Восток в новое время презентация. Электронный образовательный ресурс "государства востока в раннее новое время"

1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами факты, свидетельствующие о его разложении

Одной чертой:

Однако общая сумма наогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян...

Двумя чертами:

Министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей...

Отец его, Ли Шоучжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером...

То был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два...

Он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом...

2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиионного общества

Запишите это предложение и письменно выполние задание

Праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине

Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте

3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени и соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание

Поразмышляйте, какими должны быть эти правила. Запишите их

Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, срехурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье

5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания

1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите

Так как учение является мудростью человеческой цивилизации, примером идеального построения общества и отноешний

2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, акутальны в наши дни? Запишите соответствующие номера

3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задание

1) Значение слова "бусидо"

2) Важнейший принцип организации жизни в общине

3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху

4) Название переворота, связанного с именем Джона Кея, Джеймса Харгивса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта

5) Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

1) Заполните пропуски в предложении

Это положение олицетворяли вырезанные из дерева три обезьянки на дверях храма. Одна из них закрывала лапами глаза , другая - уши , третья - рот

2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания

7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки

1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т.д. - Да

2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый - Нет

3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли - Нет

4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения - Нет

5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма - Нет

Исправленные варианты:

2) скромный, тихий, смиренный

3) само государство

4) традиционное

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времениПлан:
1. Земля принадлежит государству
2.Деревенская община
3. Государство регулирует хозяйственную жизнь
4. Сословный строй
5. Города под контролем государства
6. Религии Востока – путь самосовершенствования
Домашнее задание: пар. 28 , вопросы 1-4 стр.284
По выбору:
рассказы «Восточный город глазами европейского путешественника» или
«Деревенская община на Востоке» (см. задание 1 стр. 284)
Презентация «Религии Востока»

Земля принадлежит государству

1.
2.
Государство – верховный собственник земли
Знать не имела больших земельных владений, чтобы не ослаблялась
центральную власть
3. Индия:
А) наследственные земельные владения только у князей, которые в случае
войны воевали на стороне правителя
Б) знатный человек получал землю на 10 лет, за это платил налоги и
содержал военные отряды, через 10 лет его перемещали на другой
участок.
4. Китай
А) земли делились на 2 части: государственные (принадлежали императору и
его приближённым) и «народные» (частные)
Б) большинство казённых земель отдавалось в «вечное держание»
крестьянам, за это они обрабатывали землю и платили налоги
В) запрет на продажу земли
5. Япония
А) основной земельный фонд в собственности князей
Б) конфискация и перераспределение земель самураев с целью укрепления
центральной власти

2.Деревенская община

1) Самостоятельность в вопросах самоуправления
2) Сохранение традиций и религиозных установлений
3) Индия:
А) Общинники формально свободные люди
Б) Все должности и обязанности общинников передавались
по наследству (в случае перехода в другую общину
крестьянин становился бесправным)
В) Использовалась для облегчения сбора налогов
4) Китай
А) Община -100 дворов во главе со старостой, делилась на 10
групп (во главе десятский)
Б) староста и десятские несли ответственность за сбор
налогов и выполнение повинностей
В) круговая порука при сборе налога

Государство регулирует хозяйственную жизнь

1. Центральная власть устанавливала цены на
важнейшие товары
2. Монополия на соль, производство чая
3. Казённые лавки конкурировали с
купеческими
4. Запрет на заморскую торговлю
5. Государственные закупки и заказы по ценам
ниже рыночных
6. Увеличены налоги с купцов и ремсленников

Сословный строй

1. Строго соблюдались правила жизни всех
сословий
2. Часто сословная принадлежность не
соответствовала имущественному положению
3. Япония
А) деление на 4 сословия (воины (самураи),
крестьяне, ремесленники и купцы)
Б) В сословия не входили: придворные,
священники, врачи, учёные, парии
(неприкасаемые, выполняли самую грязную
работу)

Самураи

Бусидо – кодекс чести самураев, окончательно оформился в XVII
веке:
А)распределялись на ранги, вели суровый образ жизни
Б) довольствоваться малым
В) заниматься только военным делом
Г) быть готовым умереть за своего господина
(в т.ч. харакири)
Д) культ меча
Е) школы (фехтование на мечах, стрельба из лука, дзюдо,
верховая езда)
Ж) высшие самураи в свободное время кроме военной
подготовки занимались составлением букетов и участвовали
в чайной церемонии

Разложение сословного строя:

1) Часть самураев отказались от своих
обязанностей и лишились средств к
существованию. Они преподавали учение
Конфуция, становились учителями или
писателями, а также были охранниками у
купцов
2) Часть самураев предпочитали нищенствовать,
но не опускаться до «презренных занятий»
3) Были и такие, которые создавали банды и
терроризировали путников на дорогах

Города под контролем государства

1) в городах развивались ремесло и торговля
2) Города не добились самостоятельности, но
наблюдался рост городов (к 1500 г в
Пекине уже свыше 1 млн. жителей)
3) В Китае каждый житель был приписан к
своей улице и кварталу и должен был 2
раза в месяц проходить проверку.
Поощрялось доносительство на соседей

Религии Востока –путь самосовершенствования

Для восточных обществ характерна
веротерпимость.
Китай: конфуцианство и буддизм
Индия: индуизм и буддизм
Япония: синтоизм и буддизм
Люди Востока были убеждены в том, что для
главное для человека – встать на путь
самосовершенствования и обрести
внутреннюю гармонию.

Китай: Конфуцианство
Конфуций 551-479 гг. до н.э.
5 добродетелей: мудрость, гуманность, верность,
почитание старших и мужество
Государство – большая семья, где
младший(простолюдин) повинуется старшему.
Власть несёт ответственность перед народом
Государь (сын Неба) – отец и мать народа, никто
недолжен восставать против власти государя
Правитель государства должен жить умеренно и
проявлять добродетель в управлении
государством
Положение в обществе предопределено Небом

Буддизм – мировая религия

Основатель: царевич Сиддхартка Гаутама (623-524 гг. до
н.э.), Будда – «просветлённый высшим знанием»
Жизнь человека непрерывный путь страданий, причина
страданий – неудовлетворённые земные желания.
После смерти страдания не прекращаются, т.к. душа
не умирает, а перерождается.
Если человек вёл неправедную жизнь, то в следующей
жизни он родится либо представителем низшей
касты, либо животным
Путь к спасению в руках самого человека, через
самосовершенствование.

Синтоизм

«Синто» - путь богов
Древняя языческая религия, вера в злых и
добрых духов, которых пытаются
умилостивить через обряды
Главное божество – богиня Солнца
Аматэрасу, от которой якобы произошли
японские императоры
Синтоизм использовался для укрепления
власти императора, который с VII века был
верховным жрецом

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1. Империя Великих Моголов в Индии
2. Борьба Португалии, Франции и Англии за
Индию.
3. Китай в XVI-XVIII вв.
4. Япония в XVI-XVIII вв.
.

Вывод:

В эпоху империи Великих Моголов была
сделана попытка укрепить государство и
устранить внутренние противоречия
(реформы: государственного управления,
налоговая, религиозная). Но бесконечные
завоевательные войны, религиозные и
национальные различия, стремление к
сохранению традиций ослабили империю.
Она вернулась к состоянию раздробленности,
что позволило европейцам успешно вести
колониальные захваты.

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.

Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.

Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни

Вопросы в параграфе

Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом "фэн шуй", древнего учения о гармоничной организации пространства. Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства - для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.

В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.

Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

На Востоке XVI-XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.

Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.

Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм - религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал - стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Деревенская община на Востоке

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:

Верховным собственником земель являлось государство;

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;

Крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;

Жесткий сословный строй;

Веротерпимость.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок