Разница между практикой и стажировкой. Стажировка педагогов - современная новация для их развития

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Советом техникума

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ

имени А.К. Лысенко»

Н.А. Бровченко

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЖИРОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ



1. Область применения

1.1. Настоящее положение о прохождении стажировки педагогическими работниками (далее - Положение) регулирует процедуру формирования и реализации системы стажировок в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

2. Правовая сторона

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

3. Общие положения

3.1. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Опыт деятельности на предприятиях и организациях, соответствующих профессиональной направленности, является обязательным для педагогических работников, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС.

3.2. Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации педагогических работников.

3.3. Под стажировкой педагогических работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико- ориентированный характер. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

3.4. Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе повышения квалификации, в том числе построенной по накопительной системе. Индивидуальная модульная программа стажировки может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют собой законченный курс. Стажировка возможна на нескольких стажерских площадках различных предприятий и организаций, профиль деятельности которых соответствует реализуемым специальностям СПО. Педагогические работники проходят стажировку не реже одного раза в три года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях и организациях, стажировка педагогических работников может проводиться чаще.

3.5. Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

3.6. Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 72 часов.

3.7. Стажировка может проводиться по месту нахождения техникума, а также в организациях, предприятиях, научно-исследовательских центрах, находящихся в других регионах и имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

3.8. Основными видами стажировки являются производственная и педагогическая. Производственная стажировка проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникумах специальностям, где стажѐр приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Педагогическая стажировка проводится в образовательных организациях.

Стажѐр овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии.

4. Цели и задачи стажировки

4.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников.

4.2. Задачами стажировки являются:

Совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии;

Повышение квалификации преподавателей по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки;

Освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения;

Изучение отечественного и зарубежного опыта к требованиям уровня квалификации специалистов и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач;

Моделирование инновационных образовательных процессов;

Выработка конкретных предложений по совершенствованию ученого процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства;

Ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности;

Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квлификации специалистов;

Выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

5. Организация стажировки

5.1. Стажировка организуется с учетом потребностей учебного процесса решением директора ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

5.2. Организация стажировки педагогических работников включает в себя:

Перспективное и ежегодное планирование стажировки, являющееся составной частью программы развития образовательной организации;

Заключение договоров о сотрудничестве с организациями и предприятиями соответствующими профилям реализуемых специальностей и/или профессий, осуществляющими стажировку;

Разработку, согласование и утверждение программы стажировки;

Проведение стажировки.

5.3. Направление педагогических работников для прохождения стажировки может осуществляться на основании:

Истечения трѐхлетнего срока с момента последнего профессионального повышения квалификации, стажировки педагогического работника;

Инициативы самого педагогического работника или администрации техникума при наличии согласия принимающей на стажировку организации или предприятия и финансовой возможности образовательной организации (досрочно).

5.4. Направление педагогического работника для прохождения стажировки оформляется приказом директора, приѐм на стажировку – приказом по пред-

приятию или организации (согласно договору о сотрудничестве).

5.5. Руководители предприятий или организаций, реализующих стажировку педагогических работников, определяют рабочие места для стажѐров, руководителей стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих, в обязанности которых входят регулярные консультации стажѐров и контроль результатов их практической деятельности в период стажировки.

6. Программа стажировки

6.1. Программа стажировки педагогического работника разрабатывается стажѐром, обсуждается на заседании предметной (цикловой) комиссии, согласовывается с руководителем стажирующей организации, утверждается директором техникума (Приложения 1).

6.2. Программа стажировки должна предусматривать работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приѐмами труда, связанными с профилем образовательной организации, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда.

6.3. Программа стажировки может предусматривать:

Самостоятельную теоретическую подготовку;

Приобретение дополнительных профессиональных компетенций;

Изучение организации и технологии профессиональной деятельности;

Работу с нормативно-правовой и иной документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Получение консультаций по заявленной проблеме;

Участие в совещаниях, деловых встречах и др.

6.4. Результатом освоения индивидуальной модульной программы является вид профессиональной деятельности, перечень общих и профессиональных

компетенций, которым стажѐр овладеет в ходе прохождения стажировки.

6.5. Структура и содержание индивидуальной модульной программы стажировки содержит тематический план стажировки, который включает в себя теоретическое и практическое обучение, обязательные аудиторные занятия, в том числе лабораторные и практические, самостоятельную работу и общее количество часов стажировки.

6.6. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы основной профессиональной образовательной программы; изучение одной технологической операции; вида профессиональной деятельности; оборудования или технологии.

7. Документальное оформление стажировки и подведение итогов

7.1. Основным регламентирующим документом для стажѐра является утверждѐнная в установленном порядке программа стажировки (Приложение 1).

7.2. Стажировка педагогического работника завершается оформлением справки, подтверждающей освоение индивидуальной программы стажѐра и заверенная руководителем предприятия или организации (Приложение 2) и сдачей дневника и отчёта, составленного преподавателем по итогам стажировки (приложение 3, 4).

7.3. Документ о стажировке педагогического работника является необходимым для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

8. Порядок финансирования

8.1. Финансирование расходов по прохождению стажировки педагогическим работником осуществляется за счѐт средств образовательной организации по установленным нормативам.

8.2. За педагогическими работниками, проходящими стажировку в организациях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

Приложение 1


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛПТТ

____________/____________/ _________ / Н. А. Бровченко /

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

«_____» ____________ 2015 г. «_____» __________ 20 15г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Преподавателей (мастеров производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

Ф.И.О.

на предприятии

название предприятия

Лиски 2015 г.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

П/П

Наименование темы
(вид работы)

Количество часов

ВСЕГО:

72

Зам.директора
по УПР _____________ Е.Н.Герасименко

Зав. научно-методическим

отделением ____________ С.А.Ирхина

Приложение 2

ШТАМП

ПРЕДПРИЯТИЯ

Справка

Выдана преподавателю (мастеру производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» в том, что он за период с ________________по _________________ прошел стажировку в объеме 108час. на базе _________

_________________________________________________________________

(наименование предприятия)

по программе стажировки профессии/специальности СПО __________________________________________________________________________________.

Руководитель предприятия

М.П.

Дата выдачи: «_____»________________20____г.

Приложение 3

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ДНЕВНИК

учета прохождения стажировки преподавателем (мастером производственного обучения)

(Ф.И.О. мастера ПО)

Наименование предприятия ___________

_____________________________________________________________________________

п/п

Дата

Название и краткое содержание стажировки

Количество часов

Руководитель стажировки от техникума

____________________/ Герасименко Е.Н./

Руководитель стажировки от предприятия

____________________/______________________/

Приложение 4

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

Мастера ПО ______________________________________________

Ф.И.О.

В период с «___» _____________ 20___г. по «___» _____________ 20___г. мною была пройдена стажировка на предприятии _______________________

__________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

В процессе прохождения стажировки были выполнены следующие виды работ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика руководителя стажировки от предприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер ПО ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

подпись Ф.И.О.

Руководитель от ЛПТТ ___________ Е.Н.Герасименко

Приложение 4

ОТЗЫВ

руководителя предприятия

__________________________________________________________________

Название предприятия (организации)

о стажировке мастера производственного обучения

Ф.И.О. мастера ПО

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель от предприятия ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про порядок стажировки на рабочем месте.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое стажировка персонала;
  • Кто должен проходить стажировку;
  • Как проходит организация стажировки.

Что такое стажировка персонала

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как стажировка. Впервые мы становимся стажерами во время обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении в период проведения практики. Как правило, такая стажировка не оплачивается, все, что получает будущий специалист – бесценный опыт.

Вторая и последующие подготовки происходят в начальный период деятельности соискателя в организации. Также стажировка на рабочем месте возможна и при продвижении по карьерной лестнице, если новая специальность предполагает кардинально отличные от прежних обязательств.

Так происходит в жизни, теперь мы рассмотрим, как должна проходить стажировка по закону и какими правами и обязанностями обладает соискатель и работодатель.

Стажировка – рабочая деятельность, включающая получение дополнительного профессионального образования по определенной специальности, а также способ приложения своих теоретических знаний для доказательства компетентности руководству предприятия и будущего трудоустройства.

Сразу выделим основные функции для стажирующегося:

  • Получение новых профессиональных навыков;
  • Приложение теоретических знаний на благо организации;
  • Возможность оценить собственные способности и соотнести их с функциями и задачами;
  • Возможность трудоустройства по итогам.

Функции для работодателя выделяют следующие:

  • Позволяет сократить период адаптации;
  • Проверяет способности будущего работника и позволяет соотнести их с его задачами и функциями, которые он будет выполнять;
  • Позволяет оценить теоретические знания практиканта.

Также необходимо подчеркнуть отличительные черты стажировки:

  • Профессиональное обучение ограничено во времени;
  • Переподготовка, как вид рабочей деятельности оплачивается согласно договору;
  • Сумма оплаты предварительного обучения работника меньше, чем ежемесячная заработная плата на этой должности;
  • Обязательно должна быть оформлена документально;
  • Стажировка работника осуществляется согласно заранее разработанной программе обучения на рабочем месте;
  • За потенциальным сотрудником закрепляется наставник, который будет курировать выполнение задач стажером.

Когда необходима стажировка

Всего выделяют четыре случая, когда у соискателя возникает необходимость пройти переподготовку:

  • При первом трудоустройстве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • При передвижении работника по должностной лестнице;
  • При долгом отсутствии сотрудника на рабочем месте, при условии кардинальных изменений в процессе выполнения своих должностных обязанностей (больничный, декрет);
  • При временном переводе на другую специальность (например, в связи с временным отсутствием специалиста, который занимал это место ранее).

Однако, есть исключение. Потенциальный соискатель может быть освобожден от профессиональной подготовки в случае совместного решения об этом начальника отдела и начальника по охране труда предприятия. Такой ответ может быть дан только при условии наличия опыта деятельности у нанимаемого на идентичной должности более трех лет.

При этом функции специалиста и оборудование, с которым ему предстоит работать не должны отличаться от прежних. В этом случае в личном деле счастливчика необходимо указать то, что он был принят без испытательного срока.

Учебная практика от учебного заведения или найденная самостоятельно без официального оформления – стажировкой не считается.

Выделяют группы должностей, которые обязывают прохождение обучение методом стажировки на рабочем месте.

К ним относятся:

  • Водители общественного транспорта;
  • Сотрудники, контактирующие непосредственно с производственным оборудованием;
  • Должности, связанные с опасными условиями труда.

После обучения, конкурсанты на данные должности обязаны сдать экзамен.

Срок прохождения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года изменилась длительность проведения испытаний. Ранее, согласно Трудовому законодательству, стажировка не могла продолжаться дольше двух недель (14 дней), без учета выходных. Ее минимальная продолжительность составляла всего 3 дня.

Сейчас испытательный срок для рядовых определяет начальник отдела, в котором будет трудиться служащий. При наличии у нанимаемого необходимых для специальности умений, навыков и опыта выполнения обязанностей на идентичной должности, время переподготовки может составлять от 3 до 19 дней, без учета выходных.

Если же служащий не обладает необходимой квалификацией или не имеет схожего опыта на идентичной должности, то период его переподготовки будет составлять от 1 до 6 месяцев на усмотрение начальника отдела.

В том случае, если практику необходимо пройти для поступления на руководящую позицию, ее временной интервал может варьироваться от двух недель до одного месяца, на усмотрение руководства компании.

Оплата периода обучения

Вновь обратимся к определению: “Стажировка – рабочая деятельность…”. А как известно, любая работа обязана оплачиваться.

Даже если вы, проработав несколько дней, получили отказ работодателя в дальнейшем трудоустройстве, вам обязаны оплатить отработанные вами дни. Если вам отказывают в оплате, вы вправе обратиться в суд.

При этом заработная плата стажирующегося не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. На 1 января 2018 год составил 9 489 рублей в месяц и с 01 мая 2018 года его размер будет доведен до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения – 11 163 рубля. Выплата по дополнительной практике обязана проходить официально с учетом всех налоговых отчислений.

Однако, заработная плата во время испытательного срока всегда меньше стандартной заработной платы работника на той же должности.

Но вернемся к студентам. Как уже говорилось ранее, учебная деятельность не является стажировкой с целью трудоустройства на постоянной основе, она предназначена для приобретения практикантом опыта, поэтому не оплачивается.

Порядок прохождения стажировки

Первое, что предстоит пройти претенденту на новую позицию – собеседование с руководителем.

В ходе собеседования практиканта должны ознакомить с заранее составленным положением об испытательном сроке, в котором указан период подготовки, права и обязанности служащего и нанимателя, сумма оплаты, условия успешного прохождения и дальнейшая судьба претендента. Здесь же руководитель официально назначает стажировку.

Второй шаг на пути к желаемой должности – совместное с руководителем составление программы испытательного периода. Здесь разрабатывается журнал, который будет вести куратор переобучения.

Программа обязана отвечать следующим задачам:

  • Практическое применение теоретических знаний испытуемого;
  • Получение практических профессиональных навыков;
  • Ознакомление с деятельностью компании, ее структурой;
  • Ознакомление с должностными обязанностями.

Немного позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Третий этап очень важен и позволит избежать обмана со стороны работодателя – . После этого соискатель допускается к прохождению практики. Также подписывается приказ о стажировке.

По окончании испытаний руководитель составляет отзыв на претендента и определяет его профпригодность, на основе чего выносится вердикт о дальнейшем трудоустройстве.

Процедура оформления стажировки

Практика всегда оформляется документально. Это выгодно, как стажеру, так и компании.

Работнику выгодно потому что он будет иметь гарантию оплаты своей трудовой деятельности, а также честности компании при принятии решения о его дальнейшем трудоустройстве. Предприятию, потому что в противном случае она нарушит закон, что чревато негативными последствиями.

Кроме того, в случае с официальным оформлением, организация обезопасит себя от возможных претензий со стороны стажера при получении им травм по собственной неосторожности в процессе труда.

Для того чтобы официально оформить претендента, вам нужно составить следующие документы:

Положение о стажировке . Настоящий документ регулирует процесс проведения переобучения персонала, утверждается руководителем компании.

Состоит из следующих структурных элементов:

  • Общие положения, где указываются основные моменты в координации процесса подготовки;
  • Цели и задачи подготовки. Здесь указываются общие цели, такие как усвоение теоретических и практических основ, необходимых для выполнения функций и задач, ознакомление с деятельностью компании и ее спецификой и другие.
  • Порядок проведения стажировки.
  • Ответственность сторон, также здесь указывается руководитель стажирующегося.
  • Необходимые тесты и испытания по окончании переобучения, позволяющие оценить качество усвоенного во время стажировки материала.
  • Программа прохождения стажировки. О ней мы говорили ранее.
  • Приказ о стажировке.
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе. Оформляется уже после практики и сдачи экзамена (если требуется). Приказ допускает к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа стажировки: виды и структура

Условно выделяют следующие типы стажировок:

Практика по охране труда – направлена на приобретение конкурсантом теоретических знаний и практических навыков по обеспечению безопасной реализации его должностных обязанностей. То есть в процессе демонстрации правил по охране труда потенциальному работнику надо объяснить, как он должен работать, чтобы не получить травму и не травмировать других.

Длительность переобучения зависит от степени опасности и сложности работ. Однако, многие руководители пренебрегают данным видом подготовки сотрудников, обходясь только кратким инструктажем. Это неправильно.

По закону стажировку по охране труда должны пройти:

  • Все новопришедшие сотрудники;
  • Переведенные на более опасные виды деятельности;
  • Рабочие, вернувшиеся после трехлетнего перерыва в работе;
  • Выпускники колледжей и вузов.

Программа стажировки по охране труда, как правило, содержит следующие структурные элементы:

  • Охрана труда;
  • Пожарная безопасность;
  • Электробезопасность;
  • Правила санитарной безопасности;
  • Безопасность дорожного движения;
  • Безопасность в промышленности;
  • Средства индивидуальной безопасности;
  • Действия работника в случае чрезвычайных происшествий;
  • Оказание первой медицинской помощи.

Если ваше предприятие никак не связано с производством и промышленностью, то вы можете исключить данный пункт из программы.

Стажировки по специальностям – в этом случае программа будет зависеть от тех работ, которые будет выполнять будущий работник. Назначаются они если претенденту не придется иметь дело со специальной техникой или сложными видами работ.

Например, водитель комбайна обязательно проходит стажировку, чтобы показать свои навыки управления машиной. Такая практика будет проходить под надзором ответственного за стажировку или куратора, который и вынесет оценку по ее окончании.

Отличным примером стажировки по специальности является процесс выпуска водителей общественного транспорта. Прежде чем новоявленный водитель приступает к самостоятельному следованию по своему маршруту, он обкатывает этот маршрут с наставником – опытным водителем.

Структурно программа переобучения по специальностям содержит следующие элементы:

  • Теоретическая часть . Она заключается в прочтении претенденту инструкции, содержащей теоретические основы труда;
  • Практическая часть . Предполагает демонстрацию навыков и умений претендента непосредственно куратору стажирующегося;
  • Оформление документации .

Завершение стажировки

Чаще всего по окончании обучения соискатель на вакансию проходит аттестацию. Для этого собирается комиссия, состоящая из наставника и непосредственного начальника.

Решение принимается либо на основе реализованных стажером задач, либо на основе тестового задания. Также на окончательное заключение руководства, влияет журнал стажировки, который ведет наставник стажера в процессе обучения.

Если комиссия принимает положительное решение, то стажера оформляют в штат, для этого оформляется приказ о допуске к самостоятельной работе.

В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

Виды стажировок

Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

  1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
  2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
  3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
  4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
  5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

Рабочая стажировка

Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Длительность стажировки

Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

Продолжительность трудового дня

Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

Оплата стажировки

Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

Окончание стажировки

Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

Что дает стажировка студентам?

Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

Преимущества для студентов

  • Ценный опыт, новые навыки.
  • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
  • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
  • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
  • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).

На сегодняшний день на рынке труда образовалась серьезная отрицательная тенденция. Многие непорядочные компании при приеме на работу требуют от сотрудника, чтобы он обязательно прошел стажировку. Потенциальный специалист, добросовестно отработав от двух недель до одного месяца, оказывается неподходящим на данную должность, запись в трудовой книжке не совершается, а заработная плата за это время ему не оплачивается. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, необходимо знать, что такое стажировка и должна ли она оплачиваться.

Что такое стажировка?

Данный термин можно расценивать по-разному. С одной стороны, стажировка - это обучение, а точнее часть этого процесса, деятельность по приобретению практического опыта. Например, студенты обязательно должны пройти практику и попробовать свои теоретические знания в деле. Помимо этого они могут узнать изнутри производственный процесс своей будущей профессии. С другой стороны, стажировка - это возможность показать свои профессиональные навыки на новом рабочем месте. После ее прохождения руководитель сможет сделать вывод, нужен ли компании такой специалист либо необходимо подыскивать другого. В любом случае следует всегда проявлять все свои профессиональные навыки и теоретические знания, чтобы убедить и руководство, и себя в правильном выборе специальности.

Для чего необходима стажировка?

Стажировка полезна тем, что для студента в перспективе дает возможность получить предложение по работе на том предприятии, где он ее непосредственно проходит.

Самый точный метод, который позволяет научить трудиться безопасно — это увидеть и показать все на практике. В рабочей обстановке, то есть непосредственно на будущем рабочем месте. Как правило, процесс проходит под руководством опытного сотрудника и наставника. Новичка к самостоятельной работе никогда не допустят. В данном случае это касается практикантов или неопытных сотрудников. Профессионалы в своем деле широко известны в узких кругах и не нуждаются в том, чтобы доказывать свои рабочие навыки. Для них стажировка - это возможность понять, подходит ли им рабочее место.

В тех ситуациях, когда стажировка на рабочем месте - это обязательное требование, установленное законодательством, существует определенный порядок для ее прохождения на предприятии. Он представляет собой внутренний нормативный документ и утверждается руководством компании.

Кто должен проходить стажировку?

Как было сказано выше, стажировку могут проходить как выпускающиеся из вузов студенты, так и граждане, имеющие определенный стаж работы по своей специальности. Лица, которые проходят подготовку в виде ассистентуры-стажировки (это форма послевузовской подготовки кадров), являются ассистентами-стажерами. Другими словами, это те, кто имеет высшее профессиональное образование и желает продолжить его в очной форме в течение двух последующих лет с углубленным преподаванием.

Согласно законодательству производственная практика для студентов является неоплачиваемой, а вот трудовая деятельность уже выпустившихся специалистов должна быть вознаграждена в заранее установленном денежном эквиваленте.

Как правильно оформить?

Как и другой вид инструктажа по обязательной охране труда, стажировку необходимо правильно оформить. Это нужно по ряду причин. В первую очередь, чтобы у проверяющих не получилось наказать руководителя за отсутствие обучения своих работников, а во-вторых, для того чтобы сам сотрудник не смог предъявить претензии в том случае, если получит травмы или заболевания по собственной неосторожности.

Ниже представлен необходимый перечень основных документов при оформлении стажировки:

Положение о стажировке;
. программа;
. приказ о прохождении стажировки;
. приказ к допуску к самостоятельной работе.

Программа стажировки - это важнейший методический документ, в котором подробно раскрыты основные задачи для потенциальных сотрудников фирмы.

В первую очередь следует заполнить положение о стажировке. Ко всему процессу разработки данного документа нужно подойти очень серьезно и ответственно. Дело в том, что он подробно описывает все права и обязанности как самого стажирующегося, так и наставника, а также сроки и порядок проведения стажировки, общую ответственность и другие особенности, связанные с ней.

Стажировка на рабочем месте

Процесс освоения и получения новых знаний на должностном месте имеет свои преимущества и недостатки. Положительных моментов, конечно, больше. Новые сотрудники получают возможность ознакомиться со всем спектром обязанностей, адекватно оценить правильность выбора своей профессии, познакомиться с потенциальными коллегами, а также оценить собственные возможности и силы. Появляется время для адаптации на новом рабочем месте. Помимо этого сам работодатель получает наглядное пособие и время для оценки будущего сотрудника и специалиста. Стажировка - это время, которое позволяет сотруднику освоиться с особенностями коллектива, графиком его работы, условиями труда, а также с другими особенностями выбранного рабочего места. Все это помогает приступить к полноценной трудовой деятельности без дополнительных стрессов и напряжений. Недостатком является то, что некоторые работодатели, нарушая законодательство РФ, превращают этот процесс в неоплачиваемое время полноценной работы, по окончании которого человека увольняют без денежной компенсации. Стажировка на рабочем месте - это не обучение, а производственная практика, т. е. деятельность, которая обязательно должна оплачиваться в порядке, установленном законодательством. Размер заработной платы всегда оговаривается заранее.

Платить или не платить?

Итак, столкнувшись с необходимостью проходить стажировку, следует заранее уточнить все интересующие вопросы. Как было сказано выше, производственная стажировка для студентов является неоплачиваемой. Это объясняется тем, что в процессе прохождения практики они набираются новых знаний и умений, которые понадобятся им для дальнейшего устройства на рабочее место. Студенты сами заинтересованы в том, чтобы получить практические навыки. Что касается другого вида стажировки, то есть на рабочем месте, то здесь дело обстоит иначе. Новый сотрудник приходит на открытую вакансию и продает свои навыки с целью получить рабочее место. В течение определенного периода времени он оказывает свои услуги, поэтому стажировка - это деятельность, полезная для компании, которая заинтересована в высококвалифицированном специалисте. Здесь следует заранее оговаривать размер заработной платы, которую стажер получит после окончания срока стажировки.

Как видно из вышеперечисленного, существует несколько видов оказания производственной деятельности на базе конкретного предприятия. Вопрос об оплате труда должен решаться в соответствии с законом. Именно поэтому следует предварительно узнать свои права и обязанности.

Есть и другой вариант, например, когда стажировка - это повышение квалификации. В данном случае компания может за свой счет предоставить своему сотруднику возможность для получения новых знаний. В такой ситуации вопрос об оплате стажировки должен быть решен заранее.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок