Что нужно в школе будущего. Школа будущего, какая она? Школа и воспитание

«Умная школа» - уникальный образовательный проект, масштабный учебный комплекс, который будет построен на берегу реки Ангары у границы Иркутска. Школа будет создана по индивидуальному дизайну, в котором сочетаются исследовательский дух и чувство безопасности и комфорта.

Марк Сартан

руководитель проекта «Умная школа»

Если вас спросят, как выглядит школьное здание в России, то представить и описать его у вас не составит труда.

Подобные здания узнаются всегда и сразу, даже если мы видим их мельком. Ну да, иногда можно его с чем-то спутать. Например, со зданием какого-нибудь завода. Или казармой. Или поликлиникой.

Традиционная школа - фабрика по штамповке учеников

Представления о классическом школьном здании у нас остаются такие же, как во времена СССР:

  • Типовой корпус с промышленно-безликим видом;
  • По фасаду равномерно распределены одинаковые окна;
  • Единый вход-портал;
  • Одинаковый размер классов;
  • Прямые пустые коридоры;
  • Неизменность планов всех этажей;
  • Монотонные и набившие оскомину цветовые решения.

Эти архитектурные решения ясно дают понять: в традиционном представлении школа - это завод по производству человеческого материала.

Школа индустриальной эпохи предполагает соответствующее содержание образования - унифицированные программы и фронтальный метод обучения. У всех детей одинаковая учебная программа, которую они осваивают одновременно, делая практически одно и то же, лишь с разной степенью эффективности. И судят об их успехах, сверяясь с одним общим списком требований.

Фабричная метафора школы неоднократно использовалась в культуре. Вспомните, например, знаменитую песню Pink Floyd - Another Brick In The Wall.

Использовалось это сравнение и в книгах. Например, Майкл Гриндер свою книгу об использовании техник нейролингвистического программирования в педагогике назвал так - «Исправление школьного конвейера».

Педагог Джон Тэйлор Гатто свою знаменитую книгу, в которой он подверг критике базовые постулаты государственного образования, назвал «Фабрика марионеток» .

Название «Школа - это фабрика» дал одному из своих главных эссе теоретик фотографии Алан Секула.

Но вернёмся к школьному зданию и его устройству. Ровное, симметричное, неуникальное, оно фактически вынуждает ребёнка чувствовать себя не полноценным человеком, а фабричной заготовкой, которую взрослые будут обрабатывать.

Ребёнок в такой школе ощущает себя ничем не выдающимся, не отличающимся от других. Поэтому у многих конвейерно-групповой метод обучения не вызывает никакого протеста. Но это не значит, что именно он нужен ребёнку.

Современная школа - город в городе

Хотя не все это заметили, но индустриальная эпоха осталась позади. Современное образование вместе со всем миром уходит от унификации в сторону индивидуализации.

Мы видим в учениках не заготовки, а полноценных и равноправных участников образовательного процесса.

В новую информационную эпоху к школьному зданию предъявляются совсем другие требования. Чтобы отвечать потребностям современного ребёнка, оно должно не застревать в прошлом, а радикально измениться. Мы ждём от современного школьного здания:

  • Визуальное своеобразие;
  • Уникальные эстетические решения;
  • Индивидуальный подбор фактуры и цвета;
  • Несколько входов в здание вместо одного парадного;
  • Разнообразие помещений, возможность их трансформировать;
  • Нелинейная связь помещений, их открытость;
  • Зонирование и мультифункциональность школьных пространств;
  • Пульсирующие, неоднородно оформленные помещения.

Таким образом, современная школа должна быть многообразной, а не представлять из себя унылое архитектурное единство. Такая школа похожа не на завод или бараки, а на современный город - яркий, разный, предоставляющий огромное разнообразие возможностей для своих обитателей.

За логикой архитектуры следует и логика образовательных программ. Современные школы предоставляют детям:

  • Вариативность в обучении детей;
  • Возможность формировать индивидуальный образовательный маршрут;
  • Выбор из нескольких профилей обучения;
  • Доступ к общественным пространствам, используемым в образовательном процессе;
  • Жизнь внутри сообщества, где ты являешься полноправным участником отношений.

В такой школе ребёнку должно быть интересно и приятно находиться, он должен чувствовать, что обучение - это не только его обязанность, но и право, которым ребёнку нужно воспользоваться, чтобы достичь в жизни счастья и успеха.

Школа будущего

Да, безусловно, учеников ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве заготовок для промышленной обработки. Но и концепции школы-города, в которой они рассматриваются просто как граждане со своими правами, тоже недостаточно.

В «Умной школе» мы идём дальше, поскольку понимаем, что главная задача школы будущего - научить ребёнка ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Для этого ученики должны научиться распоряжаться пространством школьного здания, подчинить его собственным интересам. Мы хотим, чтобы ученики были прежде всего авторами (или как минимум активными соавторами) собственного образования и - смотрим шире - собственной жизни.

Каковы особенности образовательного процесса в школе будущего?

  • Образование по системе «перевёрнутый класс» - дети изучают новый материал самостоятельно, а в классе занимаются практикой и укреплением своих навыков;
  • Учёба имеет не только просветительский, но и творчески преобразующий характер;
  • У учеников поддерживаются личная вовлечённость в образование и высокая мотивация;
  • В основе ценностного воспитания школьников лежат идеалы развития и прогресса, что повышает конкурентный потенциал будущих выпускников;
  • Главный принцип образования - ребёнок с его помощью учится проектированию собственной жизни.

Архитектура «Умной школы» должна стать принципиально новым образовательным инструментом: она будет учить выбирать маршруты в сложно организованном пространстве аналогично тому, как ребенок выбирает свой содержательный маршрут в образовательном пространстве. Пространство «Умной школы» будет отзывчивым, то есть будет откликаться на потребности и трансформироваться в соответствии с ними.

Для этого особое внимание в проекте уделяется ландшафтному дизайну и принципам природного урбанизма. Наша задача - построить инновационную школу, которая объединит в себе технологические и рукотворные пространства с одной стороны и природные - с другой.

Это будет естественно устроенное пространство, открывающее новые возможности для учеников. Они смогут свободно передвигаться по нему и пользоваться им для реализации своих проектов.

Так чему же должно учить школьное здание? Тому, что ты ни в коем случае не заготовка под человека, что ты не только гражданин и член общества, но ты ещё и автор своего образования и своей жизни!

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты буду опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты будут опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

А самое главное, в школе будущего будут самые добрые и отзывчивые учителя, и послушные ученики, стремящиеся к знаниям. Вот такой я представляю школу в будущем.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.
Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.
Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.
Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.
В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.
Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.
Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.
Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает.

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства - чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания - это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя - всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе - там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, - это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница - граница разумности. Образование - это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

    открытости и психологической защищенности;

    публичности и возможности уединения;

    приватности и возможностей самодемонстрации;

    свободы движения и моторной саморегуляции (ограничений);

    функциональности (нормы применения) и креативности в использовании пространства.

Отсутствие этого баланса - типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны».

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы.

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое - это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного - мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому.

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд - это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов - в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства - с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам - ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала.

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» - соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать .

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу...

Компьютеры. Конечно же, все школы будут полностью компьютеризированы. Причем в довольно скором времени. Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Оценки. Их, наверняка, станет больше. Возможно, будет введена 100-бальная система оценок. Ведь чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети. В данный момент та же "пятёрка" может быть у разных детей разная - у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Интерьер. Когда давным-давно по всей России стали образовываться учебные заведения, то они были больше похожи на тюрьмы. Тем более, в те времена люди ещё не понимали, зачем нужно учиться. В общем, школы выглядели так: пол, стены, потолок, столы, стулья и всё. Но с каждым годом школы становились всё более обустроенными. Так что, скорее всего, в будущем понятие "Школа - это второй дом" будет полностью оправданным. Наверняка голые стены будут оклеены обоями, повсюду будут стоять мягкие диваны и кресла. Остается надеяться, что в будущем дети не будут сходить с ума и перестанут сбивать всё живое на своём пути.

Учителя и ученики. В школе никогда не будут преподавать низкоквалифицорованные люди. Все учителя будут проходить тщательное собеседование. Ну а ученики, как были все разными, так такими же навсегда и останутся. Кто-то будет учиться лучше, кто-то хуже, кто-то будет принимать участие в развлекательных школьных мероприятиях (а таких мероприятий в будущем будет ещё больше чем сейчас!), а кто-то, наоборот, в научных конференциях.

Развлечения. Уже сейчас многие школы практикуют совместные поездки, походы, экскурсионные туры. В будущем их должно стать больше и они должны входить в обязательную программу обучения. Таким образом, качество образования тоже улучшается. В каждой школе будет спортивный клуб с секциями. Также в комплексе будут проходить соревнования (между школ или между классами).

Как вы видите себе школу будущего? Что будет в ней такого, чего не было в школьные годы у вас?

Татьяна, 19: В мои годы не было возможности доступа в Интернет во время уроков информатики. Какой-никакой, а все же отдых. Еще, мне кажется, что не должно быть ЕГЭ. Так, как выпускалась из школы я – намного продуктивнее и полезнее. Я сдавала обычные экзамены – письменные и устные. Уроки физкультуры не должны быть обязательными, особенно – в старших классах.

Маргарита, 18: Было бы продуктивнее ввести лекционно-семинарскую систему. Но подход к каждому ученику, тем не менее, должен быть индивидуальным. В моей старой школе все непрофильные предметы, которые были мне абсолютно неинтересны, были обязательны для посещения. Я считаю, что это неправильно. Обучение не должно навязываться школьнику и вызывать негативные эмоции. Что касается самоуправления, школьные выезды должны организовываться чаще.

Алексей, 23: С оптимистической точки зрения, школа будущего сохранит советскую систему "насыщения учеников знаниями", при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и всячески стремиться к развитию и самосовершенствованию. Надеюсь, что школа вернёт общечеловеческие ценности, а этика и эстетика будут её краеугольным камнем.

Но реально, я очень боюсь полной деградации нашего образования. В данный момент в нашем образовании всё больше американизма. А подписанное в 1999 году Болонское соглашение может загубить то, что уже есть. Людям не наученным мыслить самостоятельно, хотят дать право выбора - учить или не учить математику, физику, химию, историю. Всё это приведет к деградации общества - отсутствия у выпускников кругозора и элементарных знаний. В 21 веке школа уже забыла, что такое нравственность и мораль, и меня сильно коробит, когда я вижу 6-классниц в стрингах и мини-юбках, а 8-классниц обсуждающих у подъезда очередной минет.

Татьяна, 22: Школа будущего мне представляется так: техника, техника и еще раз техника, хорошо это или плохо, не берусь судить, думаю, учителей все -таки техника или компьютеры-роботы заменять не должны, живое общение лучше всего. Хотелось бы, чтобы в школе будущего была шире программа. Например, танцы для девочек стали бы обязательными, а также этикет и др. В общем, предметов, которые бы пригодились на практике в жизни должно быть больше.

Маша Шибанова



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок