Производственные мощности и технологии. Особенности организации планирования и управления на судостроительном предприятии Сборка и сварка секций

По степени полноты цикла постройки судострои­тельные предприятия разделяются на судостроительные верфи и заводы. Судостроительная верфь - предприятие, в состав кото­рого входят только построечные места (сооружения, на которых размещаются строящиеся суда), набережные и цехи по изготов­лению деталей корпуса, корпусных конструкций, изготовлению и монтажу судовых трубопроводов и систем, монтажу различных механизмов, а также группа достроечных цехов. Все механизмы, устройства, оборудование, аппаратуру и приборы верфь получает от других специализированных предприятий. Верфи не получили широкого распространения в России и Украине. Преобладающими в нашей стране являются судостроительные заводы - предприятия, в со­став которых, кроме цехов, непосредственно занятых судострое­нием, входят еще и цехи судового машиностроения. Эти цехи выпускают механизмы и оборудование как для нужд своего за­вода, так и для других предприятий в порядке кооперации.

В зависимости от материала корпуса строящихся судов судостроительные предприятия разделяют на предприятия металлического, железобетонного, пластмассового, деревянного судостроения. Различают также предприятия морского и реч­ного судостроения. Предприятия морского судостроения по спуско­вой массе строящихся судов разделяют на 5 классов (табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1. Классификация судостроительных предприятий по спусковой массе судов

Основные цехи судостроительных заводов по характеру про­изводства разделяют на цехи верфи и цехи машиностроительной части. Продукция цехов верфи предназначена для тех судов, ко­торые строит этот завод. Цехи машиностроительной части из­готавливают механизмы и оборудование часто без «привязки» к конкретному судну и сдают их на склад. Со склада они посту­пают на суда, строящиеся на данном заводе, или же в порядке кооперации на другие судостроительные предприятия.

Взаимное расположение цехов, построечных мест, спусковых сооружений и прочих зданий и сооружений, а также железных и автомобильных дорог, сетей газопроводов и других промышлен­ных сетей завода определяется его генеральным планом. Компоновка генерального плана завода характеризуется коэффициентом застройки, равным отношению суммарной пло­щади проекций всех зданий и сооружений к площади территории завода. На современных судостроительных заводах коэффициент застройки составляет около 0,50.

Работа судостроительного предприятия характеризуется сле­дующими основными данными и технико-экономическими показателями:

годовой выпуск продукции в ценностном выражении (млрд. руб.) и в натуральном выражении (количество построенных су­дов, их дедвейт и т. п.);

количество работающих, в том числе производственных и вспомогательных рабочих;

удельный выпуск продукции в ценностном и в натуральном выражении (на одного работающего, на одного производствен­ного рабочего, на 1 руб. основных фондов);

Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

1.Судостроительное предприятие - верфь - завод………………………….3
2.Виды производств…………………………... ……………………………...4
3.Схема управления производственных предприятий.. ……………………6
4.Описание структурных производственных предприятий ………………..9
5.Бригадная форма организации труда, виды оплат ………………………..9

Работа содержит 1 файл

1. Судостроительное предприятие – Верфь – Завод

Производственное объединение – это единый производственный комплекс, выполняющий свои функции на основе принципов ведения производства.

Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

Наряду с производственными объединениями в судостроительной промышленности функционируют производственные предприятия. Если судостроительное предприятие не входит в состав производственного объединения, то оно продолжает оставаться (как и производственное объединение) основным звеном народного хозяйства.

Важное значение имеют природные условия того района, в котором предполагается построить судостроительное предприятие. Они должны быть пригодны для создания основных сооружений верфи, включая стапельные места, спусковые сооружения, достроечные набережные, акваторию, защитные сооружения (молы и дамбы) и водные пути.

Существует 2 типа судостроительных предприятий: судостроительные верфи и судостроительные заводы.

Судостроительная верфь представляет собой стапель, блок стапельных цехов и достроечную набережную. Судостроительная верфь содержит цеха, где производственный процесс связан непосредственно с постройкой судов. Это – корпусообрабатывающий, сборочно–сварочный, стапельный, монтажный, трубопроводный, окрасочный, деревообрабатывающий, такелажный и достроечные цеха.

В составе судостроительной верфи могут быть также и корпусо-заготовительные цеха. К ним относятся:

      Цех обработки металла;

      Цех сборки секций;

      Цех сборки блок-секций.

Судостроительный завод отличается также наличием цехов машиностроения. К ним относится группа заготовительных цехов (литейный, кузнечный), термический, механообрабатывающий (механосборочный) и цех металлопокрытий. Также судостроительный завод содержит вспомогательные цеха: инструментальный, ремонтно-механический, энергоцех. На его территории также могут находится цехи контрагентских организаций: электромонтажный, цех изоляционных работ и.т.п.

2. Виды производств

Тип производства определяет классификационную категорию, выделяемую по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. По типам различают массовое, серийное и единичное производство.

Вид производства - это классификационная категория производства, выделяемая по признаку применяемого метода изготовления изделия или по признаку создания необходимых средств для его изготовления. По первому признаку формируется основное производство, по второму - вспомогательное.

В основном производстве выпускается продукция производственно-технического назначения, а во вспомогательном - производятся инструмент, различные виды энергии и т. п., необходимые для обеспечения деятельности осн

овного производства.

Судостроительное производственное объединение (предприятие) характеризуется большой номенклатурой видов производств, которые в целях классификации целесообразно объединять в группы (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Группа производств. Вид производства.
1. Изготовление деталей из листов и профильного материала. Предварительная обработка:

Листов;

Профильного материала.

Резка листов профильного материала.

Гибка листовых деталей.

Изготовление деталей из профильного материала.

2. Предварительное изготовление корпусных конструкций и монтаж корпуса судна. Изготовление:

Полотнищ;

Набора корпуса судна;

Плоскостных секций корпуса судна;

Полуобъемных и объемных секций корпуса судна.

Монтаж блоков корпуса судна.

3. Заготовка и обработка деталей оборудования судна. Изготовление:

Отливок;

Поковок.

Термообработка деталей.

Металлопокрытие деталей.

Механическая обработка деталей.

Изготовление деталей из дерева.

4. Предварительное изготовление судового

оборудования.

Изготовление:

трубопроводов;

    слесарного оборудования;

    деревянных конструкций судна;

    электрооборудования;

    средств автоматического управления судном.

5. Монтаж оборудования на судне. Монтаж трубопроводов:

Механизмов и устройств;

Слесарного оборудования;

Электрооборудования;

Средств автоматизации управления судном.


6. Окрасочные производства.
Грунтовка секций, блоков.

Грунтовка и окраска:

Трубопроводов;

Слесарного оборудования;

    деревянного оборудования; электрооборудования;

    наружных поверхностей судна.

7. Изоляционные производства Изоляция:

    Трубопроводов на предварительной сборке; трубопроводов на судне;

    помещений на судне.

8. Испытания судна Швартовные.

Ходовые.

Ревизия механизмов.

Контрольный выход.

3 Схема управления производственных предприятий.

Деятельность предприятия строится на сочетании централизованного руководства с его хозяйственной самостоятельностью и инициативой рабочих. На предприятиях действуют линейная и функциональная системы управления. Под линейной системой управления понимается последовательная подчиненность звеньев системы управления: бригадир - сменный мастер - старший мастер - начальник цеха - директор предприятия. Основными функциями линейной системы управления являются принятие решений, выдача их управляемому объекту и непосредственное руководство персоналом.

Каждое звено линейного управления имеет в своем подчинении информационный, технический и функциональный аппарат, который в системе управления предприятием представляет главный процесс управления. Все звенья линейного управления обладают определенными правами и несут ответственность за результаты деятельности управляемого подразделения.

К линейной системе управления относятся руководители предприятия и производственных подразделений: директор и его заместители, начальники цехов, участков, мастера. Руководители отделов и их структурных подразделений относятся к функциональной системе управления.

В линейном управлении находит выражение число ступеней системы управления. Чем больше ступеней, тем более громоздка система. В такой системе управления усложняются связи, увеличиваются сроки прохождения и принятия решений, что снижает эффективность управления. Поэтому совершенствование линейного управления одной из своих задач ставит сокращение числа ступеней в системе управления.

Для выполнения функций управления на судостроительном предприятии создается аппарат управления - заводоуправление.

Во главе судостроительного предприятия стоит директор, который назначается и освобождается от должности вышестоящим органом. Директор представляет предприятие во взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и учреждениями, распоряжается в рамках законности имущественными ценностями и денежными средствами предприятия, принимает и увольняет его работников, применяет меры поощрения и налагает, если это необходимо, взыскания.

Директору помогают в работе его заместители. Первым из них по положению является главный инженер, который отвечает за техническое состояние предприятия, подготовку производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Большую роль в деятельности предприятия играет экономическая служба. На многих предприятиях ее возглавляет главный экономист - заместитель директора. Главный экономист призван координировать всю экономическую работу на предприятии, систематически вести анализ хозяйственной деятельности, искать пути ее улучшения.

На крупных предприятиях у директора есть заместители по производству, по общим вопросам, капитальному строительству, кадрам и быту.

Заместители директора предприятия, а также главный бухгалтер и начальник технического контроля назначаются и освобождаются от должности по представлению директора вышестоящим органом.

Современное судостроительное предприятие по своей структуре является весьма сложным производственным звеном в системе народного хозяйства и обычно делится на производственные и непроизводственные подразделения - основные и вспомогательные цехи, обслуживающие хозяйства. Цехи являются обособленными внутризаводскими подразделениями, осуществляющими свою деятельность на началах внутризаводского хозяйственного расчета и производственной специализации. Цехи обычно состоят из участков, количество которых определяется масштабами производства, сложностью выполняемой работы, составом оборудования, квалификацией рабочих и т. д.

Начальники производственных цехов в большинстве случаев подчинены непосредственно директору предприятия. Начальник цеха организует высокопроизводительную и ритмичную работу и равномерный выпуск продукции высокого качества в установленном ассортименте и в утвержденные сроки, обеспечивает на основе хозяйственного расчета наименьшие затраты материальных и трудовых ресурсов.

В пределах утвержденного плана и установленных лимитов начальник цеха обладает необходимой самостоятельностью, осуществляет руководство производственной, технической и хозяйственной деятельностью цеха. Начальник цеха организует подбор, расстановку и воспитание кадров, имеет право поощрять подчиненных ему работников и налагать на них взыскания.

4 Описание структур подразделений предприятия:

цех, участок, рабочее место

Под производственной структурой цеха понимают состав производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Производственная структура цеха определяет внутрицеховую специализацию.

Производственным участком называют объединенную по тем или иным признакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. Как и цехи, вспомогательные участки создаются по предметному или технологическому признаку. По предметному признаку формируются, например, участки изготовления секций днища корпуса судна, участки монтажа главных и вспомогательных механизмов, по технологическому признаку - участки тепловой резки листов стали, окрасочных работ, сварки и т. п. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учет производства, повышает ответственность исполнителей и руководителей за качество выпускаемой продукции.

Первичной структурной единицей производственного участка принято считать рабочее место, где работает бригада рабочих или отдельные рабочие. Бригада возглавляется бригадиром, который относится к категории рабочих и работает наравне с другими членами бригады.

5. Бригадная форма организации труда, виды оплат

В производственных объединениях и на предприятиях судостроительной промышленности применяются сдельная и повременная формы оплаты труда. Заработная плата рабочему или бригаде при сдельной форме начисляется в зависимости от количества изготовленной продукции или выполненного объема работ. В судостроительных предприятиях сдельная форма оплаты труда является преобладающей.

В основе расчета заработной платы рабочих лежит тарифная система, включающая тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки.

В условиях индивидуальной сдельной оплаты труда заработная плата рабочего рассчитывается по установленным сдельным расценкам, выражающим собой оплату за единицу продукции, или по принятым нормам времени за выполняемую работу. Индивидуальная сдельная оплата труда широко распространена, например, на станочных работах в механических цехах. В большинстве цехов предприятий и объединений нет условий для применения индивидуального учета выполняемого труда, так как работы осуществляются не отдельными рабочими, а бригадами. В подобных случаях вместо индивидуальной сдельной оплаты применяется коллективная (бригадная) оплата труда, сущность которой заключается в том, что заработок начисляется по результатам труда всей бригады. Целесообразно применять коллективную сдельную оплату и в тех случаях, когда при индивидуальной сдельной оплате теряется много времени на снятие или установку детали в конце смены для освобождения станка другому рабочему. Коллективная сдельная оплата труда способствует совмещению профессий, развитию взаимозаменяемости и взаимопомощи. Среди основных направлений совершенствования организации заработной платы дальнейшее распространение коллективной оплаты труда занимает одно из важнейших мест.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Строительство судов различного назначения осуществляют су­достроительные предприятия, которые различаются по составу цехов, оборудованию и организации постройки судов.

В зависимости от организации постройки судов различают судо- сборочные верфи, судостроительные верфи, судостроительные за­воды и сдаточные базы.

Судосборочная верфь - это предприятие, выполняющее только сборку судов, а также монтаж механизмов и оборудования и проводя­щее испытание и сдачу судов. Узлы, секции и блоки корпуса, а также готовые механизмы и оборудование поступают с других предприя­тий по межзаводскому кооперированию. Судосборочная верфь не имеет заготовительных, механических, корпуснообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов. Территория верфи занята в значи­тельной степени складами для хранения деталей и конструкций корпуса.

Судостроительная верфь - это предприятие, которое выполняет обработку деталей, предварительную и стапельную сборку корпуса судов, монтаж механизмов и оборудования, получаемых со специа­лизированных предприятий, испытания и сдачу судов. Верфь имеет монтажные, корпуснообрабатывающие и сборочно-сварочные цехи.

Судостроительный завод - это наиболее крупное предприятие судостроения. Такой завод имеет, кроме монтажных и корпусных цехов, другие цехи, которые занимаются изготовлением механизмов, котлов и судового оборудования. Однако значительная часть судо­вого оборудования, механизмов и специальных устройств поступает на завод по межзаводскому кооперированию.

Судосборочная верфь - предприятие, на котором выполняют только сборку корпусов судов, монтаж механизмов, оборудова­ния и производят испытания и сдачу судов заказчику. В настоя­щее время судосборочные верфи явление редкое.

Предприятия морского, судостроения делят на пять классов в зависимости от водоизмещения строящихся судов:

I класс - более 7000 т. Они оборудованы доками или продоль­ными наклонными стапелями. В доках применяется крановое обо­рудование грузоподъемностью 5 МН (500 тс) и более, на стапе­лях в большинстве случаев до 0,8 МН (80 тс);

II класс - от 3500 до 7000 т. Построечными местами на таких предприятиях являются горизонтальные площадки, оборудованные кранами грузоподъемностью от 0,3 до 2 МН (30-200 тс). Для спуска судов используют наливные док-камеры, поперечные слипы, передаточные плавучие доки. Некоторые предприятия обо­рудованы продольными наклонными стапелями;

III класс - от 1000 до 3500 т. Постройка ведется на горизон­тальных построечных местах с помощью кранов грузоподъем­ностью 0,3-0,8 МН (30-80 тс). Для спуска судов служат по­перечные слипы или наливные док-камеры;

IV класс - от 250 до 1000 т. Горизонтальные построечные ме­ста, оборудованы кранами грузоподъемностью от 0,1 до 0,3 МН (10-30 тс). Спуск судов производят с помощью поперечных или продольных слипов;

V класс - не более 250 т. Постройка ведется на горизонталь­ных построечных местах кранами грузоподъемностью до 0,15 МН (15 тс). Суда спускают с поперечного слипа или с помощью кранов.

Состав цехов судостроительного предприятия определяется профилем предприятия и объемом производства, а также зависит от типа и размеров строящихся судов. Разбивка цехов на группы носит условный характер.

К основным цехам верфи, выполняющим постройку корпуса судна и монтаж оборудования, относятся:

- корпусообрабатывающий цех со складом металла и участком предварительной обработки листового и профильного проката, изготовляющий детали корпуса. В состав корпусообрабатывающего цеха входят также склады готовых деталей;

- сборочно-сварочный цех , выполняющий сборку и сварку кор­пусных конструкций - узлов, секций, блоков. При блочном ме­тоде постройки судов цех сборки и сварки блоков корпуса может быть выделен отдельным подразделением в группе сборочно-сварочных цехов;

- стапельный цех с построечными местами и спусковыми со­оружениями, осуществляющий формирование корпуса и спуск судна на воду;

- механомонтажный цех , производящий монтаж в блоках, на стапеле и на плаву главных и вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, судовых котлов, валопроводов;

- трубомедницкий цех , выполняющий работы по изготовлению и монтажу трубопроводов и судовых систем;

- слесарно-сборочный цех , изготовляющий и монтирующий вен­тиляцию, дельные вещи, устройства и слесарно-корпусные из­делия;

- деревообрабатывающий цех с лесопилкой, сушилкой и скла­дом пиломатериалов, изготовляющий и устанавливающий на судне настилы палуб, детали, мебель и другие деревянные из­делия;

- малярно-изоляционный цех , выполняющий на судне изоляци­онные и окрасочные работы;

- такелажно-парусный цех , изготовляющий такелаж, тенты, чехлы;

- цех покрытий , производящий гальваническое покрытие раз­личных изделий и труб (цинкование, хромирование, никелиро­вание) ;

- достроечно-сдаточный цех , выполняющий работы по достройке судов на плаву, испытания и сдачу судов.

Группа механических цехов судостроительного завода вклю­чает: литейный цех с модельной мастерской, делающий отливки из чугуна, стали, цветных металлов; механический, котельный, арматурный, кузнечный. В этих цехах изготавливают штевни, клюзы, кнехты, арматуру, а также детали, тре­бующие механической обработки.

Вспомогательные цехи – инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный - обеспечи­вают предприятие инструментом, производят ремонт оборудова­ния и сооружений самого предприятия.

Кроме того, на каждом судостроительном предприятии имеются:

складское хозяйство – склады металла, леса, топлива, смазочных материалов; цеховые склады материалов (проката, труб и пр.); склады готовой продукции; главный магазин для хранения изделий, поступающих от других предприятий и приобретенных в государственной торговой сети;

транспортное хозяйство , включающее транспортный цех с га­ражом автомашин, тягачей, электрокаров, рельсового транс­порта и капитанскую часть - буксиры, катера, баржи, плавучие краны и другие плавсредства;

энергетическое хозяйство - тепловая энергетическая установка (ТЭУ) или котельная с сетями пара и горячей воды;

трансформаторные подстанции с линиями электропередач, компрессорная с пневмосетями, кислородная и ацетиленовая станция с газопроводами.

Каждое судостроительное (судоремонтное) предприятие имеет: административ­ное здание (заводоуправление), поликлинику или центральный медпункт, столовые, помещения общественных организаций, пожарное депо и т. п. Все производственные участки, отделы заво­доуправления, санитарные, противопожарные службы и другие объекты связаны между собой телефонной связью.

Проектирование производственного участка для изготовления бортовой секции ширина (В)=35м, длина (L)=38м, количество (N)=50шт.

Построение и расчет параметров сетевой модели (сетевого графика).

Сущность, задачи и функции технологической подготовки производства. судно строительное сооружение современное

В условиях ускорения научно-технического прогресса современные суда, особенно с атомными энергетическими установками, представляют собой сложные инженерные сооружения, насыщенные большим количеством машиноприборных комплексов и устройств, управляемых на основе полной автоматизации. Научно-технический прогресс обусловливает следующие особенности, характерные не только для судостроения, но и общие для различных отраслей промышленности:

  • 1. Принципиальное изменение условий постановки научно-технических, технологических и производственных задач при принятии решения о создании судна нового проекта. Если в прошлом решение принималось при наличии научно-технических и производственных возможностей для обоснования целесообразности и достаточной экономической эффективности постройки нового судна, то в настоящее время главным условием являются целесообразность и необходимость постройки нового судна или серии судов нового проекта, которые определяются требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны. При этом значительное число теоретических вопросов являются нерешенными и требуют для своего решения интеграции науки с производством (создание новых научных и производственных подразделений), внедрение новых конструкционных материалов и технологий, проектирование и изготовление средств технологического оснащения, подготовки и переподготовки инженерно-технических и рабочих кадров по новым специальностям. Примерами новых постановок научно-технических, технологических и производственных задач в судостроении являются решения о создании судов разного функционального назначения с новыми принципами поддержания, о насыщении судов атомными энергетическими установками, сложными системами автоматики.
  • 2. Принципиальная новизна значительного числа головных, опытных и опытно-штатных изделий, одновременно создаваемых в различных отраслях промышленности. Так, например, в создании подъемно-спускного устройства на промысловых судах или автоматизированных систем управления судном принимают участие многие предприятия отрасли и всей страны. Массовый и интенсивный характер создания и освоения новых изделий приводит к дефициту всех видов ресурсов и требует применения новых методов организации распределения ограниченных ресурсов между отраслями народного хозяйства, внутри отраслей между их объединениями и предприятиями.
  • 3. Комплексирование изделий -- переход от создания отдельных изделий к созданию их комплексов. Эта особенность характерна в первую очередь для судостроения, в котором современное судно является сложным комплексом (см. ГОСТ 2.101--68 „Виды изделий"). Создание подобных комплексов базируется на проведении многочисленных научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических, экспериментальных работ, строго взаимосвязанных во времени и выполняемых большим числом предприятий различных отраслей промышленности.

Эти особенности современного производства, в том числе и судостроительного, предопределяют свои требования к комплексной подготовке производства, основной составляющей которой по трудоемкости и по продолжительности является технологическая подготовка.

Технологическая подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих полную технологическую готовность предприятия-строителя к постройке судов нового проекта, а также заданный рост технического уровня всех видов производства. Учитывая, что судостроительное предприятие имеет различные виды производства, такие, как судостроение (работы верфи), машиностроение, металлургия, производство товаров народного потребления (ТНП) и другие, ТПП также подразделяется по этим видам производства (ТПП верфи, ТПП МСЧ и т.д.).

Удельные значения (в %) видов производства на предприятии-строителе полного профиля:

Предприятие полного профиля - 100;

Судостроение (работы верфи) - 50-55;

Машиностроение (МСЧ, МЗК) -25-30;

Металлургия 5-10;

Производство ТНП -3-5.

Удельные значения видов ТПП (в %) на предприятии-строителе полного профиля:

ТПП предприятия-строителя - 100;

ТПП верфи - 60;

ТПП МСЧ - 20;

ТПП металлургии - 10;

ТПП ТИП - 10.

Наиболее трудоемким видом технологической подготовки производства является ТПП верфи, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к постройке судов нового проекта, а также заданный рост технического уровня производства верфи и каждого из его видов.

В организации ТПП верфи имеется принципиальное отличие от этого вида подготовки производства в других отраслях машиностроения, которое заключается в том, что технологическая готовность машиностроительного предприятия предусматривает наличие на нем полных комплектов конструкторской и технологической документации (ГОСТ 14.004--74), в то время как эта готовность в судостроении основана на передаче в производство конструкторских и технологических документов очередями. Кроме этого, особенностями организации ТПП верфи являются:

ТПП верфи организуется по десяти видам производства (корпусообрабатывающему, сборочно-сварочному, корпусостроительному, трубообрабатывающему, механомонтажному, производству изделий корпусодостроечной номенклатуры, производству и монтажу слесарно-корпусного насыщения, изготовлению и монтажу труб судовой вентиляции, производству и монтажу изделий отделки и оборудования судовых помещений, производству по монтажу изоляции и по лакокрасочным покрытиям, по испытаниям и сдаче судов), что значительно усложняет координацию работ, увеличивает их номенклатуру и трудоемкость;

конструкторская подготовка производства в ПКБ по срокам совмещается с ТПП предприятия-строителя судна путем участия технологов этого предприятия в работе ПКБ, начиная со стадии эскизного и технического проекта;

значительное число организационно-технологических документов разрабатывается на стадии технического проектирования;

технологические документы разрабатываются и передаются в производство очередями по мере поступления на предприятие-строитель соответствующих рабочих конструкторских документов верфи;

функции ТПП верфи шире функций ТПП в других отраслях машиностроения и дополнительно включают обеспечение технологичности судовых конструкций и испытаний механизмов, систем, оборудования, отсеков и судна в целом, типизацию технологических процессов в каждом из десяти видов производства верфи.

Удельные значения трудоемкостей выполнения работ (в %) по функциям ТПП верфи:

ТПП верфи - 100;

Обеспечение технологичности конструкций - 8;

Проектирование технологических процессов - 50;

Проектирование и изготовление СТО - 20;

Организация и управление процессом ТПП - 12;

Обеспечение изготовления головных и опытных образцов - 5;

Корректировка технологической документации - 5.

Подразделения, занятые в технологической подготовке производства.

Подготовку производства на судостроительном предприятии возглавляет главный инженер, которому подчинены все службы, ведущие разработку конструкторской, технологической, организующей и другой документации.

Центральной службой, обеспечивающей выполнение работ по подготовке производства, является отдел главного технолога (ОГТ). В ее составе работают следующие подразделения общезаводского назначения: централизованного планирования подготовки производства, распределения работ между цехами, нормирования материально-технических ресурсов, расчета производственной мощности цехов и сводной трудоемкости, необходимых для выполнения производственных заказов.

Специализированные бюро разрабатывают принципиальную технологию постройки корпуса судна, изготовления и монтажа трубопроводов, механизмов и оборудования, достроечно-отделочных работ, готовят технологическую документацию для цехов. Отдел главного конструктора (ОГК) разрабатывает проектно-конструкторскую документацию, необходимую в цехах основного и вспомогательного производств по их дооборудованию, частичной, реконструкции, развитию и совершенствованию производства. Весьма квалифицированное конструкторское подразделение специализируется на проектировании оснащения, создаваемого совместными усилиями конструкторов и технологов. Отдел главного металлурга выполняет всю необходимую технологическую и организационную документацию для металлургических и кузнечно-прессовых цехов, а также по термической обработке литья и поковок. Отдел механизации и автоматизации производства (ОМА) на основе заявок цехов и наличия разработок, выполненных отраслевыми научно-исследовательскими институтами, организует и осуществляет технические, технологические и другие мероприятия по плану повышения технического уровня и перевооружения производства. Значительная часть решений, принимаемых к реализации в порядке повышения эффективности производства, основана на информации, регулярно представляемой в распоряжение специалистов отделом научно-технической информации (ОНТИ), располагающим фондом различной информационной литературы.

Отдел стандартизации обеспечивает все подразделения предприятия необходимыми комплектами стандартов: государственных, отраслевых, республиканских и предприятия, контролируя их применение непосредственно на рабочих местах технологов и конструкторов, а также в цехах при изготовлении и приемке продукции. Отделы инструментального хозяйства (ОИХ), главного энергетика (ОГЭ) и главного механика (ОГМ), наряду с большой производственной работой по оперативному обеспечению цехов основного производства, выполняют значительные объемы работ по разработке перспективного развития производства предприятия, систематически расширяющего производственные возможности основных цехов, а также инструментального хозяйства, энергоснабжения и ремонтно-эксплуатационной базы предприятия. Отдел технического обучения (ОТО) участвует в организации учебно-методической работы в производственно-технических училищах (ПТУ), готовящих кадры для предприятия, и организует учебу рабочих и ИТР по повышению их квалификации.

Лабораторная база и метрологическая служба выполняют крупные работы, обеспечивающие высокое качество изготовляемой продукции. Крупным подразделением с весьма широким объемом задач является отдел, ведающий разработкой, освоением и внедрением автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). Этот отдел, располагая электронно- вычислительной, счетно-перфорационной и другой оргтехникой, штатом математиков-программистов и операторов, работает практически со всеми подразделениями предприятия. Технологические бюро цехов (ТБ) выполняют большой объем работ по подготовке производства, выпуская всю оперативную технологическую документацию для производственных участков и бригад рабочих.

Таким образом, в подготовке производства по всем ее разделам заняты десятки общезаводских и цеховых служб, а также многие сотни специалистов проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций, работающих по договорам. Поскольку в подготовке производства участвуют многие сотни исполнителей, необходимо учитывать с достаточной достоверностью трудовые затраты на конструкторские, технологические и другие виды разработок, выполняемых в этот период. На основе просуммированных статистических данных по трудовым затратам могут быть созданы типовые нормативы по затратам на отдельные работы, выполняемые инженерно-техническими работниками служб подготовки производства.

Особенности технологической подготовки производства при постройке различных типов судов; основные направления совершенствования и сокращения сроков ТПП.

Для современного уровня развития судостроительного производства, и особенно на предприятиях, где нередко одновременно строится несколько разнотипных головных судов, организация технологической подготовки производства по оптимальному пути весьма затруднена из-за большого числа влияющих на нее факторов. Положение усугубляется наличием значительного количества технологических документов, причем их объем по мере усложнения проектов судов возрастает, преимущественно за счет дублирования документов по однотипным работам, выполняемым на разных этапах постройки судов. В этих условиях разработка, учет, контроль движения и корректировка технологических документов становятся сложной задачей.

Учитывая, что основная задача ТПП связана с сокращением затрат и сроков постройки головного судна нового проекта, можно выделить главное направление совершенствования ТПП - разработка и внедрение комплекса отраслевых стандартов системы технологической документации верфи (ОСТД верфи). Отраслевые стандарты представляют собой типовые правила разработки и оформления документов для каждого из десяти видов судостроительного производства в соответствии с требованиями унификации, модульно-агрегатного метода проектирования и постройки судов, автоматизированного технологического проектирования и управления процессом ТПП.

Таким образом, в условиях интенсификации судостроительного производства автоматизация производственных процессов и инженерно-управленческого труда, в том числе процессов ТПП, является одним из решающих условий повышения производительности труда и эффективности производства. В настоящее время в судостроении разработана и внедрена на предприятиях отрасли первая очередь ОСТД верфи, которая устанавливает виды технологических и организационно-технологических документов по десяти видам производства верфи, а также правила разработки, согласования и утверждения этих документов, общие для отраслевых стандартов „Технологические документы судостроительной верфи" на основе и в дополнение к государственным стандартам ЕСТД.

К организационно-технологическим документам верфи относятся графические и текстовые документы, определяющие отдельно или в совокупности технологию и организацию производственных процессов постройки судов, а также организацию работ по всем видам комплексной подготовки производства к постройке судов различных проектов. В зависимости от назначения документы верфи подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся документы, которые содержат необходимую информацию для организации комплексной подготовки производства и постройки судна данного проекта в целом, а также документы, определяющие технологические процессы постройки судна в каждом из видов судостроительного производства. Вспомогательными являются документы верфи, предназначенные для обеспечения одной или совокупности функций организации, нормирования, планирования и учета процесса постройки судна.

Основные документы верфи подразделяют на документы общего и специального назначения. К документам общего назначения относятся организационно-технологические документы и документы технологических процессов независимо от применяемых технологических методов изготовления изделий. К документам специального назначения относятся документы технологических процессов, входящие в отдельные виды судостроительного производства и выполняемые специализированными средствами технологического оснащения.

Виды, назначение и формы вспомогательных документов верфи, а также документов технического контроля устанавливаются стандартами предприятия (СТП) по каждому виду судостроительного производства.

Существующие в настоящее время стандарты Единой системы технологической подготовки производства разработаны для предприятий машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. Для предприятий судостроения со специализацией выпуска чисто машиностроительной и приборостроительной продукции они приемлемы. Но для судостроительных предприятий полного профиля, где преобладающими являются работы верфи, эти стандарты не охватывают решения большого числа (до 60--70%) задач технологической подготовки производства, поэтому необходимы соответствующие отраслевые стандарты. Они должны основываться на государственных стандартах, учитывать условия и специфику судостроения.

Создание ОСТПП верфи является сложной задачей, но жизненно необходимой, особенно в условиях интенсификации производства на основе ускорения научно-технического прогресса. Для решения этой задачи разработана в отрасли долгосрочная комплексная научно-техническая программа, первая очередь которой реализована.

ОСТПП верфи -- это система организации и управления процессом ТПП верфи. Она предусматривает широкое применение прогрессивных типовых технологических процессов, стандартной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и управленческих работ, средств робототехники и ЭВМ. Цель разработки и внедрения ОСТПП верфи заключается в сокращении сроков и затрат на подготовку производства к постройке головного судна нового проекта путем использования стандартных и типовых решений, автоматизированных методов проектирования и управления, повышения уровня специализации и кооперирования при обеспечении производства современными средствами технологического оснащения.

ОСТПП верфи должна обеспечивать постройку судов различных проектов с высоким качеством производства работ на основе организации высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессов, автоматизации процессов управления. Она также должна способствовать постоянному совершенствованию подготовки производства и самого производства путем широкого применения прогрессивных технологических процессов, модульно-агрегатных методов проектирования и постройки судов, оборудования с программным управлением, использования средств робототехники и в конечном итоге создания гибких производственных систем разных уровней.

Внедрение ОСТПП верфи на предприятиях отрасли позволит:

оптимизировать организационные структуры и положения о службах ТПП на предприятиях;

использовать комплекс стандартов ОСТПП верфи;

применить типовые проектные решения с оптимизацией задач планирования, управления и анализа ТПП;

совершенствовать ТПП на основе системно-структурного анализа, моделировать процесс управления на основе экономико-математических методов и технических средств обработки информации.

Технологическая подготовка, длительное время выполнявшаяся традиционными методами, представляла собой трудоемкий и длительный процесс. Поэтому на его совершенствование были направлены усилия многих ученых и специалистов, которые вели разработки по ряду направлений. Среди них наиболее перспективным оказалось направление, основанное на применении математических методов и ЭВМ. В первую очередь это направление коснулось плазово-технологической подготовки производства, в связи, с чем потребовалось создание математической модели корпуса судна. Позднее круг задач, решаемых с применением математических методов, постепенно расширялся, о чем свидетельствуют приведенные в настоящей главе примеры. Однако при решении задач отсутствовали единые подходы к разработке программного и информационного обеспечения. В дальнейшем, в условиях возрастающей сложности судов, необходимости сокращения сроков их постройки, расширения применения математических методов и ЭВМ в инженерной деятельности, создания оборудования с ЧПУ, все в большей мере проявлялась необходимость дальнейшего совершенствования технологической подготовки производства, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и создания на их базе автоматизированных систем (АСТПП).

Под АСТПП понимается система технологической подготовки производства на базе системного применения средств автоматизации инженерно-технических работ, обеспечивающая оптимальное использование персоналом программного обеспечения и технических средств автоматизации при выполнении функций ТПП.

К основным преимуществам АСТПП при подготовке производства следует отнести сокращение сроков ТПП, повышение качества работ, увеличение производительности труда инженеров и их сокращение до необходимого числа, облегчение получения оперативной информации о текущем состоянии ТПП, облегчение и ускорение корректировки разработок, обеспечение эффективного взаимодействия с другими системами автоматизированного проектирования. Ретроспективный анализ показал, что разработка АСТПП осуществлялась на ряде общих принципов, включая принципы: системного и информационного единства, развития, стандартизации, эргономичности и др.

Принцип системного единства заключается в том, что отдельные элементы системы должны разрабатываться и функционировать как часть единого целого. Наибольший эффект будет при комплексной автоматизации решения задач на всех этапах ТПП. При этом вся АСТПП может быть частью более крупных и сложных структур.

Принцип информационного единства состоит в использовании в подсистемах единых условных обозначений, символов, терминов, способов представления входной и выходной информации.

В соответствии с принципом развития АСТПП должна создаваться как открытая система с учетом возможности ее дополнения новыми подсистемами и корректировки имеющихся. Большинство АСТПП создавалось поэтапно, что позволяло учитывать изменения реальной системы и компенсировать возможные неточности исходных данных на первоначальном этапе разработки системы включением соответствующих элементов.

Принцип стандартизации призван обеспечить на базе унификации, типизации и стандартизации подсистем гибкость АСТПП, что позволяет снизить затраты и время на их разработку и эксплуатацию. Большое значение в настоящее время приобретает, например, использование единого общесистемного программного обеспечения.

Принцип эргономичности учитывает особенности взаимодействия человека с вычислительной техникой в процессе решения задач. Современные АСТПП представляют собой человеко-машинные системы. Человек (пользователь) является их активным составным элементом. Поэтому важно правильно распределить функции между человеком и вычислительными средствами. Актуальность проблемы связана также со слабой нормализацией большинства технологических задач, которые может решать АСТПП.

В связи с этим одним из направлений развития АСТПП является их расширение за счет включения в них новых задач. Немаловажное значение имеет в настоящее время интеграция АСТПП с другими автоматизированными смежными системами такими, как САПР, что уже осуществляется практически, автоматизированной системой проектирования средств технологического оснащения и автоматизированной системой управления проектами (АСУПр).

Основное назначение автоматизации управления проектами -- повышение производительности труда, связанного с процессами сбора, обработки, анализа данных о ходе реализации проекта, проведением необходимых аналитических и прогностических расчетов, а также расчетов по выработке вариантов для принятия управленческих решений.

Для облегчения решения этих задач и предназначены АСУПр. Они предоставляют возможность разрабатывать на предприятии комплекс документов по техническому, экономическому планированию. Мощные возможности данных систем позволяют быстро и точно обработать большой объем разнородной информации, произвести ее всесторонний анализ, выпустить различные типы производственной документации.

АСУПр прошли долгий эволюционный путь от программных средств, облегчающих решение локальных задач (в рамках проекта), до «мыслящих систем», дающих информацию для ответов на вопросы: «Что, если?», и базирующихся на математическом аппарате сетевого моделирования и вероятностных методов расчетов.

В настоящее время рынок АСУПр -- это целый сегмент рынка программного обеспечения, постоянно растущий и развивающийся. Одними из первых систем, пришедших к нам из мира управления проектами, были TIME LINE и MS Project (1990-е г.). Это были дешевые программные продукты. Изучение их возможности показало, что имеющийся комплекс ограничений на объемы обрабатываемой ими информации ставит под сомнение их применение на крупных предприятиях.

Судоходство – отрасль, которая зависит не только от фарватеров, глубины под килем и бравых капитанов. Во многом успех судоходных кампаний зависит от судостроения и судоремонта, а проектирование цехов судостроительных предприятий является довольно востребованной услугой, которую оказывает проектно-инжиниринговая компания V-GRAND. Судоремонт зачастую тесно связан с судостроительством. Работы по восстановлению и ремонту судов могут выполняться там, где осуществлялось их строительство. Или параллельно производится строительство других кораблей, отдельных агрегатов и узлов, предназначенных для судоходной отрасли. Современные предприятия, принадлежащие данной отрасли все чаще являются комбинированными:

  • судостроительно-судоремонтными – когда на судостроительных заводах открываются судоремонтные цеха и участки;
  • судоремонтно-судостроительными – когда судоремонтные предприятия потихоньку осваивают малое судостроительство.

Производится с учетом того, что судостроительные заводы являют собой комплекс оснащенных оборудованием и техникой предприятий, состоящих:

  • из различных цехов и участков;
  • системы подъемного и погрузочно-разгрузочного оборудования;
  • собственной акваторией, предназначенной для спуска судов на воду, отстоя и т.д.

Специфика судостроительных заводов заключается в том, что они производят полное обслуживание судов. Что обязательно учитывается специалистами компании V-GRAND.

Расчет производственных мощностей при проектировании доков, верфей и цехов судостроительных предприятий

Выполняя п роектирование цехов судостроительных предприятий наши инженеры разрабатывают пакет документов по отдельным участкам или же всего производства в комплексе из расчета полного обслуживания судна.

Производственные мощности судостроительных и судоремонтных заводов размещают на берегах речных или морских акваторий.

В случаях, когда используются наливные доки, проектируются стапельные площадки, на которых впоследствии будут устанавливаться суда, чтобы приподнять их над уровнем воды. Благодаря такому подходу появляется возможность одновременного обслуживания сразу нескольких судов, чего нельзя добиться в сухих доках. Уровень наполнения водой наливных доков высчитывается при помощи таких инструментов, как технологические факторы.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок