Как умирают атомные подлодки. Утилизация атомных подводных лодок. Как умирают наследницы холодной войны

Правообладатель иллюстрации Getty

Утилизация списанных подводных лодок, оснащенных атомными силовыми установками, – сложный и трудоемкий процесс, пишет корреспондент .

Атомные подводные лодки давно будоражат умы голливудских сценаристов – достаточно вспомнить боевик "Охота за "Красным Октябрем" или сериал 1960-х "Путешествие на дно моря" (Voyage to the Bottom of the Sea). Эти боевые корабли неизменно представляются грозными инструментами геополитического влияния, бесшумно скользящими в мрачных океанских глубинах по своим совершенно секретным делам.

Но когда срок службы такой подлодки заканчивается, она превращается в плавучий источник радиоактивной опасности, поскольку на борту находится трудноизвлекаемое отработанное ядерное топливо. Военно-морским силам, имеющим на вооружении атомные субмарины, приходится прилагать огромные усилия для утилизации стареющего наследия холодной войны.

В результате этой работы возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов – реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.

Ржавые останки

Кладбище дизель-электрических подводных лодок в фиордах Оленьей губы на северо-западе Кольского полуострова, в арктической части России, выглядит сюрреалистично: тут и проржавевшие носовые части субмарин с обнажившимися каналами торпедных аппаратов, и ветхие боевые рубки, накрененные под неестественными углами, и разрушенные корпуса, похожие на раковины моллюсков, разбитых чайками о камни.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Подлодки "Кострома" и "Псков" на приколе

Как считают в международном экологическом объединении "Беллона" со штаб-квартирой в норвежском Осло, советский флот превратил Карское море в "аквариум, полный радиоактивного мусора". На морском дне покоятся около 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерных реакторов и пять атомных подлодок, затопленных целиком – у одной из них оба реактора до сих пор под завязку заполнены топливом.

Сейчас к району Карского моря присматриваются нефтегазовые компании. Если при бурении скважины случайно будет повреждена защитная оболочка реактора или топливных элементов, это может вызвать радиоактивное загрязнение рыболовных промыслов, предупреждает управляющий директор "Беллоны" Нильс Бомер.

Официальные кладбища подводных лодок – другое дело. Их можно даже найти на Google Maps. Если рассмотреть в высоком разрешении спутниковые фотографии самого большого хранилища ядерных отходов США в Хэнфорде, штат Вашингтон, хранилища в губе Сайда на Кольском полуострове или корабельных верфей вокруг Владивостока, можно заметить ряды стальных контейнеров-тубусов, каждый около 12 метров в длину. В Хэнфорде контейнеры в ожидании захоронения уложены в длинных земляных траншеях. В доках губы Сайды они хранятся ровными рядами, а в Японском море – пришвартованы к пирсу на базе подводных лодок Павловск неподалеку от Владивостока.

Удаление топлива и извлечение реакторов

Эти контейнеры, известные как трехотсечные блоки, – все, что осталось от сотен атомных субмарин. Они представляют собой освобожденные от топлива и герметично запаянные блоки реакторов, которые создаются в процессе списания подлодок. Процесс доведен до совершенства на военно-морской верфи и промежуточной станции технического обслуживания Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Так заканчивается жизнь субмарин

Это кропотливый процесс. Сначала списанную подлодку буксируют в специальный док, где из реакторного отсека сливают все жидкости, обнажая отработанные топливные сборки. Затем каждую из сборок по отдельности извлекают из реактора, помещают в контейнеры для отработанного топлива и по железной дороге направляют для утилизации на завод долгосрочного хранения и переработки использованного топлива. В США это предприятие под названием Naval Reactors Facility, расположенное на территории Национальной лаборатории Айдахо, а в России – производственное объединение "Маяк" в Челябинской области.

Хотя после этих операций в парогенераторах, насосах, клапанах и трубопроводах реакторного отсека больше не осталось обогащенного урана, металл, из которого они изготовлены, после десятилетий бомбардировки нейтронами сам стал радиоактивным. Поэтому после извлечения топлива подлодку отводят в сухой док, где реакторный отсек, а также отсеки, непосредственно к нему прилегающие, вырезают из корпуса. После чего на вырезанный фрагмент навариваются толстые стальные заглушки. Таким образом, трехотсечные блоки в действительности представляют собой герметично запаянные сегменты самой субмарины. Все нерадиоактивные компоненты подводной лодки утилизируются отдельно.

Правообладатель иллюстрации Bellona Foundation Image caption Реакторы атомных субмарин, складируемые под Владивостоком

Россия сейчас также применяет эту технологию - Запад в свое время опасался, что из-за менее строгих требований, предъявлявшихся в наследнице СССР к процессам утилизации ядерных отходов, отработанное топливо может оказаться в руках террористов. Так, в бухте Андреева неподалеку от губы Сайда до сих пор хранится отработанное топливо с 90 подлодок, списанных в период между 1960-ми и 1970-ми гг. В 2002 г. страны-члены Большой восьмерки запустили 10-летнюю программу стоимостью 20 млрд долл. по передаче Российской Федерации американских технологий утилизации ядерных отходов. Благодаря этой программе российские стандарты утилизации существенно повысились, условия хранения топлива улучшились, было построено наземное хранилище для списанных реакторов.

Плавучая угроза

По словам Бомера, более безопасное наземное хранилище было необходимо потому, что в Сайде трехотсечные блоки просто оставляли на плаву (заполненные воздухом отсеки по обе стороны от реакторного обеспечивают конструкции плавучесть). А в Павловске 54 блока до сих пор хранятся на плаву под открытым небом.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Советская подлодка К-19, сфотографированная в 1972 году у берегов Ирландии

Утилизация реакторных отсеков вышеописанным образом не всегда возможна, говорит Бомер. У некоторых подлодок советской постройки реакторы охлаждались сплавом свинца и висмута, а не водой, как в распространенных водо-водяных атомных установках. После остановки реактора охладитель замерзает, превращая реакторный отсек в монолит. Бомер говорит, что две из таких подлодок до сих пор толком не утилизированы – их пришлось отбуксировать на удаленную стоянку базы Гремиха на Кольском полуострове от греха подальше.

Используя методику трехотсечных блоков, Россия на сегодняшний день утилизировала 120 атомных подводных лодок Северного флота и 75 - Тихоокеанского. В США эту технологию применили для утилизации 125 субмарин времен холодной войны. К методике трехотсечных блоков прибегает и Франция. А вот атомные субмарины Королевского военно-морского флота Великобритании сконструированы таким образом, что реакторный модуль можно извлечь из корпуса, не вырезая его вместе с отсеком. "Реактор извлекается вместе с защитной оболочкой, помещается в контейнер и отвозится на хранение", - говорит представитель минобороны Великобритании.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Британская атомная субмарина в Гибралтарском проливе

Однако пока остается не понятным, когда будут воплощены планы Великобритании по утилизации 12 списанных подлодок, стоящих на приколе в Девенпорте на юге Англии, а также еще семи субмарин в шотландском Росайте: правительство еще не решило, на каких из пяти существующих предприятий страны следует хранить их реакторы и отработанное топливо. Затягивание с принятием решения вызывает беспокойство жителей обоих городов, поскольку количество списанных атомных подводных лодок там продолжает расти.

А подводный флот растет...

А природоохранные группы критикуют американскую методику хранения отработанного ядерного топлива. С 1953 г., когда на воду была спущена первая в стране атомная подводная лодка USS Nautilus, ВМС США складируют все отработанное топливо в Национальной лаборатории министерства энергетики в штате Айдахо. "В этой лаборатории испытывали опытный реактор для USS Nautilus; с тех пор все отработанное ядерное топливо с атомных подлодок направляют в Айдахо, - говорит Беатрис Брэйлсфорд, представитель природоохранной лоббистской группы Snake River Alliance. – Оно хранится над вторым по величине подземным водоносным горизонтом Северной Америки".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Первая атомная подводная лодка - американский "Наутилус"

По словам Брэйлсфорд, хотя отработанное топливо не закапывают, другие виды отходов с атомных подлодок заглубляются в землю прямо над водоносным горизонтом, и подобная практика может продлиться еще с полвека. "Многие жители Айдахо обеспокоены такой перспективой, - говорит она. – Под угрозой не только запасы пресной воды, но и посевы картофеля – корнеплода, которым так славится наш штат".

Даже при соблюдении строгих мер безопасности радиоактивные материалы могут попадать в окружающую среду – причем порой самыми необычными способами. Например, и Национальная лаборатория, и хранилище в Хэнфорде в свое время отмечали утечку радиации из-за перекати-поле, которые попадали в резервуары охлаждения радиоактивных отходов, набирали на себя зараженную воду, а затем сдувались ветром за пределы охраняемого периметра.

Однако то, что безопасная утилизация атомных подлодок занимает длительное время и дорого стоит, никак не влияет на стремление военных стратегов строить новые и новые субмарины. "По крайней мере создается впечатление, что ВМС США считают оснащение подлодок атомными силовыми установками очень удачным решением и не собираются переходить на альтернативные источники энергии", - говорит Эдвин Лайман, аналитик в области ядерной политики из неправительственной группы "Союз обеспокоенных ученых", базирующейся в Кембридже, штат Массачусетс.

Правообладатель иллюстрации Science Photo Library Image caption Россия, как и США, не намерена останавливаться - в планах строительство новых атомных субмарин

США не одиноки в любви к атомному подводному флоту: на российских верфях в Северодвинске строятся четыре такие субмарины, а в планах – строительство еще восьми подобных лодок к 2020 г. "Несмотря на ограниченный бюджет, Россия твердо намерена наращивать свой атомный подводный флот", - говорит Бомер. Китай занимается тем же самым.

Так что, судя по всему, скорого опустения кладбищ подводных лодок и хранилищ отработанного топлива ожидать не приходится.

Слово «субмарина» вызывает в воображении нечто захватывающее и таинственное. С тех пор как человечество изобрело подводные лодки, они служили и опорой и бичом военно-морского флота каждой страны, страшно стать ее целью, и внутри оказаться тоже жутковато…так думает большинство обывателей. Но так же, как в случае с другой пришедшей в негодность военной техникой (вспомним кладбища танков или самолетов), окончательной смерти субмарине приходится ожидать довольно долго. В этой статье мы рассмотрим 10 заброшенных баз, где ожидают утилизации списанные подводные лодки.

10. Курильские острова, Советский Союз

В 1982 New York Times сообщила о том, что СССР якобы построил удаленную секретную базу субмарин где-то в северной части острова Симушир. Всего в 400 километрах от побережья Японии, и новость эта впервые была опубликована именно в японской газете, но никаких фактов о ней изложено не было.

Но как выяснилось позднее, рассказать было о чём…

Остров Симушир является одним в цепи островов, образованных вулканическими процессами, с уникальным природным образованием – открытой кальдерой – в центре его. Когда смотришь на это место, на ум сразу приходит логово суперзлодея или тайная база подводных лодок… вот и ее создатели так подумали.

В конце 1970-х советские военные взорвали судоходный канал в бухту Броутона. В течение следующего десятилетия или около того вокруг базы был построен город, ставший домом приблизительно для 3000 человек. Три дока, из которых сохранился только один, использовались для отдыха субмарин между рейсами. Одной из миссий подлодок была закладка взрывчатки вдоль берегов Японии на случай войны. Предположительно на острове была также установлена радиолокационная станция с обширным радиусом охвата.

Ходили слухи о суперсекретной базе, а сейчас это ржавые развалины. Причудливые, странные ржавые руины. На огромных знаках написано название и дата основания этого места, карты и фрески до сих пор украшают стены, и ржавый остов давно поврежденной субмарины все еще плавает в кальдере.

9. Списанные подводные лодки в Девенпорте, Англия


Не все подводные кладбища находятся вдали от цивилизации, на необитаемых островах, похожих на логово суперзлодеев. В 2002 году Британии понадобилось место, где можно было бы хранить выведенные в резерв атомные подводные лодки, большинство из которых были созданы во времена холодной войны и ныне уже устарели. Они были отбуксированы на базу Девенпорт – в двух шагах от почти четверти миллионов населения Англии, и эти люди отнюдь не были довольны таким соседством.

В октябре 2014 еще одна субмарина, некогда находившаяся на службе у Ее Величества – «Неугомонный» - присоединилась к другим «собратьям», которые ржавеют в доках, при этом их ядерные двигатели остаются неповрежденными. И хотя большинство военных чиновников утверждают, что место, где они содержатся, абсолютно безопасно, все еще стоит вопрос о хранении радиоактивных отходов, которые неизбежно появятся при демонтаже подводных лодок, если таковой когда-нибудь будет, хотя пока о нем речь и не идет. Военные даже не называют место, где они будут сбрасывать отходы, оставив жителей Девенпорта в беспокойстве.

Сейчас на импровизированном кладбище находится 12 субмарин. Самая старая – «Завоеватель» прибыла сюда в 1990. В течение ближайших восьми лет планируется добавить к уже имеющимся еще 8 подлодок, и это совсем не то, чего хотелось бы местным жителям. Эти 12 субмарин означают приблизительно 25 тонн радиоактивных отходов. И хотя заходила речь о другом месте их хранения, но жителям Девенпорта, по всей видимости, еще долго придется ждать.

Кладбище подводных лодок – это странное зрелище. Некогда они были на передней линии обороны, они были смертоносными, опасными, они защищали нацию. Это была другая эпоха, а теперь люди просто хотят, чтобы их не было.

8. Одинокая разрушенная субмарина у берегов Кони-Айленда


Технически Кони-Айленд-Крик (Нью-Йорк) является кладбищем подводных лодок. Там всего одно судно, но история о том, как она туда попала, просто невероятна.

Вокруг ржавой громадины, возвышающейся над водой, ходит немало рассказов и легенд, навеянных Жюлем Верном…

В 1956 году у берегов Нью-Йорка затонул океанский лайнер «Андреа Дориа». В то время это был один из самых больших круизных лайнеров, совершавших рейсы между Европой и Америкой на протяжении трех лет. Во время крушения он унес с собой жизни 46 человек, а также множество ценностей. Согласно морскому праву, все, что находится на борту затонувшего судна, принадлежит тому, кто сможет это достать. На борту «Андреа Дориа» находилось целое состояние, и Джерри Бианко, конструктор брошенной у берегов Нью-Йорка лодки, хотел получить его.

Работающий на Бруклинской военной верфи, Бианко решил, что сокровища «Андреа Дориа» - стоящие инвестиции, и имеет смысл построить подводную лодку, которая сможет опуститься на 70 метров и поднять со дна все, что возможно. После четырех лет напряженной работы Бианко и двое его сыновей построили 12-метровую подлодку «Quester 1». Её покрасили в ярко-желтого цвета из-за того, что так была самая дешевая краска.

Бутылка шампанского разбита о борт, и субмарина спускается на воду. Но крановщик не стал придерживаться инструкций Бианко по спуску и удалил из плана пару казавшихся ему несущественными пунктов. Среди таких пунктов было требование спустить судно на воду не полностью, а только на один бок. Оператор грузового крана поступил с точностью до наоборот, в итоге лодка частично затонула.

Инвесторы отказались от проекта, и субмарина так и осталась в воде. Она все еще там, и это любимое место синих крабов и морских птиц.

7. Балаклава, Крым, СССР, Украина Россия


Некогда известная как «объект 825 ГТС», база подводных лодок, находящаяся в городе Балаклаве, была совершенно секретным объектом. Проделанный в скале подземный канал ведет к сухому доку, оборудованному для ремонта и хранения вооружения. Строительство объекта началось в 1957 году.

Планы относительно отказа от использования базы начали появляться еще в 1991 году, и в 1996 году база была закрыта. Хотя точной даты, когда она перестала функционировать, нет. К тому моменту это был очень крупный объект, способный противостоять прямому ядерному удару. Кроме того, в экстренной ситуации здесь могло быть организовано бомбоубежище, где могли найти приют 3000 человек.

Теперь гости этого небольшого городка могут посетить бывший военный объект и увидеть всю его холодную и ужасающую мощь. В основном он остался неизменным, с его длинными, холодными коридорами, бетонными стенами и дверьми, которые проектировались так, чтобы выдержать ядерный удар. Холодные, толстые, тяжелые и до сих пор непроницаемые, даже после десятилетий забвения.

База имела и еще одно назначение. Здесь проводилась сверхсекретная российская программа по обучению дельфинов для военных миссий, например закладка взрывчатых веществ и маячков на вражеские корабли и подводные лодки.

6. Хара, Эстония


Старая советская база подводных лодок в деревне Хара была заброшена не так давно, но выглядит так, словно здесь никого нет уже на протяжении нескольких поколений.

Построенная между 1956 и 1958 годами, базы была когда-то ключевым объектом советских военных операций в Эстонии и продолжала оставаться таковой на протяжении почти четырех тысячелетий. Если сама база выглядит немного нетрадиционно, так это потому, что построена она из камня, взятого из стен близлежащих деревень. Остатки старого маяка до сих пор возвышаются над водой, напоминая о том, что некогда здесь была шумная военная база.

То немногое, что осталось металлического, проржавело напрочь. Все это выглядит весьма прискорбно. Уличные художники используют поверхности для своих упражнений в граффити. И сейчас кажется невозможным, что еще живы люди, которые видели эту базу во всей ее мощи.

Страны Балтии никогда не принимали советскую власть. В 1989 году 2 миллиона человек объединились в мирном протесте, который привлек внимание всего мира. Спустя три года база была покинута, и сейчас это темное напоминание о темных временах.

5. Субмарины Первой мировой войны на острове Мей


Во времена Первой Мировой войны, невероятно постыдного явления в истории человечества, случилось событие, которое сразу же засекретили, и обществу оно стало известно только по окончании военных действий, когда в живых не осталось ни одного участника. Событие получило название «битва у острова Мей», хотя на самом деле как таковой битвы не было, да и вражеских войск тоже не наблюдалось. В действительности значительные потери имели место во время учений ВМС Великобритании.

В учениях участвовали субмарины класса К. Они были недоработанными, неэффективными и крайне опасными. Существовала поговорка, что те, кто шел служить на эти подлодки, вступали в клуб самоубийц. Всего было построено 18 лодок такого типа, они никогда не использовались в реальных боевых условиях, 6 из них погибли в несчастных случаях.

Корабли и подводные лодки королевского флота направлялись в Скапа-Флоу в Шотландии, когда произошла трагедия. Все началось со столкновения двух ведущих субмарин. После чего в аварию оказались вовлечены и другие лодки, а также флагманский корабль. В итоге две субмарины затонули, весь экипаж К4 погиб, как и команда К17, из 59 членов которой удалось спасти только восьми.

Долгое время никто не рассказывал о том, что произошло. В конце концов, в соседней деревне появилась маленькая мемориальная доска, но произошло это только тогда, когда историки начали изучать это кладбище злополучных субмарин класса К.

4. Остров Сазани, Албания


Сазани – это небольшой остров, принадлежащий Албании. В свое время здесь была советская база подводных лодок, укомплектованная небольшим количеством субмарин. В 1961 году Албания отказалась от участия в Варшавском договоре, и советская база оказалась захвачена вместе со всеми субмаринами.

К 1990-ым все подводные лодки устарели, но тем не менее албанские власти не решили заменять их. База пришла в упадок и оказалась практически заброшенной. Сейчас строятся планы по открытию острова как туристического объекта, однако действенных подвижек пока не заметно. На данный момент здесь царит запустение, резко контрастирующее с красотой природы.

В дополнение ко всему, база представляет собой лабиринт подземных тоннелей, где разрабатывалось биологическое и химическое оружие. Сейчас это небольшой форпост, который в основном используется для мониторинга контрабандной деятельности между Албанией и Италией.

Совсем недавно база обрела что-то вроде второй жизни – в качестве тренировочного лагеря для королевского военно-морского флота. В 2013 году морские пехотинцы США проводили на этом пережитке холодной войны учения со сценариями, где были вовлечены пираты и террористические организации.

3. Старая база на атолле Джонстон


Джонстон является одной из самых отдаленных военных баз в мире. Атолл в середине Тихого океана был открыт совершенно случайно, когда американский капитан сел на мель на острове. В 1926 году атолл был приютом для птиц, а в 1930 его местоположение является уже крайне важным для военной службы. Для увеличения полезной площади использовались экскаваторы. Были добавлены еще несколько островов, и вскоре база стала одной из важнейших станций дозаправки, технического обслуживания и ремонта самолетов и подводных лодок.

В период расцвета, здесь жили и работали 1300 человек, и в 1940-х станция стала самым известным объектом, где испытывалось ядерное оружие. Сейчас еще остается немало проблем, связанных с этим местом, включая загрязнение после ядерных испытаний и прочих военных действий. Завод по уничтожению химического оружия на атолле был ответственен за утечку «Агента Оранж» в окружающую среду. А испытания вооружения, которые продолжались в 1950-х и 1960-х годах, привели к постоянным выбросам нефтепродуктов.

В настоящее время объект находится под контролем американских военно-воздушных сил, но как только контракт истечет, это место станет заповедником.

2. Остров Вис, Хорватия


Сегодня Вис привлекает туристов со всего мира, и вполне понятно, почему – это очень красивое место. Он довольно уединен, но заселили его еще в 397 г. до н. э.

Стратегически важным, решающим местом для военной базы остров стал намного позже. Первый из современных военных тоннелей был вырыт в окрестностях Виса в 1944, когда он стал крайне важным местом в борьбе за независимость от так называемого «мягкого» диктатора маршала Тито.

Заброшенный только в 1989 году, остров был окутан завесой секретности на протяжении всей своей работы в качестве военной базы. Заброшенный подводный док – один из самых значимых объектов, оставшихся после демилитаризации, скрывшийся глубоко внутри горы. После окончания Второй мировой войны это была одна из самых больших и важных военных баз Югославии, и именно в это время была построена основная ее часть.

Огромная сеть подземных тоннелей была способна обеспечить полноценную военную поддержку во времена холодной войны. До сих пор еще ощущается военное присутствие на этом красивом, невероятно живописном острове, а его окрестности делают его еще более нереальным.

Теперь 3600 местных жителей сосуществуют с пустыми казармами, заброшенными тоннелями и покинутыми сухими доками. И они сделали туризм средством существования.

1. Sub Marine Explorer


Всего несколько первых (мы имеем в виду 1870-е гг и раньше) подводных лодок пережили разрушительное воздействие времени, и среди них – недавно обнаруженная - Sub Marine Explorer. Место ее погребения невероятно красиво, но история трагична.

Построенная немецким изобретателем, Sub Marine Explorer была одним из первых подводных судов, причем отнюдь не военным. Судно, покоящееся в водах Тихого океана, недалеко от берегов Панамы, было построено в 1865 и принадлежало не воинской части, а частной компании, которая использовало его для поиска жемчуга.

Sub Marine Explorer, оснащенный люками для сбора устриц с морского дна, должен был сделать работу намного легче и, соответственно, прибыльнее. Внутри было достаточно места для шести мужчин, освещаться лодка должна была свечами. Сжатый воздух закачивался в судно, когда оно должно было всплывать. Однако разработчики не учли такое явление, как декомпрессия, что в итоге привело к бедствию.

Было проведено несколько пробных погружений, прежде чем судно начало в полной мере работать. Но вскоре погружения стали более глубокими и более длительными. Изобретатель Юлиус Кроль умер первым. Болезнь развивалась довольно долго, так что врачи не связали ее с погружающейся на дно лодкой. А команда опускалась снова и снова, собирая жемчуг стоимостью в тысячи долларов, и конечном итоге всех поразил тот же таинственный недуг.

Сегодня находка старой одинокой субмарины открыла с другой стороны историю подводных путешествий.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Если Вы что-то искали и не нашли, то у Вас есть шанс найти это прямо сейчас. Чуть ниже есть ссылка на то, что Вы недавно искали. Буду рад если окажусь Вам два раза полезным.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?

Атомные подводные лодки давно будоражат умы многих людей. Эти боевые корабли неизменно представляются грозными инструментами геополитического влияния, бесшумно скользящими в мрачных океанских глубинах по своим совершенно секретным делам.

Но когда срок службы такой подлодки заканчивается, она превращается в плавучий источник радиоактивной опасности, поскольку на борту находится трудноизвлекаемое отработанное ядерное топливо. Военно-морским силам, имеющим на вооружении атомные субмарины, приходится прилагать огромные усилия для утилизации стареющего наследия холодной войны.

Пять стран имеют на вооружении атомные подводные лодки (далее АПЛ). Считается, что срок службы АПЛ составляет около 25 лет. В советское время военно-морские силы получили более 200 подлодок. После распада советского блока большинство из них было выведено из состава ВМФ. Перед российскими военными встала задача их утилизации.

Чтобы понять уровень этой проблемы следует перечислить этапы утилизации АПЛ:

1) Необходимо дренировать (удалить воду, высушить) теплоноситель и выгрузить ядерное топливо из реактора

2) Осуществить вырезку, в условиях стационарного дока, реакторного отсека (срок хранения демонтированного реакторного блока составляет от 70 до 100 лет)

3) Выполнить демонтаж оборудования подлодки

4) Произвести герметизацию отсеков и покрыть антикоррозийным материалом

5) отбуксировать демонтированные части и оборудование до места долговременного хранения



Один из этапов утилизации.

Этот процесс является не только дорогостоящим, но и требует много времени. Так, в США выгрузка ядерного топлива осуществляется около года. В России же существующие хранилища ядерного топлива переполнены и большое количество АПЛ уже много лет ожидают своей очереди на утилизацию. Большая часть субмарин утилизируются в РФ на заводах "Нерпа", "Звезда" и "Звездочка", ПО "Маяк". Доставляют АПЛ на верфи этих заводов либо буксировкой, либо на плавучем доке.

В результате программы по утилизации АПЛ возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке. Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов - реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.



Утилизированная АПЛ К-159, Кольский полуостров. Затонула в ночь на 30 августа 2003 года.

Как считают в международном экологическом объединении "Беллона" со штаб-квартирой в норвежском Осло, советский флот превратил Карское море в "аквариум, полный радиоактивного мусора". На морском дне покоятся около 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерных реакторов и пять атомных подлодок, затопленных целиком - у одной из них оба реактора до сих пор под завязку заполнены топливом.

Официальные кладбища подводных лодок - другое дело. Их можно даже найти на Google Maps. Если рассмотреть в высоком разрешении спутниковые фотографии самого большого хранилища ядерных отходов США в Хэнфорде, штат Вашингтон, хранилища в губе Сайда на Кольском полуострове или корабельных верфей вокруг Владивостока, можно заметить ряды стальных контейнеров-тубусов, каждый около 12 метров в длину. В Хэнфорде контейнеры в ожидании захоронения уложены в длинных земляных траншеях. В доках губы Сайды они хранятся ровными рядами, а в Японском море - пришвартованы к пирсу на базе подводных лодок Павловск неподалеку от Владивостока.



Хранилище в губе Сайда на Кольском полуострове. На заднем плане - трехотсечные блоки.

Эти контейнеры, известные как трехотсечные блоки - все, что осталось от сотен атомных субмарин. Они представляют собой освобожденные от топлива и герметично запаянные блоки реакторов, которые создаются в процессе списания подлодок. Это кропотливый процесс. Сначала списанную подлодку буксируют в специальный док, где из реакторного отсека сливают все жидкости, обнажая отработанные топливные сборки. Затем каждую из сборок по отдельности извлекают из реактора, помещают в контейнеры для отработанного топлива и по железной дороге направляют для утилизации на завод долгосрочного хранения и переработки использованного топлива. В США это предприятие под названием Naval Reactors Facility, расположенное на территории Национальной лаборатории Айдахо, а в России – производственное объединение "Маяк" в Челябинской области.



Реактор АПЛ.



Извлечение реактора из реакторного отсека АПЛ проекта 705 "Альфа".



Вы никогда не задумывались, что происходит с машинами и другими аналогичными объектами, вышедшими из эксплуатации? На сегодняшний день некоторые из этих объектов перерабатываются, а многие из них накапливаются на так называемых вещевых кладбищах в ожидании полного разложения под действием времени. Места естественного разложения таких объектов могут быть необычными туристическими достопримечательностями, а также идеальными пейзажами для удивительных фотографий.

1. Кладбище самолётов, США

309 Группа по Техническому Обслуживанию и Регенерации Аэрокосмического Оборудования (AMARG), которую часто называют «Boneyard», находится недалеко от базы военно-воздушных сил Дэвис Монтан (Davis Monthan) в Тусоне, штат Аризона. Для тех, кто не видел её никогда в жизни, очень сложно сформировать представление о её размерах.



Количество самолетов хранящихся там, а также точность, c которой они припаркованы, действительно впечатляет. Другим важным фактом является то, что все они могут быть возвращены к службе, если в этом возникнет необходимость.



Вход на это кладбище строго охраняется и воспрещён всем, у кого нет соответствующего разрешения. Единственной возможностью попасть на это кладбище, будучи посторонним лицом, не имеющим пропуск, является автобусная экскурсия, которая проводится близлежащим Аэрокосмическим Музеем Пимы. Автобусные туры проводятся с понедельника по пятницу. Музей и Кладбище Самолётов являются очень популярными достопримечательностями в пустыне Аризоны.

2. Кладбище кораблей, Мавритания



Город Нуадибу (Nouadhibou) является вторым по величине городом в Мавритании и служит коммерческим центром страны. Он известен тем, что на его территории расположено одно из крупнейших корабельных кладбищ в мире. Здесь повсюду можно увидеть сотни ржавых судов в воде и на пляжах.



Одним из наиболее часто упоминаемых объяснений этой ситуации, является то, что офицеры мавританского порта брали взятки, и позволяли оставлять вышедшие из эксплуатации корабли в гавани и вокруг залива. Это явление началось в 80-х годах после национализации рыбной промышленности Мавритании, много нерентабельных судов было просто брошено там.



Город Нуадибу является одним из беднейших мест в мире. Люди живут прямо на этих призрачных пляжах, внутри огромных ржавых торговых барж.

3. Кладбище поездов, Боливия



Одной из основных туристических достопримечательностей юго-западной Боливии является антикварное кладбище поездов. Оно расположено в 3 км от Уюни (Uyuni) и связано с ним старыми железнодорожными путями. В прошлом город был центром распределения поездов, перевозящих полезные ископаемые, на их пути к портам Тихого океана.



Линии поездов были построены британскими инженерами, которые прибыли сюда в конце 19-го века и образовали в Уюни крупные общины. Железнодорожное строительство началось в 1888 году и закончилось в 1892 году.



В основном, этими поездами пользовались горнодобывающие компании. В 1940-х годах, здешняя горнодобывающая промышленность рухнула, отчасти из-за истощения ресурсов. Многие поезда были брошены, сформировав, таким образом, кладбище поездов. На данный момент в Уюни ведутся переговоры о превращении кладбища в музей.

4. Кладбище самолётов на авиабазе "Воздвиженка", Россия



Усеянная, по меньшей мере, 18-тью выпотрошенными сверхзвуковыми ракетоносцами-бомбардировщиками Ту-22М, оставшимися от 444-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка, авиабаза «Воздвиженка» напоминает пост апокалиптический пейзаж. Войдя в это пустынное место, расположенное вблизи Уссурийска в Приморском крае на Дальнем Востоке России, в 95 км к северу от Владивостока и в 65 км от китайской границы, вы чувствуете, как будто вы шагнули в прошлое.



444-ый полк был расформирован в 2009 году, некоторые самолеты были переданы на военно-воздушную базу «Белая», другие же были демонтированы (с них были сняты двигатели, оборудование, а также вырезаны отверстия в фюзеляже).



В настоящее время, каркасы самолётов ожидают окончательной переработки на металл, на базе комендантского аэродрома «Хурба» и на территории 322-ого авиационного ремонтного завода.

5. Кладбище якорей, Португалия



Среди дюн португальского острова Тавира (Tavira), можно найти впечатляющее кладбище якорей, называемое «Cemitério дас Âncoras». Оно было построено в память славной традиции ловли тунца большими сетями, фиксированными этими якорями (техника рыбалки изобретенная ещё финикийцами).



Тавира когда-то была местом посвященным ловле тунца. Граждане создали это кладбище якорей, в память тех рыбаков, которые были вынуждены бросить свое любимое дело, когда большая рыба покинула это побережье.

6. Кладбище советских танков, Афганистан



На окраине Кабула, в Афганистане находится массивное кладбище советской боевой техники, оставшейся тут с 1970-х и 1980-х годов.



Тут находятся частично разобранные и исписанные граффити танки, оставленные советскими войсками.



В Афганистане очень мало перерабатывающих заводов, поэтому это кладбище танков, скорее всего, так и останется в нетронутом виде.

7. Кладбище подводных лодок, Россия



Территория вокруг бухты «Незаметная», расположенная недалеко от города Гаджиево, в Мурманской области на Кольском полуострове, является кладбищем, где находится много старых русских подводных лодок. После того, как эти подводные лодки отслужили свой срок, их перевезли в эту зону ограниченного доступа в 1970-х годах.



По словам местных жителей, некоторые из этих подводных лодок использовались в боевых учениях в качестве цели и часто потоплялись. Другие же были просто оставлены в бухте.

8. Корабельное кладбище в городе Муйнак, Узбекистан



Муйнак это город в северном Каракалпакстане, на западе Узбекистана. Из-за того, что начиная с 1980 года, численность населения начала стремительно снижаться в связи с осушением Аральского моря, на данный момент тут проживает всего несколько тысяч жителей.



Некогда оживлённый город с цветущим рыболовным хозяйством, являвшийся единственным портовым городом Узбекистана, с десятками тысяч жителей, сегодня Муйнак это всего лишь тень былой славы, находящийся в десятках километров от быстро отступающей береговой линии Аральского моря.



Основной причиной, по которой путешественники посещают Муйнак - это кладбище кораблей, коллекция ржавых каркасов, которые когда-то были частью рыболовного флота города. Кладбище кораблей в Муйнаке это образ, который прекрасно иллюстрирует катастрофу - некогда гордые суда находятся на мели в песчаной пустыне.



К сожалению, кораблей осталось не много, так как компании по переработке металлолома быстро с ними расправились, прежде чем власти, отвечающие за туризм, успели это запретить. Окончательным ударом для уже и так бедствующего местного населения, явился тот факт, что деньги, полученные от переработки, пошли не людям, которые владели лодками, а была разделены между компаниями по переработке металлолома и правительственными чиновниками.

9. Кладбище такси, Китай



Тысячи вышедших из строя такси были оставлены на участке, находящимся в центре города Чунцин (Chongqing), Китай. Пробки на дорогах и загрязнения окружающей среды резко выросли в китайских городах, вследствие экономического роста в стране. Благодаря экономическому росту выросло и количество потребителей, способных позволить себе автомобили, а это означает, что многим людям больше не придется полагаться на такси или общественный транспорт.

10. Кладбище телефонных будок, Великобритания



Это кладбище телефонных будок находится между городами Рипон (Ripon) и Тирск (Thirsk), недалеко от деревни Карлтон Миньйот (Carlton Miniott), Великобритания. Там находятся сотни заброшенных телефонных будок.



Выведенные из эксплуатации старые красные будки систематически заменяются новыми современными кабинами, и отправляются на хранение в это место, находящееся рядом с английской деревушкой.

11 августа 2014

Брошенные старинные автомобили, мотоциклы, поезда, корабли и самолеты - настоящий клад для любителей индустриального туризма. Мы расскажем о самых крупных скоплениях заброшенной техники со всего мира.

Кладбище поездов в Боливии

Высоко в Андах, на юго-западе Боливии находится самая большая в мире соляная пустыня - Салар де Уюни. В 1888 году, когда местная горнодобывающая промышленность начала стремительно расти, сюда пригласили британских инженеров, чтобы построить железную дорогу к Тихому океану. Несмотря на саботаж со стороны коренного народа аймара, который считал ее угрозой для жизни, дорога была достроена в 1892 году. Тем не менее, к 1940-м годам горнодобывающая экономика рухнула из-за того, что полезные ископаемые были исчерпаны. Так как железная дорога перестала использоваться, многие паровозы были просто брошены в солончаках. Даже сегодня это выглядит необычно: множество покрытых ржавчиной паровых машин, многие из которых сделаны в Великобритании, тлеют в лучах палящего пустынного солнца. С тех пор, как заборы и ограждения были убраны, большинство металлических деталей украли - некоторые разобранные части были брошены в окрестностях. Были некоторые планы по превращению этого кладбища в музей, но до сих пор поезда остаются брошенными на растерзание местных жителей и агрессивной окружающей среды.

Кладбище автомобилей в Бельгии


До недавних пор дремучие леса вокруг маленького бельгийского городка Шатильон скрывали от посторонних глаз четыре кладбища с более чем 500 автомобилями, медленно обрастающими мхом и ржавчиной. О том, откуда они взялись, все еще ведут споры. Большинство людей постоянно рассказывает истории о том, что кладбище появилось в конце Второй мировой войны, когда американские солдаты не смогли найти корабль, чтобы переправить их обратно домой, поэтому просто оставили в лесу. А потом за долгие годы к ним прибавились и другие автомобили. Другая, менее интересная история, гласит, что это просто заброшенная свалка. Большинство автомобилей было произведено в 1950-х и 1960-х, и многие из них представляют собой редкие модели. Судя по тому, что у большого количества отсутствуют запчасти, их либо спасли коллекционеры, либо они стали добычей охотников за сувенирами, ищущих безделушки. Последнее из кладбищ было ликвидировано в 2010 году из-за экологических проблем, но его фотографии все еще можно найти.

Свалка средств для добычи алмазов в Намибии


Ораньемунд - маленький город в Намибии, полностью принадлежащий компании «Намдеб», которой владеет правительство Намибии наряду с алмазодобывающим картелем «Де Бирс». Город расположен рядом с устьем Оранжевой реки. Он был специально построен для рабочих рядом с месторождениями алмазов. Доступ в зону строго органичен - вооруженные охранники патрулируют периметр, и без специального разрешения вас не пропустят даже через турникеты в аэропорте. Каждому, кого поймают на краже алмазов, грозит 15 лет лишения свободы. Были случаи, когда рабочие пытались спрятать алмазы в носу или перебросить через ограждение с помощью самодельных арбалетов. Один раз даже был пойман домашний голубь в маленькой жилетке, заполненной алмазами. В Ораньемунде также находится один из самых больших в мире парков машин для перемещения грунта, который уступает только парку американской армии. Чтобы предотвратить незаконный вывоз алмазов, транспортное средство, попавшее на территорию шахты, больше никогда оттуда не возвращается. Некоторые из этих ржавых машин, среди которых есть танки времен Второй мировой войны (их, вероятно, использовали для того, чтобы ровнять песок), относятся еще к 1920 годам. Раньше владельцы компании с гордостью демонстрировали эту коллекцию, но сейчас они запрещают делать фотографии техники, считая, что от этого может пострадать их имидж.

Кладбище кораблей в Мавритании


Нуадибу с населением почти 100 000 человек является вторым по величине городом в Мавритании - одной из самых бедных стран мира. Городской порт, расположенный в широком заливе, прекрасно защищает корабли от приливов Атлантического океана, а также открывает путь к лучшим рыболовным угодьям мира. Через порт экспортируют железную руду, благодаря чему он является важным центром для торговли. В 1980-х местные жители начали оставлять на мелководье залива старые, ненужные лодки и более крупные суда. Вскоре в Нуадибу стали оставлять ненужные суда со всего мира. Местные власти были только рады - за эту возможность им давали взятки. Сейчас на мелководье ржавеет огромное количество кораблей - от рыболовных траулеров до военно-морских крейсеров. Один из самых крупных кораблей - «Юнайтед Малика». Он сел на мель в 2003 году, перевозя рыбу. Члены экипажа (17 человек) были спасены мавританским флотом, но с тех пор корабль так и не убрали. Несмотря на меры по предотвращению дальнейшего «сброса» судов, их число продолжает расти, хотя и не так быстро, как раньше. У местных жителей был небольшой стимул разбирать корабли на металлолом - этот город является одним из крупнейших экспортеров железной руды. Но все не так плохо: затонувшие корабли - прекрасные места для нереста рыбы, и местные рыбаки часто растягивают между ними свои сети. Сейчас правительство собирается использовать корабли, чтобы сформировать искусственный глубоководный риф. Правда, об этих планах было объявлено в 2001 году, но с тех пор для их реализации ничего не было сделано.

Советские подводные лодки на Кольском полуострове


В бухте Незаметная, расположенной за Полярным кругом на крайнем севере России, находится кладбище советских подводных лодок. Начиная с 1970-х годов, военные подводные лодки, многие из которых - атомные, были просто брошены в бухте на изолированном Кольском полуострове. Советские верфи были слишком заняты выполнением заказов на новые подводные лодки, чтобы заниматься утилизацией старых. Без специального разрешения доступ сюда запрещен, поэтому информации о кладбище не так много. Известно только то, что некоторые из подводных лодок были разобраны в 1990-х годах, из-за опасности загрязнения воды, но на фотографиях с Google Earth видно, что, что в бухте все еще остаются, по крайней мере, семь подводных лодок.

Свалка поездов в городе Барри, Великобритания


В 1955 году национализированные британские железные дороги объявили о своих планах пустить на металлолом большую часть своего парка. Недавно выведенная из эксплуатации техника включала в себя приблизительно 650.000 вагонов и 16.000 паровозов. Пути британских железных дорог были не в состоянии справиться с объемами, и многие из поездов были проданы частным свалкам по переработке металлолома. Среди них была свалка Братьев Вудхэм в городе Барри, Южный Уэльс. Поначалу паровозы разрезались и пускались на металлолом сразу же, но к осени 1965 года, владелец свалки Дай Вудхэм решил сосредоточиться на более легкой работе - утилизации вагонов. Ржавеющие паровозы остались на улице, где они вскоре стали популярной городской достопримечательностью. Энтузиасты вскоре поняли, что Братья Вудхэм давали прекрасную возможность приобрести редкие локомотивы для сохранившихся линий, которые начали открываться по всей стране. Многие модели, находившиеся на свалке Дайя, было невозможно найти больше нигде. В сентябре 1968 года первый спасенный паровоз покинул свалку, и скорость спасения локомотивов только увеличивалась в 70-х годах. В конце концов, к большому удивлению Дайя, было вывезено 213 паровозов. Последний покинул Барри в марте 2013 года. Дай, который умер в 1994 году, очень гордился своим участием в спасении паровозов для будущих поколений. Сегодня многие паровозы из его двора работают на сохранившихся железнодорожных линиях по всей Великобритании.

Кладбище мотоциклов в Нью-Йорке


В Локпорте Нью-Йорка ранее был старый склад, который стал настоящей легендой в среде мотоциклистов. Склад когда-то принадлежал человеку по имени Кол, который владел несколькими салонами мотоциклов. Покупая дешевые японские мотоциклы и сломанные, он скоро накопил огромное количество транспортных средств. В 1970-х годах для хранения своей огромной коллекции Кол купил специальное помещение, а в 1997 году продал ее вместе с содержанием. Покупатель, которого звали Фрэнк, собирался использовать склад для продажи деталей мотоциклов. Тем не менее, здание пришло в упадок, и Фрэнк не смог окупить затраты на его реставрацию. В конце концов, на склад был наложен арест местными властями, из-за чего больше никого не пускали посмотреть на коллекцию. К ноябрю 2010 года большинство мотоциклов было убрано со склада, при этом большая их часть пошла на металлолом. Фотографии кладбища впервые появились в апреле 2010 года на Flickr, в результате чего энтузиасты мотоциклов стали искать это кладбище, а некоторые даже успели купить редкие мотоциклы и запчасти. Фотограф Крис Сьюард как нельзя точно охарактеризовал это место, сказав: «Это, безусловно, одно из самых жутких и странных мест, в которых я когда-либо бывал».

База ВВС в Линкольншире, Великобритания


База королевских военно-воздушных сил Великобритании «Фолкингхэм», расположенная в Линкольншире, была изначально открыта в 1940 году как запасной фальшивый аэродром для другой базы ВВС. «Фолкингхэм» был оснащен моделями самолетов и макетами обслуживающего персонала до того, как был передан под контроль США в начале 1944 года. Самолеты модели Дуглас C-47 «Дакота», расположенные на базе, использовались во время высадки в Нормандии в ходе операции «Нептун». База была возвращена под контроль военно-воздушных сил Великобритании в апреле 1945 года и закрыта в 1947 году, после чего команда «Формулы-1» от British Racing Motors проводила на ее взлетно-посадочных полосах испытания. Она была вновь открыта королевскими военно-воздушными силами в 1959 году и использовалась в качестве места для хранения термоядерных ракет «Тор» вплоть до своего второго закрытия - в 1963 году ее земли были проданы для сельскохозяйственных нужд. Сегодня этот старый аэродром принадлежит компании «Nelson M. Green & Sons Ltd», которая использует его для хранения сотен транспортных средств, которые разбирают на запчасти. Среди транспортных средств, хранящихся в этом месте, старые бульдозеры «Caterpillar», бензовозы, краны, тракторы, а также бывшие военные грузовики и бронемашины, оставшиеся со времен Второй мировой войны. Здесь даже есть амфибийное транспортное средство DUKW, которое использовалось при высадке союзных войск во время операции «Нептун». Также на территории бывшей базы есть три площадки, где располагались вышеупомянутые ракеты «Тор». На данный момент транспортные средства все еще стоят на месте, ожидая своей дальнейшей судьбы.

Транспорт, использовавшийся для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, Украина


Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от радиации пострадали не только люди и здания. Она затронула большое количество транспортных средств, которые использовались в тушении пожаров и очистке территории. С момента трагедии большинство автомобилей находится на огромных кладбищах, крупнейшее из которых находится в Рассохах. Но не весь транспорт расположен на кладбищах - пожарные машины, которые первыми прибыли в зону бедствия, пришлось закопать глубоко под землю. На многих свалках находятся пожарные вертолеты, чьи экипажи сильнее всех пострадали от радиации. Пугает то, что некоторые местные жители были задержаны за попытки забрать металлические части транспортных средств, несмотря на огромный риск. Так, украинская милиция арестовала несколько человек за попытку вывезти с кладбища один из вертолетов Ми-8, который применялся в операции очистки. Эти люди намеревались переоборудовать вертолет и сделать из него кафе.

Кладбище авиатехники в штате Аризона, США


На кладбище авиационной техники, официально известном как авиабаза военно-воздушных сил США «Девис-Монтен», находится 309-я группа по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники. Оно представляет собой огромную зону, предназначенную для хранения самолетов, которая расположена прямо посреди пустыни Аризона. Размер этого кладбища равен размеру 1430 футбольных полей. Здесь находятся более 4200 воздушных судов, общая стоимость которых составляет приблизительно 35 миллиардов долларов. Его можно назвать самым крупным кладбищем военной авиационной техники в мире. Воздушные суда, хранящиеся на здесь, разделены на четыре категории: категория 1000 включает в себя те, которые хорошо сохранились, и при необходимости снова смогут подняться в воздух; самолеты категории 2000 разбираются на запчасти; категории 3000 - в хорошем состоянии могут быть перераспределены; к категории 4000 относятся устаревшие воздушные суда, которые, вероятно, станут музейными экспонатами или пойдут на металлолом. Среди четвертой категории было много легендарных бомбардировщиков B-52, которые стали металлоломом из-за договора с Россией 1991 года о сокращении стратегических вооружений.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок