Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемыми. Пять самых точных психологических онлайн-тестов

Сейчас на просторах интернета можно найти тысячи психологических тестов, но их результаты часто разочаровывают: неточные или слишком общие. Вы просто выискиваете в тексте приятные для вас слова - и создается впечатление, что они написаны про вас.

Наша подборка тестов одобрена психологическим сообществом. Результатам вы действительно можете доверять. К тому же эти тесты сложно обмануть и предугадать результат.

Тест Люшера

Методика цветовых выборов. Этот тест, изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером, довольно точно определяет ваше психологическое состояние, в котором вы находитесь сейчас. Этот тест описывает то, каков человек на самом деле, поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах.

Тест Сонди

Метод портретных выборов. Методика разработана в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Леопольдом Сонди. Он обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими. Бессознательный выбор определенных черт лица, по его мнению, определяет некоторые черты собственного характера, особенности личности и даже предрасположенность к психическим заболеваниям.

Опросник Кеттела

16-факторный личностный опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Этот тест позволяет взглянуть на личность с разных сторон. Опросник довольно большой, чтобы пройти этот тест целиком, придется выделить на это специальное время.

Краткий ориентировочный, отборочный тест (КОТ) предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей. Этот тест часто используют при приеме на работу на руководящие должности, в спецслужбы, в армию и в других областях. КОТ позволяет диагностировать способность человека овладевать новыми знаниями, видами деятельности.

Проективный рисуночный тест

Вообще проективных методик существует множество. Вам нужно включить воображение и дорисовать предложенную фигуру. Предлагаем простой и быстрый тест.

  • Тест Люшера
  • Тест Сонди
  • Опросник Кеттела
  • Краткий ориентировочный тест (КОТ)
  • Проективный рисуночный тест













Контрольная работа

По дисциплине: Психодиагностика

На тему:

Тесты достижений, область их применения


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

I.1 Диагностика учебных достижений

I.2 Тесты профессиональных достижений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Тем не менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработку инструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видные психологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений, основным потребителем которых была и остается сфера образования.

О измерений в образовании в США был признан Э. Трондайк, издавший в 1903 году книгу «Образовательная психология». Публикация этой книги ознаменовала появление новой области - образовательной психологии. Э. Трондайк обсуждает принципы построения тестов и применения статистических методов в книге «Введение в теорию теорию умственных и социальных измерений». Затем один за другим появляются шкалы оценки почерка и письменных сочинений, Стандартные тесты Стоуна и Серии арифметических тестов С.А. Куртиса. Стремительному развитию тестов способствует приток в США иммигрантов, приведших к увеличению набора учащихся. Также возросла потребность в квалифицированных рабочих, что потребовало разработки методики оценки качества их обучения. В 1947 году создается Служба тестирования в образовании(ETS ), со временем принявшая на себя ответственность за все программы тестирования для университетов, профессиональных училищ, правительственных учреждений и других организаций.

В дореволюционной России с начала XX века использовались и разрабатывались психологические тесты для нужд образования. В 1936г. в советской психологии под вилянием идеологических установок на применение тестов налагается запрет. Возрождение исследований происходит лишь в 1960году.

Тесты достижений используются не только в сфере образования, но и при отборе поступающих на работу в промышленность и государственные учреждения. В Китайской империи систематические экзамены при приеме на гражданскую службу были введены примерно за 150 лет до н.э. в европейских странах отбор правительственных служащих на основе экзаменов был введен в конце XVIII - начале XIX в. Комиссия гражданской службы США утвердила обязательные конкурсные экзамены в 1883г. Методы составления тестов, разработанные до и во время Первой мировой войны, были внедрены в экзаменационную программу государственной гражданской службы США в 1922г.

В настоящее время тесты достижения по численности занимают первое место среди диагностических методик.

Таким образом, мы видим, что актуальность диагностики достижений со временем только возрастает. Что явилось главной причиной выбора мной темой своей контрольной работы «Тесты достижений, область их применения».

Целью работы является выявление основных функций тестов достижения и определение областей их применения.


    ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

Выделяют 2 группы тестов достижений:

    Тесты успешности бучения (используются в системе образования)

    Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

    тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности

    тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.

Классификация тестов достижений

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

    1 Диагностика учебных достижений

психодиагностика тест достижение способность

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность и непредвзятость. Поскольку, зачастую оценка учителя выступает также методом воздействия, отражая в себе отношение учителя к личности ученика.

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа.

Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.

В США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).

    2 Тесты профессиональных достижений

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

    Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

    Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

    Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

    эксперты высокой квалификации

    новички

    представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

    задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

    задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)

    и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

Тесты профессиональных достижений способны помочь в решении целого ряда проблем:

    Оценка эффективности профессионального обучения.

    Сравнение разных методов и учебных программ путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.

    Выявление пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов.

    Аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.

Однако работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тесты достижений делятся на две основные группы:

1. Тесты успешности обучения.

2. Тесты профессиональных достижений.

Первая группа тестов используется в сфере образования для диагностики успешности обучения. Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность.

Удобство тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценки достижений больших групп.

Тесты достижений выполняют несколько функций:

    выступают как средство оценки знаний,

    определяют готовность ребенка к обучению в школе,

    выявляют недостатки обучения,

    подсказывают направление последующего обучения,

    обеспечивают мотивацию учащегося,

    помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

    дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Они используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

Выделяют 3 формы тестов профессиональных достижений:

1. Тест исполнения действия.

2. Письменный.

3. Устный.

Тесты достижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например в США они разработаны более чем для 250 различных профессий В нашей стране таких тестов практически нет, что обусловлено сложностью создания и валидизации данных методик.

Оценивая тесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить их хорошие возможности в осуществлении контроля за процессами обучения и формирования профпригодности.

Список литературы

    Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2007.-688 с.: ил.- (Серия «Мастера писихологии»)

    Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика:Учебник для вузов. 2-е изд.- Спб.: Питер, 2010

    Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С.

    Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

    Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

    Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.

    Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО,

    Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Последняя зачастую становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на него, может выражать отношение педагога к его дисциплинированности, организованности, особенностям поведения и т.д. Тесты достижений лишены этих недостатков, разумеется, при условии грамотного их составления и применения.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом, например разделом математики "стереометрия" или курсом английского языка. На формировании способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике способностей трудно найти однозначное объяснение высокой или низкой степени их развитости у школьника.

Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты способностей направлены, главным образом, на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта. Последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа. Например, тест достижений на материале истории определенного периода может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

Вторая мировая война началась в... году: а) 1945, б) 1941, в) 1939, г) 1935.

22 июня 1941 года фашисты напали на... : а) Польшу, б) Советский Союз, в) Францию, г) Венгрию.

В тесте же умственного развития вопросы с использованием понятий из истории будут иметь следующий вид:

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть: а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги; а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, в психологии разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требуемых школьнику на разных этапах обучения, таких как некоторые общие принципы решения математических задач, анализа литературных текстов и др. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями.

И наконец, существуют тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель. Психолог же обязан обеспечить соблюдение всех формальных процедур, требуемых для создания надежного и валидного инструмента, с помощью которого можно было бы осуществлять диагностику и проводить сопоставления по исследуемым качествам отдельных учащихся или их групп (классов, школ, регионов и т.д.).

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения разным дисциплинам. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу либо от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.

При составлении заданий теста достижений следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест должен быть не перегружен второстепенными терминами, несущественными деталями и не иметь акцента на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся однозначно понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать и наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да - нет", "верно - неверно". Часто в задании делаются пропуски, которые должен заполнить испытуемый, выбирая из представленного набора ответов верный (выше мы приводили пример задания из теста достижений с такой формой ответов). Обычно на выбор предлагается 4 - 5 вариантов ответа. Этот вид теста, как и любой другой, должен удовлетворять всем необходимым критериям, обладать высокой надежностью и удовлетворительной валидностью.

Наряду с тестами учебных достижений в высшей школе могут найти применение и тесты профессиональных достижений. Они применяются, во-первых, для измерения эффективности обучения или тренировок; во-вторых, для отбора персонала на наиболее ответственные должности, где требуются хорошие профессиональные знания и опыт; в-третьих, для определения уровня квалификации рабочих и служащих при решении вопросов перемещения и распределения кадров по рабочим постам. Эти тесты, как правило, призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, поэтому область их применения ограничена и определяется рамками узкой специализации.

Известны три формы обсуждаемых тестов: тесты исполнения или, как их еще называют, тесты действия, образцы выполнения работы, а также письменные и устные тесты.

В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности. Зачастую для этого просто заимствуются отдельные элементы из реальной трудовой деятельности. Поэтому для проведения тестирования могут быть использованы соответствующее оборудование или инструменты. Если это по каким-то причинам невозможно, то используются тренажеры, способные либо воспроизводить отдельные рабочие операции, либо моделировать узловые ситуации профессиональной деятельности. Учитываются скорость выполнения работы и ее качество (например, число и качество деталей и т.д.).

Тест имеет отдельные нормативы для мастеров высокой квалификации и для начинающих работников. Известные специалисты в области промышленной психологии Дж.Тиффин и Э.Маккормик рекомендуют использовать в качестве критериев для сравнения три квалификационные ступени работников: низкую, среднюю и высокую. Соответственно, валидность теста устанавливается путем сопоставления средних показателей его выполнения по этим трем группам. Очень распространены тесты исполнения при определении уровня квалификации представителей конторских профессий (клерков, стенографисток, машинисток, секретарей и др.). Это, например, Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, тест адаптации к конторской работе Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и ряд других.

Письменные тесты достижений используются там, где на первый план выступают специальные знания, осведомленность, информированность. Они, как правило, создаются по заказу, имеют узкую профессиональную направленность и представляют собой серию вопросов, которые предъявляются на специальных бланках. Преимущество письменных тестов достижений состоит в возможности одновременной проверки целой группы людей.

Еще одним вариантом оценки уровня квалификации работников являются устные тесты профессиональных достижений. Они широко применялись в период Первой мировой войны для отбора и аттестации военного персонала. Тесты представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний, и задаются в форме интервью. Они удобны в применении, просты в интерпретации.

Следует отметить, что тесты, конечно же, не могут раскрыть полностью все стороны квалификации работника. Их целесообразно использовать в комплексе с другими способами определения уровня профессионального мастерства.

Тесты достижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например, в США они разработаны более чем для 250 различных профессий.

На наш взгляд, этот тип тестов мог бы реально помочь в решении целого ряда проблем высшей школы. Особенно пригодны они для оценки эффективности профессионального обучения, сравнения разных методов и учебных программ путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами. Не менее полезны они для выявления пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов. Объективность, простота применения, краткость процедуры делают их пригодными для аттестации работников на разряд, для оценки квалификации. Однако работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.

Оценивая тесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить их хорошие возможности в осуществлении контроля за процессами обучения и формирования профпригодности.

Контрольные вопросы и задание

1. Перечислите варианты названий тестов достижений.

2. В чем преимущества тестов достижений по сравнению с традиционной оценкой?

3. Почему нельзя отнести тесты достижений к категории интеллектуальных тестов или тестов способностей?

4. Укажите основные правила составления тестов успешности.

5. Для решения каких задач могут использоваться в высшей школе тесты профессиональных достижений?

Развитие методов и методик психодиагностики. Тесты специальных способностей и достижений. Работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ПСИХОДИАГНОСТИКИ

История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в., т.е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестрогий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. - то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в., практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.



Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX -начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Большая часть тех методов первичной и вторичной статистической обработки экспериментальных данных, которые были описаны во втором разделе данной книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т.д.

На 50-60-е годы XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психодиагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчетливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую очередь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих методов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умозрительные и субъективные, а точные и объективные знания о психологических процессах, свойствах и состояниях человека.

Тесты специальных способностей и достижений.

Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.

Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). К исследованию специальных способностей относят изучение:

Математических способностей В. А. Крутецким и его

сотрудниками (1968),

Музыкальных способностей Б. М. Тепловым

Организаторских способностей Л. И. Уманским (1968),

Педагогических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961),

Летных способностей К. К. Платоновым (1972),

Художественных способностей Е. И. Игнатьевым (1961).

Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей тест музыкальной одаренности Сишора (Теплов Б. М., 1961). Он содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от искусства.

Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в методах изучения более конкретных, практических способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей. Очень популярным тестом изучения технического понимания

является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необходимо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в обыденных ситуациях.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Наиболее известным тестом достижений и широко применяемым до сих пор является Стэнфордский тест достижений (SAT) впервые опубликованный в 1923г. Он оценивает уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном - их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними - факторного анализа Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследований Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 г пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general - общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждой из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (S - фактор). Теорию Ч Спирмена называют двухфакторной Согласно ее положениям целью психологического тестирования должно быть измерение g у индивидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие является единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку они могут обнаружить себя только в одной ситуации, Спирмен не отрицал того, что двухфакторная теория требует уточнения. Если сравниваемые виды деятельности похожи, то в какой - то степени их корреляция может быть результатом не только фактора g, но и некоторого промежуточного фактора - не столь общего, как g, но и не столь специфичного, как S. Такой фактор, свойственный только части видов деятельности, был назван групповым. Позднее распространилась точка зрения, согласно которой структуру свойств составляет ряд достаточно широких групповых факторов, каждый из которых может в разных тестах иметь различный вес. Например, вербальный фактор может иметь больший вес в тесте на словарный запас, меньший - в тесте словесных аналогий и совсем незначительный - в тесте на математическое мышление Корреляции тестов между собой являются результатом нагруженности их групповым фактором Американские психологи Т Л Килли и Л Л Терстоун, продолжив работы факторно - аналитического направления, занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20 - 30 - е гг. Л. Терстоун, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как "первичные умственные способности" Среди них можно назвать следующие: словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, равно 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий. Современное понимание факторного анализа вносит некоторые изменения в ту его трактовку, которая была в 20 - 40 - е гг. Факторный анализ - это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться универсальной формой выражения математической связи между психическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, то же относится и к невысоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами. Но, пожалуй, главное, что вызывает сомнение, это понимание так называемых специальных способностей. Эти способности трактуются не как индивидуальные особенности, возникшие в результате влияния требований общества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальной психике. Такая трактовка порождает массу логических трудностей. В самом деле, откуда вдруг сложились и проявились у современного индивида такие способности, о которых даже представления не имели предшествующие поколения? Нельзя же думать, что в психике таятся способности, пригодные для всех грядущих общественных требований. Но техника факторного анализа принимает эти способности как некую данность; в действительности же они суть психические образования, находящиеся в динамике. Сказанное убеждает в том, что к возможностям факторного анализа нужно относиться с большой осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, - тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845) В Америке тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников на государственную службу уже с 1872 г, а с 1883 г. их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений была выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX века критериально - ориентированных тестов

К психодиагностическим методикам относятся тесты успешности или еще их называют тесты достижений. Они направлены на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений и навыков. В отличие от тестов интеллекта, тесты успешности измеряют воздействие специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность усвоения комплекса знаний, формирование различных специальных умений.

Говоря другими словами, тесты успешности ориентированы на оценку достижений индивида после завершения им обучения. Другая их особенность заключается в преимущественной направленности на измерение достижений испытуемых к моменту обследования.

Тесты достижений (успешности) являются самой многочисленной группой психодиагностических методик: это тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы, тесты по конкретным учебным предметам, более специализированные тесты и др.

Таким образом, тесты успешности это абсолютно любые тесты, которые определяют, чему человек с помощью конкретной обучающей программы научился.

Принято считать, что они появились в 1845 г. В это время в школе Бостона ввели письменную форму проверки знаний. Специальные тесты стали применяться в США уже с 1872 г.– претенденты на ту или иную должность должны были их пройти в обязательном порядке. Огромное количество новых тестов достижений появилось после I-й мировой войны, что было связано с впечатляющими разработками в области психодиагностики.

Американский ученый Д.М. Райе в 1894 г. по проверке знаний орфографии применил таблицы для изучения эффективности методических приемов, им разработанных. В 1897 г. Г. Эббингауз, немецкий психолог использовал тесты с пропусками, контролируя, таким образом, понимание материала учебных дисциплин. Первый тест по арифметике был опубликован в 1908 г. Д. Стоуном. До настоящего времени своей актуальности не теряет Стэндфордский тест достижений. Это один из самых известных тестов и используется для оценки знаний учащихся в средних учебных заведениях.

В образовательной и профессиональной практике США, Германии, Великобритании, России, тесты успешности (достижений) начали использоваться с первого десятилетия XX века. Наиболее широкое применение и интенсивное развитие они получили в децентрализованной, прагматически ориентированной и активно развивающейся системе США.

Тестовая методика в этой стране рассматривается как универсальное средство проверки знаний, умений, профессиональной подготовки во всех сферах деятельности человека. Чтобы быть допущенным к какому-либо занятию, требующему знаний и навыков, надо получить сертификат. Например, в 2000 г. для проведения переписи населения тысячи внештатных счетчиков отбирались с помощью специальных тестов. Целью этих тестов была проверка элементарных канцелярских навыков, умения писать и считать. Безусловно, намного сложнее будут тесты диагностики достижений в профессиональной деятельности.

Разрабатывались тесты для нужд образования и в дореволюционной России, на которые в 1936 г. под влиянием идеологических установок, был наложен запрет. И только в 1960 г. исследования в этой области возобновились.

Стандартизированные тесты и неформальные тесты успешности (достижений)

Данная группа тестов используется для итогового контроля успешности. Они опубликованы и используются во многих школах страны. В каждом конкретном случае их содержание не может соответствовать близко учебной программе, по сравнению с тестами, составленными учителем.

Как правило, стандартизированные тесты написаны профессиональными составителями. Все задания тестов проходят испытания, а результаты подвергаются специальному анализу. Такой инструментарий более надежен, чем учительские тесты. Как и сами тесты метод, их проведения тоже стандартизирован, инструкции по проведению расписываются в деталях.

В стандартизированных тестах достижений выделяются основные подтипы:

  • Тесты по конкретным учебным предметам. Данные тесты используются в школах, колледжах, университетах с целью контроля эффективности предметного обучения;
  • Батареи общих достижений. Они приспособлены для измерения итоговых результатов усвоения образовательных программ и представляют собой широко ориентированные тесты. В образовательной практике США широко применяется разработка таких батарей. Тестовые батареи охватывают все уровни школьного обучения и дают возможность сопоставить результаты учащихся с I-XII классы. К такой скоординированной серии тестов относятся тесты академической оценки.

Многочисленные исследования, проводимые в этой области, позволили Л. Терстоуну (1887-1955) выделить 12 факторов, обозначенные им как «первичные умственные способности». Среди них можно назвать:

  • Словесное понимание;
  • Беглость речи;
  • Числовой фактор;
  • Пространственный фактор;
  • Ассоциативная память;
  • Скорость восприятия;
  • Индукция или логическое мышление и др.

Применение тестов успешности (достижений)

Тесты достижений применяются в двух основных областях:

  1. Школьное образование;
  2. Профессиональная подготовка.

Большинство применяемых здесь тестов относятся к стандартизированным тестам и имеют главную цель – сравнить результаты тестирования с нормами или с результатом, ожидаемым для определенной группы учащихся. Они применяются:

  • Как вспомогательные средства определения необходимой образовательной программы;
  • Как элемент реализации программ коррекционного обучения. Эта коррекция важна для выявления учащихся, которые испытывают трудности по определенным дисциплинам в усвоении материала;
  • Как средство контроля по результатам усвоения индивидуальных программ обучения и, как инструмент сертификации достижений в конце прохождения учебного курса;
  • Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

На основании результатов этих тестов можно сделать вывод о том, какой объем знаний и навыков преподается учащимся в действительности, поэтому они используются как федеральными организациями, так и местными отделами образования, в качестве инструмента государственной оценки образовательных программ.

С начала XX века стандартизированные тесты изменились незначительно, исключением является контроль их проведения, повышение надежности и привлекательность «упаковки». Они измеряют те же основные мнемические функции и аналитические способности, что и раньше.

А отсюда критические замечания, высказанные в адрес тестов достижений, заставляют исследователей заниматься поиском и разработкой новых подходов к диагностике результатов обучения. Прежде всего, к ним можно отнести:

  • Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ);
  • Методы диагностики компетентности;
  • Процессуальное тестирование. Определяется умение учащихся в ходе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.

Вторая, широко распространенная область применения тестов достижений – это профессиональное обучение и профессиональный отбор. Тестирование в этой области происходит с целью:

  • Измерения эффективности обучения или тренировки в известных и контролируемых условиях трудовой деятельности людей;
  • Отбор персонала на определенные виды работ, которые требуют соответствующих профессиональных знаний и опыта;
  • Определение квалификации работников с целью решения вопросов переобучения.

Тесты профессиональных достижений имеют свою отличительную особенность, которая заключается в их высокой специфичности, требующей учета знаний, умений, навыков в узкоспециализированной профессиональной области. В основе разработки таких тестов лежит критериальный принцип. Критерием является уровень овладения знаниями и навыками.

Использование тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения:

  • Динамические процессы изменений содержания профессий. Здесь имеется в виду то, что современный специалист должен иметь метапрофессиональные знания и умения и применять их в различных областях трудовой деятельности. Разнообразные компетенции дают возможность специалисту приспособиться к новым требованиям профессиональной деятельности и достичь высоких результатов её освоения;
  • Профессиональные достижения сегодня не могут рассматриваться отдельно от мотивационных и волевых качеств человека. К этим качествам относятся инициатива, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, сотрудничество, организация межличностных взаимодействий.

В качестве компромисса многие авторы предлагают от традиционной оценки профессионально значимых знаний и навыков не отказываться, а использовать тесты достижений как одно из вспомогательных средств комплексной оценки профессиональной успешности.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок