Невербальные формы общения.

Может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п. Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом... Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком..., рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие» .

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста . Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре. Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению . Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др. Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п. Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в . Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества. И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­ надлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки :

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Рука в невербальном общении нередко передает тот смысл, который вкладывается в слова «взять власть в свои руки». Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника. Современное поднятие рук при голосовании ведет свое начало из доколумбовой Мексики: парные изображения рук встречаются у ацтеков, где они символизировали связь с культом богини Земли. Во время пира последнего вавилонского царя Валтасара в храме появилась рука, которая начертала таинственные слова, который присутствующий мудрец перевел как пророчество гибели Вавилона.

Исследователи этого вопроса насчитывают около 2-х тысяч символических жестов руки. Руки плачут, жалуются, проклинают, бьют, ласкают. Когда человек волнуется, нервничает, об этом говорят руки: их некуда деть, кисти рук мнут друг друга, пальцы дрожат. Все это говорит о том, что рука — умнейший орган, который говорит символическим языком.

В древнерусской культуре существовала своя традиция руки. О «славной руке», «легкой руке» мечтали квартирные воры. Существовало поверье о засушенной руке мертвеца, которая наводит непробудный сон на тех, кто не спит. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущего бракосочетания. Словесная практика тоже отражает символическое отражение руки: «рука руку моет» — процедура мытья рук означала снятие вины и нежелание брать вину на себя. Отсюда и выражение Понтия Пилата во время суда над Иисусом: «Я умываю руки».

«Рука Москвы» — это выражение в наше время трактуется как тайные пути власти. Популярное изображение соединенных рук, как символ союза и дружбы (рукопожатие) впервые появилось в компании «Hancl in Hancl Fire Office», основанной в 1696 году. Жест раскрытой руки — пятерня — означает отказ, разъединенные пальцы руки, вытянутые прямо на зрителя являются архаичным жестом ограждения от нечистой силы.

Рука выступает и как символ власти и высокого положения в известных выражениях: «Божья рука — владыка», «он моя правая рука», «у него длинные (или короткие) руки» (много власти — мало власти).

Невербальные формы общения способны выражать оп­ределенные отношения и . Правое — правдивое, правильное («наше дело правое»), левое — неправильное, неправдивое («не ходи на лево», т.е. не изменяй). Культурные установки поддерживают праворукость: функции правой и левой руки различны. С этим связаны особенности . У многих народов довольно строго разграничены действия, которые следует выполнять левой и правой рукой. У монголов правая рука — «рука благодати», только этой рукой можно доить скот, принимать подарки, отдавать что-нибудь. Сербы, пеленая ребенка, оставляют свободной правую руку, чтобы он имел возможность защищаться от черта. Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому только ею можно приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела.

Язык жестов тесно связан с мышлением . Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой. Вместо того, чтобы сказать «здравствуйте», можно протянуть руку или наклонить голову. Поднятый вверх палец выражает важность какой-то вашей мысли. Указательным пальцем угрожают шаловливому ребенку — этот жест заменяет приказ «прекрати». Здесь легко прослеживается эквивалентность языка жестов языку звуков.

Следует учитывать, что невербальные формы коммуникации имеют различия в национальных культурах. Жест прощания у многих народов — это помахивание рукой. Но у россиян, украинцев и др. — это движение руки (кисти) впереди назад, у итальянцев — развернутой к себе ладонью вперед-назад, что у русских означает «идите сюда».

Украинский студент, желая выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немецкий поднимает два пальца. Оценивая блестяще прочитанную преподавателем лекцию, украинские, русские студенты аплодируют, западноевропейские в такой же ситуации стучат кистями пальцев по столу. В Индии знакомые при встрече складывают руки лодочкой, притискивая их к груди и наклоняя вперед голову, и не пожимают рук. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь: «это я», японец показывает на нос.

  • жесты, которые заменяют слова (приветствие);
  • жесты, сопровождающие речь (поднятый палец);
  • жесты-символы («отдание чести» в армии);
  • экспрессивные жесты (жест угрозы);
  • описательные жесты (например, зажигание спички). Этикетная роль жестов в межличностной коммуникации тоже разнообразна.

Прикосновение к собеседнику, человеку, с которым вступают в физический контакт, означает интимную склонность, нежность, а также власть. Прикосновения зависят от ситуации, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к человеку.

Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов при встрече, знакомстве, прощании. Но в странах Восточной и Южной Азии рукопожатие не было известно до знакомства с европейской культурой и расценивалось, как и всякое прикосновение при встрече, как нарушение правил общения или как выражение недружелюбия. Арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы во время приветствий касаются один одного очень активно, вместо рукопожатия часто используют объятия, поцелуи в щеку.

У славянских народов рукопожатие, кроме ритуала приветствия, означало утверждение какой-то договоренности («ударить по рукам», «бить по рукам»). Известный обычай разнимания рук третьим человеком (судьей) стал символом справедливого выполнения условий договора. Рукопожатие было и остается центральным моментом примирения. На Руси рукопожатия сначала были приняты только среди мужчин, при этом первым подавал руку старший, хозяин, начальник. Потом рукопожатие вошло в повседневную практику как жест равных. Но и теперь инициатором этого жеста является старший человек или начальник. Рукопожатие с использованием обеих рук выражает особую искренность и любовь, доверие и бескорыстие по отношению к собеседнику.

Своеобразной формой общения является поцелуй . В мифологии поцелуй символизирует слияние людских душ, внутреннее искусственное родство. Именно такое значение несут поцелуи между родственниками, женихом и невестой, хозяином дома и почетным гостем. Этимология слова «поцелуй» связана с корнем «целый», что выражает желание быть целым, здоровым. Распространенный ранее обычай целовать детей в лицо, голову, губы выражал желание защитить их от «порчи».

В христианской культуре поцелуй-приветствие сближается с поцелуем почитания, уважения. Отсюда ритуал поцелуя руки, плеча, но не в губы: поцелуй руки священника, панской или державной руки, руки родителей или почетных людей пожилого возраста и др. Обычай целовать руку женщине во время приветствия и в знак высокого уважения на Руси в целом не получил широкого распространения. А. Куприн в романе «Колесо истории» писал: «Поцелуй руки — это высшая интимная ласка. С какой стати мы мусолим руку каждой женщине без смысла для нее и для себя?». Может быть, поэтому и не принято целовать руки девушкам, а женщинам во время еды и на улице. В большом сообществе стоит поцеловать руку только гостеприимной хозяйке.

В украинской традиции прощания или расставания распространено взаимное прощение грехов, которое сопровождается поцелуями, как между мужчинами, так и между женщинами. У восточных славян существует особенный обычай — обряд пасхального целования со словами: «Христос воскрес!» — ответ: «Воистину воскрес!». Люди при встрече троекратно целуются в губы или щеки. Этот обряд имеет общий характер и утверждает равенство всех людей перед лицом всеобщей радости — воскрешением Христа.

В целом все вышеназванные способы невербального общения являются показателями статусно-ролевых отношений, степени близости людей, которые общаются. Они представляют собой «бессловесные знаки» человека. Они выполняют следующие функции:

  • несут информацию об эмоциональном состоянии человека, его чувствах и отношениях к другому;
  • дополняют, уточняют, а иногда изменяют речь;
  • являются показателями статусно-ролевых характеристик партнеров;
  • служат средством межличностного влияния в общении, регулируют отношения;
  • являются способом создания и обыгрывания определенного образа человека.

Их ценность в сравнении с языком состоит в том, что они более естественны и в меньшей степени находятся под контролем сознания и поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Понимать жесты собеседника, владеть собственным телом в самых непредсказуемых ситуациях – это далеко не весь список того, что могут дать нам знания об основах невербальной коммуникации. Всем известна фраза «Язык – мой враг» и язык жестов в данном случае также не исключение. Неумение контролировать себя может привести к потере интереса к вам у собеседника, разочарованиям и в последующей неуверенности в себе.
Рассмотрим основные секреты, которые помогут избавиться от ошибок и привнести изюминку в наш образ. Знание языка тела также поможет узнать больше о потенциальном избраннике или избраннице, и привлечь любовь в вашу жизнь.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Секрет 1. Естественность поведения

Даже самые уверенные в себе люди, волнуясь, могут совершать грубые ошибки. Испытывая незначительные стрессы, начинает дрожать голос или, наоборот, ускоряется речь, происходит неосознанное постукивание руками по столу или другой поверхности. В данной ситуации рекомендуется, прежде всего, сделать несколько медленных, но глубоких вдохов и выдохов, немного расслабиться. Запомните, именно непринужденность является лучшей линией поведения в любой ситуации.

Секрет 2. Контроль движения рук

В какой бы ситуации вы ни находились и с каким спокойствием ни произносили бы свою речь, все могут испортить ваши руки. Приходилось ли вам находиться на конференциях, семинарах и слушать выступающих либо выступать самому в роли оратора? Обращали ли вы внимание на то, что происходит с руками во время таких событий?

Часто все эмоции и стрессы находят свое выражение именно в поведении рук: происходят порывистые движения, сжатие одной руки пальцев другой, или каких-либо предметов (ручки, указки, карандаша и т.п.). Также в подобных стрессовых ситуациях часто можно заметить конвульсивное пожатие одной рукой кулака или предплечья другой, постоянное касание каких-либо частей тела, или элементов одежды. Все это выдает ваше внутреннее состояние с головой. Научитесь контролировать свои движения.

Секрет 3. Взгляд

При встрече, не успев произнести ни слова, ваши глаза начинают говорить с первой же секунды. Вы удивитесь, но именно они способны выдать самые потайные ваши чувства к собеседнику. Это может быть крайнее равнодушие, презрение, робкий интерес и даже смелый сексуальный призыв. Поэтому необходимо стараться вкладывать одинаковые эмоции в лицо и во взгляд.

Потренируйтесь перед зеркалом, позвольте себе такое удовольствие, как доброжелательность и невозмутимость во взгляде.

Секрет 4. Длительность взгляда

Пристальный взгляд в глаза собеседнику на протяжении длительного времени зачастую говорит о том, что именно он или она является единственным объектом внимания в том помещении, где вы находитесь (а может, даже и во всем мире в эти минуты).

Если взгляд непродолжительный, но при этом прямой и открытый, он производит похожий эффект. При этом шансы испугать собеседника, неготовому к смелым проявлениям чувств, гораздо меньше, чем в первом случае.

Секрет 5. Задерживание взгляда

Не торопитесь отводить взгляд от объекта вашего внимания, даже после завершения его рассказа или, если разговор был прерван другим человеком. Задержите свой взгляд хотя бы на 3-4 секунды, и лишь потом отводите глаза, однако, медленно, давая понять, что вы делаете это неохотно. Через время вернитесь взглядом к собеседнику обратно.
Проверено, чем больше времени человек смотрит в глаза объекту противоположного пола, тем больше он влюбляется в него.

Конечно, пристальный взгляд порой выглядит даже очень неприлично, однако, периодическое задерживание или постоянное возвращение его к собеседнику, дает понять, что он вам гораздо интереснее, чем кто-либо.

Секрет 6. Эффект зрачков

Задумывались ли вы, что размер зрачков всегда передает очень много информации вашему собеседнику. Конечно, очень сложно контролировать их величину, однако создать соответствующую атмосферу, чтобы они производили необходимый эффект вполне реально. Как известно, зрачки увеличиваются, когда мы думаем о чем-нибудь приятном для нас или смотрим на что-либо привлекательное. Приглушенный свет производит такой же эффект, поэтому ужин при свечах является одним из самых романтичных способов проявить всю магию своего взгляда.

Секрет 7. Оценивающий взгляд

Когда подбородок собеседника лежит на ладони, а указательный палец прикасается к щеке, можете быть уверены, вас пытаются оценить. Этот жест наиболее часто встречается у одиноких людей, как правило, у женщин.
Собеседник также оценивает вас, когда трет свои ладони одна о другую, подпирает мечтательно голову рукой, почесывает подбородок или играет с очками (протирает, грызет дужку оправы и т.д.). Стоит отметить, что степень оценки бывает разной. Кто-то оценивающе смотрит на собеседника, как на объект желания, а кто-то ищет в ваших словах скрытый смысл и готов даже вступить в спор.

Секрет 8. Улыбка, как способ проявить симпатию

Улыбающиеся люди всегда выглядят привлекательнее. Простой улыбкой можно выразить доброе отношение к собеседнику, проявить свою симпатию, и, главное, это отличный способ разрядить любую обстановку. Поэкспериментируйте, результат вас очень удивит, ведь скоро рядом с вами засияют и другие улыбки.

Секрет 9. Сексуальное запястье

При общении мы все очень ценим открытость, ведь очень важно, чтобы человек не боялся нам доверять. Это залог не только крепкой дружбы, но и более серьезных отношений. Удивитесь, но свое открытое отношение можно проявить с помощью рук, а именно запястья. В особенности для мужчин оно является интимной частью женского тела, ведь оно очень нежное и содержит множество нервных окончаний и сосудов. Поэтому демонстрация открытого запястья – это один из самых сексуальных жестов. Не бойтесь открыться своему собеседнику, расслабьте кисти рук.

Секрет 10. Улыбка + взгляд = безотказное оружие

Застенчивая, но вместе с тем озорная улыбка – один из шагов к завоеванию мужской симпатии. Если на вас обратил внимание мужчина, не стесняйтесь подарить ему мимолетную улыбку буквально краем глаза. В этот же момент постарайтесь быстро отвести взгляд, словно ваше возбуждение оказалось столь внезапным и огромным. Мужчин такие взгляды обезоруживают.

Секрет 11. Смех – фиксация положительных эмоций

Если у вас с собеседником много общих тем для разговора, и вы в его компании чувствуете себя легко и непринужденно, не бойтесь смеяться. Конечно, смех не должен быть вызывающим и слишком громким, однако, его смелое проявление, показывает рядом сидящему человеку, насколько вам с ним весело и приятно. К тому же после вашего ухода, у собеседника останутся положительные воспоминания и желание пообщаться с вами снова.

Секрет 12. Скрещивание рук – закрытость или уязвимость

Многие из нас считают, что скрещивание рук – это одна из тех поз, когда мы включаем так называемую защиту, настороженность и даже нежелание общаться. Однако подсознание мужчин часто трактует эту позу несколько иначе. Если его собеседником является женщина, то скрещивание рук лишь показывает, насколько она уязвима и, действительно, требует мужской защиты. Такую женщину хочется заключить в объятия и не отпускать.

Существует мнение, что такая поза рук является невероятно сексуальными жестом, который взывает мужчин к самым примитивным инстинктам.

Секрет 13. Скрещивание ног - грубейшая ошибка

Какой бы стрессовой ни была ситуация, в которой вы оказались, не забывайте про позу ваших ног. Одной из самых популярных и отталкивающих собеседника «закрытых поз», которая выражает вашу нервозность, является скрещивание ног. Мужчина может принять ее слишком буквально и сделать вывод, что вам с ним неуютно и может быть даже неприятно общаться. Избегайте этой позы, даже если вам кажется, что так ваши ножки выглядят привлекательнее.

Секрет 14. Надоедливый собеседник

Случается так, что собеседник и вправду выступает очагом вашего раздражения и нервозности. Один из наилучших способов намекнуть ему на это, начать покашливать или слегка прочищать горло. Вряд ли у него возникнет желание и дальше продолжать с вами беседу. В какой-то момент ему захочется удалиться без вашей просьбы.

Секрет 15. Нежные ушки

Если вы женщина и в разговоре с мужчиной вдруг осознаете, что не можете больше слушать его рассказ, попробуйте поиграть с мочкой уха. Такой жест подсознательно блокирует вход ненужной информации от собеседника.

Секрет 16. Нервные пальчики

Резкие и хаотичные движения пальцами выдают собеседнику ваше внутреннее напряжение. Если у вас нет желания открыто продемонстрировать ему это, избегайте постукивания пальцами по какой-либо поверхности, а также не играйте с какими-либо предметами (ручкой, карандашом, зажигалкой и т.д.).

Лучший способ выплеснуть свою энергию – поиграть с украшениями (провести пальцами по цепочке, браслету или серьгам). И вам будет спокойнее, и со стороны это будет выглядеть сексуально.

Секрет 17. Правильно сидеть в кресле – задание не из легких

Многим из нас очень сложно расслабиться и почувствовать себя непринужденно. Как следствие, эта проблема сказывается на позе, в которой мы сидим, или как держим осанку при ходьбе. К примеру, неуверенность в себе может проявляться спрятанными скрещенными ногами под креслом или стулом. Если вы сидите на самом краю кресла и при этом держите сумочку перед собой на коленях, это создает определенного рода барьер между вами и собеседником. Старайтесь не напрягаться, наоборот, покажите собеседнику свое спокойствие и доверие к нему. Будьте открытыми.

Секрет 18. Игра с туфелькой

Многим женщинам необходимо взять на вооружение, что движение ноги назад и вперед оказывает магическое влияние на мужской пол. Это смотрится немножко игриво и сексуально.

Секрет 19. Длина ножки

Красивые длинные ножки всегда привлекают мужчин. Не сгибайте ступни и не подтягивайте носок, когда сидите рядом с объектом вашей симпатии, так как это визуально укорачивает ноги. Наоборот, старайтесь оттягивать носок – это выглядит очень элегантно и соблазнительно.

Секрет 20. Поза собеседника

Не забывайте следить не только за собой, но также и за своим собеседником. Например, уже по тому, как он расположился в кресле, можно судить о его отношении к вам. Поза «вразвалку», вытянутые вперед ноги или положенные одна на другую явно говорят о невоспитанности человека, а также неуважении его к вам.

Секрет 21. Сидеть красиво в кресле не запретишь

Присаживаясь на стул или в кресло, прежде всего, следует занять удобную для себя позу. При этом спина и плечи должны касаться спинки стула или кресла, ноги следует слегка наклонить набок или держать прямо вместе, руки положить на колени или подлокотники, а подушечки пальцев рук соединить. Эта поза смотрится очень свободно, но вместе с тем сдержанно и приятно в глазах собеседника.

Секрет 22. Красиво садиться в машину – тоже искусство

Овладеть навыком садиться в машину быстро и при этом красиво вполне просто. Для начала постарайтесь присесть на сидение и только затем подтянуть ноги (две сразу или по одной, как удобнее). Основное правило – не следует садиться в машину вперед головой со всеми пакетами и сумками в руках. Сразу поместите все вещи в автомобиль и потом присаживайтесь сами.

Секрет 23. Образ непривлекательной женщины

Плохое настроение – это не повод для настоящей женщины выглядеть некрасиво. Мужчина никогда не обратит внимание на вашу сгорбленную спину и опущенную вниз голову.

Секрет 24. Жесты жалости

Если вы не хотите вызвать к себе жалость не прибегайте к таким движениям, как поглаживание шеи рукой или поправление прически. Подобно скрещенным рукам они символизируют о вашем желании защититься от собеседника.

Секрет 25. Уместность скрещенных рук и ног

Защитная реакция с помощью скрещенных рук и ног становится вполне приемлемой тогда, когда собеседник вызывает у вас крайнее недовольство.

Секрет 26. Превосходство женщины над мужчиной

Уверенно подавая мужчине руку, вы демонстрируете свое превосходство над ним.

Секрет 27. Наклон головы

Во время беседы можно слегка наклонить голову в сторону собеседника, что позволит выразить симпатию к нему. Слегка прислонившись, но практически не дотрагиваясь до собеседника можно показать более серьезные чувства к нему. Если вы ему действительно дороги, он сделает наклон к вам также, если нет – это следует расценивать, что он в вас не заинтересован.

Секрет 28. Прикосновения

Основная задача женщины никогда не навязывать свои движения мужчине. Поэтому прикосновения должны быть нежными и легкими, и ни в коем случае не задевать сексуальные зоны. Если мужчине приятно такое внимание, он непременно ответит взаимностью. В то же время напористые жесты могут, наоборот, пробудить в нем неприязнь к вашим действиям.

Секрет 29. Накручивание волос на пальчик

Этот жест следует рассматривать неоднозначно. С одной стороны, если вы поймали себя на таком действии во время беседы с мужчиной, это можно расценивать, что он вас заинтересовал, и вы неосознанно даже начали с ним флиртовать.

С другой стороны, необходимо быть крайне осторожной с таким жестом, поскольку мужчины не всегда положительно воспринимают это заигрывание. На подсознательном уровне это может вызывать у них раздражение.

Секрет 30. Крылья носа

Если вы обратили внимание, что у собеседника во время разговора с вами периодически раздуваются крылья носа, будьте уверены, он желает гораздо большего, чем просто общение.

Секрет 31. Когда нервничают мужчины

Даже самый уверенный в себе мужчина может начать внезапно волноваться и проявлять неосознанные действия, когда хочет понравиться противоположному полу. Признаки: руки тянутся к шее, чтобы поправить воротник рубашки или галстук, смахивается несуществующая пыль с одежды, например, с плеча пиджака и т.д.

Секрет 32. Агрессивный мужской жест

С особой осторожностью отнеситесь к такому сексуальному проявлению мужчины, как закладывание больших пальцев рук за ремень брюк. Как правило, ничего хорошего в этом жесте нет, помимо того, что он готов провести с вами ночь. При этом интересы избранницы его зачастую абсолютно не интересуют.

Секрет 33. Жесты сексуальной заинтересованности у мужчин

Существует несколько простых видов поведения и жестов мужчины, которые говорят женщине о том, что она ему интересна:
  • разговор «без умолку»;
  • прямой взгляд в глаза;
  • расширенные зрачки;
  • взгляд на сексуально привлекательные области тела женщины;
  • вытягивание губ, словно для поцелуя.

Итог

Безусловно, все перечисленные секреты далеко не весь алфавит языка жестов. Изучая постепенно все движения и позы тела, вы сможете в совершенстве овладеть искусством познания мыслей и чувств собеседника. Более того, это поможет вам грамотно преподносить себя в любой ситуации и с достоинством выходить из них. Знание языка жестов придаст уверенность вам и неотразимость в глазах любого собеседника.

(Понятие невербального общения, значение языка жестов в нашей жизни и его использование для достижения желанных целей, значение некоторых жестов.)
Каждый день вы встречаетесь с различными людьми, разговариваете с ними, в чём-то убеждаете, получаете в то же время информацию и от них. При этом вам хочется выглядеть убедительными, уверенными в себе, располагающими к доверию. При этом неплохо было бы понимать, насколько другие люди искренни в общении с нами.
Ваши жесты, поза, походка, мимика являются своеобразной надписью на вашей спине для тех, кто умеет распознавать язык телодвижений. Хмурый, строгий человек в строгом костюме с тяжёлой походкой и резким голосом тоже имеет свою надпись: "Делайте так, как я сказал!". И человек с опущенными вниз плечами и унылой, озабоченной физиономией извещает: "поглядите, какой я невезучий и уставший".
Для того, чтобы правильно понимать других людей и уметь правильно подать себя в нужной ситуации стоит научиться "читать" язык жестов и . Ведь две третих информации о вашем партнёре по общению, о его действительных чувствах и намерениях, вы черпаете (осознано или неосознано) не из его слов, а из его жестов, поз, мимики, взгляда.

Невербальный язык - это результат не осознанного поведения, а импульсов подсознания. Поэтому его в целом невозможно подделать (разве что отдельно взятые жесты) и доверять ему стоит гораздо больше, чем словам.

Присматриваясь к движениям собеседника, важно не увлечься однозначными трактовками отдельных жестов. Несколько невербальных сигналов, вырванных из всего образа общения, могут лишь сбить с толку неопытного наблюдателя.

Если собеседник отставил в сторону ногу, это может говорить как о его настроении, так и о том, что его нога затекла. Если он почесал нос или подбородок, это может свидетельствовать как о лжи, так и том, что часть его лица действительно зачесалась. Поэтому на жесты собеседника нужно смотреть в совокупности, сопоставляя их дополнительно с мимикой и речью.

Язык жестов и мимика. значение некоторых жестов:

Жесты открытости. Среди жестов открытости можно рассмотреть следующие: когда у человека руки раскрыта ладонями вверх – это говорит о его открытости, искренности; когда собеседник расстегивает жакет – это также признак того, что человек открыт перед вами и дружелюбно настроен.

Оборонительные жесты. Это как реакция на конфликты, угрозы. Если собеседник скрещивает руки на груди, проанализируйте что вы говорите, потому что он начинает избегать обсуждения. Если человек сжал руки в кулаки – также оборонительная реакция.

Оценивающие жесты. Это жесты выражения задумчивости и мечтательности. К примеру, человек держит руку у щеки (погружен в глубокое раздумье). Если собеседник вас критически оценивает, вы можете заметить, что его подбородок опирается на ладонь, палец указательный при этом находится вдоль щеки, остальные пальцы будут находиться ниже рта. Это позиция называется «подождем - увидим». Собеседник наклонил голову – можете быть уверены, что вас внимательно слушают. Бывает так, что в аудитории часто студенты сидят с наклоненной головой – значит студенты не заинтересованы тем, что пытается донести преподаватель. Человек почесывает подбородок – значит занят тем, что принимает решение.

Скучающие жесты. Многим приходилось наблюдать такой жест, когда человек начинает щелкать колпачком ручки, либо голову опустил в ладони. Это и есть скучающие жесты, когда неинтересно человеку, нечем себя занять.

Жесты ухаживания. Женщина начинает поправлять прическу, приглаживать волосы, рассматривает себя в зеркале, балансирует туфли на кончиках пальцев – жест «прихорашивания». Мужчина же будет поправлять галстук, пиджак и т.п.

Жесты скрытности и подозрения. Собеседник прикрывает рот рукой – означает, что скрывает свое мнение по вопросу, который обсуждается. Если ноги собеседника и весь корпус тела обращены на выход – значит человек хочет закончить беседу и побыстрее уйти. Знаком сомнения будет, если человек потирает указательным пальцем нос, ухо, глаза.

Жесты подчиненности. Жест превосходства может быть выражен в рукопожатия. Человек пожимает вам руку, при этом поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, это признак того, что он пытается выразить свое некое превосходство над вами. И, наоборот, ладонью вниз – значит принимает подчиненную роль.

Жесты нервозности. Прочищение горла, покашливание, позванивание монетками в кармане, подергивание себя за мочку уха.

Умело пользуясь механизмом невербальной коммуникации, вы сможете значительно улучшить процесс общения. Всем известно, что существует вербальное общение, а есть невербальное (жесты, мимика и т.п.). Ниже перечислены некоторые виды жестов. Итак:

Подавая руку открытой ладонью вверх, вы сообщаете о том, что готовы отдать инициативу партнёру по общению. Накрывая его ладонь своей, вы заранее заявляете о своих претензиях на лидерство.

Походка человека также может дать немало информации о его характере и настроении. Рукопожатием вы можете продемонстрировать властность или покорность, твёрдость или мягкость и заботливость.

Скрещённые на груди руки говорят о закрытости и несогласии. Раскрыв их, вы станете с большей открытостью воспринимать собеседника и вызовете больше доверия с его стороны. Открытые ладони говорят об искренности и доброжелательности.

Руки, сложенные у рта, палец возле уха, слегка наклонённое вперёд туловище говорят об интересе и готовности выслушать партнёра. Таким поведением вы продемонстрируете уважение к собеседнику и представите себя как человека терпимого и открытого.

Если вы хотите сконцентрировать внимание человека на конкретной идее, то в ключевой момент соедините указательный и большой пальцы или сложите вместе все пальцы. Это подчеркнёт важность сказанного и точность ваших суждений.

Умение общаться, расположить к себе собеседника и найти к нему подход – это искусство, которое позволяет достичь успехов, как в личной, так и в профессиональной, общественной сфере. Согласно исследованиям, поведение человека оценивается с точки зрения невербальных средств общения – через жесты и мимику, движения и позы, выражение лица, взгляд, улыбку и пр. Невербальная коммуникация свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, о его чувствах и особенностях характера.

Благодаря классификации невербальных средств общения можно распознать (понять) мотивы поведения собеседника (его мечты, настроение, ожидания, намерения, переживания), достичь с ним наивысшей степени психологической близости. Для лучшего понимания особенностей невербального общения следует ознакомиться с основными видами коммуникации и их характеристикой.

Кинесика

Кинесика – отрасль психологии, изучающая эмоциональные реакции человека с точки зрения его экспрессивных выразительных движений (телодвижений). В данном аспекте, в качестве основных невербальных средств общения рассматриваются: поза, выразительность жестов, мимика, особенности походки, взгляд. Считается, что информация, которую собеседник хочет донести с помощью речи, может значительно отличаться от реально испытываемых им чувств.

Поза

Позы, принимаемые человеком в процессе беседы, свидетельствуют о его истинных намерениях, красноречивее жестов и мимики. Совладать со своими эмоциями легко, но контролировать позы при общении сложнее.

Современные психологи подразделяют позы на три типа:

  1. Доминирование – человек нависает, старается смотреть сверху вниз, сидит, откинувшись назад, закинув ногу на ногу. Зависимость – индивидуум опускает голову, сидит, плотно сжав колени, теребит пальцы.
  2. Закрытость – оппонент сцепляет пальцы, закрывается путем скрещивания рук, ног, отстраняется от собеседника, отводит взгляд. Открытость – индивидуум, расположенный к общению, отличает расслабленная поза, широкая улыбка, раскрытые ладони, вытянутые ноги, повернутое к собеседнику туловище.
  3. Противостояние – выражается приподнятым подбородком, сжатыми кулаками, раскинутыми либо расположенными на бедрах, боках руками. Гармоничность – проявляется в умиротворенной позе говорящего, его добродушном взгляде.

Жесты

С помощью данных невербальных элементов коммуникативного общения наши предки пытались достичь взаимопонимания еще с древних времен. Движения головы, жестикуляция рук способны передать эмоциональное состояние собеседника – его перевозбуждение, грусть, радость, гнев и пр.

В невербальном смысле язык жестов классифицируют по следующим видам:

  • модальные – передающие отношение участников разговора (доверие/недоверие, одобрение/несогласие, удовлетворение/недовольство);
  • коммуникативные – используются при запретах, утверждении, прощании, приветствии, привлечении внимании и т.д.
  • описательные – выражают эмоциональную окраску в контексте определенных высказываний.

Мимика

Мимические реакции считаются одним из главных показателей истинных чувств собеседника. Согласно исследованиям, если индивидуум сохраняет неподвижность лица, то информация о его личностных характеристиках теряется на 15 %. Психологами отмечены более 20 000 различных невербальных трактовок выражений лица. Основными считаются такие эмоциональные состояния, как:

  • гнев;
  • страх;
  • раздражение;
  • печаль;
  • удивление;
  • радость;
  • отвращение.

При изменении эмоционального состояния у человека начинает динамично меняться конфигурация всего лица, главным образом, губы, брови и лоб.

Походка

Походка олицетворяет жизненную позицию индивидуума. Анализируя стиль передвижения человека можно судить об особенностях его характера, возрасте, самочувствии и даже профессии. По динамике, ритму и амплитуде шага психологи узнают о таких состояниях, как гордость, страдание, болезнь, гнев, решительность, счастье и пр. «Легкая» походка выдает приподнятое настроение, радость, уверенность в себе. «Тяжелая» – характерна для угрюмых лиц, которые находятся в унынии либо состоянии гнева. «Вялая», «плетущаяся» – бывает у страдающих, неуверенных в себе лиц.

Взгляд

Визуальный контакт – невербальный сигнал, являющийся наиболее важным элементом в искусстве общения. Прямой, заинтересованный взгляд располагает собеседника к себе, вызывает симпатию. Слишком долгий взгляд воспринимается как вызов, чрезмерный интерес собеседника. Короткий, наоборот – дает основания полагать, что оппонент неискренен, скрывает информацию. Оптимальным считается – обмен взглядами в 10 секунд.

Также стоит учитывать национальный фактор, к примеру, азиаты (японцы, корейцы) не смотрят часто на лица, европейцы отличаются прямым взглядом. В зависимости от специфики психологи выделяют следующие типы взглядов:

  • социальный – характерен для светского, непринужденного общения;
  • деловой – используется в рабочей атмосфере (при заключении деловых контрактов, и т.д).;
  • интимный – олицетворяет заинтересованность, влюбленность и пр.;
  • взгляд «искоса» – может свидетельствовать о враждебности, зависти, критичности, подозрительности.

Глаза способны передавать самые тонкие сигналы эмоционального состояния индивидуума. Сужение/расширение зрачков происходит у человека на бессознательном уровне в зависимости от его настроения и состояния организма. Возбужденный, заинтересованный в чем-либо человек, будет иметь расширенные в 4 раза зрачки. Мрачное, депрессивное состояние приводит к сужению зрачков.

Просодика и экстралингвистика

Просодика и экстралингвистика анализируют индивидуума с точки зрения таких невербальных элементов, как:

  • Интонация – позволяющая определить мысли, чувства, переживания, настроение собеседника;
  • Громкость – характеризует волевые устремления, эмоциональное состояние человека (истеричность, уравновешенность и пр.);
  • Тембр – выдает характер индивидуума. Высокий тембр – признак самоуверенности либо волнения, низкий – расслабленности и мягкости, грудной – повышенной эмоциональности.
  • Пуаза – позволяет придать словам дополнительную значимость и вес. Собеседник с помощью паузы может взять время для размышления, передать свои эмоции (обиду, удивление, несогласие).
  • Вздох – не имеет словесного содержания, но может красноречиво выражать безысходность, трагичность, печаль.
  • Смех – способен разрядить обстановку и воодушевить (веселый, комичный). Либо наоборот – расстроить, понизить самооценку (язвительный, циничный, злорадный).
  • Плач – выражает переизбыток чувств собеседника.
  • Кашель – интерпретируется как желание человека символически что-то «отрыгнуть» либо недоумение, несогласие с чем-либо.

Такесика

Такесика изучает невербальные динамические способы общения – рукопожатие, поцелуй, похлопывание. Учеными доказано, что прикосновения являются биологически необходимой для человека формой стимуляции. Индивидуум использует разные виды прикосновений в зависимости от статуса, возраста, пола партнера.

  • Рукопожатие – может быть равноправное, доминирующее (крепкое, с рукой, расположенной сверху), покорное (слабое, рука находится снизу).
  • Похлопывание по плечу – такесический прием, который применяется при условии близких отношений собеседников, а также при их социальном равенстве.
  • Поцелуй – используется при близком общении – родственников и знакомых (дружеский), влюбленных пар (интимный).

Неправильное применение данных такесических элементов может привести неадекватной реакции оппонента, к конфликтным ситуациям.

Проксемика

Проксемика основана на построении межличностных отношений между индивидуумами с использованием пространственных ограничений. С точки зрения проксемики к невербальным средствам коммуникативного общения относятся:

  • Дистанция
  • Ориентации
  • Дистанция


Психологами установлены несколько норм «близости» (расстояний пространственного типа):

  • Интимное – предназначено для наиболее близких людей (0-45 см.)
  • Персональное – позволяющее общаться с общими знакомыми (45-120 см).
  • Социальное – рекомендовано для официального общения с малознакомыми людьми.
  • Публичное – позволяет воздерживаться от общения либо выступать перед аудиторией.

Собеседник, придерживающийся вышеуказанных норм, не только оказывает , но и сам чувствует себя более уверенно и комфортно.

Данные средства общения могут варьироваться в зависимости от национальности, общественного положения и страны проживания индивидуума. Также имеет значение пол, возраст и личностные характеристики человека.

Ориентация

Такой проксемический компонент как ориентация, передает различные оттенки эмоционального состояния человека, с точки зрения угла общения и направления партнера. Поворот носка ноги и тела может сигнализировать об отношении человека к оппоненту. Участник переговоров, решивший завершить обсуждение, непроизвольно совершает разворот тела в сторону выхода. В деловой коммуникации места за столом переговоров также имеют значение:

  1. напротив – характеризует конкурентно-оборонительную позицию, при которой участники жестко отстаивают свою точку зрения;
  2. с одной стороны – наиболее удобный вариант для совместного обсуждения проблем и выработки общего решения;
  3. угловое расположение – позволяет вести дружескую и непринужденную беседу;
  4. по диагонали – положение свидетельствует об отсутствии заинтересованности, нежелании участника разговора взаимодействовать.

Контрольная работа

по предмету: Русский язык

на тему: «Невербальные средства общения»

П Л А Н

1. Ведение

2. Невербальные средства общения

4. Жестикуляция

5. Жесты, жесты, жесты

5.1. Ритмические жесты

5.2. Эмоциональные жесты

5.3. Указательные жесты

5.4. Изобразительные жесты

5.5. Символические жесты

6. Национальный характер жестов

7. Заключение

8. Литература

Введение

Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты, жесты, жесты

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, - Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. .

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок