Японские каменные фонари. Как сделать аутентичный японский фонарь для сада без посторонней помощи

Японские фонари Торо (произносится как То-ро, с ударением на каждый слог) считаются одним из основных элементов японского сада.

Фонари пришли в Японию, как и многие другие вещи, из Китая, где их предшественниками были котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав и в осветительные приборы.

Но, в отличие от китайцев, японцы стали изготавливать их не из металла, а из камня.

Прототипами фонарей Торо стали ритуальные курительницы благовоний, которые помещали перед залом Будды.

Вначале их стали использовали как обычные переносные светильники и ставили для освещения вдоль дорог, ведущих к храму.

В период Муромати японские фонари получают широкое распространение. В это же время среди японцев стремительно развивается культура чайных церемоний.

По правилам церемоний, чаепитие должно было проводиться в специальных чайных садах, украшением которых и стали японские фонари Торо.

С тех пор японский фонарь перестал быть исключительно религиозным атрибутом и из прибора для освещения постепенно превратился в скульптурное украшение и важный символ японской культуры.

Отличительной особенностью японских фонарей является их необыкновенная форма, разнообразие очертаний, орнаментов, украшений.

В Японии можно встретить светильники как обычной, так и витиеватой формы.

Сейчас в основном известны пять видов японских каменных фонарей торо: Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро, Оки. Каждый из них имеет свой неповторимый облик и связан с определенным историческим периодом, садовым стилем, а также местом первого изготовления, известными личностями и многим другим.

Орибе-торо – или фонарь мастера Орибе, имеет очень интересную легенду относительно своего происхождения. Легенда гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. В те времена исповедовать христианство было опасно, но мастер Орибе был христианином, и в нижней части ножки каменного фонаря он вырезал распятие.

Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей-цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии.

По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в тот момент буддийского ритуала он обращался к своему богу.

Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставиться рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря утопает в зелени, скрывая от глаз то, что на ней изображено.

Касуга-торо – фонарь на круглой в сечении опоре с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Его часто ставят напротив или рядом со входом в дом или беседку, а также такие фонари могут представлять собой симметричную пару.

Ямадоро-торо – фонарь, состоящий из грубо обработанных камней. Он откровенно асимметричен и представляется древним, вросшим в землю и покрытым мхом. Его высота не превышает 1 метра. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Ставится в сырых и темных уголках сада, идеально, если он со временем покроется мхом и лишайником.

Очень хорош в композициях с таким же грубо обработанным каменным изогнутым мостом через ручей, в месте, где ветки деревьев и высокий кустарник образуют полумрак даже в солнечные дни.

Оки-торо – самый маленький. Этот фонарь, как и все его собратья, имеет четко определенное место в саду. Фонарь Оки устанавливают на галечных отмелях в водоемах или на краю совсем маленьких прудов.

У этого типа фонаря вовсе отсутствует опора, иногда даже подставка камеры светильника или опорный камень. Его общая высота не превышает 40 см., но может быть еще меньше, в зависимости от размера водоема и отмели, у которого его установили.

Юкими-торо – «фонарь любования снегом». Самый распространенный вид фонарей.

От всех других каменных фонарей он отличается большой плоской крышей. Место рождения этого фонаря можно определить по названию: область, где выпадение снега представляется весьма редким явлением, которое и побудило японцев к созданию японского фонаря с большой плоской крышей, на которой снег таял бы не так быстро, и им можно было бы успеть полюбоваться.

Такие фонари имеют, как правило, три или четыре опоры, которые заглубляются в землю или опираются на большой береговой камень.

Фонарь Юкими чаще всего ставят на островах, где растут сосны или можжевельники, на камнях, нависающих над водоемом, на крутых мысах, но всегда возле воды, что бы он имел еще и возможность отражаться.

В Россию первый японский фонарь, правда, не каменный, а бронзовый, привез после путешествия в Японию в 1891 году цесаревич Николай (будущий царь Николай II). Этот фонарь был подарен ему в одном из храмов Киото, доставлен в Россию, затем хранился в коллекции подарков двора, а в 1903 году занял место в коллекции Эрмитажа.

В очень давние времена, в краю, где восходит солнце, в некоем буддийском монастыре проводил свои дни монах по имени Орибе, и был он знаменитым мастером тяно-ю (чайные церемонии). Япония в те века сторонилась всего мира, от которого предпочла отгородиться глухой стеной, и указами сёгуна (верховный правитель) в стране строжайше было запрещено всё иноземное. А чуждые традициям этой страны вероисповедания просто каралось мучительной смертью. В последствии, благодаря этим строгостям и своему тайному поклонению Христу, монах Орибе и запечатлел своё имя в истории.

За долго до рождения монаха, из близлежащего Китая в Японские храмы постепенно стали входить каменные курительницы благовоний, которые постепенно меняясь в формах переродились в каменные фонари торо. К моменту жизни монаха Орибе эти произведения каменотёсов древности уже окончательно обосновались в традициях и садах японцев.

Уже упоминалось, что Орибе был мастером чайных церемоний. На месте чаепития обязательно присутствовала сделанная из камня чаша цукубаи (чаша с кристально чистой водой, откуда её специальным бамбуковым ковшиком брали для ритуального омытия лица и рук, а после, там же будут отбирать воду и для чайных церемоний), и рядом с ней, кроме декоративных растений ставили и каменный фонарь. Теми же канонами руководствовались при обустройстве места проведения тяно-ю мастером Орибе.

Традиционно, мастер тяно-ю, прежде чем набрать воды из цукубаи, должен перед ней преклонить колени на специально предназначенный для этого камень и поклониться каменной чаше. Мастер Орибе, в тайно вырезал на скрытой травой от чужих глаз ноге фонаря торо христианское распятие, и таким образом получилось, что в начале каждой чайной церемонии совершая поклон в сторону цукубаи, он на самом деле склонял колени обращаясь к своему богу. С тех пор и появился новый вид фонаря – Орибе-торо.

Это только одна из множества красочных легенд, которые сопровождают практически каждый из фонарей торо.

Итак, японский каменный фонарь. По конструктиву их можно объединить в группы:

фонари без пьедестала, которые допускается передвигать с места на место, или переносить (некоторые из них имеют специальные ручки для этого). Обычно, это маленькие фонари, которые ставят вдоль дорожек или носят рядом с господином, освещая его путь. Внешне они напоминают положенные набок китайские фонарики.

фонари без постамента, низ которых заглублен в землю. Как и предыдущая группа, это небольшие фонари, которыми обозначают дорожки или каменные бассейны.

наиболее распространенная группа - фонари на постаменте. В зависимости от типа фонаря, их воздвигают в каких либо особых местах: место для бесед хозяина с почётным гостем, у входа в дом, место для чайных церемоний или медитаций, и т.п. Размеры представителей этой группы варьируются от 30-и сантиметров и до 3-х метров.

Все торо изготовляют только в ручную. По назначению и внешности, более распространены виды: Оки, Орибе, Касуга, Ямадоро, и Якими (или иногда озвучивают как Юкими). Обще известное название сочетается из самого имени фонаря, и дописанным через дефис словом ″торо″, а в переводе значит ″каменный фонарь″. То есть, полное имя фонаря будет: Оки-торо, Якими-торо и т.д.

Немного о самих фонарях:

Оки-торо. Младший брат семейства торо, низкий фонарик, ростом до 40-ка см. Особая их черта - не имеют камня подставки. Возводят их на берегу небольшого, или уже пересохшего пруда, в саду дзен.

Орибе-торо, или «Фонарь мастера Орибе». Его индивидуальность - на невидимой взору очевидца стороне опоры обязательно изображают рельеф человека. Как и у прочих каменных собратьев, у Орибе-торо тоже определено своё местоположение в саду - вблизи от места тяно-ю, и непосредственно возле цукубаи. Высотой, чаще всего, немного выше ритуальной чаши.

Касуго-торо. Самые нарядные, и самые высокие из перечисленных фонарей, устанавливаются часто парами, обозначая вход в дом или беседку. Отличается круглой, длиной, колоннообразной опорой, и шестигранной, с круто завёрнутыми вверх углами крышей, а так же вырезанными на всех, почти, элементах фонаря витиеватым орнаментом, надписями, изящными рисунками. Высотой Касуго-торо возводят от полуметра, и до 3-х метров.

Ямадоро-торо. Высотой не больше метра, асимметричный, сложенный из не обработанного, или слегка и грубо обработанного, свободной формы камня. Этот фонарь, своей подчёркнутой стариной, будто элемент пазлов, чётко вписывается в тёмные, не доступные солнечным лучам закутки сада. А покрытый мхом да лишайником, он создаёт впечатление вросшего за века в землю загадочного артефакта древних, чем становится особенно привлекателен. Ещё он примечателен своей четырёхгранной камерой, имеющей одно большое круглое сквозное отверстие.

Якими-торо (или Юкими-торо). В стране, где природа не торопится баловать своих обитателей наличием долго лежащего снежного покрова, не удивительно появление фонаря, имя которого в переводе примерно звучит как ″Фонарь любования снегом″. У этого торо главное отличие от прочих фонарей, это его увеличенная в площади крыша, и три или четыре опорных ноги. Устанавливается этот тип фонаря обязательно у самой кромки пруда или на косе так, чтобы вместе с торо видеть его отражение в пруду.

Представьте себе картину. Сад, поздний вечер… У кромки ещё не затянувшегося льдом водоёма, словно мексиканец-коротыш надевший на голову широкое и не по росту сомбреро, застыл изваянием якими-торо. Под крышей фонаря, жёлто-красными тёплыми отблесками огонь зажженных свечей танцует загадочный танец, вторящий его братьями-близнецами на глади воды. А на крышу легла шапка первого, мерцающего холодными блёстками отражённой луны снега, даже в кромешной тьме не потерявшего своей чистейшей белизны. Умиротворяющая красоты… открывающая тропу к воспоминаниям о былом и философским размышлениям. Думается, фонарь Якими-торо заслуживает того, чтобы построить его у импровизированного пруда в своём саду.

Высокие и низкие, приземисто-широкие и утончённо-стройные - фонари торо, все такие разные внешне, они все схожи своей конструкцией, ведь при сборке всех видов торо участвуют одни по значению и названию элементы. Их шесть, и каждый связан с конкретной стихией (снизу вверх): опорный камень (пьедестал или подставка) – это земля; опора – вода; подставка камеры фонаря и камера – огонь в очаге; крыша – это ветер; а навершие – небосвод или вершина мира.

Построенный японский фонарь должен энергетически гармонировать с местным климатом, ландшафтом и посаженные там растениями, по этому, желательно торо делать из материала данной местности. Согласно традиции, все элементы фонаря делают из камней разных размером, но с идентичной фактурой и одного цвета. Для связки камней друг с другом традиционно веками брали глину, но нынешние мастера обычно используют современные монтажные клеи и мастики. Человек, возводящий торо, должен увидеть в композиции место и ″позу″ для каждого подобранного камня, приняв которую он всегда будет направлен ″лицом″ к наблюдателю. Выбирая место для торо, схему сборки фонаря и размеры камней можно отпустить свою фантазию, но не нужно забывайте, торо - японский фонарь, а они воздвигали торо согласно своим традициям.

Итак, каким то тёплым вечером, наблюдая свой сад Вас, вдруг, посетила светлая мысль: сад прекрасен... гармонично рассажены деревья, причудливые формы подстриженных кустарников, гладкий газон, лоснящийся по природностям земли, но... что-то не так, нет какой-то изюминки... Какого нибудь необычной формы камня, или лучше всего каменного фонаря! И это будет хороший выбор, фонарь торо как раз тот заключительный ″мазок кисти″, который, возможно, и завершит созданную в Вашем зелёном раю картину.

И тут предстоит следующий выбор: сделать фонарь своими силами, либо купить готовый японский каменный фонарь в близлежащем магазине элементов декора. Но если рукам ″некогда″, а глазам ″страшно″, то закажите на нашем сайте доставку готового изделия. И тогда, выбирая фонарь, при наличии фотографии места его будущего расположения, мы сможем подсказать Вам, какой именно торо более гармонично дополнит вашу живую композицию.

И пусть новое приобретение для Вашего цветущего рая, все последующие лета дарит Вам душевный покой и умиротворение!

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

Подробности Автор: Crazy

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

У вас есть прекрасно организованный бизнес оффлайн и теперь вы хотите, чтобы ваша организация или магазин стали такими же популярными, но только в интернете? Для выхода на новый уровень, одного создания сайта будет мало. В сети есть такое же конкурентное пространство как в обычной жизни и чтобы быть на первых местах - не обойтись без поискового продвижения сайта . Что оно дает? Говоря простым языком, данный комплекс мер, способствует улучшению веб-ресурса до таких параметров, которые будут вызывать к нему доверие со стороны Яндекса и Гугла. В этих поисковых системах, на первых позициях, и смогут найти вас целевые посетители.

Раскрутка и продвижение сайтов

Подробности Автор: Crazy

Раскрутка и продвижение сайтов

Поисковое продвижение – это тщательнейшим образом созданные условия, когда ресурс самостоятельно может достигнуть самых лучших позиций по запросам пользователей в популярных поисковых системах. Для этого необходимо в первую очередь улучшить контент площадки и цитирование в сети. Всем этим занимается компания Rexus на профессиональном уровне. Наши специалисты используют только безопасные методы, работают вручную. Поэтому никакие защитные фильтры поисковиков будут не страшны.

Заказать сайт в Киеве

Подробности Автор: Crazy

Создание сайта помогает активно развивать свой бизнес, привлекая посетителей интересными предложениями. Конечно же, создать сайт можно и собственными усилиями, не привлекая специалистов. Но такое решение не всегда может быть разумным и обоснованным, поскольку создать просто сайт - этого мало. Его необходимо всё время продвигать и развивать, на что потребуется и время, и силы, и знания.

Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке, они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных, фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.

Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества Stone Forest - прекрасное решение.

Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем - это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте - все основные виды фонарей.

«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского - «пьедестальные») - в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота - от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.

«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) - существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.

«Юкими-гата» (Yukimi-gata) - в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей - крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.

«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.

Фонарь на берегу,
Огонь свечи внутри.
Мой сад ночной
С луной ведет беседу.
Смотрю и растворяюсь в сказке…

Создавая сад в японском стиле мы используем особые элементы, символы. Один из таких элементов - каменные фонари. Они имеют древнюю историю, различаются по видам, каждый из которых предназначен для строго определенного места. Фонарь состоит из нескольких частей: основание, опора, подставка под световую камеру, световая камера, крыша и навершие. У некоторых видов фонарей присутствуют не все эти части. Основные типы фонарей - касуга-торо, юкими-торо, ямадоро-торо, оки-торо, орибе-торо. В световую камеру помещают маленькую свечу, ее колышащийся свет создает в саду таинственную обстановку.

Касуга-торо - это самый нарядный и большой из фонарей. Он украшается богатой резьбой. Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару.

Юкими-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Часто устанавливается возле воды, чтобы он мог отражаться.

Ямадоро-торо устанавливается в тенистых местах, в дальних уголках сада. Этот фонарь делают из грубо обработанных камней. Со временем он обрастает зеленью.

Оки-торо - самый маленький из японских каменных фонарей. Он устанавливается у мелководья, в дзенских садах, у сухого ручья.

Орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Отличительная черта Орибе-торо - внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.

Помимо каменных фонарей в японских садах присутствуют пагоды как символ буддистского храма. Они состоят из 3, 5, 8 или 13 уровней, размер которых уменьшаются с высотой. Пагоды располагают так, чтобы их было видно из всех уголков сада, на высокой точке рельефа. А по размеру пагода должна быть выше самоко большого каменного фонаря.

В нашем японском саду мы тоже разместили пагоду и каменные фонари. Их для нас из инкерманского известняка изготовил скульптор Александр Болдырев. Каждый фонарь предназначен для конкретного места, что отмечено на плане. Пагода расположена на холме в центре сада. Сначала мы нашли подходящие предметы в японских садах, потом создали их чертежи и модели, а затем в мастерской изготовили фонари и пагоду.

Работать было очень интересно. Иногда мы придумывали какие-нибудь истории, связанные с нашими фонарями. Например, в резьбе касуга-торо изображены в символическом виде когти и чешуя дракона. А два фонаря ямадоро-торо похожи, как два брата-близнеца, но один из них живет в городе и изучает дзен-буддизм, а другой - в деревне и пьет саке...

Пагода и фонари простояли в саду уже год и за это время частично покрылись зеленью. Этот процесс должен продолжаться, и с каждым годом наши каменные элементы будут выглядеть все лучше. В Японии есть понятие щинбаку - улучшающее действие времени на предметы из камня и металла.

На фотографиях показана история наших каменных фонарей и пагоды.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок