Отец семейства».
Противоречивость отношения дочери к отцу хорошо согласуется с выявленной в первом исследовании противоречивостью принятия отцовской роли: с одной стороны, некоторая отстраненность - пусть мать воспитывает, а с другой – стремление к ее реализации (значимость высказывания «Некоторые дочери предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью» первого исследования).

Несмотря на противоречия в ролевых позициях отец - дочь, представления о взаимодействии между отцами и дочерями совпадают больше, чем у матерей и сыновей. Расхождения в представлениях о взаимодействии между матерью и сыном проявляется в выявленных в первом исследовании страхах взрослого мужчины о возможной потери материнской любви или о ее недостаточности.
Успешность взаимодействия гетерогендерных пар родитель-ребенок определяется различными характеристиками родительского поведения. Если соглашающийся отец не пользуется авторитетом у дочери-подростка, то у сыновей - подростков наоборот: чем чаще мать принимает предложения сына, т.е. чем больше соглашается с ним, тем больше он чувствует себя принятым и тем большим авторитетом для него является мать.
По-видимому, такой взгляд на отца со стороны дочери связан со стереотипными представлениями о традиционно авторитетном и строгом отце-патриархе, отношение сына к матери – также традиционный взгляд на взаимодействие между мужчиной и женщиной, когда женщина занимает подчиненно - соглашательское положение по отношению к мужчине.
Данная ситуация вполне согласуется с исследованиями Гурко Т. А. и Карпушовой А. П. брачных тенденций, где 20% пар, вступающих в брак являются «традиционными»,т.е. ориентированными на комплиментарность супружеских ролей.

Как известно, родители подают детям пример воспитания. Обратим внимание на роль отца в воспитании будущей матери и возможные варианты взаимодействия ее с собственным сыном. Если у девочки был принимающий отец, то ее взаимодействие с сыном, вероятно, будет носить принимающий характер и до подросткового возраста оно имеет шанс быть успешным. В подростковом возрасте, если мать не будет учитывать, что для сына «принятие» соответствует ее «согласию» с ним, взаимодействие может оказаться совсем не таким успешным, как у нее с отцом, несмотря на ее старание. Если у матери был строгий и авторитарный отец, и если при воспитании сына она будет подражать отцу, то она скорее запугает сына-подростка, чем станет для него авторитетом.
Надо также отметить недооценку мужчинами собственной роли в процессе воспитания и перекладывание ответственности за воспитание на мать. Недооценка роли отца в семейной системе приводит к формированию «несчастливых» семейных сценариев у молодых людей обоего пола. У девушек это проявляется в пренебрежительном отношении к мужу, а у юношей – не только к жене, но и самому себе. Неуважение мужчины к самому себе часто проявляется в стремлении к пьянству. «Ты меня уважаешь?» - часто задаваемый вопрос одного пьяницы другому.

Мужчины, с детства не любят и не умеют проявлять свои чувства и слабости перед другими людьми, в том числе близкими, считают, что должны быть авторитетами для дочерей, и не должны проявлять слабость, впрочем, не исключая эмоциональное тепло и поддержку. В принципе такой подход вполне соответствует ожиданиям дочери.
Для мальчика принятие матери необходимо для его адекватного развития, но для того, чтобы сын понимал, что его принимают, надо поддерживать его начинания и соглашаться хотя бы в тех случаях, когда это возможно. От этого материнский авторитет только выигрывает. При безразличии матери к ребенку или частой критике у мальчика формируется представление о том, что любовь необходимо заслужить, и добиваться этого можно любым способом или вообще отказаться от безнадежного предприятия.

Как следует из вышеизложенного, формирование ролей отца и матери зависит от обоих родителей и транслируется следующим поколениям.
Выявленная в исследовании двойственность родительской и детской позиций вполне согласуется с результатами работы .Смирнова Е.О. и Быкова М.В. установили три основных особенности отношения родителей к детям – дошкольникам: двойственность позиции родителя, включающая два противоположных начала - личностное (безусловное) и предметное (условное); по мере взросления ребенка предметное начало начинает преобладать над личностным, что и определяет стиль воспитания и оценку ребенка. По-видимому, к подростковому возрасту предметное начало начинает доминировать в родительском отношении к детям - подросткам.

Список литературы

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарова», 2001 -184.с.
  2. Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России// Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372-376
  3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб.: Речь, 2005
  4. Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери и к мужу во время беременности// Дипломная работа под рук. Г.Г.Филипповой, Московский гуманитарный университет, психологический факультет, 2005 г.
  5. Отец семейства // А.Я. Психология, http://azps.ru/tests/stest/familyfather.html , март 2008
  6. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3, с. 3 – 14
  7. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком. Вестник МГУ, сер.14.Психология, 1984 г., № 2, с.54-62


erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок