Какое поведение по мнению авторов является девиантным. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Отклоняющееся поведение.

Девиация и моральные различия.

Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содер­жит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, - ястреб на вечеринке с коктейлями, устроен­ной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамерен­ное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или за­стенчивым, или калекой - это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконфор­мистом - это акт выбора. <...>

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим да­лее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако сре­ди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к та­кому поведению, которое является нарушением правил, вырабо­танных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отли­чие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, ко­торые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <...>

Типичное - это то, о чем думают как о нормальном. Отклоне­ние от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт.

Вопросы и задания. 1) Какие из приведенных автором приме­ров относятся к девиантному поведению? 2) В чем различие ме­жду девиантным поведением и другими поведенческими актами?

3)Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение». 4) Какое поведение, по мнению авторов, является девиантным? 5) Приведите примеры (из жизни или литературы), когда инди­вид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6) Приведите примеры (из жизни или лите­ратуры), когда индивид был неспособен выполнять моральные
нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7) Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном со­циальном сообществе? Приведите примеры. 8) Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9) Какую причину отторжения социумом лю­дей с девиантным поведением называет автор? 10) Чем автор объ­ясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

2. Исследователи девиантного поведения придержи­ваются разных точек зрения на его причины. Познакомь­тесь с некоторыми из них:

    Девиантами не становятся, а рождаются.

    Причиной девиантного поведения являются ошибки в вос­питании.

    Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда.

    Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре.

    Причиной девиантного поведения является нищета.

С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

    Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это по­учает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ЩУ оценку поведения гражданки Н.

4. Государство X объявило войну государству Y . Узнав об этом, группа молодых граждан государства X провела митинг протеста перед зданием своего парламента.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых граждан будет рассматриваться как девиантное.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых людей будет рассматриваться как нормальное.

5. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнул­ся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он не­правильно назвал имя классного руководителя, а в довер­шение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приве­дите один аргумент для обоснования своей точки зрения.

6. Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, прино­сят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступни­ков занимала умы человечества. Высказывались и выска­зываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому обще­ство не имеет права лишать преступника жизни, оно должно ис­купить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.

2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их без­наказанность способствует развращению слабых, а особенно несо­вершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись после­дующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступ­ника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.

Россия - огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»...

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.

В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде.

(Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадрия Ф.Д., Савченко И.П.,)

C 1.Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

C 2.На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

C 3.Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера

C 4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи;; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой. В одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью Традиционные семейные отношения не таковы.
Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л Туроу

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

СЗ. Почему традиционная патриархальная семья уходит в про­шлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществовед­ческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустри­ального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами.

Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не ста­новятся, как бы они ни были хороши и желательны...

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей­ствий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке...

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может...

Функция норм в обществе не сводится только к непосредст­венному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества...

(Ю.Г. Волков)

2.Назовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

3. Какие представления и действия никогда, по словам автора, не становятся нормами? Укажите три таких представления и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

4. Опираясь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общепринятых норм

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель­ная самостоятельность...

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день (несколько типов) семьи.

C 2. Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.С опорой на текст и обществоведческие знания назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.

Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно...

Характерная черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить...

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

Центральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение - это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак...

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 2.Опираясь на текст, укажите два способа вхождения индивида в этническую группу.

C 3. Какую характерную черту этнической группы называют авторы? При каких условиях ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Назовите два условия.

С4.Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы. Какая норма Конституции РФ позволяет человеку защитить себя от дискриминации по этническому признаку?

Девиантное поведение

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества...

Общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой - как девиацию. ... Варьируется только степень социального осуждения деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и харак­теризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(Ю.Г. Волков)

1.Укажите два обстоятельства, которые, как считает автор, позволяют рассматривать девиантность как «относительное, оценочное понятие».

2. Укажите два признака поведения, которое по мнению автора, повсеместно считается девиантным.

3. Какие три основания выделения девиантных форм поведения указаны автором? Какие другие основания вам известны из обществоведческого курса? Укажите любые два.

4. Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что «социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества».

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи­нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об­щества основных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос­мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен­ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов­ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но­сителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы­вание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массо­вой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще­ствования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформаль­ных» общественных движений - просветительских, экологических, пра­возащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворитель­ных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключени­ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де­мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави­стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче­ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило­софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по­рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

С 4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается опасность каждой из них.

Текст 1. Патриотизм

И.А. Ильин - отечественный философ.

«Патриотизм есть чувство любви к родине... Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию... невозможно. Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Любить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Настоящий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Любить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними».

Текст 2. Патриотизм и нация

А.И. Солженицын - русский писатель, публицист.

«Патриотизм - это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них...

Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье... Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее».

И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

1.И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

2. Чем данные суждения А.И. Солженицына о патриотизме дополняют предложенные суждения И.А. Ильина? Укажите два смысловых дополнения.

3.В последние годы в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания граждан. С опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направления такого воспитания и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.С опорой на знания обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние связи, которые, по мнению А.И. Солженицына, скрепляют нацию.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <.. .>

Все руководство домашним хозяйством было в руках <...> женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет <.. .> Весь скот и вся домашняя живность находились под ее присмотром. Под ее неусыпным надзором было все, связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Она отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве <.. .>

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <.. .> благоразумно не участвовали в них.

(По В. И. Белову)

3. К какому типу можно отнести описанную в тексте семью? Укажите два

признака, по которым вы это определили.

4.Какие две функции семьи описывает писатель? Опираясь на текст, аргументируйте свой ответ. Укажите одну любую неупомянутую функцию семьи.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации. Она оказывает серьезное влияние на процессы объединения людей, представляющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейся массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно Интернета. Но существует и другая тенденция - тенденция национального обособления. Американский исследователь С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств <.. .>

Какие же это государства, которым предсказывается столь печальная участь? Конечно, каждому приходят на ум регионы и страны Азии, где межэтнические конфликты не утихают десятилетиями <.. .>

Ирландия - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией Англии - слишком много накопилось в памяти жителей «зеленого» острова за прошедшее столетие <...> Пока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: «Атеист», настаивать: «Какой атеист, католический или протестантский?», никакие переговоры не принесут мира в Ольстер, так же как ирландцы не согласятся, что это Ольстер - а не часть Ирландии (пусть пока и оторванная от страны Святого Патрика).

Традиционно считается, что Италия, в общем-то, моноэтничная страна. Исследование, проведенное Европарламентом, показало, что из 28 языков национальных меньшинств в рамках Европейского Союза 13 приходится на Италию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидения считается то, что «почти все итальянцы понимают по-итальянски и почти вся молодежь говорит на нем». Но главная проблема современной Италии - это национализм экономический, т.е. противоречия между динамически развивающимся Севером и отсталым Югом. Конфликт этот все более обостряется с каждым градусом к северу, становясь все более непримиримым со стороны северян по отношению к южанам.

  • VIII. ПОПЫТКИ УПРОСТИТЬ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ II ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ВТОРОЙ отборочный тур к кубку россии 2015
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Лично-командное первенство россии по троеборью среди юношей и юниоров Спортмероприятие ЕКП 25128

  • 1.1 Феноменология девиантного поведения

    Оформление проблемы девиации как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках психологии, а в социальных и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких зарубежных и отечественных авторов, как С.А. Беличевой, Б.С. Братуся, М. Вебера, Л.С. Выготского, Э. Дюркгейма, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, А. Коэна, Д.И. Фельдштейна, Э. Фромма, С.Т. Шацкого, и других.

    У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, под аномией он понимал «состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками» . Выходит, что автор говорил о социальной дезорганизации общества. Дальнейшие разработки зарубежных исследователей в области отклоняющегося поведения опирались на труды Э. Дюркгейма, например, Р.К. Мертон, И. Гофман.

    В России психология девиантного поведения не имеет основательного теоретического и эмпирического опыта, в отличие от положения проблемы зарубежом. Тем не менее, ни у отечественных, ни у зарубежных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Многие исследователи как синонимы употребляют термины «отклоняющееся поведение», «делинквентное», «аддиктивное», «ассоциативное», «дезадаптированное», «агрессивное», «акцентуированное», «конфликтное», что еще более запутывает определение этого понятия.

    Одни ученые говорят, что речь здесь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм и этой точки зрения придерживается Б.А. Урванцев, подчеркивая тяжесть последствий для человека неодобрения общества - непонимание, отвержение, изоляцию, лечение. Другие обращают внимание исключительно на правовую сторону проблемы: предлагают включать в это понятие только нарушение правовых норм или различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголь…) Среди этой группы ученых - А. Коэн . Есть мнение, что в понятие отклонения поведения необходимо включать социальное творчество.

    Но не только определение понятия вызывает интерес. Ученые пытаются объяснить истоки отклонения в поведении. Такие объяснения можно разделить на группы»

    1) типы поведения определяются биологическим складом людей (Ч. Ломборзо);

    2) девиантное поведение связано с особенностями строения тела (Э. Крэчмер, Х. Шелдон);

    3) отклонения определяются «патологиями», «слабоумием» (З. Фрейд);

    4) конфликт между нормами культуры (Миллер).

    При этом считаем необходимым отметить вслед за Ю.А. Клейбергом, что девиантное поведение возникает у человека в процессе коммуникации его с другими людьми, то есть мы «учимся» девиантному поведению у общества.

    Интеграция рассмотренных выше определений и предпосылок формирования девиантного поведения происходит в книге Е.В. Змановской «Девиантология», где автор выделяет критерии нормы поведения. Критерии показывают междисциплинарный и дискуссионный характер девиантного поведения, так как в них учтено многообразие точек рассмотрения этого понятия.

    Статистический критерий отмечает, что «нормально все, что встречается часто, то есть не реже чем в 50% случаев».

    Психопатический критерий связывает девиантное поведение с акцентуациями характера, однако отмечается, что поведение многих людей с акцентуированным характером не является девиантным. по мнению К. Леонгарда, в развитых странах около 50% населения относятся к акцентуированным личностям . Социально-нормативный критерий отмечает определяющее значение общественных норм в проблеме девиантного поведения. В результате нарушения норм поведения возможны проявления социальной дезадаптации личности, при которых имеют место расхлждения между реальным социальным статусом человека и его индивидуальным осознанием.

    И, наконец, индивидуально-психологический критерий обращает внимание на самореализацию личностного потенциала каждого человека, неповторимого, а потому чем-либо отличающегося от заданных стандартов.

    Попробуем вывести определение девиантного поведения для данной работы, включив в него наиболее важные, на наш взгляд, характеристики, опираясь на точки зрения таких ученых, как Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, Ю.А. Клейберга и Е.В. Змановскую.

    Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

    Таким образом, выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

    1) нарушение общепринятых социальных норм;

    2) повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

    3) общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

    4) возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

    5) причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

    6) потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

    Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

    Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Следовательно, своего пика достигает интеллектуальное развитие детей в этом возрасте. Немов Р.С. говорит, что немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - учителями и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения . С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. отсюда вытекают внешние проявления дезадаптации ребенка к новой среде - девиантное поведение. Значительная часть учащихся начальной школы характеризуется «неспособностью к полноценной саморегуляции» (Р.С. Немов), что выражается в недостаточной контролируемости психических процессов и чувств. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка. Виды девиаций младших школьников будут подробно раскрыты в пункте «Ранние признаки девиантного поведения», так как девиантное поведение как таковое в данном возрасте не формируется, а «накапливает потенциал» для развития.

    Алкоголизм и девиантное поведение

    С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества...

    Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

    Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся Существует много определений этому понятию. И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы...

    Влияние характера на девиантное поведение

    Волевая сфера подростков с девиантным поведением

    Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения...

    Девиантное поведение

    В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои...

    Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании...

    Исследование девиантного поведения у старших подростков

    Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами...

    Наркомания как форма девиантного поведения подростков

    Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки...

    Нарушение пишевого поведения

    Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation -- отклонение) -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим...

    Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

    Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников...

    Психогенетика девиантного и ассоциативного поведения

    В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое...

    Психологическое сопровождение подростков склонных к девиантному поведению

    Девиантным (отклоняющимся) поведением, как правило, называют поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм и правил ...

    Работа социального педагога с девиантными подростками

    "Переходный", "трудный", "критический возраст"… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости...

    Формы девиантного поведения подростков

    Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом...

    Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступ­ки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

    В социологии под этим термином чаще всего понима­ют различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, ал­коголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышен­ный риск совершить самоубийство). По определению аме­риканского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм соци­альной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, ис­правление или другое наказание.

    Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, под­падающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относи­тельно, ибо имеет отношение к моральным нормам дан­ной группы, а делинквентное - абсолютно, так как на­рушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

    Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллектив­ную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать необдуманные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

    Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предме­том социологии и социальной психологии.

    Существует немало социологических теорий девиант­ного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое деви­антное поведение вызывается состоянием общества, т.е. распадом существующей системы соци­альных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятель­ность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение и кризисные периоды, когда прежняя ценностно-норматив­ная система разрушается, а новая еще не сложилась. В ре­зультате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.


    Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рас­согласование между общественно значимыми целями и за­конными средствами их достижения. На основании соотно­шения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:

    «инновация» (принятие социально одобряемых целей, по отрицание законных средств их достижения);

    «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми сред­ствами);

    «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бег­ство от действительности»);

    бунт (отказ от существующих целей и средств с од­новременной заменой их новыми).

    В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переход­ного типа. Так, современное российское общество, по мне­нию некоторых социологов, обладает многими чертами, социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

    Среди современных социологических объяснений деви­антного поведения следует также отметить теорию «стиг­матизации» (от греч. stigma - клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не пове­дением или конкретным поступком, а групповой оцен­кой, применением другими людьми санкций в отноше­нии тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

    Сторонники этой теории выделяют первичную и вто­ричную девиацию. При первичной девиации индивид вре­мя от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «де­вианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обыч­ными людьми. Постепенно он и сам начинает себя счи­тать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвое­нию девиантной роли и формированию девиантной иден­тичности.

    Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акценти­руют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связываю­щие поведение с биологическими особенностями личнос­ти, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологи­ческих концепций девиантного поведения, согласно кото­рым нарушение норм - это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

    Такое разнообразие исследовательских подходов свиде­тельствует о том, что появление и распространение девиант­ного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

    По мнению специалистов, существование в современ­ном обществе у части людей девиантного поведения неиз­бежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры соци­ального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., тре­буют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, теле­фонов доверия и т.д.

    1

    Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного (отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста. Девиантное поведение как определенный конструкт изу­чалось разными научными направлениями и школами в аспекте различных понятий, таких, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок», которые также рассматриватся автором в данной статье. На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов автор дает свое определение понятию «девиантное поведение».

    социальная норма

    девиация (отклонение)

    патология

    поведение

    девиантное поведение

    1. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т 2007. – 194 с.

    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

    3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

    4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост.: В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 352 с.

    5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

    6. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

    7. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

    8. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коорд. Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488 с.

    9. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

    Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.

    Большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

    Организация и осуществление профилактики девиантного поведения детей предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».

    Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специ-фику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

    С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

    И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.

    По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

    Точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского разделяет С.А. Беличева, которая отмечает, что девиантным (отклоняющимся) поведением называется поведение (социальные отклонения), противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

    По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям .

    Врач-психиатр А.Г. Коняхин, а также педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации .

    По мнению А.И. Ложкина, отклоняющееся (девиантное) поведение - это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

    В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении.

    В исследованиях Н.С. Солдатова отклоняющееся (девиантное) поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

    Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Исследователь подчеркивает то обстоятельство, что девиантное (отклоняющееся) поведение личности - это поведение, деструктирующее или разрушающее межличностные взаимодействия, сложившиеся в ходе оптимального течения совместной деятельности, результат которой полезен и ценен для группы в целом.

    В.Т. Кондрашенко и С.А. Игумнов обозначают девиантное, или отклоняющееся, поведение следующим образом: «отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».

    Ю.А. Клейберг, а также Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева характеризуют девиантное (отклоняющееся) поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу. При этом Ю.А. Клейберг отмечает, что девиантные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении.

    Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение - это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.

    Кроме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.

    Таким образом, сущность девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

    Так, в философской литературе девиантное поведение в большинстве случаев рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества .

    С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию .

    В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .

    Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) .

    Представленное дисциплинарное разграничение относительно.

    Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка - deviation означает «отклоняющийся от дороги». Эти понятия многими учеными, как это было показано выше, рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

    Согласно вышесказанному исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок». Подробнее остановимся на рассмотрении данных понятий.

    Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация традиционно соотносится с понятием «норма», «социальная норма».

    В словаре русского языка С.И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» .

    В русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной норма - это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило».

    С точки зрения педагогики норма (поведения) - это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию .

    По мнению В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Следовательно, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет.

    Социальная (групповая) норма В.М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которых является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность .

    В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «социальные нормы» - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия .

    В аспекте толкования данного понятия Ю.А. Клейберг обращает внимание на то, что социальная норма им понимается как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности .

    Л.В. Мардахаев девиацию характеризует как «отклонение от нормального положения, строения» , а Ю.Ю. Комлев и Н.Х. Сафиуллин - как «акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм».

    В Толковом словаре русского языка понятие «отклонение» - это «несовпадение, нарушение» .

    Социальные отклонения, как подчеркивает В.Н. Кудрявцев, это «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях». Отклонение от нормы называется социальным, прежде всего потому, что социальной является и сама норма.

    Итак, понятия «норма» и «отклонение» (девиация) следует рассматривать как взаимозависимые и взаимообусловленные категории. Норма и отклонение всегда подразумевают друг друга, одно без другого не может существовать. Известно, что отклонение без наличия соответствующей нормы невозможно выявить, а норму без отклонения невозможно обозначить и установить.

    Следующее понятие, которое имеет определенное значение в контексте изучения девиантного поведения, - «патология».

    В Русском толковом словаре патология представлена как «болезненное отклонение от нормы» , а в Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада патология трактуется как учение о сущности, причинах и симптомах болезней .

    В Социологическом энциклопедическом словаре выделяется понятие «патология социальная», обозначающее:

    1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.);

    2) различные заболевания, сопровождающие развитие социального организма и ослабляющие его функционирование .

    В первом случае дефиниция понятия «патология социальная» совпадает с толкованием сущности девиантного поведения, о чем свидетельствует тот факт, что рассматриваемые понятия в данном литературном источнике отождествляются.

    Кроме того, на основе анализа научной литературы было установлено, что «патология» является преимущественно медицинской категорией, а не педагогической.

    При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий, как «поведение», «поступок», «проступок».

    Поведение - это «характер поступков, действий» . Поступок и проступок являются единицами поведения. Поступок, в свою очередь, - это «совершенное кем-нибудь действие» . Соответственно, проступок - это «поступок, являющийся нарушением каких-нибудь норм, правил поведения» .

    С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах .

    Определенным образом В.М. Полонский рассматривает поступок как сознательное действие или бездействие, позицию, высказанную в словах, действие, направленное на преодоление физических препятствий или поиск истины, в котором человек утверждает себя как личность в своем отношении к группе, обществу, самому себе .

    Проступок, по мнению Е.С. Рапацевича, − это действие, нарушающее нравственные и правовые нормы, наказуемое общественным осуждением или штрафом . Следовательно, проступок - это своеобразная форма проявления девиации, так как в основе его определяющим является также нарушение соответствующих норм.

    Таким образом, изучение ключевых категорий, составляющих содержание понятия девиантного поведения, указывает на его специфику, проявляющуюся в различных классификациях, подходах, характеристиках девиантного поведения.

    На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» можно интерпретировать как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

    Рецензенты:

    Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

    Поздняк С.Н., д.п.н., профессор кафедры и экономической географии и МОГ Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

    Работа поступила в редакцию 14.11.2012.

    Библиографическая ссылка

    Ларионова C.O. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 24.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок