Презентация, доклад биологические факторы окружающей среды и здоровье. Абиотические факторы, биотические факторы окружающей среды: примеры

  • Глава 6. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ И МИКРОНУТРИЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ
  • Глава 8. РЕЖИМЫ ПИТАНИЯ И РЕЖИМЫ ТРЕНИРОВОК В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА
  • Глава 9. ПИЩЕВОЙ СТАТУС СПОРТСМЕНА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА, ОТРАЖАЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ЕГО ПИТАНИЯ
  • Глава 11. СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
  • Глава 12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Глава 13. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА
  • Глава 14. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЖЕНЩИН
  • Глава 5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

    Глава 5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

    5.1. Инфекционные заболевания и их распространение

    Инфекционные заболевания проявляются не сразу после проникновения возбудителя в организм, а через определенный, так называемый инкубационный (скрытый) период. Для разных заболеваний он может длиться от нескольких часов до десятков дней. Например, для брюшного тифа инкубационный период равен в среднем 14 дням, для скарлатины - 3-6 дням, а для гриппа - 2 дням.

    Обычно инфекционное заболевание у человека после скрытого периода проявляется очень бурно: быстро повышается температура тела, появляется слабость, резко снижается работоспособность, часто наступает тяжелое состояние. Инфекционные заболевания опасны еще и тем, что могут вызвать тяжелые осложнения.

    Важной особенностью многих тяжелых инфекционных заболеваний является их быстрое распространение. В зависимости от широты охвата населения инфекционными заболеваниями различают спорадические заболевания, эпидемии, пандемии, эндемии.

    Спорадические заболевания являются единичными; они проявляются от случая к случаю. Эпидемия - это массовое распространение среди населения инфекционных заболеваний, охватывающих значительные контингенты людей, связанных между собой цепью заражения. Пандемия - чрезвычайно широкое распространение

    инфекционных заболеваний, захватывающих целые континенты или весь земной шар. Эндемия - систематическое возникновение среди населения каких-либо инфекционных заболеваний, связанное главным образом с местными условиями.

    Неблагоприятные социально-экономические и гигиенические условия жизни способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а также отрицательно влияют на их течение и исход. Распространение инфекционных заболеваний происходит в виде эпидемического процесса. Его можно схематично представить в виде следующих звеньев: 1) источник возбудителей инфекций; 2) факторы передачи инфекций; 3) восприимчивый организм.

    Источником инфекции чаще всего является больной человек. В некоторых случаях человек может выделять возбудителей и после выздоровления (реконвалесцент). Есть также и здоровые люди (носители), которые выделяют возбудителей инфекций. Источником возбудителей инфекций могут быть и зараженные животные.

    Передача инфекций - сложный процесс, который состоит из фаз, следующих одна за другой: 1) выведение возбудителя из зараженного организма; 2) пребывание возбудителя во внешней среде; 3) внедрение возбудителя в организм человека. Выведение возбудителя из зараженного организма связано с местом его нахождения в организме. При локализации возбудителя в кишечнике он выводится с калом и иногда с рвотными массами. Если возбудитель имеется в органах дыхания, он выделяется с выдыхаемым воздухом и капельками слюны. С кожи и слизистых оболочек возбудитель попадает непосредственно на окружающие предметы. В тех случаях, когда возбудитель находится в крови человека, он может передаваться кровососущими насекомыми (комары, вши, клещи и др.).

    Возбудители, попавшие в окружающую среду, могут перейти от зараженного к здоровому человеку. Совокупность факторов, обеспечивающих распространение определенных инфекционных заболеваний, называется путями передачи инфекции. Следует отметить, что некоторые инфекционные заболевания распространяются путем прямого контакта, когда возбудители передаются от зараженного к здоровому человеку, не попадая в окружающую среду. Так, например, распространяются венерические заболевания (сифилис, гонорея).

    Воздух является фактором передачи возбудителей ряда инфекционных заболеваний (грипп, дифтерия, коклюш, туберкулез и др.). Во время разговора, кашля, чихания возбудители вместе с мельчайшими капельками слюны и слизи попадают в воздух и образуют

    так называемый бактериальный аэрозоль, который с потоками воздуха распространяется с большой быстротой и на значительные расстояния. Кроме воздушно-капельного способа возбудители могут передаваться и посредством пыли. Капельки бактериального аэрозоля оседают на окружающих предметах и затем легко переносятся воздушным потоком.

    Водный путь передачи инфекции весьма опасен, так как вода широко используется для питьевых и других целей, в частности в плавательных бассейнах, а возбудители могут длительное время находиться в ней. Через воду передаются главным образом брюшной тиф, дизентерия, холера и др. Кроме того, с водой в организм могут попасть патогенные простейшие и яйца гельминтов.

    Через почву могут передаваться различные возбудители раневых инфекций, сибирской язвы и некоторых гельминтов. Особенно много возбудителей содержится в почве, загрязненной выделениями человека и животных. Фактором передачи инфекции могут быть также различные бытовые предметы, например посуда общего пользования, унитазы, ручки в туалетах.

    Восприимчивость организма обусловливается неспецифической общей устойчивостью и иммунитетом. Неспецифическую общую устойчивость организма можно повысить при строгом соблюдении режима труда и отдыха, рациональном питании, применении различных закаливающих процедур и других гигиенических факторов. Иммунитет - это способность организма к невосприимчивости к определенным возбудителям инфекционных заболеваний. Иммунитет связан с наследственными или индивидуально приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем возбудителей, а также действию токсинов. Иммунитет многообразен по своему происхождению, проявлению и другим особенностям. Он может быть противомикробным, противовирусным, антитоксическим и т. п.

    Важную роль в иммунитете играют специфические защитные факторы сыворотки крови - антитела. Они образуются в организме в ответ на попадание в него возбудителей инфекции. Основной особенностью антител является способность специфически взаимодействовать с соответствующим возбудителем. При попадании токсинов в организм в сыворотке крови образуются антитоксины.

    По происхождению различают следующие виды иммунитета: наследственный (видовой), приобретенный (естественный, искусственный, активный и пассивный).

    Наследственный иммунитет является видовой особенностью организма. Так, человек обладает наследственным иммунитетом

    к ряду инфекционных заболеваний животных, а они, в свою очередь, не восприимчивы к ряду инфекционных заболеваний человека.

    Приобретенный иммунитет не передается, а возникает в процессе жизни.

    Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания, когда в организме образуются антитела или антитоксины, которые делают организм нечувствительным к данному возбудителю или бактериальным токсинам. Искусственно приобретенный иммунитет возникает, когда для его создания в организм вводят специальные препараты. Этот иммунитет подразделяется на активный и пассивный.

    Активный искусственный иммунитет возникает после введения в организм вакцин и антитоксинов, в которых содержатся специальные антигены (особым образом обработанные возбудители и токсины). Это приводит к активному образованию в организме защитных факторов против патогенных микробов и токсинов. Активный иммунитет вырабатывается через 2-4 нед. после проведения предохранительных прививок (вакцинации) и сохраняется длительное время. Обычно для закрепления активного иммунитета требуются повторные прививки (ревакцинация).

    Пассивный искусственный иммунитет создается путем введения в организм иммунных сывороток или гамма-глобулина. С сыворотками организм получает уже готовые антитела, взятые от иммунных людей или вакцинированных животных. Пассивный иммунитет проявляется обычно через несколько часов и сохраняется 2-4 нед.

    Создание искусственного иммунитета является мощным средством повышения специфической невосприимчивости организма.

    5.2. Мероприятия по предупреждению

    инфекционных заболеваний и борьбе с ними

    Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя комплекс мероприятий, среди которых наиболее важными являются:

    1) государственные мероприятия для устранения причин и распространения инфекционных заболеваний; 2) мероприятия, связанные с повышением уровня санитарной культуры населения.

    Государственные мероприятия предусматривают постоянное улучшение условий труда и быта населения, строительство различных сооружений с учетом санитарных и противоэпидемических требований. Все это, а также широкое жилищное строительство и благоустройство городов и сел, сооружение водопроводов и канализации ведет к резкому снижению инфекционных заболеваний. Медицинские мероприятия проводятся комплексно. Одно из важнейших профилактических мероприятий - выявление и обезвреживание источников инфекций. Зараженного человека (больного, носителя) как источника инфекции изолируют от людей, госпитализируют и подвергают лечению. Зараженные животные, как правило, уничтожаются.

    Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи инфекции, тесно связаны с благоустройством жилищ, удалением и обезвреживанием нечистот, правильным водоснабжением. Все они проводятся медицинскими работниками постоянно и включают в себя систематический санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест, работой объектов общественного питания и др. Для устранения путей передачи инфекции широко используется дезинфекция, дезинсекция и дератизация, которые осуществляются с помощью различных химических, физических и других средств. Дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микробов в окружающей среде. Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых, которые могут передавать инфекцию. Дератизация осуществляется с целью истребления грызунов, опасных в эпидемическом отношении. Важное значение для эффективного разрыва путей передачи инфекции имеет активное участие в этом деле населения, выполнение специальных мероприятий, соблюдение правил личной гигиены и др.

    Специфическую невосприимчивость населения к инфекционным заболеваниям можно повысить путем проведения прививок (вакцинации), которые выполняются в плановом порядке и по эпидемическим показателям.

    Повышение уровня санитарной культуры населения осуществляется путем широкого использования различных средств массовой информации: бесед, лекций, печати, радио, телевидения и др. Тренеры, преподаватели физического воспитания и спортсмены должны хорошо знать причины и особенности распространения инфекционных заболеваний и умело применять меры профилак-

    Эволюционное учение является теоретической основой биологии. Оно изучает причины и механизмы исторического развития всех живых организмов. Эволюция человека имеет свои особенности и факторы.

    Что такое антропология

    Согласно эволюционному учению, человек как формировался на протяжении длительного промежутка времени. Процессы его исторического развития изучает наука антропология.

    Возникновение человека имеет свои характерные особенности. Они заключаются в том, что на процесс становления влияют как социальные, так и биологические К первой группе относятся способность к труду, речь, Биологическим фактором эволюции человека является, в частности, борьба за существование. А также естественный отбор и наследственная изменчивость.

    Основные положения эволюционной теории

    Согласно теории Чарльза Дарвина, условия внешней среды могут вызывать изменения в строении живых организмов. Если они не наследуются, то их роль в процессе эволюции незначительна. У некоторых особей изменения происходят в половых клетках. В этом случае признак передается по наследству. Если он оказывается полезным в определенных условиях, то у организмов больше шансов на выживание. Они успешно адаптируются и дают плодовитое потомство.

    Борьба за существование

    Основным биологическим фактором эволюции человека является Ее суть заключается в возникновении конкуренции между организмами. Причиной ее появления является несоответствие между способностью разных видов к пище и размножению. В результате выживает вид, который смог наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям.

    Несмотря на то что процесс возникновения современного человека подчинялся общим закономерностям, существует и ряд отличий. Естественный отбор происходил не только по силе, ловкости и выносливости. Кроме этих физических признаков, особое значение играл и уровень умственного развития. Больший шанс выжить имели особи, которые научились изготавливать самые примитивные орудия труда и пользоваться ими, общаться с собратьями по племени, действовать сообща.

    Естественный отбор

    В ходе борьбы за существование происходит естественный отбор - биологический процесс, в ходе которого адаптированные особи выживают и активно размножаются. Те, кто приспособиться не смог, погибают.

    Таким образом, биологическим фактором эволюции человека является и естественный отбор. Его особенностью было то, что выживали особи с ярко выраженными социальными чертами. Самыми жизнеспособными оказывались люди, которые изобретали новые орудия труда, приобретали новые навыки и социализировались. С течением времени значение естественного отбора в процессе антропогенеза уменьшалось. Это связано с тем, что древние люди постепенно научились строить, облагораживать и отапливать жилища, изготавливать одежду, выращивать растения, приручать животных. В результате этого значение естественного отбора постепенно уменьшалось.

    Наследственная изменчивость

    Биологическим фактором эволюции человека является и наследственная изменчивость. Это свойство живых организмов заключается в способности приобретать новые признаки в процессе своего развития и передавать их по наследству. Естественно, эволюционное значение в процессе антропогенеза имели только полезные признаки.

    Человека сближает с млекопитающими животными целый ряд сходных биологических черт. Это наличие молочных и потовых желез, волосяного покрова, живорождение. Полость тела разделена мышечной перегородкой диафрагмой на грудную и брюшную части. Сходными признаками являются отсутствие ядер в красных кровяных тельцах эритроцитах, наличие альвеол в легких, общий план строения отделов скелета, дифференцированные зубы. И у человека, и у животных присутствуют рудиментарные (недоразвитые) органы. К ним относятся аппендикс, третье веко, зачатки второго ряда зубов и другие. Ученым известны случаи рождения людей с характерными чертами животных - развитым хвостом, сплошным волосяным покровом, дополнительным количеством сосков. Это является дополнительным доказательством от животных. Но в процессе антропогенеза сохранились только самые полезные признаки.

    Специфическими только для человека являются такие биологические черты:

    Прямохождение;

    Увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа;

    Сводчатая стопа с сильно развитым большим пальцем;

    Подвижная кисть, противопоставление большого пальца остальным;

    Увеличение объема головного мозга, развитие его коры.

    Биологическая эволюция человека тесно связана с социальной. Например, умение разводить огонь и готовить пищу привело к уменьшению размера зубов и длины кишечника.

    Биологические факторы эволюции человека являются необходимым условием для формирования социальных, которые в совокупности привели к появлению на Земле человека разумного.

    Биологические факторы включают в себя:

    Наследственные свойства

    Врожденные свойства организма

    Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

    Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздей­ствия на окружающий мир относятся к фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.

    Наряду с наследственностью к биологическому фактору от­носится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриут­робной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием ле­карственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе кото­рых формируются, развиваются человеческие свойства и спо­собности, в том числе интеллектуальные.

    Итак, биологический фактор имеет важное значение, он оп­ределяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значи­мые качества.

    Социальные факторы включают в себя:

    Социальная среда;

    Воспитание, обучение;

    Социализация.

    Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.

    Определенное влияние на развитие психики ребенка оказы­вает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности кли­мата, растительности. Природная среда важна, но она не оп­ределяет развитие, ее влияние косвенное, опосредст­вованное (через среду социальную, через трудовую дея­тельность взрослых людей).

    Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.

    Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества.

    Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».

    Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.

    Выделяют следующие стадии социализации:

    1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.

    3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

    · сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

    · изменение себя, «стать как все»;

    · конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

    5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

    Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

    Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Биологические и социальные факторы развития:

    1. 5. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
    2. 3. Понятие развития личности. Биологические и социальные факторы развития личности, их характеристики
    3. 16. роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и уо ребенка.
    4. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
    5. 7. Основные причины деградации окружающей среды. Неблагоприятные факторы химической, физической и биологической природы, влияющие на здоровье населения в современных условиях. Значение "биологических цепей" в переходе токсических и радиоактивных факторов из окружающей среды к человеку.

    Понятие «химический фактор»

    Химический фактор химические вещества и смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты…), получаемые химическим синтезом и /или для контроля которых используют методы химического анализа.

    Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

    К профессиональным заболеваниям, обусловленным воздействием химического фактора, относятся:

    Острые и хронические интоксикации и их последствия, протекающие с изолированным или сочетанным поражением различных органов и систем;

    Болезни кожи (эпидермоз, контактный дерматит, фотодерматит, онихии и паронихии, токсическая меланодермия, масляные фолликулиты);

    Металлическая лихорадка, фторопластовая (тефлоновая) лихорадка и т.д.

    Вредное воздействие факторов на здоровье работника присутствует :

    • в воздухе кабин автомобилей определяется содержание оксида углерода и оксида азота (в пересчёте на NO2) (отбор воздуха производится в движении при закрытых окнах);
    • на рабочем месте монтеров пути при подбивке пути на щебеночном балласте и при работе около путеремонтных машин в воздухе определяют кремний диоксид кристаллический при содержании в пыли от 10 до 70%, на балласте с асбестом – пыль асбестового балласта; при выгрузке и укладке новых шпал пропитанных антисептиком – фенол, нафталин и канцерогены (антрацен, бенза(а)пирен);
    • на рабочем месте машиниста стационарной компрессорной установки оцениваются масла минеральные нефтяные, оксид углерода, оксиды азота (в пересчёте на NO2), углеводороды алифатические предельные, акролеин;
    • на рабочем месте сливщиков-разливщиков нефтепродуктов оцениваются углеводороды алифатические предельные;
    • на рабочем месте лаборанта химического анализа – щелочи едкие, кислоты, при использовании хромпика – неорганические соединения хрома;
    • на рабочем месте маляра и работников других профессий, использующих лакокрасочные материалы , оцениваются в воздухе рабочей зоны высокотоксичные и легколетучие компоненты лакокрасочных материалов (растворители, разбавители, отвердители, ускорители, тяжелые металлы (пигменты), пластификаторы, и др.), соотношения которых значительно варьируют в зависимости от марки применяемого материала. Для уточнения списка веществ целесообразно использовать «Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах ПОТ Р М-017-2001», в приложении к которым приводятся перечни этих веществ по основным лакокрасочным материалам;
    • на рабочем месте аккумуляторщика определяются пары серной кислоты или щелочи едкой в зависимости от того, с какими растворами имеет дело рабочий;
    • на рабочем месте электросварщика при использовании электродов ОЗС: диЖелезо триоксид, марганец в сварочных аэрозолях, углерода оксид, азота оксиды (полный список веществ зависит от типа электродов, состава стальной основы, обмазки, флюса и т.д., в ряде случаев могут определяться фтористый водород, молибден, торий, бериллий, перечень определяемых веществ см. «Методические указания по определению вредных веществ в сварочном аэрозоле» № 4945-88 от 22.12.1988 г.);
    • на рабочем месте заточника при заточке деталей с использованием «белых кругов» определяется корунд белый, с использованием «серых кругов» – электрокорунд;
    • на рабочих местах профессий, выполняющих работы на деревообрабатывающих станках , определяется «пыль растительного и животного происхождения: древесная и др. (с примесью диоксида кремния менее 2 %)»;

    Классификация вредных веществ

    Вредные вещества классифицируются как по степени воздействия, так и по характеру оказываемого воздействия на организм человека (см. рис. 1).

    Рисунок 1 – классификация фактора

    В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» в зависимости от степени воздействия на организм человека химические вещества классифицируются на:

    Вещества чрезвычайно опасные – 1 класс (3,4-бенз(а)пирен, тетраэтилсвинец, ртуть, озон, фосген и др.);

    Вещества высокоопасные – 2 класс (бензол, сероводород, оксиды азота, марганец, медь, хлор и др.);

    Вещества умеренно опасные – 3 класс (нефть, метанол, ацетон, сернистый ангидрид);

    Вещества малоопасные – 4 класс (бензин, керосин, метан, этанол и др.).

    Классификация химических веществ в зависимости от степени воздействия на организм человека приведена на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Классификация химического фактора в зависимости от степени воздействия

    В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» по характеру воздействия на организм человека вредные химические вещества подразделяются на следующие группы:

    Общетоксические . К их числу относятся ароматические углеводороды и их производные, ртуть и фосфорорганические соединения, метиловый спирт и т.д.;

    Раздражающие. Вызывают воспаление верхних дыхательных путей (сероводород, хлор, аммиак). Сильные кислоты и щелочи, многие ангидриды кислот оказывают местное действие на кожу, вызывая ее омертвление.;

    Сенсибилизирующие. Вызывают повышенную чувствительность (аллергические реакции) организма человека. К веществам, вызывающим сенсибилизацию, относятся формальдегид, ароматические нитро-, нитрозо-, аминосоединения, карбонилы никеля, железа, кобальта, некоторые антибиотики, например, эритромицин и др.;

    Влияющие на репродуктивную функцию. К таким веществам относят бензол и его производные, сероуглерод, соединения ртути, радиоактивные вещества и др.;

    Канцерогенные. Попадая в организм человека, вызывают образование, как правило, злокачественных или доброкачественных опухолей (асбесты, бензол, бенз(а)пирен, бериллий и его соединения, каменноугольные и нефтяные смолы, сажи бытовые, этилена оксид и др.);

    Мутагенные. Вызывают изменение генетического кода клеток, наследственной информации. Это может вызвать снижение иммунитета организма, раннее старение, развитие заболеваний (формальдегид, этилена оксид, радиоактивные и наркотические вещества);

    Фиброгенное действие. Такое действие, при котором в легких человека происходит разрастание соединительной ткани, нарушающее нормальное строение и функции органа. Очень высокой фиброгенной активностью обладает диоксид кремния или кремнезем

    Присутствующие в воздухе рабочей зоны химические вещества, могут оказывать на организм человека КОМБИНИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ следующего характера:

    Аддитивное действие (эффект суммации) : суммарный эффект смеси равен сумме эффектов действующих компонентов. Аддитивность характерна для веществ однонаправленного действия, когда компоненты смеси оказывают влияние на одни и те же системы организма, причем при количественно одинаковой замене компонентов друг другом токсичность смеси не меняется;

    Потенцированное действие (синергизм) : оказывает большее усиление эффекта, чем аддитивное (от англ. роtent; - сильнодействующий). Компоненты смеси действуют так, что одно вещество усиливает действие другого. Примером синергизма является действие сероводорода в смеси с углеводородами (характерный состав сероводородсодержащего природного газа,при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, оксидов углерода и азота (продукты сгорания топлива). Алкоголь усиливает токсическое действие анилина, ртути и других веществ;

    Антагонистическое действие эффект комбинированного действия меньше ожидаемого. Компоненты смеси действуют так, что одно вещество ослабляет действие другого, эффект - меньше аддитивного. Примером может служить антидотное (обезвреживающее) взаимодействие между эзерином и атропином;

    Независимое действие - компоненты смеси действуют на разные системы, токсические эффекты не связаны друг с другом. Преобладает эффект наиболее токсичного вещества. Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, например, бензол и раздражающие газы, смесь продуктов сгорания и пыли.

    Измеряемые и нормируемые показатели

    • Предельно допустимая концентрация (ПДК) - концентрация вредного вещества, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Воздействие вредного вещества на уровне ПДК не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. ПДК устанавливаются в виде максимально разовых и среднесменных нормативов.
    • Максимальная (разовая) концентрация ПДК МР , - наиболее высокая из числа 30-минутных концентраций, зарегистрированных в данной точке за определенный период наблюдения.
    • Среднесменная концентрация ПДК СС – средняя из числа концентраций, выявленных в течение смены или отбираемая непрерывно в течение 24 ч.

    Основными нормативными документами, содержащими гигиенические нормативы для химических веществ являются:

    • ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
    • ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
    • ГН 2.2.5.2308-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
    Выбор норматива

    Гигиенические критерии и классификация условий труда при оценке воздействия химического фактора разработаны в соответствии с классификацией химических веществ в зависимости от классов опасности, и по особенности действия на организм

    В соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»

    Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ (првышение ПДК, раз)

    Таблица 1

    Вредные вещества Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2 Вредный класс 3.3 Вредный класс 3.4 Опасный класс
    Вредные вещества 1 – 4 классов опасности за исключением перечисленных ниже < ПДК макс 1,1 –3,0 3,1 – 10,0 10,1 – 15,0 15,1 – 20,0 >20,0
    * < ПДК сс 1,1 – 3,0 3,1 – 10,0 10,1 – 15,0 >15,0
    Особенности действия на организмe
    Вещества опасные для развития острого отравления
    с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак < ПДК макс 1,1 – 2,0 2,1 – 4,0 4,1 – 6,0 6,1 – 10,0 >10,0
    раздражающего действия < ПДК макс 1,1 – 2,0 2,1 – 5,0 5,1 – 10,0 10,1 – 50,0 >50,0
    канцерогены; вещества опасные для репродуктивного здоровья человека < ПДК сс 1,1 – 2,0 2,1 – 4,0 4,1 – 10,0 >10,1
    аллергены
    высоко опасные < ПДК макс 1,1 – 3,0 3,1 – 15,0 15,1 – 20,0 >20,0
    умеренно опасные < ПДК макс 1,1 – 2,0 2,1 – 5,0 5,1 – 15,0 15,1 – 20,0 >20,0
    противоопухолевые лекарственные средства, гормоны (эстрогены) +
    наркотические анальгетики +
    Общая оценка по химическому фактору

    Степень вредности условий труда с веществами, имеющими одну нормативную величину, устанавливают при сравнении фактических концентраций с соответствующей ПДК – максимальной (ПДК) или среднесменной (ПДК). Наличие двух величин ПДК требует оценки условий труда как по максимальным, так и по среднесменным концентрациям, при этом в итоге класс условий труда устанавливают по более высокой степени вредности.

    Для веществ, опасных для развития острого отравления, и аллергенов определяющим является сравнение фактических концентраций с ПДК, а канцерогенов – с ПДК. В тех случаях, когда указанные вещества имеют два норматива, воздух рабочей зоны оценивают как по среднесменным, так и по максимальным концентрациям. Дополнением для сравнения полученных результатов служат значения строки «Вредные вещества 1 – 4 классов опасности» (табл. 1).

    Для веществ, способных вызывать преимущественно хронические интоксикации, устанавливаются среднесменные ПДК, для веществ с остронаправленным токсическим эффектом устанавливаются максимальные разовые концентрации; для веществ, при воздействии которых возможно развитие как хронических, так и острых интоксикаций, устанавливаются наряду с максимально разовыми и среднесменные ПДК.

    При одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия с эффектом суммации исходят из расчета суммы отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК. Полученная величина не должна превышать единицу (допустимый предел для комбинации), что соответствует допустимым условиям труда. Если полученный результат больше единицы, то класс вредности условий труда устанавливают по кратности превышения единицы по той строке табл.1, которая соответствует характеру биологического действия веществ, составляющих комбинацию, либо по первой строке этой же таблицы.

    При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны двух и более вредных веществ разнонаправленного действия класс условий труда для химического фактора устанавливают следующим образом:

    – по веществу, концентрация которого соответствует наиболее высокому классу и степени вредности;

    – присутствие любого числа веществ, уровни которых соответствуют классу 3.1, не увеличивает степень вредности условий труда;

    – три и более веществ с уровнями класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности – 3.3;

    – два и более вредных веществ с уровнями класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4. Аналогичным образом осуществляется перевод из класса 3.4 в 4 класс – опасные условия труда.

    Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и др.), оценка условий труда проводится по более высокой степени вредности.

    При работе с веществами, проникающими через кожные покровы и имеющими соответствующий норматив – ПДУ (согласно ГН 2.2.5.563-96 «Предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения кожных покровов вредными веществами»), класс условий труда устанавливают в соответствии с табл. 1 по строке – «Вредные вещества 1 – 4 классов опасности».

    Химические вещества, имеющие в качестве норматива ОБУВ (согласно ГН 2.2.5.1314-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»), оценивают согласно табл.1 по строке – «Вредные вещества 1 – 4 классов опасности».

    Средства измерений

    Основные виды отбора проб при измерении химического фактора представлены на рисунке 3.

    Рисунок 3 – Виды отбора проб

    К средствам измерений относятся различного вида аспираторы, газоанализаторы, газовые хроматоргафы, индикаторные трубки.

    Рисунок 4. – Виды аспираторов.

    Рисунок 5 – Газовый хроматограф.

    Рисунок 6 – Индикаторные трубки.

    Перечень основных методических документов для определения химических веществ в воздухе рабочей зоны

    Руководство Р 2.2.2006-05, Приложение 9 (обязательное) Требования к контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

    Методические указания по измерению концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны: Переработанные технические условия, Выпуски МУ №№ 1 – 51.

    Измерение массовых концентраций 2-метил-1,3,5-тринитробензола (тринитротолуола, ТНТ) в пыли взрывчатых веществ воздуха рабочей зоны методом фотометрии. МУК 4.1.2467-09 (МУ №1693а-77).

    Измерение массовых концентраций проп-2-еналя (акролеина) в воздухе рабочей зоны по реакции с сульфаниловой кислотой методом фотометрии. Мук 4.1.2472-09 (МУ № 2719-83).

    Измерение массовых концентраций дигидросульфида (сероводорода) в воздухе рабочей зоны по реакции с молибдатом аммония методом фотометрии. МУК 4.1.2470-09 (МУ № 5853-91).

    Измерение массовых концентраций диоксида серы (сернистый ангидрид) в воздухе рабочей зоны по реакции с фуксин формальдегидным реактивом методом фотометрии. МУК 4.1.2471-09 (МУ № 1642-77).

    Измерение массовых концентраций оксида и диоксида азота в воздухе рабочей зоны о реакции с реактивом Грисса-Илосваля методом фотометрии. МУК 4.1.2473-09 (МУ № 4751-88).

    Измерение массовых концентраций формальдегида в воздухе рабочей зоны фотометрическим методом. МУК 4.1.2469-09 (МУ № 4524-87).

    В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н измерения и оценки оформляются протоколом.

    Все химические вещества, указанные в протоколе измерений, для которых определяются концентрации в воздухе рабочей зоны, должны быть в области аккредитации лаборатории организации, проводящей аттестацию рабочих мест.

    Биологический фактор

    Понятие «биологический фактор»

    Для целей аттестации рабочих мест биологические факторы-это микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, возбудители инфекционных заболеваний.

    Воздействие на организм человека

    В природной среде существуют биологические факторы, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы. Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. К числу особо опасных карантинных заболеваний в международном масштабе относятся: чума, оспа, холера, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекция и малярия. Важнейшей особенностью инфекционных болезней является то, что непосредственной причиной их возникновения служит внедрение в организм человека вредоносного (патогенного) микроорганизма.

    Непатогенные микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах обладают общетоксическим и аллергическим действием на организм человека.

    Классификация

    Микроорганизмы подразделяются на патогенные и непатогенные:

    1. Патогенные микроорганизмы подразделяются на:
    • Возбудители особо опасных инфекций (инфекции с высокой заразностью, быстро распространяющиеся, вызывая эпидемии). Всемирная организация здравоохранения объявила карантинными инфекциями международного значения 4 болезни: чуму, холеру, натуральную оспу (с 1980 г. считается искорененной на Земле) и желтую лихорадку (а также сходные с ней лихорадки Эбола и Марбург). У нас в стране соответствующие эпидемиологические правила распространяются также на туляремию и сибирскую язву;
    • Возбудители других инфекционных заболеваний.

    2. Непатогенные микроорганизмы – это все микроорганизмы, разрешенные Министерством здравоохранения России в качестве промышленных штаммов, относятся к непатогенным или условно-патогенным и относятся к III и IV классам опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».

    Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны биологического фактора (превышение ПДК, раз)

    Таблица 2

    Биологический фактор допустимый класс условий труда Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2 Вредный класс 3.3 Вредный класс 3.4 Опасный класс
    Микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов < ПДК 1,1 – 10,0 10,1 – 100,0 >100 -
    Патогенные микроорганизмы:
    Особо опасные инфекции +
    Возбудители других инфекционных заболеваний + +

    Особенности в оценке биологического фактора

    В соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» гигиеническая оценка биологического фактора производственной среды для отдельных категорий работников проводится без проведения измерений.

    Условия труда работников специализированных медицинских (инфекционных, туберкулезных и т.п.), ветеринарных учреждений и подразделений, специализированных хозяйств для больных животных относят:

    • к 4 классу опасных (экстремальных) условий, если работники проводят работы с возбудителями (или имеют контакт с больными) особо опасных инфекционных заболеваний;
    • к классу 3.3 – условия труда работников, имеющих контакт с возбудителями других инфекционных заболеваний, а также работников патоморфологических отделений, прозекторских, моргов.
    • к классу 3.2 – условия труда работников предприятий кожевенной и мясной промышленности; работников, занятых ремонтом и обслуживанием канализационных сетей.

    Нормируемые показатели

    В соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» измерения проводятся только для микроорганизмов-продуцентов.

    Микроорганизмы-продуценты присутствуют в воздухе рабочей зоны в виде аэрозолей. Величины ПДК микроорганизмов выражены в микробных клетках на 1 м (кл/м3). ПДК для микроорганизмов-продуцентов являются максимальными.

    Перечень основных методических документов, для определения микроорганизмов-продуцентов

    • Руководство Р 2.2.2006-05. Приложение 10. Общие требования к контролю содержания микроорганизмов в воздухе рабочей зоны.
    • ГН 2.2.6.2178-07. «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны».

      1. Седиментационный метод (метод Коха)

      Чашки Петри с селективными средами без крышек помещают на горизонтальные поверхности и выдерживают.

      Рисунок 7 – Чашки Петри с селективными средами.

      Седиментационный метод применяется обычно для качественной характеристики микробного загрязнения воздуха. Но экспериментом доказано, на открытую чашку Петри с питательной средой в течение каждых 5 мин оседают частицы биологического аэрозоля из 10 л воздуха, придав таким образом этому методу возможность ориентировочного количественного учета микроорганизмов в воздушной среде исследуемого объекта.

      2. Аспирационный метод

      Аспирация воздуха в пробоотборное устройство осуществляется через многосопловую пластину, непосредственно под которой устанавливают чашки Петри с плотной питательной средой. При прохождении через сопла решетки поток воздуха с находящимися в нем частицами аэрозоля разделяется на множество струек, скорость течения которых существенно возрастает, вследствие чего взвешенные в воздухе частицы биологического аэрозоля с силой ударяются о питательную среду, фиксируясь на ее поверхности. После экспозиции чашки закрывают, переворачивают, помещают в термостат и инкубируют при температуре 37±1 °С в течение 24±2 ч. После инкубации проводят учет количества колоний выросших микроорганизмов и при необходимости идентификацию микроорганизмов до рода и вида.

      Рисунок 8 – Термостат с чашкой Петри.

      Наиболее вероятные значения классов условий труда

      Гигиеническая оценка биологического фактора производственной среды для отдельных категорий работников проводится без проведения измерений.

      К классу 3.2 – относятся условия труда:

      • работников, занятых ремонтом и обслуживанием канализационных сетей ;
      • уборщиков общественных туалетов на предприятиях, вокзалах, железнодорожных станциях, аэропортах, торговых, зрелищных, спортивно-массовых учреждений и других учреждений и объектов массового скопления людей, где для обслуживания и уборки туалетов используется закрепленный штатный персонал ;
      • монтеров текущего и капитального ремонта железнодорожных путей, работающих на участках, где осуществляется сброс канализационных стоков из пассажирских вагонов ;
      • проводников пассажирских вагонов поездов дальнего следования и межобластного сообщения ;
      • обслуживающего персонала замкнутых систем сбора канализационных стоков (ЭЧТК) на пассажирских вагонах и станциях обслуживания (СОК) на железнодорожном транспорте .

      Требования к содержанию протоколов

      В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, измерения и оценки оформляются протоколом.

      Протокол должен содержать следующую информацию:

      Полное или сокращенное наименование работодателя;

      Фактический адрес местонахождения работодателя;

      Идентификационный номер протокола;

      Наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте (по ОК 016-94);

      Дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);

      Наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

      Наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации, а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);

      Наименование измеряемого фактора;

      Сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

      Методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;

      Реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;

      Место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения;

      Нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;

      Класс условий труда по данному фактору;

      Заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.

      Мероприятия по снижению воздействия биологического фактора

      В разделе 5.2 Руководства Р 2.2.2006-05 определено, что условия труда отдельных категорий работников по биологическому фактору относятся к классам 3.2 или 3.3 без проведения исследований, так как они подвергаются риску воздействия патогенных микроорганизмов, являющихся возбудителями инфекционных заболеваний. Данный фактор считается неустранимым, а применение СИЗ не снижает класс условий труда.

      АПФД

      Понятие фактора «АПФД»

      (пыли) – физический фактор это те же химические вещества встречающиеся в природе или получаемые химическим синтезом, но для их контроля используется метод весового (гравиметрического) анализа.

      Фиброгенное действие пыли – это действие, при котором в легких происходит разрастание соединительной ткани, нарушающее нормальное строение и функции органа.

      Воздействие АПФД на организм человека:

      Затрудняет дыхание, вызывает кашель и чихание;

      Токсичная пыль может привести к отравлению, удушью и др.;

      Ухудшает видимость, приводит к раздражению слизистой оболочки глаз и повышенному слезотечению;

      Вызывает раздражение кожи;

      При ухудшении видимости повышается риск травмирования.

      Классификация

      Гигиеническая оценка условий труда при содержании в воздухе рабочей зоны пылей производится в зависимости от типа и состава пыли и её концентрации.

      Аэрозоли преимущественно фиброгеного действия по воздействию

      • высоко- или умереннофиброгенные АПФД;
      • слабофиброгенные АПФД.

      Аэрозоли преимущественно фиброгеного действия по по составу на организм человека подразделяются на:

      • пыли, содержащие природные минеральные волокна (асбесты, цеолиты);
      • пыли, содержащие искусственные (стеклянные, керамические, углеродные и др.)

      Наиболее вероятные значения

      Для высоко- или умереннофиброгенных АПФД предельно допустимые концентрации составляют: ПДК ≤ 2 мг/м3.

      Для слабофиброгенных АПФД предельно допустимые концентрации составляют: ПДК > 2 мг/м3

      Нормируемые показатели

      Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны АПФД, пылей, содержащих природные и искусственные волокна, и пылевых нагрузок на органы дыхания (кратность превышения ПДК и КПН)

      Таблица 3

      В соответствии с ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» гигиеническая оценка условий труда при содержании в воздухе рабочей зоны пылей производится в зависимости от типа и состава пыли и ее концентрации.

      Класс условий труда и степень вредности при профессиональном контакте с аэрозолями преимущественно фиброгенного действия должен определяться исходя из фактических величин среднесменных концентраций АПФД и кратности превышения среднесменных ПДК.

      Для АПДФ существуют только среднесменные концентрации

      Если у АПФД есть %%\text{ПДК}_{\text{мр}}%%; все равно класс условий труда для АПФД выставляется только по %%\text{ПДК}_{\text{сс}}%% для постоянных рабочих мест).

      Если мы имеем превышение ПДКмр в течение смены не менее 3-х раз, то класс условий труда увеличивается на одну ступень.

      Основным показателем оценки степени воздействия АПФД на органы дыхания работников является . Расчет пылевой нагрузки является обязательным, если среднесменная концентрация превышает ПДК.

      Пылевая нагрузка ПН на органы дыхания работника (или группы работников, если они выполняют аналогичную работу в одинаковых условиях) рассчитывается исходя из фактических среднесменных концентраций АПФД в воздухе рабочей зоны, объема легочной вентиляции (зависящего от тяжести труда) и продолжительности контакта с пылью:

      $$ ПН = К \times N \times T \times Q $$

      где K – фактическая среднесменная концентрация пыли в зоне дыхания работника, мг/м3;

      N – число рабочих смен, отработанных в календарном году в условиях воздействия АПФД;

      T – количество лет контакта с АПФД;

      Q – объем легочной вентиляции за смену, м3

      Общая оценка по фактору АПФД

      При соответствии фактической пылевой нагрузки контрольному уровню условия труда относят к допустимому классу и подтверждают безопасность продолжения работы в тех же условиях.

      Кратность превышения контрольных пылевых нагрузок указывает на класс вредности условий труда по данному фактору (табл.3).

      При превышении контрольных пылевых нагрузок рекомендуется использовать принцип «защиты временем».

      Методические документы для оценки АПДФ в воздухе рабочей зоны

      • Руководство Р 2.2.2006–05. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Приложение 9 (обязательное) «Требования к контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
      • МУК 4.1.2468–09. «Измерение массовых концентраций пыли в воздухе рабочей зоны предприятий горнорудной и нерудной промышленности».
      Средства измерений

      АПФД классическим методом отбираются на фильтры АФА.

      Рисунок 9 – Аспиратор с фильтрами.

      Требования к содержанию протокола

      В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, измерения и оценки оформляются протоколом.

      Протокол должен содержать следующую информацию:

      Полное или сокращенное наименование работодателя;

      Фактический адрес местонахождения работодателя;

      Идентификационный номер протокола;

      Наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте (по ОК 016-94);

      Дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);

      Наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

      Наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации, а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);

      Наименование измеряемого фактора;

      Сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

      Методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;

      Реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее – ПДК), предельно допустимые уровни (далее – ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;

      Место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения;

      Нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;

      Класс условий труда по данному фактору;

      Заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.

      Мероприятия по снижению воздействия вредных химических факторов и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия

      Мероприятия по снижению воздействия вредных химических факторов и аэрозо-лей преимущественно фиброгенного действия можно объединить в следующие основные группы:

    План лекции:

    1. Неинфекционные биологические факторы окружающей среды.

        Продукты биологического синтеза.

        Отходы сельскохозяйственного производства.

        Основные направления оздоровительных мероприятий.

    2. Инфекционные (эпидемиологические) факторы окружающей среды.

        Формы и характеристика эпидемического процесса.

        Влияние факторов окружающей среды на течение эпидемического процесса.

        Мероприятия по борьбе с инфекциями.

    Под биологическими факторами окружающей среды понимают совокупность биологических объектов, воздействие которых на человека или окружающую среду связано с их способностью размножаться в естественных или искусственных условиях или продуцировать биологически активные вещества (БАВ).

    Основными компонентами биологического фактора являются:

    макроорганизмы (животные, птицы, рыбы);

    микроорганизмы (патогенные, условно-патогенные, непатогенные, живые и убитые вакцины и пр.);

    продукты жизнедеятельности микроорганизмов и микробиологического синтеза (ферменты, антибиотики, токсины, аминокислоты, белково-ви-таминные концентраты и пр.).

    По структуре биологические факторы делятся на 2 группы:

      природная группа – возбудители инфекционных заболеваний людей, животных, птиц, естественные отходы животного мира, продукты цветения растений, водоёмов и пр.;

      индустриальная группа – факторы животноводческих комплексов, продукция микробиологической промышленности.

    В целом все биологические факторы делят на неинфекционные (витамины, ферменты, гормоны и пр.) и инфекционные (микроорганизмы).

    Неинфекционные биологические факторы окружающей среды

    Возникновение проблемы биологического загрязнения окружающей среды неинфекционного характера связано с развитием микробиологической промышленности в 40-е годы ХХ века (с открытием пенициллина), основанной на микробиологическом синтезе, т.е. способности микроорганизмов к синтезу новых структурных элементов (веществ) или к избыточному накоплению продуктов обмена веществ за счёт присущих микробной клетке ферментных систем. К числу таких производств относится производство антибиотиков, аминокислот, белков, ферментов и др. Эти органические соединения, обладая высокой специфичностью действия на какие-либо органы, системы организма, получили общее название – БИО-ЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

    Создание микробиологической промышленности позволило, во первых, создать базу микробиологической фармации (выпуск антибиотиков, ферментов, аминокислот, антитоксинов, вакцин, сывороток и пр.) и, во вторых, обеспечить сельское хозяйство дополнительными источниками кормового белка, микробными удобрениями, микробиологическими средствами защиты растений от вредителей, препаратами, стимулирующими откорм сельскохозяйственных животных и птиц. Одни из этих препаратов представляют собой продукты жизнедеятельности микро-организмов-продуцентов, другие содержат жизнеспособные микробные клетки или жизнеспособные споры микроорганизмов.

    В связи с бурным развитием микробиологической промышленности увеличилась опасность неблагоприятного влияния биологического загрязнения производственной и внешней среды на здоровье населения как путём прямого воздействия (изменение иммунобиологической реактивности, возникновение аллергических заболеваний), так и опосредованно, через окружающую среду (угнетение процессов самоочищения, формирование антибиотикоустойчивых форм микроорганизмов и др.). Опасность биологического загрязнения может усугубляться сочетанным действием биологических и химических факторов среды на организм.

    Заводы по производству кормовых дрожжей могут служить источником распространения на значительные расстояния через газовоздушные выбросы не только жизнеспособных микроорганизмов , но и белкового продукта , состоящего из убитых клеток-продуцентов. Белок в концентрациях, превышающих фоновые, удавалось обнаружить на расстоянии до 700-1000 м от предприятия, а, как известно, малые дозы белка, в частности микробного происхождения, обладают выраженным сенсибилизирующим действием на организм.

    Сенсибилизирующее действие кормовых белков зависит от вида используемого сырья. Так, установлено, что микробный кормовой белок, выращенный на парафинах нефти, обладает более сильным сенсибилизирующим действием, чем выращенный на непищевом растительном сырье.

    Значительными аллергенами являются грибы . Они присутствуют в атмосферном воздухе, воздухе жилых и общественных зданий, являясь причиной таких аллергических заболеваний, как бронхиальная астма, аллергический аспергиллёз, экзогенный аллергических альвеолит и др. Некоторые из видов грибов встречаются на протяжении всего года, тогда как появление других зависит от температуры и влажности воздуха, направления и силы ветра, сезона года.

    Поражения дрожжеподобными грибами на данных производствах могут возникнуть при длительном контакте с антибиотиками, изменяющими микробный фон аутофлоры. Под воздействием биологических загрязнений, особенно антибиотиков, может развиться дисбактериоз, образование резистентных форм микроорганизмов, причём, играет роль не столько количество воздействующих веществ, сколько длительность их воздействия. Появление аллергических реакций быстрее наблюдается при длительном поступлении небольших доз антибиотиков, чем при кратковременном использовании их в больших количествах .

    Велика роль конидий (спор) плесневых грибов в возникновении микозов. Для этого необходимы определённые предпосылки, среди которых на первом месте стоит ослабление защитных сил организма, поэтому плесневые грибы относятся к условно патогенным. Различают две большие группы микозов: поверхностные и глубокие. Первые чаще поражают кожные покровы, реже – слизистые оболочки и имеют, как правило, доброкачественное течение, не представляя серьёзной опасности для человека. В противоположность поверхностным, глубокие микозы связаны с поражением внутренних органов, чаще всего, лёгких. Глубокие микозы с трудом поддаются диагностике и лечению.

    Многие виды микозов носят профессиональный характер, т.к. развиваются преимущественно у рабочих, имеющих профессиональный контакт с плесневыми грибами (животноводы, полеводы, рабочие микробиологической промышленности).

    Доказано, что некоторые виды грибов способны к токсинообразованию. Сегодня известно уже более 120 видов таких грибов и до 100 видов микотоксинов (микотоксины – метаболиты грибов, обладающие высокой токсичностью). Микоинтоксикация чаще развивается у рабочих микробиологической промышленности, занятых в производстве кормового белка, белково-витаминных препаратов, а также у лиц, проживающих в зоне влияния выбросов данного производства.

    Наиболее изученными среди микотоксинов являются афлатоксины. Установлено, что продуцентами афлатоксинов являются, главным образом, некоторые штаммы грибов, которые могут развиваться на различных пищевых продуктах в любых климатических поясах, кроме холодного. Афлатоксины являются ядами с выраженным гепатотропным действием. Они вызывают обширные коагуляционные и жировые некрозы печени. Картина отравлений ими сродни и напоминает картину отравления бледной поганкой, а это наиболее серьёзное из грибных пищевых отравлений с большой летальностью.

    Охратоксины – токсические метаболиты плесневых грибов из рода Penicillum и Aspergillus. Они способны избирательно поражать почки, подавлять синтез белка и процессы окислительного фосфорилирования. Некоторые учёные считают, что охратоксины могут играть определённую роль в эпидемиологии эндемической нефропатии – тяжёлого хронического заболевания почек, распространённого в ряде стран дальнего зарубежья (Болгарии, Румынии, на территории бывшей Югославии).

    К группе микотоксинов, избирательно поражающих почки, относится и цитрин. Токсический эффект цитрина проявляется в патологических изменениях почек, протекающих по типу нефроза, но механизм его действия пока неясен.

    Следует отметить, что многие микотоксины (афлатоксины, стеригмацистин, патулин, пеницилловая кислота, лютеоскирин и др.) являются сильнейшими канцерогенами.

    На основе культивирования грибов и бактерий микробиологическая промышленность производит различные ферменты, являющиеся биологическими катализаторами многих обменных процессов. Это позволяет получать дополнительное количество сельхозпродукции, ускорять процессы биологической консервации и др. (например, использование пектиназ для выработки фруктовых и ягодных соков). Однако, ферментные препараты для сельскохозяйственных нужд, недостаточно очищенные от микотоксинов и взвеси бактерий или микроскопических грибов, при контакте с пищевыми продуктами могут включаться в пищевые цепи и оказывать неблагоприятное влияние на организм человека.

    Бактериальные средства защиты растений вырабатываются на основе вирусов, бактерий, грибов и микроспоридий. Качественной основой этого класса микробиологических препаратов является их живое начало – микроорганизм, находящийся в антагонизме с возбудителем болезни растения, или вызывающий болезнь вредного насекомого. Отличает эти микроорганизмы то, что они являются естественными обитателями почвы, воздуха, воды и обладают избирательной патогенностью для тех или иных видов теплокровных животных и человека. Этим объясняется безопасность микробиологических средств защиты растений для «нецелевых» организмов и биоценозов. Инфекционно-токсикологическая оценка пестицидов, созданных на основе различных микроорганизмов, подтвердила неспособность последних размножаться в организме животных или человека.

    Характерной особенностью воздействия биологических факторов в микробиологической промышленности можно считать нарушения иммунитета. Продукты микробиологического синтеза относятся к полным антигенам или гаптенам, которые легко соединяются с белками сыворотки крови и могут менять иммунологический статус, способствуя аллергизации и инфицированию.

    Развитие аллергического процесса зависит от свойств аллергена и путей его поступления в организм. Как правило, при ингаляционном поступлении развиваются реакции преимущественно немедленного типа (часто в первые часы и сутки первичного контакта со значительными концентрациями биологических вредностей), протекающие по типу поллиноза (сенной лихорадки) с характерным симптомокомплексом.

    При постоянном воздействии малых концентраций аллергена могут отмечаться общая слабость, повышенная раздражительность, утомляемость, частые головные боли, боли в суставах, дерматиты. Развившаяся аллергия может длительно проявляться у человека, даже после прекращения контакта с аллергенами. Как правило, вначале исчезают признаки поражения кожных и слизистых покровов, а затем верхних дыхательных путей.

    При контакте с различными аллергенами возможна и поливалентная сенсибилизация.

    Отходы сельскохозяйственного производства. Значимым источником загрязнения окружающей среды являются животноводческие комплексы , которые по мощности и масштабам загрязнения вполне сопоставимы с крупнейшими промышленными объектами. Наряду с традиционными вредностями (повышенное содержание аммиака, сероводорода, неблагоприятный микроклимат и т. п.), на современных крупных животноводческих комплексах важное значение приобретают биологические факторы, связанные с использованием кормовых белков, белково-витаминных препаратов, гормонов и пр. Они способны вызывать сенсибилизацию организма работающих, оказывать токсическое действие, увеличивать частоту рецидивов заболевания и пр.

    Отходы животноводческого производства, в частности, жидкий навоз, создают выраженную санитарно-эпидемиологическую напряжённость, т.к. содержат большое количество яиц гельминтов, патогенных серотипов кишечной палочки, салмонелл, вирусов и др. микроорганизмов. Сточные воды этих производств, будучи использованными в качестве удобрений, представляют серьёзную опасность при их сбросе с паводковыми и дождевыми водами.

    В современных условиях загрязнения водоёмов сточными водами, содержащими поверхностно-активные вещества (ПАВ), создаются условия для перехода под их воздействием микроорганизмов из объёма воды на её поверхность и образования поверхностной плёнки микроскопической величины. Наличие ПАВ ведёт к снижению барьерной функции современных водоочистных систем в отношении бактерий и вирусов. Установлено, что анионактивные ПАВ в определённых концентрациях способны в значительной мере стимулировать размножение в воде сапрофитных бактерий, кишечной палочки и бактерий брюшного тифа. ПАВ снижают бактерицидные свойства активного хлора, снижая, тем самым, и эффективность обеззараживания воды.

    Поступление со сточными водами пестицидов также существенным образом нарушает микробный биосинтез в водоёме и изменяет индикаторное значение санитарно-показательных бактерий. Удлинение сроков выживания салмонелл и шигелл под действием пестицидов может привести к возникновению неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что усиливает роль водного фактора в заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями.

    Установлено, что поступление в непроточные или малопроточные пресноводные водоёмы биогенных элементов (фосфора, калия, азота, углерода) с бытовыми и производственными сточными водами, поверхностными стоками с полей, удобряемых фосфорными и азотными удобрениями, приводит к бурному развитию планктона (ЭВТРОФИКАЦИИ), особенно сине-зелёных водорослей, приводящее к «цветению воды» и осадконакоплению. Так, 1 кг фосфора способствует росту 1000 кг, 1 кг азота – 60 кг и 1 кг углерода – 10 кг водорослей. Возникает ряд периодических катастроф, после чего происходит отмирание биомассы в большом масштабе. При её разложении расходуется растворённый в воде кислород, что, в свою очередь, ведёт к гибели всего живого в водоёме. Экосистема «стареет» и «умирает», водоём мелеет и зарастает. Резко ухудшаются органолептические показатели воды – цветность, запах, вкус. Вода становится непригодной не только для питья, но и для промышленных нужд.

    Воздействие сине-зелёных водорослей на людей, как непосредственно, так и через обитателей водоёма, приводит к хроническим, трудно диагностируемым расстройствам со стороны ЖКТ, дыхательной системы или по смешанному типу. Наиболее тяжёлые расстройства со стороны ЖКТ связаны с употреблением в пищу свежевыловленной рыбы.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок