Презентация по химии на тему щелочные металлы. Презентация "Щелочные металлы

Рубидий (Rubidium) 37Rb. Рубидий – лёгкий и очень мягкий (как воск),серебристо-белый металл. Открыт в 1861 году по двум неизвестным ранее тёмно-красным линиям в спектре немецкими учёными Р. Бунзеном и Г. Кирхгофом. Цвет этих линий определил название: в переводе с латыни «рубидос»- -«тёмно-красный». «.

Слайд 12 из презентации «Характеристика щелочных металлов» . Размер архива с презентацией 264 КБ.

Химия 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Галогены и здоровье человека» - Кроссворд "Галогены". Фтор. Биологическая роль брома. Биологическая роль йода. Бром. Убежавшее на плиту молоко. Носовые платки. Биологическая роль хлора. Йод. Биологическая роль фтора. Галогены и здоровье человека. Полезные советы. Хлор. После Второй мировой войны. Общая характеристика галогенов. Поблекшие краски. Это полезно знать. Знания из области биологии.

«Азот и аммиак» - Качественная реакция. Третий лишний. Техника безопасности. Азот в составе аммиака. Реактив Несслера. «Да» или «нет». Фараонова Змея. Молекула аммиака. Степень окисления. Выбери формулу. Соли аммония. Механизм. Оценивание. Аммиак в воде. Характерные свойства класса солей. Лабораторная работа. Усвоение. Разложение хлорида аммония. Вулкан. Качественные реакции. Азот. Физические и химические свойства.

«Газообразные вещества» - Применение углекислого газа. Газообразные вещества. Кислород получают разложением перманганата калия. Искусственное загрязнение. Расстояние между атомами. Атмосфера. Кислород. Погибший от кислотных дождей хвойный лес. Этилен. Углекислый газ. История возникновения и развития атмосферы. Углекислый газ не поддерживает горение. Лабораторные способы получения этилена. Способы распознавания углекислого газа.

«Вода» - Гашение извести. Взаимодействие. Молекулы воды отличаются большой устойчивостью к нагреванию. Вода - весьма распространенное на Земле вещество. C + H2O = H2 + CO. Химические свойства воды. Чистая вода представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Вода. Вода в природе. Физические свойства воды.

«Характеристика щелочных металлов» - Щелочные металлы. Натрий. Простые металлы. Составьте уравнения реакций. План урока. Рубидий. Цезий. Франций. Природные соединения щелочных металлов. Проверь себя. Литий. Закономерности в строении атомов щелочных металлов. Калий. Соединения щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

«Понятие металлов» - Неорганическая химия. Составьте уравнение реакции. Какой из данных элементов лишний. Основные понятия. Найдите картинку. Найти соответствия. Найдите все металлы. Найдите третье лишнее вещество. Ответьте на вопросы. Какой из данных металлов не реагирует с водой. Оксид натрия. Гидроксид натрия. Гипс. Полевые шпаты. Какие характеристики подходят к алюминию. С какой из данных солей не будет реагировать цинк.

Цезий - первый элемент, открытый с помощью спектрального анализа. Бунзен назвал вновь открытый металл цезием (Casium) от лат. caesius -- голубой, светло-серый; в древности этим словом обозначали голубизну ясного неба. Чистый металлический цезий получен электролитическим путем в 1882 г. Франций - один из четырех элементов периодической системы элементов Менделеева, которые были открыты "в последнюю очередь". Действительно, к 1925 г. заполнились все клетки таблицы элементов, за исключением 43, 61, 85 и 87. Многочисленные попытки открыть эти не достающие элементы долгое время оставались безуспешными. В 1939 г. Маргарита Перей из института Кюри в Париже занималась очисткой препарата актиния (Ас-227) от разнообразных продуктов радиоактивного распада. Проводя тщательно контролируемые операции, она обнаружила beta-излучение, которое не могло принадлежать ни одному из известных в то время изотопов актиниевого ряда распада. Новый изотоп получил временное обозначение АсК. В 1946 г. Перей предложила назвать элемент №87 францием в честь ее родины.

Гальцева О.Н. учитель химии МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Тема урока: Металлы I А -группы Периодической системы и образуемые ими простые вещества

Цель урока: Развивать познавательный интерес обучающихся и активизировать их познавательную деятельность при изучении элементов I А -группы, их физических и химических свойств.

Планируемые результаты обучения .

Предметные. Знание особенностей электронного строения атомов щелочных металлов, их физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические опыты.

Метапредметные. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Основные понятия : щелочные металлы, строение атома, тип кристаллической решетки, оксиды, пероксиды.

Демонстрации : Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, металлы литий и натрий, эксперимент взаимодействие лития и натрия с водой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

Слайд №2. Повторение общей характеристики металлов по вопросам «Убери лишнее»

Комментируют слайд и «убирают лишнее», не относящееся к металлам. Повторяют общую характеристику металлов

Изучение нового материала

Слайд №3. Составление сравнительной характеристики щелочных металлов, изменение свойств металлов в группе в зависимости от строения атомов

Заполняют самостоятельно таблицу. По заполненной таблице дают сравнительную характеристику щелочным металлам.

Слайд 4. Металлы в природе. Вопросы:

На какие группы делятся металлы по их нахождению в природе?

К какой группе относятся щелочные металлы?

Как их можно получить?

Объяснение учителя о процессе электролиза, используя анимацию на слайде.

Из прошлого урока дают информацию, в каком виде металлы встречаются в природе. Отвечают на вопрос, о том, в виде чего встречаются щелочные металлы в природе и каким образом их можно получить.

Слайд 5. Физические свойства щелочных металлов. Вопросы:

Какова кристаллическая решетка у металлов?

Какие свойства металлов зависят от данного типа кристаллической решетки?

Какие свойства щелочных металлов вы можете предположить?

Демонстрация лития и натрия.

Отвечают на вопросы учителя, основываясь на сведения, полученные об общей характеристике металлов. Предполагают, какими физическими свойствами обладают щелочные металлы.

Слайд 6. Химические свойства щелочных металлов.

Демонстрация химической реакции лития и натрия с водой. Вопросы:

Как объяснить происходящие явления в демонстрационном эксперименте?

Почему натрий реагировал быстрее, чем литий?

Какими еще химическими свойствами обладают щелочные металлы?

Предполагают, какими свойствами могут обладать щелочные металлы исходя из общих свойств металлов. Наблюдают за проведением демонстрационного химического эксперимента взаимодействия лития и натрия с водой. Объясняют происходящее химическое явление, отвечают на вопросы поставленные учителем и выполняют задания, описанные на слайде.

Записывают информацию о химических свойствах в тетрадь.

Слайд 7. Применение соединений натрия и калия. Слайд интерактивный. Работа ведется выборочно, в соответствии с оставшимся временем.

Работа с тривиальными названиями веществ.

По картинке определяют, в какой области применяется то или иное соединение. Кликнув по картинке, появляется задание, которое выполняют вместе, один ученик у доски. Работа с тривиальными названиями веществ.

Закрепление

Слайд 8. Тестовая работа. При выполнении этого задания необходимо выбрать правильный ответ и щелкнут по нему левой кнопкой мыши .

Выполняют интерактивный тест. Обсуждение результатов выполнения теста.

Домашняя работа

Используемые источники информации

Ахметов М.А., Гара Н.Н. Химия: 9 класс методическое пособие, М. Вентана-Граф, 2014г

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2013г

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия: программы: 8-11 классы - 2-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2012г

















1 из 16

Презентация на тему: Щелочные металлы 9 класс

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ Щелочные металлы - элементы главной подгруппы I группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и франций Fr. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов. При растворении щелочных металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щёлочами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Общая характеристика щелочных металлов В Периодической системе они следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электрон и приобрести конфигурацию инертного газа. Поэтому для всех щелочных металлов характерны восстановительные свойства. Это подтверждают низкие значения их потенциалов ионизации (потенциал ионизации атома цезия - один из самых низких) и электроотрицательности (ЭО).

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Химические свойства щелочных металлов Из-за высокой химической активности щелочных металлов по отношению к воде, кислороду, и иногда даже и азоту (Li, Cs) их хранят под слоем керосина. Чтобы провести реакцию со щелочным металлом, кусочек нужного размера аккуратно отрезают скальпелем под слоем керосина, в атмосфере аргона тщательно очищают поверхность металла от продуктов его взаимодействия с воздухом и только потом помещают образец в реакционный сосуд. 1. Взаимодействие с водой. Важное свойство щелочных металлов - их высокая активность по отношению к воде. Наиболее спокойно (без взрыва) реагирует с водой литий При проведении аналогичной реакции натрий горит жёлтым пламенем и происходит небольшой взрыв. Калий ещё более активен: в этом случае взрыв гораздо сильнее, а пламя окрашено в фиолетовый цвет.

№ слайда 6

Описание слайда:

2. Взаимодействие с кислородом. Продукты горения щелочных металлов на воздухе имеют разный состав в зависимости от активности металла. Только литий сгорает на воздухе с образованием оксида стехиометрического состава:При горении натрия в основном образуется пероксид Na2O2 с небольшой примесью надпероксида NaO2: В продуктах горения калия, рубидия и цезия содержатся в основном надпероксиды:

№ слайда 7

Описание слайда:

Для получения оксидов натрия и калия нагревают смеси гидроксида, пероксида или надпероксида с избытком металла в отсутствие кислорода: Для кислородных соединений щелочных металлов характерна следующая закономерность: по мере увеличения радиуса катиона щелочного металла возрастает устойчивость кислородных соединений, содержащих пероксид-ион О22−и надпероксид-ион O2−.Для тяжёлых щелочных металлов характерно образование довольно устойчивых озонидов состава ЭО3. Все кислородные соединения имеют различную окраску, интенсивность которой углубляется в ряду от Li до Cs:

№ слайда 8

Описание слайда:

Оксиды щелочных металлов обладают всеми свойствами, присущими основным оксидам: они реагируют с водой, кислотными оксидами и кислотами: Пероксиды и надпероксиды проявляют свойства сильных окислителей: Пероксиды и надпероксиды интенсивно взаимодействуют с водой, образуя гидроксиды:

№ слайда 9

Описание слайда:

3. Взаимодействие с другими веществами. Щелочные металлы реагируют со многими неметаллами. При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов, с галогенами, серой, азотом, фосфором, углеродом и кремнием с образованием, соответственно, галогенидов, сульфидов, нитридов, фосфидов, карбидов и силицидов: При нагревании щелочные металлы способны реагировать с другими металлами, образуя интерметаллиды. Активно (со взрывом) реагируют щелочные металлы с кислотами.Щелочные металлы растворяются в жидком аммиаке и его производных - аминах и амидах: При растворении в жидком аммиаке щелочной металл теряет электрон, который сольватируется молекулами аммиака и придаёт раствору голубой цвет. Образующиеся амиды легко разлагаются водой с образованием щёлочи и аммиака:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Литий Самый легкий металл, имеет два стабильных изотопа с атомной массой 6 и 7; более распространен тяжелый изотоп, его содержание составляет 92,6% от всех атомов лития. Литий был открыт А.Арфведсоном в 1817 и выделен Р.Бунзеном и А.Матисеном в 1855. Он используется в производстве термоядерного оружия (водородная бомба), для увеличения твердости сплавов и в фармацевтике. Соли лития применяют для увеличения твердости и химической стойкости стекла, в технологии щелочных аккумуляторных батарей, для связывания кислорода при сварке.

Описание слайда:

Калий Известен с древности, выделил его также Х.Дэви в 1807. Соли калия хорошо известны: калиевая селитра (нитрат калия KNO3), поташ (карбонат калия K2CO3), едкое кали (гидроксид калия KOH) и др. Металлический калий также находит различное применение в технологии теплообменных сплавов.

№ слайда 14

Описание слайда:

Рубидий Рубидий был открыт методом спектроскопии Р.Бунзеном в 1861; содержит 27,85% радиоактивного рубидия Rb-87. Рубидий, как и другие металлы подгруппы IA, химически высокоактивен и должен храниться под слоем нефти или керосина во избежание окисления кислородом воздуха. Рубидий находит разнообразное применение, в том числе в технологии фотоэлементов, радиовакуумных приборов и в фармацевтике.

Описание слайда:

Выполнил Шляховой Владимир Франций Последний член семейства щелочных металлов франций настолько радиоактивен, что его нет в земной коре в более чем следовых количествах. Сведения о франции и его соединениях основаны на исследовании ничтожного его количества, искусственно полученного (на высокоэнергетическом ускорителе) при a-распаде актиния-227. Наиболее долгоживущий изотоп 22387Fr распадается за 21 мин на 22388Ra и b-частицы. Согласно приблизительной оценке, металлический радиус франция составляет 2,7 . Франций обладает большинством свойств, характерных для других щелочных металлов, и отличается высокой электронодонорной активностью. Он образует растворимые соли и гидроксид. Во всех соединениях франций проявляет степень окисления I.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок