Не является методикой создания проблемной ситуации. Приёмы создания проблемной ситуации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Керчи Республики Крым

«Школа №4 им.А.С.Пушкина»

«Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления

системно-деятельностного подхода».

Работа

учителя начальных классов

МБОУ г.Керчи РК

«Школа №4 им.А.С.Пушкина»

Барабаш Л.И.

Керчь, 2017г.

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?»

Хочу рассказать о том, как я использую элементы технологии проблемного обучения на уроках, которые помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения.

Для начала немного истории и теории.

1. За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем ставится главная задача образовательного процесса : обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью В основе такого образовательного процесса (Стандарта) лежит системно-деятельностный подход.

Проблемное обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

2. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

3.Главное в технологии проблемного обучении является проблемная ситуация

Проблемная ситуация в обучении-это спланированное,специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.

Цель создания проблемной ситуации - это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация… Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять…Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

И.Я.Лернер пишет: учитель заранее планирует создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.

4. Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация возникает при создании определенных условий и к ней выдвигаются основные требования.

Условия создания проблемных ситуаций .

Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации- это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:

    Поисковыми методами обучения;

    Глубокое и прочное знание фактического материала;

    Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;

    Употреблять в своей речи слова, термины,знакомые детям;

    Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.

    В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.

    Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.

Поэтому нам приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации.

Основные требования к проблемной ситуации

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований, если хоть одно из них не выполнить, то проблемная ситуация не будет создана.

Проблемная ситуация должна:

1) содержать в себе определенную познавательную трудность, связанную с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;

2) вытекать из логики познавательного процесса;

3) содержать возможность последовательного ее членения, развертывания в вопросы, каждый из которых может являться ступенью в решении проблемы;

4) направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения;

5) побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины;

6) быть посильной для учащихся.

7) немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, то это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит что то трудное.

5 . Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа:

«с удивлением»

«с затруднением»

Существуют различные классификации приемов создания проблемных ситуаций. Вот те приемы, которые использую я.

Приемы создания проблемных ситуаций

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

6. Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на моих уроках.

    Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Прием №1 одновременное предъявление противоречивых фактов, точки зрения

1. Урок русского языка «Склонение имен существительных.»

На большой ели и маленькой елочке повисли дождевые капли.

-Найдите одн.члены предложения..(ели, елочке)

_к какой части речи они относятся? (имя сущ-ое)

- Определите их род и падеж(предъявление первого факта) жен.род, предложный падеж.

- Выделите их окончание(предъявление второго факта)- выделяют окончания, испытывают удивление (Возникновение проблемной ситуации)

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Осознание противоречия.)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы) –Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос)

2.Окружающий мир « Грибы»

1 ученик: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
2 ученик: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока...? («Грибы», «Что такое грибы».)

3. Математика
на доске записаны примеры:20 + 5· 3 = 75 и 20+ 5· 3 = 35. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Прием №2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса.

1.При изучении темы в первом классе «Правописание парных согласных на конце слова», а затем и при повторении в других классах

Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.

Что изображено?

-Запишите эти слова.( Предъявление факта)

-Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- По-разному написали слово «луг». (Осознание противоречия.)

- Кто из ребят прав? ( Побуждение к формулированию проблемы)

- Как проверить? (Учебная проблема как вопрос)

- Ч тобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

2. Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Зона арктических пустынь»

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос на новый материал

Найдите на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что вы можете рассказать по карте об этой зоне?

Арктика… От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

Побуждение к осознанию противоречия

А, как вы думаете, если в этой зоне такие суровые условия, то могут ли здесь обитать какие- ни будь живые организмы?

Разные ответы (да,нет не знаем)

Побуждение к формулированию проблемы

Вопрос один, а мнений сколько?

три

Учебная проблема как вопрос

Так, какой возникает вопрос?

Есть ли живые организмы в зоне арктических пустынь и если есть, то, как они приспособились к суровым условиям.

Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

1.Урок русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

1.Запишите имена существительные

[мыш ] [борщ] [луч] в соответствии с правилами орфографии русского языка (практическое задание

Работа в группах.

Предъявляют выполненное задание на карточках.

Дети допускают ошибки .(возможные варианты записи слов: мыш, борщь, лучь.)

2.Проверим, как выполнено задание..(Проверка задания)

Слова написаны по-разному с мягким знаком и без мягкого знака. (Проблемная ситуация)

3.Задание было одно?

А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Почему так получилось?

Чего мы еще не знаем?(Или –какое правило мы забыли?)

Одно

По-разному

Правило написания буквы мягкий знак после шипящих у имен существительных.

4.Какая будет сегодня тема урока ?( Какую тему нужно вспомнить, чтоб выполнить задание?) (Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (Учебная проблема как тема урока)

2.Русский язык, 3 класс «Наречие»

На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий;

2-й столбик: редко, мягко, легко.

Что вы можете о них сказать?

Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия.

Разберите по составу слова каждого столбика. Шаг 1

Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика

Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?

Неизменяемая часть речи

Но тогда у наречий чего не может быть? Шаг 2

Окончания

Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Что О -окончание, но у наречий не может быть окончаний, т.к это неизменяемая часть речи.

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

В каких словах буква о является окончанием, а в каких- суффиксом?

Сформулируйте вопрос. (Проблема как вопрос.)

Что же такое "о" в наречиях?

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

1.Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?»- практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

2.Русский язык

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет.

Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)

В чем затруднение?

От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

Какой возникает вопрос?

Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-?

(В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему «Существительные с суффиксом –ник- .»

Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

1.Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?

2. Математика, 2 класс .

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.

Русский язык.Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

Дети:

Исходя из этой проблемы,назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

7 .Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Учить, используя традиционные формы, не оптимально, поэтому именно за проблемным обучением, будущее современной школы.

Завершая наше общение,я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног . « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»

Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов.

Антонова С.А.учитель начальных классов МАОУ-СОШ №19 п. Пироговский.


  • « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» Д. А. Медведев

Педагоги прошлого:

  • Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский
  • Я. А. Коменский
  • Ж. Ж. Руссо
  • И. Г. Песталоции
  • Ф. А. Дистервег
  • К. Д. Ушинский

Идеи проблемного обучения

Дж. Дьюи : в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы…

Дж. Брунер : в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала.

Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируютправила активизации обучения, которые отражают принципы

организации проблемного обучения.


Сущность понятия «проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть :

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

«Классические»

«Сокращенные»

«Мотивирующие»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

1 . Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».



Классические» приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

С затруднением

3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».

4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Между необходимостью выполнить задание учителя

5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

Побуждения к созданию противоречия;

Побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».


«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.) : сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 способ

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

Почему получились разные ответы?

Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

Как вы определите цель нашего урока?


Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

  • Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить.

3. На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?


Пример приема «с затруднением»

Сущность приема : противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

2+2+2+2=8 (ч)

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

А почему, в чем затруднение?

Получается слишком длинная запись.

Значит, что нам надо сегодня открыть?

Надо придумать новый короткий способ записи.


Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

Урок математика, 1 класс.

Тема: Числовой отрезок.

В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.


Демонстрация непонятных явлений.

  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).
  • - Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).
  • - Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).
  • - А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).
  • Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…
  • - Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Пример мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6

х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2

х = 8 х = 4 х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х.


Алгоритм подготовки проблемного урока

1.Тема урока, новое знание (и его тип)

2Постановка проблемы:

  • *Побуждающий диалог от проблемной ситуации *Подводящий к проблеме диалог *Сообщение темы с приемом для ее принятия

3.Поиск решения

- Если проблема есть:

  • - Если проблема есть:

диалог

  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог
  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог

- Если проблемы нет:

  • - Если проблемы нет:
  • *Подводящий без проблемы диалог
  • *Подводящий без проблемы диалог

4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Метод проектов (вид проблемного обучения).

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.


Наши проекты

Детская площадка

Парк

Осень в нашем лесу

Окошко в лето


ВЫВОДЫ:

1.Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.

3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.

4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.


«Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажеч ь »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Создание проблемной ситуации на уроках, как один из способов

развития творческого мышления

младших школьников

учитель начальных классов


Цель:

Представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой).


Задачи:

− обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

− ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

− представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

− провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

− провести рефлексию продуктивности мастер-класса.


Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Бернард Шоу

Актуальность

наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания.


Проблемные ситуации - это форма реализации принципа проблемности в обучении и представляет собой психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика или класса с некоторой проблемой под руководством педагога.


Основные типы проблемных ситуаций:

1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);

2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, или им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких

известных ему способов решения рациональный);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний

для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.


Правила подготовки урока с применением проблемных ситуаций

1. Отобрать необходимый учебный материал к уроку в соответствии с программой, Стандартами, календарно-тематическим планированием, УМК;

2. Определить цель и задачи урока;

3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока;

4. Продумать мотивацию учащихся, т.е. определить прием создания проблемной ситуации на уроке;

5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы;

6. Продумать формы организации, обеспечивающие взаимодействие учителя и учащихся.

7. Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)


Структура проблемного урока (по Е. Мельниковой)

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

I. Создание проблемной ситуации

II. Постановка учебной задачи

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

Структура проблемного урока (2 вариант)

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Включение обучающихся в деятельность;

Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

Выделение содержательной области.

3. Постановка учебной проблемы

Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

4. «Открытие» обучающимися нового знания

Определение затруднения, его место.

Выдвижение гипотезы;

Определение необходимости нового знания.

5. Первичное закрепление

Внешнее оформление новых алгоритмов;

З Н

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

Проверка гипотезы.

Фиксирование уже оформленного знания.

Самостоятельное решение типовых заданий;

7. Повторение

Самостоятельная проверка обучающимися своей работы.

Включение нового материала в систему знаний;

8. Итог занятия

Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

Рефлексия деятельности на уроке;

Самооценка обучающимися собственной деятельности.


Типы проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

между двумя

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

(или более) положениями

С удивлением

между житейским представлением учащихся и научным фактом

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


Система общих методов:

1) объяснительно иллюстративный; 2) репродуктивный;

3) проблемное изложение; 4) частично-поисковый;

5) исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

Это пять дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом; 2) рассуждающем;

3) диалогическом; 4) эвристическом;

5) исследовательском


Преимущества проблемного обучения:

это, во-первых , наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;

во-вторых , развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.


Проблемное обучени е

Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

Способствует развитию познавательной активности;

Осознанности знаний;

Предупреждает появление формализма, бездумности;

Обеспечивает более прочное усвоение знаний;

Делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баксанский O.E., Чистова М.В. Проблемное обучение, обоснование и реализация. - Наука и школа. – 2000. № 1. с.19 – 25.

2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. с.168

3. Дышинский Е. А., Лурье A. M., Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей. – Пермь: Звезда,1975. с. 116

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: 3нание, 1991. с. 80

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. с. 64

6. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. канд. психол. наук Матюшкиной А.А. – М.: КДУ, 2009. с. 190

7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. с. 186


Источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Правила создания проблемных ситуаций - Для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом соблюдается ряд условий.

а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т. п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе и дома. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, их анализу и синтезу. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.



Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные других наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Следует отметить, что проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес, служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся, или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

20. Особенности и виды проблемного обучения

В основе создания проблемной ситуации лежат следующие положения современной психологии:

  • процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
  • проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
  • условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
  • закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Исходя из выше перечисленного, мы считаем, что создание проблемных ситуаций при обучении младших школьников решению задач будет способствовать развитию их мышления, а значит, и повышению правильности и осознанности умения решать задачи (если при этом соблюдать правила создания проблемных ситуаций, а также проводить эту работу в системе).

Правила создания проблемных ситуаций.

Правило первое . Для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, необходимо соблюдать следующие основные условия.

1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условия действия), потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.

2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.

3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе . Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценивать по двум главным показателям: 1) по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности. Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и обобщенности могут быть подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.

Правило третье . Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащихся достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимся таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.

Следует различать учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания (его сообщение должно предшествовать постановке самого проблемного задания), и тот учебный материал, который усваивается после постановки проблемного задания, после возникновения у учащегося потребности в этом учебном материале. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем 1) материал, который должен быть сообщен учащимся, и 2) тот материал, который должен быть усвоен ими творчески. К первому типу учебного материала относятся фактические сведения, описания процессов и т.п., а также необходимые умения. Ко второму типу учебного материала относятся общие закономерности, общие способы действия, общие условия выполнения усваиваемых действий.

Правило четвертое . В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы" в) практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией. Оно может вызывать у учащихся проблемную ситуацию только при строгом соблюдении перечисленных выше условий.

Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания. Формулирование вопроса учителем должно соответствовать тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. В том случае, когда учитель формулирует вопрос, не соответствующий тому реальному вопросу, который возник у учащегося, такой вопрос не отвечает условиям проблемного обучения. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое . Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определенные события, процессы или действия. В этом случае постановке теоретического задания должны предшествовать демонстрация, описание или сообщение необходимых фактов. Теоретическое задание, вызывающее проблемную ситуацию, должно основываться на соответствующих фактах, составляющих условие постановки проблемного задания.

Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию, центральным звеном которой становится потребность в новом неизвестном способе действия, в неизвестной новой закономерности.

Правило шестое . Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций.

Правило первое . Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существенное условие его выполнения.

При подготовке учебного материала к проблемному обучению необходимо предварительно разработать такую систему заданий, которую учитель мог бы поставить перед учащимися для создания проблемных ситуаций при изучении соответствующего учебного материала.

Правило второе . Разрабатываемая система проблемных заданий, вызывающих проблемные ситуации, должна охватывать ту или иную изучаемую тему целиком. Система проблемных ситуаций должна обеспечивать последовательное развитие усваиваемых учащимся знаний и действий, развитие возможности теоретического анализа изучаемого учебного материала и возможности совершенствования усваиваемых действий.

Правило третье . В системе проблемных ситуаций на различных этапах усвоения системы знаний (темы) различные проблемные ситуации выполняют различные дидактические функции. Первая проблемная ситуация, которая создается в начале изучения темы, должна вызывать у учащегося познавательную потребность в усвоении общей закономерности, изучаемой в данной теме. Такие проблемные ситуации, которым предшествуют усвоение изучаемой системы знаний, называются основными или тематическими. Вся система последующих конкретных проблемных ситуаций служит дальнейшему раскрытию этого основного проблемного задания, вызывающего необходимость не в отдельном конкретном знании, а во всей системе усваиваемых знаний и действий. Проблемные ситуации, служащие усвоению тех или иных частных закономерностей, способов действия и условий их выполнения, составляют частные, вспомогательные проблемные ситуации.

Правило четвертое . Последовательные проблемные ситуации, вызываемые системой проблемных учебных заданий, составляют те последовательные шаги в процессе усвоения новых знаний и действий, которые должен осуществить каждый учащийся в обучении. Индивидуальные различия в возможностях учащихся определяют трудность тех шагов, которые они должны делать в процессе обучения. Чем большими возможностями обладает учащийся, тем меньшее число шагов необходимо ему для усвоения новой системы знаний и действий. Чем меньшими возможностями обладает учащийся, тем большее число шагов необходимо ему для усвоения новой системы знаний и действий. Соответственно информативность каждого шага усвоения в первом случае значительно выше, чем во втором, значительно выше при этом и достигаемая в каждом шаге ступень обобщения.

Правило пятое . При разработке системы проблемных ситуаций необходимо сначала выделить основные единицы подлежащих усвоению знаний и действий, определить степень их обобщенности (их уровень) и оптимальную последовательность, обеспечивающую возможности развития познавательной деятельности и усваиваемых действий. В соответствии с намеченной системой усваиваемых закономерностей и способов действия далее должна разрабатываться система проблемных заданий, обеспечивающих возникновение требуемых проблемных ситуаций.

Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации

Правило первое . Объяснение (изложение) усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств обучения (учебного кино, с помощью телевидения, программированных пособий и т.п.). Однако при проблемном обучении изложению учебного материала, демонстрации образцов усваиваемых действий предшествует создание проблемной ситуации.

Правило второе . Возможны различные типы сообщения усваиваемых сведений для учащихся с разной степенью подготовленности и с неодинаковыми творческими возможностями. В одних случаях, при большей подготовленности учащихся, можно ограничиться лишь отдельными подсказками, позволяющими учащемуся самостоятельно понять и сформулировать требуемую закономерность, найти нужный способ или условие действия. В других случаях, при меньшей подготовленности учащихся, необходимо помочь учащимся сформулировать усваиваемую закономерность, продемонстрировать усваиваемый способ действия, выполнить требуемое действие в новых условиях.

Правило третье. Учащийся должен использовать полученные сведения или требуемый способ действия для выполнения поставленного в начале обучения проблемного задания. В одних случаях использование усваиваемых сведений (закона) будет составлять объяснение некоторых фактов, в других выполнение нужных действий, определение искомого в случаях решения проблемных задач.

Правило четвертое . В случае большой трудности предлагаемого учебного задания оно может быть дано учащемуся в виде последовательной системы частных проблемных заданий, включающих в качестве неизвестного менее информативные и менее общие отношения. Так одно проблемное задание может быть представлено в виде двух или трех последовательно предъявляемых проблемных заданий.

Создание проблемных ситуаций требует от педагога владения специальными методическими приемами. Они имеют общую специфику в каждом учебном предмете. Некоторые приемы обобщенного характера предлагает В.Н. Максимова (Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе.- Л., 1973).

1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию .

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях).

4. Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач. Проблемно - познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания. Но условия задач могут быть составлены с расчетом на преимущественное овладение:

Основными понятиями и закономерностями науки и способами оперирования ими;

Мыслительными операциями и приемами умственной деятельности;

Навыками решения творческих задач, в том числе экспериментальных.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных.

7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

9. Использование межпредметных связей.

Итак, возможны различные методические приемы создания проблемных ситуаций, все они возбуждают познавательный интерес, вызывая познавательную потребность и познавательную активность учащихся. Каждый прием создания проблемных ситуаций имеет свои особенности и вносит дополнительные моменты, стимулирующие интерес к поиску нового и способствующие пониманию и решению возникающей в учебном процессе проблемы.

Наши наблюдения показывают, что сама проблемная ситуация, вызывая направление мысли, создает и определенный эмоциональный настрой учеников. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить приемы усиления мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.

Итак, проблемная ситуация – это, прежде всего, особое психическое состояние субъекта. Основным способом ее создания является предъявление учащимся особого рода дидактических конструкций (задач, вопросов, упражнений, заданий), которые мы называем проблемными. Поскольку проблемная задача и проблемная ситуация – психолого-педагогические реальности, то их взаимоотношения пронизывают и дидактический, и психологический процессы. Развитие дидактического и психологического процессов осуществляется параллельно.

В ходе урока изучается объективная проблема, она предъявляется ученику в форме проблемной задачи, т.е. формулируется учебная проблема. В этот момент происходит включение проблемной ситуации. Дидактический и психологический процессы накладываются друг на друга.

На следующем этапе решение проблемной задачи (дидактический процесс) вновь накладывается на поиск неизвестного в проблемной ситуации (психологический процесс). Решение задачи может осуществляться в ходе проблемного изложения, или эвристической беседы, или исследовательского метода, в результате решения должен быть найден ответ задачи и происходит снятие проблемной ситуации.

Рассмотренные выше положения, данные экспериментов помогают раскрыть дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории, характеризующей начальный момент мышления.

Во-первых, систематическое создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.

Во-вторых, для того, чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнаружить противоречие, а это, как правило, пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.

В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее.

Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся.

Эти приемы создания проблемных ситуаций можно выразить в виде следующей таблицы

Проблемные ситуации и побуждающий диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

Что удивляет? (Что интересного заметили? Какие видите факты?)

Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?

Какой будет тема урока?

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?




erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок