Формы анимационной деятельности. Анимационная деятельность в туризме

Анимация в социальной среде как путь “оживления”, “одухотворения” межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентации личности средствами культурно-досуговой деятельности. Социально-культурная анимация как отрасль гуманистической социальной психологии и педагогики. Основные теоретические источники социокультурной анимации:

· гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

· социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон);

· логотерапия и арт-терапия (В.Франкл);

Направления анимационной работы - профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации.

Опорный план-конспект

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения современной Франции. Французские социологи отмечают рост бюджета свободного времени французов, изменение их интересов и потребностей в сфере любительского творчества, общественной самодеятельности.

1.1 Социально-культурная анимация в процессе формирования гражданского общества. Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире, чем это принято у нас в России. В традиционном толковании современных российских авторов анимация – это часть досуговой деятельности населения. В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества .

Широкая трактовка социально-культурной анимации как способа существования гражданского общества позволяет нам провести некоторые параллели с современным уровнем развития теории и практики российской социально-культурной деятельности.

Гуманистические источники социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения » отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что анимационный подход является новым лишь для отечественной педагогики социально-культурной сферы. Гуманистическая традиция социального воспитания, характерная для западной педагогики, имела постоянный и вариативный выход в педагогическую практику на протяжении всего XX столетия, отражаясь в деятельности аниматоров, организаторов детских общественных движений, художественного воспитания и т.д. Более того, анимация как особый способ институализации гражданского общества нашла себе совершенно уникальное место – не совпадающее с социальными «нишами» политических партий, религиозных и иных организаций.

Так, во Франции возникновение анимации как социально-культурного феномена социологи условно связывают с 1901 годом, когда был введен новый закон о создании различных ассоциаций. В XIX веке право на создание ассоциаций было чрезвычайно регламентировано, контролировалось властями. Ассоциация рассматривалась в качестве подозрительного посредника между индивидуумом и Государством, стремящегося всячески принизить или уничтожить власть последнего, представляющего «общий интерес». Это было наследие Французской революции. «Ассоциация не могла мыслиться вне политического действия, будь то очевидного или скрытого». После 1901 года ситуация резко изменилась. В связи с увеличением объема свободного времени (за счет постепенного сокращения рабочего времени) широкоe развитие получили любительские ассоциации. И если в начале XX века они были тесно связаны с политическими и религиозными институтами, то впоследствии получили развитие процессы «высвобождения» ассоциаций от политико-религиозных влияний, их значительного количественного роста.

К концу XX столетия социально-культурная анимация превратилась в самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Понятие «анимация». Социально-культурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социально-культурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

· как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

· как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;

· как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности . В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

1.2 Теоретические источники социально-культурной анимации. В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социально-культурная анимация до 1960-х годов имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х годов начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, их образования, их целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. Именно в этот период (в 1970-1980 годы) были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.

Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.

Целевая направленность социально-культурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социально-культурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В отличие от фрейдизма и бихевиоризма, которые делают упор на зависимость личности от ее прошлого, гуманистическая психология видит главное в устремленности личности в будущее, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс).

Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформистское поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого должна поддерживать особая социально-культурная анимация. Методы анимационной деятельности «центрированы на личности» человека, нуждающегося в социально-психологической и психолого-педагогической помощи подобно одной из форм психотерапии, которую Карл Роджерс назвал «терапией, центрированной на клиенте».

Так, индивид, обратившийся за помощью к психотерапевту, рассматривается не в качестве пациента, а как клиент, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»). Анимация также ориентируется на пробуждение самостоятельности и активности субъектов социально-культурной деятельности.

В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики , связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штайнера (Германия), С. Френе (Франция).

Французский теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.

Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества . Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход – педагогический , который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии . С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы .

Второй подход – социологический , связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключается в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений . Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.»

Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социально-культурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (anime – душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным со-чувствием, со-переживанием, со-действием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений . Типично, например, высказывание французской исследовательницы, теоретика социальной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами ».

Идея оживления социальных отношений подчеркивается и в определении, которое предложено М. Симоно: «Социально-культурная анимация – это область общественное жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Гораздо реже в литературе встречается обращение к целевому аспекту социально-культурной анимации. Между тем именно цели анимационной деятельности позволяют раскрыть глубинный смысл данного понятия, а значит, более точно очертить границы его применимости в анализе социокультурных процессов.

Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социально-культурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни ».

В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо переплетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности в сфере культуры и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный .

Стремление к свободному социальному творчеству – необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний».

Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений междуними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональных характеристики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени , способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры , на котором реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.

И, наконец, четвертая характеристика – это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование .

Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума .

Социально-культурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социально-культурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие положения:

· человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

· человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

· человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социально-культурной анимации . Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

· создания условий для раскрытия личности или группы;

· установления межличностных отношений;

· творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение».

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач :

· комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

· помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

· подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

· выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

· помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае; - подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

В докладе подчеркивается, что «только окончательно добрый или окончательно злой человек не имеет больше выбора. Почти каждый может регрессировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности. В первом случае мы говорим о начале тяжелого психического заболевания, во втором – о спонтанном излечении от болезни или перемене соответствующего индивида в сторону полного пробуждения и созревания».

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти). Имеется в виду профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха.

Виды и формы анимационной деятельности

в волонтёрском объединении старшеклассников "Звезда".

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я являюсь руководителем волонтёрского объединения старшеклассников «Звезда» Центра детского творчества Центрального района г. Кемерово. Объединение существует более 15 лет, а я им руковожу в течение 5 лет. В объединении занимаются 30 старшеклассников в возрасте от 14 до 18 лет. Мы работаем по 5 направлениям волонтёрской деятельности:

    Здоровьесбережение;

    Работа с приоритетными социальными группами (ветераны и пожилые люди, многодетные семьи, дети инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей и т.д.)

    Экологоохранная деятельность;

    Трудовая деятельность;

    Досуговая деятельность или анимационная.

Все направления нашей работы между собой тесно переплетаются, но во главе всего стоит досуговая или анимационная деятельность.

Слово анимация вошло в русский язык не так давно. Раньше людей занимающихся подобным видом деятельности называли культорганизаторы, потом массовиками-затейниками и игровиками, теперь же пришло время аниматоров.

Анимационную деятельность мы рассматриваем как деятельность по разработке и представлению программ проведения свободного времени, или другими словами – досуговую деятельность.

Мы работаем на разнообразных площадках города и области. Принимаем участие в мероприятиях Музея – заповедника «Томская писаница», Музея – заповедника «Красная горка». Участвуем в проведении городских мероприятий на территориях ООО «Парк Чудес», парк культуры и отдыха им. В. Волошиной, парк культуры и отдыха «Антошка». Являемся участниками областного передвижного клуба «Кузбасс» по организации досуговых программ в отдалённых населённых пунктах области. Организовываем и проводим мероприятия совместно с социальными учреждениями, учреждениями образования, культуры, спорта и здравоохранения.

Формы анимационной (досуговой) деятельности в нашем объединении разнообразны:

Спортивно - оздоровительные программы, рассчитаны на любителей спорта и активного отдыха мы проводим в образовательных учреждениях и парках. Ежегодно проходят районные спортивные праздники и соревнования «Спорт и труд рядом идут», «Выше, сильнее, быстрее», спартакиады в рамках Недели здоровья, часы и минутки здоровья.

Развлекательные программы ориентированы на участников любого возраста и строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания , подвижные игры и развлечения, разнообразные конкурсы. Н апример, ролевые игры и конкурсы «Весёлый модельерчик», «Валентин да Валентина», фольклорные праздники «Рождество», «Масленица», «Иван Купала», игровые и праздничные программы, приуроченные к календарным праздникам День учителя, День пожилого человека, Новый год, 8 марта. Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования. Развлекательные программы наиболее востребованы жителями города Кемерово.

Познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям. Это тематические дни «Месячник пожарной безопасности», обучающие программы «Школа юного ведущего», «Школа актива», мастер – классы, беседы, передвижные выставки в рамках досуговых проектов «Весёлые уроки», «Человек труда», «Защитники Отечества разных времён», викторины, конкурсы - они помогают приобрести новые знания и умения в разных видах человеческой деятельности.

При организации анимационных программ нами учитываются особенности, присущие различным возрастным категориям населения.

Для детей дошкольного возраста, ведущим типом деятельности которых является игра, мы проводим игротеки, утренники, сказочные путешествия.

Для подростков - наряду с перечисленными формами мы проводим беседы, мастер – классы, спортивные соревнования и эстафеты, конкурсы и дискотеки, школу вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники. Ребята этого возраста отличаются довольно большой активностью, требовательностью и даже предприимчивостью по отношению не только к себе, но и к окружающим людям.

Для молодежи программы несколько меняются. В этом возрасте формируется характер и мировоззрение. Основными видами деятельности этого периода является учеба, которая требует большого напряжения сил. Для старшеклассников мы проводим КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, игры по типу телевизионных.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы более спокойные мероприятия: конкурсы (красоты, юмора), литературные гостиные и творческие вечера, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, проводим посиделки, чаепития, вечера - общения, литературные-гостиные.

Мы стараемся организовать отдых так, чтобы школьникам и студентам было интересно, а пожилым людям было комфортно.

В организации досуговой деятельности используем следующие виды анимации:

Анимация в движении - удовлетворение потребности современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание - удовлетворение потребности в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Анимация через общение - удовлетворение потребности людей в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познания себя через общение;

Культурная анимация - удовлетворение людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация - удовлетворение потребности человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

В больших мероприятиях сочетаются разные формы и виды анимационной деятельности.

На территории «Парка Чудес» ежегодно проходит большое количество мероприятий: «День мороженого», «День рождения Парка Чудес», «День Пепси» и т.д. В таких мероприятиях задействовано до 30 обучающихся нашего объединения. Ребята одновременно работают на 4-5 площадках. На главной сцене проходит концертно-конкурсная программа, с чередованием концертных номеров и конкурсов, зрителями и участниками которой могут стать люди разного возраста. На детской площадке проходит игровая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В игровую программу включены массовые, подвижные и танцевальные игры. По территории всего парка располагаются мини-конкурсы и мини-игры, где любой желающий может испытать свою силу, ловкость, находчивость. В это же время на территории парка работают ростовые куклы, они создают праздничную атмосферу и фотографируются с отдыхающими. В завершении концертная программа духового оркестра, под звуки которого любят танцевать пожилые люди или концерт современных ВИА и рок-групп для молодёжи. Заканчиваются такие праздники салютом или феерверком.

Чтобы качественно выполнять свою работу аниматоры должны владеть целым рядом дисциплин: психология общения, актерское мастерство, хореография, методика анимационной деятельности, игротехника (игроведение), сценография (написание сценария программы). Каждый обучающийся выбирает то, что ему нравится: кто - то любит проводить круглые столы, беседы, встречи, кому-то по душе организация спортивных состязаний, кто-то настоящий король праздников и прекрасно ведет развлекательные программы, а кто-то любит работать в ростовой кукле. К проведению каждой программы подходят основательно: пишут сценарии, подбирают музыкальное оформление, декорации, сами готовят костюмы и реквизит.

Аниматоры должны быть, по природе, людьми добрыми, чуткими, толерантными, общительными, внимательными и ответственными. При подготовке и проведении мероприятий у ребят развиваются специфические способности: богатое воображение, нешаблонность мышления, необходимые для написания сценария; умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, необходимые для работы с методическим материалом; ораторские, организаторские и лидерские способности, которые нужны во время ведения анимационных программ; активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранить веру в победу и силу духа в период творческих неудач.

Мы участвуем в проведении анимационных программы разного масштаба, для разных социальных групп населения, для всех возрастных категорий на разнообразные темы.

Наша работа в настоящее время достаточно востребована в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, оздоровительных центрах, музеях, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах семейного досуга, летних и зимних лагерях отдыха, в учреждениях образования, центрах реабилитации, а также в работе социальных учреждений.

В основе понятия анимация находятся латинские слова аnimа – душа; аnimatus – одушевление, что означает воодушевление, одухотворение 1 .Анимация - стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, образовательной, культурно-досуговой деятельности человека; организованный процесс развлечений и физических упражнений, обеспечивающий двигательную активность и общение.

Термин «анимация» впервые появляется во французском языке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка 19 и 20 веков (Париж, 1974) анимация определяется как действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь. Анимация считается новым направлением культурно-досуговой деятельности, но следует отметить, что в разных формах она существовала и ранее. Истоки зарождения анимации лежат в культуре античного мира, которую философы, историки и культурологи называют «цивилизацией досуга». Древние греки уделяли организации «высокого досуга» большое внимание и воспринимали его как еще более возвышенную сферу жизнедеятельности, чем война или политика. Тщательно готовились традиционные праздники в честь богов, состоящие из театрализовано-развлекательной программы и драматических состязаний с песнями, танцами, беседами, регулярно проводились спортивные состязания, к которым готовились с детства в палестрах и гимнасиях; работали философские школы; развивался театр. С крушением античного мира на долгие столетия уходит отношение к досугу как к свободе человеческого духа и наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью. Римский досуг - это «досуг без достоинств», его содержание сводится к лозунгу: «Хлеба и зрелищ!», римляне любили гладиаторские бои, конные скачки в цирке, пиры с застольями и оргиями. В средние века об организации «высокого досуга» речь также не идет. Церковь разрешала христианам смотреть мистерии - театральные представления с библейскими сюжетами, развивалась система христианских и народных праздников, рыцарские турниры. Только в эпоху Возрождения свободное время, как и во времена древней Греции, стало использоваться для общения с образованными людьми, для размышлений, творчества. В связи с этим распространяется музейная деятельность, возникают первые кружки по интересам, компании, салоны, появляются новые досуговые формы: карнавалы, маскарады, ассамблеи, балы.

Увеличение свободного времени в конце 19 века, в связи с развитием промышленного производства и введением регламентированного рабочего дня в США и в европейских странах, привело к появлению клубов, общественных союзов, товариществ на основе интересов. В 1901 году получают широкое распространение ассоциации, основное предназначение которых приобщение к культуре. В середине XX века идеи античного «высокого досуга» развиваются в социально-философской теории «цивилизации досуга». В 1950-е годы французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье, вместо общих понятий «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурное лидерство», которое трактует как деятельность, направленную на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству, а вскоре заменяет его термином «анимация». Ж.Р.Дюмазедье определяет анимацию как формулу «трех D»: delassiment (расслабле­ние), divertissement (развлечение) и develop-pement (развитие).

С 60-х гг. XX века во Франции начинается научное осмысление анимации, ее структуризация и типологизация. Исследования в этой области проводятся П.Бенаром, А.Гурдоном, Ж.Р.Дюмазедье, М.Кайресом, Р.Лабури, П.Ланграном, Ж.Левеглем, М.Леви-Котре, Э.Лембо, П.Мулинье, М.Паризе, М.Симоно, А.Тери. Педагогической основой анимации становятся идеи А.Бине, Э.Дюркгейма, Ж. Маритена, Ж.Ж.Руссо, Ж.П.Сартра, Э.Шартье, Ж.Шато. С данного периода формируются различные взаимодополняющие определения данного понятия: Ж.Р.Дюмазедье рассматривает анимацию как сознательную, преднамеренную, организованную и планируемую аккультуризацию человека с целью активного социально-культурного влияния на людей для оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе, через создание условий для приобщения к культуре; Р.Лабури считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности в сфере досуга, а аниматор является носителем культуры, обладающий определенными внутренними качествами, делающими его значимым для окружающих людей, фактором их личного развития; М.Леви-Котре дополняет: анимация - это перекресток, на котором встречаются и сталкиваются все потребности, желания и мечты людей и общества. Обозначаются целевые аспекты анимации: освободительный (стремление к свободному социальному творчеству) и регулятивный (использование свободного времени для саморазвития и активного участия личности в социальной и культурной жизни общества).

В 90-е годы 20 века российские исследователи предлагают следующие определения данного понятия. Е.Б.Мамбеков: анимация - это часть культурной и воспитательной системы общества, представленная совокупностью элементов, находящихся в постоянных взаимообогащающих отношениях, характеризующих эту систему и реализующихся через комплекс занятий, видов деятельности и отношений, в которых ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие методы активной педагогики. Е.М.Приезжева определяет анимацию как стимулирование жизненных сил человека через вовлечение в активность. Т.И.Гальперина отмечает: анимация - особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности, сущность которой состоит в вовлечении отдыхающих в активные формы культурного досуга. Л.В.Курило анимацию представляет как целостный процесс взаимодействия аниматоров с участниками досуговых программ, в результате которого удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Сущность анимации заключается в следующем: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этническими и региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов детей, молодежи и взрослых; отличается глубокой личностностью и носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер. Таким образом, анализ понятия анимация позволяет, с одной стороны, выявлять ее развивающий, оздоровительный, культурологический характер, а с другой – обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса через особые приемы общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием и содействием, основанных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Виды анимации:

1. Анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

2. Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в сопереживании, эмоциональной разрядке, ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3. Культурная анимация - удовлетворят потребность в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

4. Творческая анимация - удовлетворяет потребность людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

5. Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

6. Анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое.

Поскольку анимация носит многосторонний характер, то ее функции определяются социальным назначением:

    Рекреационная – направленность на восстановление утраченных физических, психических и интеллектуальных сил;

    Гедонистическая – участие в мероприятиях должно доставлять удовольствие (если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности, а вместе с тем и долю полезности);

    Адаптационная – позволяет обеспечить адаптацию личности к постоянно изменяющимся как социально-экономическим, так и культурным условиям современного мира;

    Оздоровительная – направлена на оздоровление, восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

    Образовательная - позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире, благодаря чему происходит культурное развитие личности, позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях, традициях, обычаях;

    Развивающая – направлена на развитие творческих, артистических, организаторских и другие видов способностей;

    Воспитательная – участие в анимационной деятельности приносит интеллектуальное, нравственное, моральное и физическое совершенствование личности, помогает поиску новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни.

Анимационная деятельность – целенаправленная деятельность, направленная на многомерное и многоплановое взаимодействие педагога и обучающихся в досуговой сфере, с помощью которой удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируются и развиваются качества социально-активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Актуальность анимационной деятельности обусловлена следующими факторами: необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности; реализацией личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой; установлением равновесия между досуговыми запросами личности и его социальной включенностью в коллектив; социальным контролем, направленным на неформальное самообразование, саморазвитие и самовоспитание личности в условиях организованного досуга; созданием оптимальных условий для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума и признанием личности как уникальной целостности, представляющей собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку 2 .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Факультет режиссуры актёрского мастерства и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Контрольная работа

По дисциплине «Социально - культурная анимация»

Тема: « Основные направления анимационной деятельности »

Выполнила: Спаринская В. М.

Проверила: Доцент Белецкая Е. А.

Белгород 2013

С одержание

Введение

Анимационная деятельность: история и современность

Основные направления и формы организации анимационной деятельности

Перспективы развития анимационной деятельности

Заключение

Список литературы

В ведение

В представленной работе рассматривается тема основных направлений анимационной деятельности. Следует сказать, что достаточно сложно говорить об актуальности какой-либо темы, вопроса, если они не затрагивают жизненно важные проблемы современности, причем как отдельной области знания общества, так и познания общества в целом.

Если говорить об актуальности темы основных направлений анимационной деятельности, то здесь важно установить главную проблему темы, а именно точного определения форм организации анимации, а также общую проблематику применения данных форм (направлений) анимационной деятельности, при организации досуга различных слоев общества. Почему это актуально? Все просто. Каждый работающий член современного общества (например, строитель или офисный работник) нуждается в расширенном восстановлении своего физического и психического здоровья. Однако не в простом бездеятельном лежании на диване или гулянии по парку, а в организованных культурно-рекреационных мероприятиях способствующих не только отдыху, но и развитию и укреплению здоровья, культурной и творческой самоидентификации. И здесь на помощь современному человеку приходит анимация, которая с учетом специфики работы людей предлагает различные формы культурно-досуговой (анимационной) деятельности.

Насколько это актуально? На все 100, 200 и даже 1000%. Ведь современное общество требует современных видов организации досуга. Разве интересно просто гулять по парку или лежать на диване, кто-то ответит: «Да!!!» Но простое воспроизводство устоявшихся форм досуга, ведет к банальной деградации. Поэтому располагая даже минимальными материальными средствами, каждый имеет право на организацию своего досуга, творческое и культурное развитие в свободное время. При этом именно анимация, анимирование досуга, помогает в реализации этого права. Другое дело, что российская сфера услуг недостаточно развита для повсеместного внедрения анимационных технологий.

Главной целью работы является рассмотрение основных направлений анимационной деятельности.

Анимационная деятельность: история и современность

Анимационная деятельность является результатом культурно-досуговых инноваций, привнесенных в эту деятельность под воздействием социально-экономических условий рынка профессиональной деятельности. Стремительно развивающийся сегмент культурно-досуговой деятельности (с огромной индустрией отдыха и развлечений), предъявляет новые требования к организаторам культурно-досуговых мероприятий в условиях функционирования предприятий досуга, развлечения и культуры призванных продавать эти услуги в комплексе, создавая предпосылки инновационного подхода к проектированию развлекательных программ на основе рекреационной функции не только самих предприятий, но и всех технологий, включая анимацию, как инновационный технологический процесс сложной культурно-досуговой системы.

Однако само понятие анимации появилось в культурно-досуговой деятельности сравнительно недавно и базируется на ее фундаментальных основах. Поэтому трудно говорить об анимационной деятельности тем более о ее направлениях не разобравшись в причинах появления данного феномена в культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем

Чем же продиктовано появление анимации? Анализ литературных источников и практического опыта позволяет говорить о возникновении проблемы в сфере качественной организации досуга различных слоев общества с восстановлением физического и психического здоровья. Научно-обоснованный подход в решении данной проблемы привел к возникновению как такового понятия анимации.

Сама же культурно-досуговая деятельности, развитие форм и видов которой сопряжено с развитием общества в целом, уходит своим корнями в историческое прошлое. Если проследить эволюцию культурно-досуговой деятельности, то становится ясно, почему сейчас необходимо правильно организовывать досуг современного человека и использовать для этого анимационные технологии.

Начиная от первобытного общества , где происходит зарождение а к тивного отдыха, связанного с играми, состязаниями в ловкости и силе досуг постепенно трансформируется в Древнем мире . Например, в Древней Греции систематически организовывались спортивные состязания, включая и Олимпийские игры. Древние римляне предпочитали состязания гладиаторов, также были популярны охота, путешествия, появляются первые настольные и г ры: прообраз лото и шахмат (Древняя Индия), среди женщин популярность приобретают рукоделие и фольклор .

Участие в традиционных коллективно-досуговых занятиях требовало от человека относительно простых реакций, привычных движений, знания правил. Поэтому народный пласт досуга остается исторически устойчивым явлением, продолжая развиваться и до наших дней. И сегодня существуют коллективные занятия, связанные с активным участием всех желающих: групповые игры на свежем воздухе, пересказ и прослушивание преданий, фольклора, а также музыкальная, танцевальная, песенная традиционная самодеятельность.

Весьма специфично развитие культурного досуга в Средневековье , где основные стороны личной и общественной жизни регламентировала религия. Досуг следовало проводить осмысленно за чтением канонических текстов размышлением над догмами христианства, паломничеством. Также развив а ются фольклорные формы досуга : мифы, легенды, сказки народное искусство. Активный досуг знати развивается в форме охоты, пиров, военных тренировок и турниров. В городах были популярны подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней).

Период Возрождения характеризуется появлением ренессансного мировоззрения, не отказывающегося от христианских взглядов на мир, но постепенно акцентирующего внимание на активности человека, на его возможности познавать и переделывать окружающий мир. На смену доминированию народной культуры с ее эмоционально-чувственным отображением окружающей действительности, мифами, коллективным художественным творчеством и активным исполнительством идет авторское искусство с его индивидуализмом и рациональностью. В это время еще популярны карнавальные празднества с мимами, жонглерами, буффонами, праздники дураков, к о медии и театры.

С наступлением периода Просвещения роль религии еще более снижается и окончательно утверждается общественная вера в научные знания, в необходимость развития каждого человека по пути профессионализма, образования, внутреннего совершенствования. Появляются эффективные способы тиражирования многих видов и жанров искусства через печатную продукцию - репродукции картин, газеты, журналы, книги .

Радикальные перемены в организации досуга происходят в Новое вр е мя роль религии снижается и окончательно утверждается общественная вера в силу научных знаний, в необходимость развития каждого человека по пути профессионализма, образования, внутреннего совершенствования.

Досуг все больше утрачивает связь с народными традициями, древними обрядами, домашними формами. Даже индивидуально-домашние занятия заметно связываются с товарами культурно-досугового назначения (книгой, журналом) и техникой для отдыха (велосипедом, автомашиной, компьютером). В тех формах досуга, которые связаны с использование х у дожественных форм (зрелищные мероприятия, чтение художественной литературы, кино, театр) небывалое распространение получают виды и жанры так называемого массового искусства , создаваемого для широкого профиля аудитории.

И, наконец, постиндустриальное общество с доминирующим значением процессов производства знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом несет немало перемен в структуре свободного времени, но и меняет соотношение между рабочим и свободным временем в сторону увеличения объема последнего.

Постиндустриальное общество помимо диспропорции между производственным и досуговым временем, несет более серьезные издержки социально-культурного и духовного плана. Динамичное развитие техногенной цивилизации приводит к внутреннему кризису самого человека. Современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой, бездуховность создает неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может приспособиться к техногенной среде. Человек испытывает общую духовную дезориентацию; у него деформируется даже потребность в семье, детях.

Свое свободное время человек начинает расходовать нерационально. Досуг в таких условиях приобретает значение суррогатного отдыха, который не оздоравливает, а еще более дегуманизирует внутренний мир человека. Если в традиционных культурах разных народов с устойчивыми нравственно-религиозными ориентирами существуют социальные механизмы, позволяющие человеку преодолевать временную душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то постиндустриальное общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному человеку. Именно поэтому необходимо организовывать досуг современного человека.

Суть проблемы организации досуга состоит в том, чтобы каждый занимался своим любимым делом , которое наиболее отвечает его собственным интересам и возможностям.

Решение проблемы в психологической перестройке сознания людей изменения приверженности к пассивным формам отдыха.

Таким образом , требуется организация досуга на качественно новом уровне. Однако, культурно-досуговая деятельность не решает этой проблемы, поскольку не имеет четко отлаженных механизмов и технологий организации досуга - это всего лишь собирательное понятие. Культурно-досуговая деятельность и анимация: анализ определений

На современном этапе своего развития культурно-досуговая деятельность рождает понятие анимации, как новшества в организации досуга населения на качественно новом уровне. Поскольку анимация есть неразрывная составляющая культурно-досуговой деятельности, постольку и рассматривать ее необходимо как составляющую данной деятельности, о чем не раз уже говорилось выше.

Культурно-досуговая деятельность включает в себя понятие досуга и культуры . В тоже время досуговая деятельность включает в себя пять видов деятельности:

А) Отдых - снимает усталость, напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека (чтение книг, физкультура, слушание музыки);

Б) Развлечение - как досуговая деятельность имеет компенсационных характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе (просмотр кинофильмов, посещение музеев, концертов и т.д.);

В) Праздник - в нем сочетаются отдых и развлечение (народный, политический, религиозный, профессиональный, семейный праздники);

Г) Самообразование - направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации;

Д) Творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Понятие культуры также многогранно, как и понятие досуга, включает в себя следующие категории:

А) Культура - это целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного);

Б) Культура - интеллектуальное образование, высокий уровень усвоения людьми норм, правил и стандартов деятельности принятых в данном социальном сообществе. В этом случае говорят о культуре речи, общения, потребления, досуга, профессиональной или корпоративной культуре;

В) Сфера культуры как собирательное понятие.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это способ жизнедеятельности конкретного интеллектуально-образованного сообщества, в рамках данной культуры или за ее пределами в сфере досуга с целью отдыха, развлечения, праздника, самообразования, творчества.

Анимация возникает как необходимость научно-обоснованного, организованного проведения досуга при повсеместном упорядочении и создании подконтрольности основных направлений деятельности человека.

Слово «анимация» имеет латинское происхождение и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятел ь ность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре , художественному творчеству.

Анимация - это особый взгляд на процесс, рождающий особый подход к реализации этого процесса. Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, т.е. в деятельность, свободную от внешнего принуждения, и становится основой развития и приложения сущностных сил.

В этом смысле анимационная деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые потребности и прежде всего потребность в творчестве.

Анимация имеет характерные черты :

А) осуществляется в свободное время;

Б) отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

В) обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями;

Г) характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

Д) отличается глубокой личностностью;

Е) носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как:

А) творческий - преобладание творческих моментов в деятельности;

Б) репродуктивный - простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов;

В) репродуктивно-творческий - открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреацонной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности путем воздействия на жизненные силы, воодушевление и одухотворение.

Основные направления и ф ормы организации анимационной деятельности

Анимация как мы уже выяснили это деятельность по вовлечению в активность, стимулированию жизненных сил современного человека в период его досуга. Это может быть как развлечения, так и отдых, рекреация, какие либо виды творчества или самообразования. В целом существуют многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек чтобы влиять на динамику своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся значений, отстоявшихся традиция, отработанных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и средств достижения результатов. При этом анимация обладает целым рядом функций:

А) Адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Б) Компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

В) Стабилизирующая - создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность;

Г) Оздоровительная - восстанавливает и развивает физические силы человека.

В идеале любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний или способностей человека.

Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство преимущественно развивать человека, либо преимущественно восстанавливать силы.

Определяя анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении выделяют следующие виды анимационной деятельности:

А) активная анимация (анимация в движении) - удовлетворяет потребности человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Б) чувственная анимация (анимация через переживания) - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

В) анимация общения - удовлетворяет потребность в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

Г) анимация спокойствия - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

Д) культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Е) творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Как правило, в анимации через культурно-досуговую деятельность реализуются все указанные типы потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности.

Активная анимация

Активная анимация направлена не просто на удовлетворение потребностей человека в движении, а на формирование положительного

физического и психического эффекта с незаметным или наоборот ярким вовлечением в движение.

Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. В настоящее время физические нагрузки как-то физкультура, занятия спортом и т.д. незаменимы для здоровья современного человека. Активная анимация способствует стимулированию жизненных сил, вовлекает человека в активную деятельность, т.е. выполняет спортивно-оздоровительную функцию.

Чувственная анимация (через переживания)

Главная цель чувственной анимации создать такой эмоционально-психологический фон на основе которого через переживания человека удовлетворить его потребность в познании нового, неизвестного, неожиданного. Чувственная анимация построена на переживаниях создание которых и является основной задумкой направлений анимационной деятельности. Как правило, для этого могут использоваться самые различные методы и средства. Начиная от банальных аттракционов «когда душа уходит в пятки» и просмотров 3D фильмов (что по сути не является анимацией), заканчивая карнавальными шествиями, костюмированными представлениями, рыцарскими турнирами и другими мероприятиями в которых отдыхающие могут принять непосредственное участие. Как правило, классификации видов анимации направленных на формирование переживаний нет, однако, существует общая классификация видов анимации которая включает:

А) событийную анимацию;

Б) театрализованную анимацию;

В)анимацию в тематических парках;

Г) спортивную анимацию;

Д) анимацию в гостиничных комплексах.

Анимация общения

Анимация общения не просто удовлетворяет потребность в общении, а направлена на психологическую разгрузку, получение позитивных эмоций, социальную адаптацию, повышение общительности, самореализацию и самоактуализацию человека через общение. Достаточно большой потенциал развития человека как личности заложен в анимации общения и все потому, что человек существо социальное, которое достаточно тяжело переносит недостаток общения, при котором возможны психические и в худшем случае физические отклонения.

Для человека и общества в целом досуг через общение на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов - общение с интересным собеседником, взаимодействие с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком весьма важен .

Как правило, при организации анимации общения учитываются возрастные и психологические особенности разных отдыхающих и на основе этого разрабатываются соответствующие программы. Чаще всего они носят комплексный характер, но если говорить об анимации общения, то на первый план выступает личностное взаимодействие. Это могут быть:

- игры требующие активного общения или построенные на общении (интеллектуальные, типа «Что? Где? Когда?», рассказывающие, типа «Твои интересы?», «Кто ты?»);

- спортивные соревнования или занятия спортом требующие командной работы;

- совместные театральные постановки (требующие хорошей отработки ролей, общения);

- непосредственные вечера знакомств , круглые столы, общение по интересам и т.д.

Все эти программы, направленные на общение требуют непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановки, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям темпераментам, национальностям и т.д. Для этого необходим хороший аниматор - «затравщик», катализатор такого общения.

Анимация спокойствия Анимация спокойствия направлена на удовлетворение потребности человека в отдыхе, рекреации, расширенном восстановлении физического и психического здоровья через отдых (в большинстве случаев пассивный).

Как правило, в основном это либо:

А) психологическая разгрузка для людей умственного труда (офисные работники с быстрым темпом и ритмом жизни, стрессовыми ситуациями, информационными нагрузками). Конечно же для этой группы, учитывая закон перемены труда и гиподинамию, правильнее была бы организация физических упражнений, но учитывая то, что организм человека тратит в два и более раз энергии больше на умственный труд, то физические нагрузки на такой организм будут восприниматься как стресс и могут привести к подрыву здоровья. Поэтому необходимо в первую очередь стабилизировать психологическое состояние организма, а лишь затем давать физические нагрузки.

Для психологической разгрузки зачастую в современных санаторно-курортных учреждениях совмещают анимацию с различными видами терапии: музыкотерапия, сказкотерапия, игровая-, танцевальная- ,экологическая терапия.

1. Музыкотерапия. Воздействие музыкой с целью лечения души и тела известно с глубокой древности, когда исполнялись народные песни с использованием специальной техники звукоизвлечения, которые заставляли мощно вибрировать черепную коробку и те органы где находится большие скопления нервных волокон. Такое лечение вызывало у слушателя изменение состояния сознания, снимало тяжелые стрессовые ситуации, устраняя болезни и расстройства в деятельности внутренних органов. Отмечено, что после концертов, особенно детских коллективов, обращаемость за медицинской помощью на врачебный и медсестринский пост уменьшается в 2 раза в течение 3-4 дней.

2. Сказкотерапия. Сказка- это, язык, на котором можно вести беседу с душой человека, заставить столкнуться с такими общечеловеческими ценностями, как любовь, вера, истина, сотрудничество, самодисциплина, достоинство, милосердие. Мудрецы говорят, что самое главное - наполнить душу человека добром. Наверное, это самая главная задача сказкотерапии.

3. Игротерапия. Игра во всех ее формах оказывает положительное воздействие на душевное и физическое здоровье человека. Взрослым, как и детям, присуща естественная способность к игре. Результатом становится развитие большой уверенности в себе, высвобождение врожденных творческих сил, приобретение определенных жизненных навыков и повышенное осознание общей ценности искусства и своей причастности ко всему живому и красивому.

4. Танцетерапия. Танцы дают прекрасную возможность, сублимировать энергию, прививают культуру тела и движений.

5. Экологическая терапия. Экотерапия - это нахождение наедине с природой в местах с нетронутым либо уникальным, заповедным ландшафтно-климатическим, растительным и животным миром. Свежий воздух, отсутствие техногенных шумов, приятные для уха звуки природы, расслабляющие глаз естественные цвета - все это положительно сказывается на общем психосоматическом состоянии организма.

Кроме того, весьма положительно на организм влияют такие виды природных источников как

Б) физиологическая разгрузка для людей физического труда (работники строительных специальностей, а также специальностей производственно-технического, ремонтного и наладочного характера). Закон перемены труда здесь действует в той же степени как с работниками умственного труда. В первую очередь необходимо дать возможность организму восстановиться, а затем давать умственную нагрузку.

Культурная анимация

Культурная анимация - это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности. Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. Они весьма многообразны и вариативны. Такие занятия различаются по характеру, содержанию, формам проведения: коллекционирование спичечных коробков или изобретательство, вышивание или рыбалка, сочинение стихов и т.д. Диапазон содержательных направлений, индивидуальных предпочтений в таких занятиях исключительно велик. В наше время он еще более расширяется за счет появления новых увлечений.

То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания и в то же время помочь найти им конкретное применение не только в труде, как скажем рационализаторам и изобретателям, но все более в сфере свободного времени, т.е. здесь человек не просто отдыхает, но отдыхает в активной творческой деятельности, основанной на законе перемены труда.

Это направление анимации, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой.

Перспективы развития анимационной деятельности

Анимационная деятельность имеет, весьма неплохие перспективы развития. Среди предпосылок, способствующих наиболее интенсивному развитию анимации в настоящее время можно назвать следующие:

а) увеличение свободного времени (благодаря автоматизации и компьютеризации производства, улучшении бытовых условий жизни ее качества);

б) увеличение потребности человека в интеллектуальном творческом развитии;

в) увеличение психологической и информационной нагрузки на организм человека с повышением потребности в активном (на основе анимации и законе перемены труда) рекреационном восстановлении психического и физического здоровья;

г) увеличение потребности в уходе от обыденной, угнетающей, однообразной реальности в мир воображаемой реальности;

д) увеличение потребности в информации, знаниях, рост сферы досугово информационных услуг;

е) учет психологических и физиологических особенностей при организации различных видов анимации приведет к увеличению индивидуализации и систематизации основных направлений анимационной деятельности. Например, анимационные программы для аудиалов, визуалов, кинестетиков; либо холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов;

ж) развитие анимации на основе компьютерной техники и информационных технологий;

з) увеличение потребности в экстремальной и экзотической анимации, в том числе в сфере туризма.

анимационный культурный досуговый общество

Заключение

Подводя итог, проделанной работе хотелось бы отметить, что анимация как комплексное понятие инновационной культурно-досуговой деятельности является острой необходимостью современной действительности. Ее появление во многом продиктовано нехваткой адаптационного времени (при переключении с работы на отдых), а также отсутствием реальных возможностей и способностей правильной организации своего досуга с восстановлением психического и физического здоровья, развитием творческих способностей человека.

В рамках данной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся появления анимации в культурно-досуговой деятельности, а также раскрытия основных направлений анимационной деятельности на современном этапе с указанием предпосылок развития анимационной деятельности в будущем. Так же в работе было выявлено, что основные формы организации анимационной деятельности направлены на удовлетворение специфических потребностей человека:

1) в активности;

2) в переживаниях и чувствах;

3) в общении;

4) в успокоении;

5) в приобщении к культурным ценностям;

6) в творческой самореализации.

Организуя каждую из форм анимационной деятельности необходимо учитывать два важных условия осуществления анимации. С одной стороны, требуется высокий уровень организации аудитории, для которой с помощью методов театрализации, игры, умелого использования всех видов искусства можно создать воображаемый мир. В тоже время организаторы анимационных программ обязаны создавать реальную картину, поскольку непосредственное вовлечение людей в действие самой жизни вызывает сильные разнообразные переживания, эмоции, конфликты, борьбу мнений. Кроме того, поскольку каждый человек есть индивидуальность, то необходим учет индивидуальных психологических и физиологических особенностей, а также культурных, региональных, религиозных, континентальных и т.д. особенностей людей.

Любая анимационная программа должна рассчитываться на определенный круг аудитории, нести в себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, воздействовать определенным образом на общее психофизиологическое состояние, вызывая те или иные чувства, переживания соответственно изменяя качественные характеристики отдыха человека.

Список литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 236с.

2. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации/Л.В. Курило. - М.: Советский спорт, 2007. - 159.

3. Лойко О.Т. Сервисная деятельность./О.Т. Лойко. - М.: Академия, 2008. - 304с.

4. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов/Т.Н.Третьякова. - М.: Академия, 2008. - 272с.

5. Агуреева О. Гость должен быть богатым и здоровым /О. Агуреева // Отель. - 2009. - №7. - С.44-48.

6. Панов Н.И. Значение анимационных услуг в развитии современного туризма /Н.И.Панов // Вестник НАТ. - 2008. - №3. -С.15-17.

7. Приезжаева Е.М. Анимационная деятельность в разных странах мира /Е.М. Приезжаева // Курортные ведомости. - 2009. - №5. - С.51-54.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    реферат , добавлен 07.03.2009

    Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности, ее основные функции и субъекты. Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурной-просветительной деятельности. Формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

    реферат , добавлен 26.08.2010

    Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Основные функции современного досуга молодежи. Принципы, формы организации досуговой деятельности. Диагностика уровня реализации культурно–досуговых потребностей молодежи "Молодежного центра Жаштык" Бишкека. Содержание деятельности "Продюсерского центра".

    дипломная работа , добавлен 07.01.2015

    Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Исследование особенностей культуры и праздничного досуга Японии. Историко-культурная реконструкция и определение роли религии Японии в формировании культурно-досуговой деятельности населения. Анализ основных форм организации досуга в современной Японии.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2013

    Основы культуры досуга на современном этапе. Специфика молодежного досуга. Опыт организации досуговой деятельности молодежи. Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга. Использование свободного времени молодежью.

    реферат , добавлен 19.05.2012

    Историко-педагогический аспект развития культурно-досуговой деятельности и характеристика ее функционального многообразия. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры. Режиссура как основной метод социально-педагогического воздействия.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Современная социокультурная ситуация и организация досуга. Эволюция социально-культурной деятельности. Диалектическое перерастание культурно-просветительной работы. Организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков в учреждения культуры.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2016

    Задачи и миссия библиотек, занимающихся обслуживанием детей. Подготовка специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для них. Статус детских библиотек на рынке услуг по организации досуга. Проблема их конкуренции с другими учреждениями КДД.

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок