Катастрофа храма гроба господня, кувуклия и благодатный огонь реставрации. Кувуклия в храме гроба господня

Если Христос воскрес из мертвых, когда же Он умер? И тогда где Его могила? Мы расскажем, что такое могила Иисуса Христа, храм Гроба Господня и каковы традиции, связанные с ними.

Могила Иисуса Христа и Гроб Господень - что это?

Благодаря современной библейской археологии, документальным фильмам многие люди заинтересовались земной жизнью Господа, древнехристианскими временами, жизнью апостолов. Люди, знающие о Церкви, о Христе немного, интересуются: если Он воскрес из мертвых, когда же Он умер? И тогда где Его могила?
Мы расскажем, что такое могила Иисуса Христа, храм Гроба Господня и каковы традиции, связанные с ними.



Жизнь Иисуса Христа - смерть и Воскресение в Священном Писании

В действительности, и все христианские конфессии, и научное сообщество считают, что тело Господа покоилось три дня на том месте, где его положили Иосиф Аримафейский и Никодим, ученики. Именно это место и называется могилой Иисуса.
Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.


Накануне смерти Господь созвал учеников на Тайную Вечерю. Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин - последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.


Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа - Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение - были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.


За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми - как никогда раньше - и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком - Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.


Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.


Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.


В этот момент к Нему и подошел Иуда со стражниками, указав им на Господа. Затем Христос был осужден Пилатом по требованию тех же людей, которые недавно любили и приветствовали Его. В день Входа господня в Иерусалим, за несколько дней до суда и Распятия, Он въехал в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями - но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» - потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу.


И после осуждения на смерть Господь был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.


Когда же Господь испустил дух, ученики - не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим - попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия - они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Во всех Евангелиях рассказывается, что святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» - поняв, что перед ней Христос.


Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.


На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.


Этот день, Вознесения Господня, празднуется и сегодня на 40-й день после Пасхи, Воскресения Христова.



Погребение у иудеев - как был создан Гроб Господень

Именно потому, что Христос вознесся на небо, о чем говорят все евангелисты, на Земле нет могилы - то есть места, где лежит Его земное тело. Он пребывает на Небе в обоженной (то есть просиявшей благодаря благодати и силе) человеческой плоти. Однако христиане глубоко почитают Гроб Господень, который иногда называется могилой Иисуса - то есть место в саду Никодим, где пребывало тело Господа после крестной смерти.


По традициям иудейского погребения Иосиф и Никодим обернули тело Христа тканью, пропитанной благовониями, и оставили в каменном склепе, высеченном в виде пещеры. Вход в него был закрыт огромным валуном, а затем по просьбе фарисеев Понтий Пилат послал стражников, чтобы они опечатали склеп и охраняли его.


Каждый богатый человек в Иудее имел собственный склеп - обычно семейный. Он представлял собой пещеру, выдолбленную в скале (поскольку Иерусалим находится в гористой местности), где в нишах на каменных ложах лежали покойники ногами на восток (там обычно располагался и вход). То есть гроб представлял собой пещеру в пещере. В свою очередь, покойника не клали в деревянный гроб, а заворачивали в погребальные пелены - чистые и зачастую дорогие ткани, помазывая благовониями (миром), как бы бальзамируя.



Археологи в поисках потерянной могилы Иисуса Христа

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.


Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы - святые люди по свидетельствам многих - не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.


Популярны, однако, как мы доказали, не имеют под собой почвы, следующие версии «могилы Иисуса»:


    Пещера Святого Семейства - могила Христа и членов Его семьи. Знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон представил миру один из найденных под Иерусалимом семейных склепов как место захоронения Христа (Который, по версии режиссера, остался на Земле и умер обычной смертью), Марии Магдалины как Его жены и их детей. Ясно, что это кощунственный миф, созданный с коммерческой целью.


    Истинная Голгофа - пещера, созданная во времена земной жизни Господа в результате добычи камня, окруженная полями и близкая к Голгофе. Эту пещеру обнаружил в конце 19 века некий Чарльз Гордон, и представил ее как новый Гроб Господень, бывшее захоронение Христа. Доказательств этому также не существует.


    Могила в Японии, в поселке Синго - место, активно интересующее туристов. По версии местных туристических агентов, в начале прошлого века здесь были найдены древние документы (хотя в Японии очень бережно относятся к подобным вещам и вряд ли важные исторические документы могли быть утеряны), по которым Христос даже не был распят на Голгофе, а приехал в Японию, где уже бывал ранее, женился на японке и скончался в Синго. Эта версия напоминает гипотетическую счастливую жизнь Джона Леннона. Доказательств этому нет, кроме некой местной традиции рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля. Однако эта версия могла появиться как раз в начале прошлого века благодаря святителю Николая Японскому - реальному человеку, основателю Японской православной Церкви, приехавшему по благословению Священного Синода из России для проповеди на землях Японии. Святитель совершил много чудес, его почитают в Японии по сей день, а вот о Синго в его трудах ничего не сказано.


    Индия - место захоронения тела Христа, по версии местных легенд оно лежит в склепе Рауза Бал. Как и японцы, индийцы говорят, что Христос спасся от Распятия и под другим именем жил в Индии до старости. Здесь показывают отпечаток израненных ступней похороненного в пещере человека. Однако почему за долгие годы раны на ступнях не заросли - неясно. Да и то, что Христос «выжил» после Голгофы противоречит самой Его миссии, о которой Он говорил, что Ему надлежит умереть за людей.



Гроб Господень в Иерусалиме

И по свидетельствам апостолов, и по исследованиям современных ученых храм Гроба Господня в Иерусалиме - то самое место, где почивало тело Христа до Воскресения.


  • Во время земной жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;

  • Долгое время храм Гроба Господня окружали обширные сады;

  • Пещера имеет характерные для погребальных склепов того времени следы инструментов;

  • Рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями, то есть кладбище.

Таким образом, признаки захоронения тела Христова в Гробе Господнем совпадают с описанными в Евангелии ориентирами.


Над самим местом стоит часовня-Кувуклия и лежит мраморная плита с крестом - ложе размером 2х0,8 метра. Место почитания тела Христова впервые было торжественно обозначено святым равноапостольным Константином Великим.


Известно, что в первые века по Рождении Христовом - их еще называют первохристианскими временами - многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное - в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть - только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.


Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого - царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.


Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов - орудий казни - на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.


На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. Приняв христианство в 325-м году, Константин Великий вместе с матерью велел построить над пещерой, о которой христиане говорили, что именно в ней лежало тело Христа, красивейший храм, чтобы увековечить место.


В течение долгих веков храм несколько раз частично разрушался и отстраивался. вновь. После завоевания крестоносцами Палестины на древних руинах, без разрушения святыни, был возведен новый храм. В 19 веке он горел, а затем был отреставрирован.


Сегодня храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из христианских конфессий (католики, православные, протестанты, армяне, копты) имеет свою часть храма и определенное время для совершения богослужений.


Подземная часовня, то есть пещера с каменным ложем - Кувуклия - находится в центре храма. Сама ниша погребения закрыта мраморной плитой с древности - многие паломники старались увезти с собой частичку Гроба Господня, и святыня разрушалась.



Вскрытие Гроба Господня - могилы Иисуса Христа

27 октября 2016 года археологи впервые в истории сняли мраморную плиту, установленную в Кувуклии над Гробом Господним, то есть местом Его захоронения. Мероприятие прошло в рамках реставрации, которая ведётся в храме Воскресения Христова - Гроба Господня.


Руководитель группы учёных Фредрик Хиберт сказал, что под мраморной плитой обнаружилась вторая плита 12 века, а ниже - известняк, оригинальная поверхность, на которую, по преданию, и было положено тело Господа Иисуса Христа.



Благодатный огонь в храме Гроба Господня

Чудо схождения Благодатного огня на Святой Земле происходит в Кувуклии в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его - самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.


Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света - от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм - здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.


Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.


В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру. Эти факелы состоят из нескольких свечей, называемых Иерусалимскими. Каждая свеча не просто атрибут богослужения - это символ души, горящей пламенем веры и любви к Богу, знак пламенеющий перед Богом молитвы. Многие православные христиане ставят свечу после молитвы, уже не задумываясь о ее символике. Между тем, сама свеча призывает нас к размышлениям о себе и своей душе. Нужно стоять перед Богом, словно свеча, с таким же, как пламя, светлым и горячим сердцем - по крайней мере, стремясь к этому.


Иерусалимская же свеча - духовный дар, и хранится она вместе с домашними святынями. Ее традиционно зажигают в некоторые дни, не во все и по особым поводам.


Есть два вида Иерусалимских свечей


  • Факел, сложенный из 33 свечей, по количеству прожитых Иисусом Христом земных лет; они или связаны нитью, или частично сплавлены между собой. Основной цвет факела - белый, красный, зеленый или желтый, он украшен маленькой иконой Христа и разноцветными полосами.

  • Разноцветные одиночные свечи черного, красного, зеленого, желтого, белого, голубого и фиолетового цветов с длинными фитильками-петлями.

Их следует отличать от подделок - например, по пчелиному воску, из которого они приготовлены.



Как молиться с Иерусалимскими свечами

Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»


Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:


«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».



«Видя Воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единственному Безгрешному! Кресту Твоему, поклоняемся, Господи Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и прославляем! Ты - Бог наш, кроме Тебя других богов не имеем, Имя Твое возвеличиваем! Придите, все верующие люди, поклонимся Святому Христову Воскресению - ведь пришла через Крест Христов радость всему миру! Всегда благословляя Господа, воспеваем Воскресение Его ведь Он Сам распятие претерпел и смертью смерть победил!»


Молятся Господу особо усердно, зажигая Иерусалимские свечи. Обращение к Самому Богу - важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю с Иерусалимскими свечами в любой момент жизни:


  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,

  • Молитесь в опасности,

  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,

  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,

  • прося Господа о помощи в любых бедах и скорбях,

  • молясь об исцелении в болезни,

  • обращаясь к Нему во внезапной опасности,

  • когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,

  • благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Также есть особые традиции, связанные с Иерусалимскими свечами, по их благоговейному возжиганию и использованию в праздники.


Да хранит вас Господь наш Иисус Христос Своей благодатью!


Гроб Господень (Святой Гроб Господень) – так называют пещеру, в которой после распятия был погребен Иисус Христос. Во всем христианском мире это место почитается как величайшая святыня. Святой Гроб находится в Иерусалиме, столице современного Израиля. Реликвия скрыта под величественным храмовым комплексом Гроба Господня, также известным как храм Воскресения Христова. За долгую историю храм не раз разрушали, а доступ к Гробу Господню перекрывался многочисленными завоевателями-иноверцами.

В наши дни каждый христианин может приехать в Иерусалим и поклониться святыне.

Святой Гроб

Гроб Господень находится под храмом его имени. По древней традиции, пришедшей к ранним христианам из иудаизма, гробница высечена в скале, и изначально представляла собой пещеру. Сейчас сохранилась лишь часть изначальной пещеры, а вокруг самого гроба выстроена Кувуклия (подземная часовня).

Реликвия являет собой массивное каменное ложе, на которое некогда возложили тело Христа. Святой Гроб был сильно поврежден древними паломниками, и чтобы защитить реликвию от разрушения, её запечатали мраморной плитой. Последний раз мраморная плита менялась в 1555 году. В 2016 году плиту сняли, чтобы провести археологическое исследование Святого Гроба.

Для Храма Воскресения Христова гробница – это главный алтарь. Хотя на территории храма действуют шесть церквей, только греко-Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви проводят богослужения у Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня – важный религиозный центр и храмовый комплекс. Его территорию делят между собой шесть христианских церквей: Греческая, Коптская, Сирийская и Эфиопская православные церкви, а также Католическая и Армянская апостольская. Вот лишь некоторые из множества храмов и часовен, расположенных на территории комплекса:

  • часовня Гроба Господня (Кулуквия), где расположен Святой Гроб;
  • Кафоликон, центральный Храм Воскресения Господня, кафедральный собор Иерусалимского патриархата;
  • церковь Голгофы, расположенная на месте распятия Христа;
  • вторая Голгофа, один из храмов Армянской апостольской церкви;
  • придел святого Никодима, где находятся гробницы Иосифа Арифамейского и Никодима;
  • церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии;
  • подземная церковь святой Елены;
  • католическая церковь Обретения Креста;
  • часовня святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников;
  • церковь Сорока Севастийских мучеников;
  • церковь Жен-Мироносиц;
  • церковь святого Иакова, брата Господня;
  • домовая церковь равноапостольных Константина и Елены.

История Гроба Господня

Гроб Господень в Священном Писании

Священное Писание многократно упоминает Гроб Господень в четвероевангелии. Апостолы-евангелисты описывают как тело Иисуса Христа сняли с креста и отнесли на каменное ложе в пещере. Евангелие гласит, что на третий день к пещере пришли жены-мироносицы, чтобы помазать тело перед погребением. Закрывавший пещеру камень чудесным образом отворился, и мироносицам явился Ангел, провозгласивший Воскресение Христа. Апостолы Иоанн и Петр посетили гробницу и засвидетельствовали, что тела Христа внутри нет.

Местонахождение Гроба Господня

В течение нескольких веков место погребения Христа считалось утерянным. Римский император Константин Великий, утвердивший христианство в качестве государственной религии Римской империи, организовал поиски Гроба Господня.

Блаженная Елена, мать императора, отправилась в Святую землю с целью найти христианские реликвии. Согласно сохранившимся свидетельствам, равноапостольная Елена обнаружила на месте Гроба Господня языческий храм. Его разрушили, а на его месте построили часовню и храм Воскресения Христова.

Храм Гроба Господня в Средние века

Гроб Господень ждала непростая судьба.

В 614 году персидский шахиншах Хосров II из империи Сасанидов уничтожил храм, но в 630 году святыню восстановили по приказу византийского императора Ираклия I. Вскоре после этого Иерусалим попал под власть мусульман. Завоеватели сохранили храм и позволили христианам молиться в нем. В период с VII по X век храм пострадал от нескольких землетрясений и пожаров.

В 1009 году храм Гроба Господня сравняли с землей по приказу халифа Аль-Хакима, известного своими гонениями против христиан. Разрушения затронули не только сам храм, но и часть пещеры. Сын Аль-Хакима, новый халиф фатимидов аз-Захир, оказался более терпим к христианам, и по соглашению с византийским императором Константином IX Мономахом храм был восстановлен. Вскоре паломники вновь смогли посещать святое место. Они свидетельствуют, что храм был одним из немногих восстановленных зданий в разрушенном городе.

Войны за Гроб Господень

Преследования христиан в Святой Земле и разрушение храма Гроба Господня послужили идеологическим обоснованием крестовых походов. В период с 1099 по 1244 год за Иерусалим и Гроб Господень велись многочисленные войны, которые сильно обострили противоречия между христианами и мусульманами.

За два с половиной века контроль над Иерусалимом и Гробом Господнем неоднократно переходил из рук в руки. В этот период храм раз за разом страдал от разрушений, а затем восстанавливался. Это продолжалось вплоть до 1244 года, когда крестоносцы окончательно потеряли власть над Иерусалимом, которая перешла к Хорезму.

Гроб Господень во власти османов

В 1517 году Иерусалим захватили турки-османы. Султан Сулейман I Великолепный вложил много усилий в восстановление разрушенного многочисленными войнами города, и в том числе храма Гроба Господня. Османские завоеватели были более веротерпимы, чем прошлые властители города, поэтому при их правлении разрушения были редки. После того как в 1555 году храм был вновь открыт, и к Гробу Господню вновь потянулись паломники. В 1808 году храм был в последний раз разрушен пожаром, но был восстановлен в 1809-1810 гг.

Святой Гроб в наши дни

С 1810 года храм остается в целости. О нем заботились христиане Иерусалима и всего мира. В наши дни храм Гроба Господня, хранящий великую святыню, является важнейшим религиозным центром. Он регулярно реставрируется усилиями шести христианских церквей. Последние масштабные работы по реставрации храма проведены в 2016 году.

Открытие Гроба Господня

В октябре 2016 года археологи впервые за 460 лет вскрыли Гроб Господень и получили доступ к мраморному саркофагу, установленному в 1555 году. Исследование проводила международная группа экспертов в сотрудничестве со священнослужителями храма.

Под мраморной плитой, закрывавшей реликвию, археологи обнаружили большую груду каменных обломков, под которой обнаружили еще одну плиту, установленную крестоносцами. Под ней взорам ученых предстал сам Гроб Господень – прекрасно сохранившееся каменное ложе, на котором две тысячи лет назад покоилось тело Христа.

Исследователи не готовы с абсолютной уверенностью подтвердить, что открытый Гроб Господень – это подлинное место упокоения Христа. Но все сходятся в том, что нет другого места, которое бы столь же точно соответствовало дошедшим до нас описаниям гробницы. Поэтому подлинность Святого Гроба не ставится под сомнение.

Возможно, вам будет интересно:

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня) в Иерусалиме

«Что вы ищите Живого среди мертвых? Христос Воскрес!»


Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.


Храм возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Вместе с храмом Рождества Христова в Вифлиеме - главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара 1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.



Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.



Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания - православное, римо-католическое, антихалкидонское. Во избежание недоразумений общества соблюдают порядок служб, территориальные границы, существующие с 1757 года. Камень помазания находится в общем владении. Хранителями ключей храма является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе.

Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства.








Главный вход


Фасад храма - образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения (сейчас находятся в музее Рокфеллера в Иерусалиме).





Слева от входа находится колонна Святого Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года от сошедшего Благодатного Огня.


В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей , иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный паракклесион преподобной Марии Египетской.


Голгофа


Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.







Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.




Южный придел церкви Голгофы - Пригвождения ко Кресту - принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани) поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя.



Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания , покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Снятие Господа с Креста изображено на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).






Часовня Гроба Господня, или Кувуклия , стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию - невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.






Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.




Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах - овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».



Пещера Гроба Господня - небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии - греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.


В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.




Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде , делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.


Триумфальная арка


Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих !» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав - России и Греции.


Храм Воскресения Господня (Кафоликон)


Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.





Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли».




В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божьей Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Над иконостасом - галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками).




Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата.

Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

В комплекс подземных храмов входит церковь Святой Елены, Церковь Обретенья Креста, часовня святого Вардана Полководца.




Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня (арх. Журден). Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.




Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников , являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.


Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц , без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине.


Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, которая является приходской для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери.


Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. Одна из древних икон храма - Иорданская икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной.



Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь , главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.


Алтарь монастырской церкви Двенадцати апостолов , по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов. На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы.


К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположена коптская церковь архангела Михаила , на верхнем - эфиопская церковь Тетраморфа.


В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания - подворье Гефсиманского Успенского монастыря. Здесь хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница - произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.



По материалам Православной энциклопедии, википедии, фото http://www.jerusalemshots.com






Нет сомнений, что храм Гроба Господня — одна из важнейших святынь, которая находится на территории Израиля. Сегодня множество паломников не упускают того момента, чтобы посетить данную достопримечательность. Стоит сказать, что это то место, где закончилась жизнь Христа, а также именно здесь произошли последующие события, после его казни. Именно этот храм является центром паломничества и одной из красивейших и важнейших святынь в истории человечества.

Если рассмотреть храм Гроба Господня более подробно, то следует уделить должное внимание Кувуклии, именно она является одним из украшений данного храма. Сама по себе Кувуклия представляет собой небольшую часовню, которая очень красиво отделана мрамором.

Расположение в храме

Камень помазания в Храме Гроба Господня

Необходимо сразу сказать, что храм представляет собой довольно обширное сооружение, в состав которого входит около сорока зданий. Конечно же, большой помощью при ориентации в данной местности будет карта или план, которые помогут увидеть, что находится в Кувуклии и быстро найти необходимое сооружение. Кстати, при входе в Кувуклию, по обеим сторонам стоят красивейшие подсвечники и лампады, а на стенах вывешены старинные иконы, которые имеют необычайную ценность. Если рассмотреть все более тщательно, то можно заметить, что в данный комплекс входят:

  • ротонда, на территории которой размещена Кувуклия;
  • Голгофа;
  • древний храм Кафоликон;
  • подземный храм Приобретения Животворящего Креста;
  • церкви;
  • часовни.

Сама же Кувуклия храма Гроба Господня фото которой размещено в любом туристическом справочнике, состоит из двух помещений, это храм Гроба Господня и помещение, которое имеет название Придел Ангела.

В одной из частей Кувуклии находится Гроб Господний, так называется отдельное помещение, где находится соответствующий экспонат. Именно в этом помещении по религиозным данным находится место захоронения Христа. Оно представляет собой каменное ложе, накрытое белой мраморной плитой, которое находится с правой стороны от входа. По религиозным данным, на этом месте произошло воскресение Иисуса Христа после распятия. Кстати, по размерам данное помещение не такое уж и большое, по словам очевидцев, оно может поместить всего несколько человек.

Важно! Внутри Кувуклии именно Гроб Господень представляет собой основной алтарь храма Воскресения Христова, а желающих попасть сюда просто неимоверное количество.

Кувуклия

Внутри Кувуклии также располагается Придел Ангела, данное здание имеет более развернутые масштабы, и размещается с восточной стороны. Считается, что Ангел, который сидел именно на этом камне, возвестил о воскресении Христа. Именно часть этого камня вложена в постамент, разместившийся в середине придела. Кстати, в данном помещении существуют два отверстия, которые используются для передачи Благодатного огня. Огонь через одно отверстие христианам передает Патриарх, а через другое — священнослужитель передает его армянам. Между собой, эти два помещения, которые относятся к часовне, соединяются с помощью очень низкой арки.

Исторические факты

Место погребения Христа почитается с давних времен, можно сказать, что еще самые первые христиане считали это место святейшим. Еще при постройке огромной церкви Константином I, его мать Елена провела раскопки, с помощью которых удалось раздобыть Гроб Господень, гвозди и три креста.

Кувуклия на всех фото представлена в прекраснейшем виде, но мало кто знает, что старое сооружение погибло в пожаре, который случился в 1808 году. Уже в 1810 году была сооружена новая конструкция, которая сохраняет свой вид до настоящего времени. При возобновлении здания были взяты в основу параметры кувуклии, которая находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. К сожалению, в 1927 году вследствие землетрясения состояние конструкции было подпорчено. Данное событие привело к тому, что здание пришлось укрепить по боковым стенам с помощью балок. Таким образом, сегодня есть возможность у паломников всего мира почитать данную достопримечательность.

Существующие части

Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:

  • католическая церковь;
  • греко-православная;
  • эфиопская;
  • сирийская;
  • антихалкидонская армянская;
  • коптская.

Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:

  • православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
  • римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
  • к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.

Особенности Кувуклии

Кувуклия храма Гроба Господня имеет свою особенность, которая отличается красивейшими украшениями. Одним из них является русская резная серебряная сень, которая представлена в виде двенадцати икон со святыми апостолами.

В своей заключительной части цикла о Святой земле я хочу подробнее рассказать о Храме Гроба Господня (или Храме Воскресения Христова, его так тоже называют) и Храме Гроба Божией Матери.

Начну с Храма Гроба Господня.

3

И сразу же привлеку ваше внимание к деревянной лестнице на втором этаже этого Храма. Посмотрите на фото.

Ну, лестница и лестница, скажете вы. Но нет, непростая эта лестница...

Ее называют "Недвижимая лестница". Она стоит на карнизе, принадлежащем Греческой православной церкви, а приставлена к окну, которое принадлежит Армянской апостольской церкви.

Грустно, но эта деревянная лестница - своего рода символ межконфессиональных разногласий в христианстве.

Когда она на месте, означает "не двигать, не ремонтировать, не изменять ничего в храме". Без согласия всех 6-ти христианских конфессий, владеющих Храмом Гроба Господня.

Слава Богу, что договорились, наконец, и прошел совсем недавно ремонт кувуклии (часовни) с Гробом Господнем! Ведь плиту на Гробе не подымали 450 лет и не укрепляли скалу там, и ремонт в Храме Гроба Господня не проводился 200 лет!

Но я продолжу свой рассказ о Храме Гроба Господня.

Он включает в себя 40 строений, которые объединились под одной крышей. Вы только подумайте, как это здание огромно! Его строили в византийские времена свв. Елены и Константина, тогда он был еще больше.

В него входили и место обретения св. Еленой Животворящего Креста, и Голгофа, и сам Гроб Господень. Храм был построен в 325-м, а освящен в 335-м году и церковные службы в нем велись до 614-го года, до прихода персов.

Захватчики нанесли вред храму, но его быстро восстановили потом. В 637-м пришли другие захватчики в Иерусалим (Омар — ибн-Хаттаб со своим войском), но церковное здание устояло. Храм Гроба Господня не пострадал.

В европейские же страны постоянно шли из Иерусалима слухи противоположные, что арабы рушат все. Это было плохо. Это заставляло католиков думать о крестовых походах сюда, на Святые земли.

Когда крестоносцы завоевали эти земли, они и захватили большие наделы земли там. Стали строить свои католические монастыри, церкви, часовни.

В здании Храма Гроба Господня есть тоже католическая церковь. И греческая православная,

3


и христианские церкви — армянская, сирийская, эфиопская, коптская. Все они — под одной крышей одного огромного здания, в середине которого стоит кувуклия (часовня) Гроба Господня. Надо сказать, что мы видим сейчас, — это только часть того византийского храма, но и она просто огромнейшая.

У каждой из мною перечисленных здесь церквей есть там свои приделы и часы молитв, литургии на Гробе Господнем. Христианские литургии идут там так: в 1 ночи на Гробе служат православные, затем в 4 утра начинается христианская церковная служба апостольской церкви армян, моление для католиков на Гробе Господнем отведено с 6 утра до 9 утра. Все эти церкви объединяет Гроб Господень, на котором они все служат.

Теперь расскажу о самой кувуклии и Гробе Господнем.

Когда я была там, кувуклия выглядела так

2


После землетрясений (1837-й, 1927-й),а потом еще и в 1967-м во время Шестидневной войны израильский снаряд попал в купол кувуклии. Oна сильно пострадала. Но христианские конфессии никак не могли договориться, как будут делать ремонт кувуклии и кто возьмет на себя такую ответственную и большую работу. Договаривались, договаривались да так и не договорились.

Скрепили кувуклию специальными металлическими огромными скрепами — обручами после землетрясения во времена британского владычества и все. Такой я ее и увидела.

Недавно прошел здесь ремонт. Деньги на ремонт дали все 6 конфессий, делящих между собой Храм Гроба Господня. Даже иорданский король Абдалла внес деньги на ремонт. Русские паломники и Россия тоже внесли свою лепту, как всегда, со времен Царской России. Ремонтные работы обошлись в несколько млн. долларов.

200 лет не было здесь ремонта. А мраморную плиту с Гроба не снимали 450 лет. Эту плиту положили для защиты камня.

При ремонте кувуклию очистили от наслоившейся многовековой копоти. С ложа Христа снимали розовую мраморную плиту,

1


потому что надо было укрепить скалу, в которой был вырублен Гроб. Скальный камень стал разрушаться. В щели там заливали специальный раствор, чтобы скрепить камень.

Кстати, теперь там можно через маленькое оконце напротив погребального ложа Иисусова увидеть эту скалу, в которой когда-то Иосиф Аримафейский вырубил гробницу для себя, но потом отдал ее для погребения Иисуса Христа.

Саму пещеру Гроба Господня во время ремонта расширили насколько можно было расширить. Почему ее расширили?

Еще в приснопамятные времена эту скалу обрезали, обтесали и возвели ее под кувуклию. Но даже в 11 веке вход в нее был такой низкий, что люди могли только ползком вползать ко Гробу Христа на коленях.

Когда сейчас туристы, да и некоторые паломники смотрят на теперешнюю кувуклию

1


то не могут понять, что общего у Иосифова вырубленного в скале погребального ложа, о котором говорится в Новом Заветe, и погребального ложа теперешнего, покрытого розовыми мраморными плитами. Это то же самое место, только оно обустроено и благоустроено.

Православный греческий храм Воскресения находится прямо напротив кувуклии с Гробом Господнем.

1


Позади кувуклии — придел коптов и сириян. Апостольская армянская церковь находится слева от кувуклии. Католическая церковь расположилась справа от кувуклии, сразу после греческой православной церкви. Так эти все христианские церкви и стоят там по кругу, а в середине — кувуклия (часовня) с Гробом Господним.

Православные совершают литургию внутри кувуклии на Гробе, а начинают ее в своей церкви и причащают людей тоже в своей церкви из нескольких Чаш. Православная литургия заканчивается в 3 часа утра. Верующие уносят с собой с Гроба Господня опаленные пучки свеч. По 33 в каждом пучке. Их зажигают от Благодатного Огня и тут же их гасят.

На всенощные службы ко Гробу Господню я ездила несчетное количество раз за 2 месяца моего пребывания в Иерусалиме. Мы с монахинями Елеонского монастыря выезжали после 12 ночи, вызывая такси, а возвращались в начале 4-го утра.

Я тут выше писала, что литургии в греческой православной церкви на Гробе Господнем начинаются в 1 ночи и идут до 3-х утра. Расписание православных литургий можно узнать отдельно. Там много служб. В разные дни и в разное время.

1



1



Несколько раз Господь сподобил меня причаститься прямо у Гроба Господня, у кувуклии. После исповеди и причастия на душе становится как-то легче, просторнее, нетесно. Надо очень хорошо чувствовать и знать, что на все — Воля Божия. И еще очень хорошо сказал Феофан Затворник — «будем постоянно помнить, что носим в себе Господа и тогда совесть наша не допустит ничего, что сможет Его оскорбить».

Хранители Гроба Господня — греки-монахи Святогробского братства (Иерусалимский Патриархат).

Тут хочу сказать, что в Храме Воскресения Христова есть греческая канцелярия. Из нее можно пройти в ризницу. Там хранится крест с частицей Животворящего Древа, на котором был распят Христос. Там же — много частиц мощей святых. Реликварий — самое большое в мире хранилище чудотворных святых мощей. Многие люди просто об этом не знают.

Поднявшись наверх, пройти немного до места, где была вот такая икона Божией Матери «Скорбящая» (На фото - моя икона-открытка)

4


Она была в приделе св. жен-мироносиц. Там было три иконы. Одна из них — Богородичная, «Скорбящая». Слышала, сейчас ее нет там. Сейчас эта икона находится в Реликварии.

Икона была в левом дальнем углу Храма Гроба Господня, в приделе. Когда я была возле нее, уже видела, что сохранилась только верхняя часть изображения — лик Богородицы. Глаза ее были опущены и скрыты под веками.

Письмо — очень темное, еле различимое. Говорили, что в течение долгого времени икону посещали редко. К ней заходили местные арабы-христиане, молились, ставили свечи.

Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986-м году, за неделю до Пасхи.

Один полицейский араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в придел св. жен-мироносиц и, испуганный, прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время шло богослужение.

Полицейский стал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богородицы сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Конечно, все вскоре были у иконы.

Действительно, лик ее обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а многие плачущей. На следующий день Патриарх Иерусалимский и Всея Палестины отслужил молебен возле чудного образа.

Там всегда горело много-много свечей...

Продолжу рассказывать о Храме Вознесения Христова.


При входе в сам Храм Гроба Господня справа — Голгофа,

1


а если пройти прямо — Камень Помазания.


Слева от Камня — обозначенное место, где стояла Богородица в момент распятия своего Сына. Об этом тоже обычно не знают, об этом месте Богородицы.

Если выйти на улицу, у входа в Храм, слева, есть колонна с трещиной.

2

По православному преданию, в 16-м веке турки, которые владычествовали в Иерусалиме в то время, не разрешили открыть православному Патриарху Храм перед Cхождением Благодатного Огня. На Пасху.

И Патриарх, и собравшиеся люди в великой скорби стояли у запертых дверей. У Патриарха в руках были свечи. И Благодатный Огонь не сошел, как раньше, на Гробе Господнем, а ударил в эту колонну и зажег свечи, которые держал Патриарх.

С тех пор никто не оспаривает того, что ни к католикам, ни к другим христианским конфессиям, но только к православным, по их молитвам, сходит Благодатный Огонь.

Тут еще важно сказать вот что, с 1192-го года ключи от Храма Вознесения Христова хранятся в арабо - мусульманской семье Джудех. Право же открывать и закрывать двери Храма находится у другой арабской мусульманской семьи, Нусейбе. Эти свои права по хранению ключа от Храма Гроба Господня и право открывать-закрывать Храм передаются веками от отцов к сыновьям в этих двух семьях.

Много сложностей и недоговоренностей во взаимоотношениях между представителями всех христианских конфессий, у которых церкви в Храме Гроба Господня, поэтому, может, оно и лучше, что ключом от Храма владеют мусульмане.

Если честно, я, когда это услышала, была в большом удивлении. Но подумала, раз так решено много веков назад и работает, то, наверное, это правильно.

Еще хочу тут сказать, что когда находишься на площади у Храмa Гроба Господня (когда стоишь лицом к Храму)справа есть маленькая дверь — это вход в коптскую церковь. Она находится на крыше здания Храма Гроба Господня.

2


Мы там были, но я не фотографировала, кажется, не разрешалось. Так вот, туда можно зайти и посмотреть их иконы. Знаете, они похожи на картины Пиросмани своим примитивизмом, какой-то детскостью, наивностью. Мне они по-своему понравились. Было интересно посмотреть на чужое письмо.

Там же, помню, через коптскую церковь, мы прошли к цистернам св. Елены. Там такое эхо! Советую всем туда обязательно сходить.

Если выйти из коптской церкви снова на площадь перед Храмом и пересечь эту площадь, на другой стороне, напротив, будет церковь св. Иакова.

Не знаю, почему, но эта церковь редко бывает открыта. Нам один раз повезло.

Церковь посвящена cв. Иакову, старшему брату Иисуса Христа (Иаков - сын Иосифа Обручника, земного отца Христа, кто его рaстил). Св. Иаков был первым Иерусалимским епископом.

Надписи все в этой православной церкви - на арабском. Не на греческом. Сказали, что это - арабо-христианская церковь и принадлежит арабскому христианскому обществу.

Думаю все же, что эта церковь в ведении Иерусалимского Патриархата, т.е. греческая, и православные арабы входят туда, в греческую церковь. В подтверждении этого - в церкви можно видеть в разных местах Двуглавого орла - символ Византийской империи.

Очень интересная церковь. Ее стоит посетить и ознакомиться с ее старинными иконами, роскошным старинным алтарем, с чудным убранством церкви.

Говорят только, что она если открывается, то всего на полчаса-час в день, и не каждый день.

Эта церковь как бы вырублена в пещере, имеет два зала, один из которых даже имеет второй этаж.

В церкви есть подземный выход, над ним - небольшой купол, скрывающий этот проход.

Первый зал - это внешний дворик с колодцем Иакова и малым алтарем.

Второй зал очень роскошен, кругом - цветы, свечи, благовония. Во втором зале есть маленькое угловое помещение. Именно там -Богородичная икона руки апостола Луки и икона, не давшая войти в церковь грешнице Марии Египетской, которая в последствии вымолила у Господа отпущение грехов и обрела святость.

1


1


Вот колодец св.Иакова

2

Чудные иконы, но уже наши, православные. И очень старинные.

1

1

Одна из них, по преданию, писана рукой апостола Луки.

1

Другая икона, по преданию тоже, остановила грешницу великую Марию Египетскую и не пустила ее в церковь.

1


Она поняла и осознала всю свою греховность и ушла в пустыню. Так грешница, молитвами и горячим покаянием, заслужила у Бога прощениe грехов и удостоилась святости.

Я была несколько раз на Патриарших службах в Патриаршем греческом храме свв. Константина и Елены. Там тоже есть чудные старинные иконы, которые радовали мое сердце. Лики на иконах темные, еле различимые.


1


2

Служил Патриарх Иерусалимский Феофил 3-й.


Была я там и на соборовании.

В церкви собралось достаточно много народа. Церковь сама небольшая и она располагается… на крыше здания Храма Воскресения Христова, слева.

Я сподобилась елеопомазанию Патриаршей рукой.


Надо сказать, у греков чин Елеосвящения не такой, как в русской православной церкви. У греков прочитываются сразу все положенные молитвы и все 7 чтений из Евангелия, а затем — помазание. И не 7 раз, как у нас, а 1-2 раза всего.

В церковных чтениях вспоминается жена-грешница, которая возлила драгоценное миро на главу Спасителя, тем приготовила Его на погребение. Поэтому в церковной службе Великой Среды перед Пасхой прославляется жена-грешница и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

После соборования нас пригласил архимандрит Евсевий, грек, монах, который служит на Гробе Господнем.

Нас было 5 человек в монашеской келье. Отец Евсевий напоил всех чаем, угостил конфетами. Его трехкомнатная келья напоминает детскую комнату. Она такая яркая, светлая. Кругом — море игрушек. И сам отец Евсевий, как ребенок. В нем живет ребенок.

1


И все же я сначала расскажу здесь о Рождестве Пресвятой Богородицы, а потом уже об Успении и о Храме Гроба Божией Матери.

Согласно общепринятому преданию (его придерживаются и католики, и православные), дом Иоакима и Анны, родителей Богородицы, находится в северо-восточной части Иерусалима, около Львиных ворот (сейчас это - арабская часть Старого города).

Это место указывается с 4-го века. Но точное место у католиков и православных - разные. У католиков оно - в Вифезде (в метрах 100 отсюда). У православных - здесь.

Православные построили монастырь св. Анны, там есть церковь в честь Рождества Богородицы. И там есть пещера (под зданием монастыря). По преданию, это - часть жилища родителей Богородицы.

1



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок