Начало цусимского сражения. Иной взгляд на Цусимское сражение

Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.

За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» - вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.

ЦУСИМА - СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь », а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» - за «Бородино», за «Орлом».

При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» - к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

Вице-адмирал З.П.Рожественский

ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.

ИТОГИ БОЯ

Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.

Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», « »; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».

Японские легкие и крейсерские силы превосходят русские вдвое. Вспомогательных кораблей русская эскадра не имеет вообще.

Обстановка с точки зрения адмирала Рожественского могла характеризоваться следующим образом:

-целью операции является скорейшее прибытие эскадры во Владивосток;

-потери эскадры должны быть сведены к минимуму - бой с японским флотом нежелателен;

-личный состав эскадры после непрерывного семимесячного похода в условиях, "приближенных к боевым", находится в состоянии крайнего утомления, корабли требуют ремонта;

Боевая подготовка эскадры недостаточна:

Русская эскадра превосходит эскадру противника по числу броненосцев, общее количество кораблей в боевой линии одинаково;

-русская эскадра значительно уступает неприятельской по легким силам.

Из этого следует, что если бой с японским флотом неизбежен, желательно принять его как можно дальше от японских военно-морских баз, чтобы лишить противника возможности использовать резерв, а также явное преимущество во вспомогательных силах флота.

Следовательно, эскадра должна обойти Японию с востока и прорываться во Владивосток Курильскими проливами, либо, в крайнем случае, Лаперузовым проливом. Даже маршрут через Сангарский пролив приходится признать неприемлемым. Вариант же с Корейским проливом вообще не подлежит рассмотрению.

Тем не менее, было принято именно такое решение, и, наверное, на это были какие-то основания? Прежде, чем искать их, следует рассмотреть оперативную обстановку с точки зрения адмирала Того:

-даже после всех одержанных побед, взятия Порт-Артура и уничтожения 1-й Тихоокеанской эскадры, положение Японии не может считаться прочным; возможности Империи продолжать войну практически исчерпаны; соответственно, основной целью всех операций, как проводимых армией, так и организуемых флотом, должно быть заключение мира: можно сказать Империи, если она хочет существовать и дальше, необходимо любой ценой заключить победоносный мир;

-давно посеянные семена соперничества между армией и флотом, четко осознаваемая Того приоритетность скорейшего развития флота для Островной империи, все это приводит его к мысли, что решающий вклад в достижение этого победоносного мира должен внести флот; следовательно флот должен одержать победу над 2-й Тихоокеанской эскадрой - победу настолько громкую, чтобы Россия под действием психологического шока немедленно пошла на мирные переговоры; победу настолько впечатляющую, чтобы у высшего руководства страны не осталось никаких сомнений в решающем вкладе флота в выигранную войну; итак, вывод, не вполне согласующийся с классическим описанием русско-японской войны на море: Рожественского вполне устраивала ничья, Того была нужна только победа:

-опыт борьбы с 1-й Тихоокеанской эскадрой не давал Того никаких оснований считать боевую подготовку русских моряков недостаточной; авторитет Рожественского, как артиллериста, был в военно-морских кругах достаточно высок: что касается разочаровывающих результатов стрельб 2-й эскадры у Мадагаскара, то сомнительно, чтобы Того вообще знал об этом (а если и знал, должен был считать эти сведения дезинформацией); русская артиллерия всегда вызывала уважение противников: русские бронебойные снаряды справедливо считались лучшими в мире; о "высокой влажности пироксилина" на кораблях Рожественского Того, понятно, не знал (да у нас и сейчас нет ни малейших оснований считать, что процент неразорвавшихся русских бронебойных снарядов в Цусимском бою был аномально высок).

Иными словами, Того следовало спланировать победоносный бой против эскадры, которая по своим боевым возможностям была сравнима с его флотом. Решительная победа в такой ситуации возможна лишь в том случае, если удастся использовать все свои боевые возможности и не дать противнику сделать этого. При этом крайне желательно навязать бой противнику до прихода 2-й эскадры во Владивосток.

Но каким образом перехватить эскадру, у которой есть по меньшей мере 4 возможных маршрута? Что в этой ситуации мог предпринять Того?

Возможные действия: а) сконцентрировать эскадру в месте вероятного появления противника, 6) разбить эскадру на боевые отряды, преградив все возможные пути к Владивостоку, в) сконцентрировать эскадру в "центре позиции", с помощью вспомогательных судов и судов-разведчиков обнаружить маршрут движения русских и перехватить их. Второй вариант непрофессионален и не подлежит рассмотрению. Третий на самом деле нереален.

Май на тихоокеанском побережье Японии отличается неустойчивой погодой с дождями и туманами. Надежды, что вспомогательные суда в таких условиях своевременно найдут противника (причем, главные силы, а не какой-нибудь "Урал", усиленно прикидывающийся целой эскадрой), немного. Разница в ходе -5 узлов - существенна в эскадренном сражении, но для перехвата ее могло и не хватить. Даже скорее всего не хватило бы.

Во всяком случае, на этот вариант, столь соблазнительный для подавляющего большинства флотоводцев, Того не пошел. Остался вариант а)-изначально сконцентрировать флот там, где пойдет противник. И молиться, чтобы он пошел именно там. Но где? Сангарский, Лаперузов, Курильские проливы - примерно равновероятны (с точки зрения Того). Но "ловить" корабли там очень неудобно - прежде всего, исходя из погодных условий, и во-вторых, потому, что из-за тех же погодных условий в операции может принять участие только ядро флота: ни старые миноноски, ни вспомогательные крейсера, ни, наконец, "Фусо" с "Чин-Иеном" в Курильские проливы не потащишь.

Цусимский пролив по вероятности выделяется (правда, тем, что она - наименьшая). При этом со всех остальных точек зрения пролив идеален: расположен вблизи главной базы флота (то есть, все корабли, даже самые устаревшие и немореходные, могут быть использованы), широк, предоставляет возможности для эскадренного маневра, отличается сравнительно терпимой погодой.

Если русская эскадра придет сюда- все шансы на стороне японцев. Если же нет, с точки зрения интересов флота и Империи лучше "по халатности" пропустить эскадру противника в базу (после чего начать по новому кругу блокадные действия), нежели продемонстрировать всему миру неспособность флота осуществить перехват и разгром противника. Есть разница, между: "Ну, прозевали..." и "Попытались, но не смогли". Вполне вероятно, что именно поэтому японский флот концентрируется для действий в Корейском проливе.

А теперь вновь вернемся к предполагаемым рассуждениям адмирала Рожественского:

-японский флот может перехватить нас в любом из проливов, через которые мы пойдем, либо - непосредственно на подходе к Владивостоку; последний вариант представляется наиболее реальным; таким образом, шансы встретить японскую эскадру примерно равны при любом выборе маршрута (здесь важно понять, что Рожественский, будучи русским, считал эту войну сплошной цепью ошибок и неудач русского оружия; он не был в состоянии понять всю тяжесть положения Японии и всю необходимость для нее громкой морской победы: поэтому он ошибочно исходил из того, что Того достаточно ничьей).

-всякий маршрут, кроме пути через Корейский пролив, потребует дополнительной угольной погрузки, притом в море, и лишних дней пути; с учетом того, что и команды, и офицерский состав устали от длительного нахождения в море, всякая отсрочка с приходом в базу будет воспринята людьми крайне негативно и, вероятно, интерпретирована, как трусость командующего.

Несомненно, так оно и было бы. Небогатов, чьи отношения с личным составом были нормальными, мог бы, не вызывая острого недовольства, отправить эскадру вокруг Японии. Имидж, который создал себе Рожественский, требовал от него вести эскадру во Владивосток кратчайшим путем. Но этот анализ может быть продолжен. Посылая на Тихоокеанский ТВД явно неадекватную своим задачам эскадру, Адмиралтейство обязано было поставить во главе адмирала стиля З.П. Рожественского. Иными словами, движение через Корейский пролив было предопределено еще в октябре 1904 года в Санкт-Петербурге. Если бы Того знал особенности личности З.П. Рожественского, он мог бы оценить, в каком психологическом состоянии эскадра войдет в Тихий океан. В этом случае принять решение о развертывании всего флота в Корейском проливе ему было бы значительно легче...

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли.

Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

Принятие стратегического решения

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

Неравные силы противников

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

  • 8 эскадренных тяжёлых артиллерийских против 4 японских;
  • 3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;
  • 1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;
  • 8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;
  • 5 против 24 вспомогательных военных судов Японии;
  • 9 российских против 63 японских

Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

Ошибки и просчёты русского адмирала

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражениене состоялось бы.

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

Все проходы перекрыты

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели.

Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.

Как не верить приметам?

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

  • Порт-Саид (Египет);
  • Джибути (Восточная Африка);
  • Аден (Йемен);
  • Дакар (Сенегал);
  • Конакри (Гвинея);
  • Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Первый залп по противнику

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

Цусимское сражение, кратко о главном

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей.

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.

К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

  • «Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;
  • броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;
  • крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;
  • эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);
  • «Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

Трагедия продолжается

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

Судьба командира

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.

Историческая справка

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года.

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением.

Память погибшим морякам при Цусиме

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.

В начале русско-японской войны многие победы японской армии произошли благодаря преимуществу японского флота перед российской Тихоокеанской эскадрой. Армия и флот Японии находились на более компактной территории, не испытывали трудностей с подвозом припасов, а также быстрее получали руководство от генерального штаба. Владивосток и особенно Порт-Артур имели в распоряжении ограниченные запасы боеприпасов и снаряжения. В этих условиях было принято решение снарядить 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить её с Балтики на Дальний Восток.

Главной причиной снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры была острая нехватка кораблей в российском Тихоокеанском флоте. Из-за отсутствия судостроения и судоремонта в дальневосточных портах потеря любого судна становилась безвозвратной. Другой причиной был разрыв связи между Приморьем и Порт-Артуром. Установление японского контроля над Корейским полуостровом и над Корейским и Цусимским проливами в самом начале войны разорвало важнейшую коммуникацию, железную дорогу Порт-Артур – Харбин. Третьей причиной развёртывания 2-й Тихоокеанской эскадры, которая ускорила её подготовку и отправку, стала гибель флагманского крейсера «Петропавловск» и командира находившихся в Порт-Артуре кораблей адмирала Степана Макарова. Теперь российский флот на Дальнем Востоке нуждался не только в дополнительных силах, но и в новом командующем.

Маршрут эскадры Рожественского. Потери до встречи с противником

Первый отряд новой эскадры под командованием адмирала Рожественского вышел из порта Либава 2 (15) октября 1904 года. В его состав входили броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Флагманом эскадры стал броненосец «Князь Суворов». Через две недели из Одессы вышло несколько гражданских судов под коммерческими флагами. Они должны были встретить эскадру и сопровождать её, предоставляя необходимые топливо и продовольствие. Выйдя из Черноморских проливов, одна часть этих судов отправилась на запад и встретила эскадру в Танжере, а другая повернула на юго-восток, прошла через Суэцкий канал и остановилась на севере Мадагаскара 8 января 1905 года. На следующий день к Мадагаскару подошла эскадра Рожественского, обогнувшая африканский континент с юга.

К тому времени стало известно, что Порт-Артур пал, а 1-я Тихоокеанская эскадра разбита. Тем не менее 2-я эскадра продолжила путь на восток. Ей в помощь были направлены три вспомогательных («догоняющих») отряда. В конце апреля у берегов Французского Индокитая эскадра Рожественского соединилась с последним догоняющим отрядом под командованием контр-адмирала Небогатова.

В начале мая, когда эскадра подошла в Восточно-Китайское море, суда сопровождения остановились в шанхайском порту, а сама эскадра повернула на северо-запад к Цусимскому проливу, разделявшему Корею и Японию.

Цусимская битва

27 апреля (14 мая) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей приняла бой с японской эскадрой из 89 кораблей. После падения Порт-Артура целью русского флота был прорыв через Цусимский пролив и проход во Владивосток. Утомлённые 220-дневным переходом команды сражались героически, но шансов на победу у него не было. На 20-й минуте боя был подбит флагманский корабль, а командир эскадры получил тяжёлое ранение. Фактически было потеряно управление флотом. Оставшиеся в строю корабли следовали по запланированному курсу, но не могли оторваться от преследования японского флота. К вечеру русский флот потерял четыре корабля. Ночью японцы атаковали русский флот торпедами и вывели из строя ещё два судна. С утра 28 апреля (15 мая) возобновилась битва. Самые быстрые из кораблей попытались оторваться от японского флота, но из-за нехватки топлива не дошли до русских берегов и были подорваны своими командами. До Владивостока дошли лишь три корабля («Алмаз», «Бравый» и «Грозный» и одно вспомогательное судно («Анадырь»). Ещё шесть кораблей интернировались в нейтральных портах. Остальные суда были либо затоплены, либо захвачены в плен.

Итоги Цусимской битвы

Многомесячный переход через три океана, в котором были задействованы лучшие корабли балтийского флота, оказался бесполезной тратой денег и сил. Сокрушительное поражение, унёсшее жизни тысяч моряков, подорвало авторитет военного командования, правительства и института монархии. Цусимская битва произошла, когда в России бушевала революция. События на Дальнем Востоке спровоцировали волнения на Черноморском флоте, в том числе на броненосце «Потёмкин».

Командир 2-й Тихоокеанской эскадры Зиновий Рожественский был интернирован и вернулся в России после войны. Он продолжил службу в генштабе, но под давлением общественности вскоре был вынужден подать в отставку и сам добился, чтобы его отдали под суд. Военно-морской суд оправдал адмирала, и остаток своих дней он провёл, ведя жизнь затворника. Командиры, сдавшиеся японцам, были приговорены к длительным срокам заключения, но через несколько месяцев получили царское помилование.

После Цусимы последние надежды на восстановление Тихоокеанского флота рухнули. Япония безоговорочно доминировала в Жёлтом и Японском морях. Цусимское сражение указало российскому командованию на необходимость подписания мирного договора. Переговоры по заключению мира начались через два месяца после поражения российского флота в Цусимском проливе.

Продолжаю начатую предыдущим постом тему Русско - японской войны 1904 - 1905 годов и ее финального сражения Цусимского морского боя 14 - 15 мая 1905 года . На этот раз речь пойдет о боевых кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры, принявших участие в сражении с японским флотом, и о их судьбе. (Дата в скобках после названия корабля означает его спуск на воду после постройки)
Кроме того, всем, кто интересуется историей Отечества, я думаю, будет интересно увидеть, как выглядели боевые российские корабли более чем сто лет назад.

1. Флагман - эскадренный броненосец "КНЯЗЬ СУВОРОВ" (1902)
Погиб в бою

2. Броненосный крейсер "ОСЛЯБЯ" (1898)
Погиб в бою


3. Броненосный крейсер "АДМИРАЛ НАХИМОВ" ( 1885)
Погиб в бою

4. Крейсер 1-го ранга "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" (1883)
Затоплен экипажем

5. Крейсер 1-го ранга "ВЛАДИМИР МОНОМАХ" (1882)
Затоплен экипажем

6. Броненосец "НАВАРИН" (1891)
Погиб в бою

7. Эскадренный броненосец "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ" (1889)
Сдался в плен. Позже вошел в состав японского флота

8. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ УШАКОВ" (1893)
Затоплен экипажем

9. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" (1896)

10. Броненосец береговой охраны "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН" (1896)
Сдался в плен. Вошел с состав японского флота

11. Эскадренный броненосец "СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" (1894)
Погиб в бою

12. Броненосец "БОРОДИНО" (1901)
Погиб в бою

13. Крейсер 2-го ранга "АЛМАЗ" (1903)
Был единственным из крейсеров, прорвавшимся во Владивосток

14. Бронепалубный крейсер 2-го ранга "ЖЕМЧУГ" (1903)
Ушел в Манилу, где был интернирован, после окончания войны вернулся в состав русского флота.

(То же относится ко всем русским кораблям, которые смогли оторваться от преследования японского
флота и дошли до портов нейтральных государств)

15. Бронепалубный крейсер 1-го ранга "АВРОРА" (1900)
Ушел в Манилу

16. Броненосец "ОРЕЛ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

17. Броненосный крейсер 1-го ранга "ОЛЕГ" (1903)
Ушел в Манилу

18. Броненосец "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ" (1901)
Погиб в бою

19. Броненосный крейсер 1-го ранга "СВЕТЛАНА" (1896)
Затоплен экипажем

20. Вспомогательный крейсер "УРАЛ" (1890)
Затоплен экипажем

21. Эскадренный миноносец "БЕДОВЫЙ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

22. Эскадренный миноносец "БЫСТРЫЙ" (1902)
Взорван экипажем

23. Эскадренный миноносец "БУЙНЫЙ" (1901)
Погиб в бою

24. Эскадренный миноносец "БРАВЫЙ" (1901)

25. Эскадренный миноносец "БЛЕСТЯЩИЙ" (1901)
Затоплен экипажем

26. Эскадренный миноносец "ГРОМКИЙ" (1903)
Затоплен экипажем

27. Эскадренный миноносец "ГРОЗНЫЙ" (1904)
Сумел прорваться во Владивосток

28. Эскадренный миноносец "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (1902)
Погиб в бою

29. Эскадренный миноносец "БОДРЫЙ" (1902)
Ушел в Шанхай

Таким образом, в Цусимском сражении из 29 боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры в бою, сражаясь до конца, погибли 17 кораблей (включая те, которые не желая сдаваться врагу и не имея возможности продолжать бой, были взорваны собственным экипажем или затоплены открытием кингстонов, чтобы не доставаться врагу). 7 кораблей доблестно сражаясь с японцами, после того, как все было кончено, разными путями сумели сохраниться как боевые единицы, уйдя в нейтральные порты, или прорвавшись к своим во Владивосток. И только 5 кораблей сдались в плен японцам.
На этот раз никакого вывода не будет. Делайте его сами, если вам интересна история нашей страны, состоящая не из одних только побед, но и из поражений.

Сергей Воробьев.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок