Обводы глиссирующих судов. Установка продольных реданов на мотолодки

Продольные реданылодке

На остроскулых глиссирующих катерах с килева-тостью днища более 10° большая масса воды отбрасывается от киля по направлению к бортам. Это особенно хорошо заметно в области касания днища с поверхностью воды. Если установить на пути потока профилированные днищевые накладки - реданы, то его энергию удастся преобразовать в дополнительную подъемную силу и уменьшить смоченную поверхность днища. Накладки должны иметь сечение, близкое к треугольнику с горизонтальной нижней гранью. Ширина этой грани принимается обычно в пределах 1/30-1/40 ширины днища катера. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани накладки был выполнен плавным, а свободная кромка была острой. В средней части и дальше в корму реданы располагаются параллельно килю, в носовой части их лучше свести к форштевню, чтобы избежать крутого подъема вверх. В противном случае при всходе на волну носовой части реданы оказывают тормозящее действие.

Рис. 220. Продольные реданы: а - схема расположения продольных реданов по ширине катера; б - днище катера без реданов; в-действие реданов 1 - поверхности днища, не смачиваемые водой; 2 - скуловой брызгоотбойник; 3 - продольные реданы; 4 -поперечный поток воды; 5 - смоченный участок днища

На каждую половину днища обычно устанавливается по два (при ширине катера 1,4-1,6 м) или по три (при ширине 2-2,5 м) редана. К фанерному днищу накладки крепят на клею и заклепках. Длинные реданы - от форштевня до транца - нужны только на быстроходных лодках, развивающих скорость свыше 40 км/ч, иначе создаваемая ими подъемная сила не компенсирует прироста сопротивления в результате увеличения смоченной поверхности днища. На лодках с меньшей скоростью и небольшой килеватостью днища целесообразно ограничиться короткими брызгоотбойниками, перекрывающими зону интенсивного образования брызг в носовой части (например, для четырехметровой лодки достаточны реданы длиной 0,5-0,6 м).

Продольные реданы повышают отстойчивость катера, умеряют бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене на борт дополнительная подъемная сила, возникающая на реданах накрененного борта, препятствует дальнейшему увеличению крена. Еще один положительный эффект от продольных реданов: они существенно повышают устойчивость лодки на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) на повороте, от ветра или волны действуют подобно килю.

Приводимая ниже заметка нижегородского водномоторника Ю. М. Петрова, на наш взгляд, будет полезной многим владельцам быстроходных лодок. Автор не просто подсказывает тему для творчества, а рекомендует реальный и относительно недорогой путь повышения скорости мотолодки.

Конечно, очень хорошо, что появились мощные импортные моторы по цене автомобиля «Жигули». Кто-то может и купить - порезвиться, но большинство настоящих любителей остаются со своими старенькими «двадцатками» и «тридцатками». Мне хотелось бы помочь таким судолюбителям по части улучшения ходкости, уменьшения рыскливости, повышения мореходности, увеличения скорости, а также снижения расхода топлива при наличии небольших мощностей.

Я начал заниматься установкой реданов в 1970 г. для повышения гидродинамических качеств своих упрощенных «морских саней» (о лодках с данным типом обводов см. на страницах:

Для пробы были установлены два элементарных (шириной 40 мм) скуловых редана-брызгоотбойника, которые отсекали воду, улучшали выход на глиссирование и повысили скорость. В дальнейшем, при доработке днища саней были установлены два более мощных скуловых редана (шириной 80 мм у транца), по одному редану на внешних скуловых поверхностях и четыре редана в шахте - в носовой части корпуса.

Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников

А - упрощенные «морские сани»; Б - фанерный вариант мотолодки «ПК-5»;
В - серийный «Прогрессе-2»; Г - круглоскулая лодка с двигателем «ГАЗ-21»;
Д - трехкилевые «морские сани Фокса».

По два редана длиной 1,5 м устанавливали на боковых поверхностях днища . Это позволило улучшить мореходность, уменьшить рыскливость, а благодаря подъему носовой части и уменьшить смачиваемую поверхность днища: скорость лодки увеличилась. Реданы изготовлялись из сосны и ставились каждый на 4 шурупа с герметиком.

Скуловые реданы (шириной 120 мм), установленные от форштевня до транца по ватерлинии на круглоскулой 7-метровой лодке городецкой постройки, позволили ей выйти на глиссирование (водомет с «ГАЗ-21»). До установки реданов при увеличении оборотов двигателя перед носом лодки поднимался метровый водяной вал и скорость не возрастала.

При доводке своих «Морских саней Фокса» я установил 80 мм реданы на боковых поверхностях центральной лыжи и реданы оригинальной формы на бортовых брызгоотбойниках (которые практически не работали). На днище реданы начали работать со скорости 10 км/ч. С увеличением скорости вода, не омывая шахту, уходила к транцу. Налицо было уменьшение смачиваемой поверхности днища, стал мягче ход на волне. Бортовые реданы были сделаны по аналогии с катером «Флиппер 909», но с небольшим усовершенствованием. Пластины реданов длиной 500 мм изготовлялись из листового металла и накладывались снизу на брызгоотбойник, имеющийся по ватерлинии, с перекрытием 20 мм и крепились 4 винтами М4. Реданы были согнуты по радиусу 40 мм, а кончались прямой полочкой шириной 5-8 мм, параллельной ДП. Эффект от полки был потрясающий, вода уходила к транцу, закручиваясь и отваливаясь от борта без брызгообразования. Двигатель тогда развивал всего 3000 оборотов в минуту (не регулировалось опережение зажигания из-за значительного износа шестерен распределительного вала), тем не менее, я добился скорости 39 км/ч благодаря хорошей работе реданов. Отмечу, что при установке продольных реданов увеличивается дифферент на корму. Это полезно, если имеется отгиб днища вниз у транца. Если отгиба нет, требуется установка транцевой плиты.



1 - крепежный угольник, сталь δ=1; 2 - плита, сталь δ=3, размер «а» по ширине фланца; 3 - обушки для крепления регулировочных талрепов.

Я навесил регулируемую плиту прямо на водомет, закрепив ее на отверстия между фланцем водозаборника и фланцем сопла. В дальнейшем были поставлены еще и два подводных крыла за транцем на уровне днища.

Установка кормовых подводных крыльев за транцем моих «Морских саней Фокса»


Обладая большой подъемной силой, эти крылья позволяли иметь значительную кормовую загрузку. Правда, при изменении нагрузки требуется дополнительная регулировка угла подъема крыльев. Идеально, если бы такую регулировку можно было производить с места водителя.

Все эксперименты проводились при наличии на щитке приборов: манометра (до 1 атм.) с откидывающимся датчиком на днище и тахометра.

Думаю, чтобы полностью использовать мощность двигателя и получить высокие показатели, необходима установка эффективных реданов на все типы мотолодок и даже некоторых яхт (по ватерлинии для уменьшения смачиваемой поверхности борта и уменьшения крена). Меня удивляют конструкторы новых мотолодок и катеров, которые это не понимают. Даже на новой мотолодке «Мастер» имеющиеся реданы не работают с полной отдачей. На снимке видно, что при достаточно мощном моторе у нее излишне замывается борт.

Хотелось бы, чтобы какая-нибудь фирма начала выпускать современные радиусные нескольких типоразмеров для самостоятельной установки их судолюбителями на своих лодках. Привожу примерный профиль редана.


толщиной 1,5-2,0 мм (легкий сплав)


Радиус можно делать положе, увеличив ширину редана. Количество и длину реданов лучше всего подбирать опытным путем, по рекомендациям журнала. Главное, чтобы реданы перекрывали друг друга. Установка двух реданов на днище и двух скуловых реданов, как правило, дает положительные результаты. Профиль реданов может быть штампованным или прессованным из алюминиевого сплава.

Мотолодка стала мягко ходить по волне, уменьшилась смачиваемая поверхность в шахте. Не стало водяного вала в носовой части шахты во время выхода на глиссирование, сократилось и само время выхода. На скорости прослушивался характерный шелест от хорошей работы реданов. Все рабочие плоскости реданов устанавливались с углом 15° от ДП вниз к днищу.

По моему совету продольные реданы ставились на плоскодонном фанерном варианте мотолодки ПК-5. У нее уменьшилась рыскливость, улучшилась всхожесть на волну, что позволило установить водительское и пассажирское места в носовой части. Реданов было установлено: четыре на днище и два на скуле (шириной всего по 30 мм).

В заключение остается пожелать судоводителям-любителям: не жалейте времени на установку и изготовление реданов. Ваши труды окупятся повышением скорости, улучшением мореходности и уменьшением расхода топлива.

Ю. Петров, г. Нижний Новгород, «Катера и яхты», 1998 г.

Известно, что на остроскулых глиссирующих мотолодках и катерах с килеватостью днища 10° и выше большие массы воды отбрасываются от киля к бортам, что приводит к значительным потерям на трение и волнообразование. Брызги, образующиеся при движении таких лодок, заливают палубу и попадают в кокпит.

Одним из эффективных способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов , имеющих специальный профиль. Реданы преобразуют энергию потока в дополнительную подъемную силу и, как следствие, уменьшают смоченную поверхность днища. Принципиальная схема расположения реданов показана на рис. 88 .

Рис. 88. Продольные реданы .
а - схема расположения реданов по ширине катера; б - смоченная поверхность днища без реданов; в - то же с реданами.
1 - поверхность днища, не смачиваемая водой; 2 - скуловой брызгоотбойник; 3 - продольные реданы; 4 - поперечный поток воды; 5 - смоченный участок днища.

Мотолодка с продольными реданами создает значительно меньшую волну на переходном режиме, а при выходе на глиссирование носовая волна в ряде случаев исчезает вообще, кормовая волна значительно уменьшается и приобретает вид распыленной струи. Это происходит благодаря тому, что поток воды, вырывающийся из-под киля и направленный под некоторым углом в стороны, встречает на своем пути профилированную ступеньку-редан и отрывается на нем от днища. Струи воды вырываются под меньшим углом к горизонту, а смачиваемая поверхность уменьшается. В результате возрастают скорость движения и экономичность судна.

Кроме этого реданы повышают остойчивость судна, снижают бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене на реданах возникает дополнительная подъемная сила, препятствующая дальнейшему увеличению крена.

Опыт эксплуатации судов с продольными реданами показывает, что непременным условием правильной работы реданов, является строгое соблюдение их параллельности килю, начиная со средней части корпуса и дальше в корму. Ошибка на несколько градусов или, тем более, зигзагообразная (в плане) форма редана может привести к увеличению сопротивления. То же может произойти и в случае применения реданов, по своим размерам не соответствующих данному корпусу. В носовой части их лучше немного свести к форштевню, чтобы избежать слишком крутого подъема вверх. В противном случае при всходе на волну носовой части реданы будут увеличивать сопротивление.

На корпусах с плоско-килеватыми обводами следует ставить реданы треугольного сечения с горизонтальной нижней гранью, ширина которой принимается обычно в пределах 1/30-1/40 ширины днища лодки. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани редана был плавным, а свободная кромка угла - острой.

Близкие к оптимальным размеры поперечного сечения реданов для днища с килеватостью 20-23° приведены на рис. 88. При меньшей килеватости высоту реданов следует увеличить, а при килеватости менее 10° использовать их нецелесообразно.

Количество и размер их зависит от размерений корпуса и скорости, которую способно развить данное судно. На корпуса с изогнуто-килеватыми обводами («крылочайки») могут устанавливаться реданы такого же типа, но с несколько меньшей высотой стенки А (рис. 89 ).


Рис. 89. Установка реданов на корпусе с плоско-килеватым днищем (вариант с двумя реданами на сторону).

Работа реданов во всех случаях улучшается, если по кромке обтекания Б установить небольшой козырек, как показано на рис. 90.


Рис. 90. Рекомендуемые сечения реданов: а - с пластинкой-козырьком; б - с наклоном стенки.

Так как в ряде случаев бывает трудно достать необходимый профиль с козырьком или установить козырек из отдельной полосы, целесообразно сделать стенку А с небольшим завалом.

Для большинства корпусов наиболее высокие результаты дают реданы, расположенные от киля на расстоянии, примерно равном половине полушироты или несколько большем. Если реданов несколько, то с приближением к скуле их ставят чаще.

На плоскодонном и выпукло-килеватом корпусе внешний редан следует устанавливать как можно ближе к скуле.

Продольные реданы по всей длине корпуса - от форштевня до транца применяют только на быстроходных лодках, развивающих скорость свыше 40 км/час. На меньших скоростях создаваемая реданами подъемная сила не будет компенсировать прироста сопротивления из-за увеличения смоченной поверхности. В этом случае следует ограничиться установкой коротких реданов только в зоне интенсивного образования брызг в носовой части днища.

Интересная и полезная информация о лодках, лодочных моторах, катерах, рыбалке и т.п.

Модератор: slavkaz

Правила форума
Никаких объявлений, ТОЛЬКО полезная и интересная информация по теме клуба-форума.

Array . Страница 1 из 1

Выберите форум ------------------ Общие вопросы и правила клуба - форума о лодках, моторах, катерах Правила поведения на форуме и учатсия в клубе www..su Вопросы, пожелания по работе клуба и предложения новых тем для форума. Полезная информация, мировые и Российские новости о лодках, моторах, катерах и активном отдыхе на воде. Российские и международные новости о лодках, моторах, катерах. Полезная информация для владельцев катеров, лодок и других маломерных судов. Обсуждаем лодки, лодочные и подвесные моторы, катера. Лодки, катера и другие виды водного транспорта. Лодочные подвесные моторы и стационарные двигатели для катеров. Транспортировка маломерных судов. Лодочные прицепы. Покупка, продажа, обмен бу лодок, катеров, лодочных или подвесных моторов и другой водной техники Правила размещения объявлений на форуме о лодках, моторах, катерах. Продажа или обмен лодок, катеров без мотора, гребных лодок Покупка лодок,катеров без мотора, гребных лодок Продажа или обмен моторных лодок с подвесными лодочными моторами и катеров с двигателями Покупка моторных лодок с подвесными лодочными моторами и катеров с двигателями Продажа или обмен стационарных двигателей, подвесных лодочных моторов и поворотно-откидных колонок. Покупка подвесных или стационарных лодочных моторов или поворотно-откидных колонок (ног). Покупка, продажа, обмен другой водной техники Покупка, продажа, обмен лодочных прицепов и прицепов для перевозки другой водной техники. Правовой раздел и вопросы связанные с ГИМС Справочная информация по ГИМС Регистрация лодок, моторов, катеров Прохождение ТО лодок, моторов, катеров Права на управление маломерным судном Другие юридические вопросы связанные с эксплуатацией лодок, подвесных лодочных моторов, и других маломерных судов Вопросы в Государственную Инспекцию по Маломерным Судам Неисправности, ремонт, купить или продать запчасти, тюнинг лодок, моторов, катеров и других маломерных судов Неисправности, ремонт и тюнинг лодочных подвесных и стационарных моторов. Запчасти для стационарных двигателей и подвесных лодочных моторов обсуждения, купля, продажа. Неисправности, ремонт и тюнинг лодок, катеров и других маломерных судов. Запчасти для мотолодок, лодок и катеров и других видов водного транспорта обсуждения, купля, продажа. Эхолоты, навигаторы, карты, лоции и прочая электротехника и доп. оборудование для катеров и лодок. Поиск, продажа, покупка эхолотов, навигаторов, карт, лоции и другого бортового оборудования для лодок и катеров. Обсуждаем дополнительное оборудование и электрооборудование и спрособы его установки для лодок моторов катеров и активного отдыха но воде. Призводители и магазины лодок, моторов, катеров и других маломерных судов и аксессуаров для активного отдыха на воде. Производители лодок, лодочных моторов, катеров и аксессуаров для активного отдыха на воде. Магазины по продаже лодок, лодочных моторов, катеров и аксессуаров для активного отдыха на воде. Активный отдых, рыбалка, охота на водоемах Рыбалка на озерах, река, морях. Охота, подводная охота, дайвинг и другой активный отдых на реках, морях и озерах. Покупка, продажа инвентаря оборудования, снастей для рыбалки, охоты и активного водного отдыха Продажа рыболовных, охотничьих товаров и другого спортивного инвентаря для активного водного отдыха Покупка, обмен рыболовных, охотничьих товаров и другого спортивного инвентаря для активного водного отдыха s.o.s. Украли лодку, мотор, катер Угнали катер, лодку, украли мотор... РАЗНЫЕ наболевшие, жизненноважные, насущные 8-) темы... Обо всем помаленьку... Другие интернет ресурсы о лодках, моторах, катерах, яхтах и активном отдыхе на воде Ваши ссылки на другие сайты о лодках, моторах, катерах и активном отдыхе на воде Гостевой раздел.

Каждый, кто приобрел катер или моторную лодку, рано или поздно задумывается о том, как можно усовершенствовать свое судно. Разумеется, существует множество способов увеличить скорость, снизить сопротивление воды или улучшить маневренность. Одним из самых популярных методов считается установка реданов если они отсутствуют а так же если есть техническая возможность установки.

Редан - своеобразный выступ, который устанавливается на днище глиссирующих катеров. Различаются они по форме и расположению - поперечные и продольные.

Зачем нужны реданы?

Основное назначение реданов - снижение подсасывающего действия воды при разгоне лодки. Таким образом уменьшается сила сопротивления, а значит, гораздо легче быстро набрать скорость и сохранять ее длительное время. Кроме того, редан подойдет и любителями «водных самолетов» и «прыжков по воде» на катере или моторной лодке. Установка редана заметно снижает силу сцепления, облегчая отрыв от водной поверхности.


С целью увеличения маневренности моторные лодки и катера зачастую проектируют обтекаемой формы. Достигается это при помощи обводов. Спроектированная таким образом лодка легка в управлении, хорошо маневрирует. Однако если ваша цель - высокая скорость или прыжки, вам не обойтись без редана. Оптимальным вариантом для катеров и моторных лодок считается продольный редан.

При его установке нарушается плавность обводов лодки. Таким образом создаются водные завихрения. Их интенсивность прямо пропорциональна скорости судна. На определенной скорости происходит процесс кавитации - нарушения целостности водной массы, появление в них пузырьков, заполненных воздухом. Появившаяся водная прослойка упрощает отрыв днища от водной поверхности. Уровень погружения заметно уменьшается. Таким образом гораздо легче перейти в режим глиссирования, иначе называемый режимом бега на редане или режимом гидропланирования.

Если вы хотите обратите внимание на наличие реданов или подумайте о самостоятельной установке. Процесс монтажа реданов не займет много времени и стоит недорого, однако качество эксплуатации судна будет значительно выше.


Режим глиссирования считается наиболее выгодным по силе гидродинамического сопротивления, он позволяет значительно снизить нагрузку на двигатель, увеличив при этом скорость. Установка редана не только облегчит вам водное планирование, но и поможет сэкономить: правильно установленный редан заметно снижает расходы на топливо. Пониженная нагрузка на двигатель помогает продлить срок эксплуатации лодки.

Приходятся реданы и на плоскодонных лодках - в этом случае лучше устанавливать поперечный. Они снизит давление воды на днище судна. Несмотря на то, что значительного прироста скорости вы не заметите, управлять лодкой будет значительно проще.

Фото реданов на катере Yamarin 64 BR Cross




erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок