Установка продольных реданов на мотолодки. Обводы глиссирующих судов

Интересная и полезная информация о лодках, лодочных моторах, катерах, рыбалке и т.п.

Модератор: slavkaz

Правила форума
Никаких объявлений, ТОЛЬКО полезная и интересная информация по теме клуба-форума.

Array . Страница 1 из 1

Выберите форум ------------------ Общие вопросы и правила клуба - форума о лодках, моторах, катерах Правила поведения на форуме и учатсия в клубе www..su Вопросы, пожелания по работе клуба и предложения новых тем для форума. Полезная информация, мировые и Российские новости о лодках, моторах, катерах и активном отдыхе на воде. Российские и международные новости о лодках, моторах, катерах. Полезная информация для владельцев катеров, лодок и других маломерных судов. Обсуждаем лодки, лодочные и подвесные моторы, катера. Лодки, катера и другие виды водного транспорта. Лодочные подвесные моторы и стационарные двигатели для катеров. Транспортировка маломерных судов. Лодочные прицепы. Покупка, продажа, обмен бу лодок, катеров, лодочных или подвесных моторов и другой водной техники Правила размещения объявлений на форуме о лодках, моторах, катерах. Продажа или обмен лодок, катеров без мотора, гребных лодок Покупка лодок,катеров без мотора, гребных лодок Продажа или обмен моторных лодок с подвесными лодочными моторами и катеров с двигателями Покупка моторных лодок с подвесными лодочными моторами и катеров с двигателями Продажа или обмен стационарных двигателей, подвесных лодочных моторов и поворотно-откидных колонок. Покупка подвесных или стационарных лодочных моторов или поворотно-откидных колонок (ног). Покупка, продажа, обмен другой водной техники Покупка, продажа, обмен лодочных прицепов и прицепов для перевозки другой водной техники. Правовой раздел и вопросы связанные с ГИМС Справочная информация по ГИМС Регистрация лодок, моторов, катеров Прохождение ТО лодок, моторов, катеров Права на управление маломерным судном Другие юридические вопросы связанные с эксплуатацией лодок, подвесных лодочных моторов, и других маломерных судов Вопросы в Государственную Инспекцию по Маломерным Судам Неисправности, ремонт, купить или продать запчасти, тюнинг лодок, моторов, катеров и других маломерных судов Неисправности, ремонт и тюнинг лодочных подвесных и стационарных моторов. Запчасти для стационарных двигателей и подвесных лодочных моторов обсуждения, купля, продажа. Неисправности, ремонт и тюнинг лодок, катеров и других маломерных судов. Запчасти для мотолодок, лодок и катеров и других видов водного транспорта обсуждения, купля, продажа. Эхолоты, навигаторы, карты, лоции и прочая электротехника и доп. оборудование для катеров и лодок. Поиск, продажа, покупка эхолотов, навигаторов, карт, лоции и другого бортового оборудования для лодок и катеров. Обсуждаем дополнительное оборудование и электрооборудование и спрособы его установки для лодок моторов катеров и активного отдыха но воде. Призводители и магазины лодок, моторов, катеров и других маломерных судов и аксессуаров для активного отдыха на воде. Производители лодок, лодочных моторов, катеров и аксессуаров для активного отдыха на воде. Магазины по продаже лодок, лодочных моторов, катеров и аксессуаров для активного отдыха на воде. Активный отдых, рыбалка, охота на водоемах Рыбалка на озерах, река, морях. Охота, подводная охота, дайвинг и другой активный отдых на реках, морях и озерах. Покупка, продажа инвентаря оборудования, снастей для рыбалки, охоты и активного водного отдыха Продажа рыболовных, охотничьих товаров и другого спортивного инвентаря для активного водного отдыха Покупка, обмен рыболовных, охотничьих товаров и другого спортивного инвентаря для активного водного отдыха s.o.s. Украли лодку, мотор, катер Угнали катер, лодку, украли мотор... РАЗНЫЕ наболевшие, жизненноважные, насущные 8-) темы... Обо всем помаленьку... Другие интернет ресурсы о лодках, моторах, катерах, яхтах и активном отдыхе на воде Ваши ссылки на другие сайты о лодках, моторах, катерах и активном отдыхе на воде Гостевой раздел.

Известно, что на остроскулых глиссирующих мотолодках и катерах с килеватостью днища 10° и выше большие массы воды отбрасываются от киля к бортам, что приводит к значительным потерям на трение и волнообразование. Брызги, образующиеся при движении таких лодок, заливают палубу и попадают в кокпит.

Одним из эффективных способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов , имеющих специальный профиль. Реданы преобразуют энергию потока в дополнительную подъемную силу и, как следствие, уменьшают смоченную поверхность днища. Принципиальная схема расположения реданов показана на рис. 88 .

Рис. 88. Продольные реданы .
а - схема расположения реданов по ширине катера; б - смоченная поверхность днища без реданов; в - то же с реданами.
1 - поверхность днища, не смачиваемая водой; 2 - скуловой брызгоотбойник; 3 - продольные реданы; 4 - поперечный поток воды; 5 - смоченный участок днища.

Мотолодка с продольными реданами создает значительно меньшую волну на переходном режиме, а при выходе на глиссирование носовая волна в ряде случаев исчезает вообще, кормовая волна значительно уменьшается и приобретает вид распыленной струи. Это происходит благодаря тому, что поток воды, вырывающийся из-под киля и направленный под некоторым углом в стороны, встречает на своем пути профилированную ступеньку-редан и отрывается на нем от днища. Струи воды вырываются под меньшим углом к горизонту, а смачиваемая поверхность уменьшается. В результате возрастают скорость движения и экономичность судна.

Кроме этого реданы повышают остойчивость судна, снижают бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене на реданах возникает дополнительная подъемная сила, препятствующая дальнейшему увеличению крена.

Опыт эксплуатации судов с продольными реданами показывает, что непременным условием правильной работы реданов, является строгое соблюдение их параллельности килю, начиная со средней части корпуса и дальше в корму. Ошибка на несколько градусов или, тем более, зигзагообразная (в плане) форма редана может привести к увеличению сопротивления. То же может произойти и в случае применения реданов, по своим размерам не соответствующих данному корпусу. В носовой части их лучше немного свести к форштевню, чтобы избежать слишком крутого подъема вверх. В противном случае при всходе на волну носовой части реданы будут увеличивать сопротивление.

На корпусах с плоско-килеватыми обводами следует ставить реданы треугольного сечения с горизонтальной нижней гранью, ширина которой принимается обычно в пределах 1/30-1/40 ширины днища лодки. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани редана был плавным, а свободная кромка угла - острой.

Близкие к оптимальным размеры поперечного сечения реданов для днища с килеватостью 20-23° приведены на рис. 88. При меньшей килеватости высоту реданов следует увеличить, а при килеватости менее 10° использовать их нецелесообразно.

Количество и размер их зависит от размерений корпуса и скорости, которую способно развить данное судно. На корпуса с изогнуто-килеватыми обводами («крылочайки») могут устанавливаться реданы такого же типа, но с несколько меньшей высотой стенки А (рис. 89 ).


Рис. 89. Установка реданов на корпусе с плоско-килеватым днищем (вариант с двумя реданами на сторону).

Работа реданов во всех случаях улучшается, если по кромке обтекания Б установить небольшой козырек, как показано на рис. 90.


Рис. 90. Рекомендуемые сечения реданов: а - с пластинкой-козырьком; б - с наклоном стенки.

Так как в ряде случаев бывает трудно достать необходимый профиль с козырьком или установить козырек из отдельной полосы, целесообразно сделать стенку А с небольшим завалом.

Для большинства корпусов наиболее высокие результаты дают реданы, расположенные от киля на расстоянии, примерно равном половине полушироты или несколько большем. Если реданов несколько, то с приближением к скуле их ставят чаще.

На плоскодонном и выпукло-килеватом корпусе внешний редан следует устанавливать как можно ближе к скуле.

Продольные реданы по всей длине корпуса - от форштевня до транца применяют только на быстроходных лодках, развивающих скорость свыше 40 км/час. На меньших скоростях создаваемая реданами подъемная сила не будет компенсировать прироста сопротивления из-за увеличения смоченной поверхности. В этом случае следует ограничиться установкой коротких реданов только в зоне интенсивного образования брызг в носовой части днища.

Статьи Г. С. Малиновского о продольных реданах редакция получила много писем от читателей, особенно от владельцев «казанок», с самыми разными вопросами. Интересуются деталями установки реданов: их длиной, расположением по длине и ширине лодки, размерами, профилем поперечного сечения. А одни любитель больших скоростей из Иркутска спросил, не получит ли он лишних 5 км/час, прикрепив реданы к своей «Струйке»?!!

Здесь нам придется сразу же разочаровать владельцев плоскодонных глиссирующих лодок: продольные реданы на таких судах большого эффекта не дадут. Напомним, что эффект от продольных реданов складывается из отсекания воды от днища лодки и создания дополнительной подъемной силы, уменьшающей осадку корпуса, а следовательно уменьшающей смоченную поверхность и сопротивление трения. При этом «работает» на реданах та часть потока воды под днищем, которая растекается в поперечном направлении, к бортам, и попадает на реданы под углом, близким к прямому. А такой поток тем интенсивнее, чем больше килеватость днища. Вот почему именно на катерах с кплеватостью днища 15-20° впервые и появились реданы.

На плоскодонных лодках, таких как «Казанка», поперечный поток невелик, н обычные длинные реданы вместо пользы принесут вред, так как только увеличат смоченную поверхность. Достаточно па таких лодках в носовой части, у границы ходовой ватерлинии, закрепить пару коротких (500-600 мм) брызгоотбойников.

Если лодка имеет днище типа моногедрон с постоянной и достаточно большой (7-13°) килеватостью от миделя до транца, рекомендуется поставить два редана. Один из них следует расположить ближе к скуле и протянуть его до транца, второй - в передней трети длины днища лодки. Ставить большее число реданов, как это делается на мореходных к потому килеватых гоночных катерах, не имеет смысла. То, что подобные суда сплошь покрыты реданами, включая и борта, объясняется необходимостью эффективно отсекать воду от обшивки при входе корпуса в волну. Реданы на таких катерах чаще всего простираются от форштевня до транца. так как при ходе на волнении положение и площадь «рабочего участка» постоянно меняются - ведь катер то целиком выскакивает из воды и идет некоторое время на винте, то ложится на воду всем бортом.

Кстати, для мореходных катеров очень важно и свойство реданов снижать размахи бортовой и килевой качки. При резком крене на борт дополнительная подъемная сила возникает па реданах накрененного борта и оказывает большое сопротивление дальнейшему крену.

Другим важным признаком (кроме кплсватостп днища), говорящим г, пользу установки реданов, является высокая скорость лодки. Лодка должна действительно глиссировать так, чтобы участки днища в носу и около скулы, где располагаются реданы, выходили из воды. На такой водоизмещающей и тихоходной лодке, как «Струйка», реданы будут обтекаться не поперек, а вдоль и, естественно, никакой подъемной силы на них возникнуть не может. Тем более, что подъемная сила на редане пропорциональна квадрату скорости лодки. Поэтому можно сделать вывод, что для четырех-,пятиметровых лодок длинные реданы целесообразны лить при скорости 40- 50 км/час.

Как правильно расположить реданы - по батоксам или по ватерлиниям? При плавании на спокойной воде это не имеет значения, так как часть реданов в носу расположена над водой. Но стоит здесь днищу войти в контакт с волной, картина резко изменится.

Если реданы ориентированы по батоксам, они в носу круто поднимаются взерх, поэтому волна ударяет в рабочую плоскость редана под большим углом и ход судна затормаживается, что сопровождается отбрасыванием воды вверх, в стороны, и даже вперед. Энергия тратится на бесполезный подъем этих брызг, пассажиры окатываются настоящим водопадом. Поэтому от такого расположения продольных реданов, принятого па первых катерах Ханта, впоследствии отказались и теперь их располагают параллельно ватерлинии. Более того, на последних конструкциях катеров применяются реданы с разными углами наклона к ватерлинии с тем, чтобы их рабочие плоскости были направлены под наивыгоднейшим углом к набегающему потоку воды при различных условиях. Первый к килю редан обычно ему параллелей, а реданы у скулы и на бортах имеют небольшой наклон к плоскости ватерлинии. Но эта разница очень невелика. Следует помнить, что при глиссировании оптимальные углы атаки днища, а следовательно и реданов к набегающему потоку лежат в пределах 4-6°. Эти значения являются критическими и должны выдерживаться при установке реданов.

При скорости 60 км/час и более давление воды на реданах достигает 4 кг/см 2 , поэтому даже небольшая ошибка в угле их установки приводит к значительным потерям подъемной силы и снижает возможный прирост скорости.

Поперечное сечение реданов - треугольник с плавным переходом в днище н по возможности острой свободной (рабочей) кромкой. Нижняя, рабочая грань редана должна быть горизонтальна; ее ширина составляет от 35 мм на мотолодках длиной 4 м со скоростью хода 30-40 км/час до 70-80 мм па катерах длиной 6 м и скоростью свыше 50 км/час.

Для последних новинок характерно расположение реданов, принятое, например, на французском шестиместном пластмассовом катере «Сиап». Основные данные этого катера: длина 5,50 м; ширина 2,20 м; высота борта 0,99 м; вес порожнем - 785 кг. С двумя установками фирмы «Кресчент» (колонка под 45°) мощностью по 55 л. с. катер развивает максимальную скорость 51 км/час, с одной установкой мощностью 155 л. с. - 69,4 км/час.

Днище катера имеет отформованные заодно с обшивкой скуловые брызгоотбойники и по три продольных редана на борт. На снимке можно заметить, что два ближайших к килю редана простираются лишь на части длины лодки, заканчиваясь у вероятной границы смоченной поверхности днища. Угол внешней килеватости днища на транце 30°, ширина редана около 80 мм. Можно заметить, что расположены реданы почти по ватерлиниям и лишь слегка поднимаются у форштевня.

Выявлен еще один положительный эффект от продольных реданов - они существенно повышают устойчивость лодки па курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Эго происходит благодаря работе боковых, вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) при повороте, от ветра, волны и т. п. действуют аналогично фальшкилю. Вот с целью повышения устойчивости на курсе можно рекомендовать установку реданов и на плоскодонных лодках, т. е. там, где прироста скорости реданы практически не дают.

В заключение отметим, что схема поперечного обтекания продольного редана, рассмотренная в 11 выпуске, несколько упрощена. На самом деле поток воды здесь направлен не в какой-то одной плоскости, а пространственный. Размеры поперечного сечения редана невелики, расположен он в непосредственной близости к обшивке судна, где действуют законы вязкости и пограничного слоя. Поэтому изучение влияния реданов на ходовые качества судна и выбор их оптимальных размеров на масштабных моделях чрезвычайно затруднены: испытания часто дают противоречивые результаты. Полностью эффект от реданов можно выяснить только на натурном судне. Поэтому целесообразно, учитывая отсутствие надежных данных для проектирования реданов, выполнять их в виде днищевых накладок, которые можно легко снимать, передвигать или заменять.

Редакция сборника будет признательна всем любителям, сообщившим основные данные примененных ими на своих лодках реданов и полученные результаты. Это будет систематизировано и позволит разработать более конкретные рекомендации по установке продольных реданов.

Приводимая ниже заметка нижегородского водномоторника Ю. М. Петрова, на наш взгляд, будет полезной многим владельцам быстроходных лодок. Автор не просто подсказывает тему для творчества, а рекомендует реальный и относительно недорогой путь повышения скорости мотолодки.

Конечно, очень хорошо, что появились мощные импортные моторы по цене автомобиля «Жигули». Кто-то может и купить - порезвиться, но большинство настоящих любителей остаются со своими старенькими «двадцатками» и «тридцатками». Мне хотелось бы помочь таким судолюбителям по части улучшения ходкости, уменьшения рыскливости, повышения мореходности, увеличения скорости, а также снижения расхода топлива при наличии небольших мощностей.

Я начал заниматься установкой реданов в 1970 г. для повышения гидродинамических качеств своих упрощенных «морских саней» (о лодках с данным типом обводов см. на страницах:

Для пробы были установлены два элементарных (шириной 40 мм) скуловых редана-брызгоотбойника, которые отсекали воду, улучшали выход на глиссирование и повысили скорость. В дальнейшем, при доработке днища саней были установлены два более мощных скуловых редана (шириной 80 мм у транца), по одному редану на внешних скуловых поверхностях и четыре редана в шахте - в носовой части корпуса.

Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников

А - упрощенные «морские сани»; Б - фанерный вариант мотолодки «ПК-5»;
В - серийный «Прогрессе-2»; Г - круглоскулая лодка с двигателем «ГАЗ-21»;
Д - трехкилевые «морские сани Фокса».

По два редана длиной 1,5 м устанавливали на боковых поверхностях днища . Это позволило улучшить мореходность, уменьшить рыскливость, а благодаря подъему носовой части и уменьшить смачиваемую поверхность днища: скорость лодки увеличилась. Реданы изготовлялись из сосны и ставились каждый на 4 шурупа с герметиком.

Скуловые реданы (шириной 120 мм), установленные от форштевня до транца по ватерлинии на круглоскулой 7-метровой лодке городецкой постройки, позволили ей выйти на глиссирование (водомет с «ГАЗ-21»). До установки реданов при увеличении оборотов двигателя перед носом лодки поднимался метровый водяной вал и скорость не возрастала.

При доводке своих «Морских саней Фокса» я установил 80 мм реданы на боковых поверхностях центральной лыжи и реданы оригинальной формы на бортовых брызгоотбойниках (которые практически не работали). На днище реданы начали работать со скорости 10 км/ч. С увеличением скорости вода, не омывая шахту, уходила к транцу. Налицо было уменьшение смачиваемой поверхности днища, стал мягче ход на волне. Бортовые реданы были сделаны по аналогии с катером «Флиппер 909», но с небольшим усовершенствованием. Пластины реданов длиной 500 мм изготовлялись из листового металла и накладывались снизу на брызгоотбойник, имеющийся по ватерлинии, с перекрытием 20 мм и крепились 4 винтами М4. Реданы были согнуты по радиусу 40 мм, а кончались прямой полочкой шириной 5-8 мм, параллельной ДП. Эффект от полки был потрясающий, вода уходила к транцу, закручиваясь и отваливаясь от борта без брызгообразования. Двигатель тогда развивал всего 3000 оборотов в минуту (не регулировалось опережение зажигания из-за значительного износа шестерен распределительного вала), тем не менее, я добился скорости 39 км/ч благодаря хорошей работе реданов. Отмечу, что при установке продольных реданов увеличивается дифферент на корму. Это полезно, если имеется отгиб днища вниз у транца. Если отгиба нет, требуется установка транцевой плиты.



1 - крепежный угольник, сталь δ=1; 2 - плита, сталь δ=3, размер «а» по ширине фланца; 3 - обушки для крепления регулировочных талрепов.

Я навесил регулируемую плиту прямо на водомет, закрепив ее на отверстия между фланцем водозаборника и фланцем сопла. В дальнейшем были поставлены еще и два подводных крыла за транцем на уровне днища.

Установка кормовых подводных крыльев за транцем моих «Морских саней Фокса»


Обладая большой подъемной силой, эти крылья позволяли иметь значительную кормовую загрузку. Правда, при изменении нагрузки требуется дополнительная регулировка угла подъема крыльев. Идеально, если бы такую регулировку можно было производить с места водителя.

Все эксперименты проводились при наличии на щитке приборов: манометра (до 1 атм.) с откидывающимся датчиком на днище и тахометра.

Думаю, чтобы полностью использовать мощность двигателя и получить высокие показатели, необходима установка эффективных реданов на все типы мотолодок и даже некоторых яхт (по ватерлинии для уменьшения смачиваемой поверхности борта и уменьшения крена). Меня удивляют конструкторы новых мотолодок и катеров, которые это не понимают. Даже на новой мотолодке «Мастер» имеющиеся реданы не работают с полной отдачей. На снимке видно, что при достаточно мощном моторе у нее излишне замывается борт.

Хотелось бы, чтобы какая-нибудь фирма начала выпускать современные радиусные нескольких типоразмеров для самостоятельной установки их судолюбителями на своих лодках. Привожу примерный профиль редана.


толщиной 1,5-2,0 мм (легкий сплав)


Радиус можно делать положе, увеличив ширину редана. Количество и длину реданов лучше всего подбирать опытным путем, по рекомендациям журнала. Главное, чтобы реданы перекрывали друг друга. Установка двух реданов на днище и двух скуловых реданов, как правило, дает положительные результаты. Профиль реданов может быть штампованным или прессованным из алюминиевого сплава.

Мотолодка стала мягко ходить по волне, уменьшилась смачиваемая поверхность в шахте. Не стало водяного вала в носовой части шахты во время выхода на глиссирование, сократилось и само время выхода. На скорости прослушивался характерный шелест от хорошей работы реданов. Все рабочие плоскости реданов устанавливались с углом 15° от ДП вниз к днищу.

По моему совету продольные реданы ставились на плоскодонном фанерном варианте мотолодки ПК-5. У нее уменьшилась рыскливость, улучшилась всхожесть на волну, что позволило установить водительское и пассажирское места в носовой части. Реданов было установлено: четыре на днище и два на скуле (шириной всего по 30 мм).

В заключение остается пожелать судоводителям-любителям: не жалейте времени на установку и изготовление реданов. Ваши труды окупятся повышением скорости, улучшением мореходности и уменьшением расхода топлива.

Ю. Петров, г. Нижний Новгород, «Катера и яхты», 1998 г.

Гидродинамический эффект от продольных реданов проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, реданы отсекают воду от днища катера, уменьшая его смоченную поверхность. Во-вторых, на них создается дополнительная подъемная сила, что вместе с первым фактором способствует повышению качества корпуса. В-третьих, с помощью продольных реданов можно получить оптимальную глиссирующую ширину днища и коэффициент удельной нагрузки C B .
Положительные свойства продольных реданов начинают проявляться лишь на достаточно высоких скоростях - при Fr D > 4. На малой скорости (или при разгоне катера) сопротивление воды вследствие увеличенной смоченной поверхности днища с реданами оказывается выше, чем у катера с гладким днищем.
Эффективность реданов зависит от того, коснутся ли отраженные их кромками струи воды участков днища, расположенных к борту от редана. Это обусловливается крутизной боковых стенок волновой впадины, которая образуется при глиссировании плоской или килеватой пластины. У боковых кромок плоской пластины, где скорость поперечного растекания воды невелика, эти стенки практически вертикальны - вода под действием перепада давлений у скул резко поднимается вверх. У кромок килеватой пластины скорость поперечных потоков высокая, поэтому струи вырываются здесь под углом к вертикали (рис. 1), причем, чем больше угол килеватости днища, тем отклонение от вертикали больше. При килеватости около 20° угол наклона стенок впадины оказывается почти равным этому значению.

Рис. 1. Волновые стенки-валики впадины у корпуса с повышенной килеватостыо днища. Справа показано действие продольного редана.

Близкие к оптимальным размеры поперечного сечения реданов для днища с килеватостью 20-23° приведены на рис. 2, при меньшей килеватости высоту реданов рекомендуется увеличить; при килеватости менее 10° использовать их нецелесообразно.


Рис. 2. Продольные реданы: а - схема расположения реданов по ширине катера; б - вид на днище катера без реданов; в- действие реданов на том же днище.
1 - поверхности днища, не смачиваемые водой;
2 - скуловой брызгоотбойник;
3 - продольные реданы;
4 - поперечный поток воды;
5 - смоченный участок днища.

Продольные реданы по всей длине корпуса - от форштевня до транца следует применять, если только можно рассчитывать на глиссирование корпуса на данной ширине. В противном случае реданы в кормовой части днища только увеличивают сопротивление воды. Обычно до транца доводят лишь крайние к скуле реданы, а остальные, которые эффективно работают в районе встречи днища с водой на полном ходу, обрывают на том или ином расстоянии от транца. На мотолодках, имеющих малую килеватость днища и скорость менее 40 км/ч, можно устанавливать короткие (по 0,5-0,8 м) реданы-брызгоотбойники в зоне интенсивного образования брызг - носовой части корпуса.
Реданы должны иметь близкое к треугольному поперечное сечение с горизонтальной нижней гранью. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани редана был плавным, а свободная кромка угла - острой. На деревянных лодках реданы часто делают из твердых пород дерева или прикрепляют к их рабочим кромкам металлические полосы.
В средней части корпуса и корме реданы располагают параллельно килю. В носовой части их лучше немного свести к форштевню (в плане), чтобы избежать слишком крутого подъема вверх (на боку); в противном случае при всходе корпуса на волну реданы оказывают тормозящее действие.
На каждую половину днища обычно устанавливают по два (при ширине катера 1,4-1,6 м) или три (при ширине 2-2,5 м) редана. Положение крайних к скуле реданов определяется расчетом в зависимости от скорости и нагрузки катера.
Продольные реданы повышают остойчивость катера, умеряют бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене дополнительная подъемная сила, возникающая на реданах накрененного борта, препятствует дальнейшему увеличению крена. Еще один положительный эффект: продольные реданы существенно повышают устойчивость лодки на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных граней реданов, которыепри боковом смещении корпуса (дрейфе) на повороте от ветра или волны действуют подобно килю.
В то же время продольные реданы дают и негативный эффект на высокоскоростных катерах при плавании на волне. При встречной волне корпус получает жесткие удары вследствие концентрации давления на плоских поверхностях реданов.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок