Влияние востока на европейские сады средневековья. Сады эпохи Феодализма

Добавить в закладки:

Монастырские сады

В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались: декоративный фруктовый сад, утилитарный огород с небольшими грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. На основе современных познаний и опыта прежних культур, монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и обрабатывали огороды.

Райский двор

Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса.

Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Райский двор - внутреннее пространство четырехугольной формы, замкнутое амбитом с крытой аркадой. Этот тип сада имеет свои аналоги в римском перистиле. В центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы, идущей на приготовление постной христианской пищи. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, символизировала непорочность Девы Марии, красная роза - пролитую кровь Христову, белая роза -королеву небес -Марию и т.д. На клумбах росли и другие полевые и садовые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки.

Старинный закрытый сад или его часть, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium - сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum - огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium (уже не только монастырский) - сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда.

Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 г. в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад имела Прага.

Светские сады средневековья

Свои собственные садовые участки имели не только дворцовые комплексы, но и другие городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при градах.

Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых градах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные . Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов.

Изображения пейзажных парков встречаются уже на средневековых картинах.

Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой . Посреди сада обычно был каменный колодец или железный фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи.

Вечнозеленые деревья и кусты уже тогда стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы.

Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов.

Сады при градах неизменно были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

После падения Римской империи в течение многих веков доминирующую роль в европейском обществе вместо культуры светской стала играть церковная. Центрами просвещения стали монастыри: там находились библиотеки, больницы, школы; при монастырях для хозяйственных нужд разбивались небольшие по площади сады.

Римская традиция общедоступных парков для горожан была забыта. Монахи, работавшие в саду, в первую очередь руководствовались не эстетическими соображениями, а практической пользой. В монастырских садах выращивали пряные травы, овощи и фрукты — по сути, это были огороды, снабжавшие обители пищей. Обычно огороды располагались за монастырской оградой. Были также аптекарские огороды – там растили лекарственные растения, их устраивали вблизи больницы или богадельни при монастыре. Во многих случаях, при низком уровне развития медицины тех лет, целебные свойства растения определялись приписываемым ему символическим значением, а не врачебной практикой. Там же культивировали растения, дающие яркие красители (некоторые из них были даже ядовитыми): до изобретения книгопечатания книги писали от руки ученые монахи, и природные краски нужны были для оформления колонтитулов, иллюстраций и заглавных букв в рукописи.

Но вместе с тем первооснова самой идеи сада никогда не забывалась – это Эдем, райский сад, созданный Богом, прекрасный, полный растений, птиц и животных, изобилующий всем, что нужно было человеку. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Поэтому любая попытка человека устроить сад на земле трактовалась как своего рода «возвращение в Эдем», стремление руками человека воплотить рай на земле. Так, фруктовый сад трактовался как символ рая и должен был напоминать монашествующей братии о христианских добродетелях.

Узкие дорожки крестообразно делили сад на четыре части – эта деталь, конечно, имела символическое значение. На перекрестке в центре располагался колодец, водоем, может быть, был и фонтанчик, для питьевой воды и полива растений. Источник воды имел значение символа чистоты христианской веры. Росли там декоративные растения и фруктовые деревья, и, конечно же, цветы. Если в саду было место для пруда, там разводили рыбу для поста. Привезенные в Европу во время крестовых походов экзотические растения, особенно розы, завоевали большую популярность. Часто с розой отождествлялась Мадонна, также символом Богоматери была лилия. Каждое растение в саду имело символическое значение.

Все монашеские ордена, даже нищенствующие, как францисканцы, которым долгое время уставом было запрещено иметь землю в собственности, кроме небольшого огорода, культивировали сады. Многие монастыри прославились и памятны до сих пор именно своими садами и огородами.

Короли и знать в Средние века тоже уделяли немалое внимание садоводству: сохранился указ Карла Великого, касавшийся цветов, которые нужно было посадить в его садах, перечень включал порядка шести десятков названий. Сеньоры устраивали сады при замках, забота о саде была одной из главных обязанностей хозяйки замка. За оградой, рядом с оборонительными стенами устраивали «луга цветов» для рыцарских турниров и забав знати.

Замковые сады в те годы устраивались по тем же принципам, что и монастырские. Большое значение имела культивация пряных трав: это был, во-первых, один из немногих способов разнообразить довольно скудную даже в богатых домах средневековую кухню, во-вторых, пряные ароматные растения издавали приятный запах. Райские сады, воссозданные человеком на земле, давали пищу всем пяти чувствам. Деревья — яблони, сливы, абрикосы, вишни питали вкус. Цветы – радовали глаз, пряности – обоняние, птицы, жившие в садах, своим пением очаровывали слух. Можно с гордостью признать, что славная средневековая традиция садоводства продолжается в наши дни на каждом российском дачном участке.

Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.

Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.

Монастырские сады - их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград - декоративный монастырский сад.

Италия - родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.

Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.

Тема 14. Сады и парки средневековья – Мавританские и феодальные сады

Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI - XIII века). Альхамбра - чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.

Феодальные сады - сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад - земной рай” (Данте “Божественная комедия”).

Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год - Пизанский ботанический сад - первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год - первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).

Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).

Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.

Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.

Тема 15. Садово-парковое искусство возрождения в италии.

Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.

Три этапа развития итальянских садов: XIV - XV века - сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV - конец XVI веков - Римский период; XVI - XVII века - сады Барокко.

Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.

Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 - 1462, арх. Миколоццо).

XV - XVI века - век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко - академия и музей античной скульптуры.

Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте - шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.

Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.

XVI век - садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок