Какие виды лингвистических словарей вам известны. Основные лингвистические словари русского языка

Ляшенко Татьяна Александровна

1 Курс. Группа ТВ-125

тема: Лингвистические словари

Лингв и стика (от лат. lingua - язык), наука о языке

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области.

Цель лингвистических словарей другая - в них содержится информация о слове.

Различаются Л. с.

Лингвистические словари можно подразделить на три типа: 1 ) многоязычные; 2 ) двуязычные; 3 ) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари - это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари : 1) англо­русский и русско-английский; 2) немецко-русский и рус­ско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков) , синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения) , фразеологический, орфоэпический(произношения слов), орфографический (равописания слов) , словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный(с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари (например, «Этимологический словарь русского языка» М. Фас- мера.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении - в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Вопросы

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь.)
Скажите, кто первый ввел этот термин в русскую лексикографию?

(В.И. Даль, назвавший свой словарь «Толковым словарем живого великорусского языка».)

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь.

(Этимологический словарь)

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения и стилистической окраской. О каком словаре идет речь?

(Словарь синонимов)

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь?

(Орфографический словарь) Каждое слово в орфографическом словаре снабжено грамматическими пометами. Объясните, что означают грамматические пометы, относящиеся к слову домишко:
домишко – а, мн. -шки, -шек, м. (В родительном падеже единственного числа у слова окончание -а, форма именительного падежа множественного числа домишки, родительного падежа множественного числа - домишек, это слово мужского рода.)

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет морфологические и синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?

(Фразеологический словарь)

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется?

(Словарь антонимов)

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой?

Лексикография – наука изучает теорию и практику составления словарей. Составляемые лексикографами словари чрезвычайно разнообразны по своему назна­чению, объему, по характеру и способам подачи включаемого ма­териала.

Прежде всего нужно различать словари лингвистиче­ские и нелингвистические . Первые собирают и опи­сывают под тем или иным углом зрения лексические единицы языка (слова и фразеологизмы) объясняют значение слов, дают различную информацию, перевод. В нелингвистических словарях лексические единицы (в частно­сти, термины, однословные и составные, и собственные имена) сообщают лишь сведения о соотв-х реалиях). Кроме того, всякий словарь с точки зрения охватываемого им материала может быть либо общим (например, БСЭ), либо специ­альным (та или иная отраслевая энциклопедия - медицинская, фи­лософская и т. д.).

Важными понятиями лингвистической лексикографии являются словарная статья, заголовочное слово и словник. Словарная статья - это абзац или несколько абзацев словаря, дающих ин­формацию, относящуюся к одной лексической единице (иногда к не­скольким взаимосвязанным единицам). Статья начинается заголовоч­ным словом (иногда сочетанием), обычно выделенным особым шриф­том. Совокупность всех слов, рассматриваемых в словаре, называется словником этого словаря.

Функции словарей: информативная, коммуникативная (обучению языку), нормативная дает описание)

лингвистические словари. Бывают одноязычные и двуязычные. Одноязычные общие:

1Толковый словарь дает толкование значений слов (и устойчивых сочетаний) какого-либо языка средствами этого ^ е языка. Толкование дается с помощью логического определения кон­цептуального значения {накалиться "нагреться до очень высокой тем­пературы", рекордсмен "спортсмен, установивший рекорд"), посред­ством подбора синонимов (назойливый "надоедливый, навязчивый") или в форме указания на грамматическое отношение к другому слову (прикрывание "действие по значению глаголов прикрывать и прикры­ваться"). В некоторых толковых словарях значения слов раскрыва­ются иногда с помощью рисунков. Эмоциональные, экспрессивные и стилистические коннотации указываются посредством специальных помет (неодобр., презр., шутл., ирон., книжн., разг. и т. п.). Отдель­ные значения иллюстрируются примерами - типичными сочетания­ми, в которых участвует данное слово (утюг накалился, атмосфера накалилась - где глагол выступает уже в переносном значении "стала напряженной"), или же литературными цитатами. Обычно толковые словари дают также грамматическую характеристику, указывая с помощью специальных помет на часть речи, грамматический род существительного, вид глагола и т. д. и приводя в нужных случаях кроме словарной и некоторые другие формы данного слова. В той или иной мере указывается и произношение слова (например, в русских толковых словарях ударение).



2.К общим словарям мы отнесем и те, которые рассматривают (в принципе) все пласты лексики, но под каким-либо специфическим углом зрения. Таковы, например, частотные словари. Их задача - пока­зать степень употребительности слов в речи (что практически значит - частоту их использования в некотором массиве текстов).

3.Далее отметим грамматические словари, дающие под­робную грамматическую характеристику слова; словообразова­тельные (деривационные), указывающие членение слов на со­ставляющие их элементы; словари сочетаемости , приводящие типичные контексты слова. Обратный словарь (материал расположен с учетом обратного чтения)

4 Этимологические словари содержат слова с объясняем их происхождении В этих словарях обыч­но приводятся соответствия данного слова в родственных языках, излагаются гипотезы ученых, касающиеся его этимологии.

5. исторические сло­вари . История слов их появление развитие значение изменение структуры

6. Словарь языка писателя лексика произведение того или иного писателя

7. полные диалектные сло­вари, т. е. такие, которые в принципе охватывают всю лексику, бы­тующую в диалектной речи на территории одного говора (или группы говоров), как специфическую для данного диалекта, так и совпадаю­щую с лексикой общенародного языка.

8 орфографические слова в их нормативном написании преследующие чисто практические цели

9 орфоэпические словари , слова в их нормативном лит-ном произношении преследующие чисто практические цели.



Среди специальных лингвистических словарей ин­тересны различные

10фразеологические словари (они бы­вают переводными и одноязычными), словари «крылатых слов» и словари народных пословиц и поговорок.

11словари синонимов - одноязычные и переводные,

12 словари антонимов пары слов представляющих собой однокорневые или разнокорневые антонимы

13 омони­мов , словари так называемых «ложных друзей переводчика», т. е. слов, близких в каких-либо двух языках по звучанию и написанию, но расходящихся по значению (так, в болг. гора значит "лес", а вовсе не Тора", в англ. magazine "журнал", а не "магазин").

14 дифференциальные диалектные сло­вари , т. е. те, которые содержат только диалектную лексику, не совпа­дающую (материально или по значениям) с общенародной. Такой диа­лектный словарь может быть либо словарем одного говора, либо сло­варем многих или даже (в принципе) всех территориальных диалектов какого-либо языка. К дифференциальным диалектным принадлежат также словари сленга и арго.

15 словари иностранных слов слова иноязычного происхождения и их объяснение,

Словарь лингвистических терминов, словарь сокращений, различные словари имен собственных Топонимический словарь (личных, географических и т. д.), словари рифм, словарь трудностей (написания произношения)

2.Толковым словарям противостоят переводные , чаще всего двуязычные (скажем, русско-английский и англо-русский), а иногда многоязычные. В них вместо толкования значений на том же языке даются переводы этих значений на другой язык (накалиться - become heated, назойливый - importunate, troublesom).

Введение

Велик и разнообразен русский язык. Очень трудно иногда сориентироваться во всем этом богатстве и разнообразии слов. Как определить правильность написания незнакомого слова? Как выяснить его значение или узнать происхождение? Как заменить его другим более понятным словом? Как правильно употребить его в том или ином сочетании? На все эти вопросы можно найти ответ в лингвистических словарях.

Еще А. Франц называл словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Словари - это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны жизни человека .

Популярны ли лингвистические словари сегодня? Как часто мы, подрастающее поколение, обращаемся к ним? Осознаем ли значимость словарей в нашей жизни?

В связи с этим мы определили цель работы :

определение уровня значимости словарей в жизни современного подростка

Для реализации цели поставили задачи :

Раскрыть понятие «лингвистический словарь», рассмотреть типы лингвистических словарей,

Изучить разнообразие словарей, представленных на книжных полках в библиотеках, магазинах, школьных кабинетах;

Проанализировать уровень знания различных типов словарей современными школьниками, уровень сформированности у них лексикографических компетенций.

Исследование проводилось в посёлке Бабанаково с 15 января по 16 марта 2011 года.

Методика работы включает экспериментальные методы: интервьюирование, анкетирование, наблюдение и статистический анализ.

Русская лексикография. Из истории.

Потребность в фиксации смысла незнакомых слов (чаще всего иноязычных), их толковании, появилась с зарождением древнерусской письменности. Энциклопедические и словарные элементы изложения впервые отмечены в тексте статей «Изборника» Святослава 1073 года.

Конец XIII века - время появления первых словарей русского языка. Это были рукописные списки-глоссарии, толкующие непонятные слова, встречавшиеся в древнерусской письменности Самый ранний из сохранившихся глоссариев содержит 174 слова, происходит из Новгорода, датируется 1282 годом - «Речь Жидовскаго языка преложена на Роускоую, неразоумно на разоум, и в Еванглих, и в Апостолх, и в Псалтыри, и в Пармие и в прочих книгах». До 15 века на Руси существовали рукописные глоссарии, среди которых были словари собственных имен - ономастиконы, а также приточники - собрания слов, которым приписывался символический смысл.

В XVI веке формируются энциклопедические принципы составления словарей, для удобства пользования словник выстраивают по алфавиту (азбуке). Расширяется функциональность словарей, в них сочетаются изъяснения смысла слов и понятий, толкования слов иностранного языка, хронологические сопоставления. Первый печатный русский словарь увидел свет в 1596 году в Вильно (нынешний Вильнюс) - как приложение к грамматике его издал священник-филолог Лаврентий Зизания. «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диялект истолкованы» содержал 1"061 слово. Лексис давал толкования книжным славянским и небольшому количеству иноязычных слов. .

В XVI II веке научный интерес к вопросам происхождения и образования отдельных слов приводит к появлению этимологических заметок Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Татищева и других писателей и ученых. В конце века был издан ряд словарей церковнославянского языка («Церковный словарь» и «Дополнение» к нему содержали объяснение более двадцати тысяч слов).

С петровскими реформами в русский язык приходит множество иностранных слов. В связи с этим большое внимание уделяется составлению словарей иноязычной лексики. В 1773 году вышел в свет первый русский словарь синонимов Д.И. Фонвизина. В 1783 году национальным лексикографическим проектом стала заниматься Российская Академия, в результате этой работы в 1789 – 1794 годах появился « Словарь Академии Российской» в 6 частях, содержащий 43 257 слов.

В X IX веке словарное дело в России достигло значительного развития. В 1863 – 1866 годах вышел в свет « Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля», который до сих пор занимает важное место в современной русской культуре. Положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную. Даль стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка (около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и поговорок).

Важнейшую роль в истории лексикографии советской эпохи сыграл четырехтомный "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова, вышедший в 1934-1940 годах. В словаре, насчитывающем 85 289 слов, получили разрешение многие вопросы нормализации русского языка, упорядочения словоупотребления, формообразования, произношения. Словарь построен на лексике художественных произведений, публицистики, научной литературы. На базе словаря под редакцией Д. Н. Ушакова в 1949 году С. И. Ожеговым был создан однотомный "Словарь русского языка", содержащий свыше 52 тыс. слов. Словарь неоднократно переиздавался, начиная с 9-го издания выходит под редакцией Н. Ю. Шведовой.

В XX веке наряду с толковыми словарями создаются специальные словари, в которых описывается определённая часть лексики – фразеология, синонимы, антонимы, паронимы. Получает развитие нормативная лексикография: орфографические словари устанавливают нормы написания, а орфоэпические – произношения. Грамматические словари представляют морфемный состав русского слова и его словообразовательную систему, словоизменение, управление и употребление синтаксических форм.

Лингвистические словари и их типы

Лексикография - одна из прикладных (имеющих практическое назначение и применение) наук, входящих в современную лингвистику. Это раздел , занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности их толкования.

В изучении и употреблении языковых единиц словари выполняют две функции: информативную (приобщение к знаниям) и нормативную (совершенствование языка). В соответствии с этими функциями словари подразделяются на энциклопедические и лингвистические (языковые). .

Лингвистические словари – это научные справочные издания, где в алфавитном порядке помещены слова (все части речи) и устойчивые сочетания слов с их толкованием, ударением, грамматическими, стилевыми, стилистическими и другими специальными языковыми пометами.

Лингвистические словари можно разделить на многоязычные, двуязычные (переводные) и одноязычные, где слова характеризуются на языке словаря. Одноязычные словари могут быть комплексными (таковыми являются толковые словари) и аспектными, отражающими тот или иной аспект (например, синонимические, словообразовательные и т.п.). По функциям и целям создания словари делятся на дескриптивные (описывают многообразие русской речи) и нормативные (отображают нормы употребления слова). .

Особое место среди лингвистических словарей занимают толковые , задачей которых является объяснение (толкование) значений слов и иллюстрация их употребления в речи. В обществе толковые словари воспринимаются как хранилище богатства языка и как важнейший источник информации о его функционировании. При алфавитном расположении слов в толковом словаре последовательно описываются все значения слова, его грамматические характеристики, сопровождаемые стилистическими пометами (например, «книж», «спец») и примерами употребления слов в речи. К числу самых больших толковых словарей русского языка относятся «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля (более 200 тысяч слов), «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (более 85 тысяч слов) и «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (более 57 тысяч слов).

Словарь иностранных слов - это вид толкового словаря, в котором объясняются значения слов иностранного происхождения, которые ощущаются носителями языка как заимствования из других языков. Кроме собственно толкования, словари такого типа включают информацию о том, из какого языка пришло слово и его иноязычный аналог. Один из наиболее известных словарей иностранных слов - словарь под редакцией И.В. Лёхина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и Л.С. Шаумяна, который содержит около 23 тысяч слов.

Особыми видами толковых словарей можно считать словари синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. В словарях синонимов помещаются близкие по значению слова, образующие синонимические ряды, которые начинаются заглавным словом-доминантой. Каждый синонимический ряд сопровождается пометами, указывающими на сферу употребления слова, его сочетаемость или стилистическую принадлежность. Словари синонимов появились давно: (помимо уже упомянутого словаря Д.И. Фонвизина) интерес вызывают « Словари синонимов русского языка » под редакцией А.П. Евгеньевой (1970-1971) и З.Е. Александровой (1968).

В словарной статье словаря антонимов содержатся антонимы (слова с противоположным значением) с более или менее подробным описанием их значений. Словари антонимов в русской лексикографической традиции появились относительно недавно. Наиболее известными являются « Словари антонимов русского языка » Л.А. Введенской, М.Р. Львова под ред. Л.А. Новикова (1988).

В словарях омонимов представлены с той или иной степенью подробности омонимичные (т.е. совпадающие по форме, но различные по значению) лексические единицы. Среди русскоязычных словарных изданий такого типа наиболее известен Словарь омонимов русского языка О.С. Ахмановой (1974, 1986).

В словари паронимов включаются слова, сходные по морфологическому составу и лишь незначительно различающиеся по значению слова. Словарь показывает возможную сочетаемость с другими словами, в необходимых случаях дает стилистическую характеристику, синонимы и антонимы. В 1971 вышел « Словарь паронимов русского языка» Н.П. Колесникова, а в 1984 носящий такое же название словарь О.В. Вишняковой. В определенной степени функции словаря паронимов выполняет и словарь Даля, статьи которого объединяют однокоренные слова.

В этимологических словарях разъясняется происхождение слов, даются указания относительно исконного или заимствованного характера слова, часто приводятся формы слова, отмечается наиболее древнее значение, время появления в языке и источник заимствования. Наиболее известными этимологическими словарями являются «Этимологические словари русского языка» А.Преображенского, М. Фасмера, Н.М. Шанского.

Во фразеологических словарях фиксируются и объясняются фразеологические обороты, приводятся их синонимы и антонимы, формы их употребления, даются справки о их происхождении, стилистические и грамматические пометы и примеры из художественной литературы, иллюстрирующие употребление фразеологизмов в речи. Фразеологический материал довольно широко освещается и в толковых словарях русского языка, и в сборниках «Крылатых слов и выражений», составленных Н. С. и М. Г. Ашукиными, С. Максимовым. Впервые «Фразеологический словарь» под редакцией А.И.Молоткова вышел в свет в 1967 году. Впоследствии появляются «Школьный фразеологический словарь русского языка»(1989) В.П.Жукова и А.В.Жукова, и «Учебный фразеологический словарь русского языка»(1984) Е.А.Быстровой, А.П.Окуневой,Н.М.Шанского.

Словообразовательные словари – словари, показывающие членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов (словообразовательное гнездо) с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением. Наиболее полными являются «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Т. Ефремовой, в котором зафиксировано более 4400 корней, 70 префиксов и около 500 суффиксов, и «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, описывающий структуру около 145 тысяч слов.

К нормативным словарям относятся ортологические словари, служащие задачам совершенствования языка и речи, укреплению действующих норм литературного языка. Выделяются три основные разновидности: орфографические, орфоэпические и словари «трудностей» речи. Орфографические словари - это справочники, образуемые алфавитными списками слов и некоторых форм в нормативном написании. Отражая современную им орфографию, орфографические словари отражают движение языка, улавливая тенденции в написании тех или иных слов. Орфоэпические словари - лексикографические издания, отражающие нормы произношения и ударения слов. В них может содержаться грамматическая информация, а также сведения о семантических и словообразовательных особенностях. Для тех, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи, предназначены словари трудностей русского языка (грамматические), в которых можно получить справку не только о написании и произношении слова, но и о его формообразовании, узнать грамматическую и стилистическую характеристику слова, возможную сочетаемость, управление, а также правильность употребления слова. Среди словарей данного вида выделяют « Словарь трудностей русского языка» Розенталя Д. Э.,.
«Словарь грамматических трудностей русского языка» Т. Ф. Ефремовой
В 2009 году вышел «Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений» Л. И. Скворцова, рассматривающий трудные случаи, варианты и колебания литературной нормы в области произношения, ударения, словообразования, грамматики, употребления слов и фразеологических выражений.
.

Такое многообразие лингвистических словарей должно способствовать развитию языковых компетенций, повышению грамотности письма и устной речи человека.

Словари вокруг нас

Французский лексикограф Алан Рей назвал современную цивилизацию цивилизацией словарей. Козырев В.А. и Черняк В.Д. в своей книге «Вселенная в алфавитном порядке», посвященной русской лексикографии, утверждали, что «тревожное снижение общего уровня речевой культуры заставляет особенно остро осознать роль словаря как самого важного и незаменимого пособия, формирующего навыки сознательного отношения к своей речи». .

Разнообразие типов словарей, в том числе и лингвистических, должно быть доступно любому человеку. Казалось бы, сегодня на полках библиотек и книжных магазинов должно быть представлено огромное количество словарей. С таким разнообразием словарей можно встретиться только в крупных городах. Даже в нашем городе Белово в любом книжном магазине, центральной сети библиотек можно найти тот или иной словарь. Следовательно, с типологией словарей и их назначением знакомы многие люди.

Изучив словари, представленные на книжных полках библиотеки ДК «Шахтер, магазина «Мария-Ра», убедились в обратном: лингвистических словарей почти нет. В основном, преобладают энциклопедические.

В библиотеке нам предложили поработать с толковыми словарями В.И.Даля, С.И. Ожегова, Д.Н.Ушакова, при этом не спросили, какую цель мы преследуем. Конкретизировав цель (происхождение слова), получили ответ: «Словарей других нет, ищите в интернете».

В книжном отделе магазина «Мария-Ра» нам показали «Орфографический словарь» И.А. Кузьминой и различные переводные словари. В ходе беседы с продавцом выяснили, что словари других типов не пользуются спросом у покупателей, поэтому в продаже их нет. На книжных полках магазина «Чибис» не оказалось ни одного словаря. (Приложение 1)

Данные анкетного опроса обучающихся показали, что у небольшого числа обучающихся есть орфографические (30%) и толковые словари (15%), которые когда-то были приобретены родителями (еще в их школьном возрасте). Но школьники очень редко работают с ними, так как считают, что проверить написание слова можно по телефону, а найти его значение легко по интернету.

Неужели школьники не знают типологии лингвистических словарей и не умеют с ними работать? Интервьюирование педагогов школы показало, что на своих уроках они знакомят учеников со словарями, формируют у них лексикографические компетенции (умение пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию, осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач). Но это не всегда удается, так как имеющиеся словари разных типов, к сожалению, представлены в одном экземпляре (Приложение 2,6). Результаты анкетирования школьников показывают, что чаще всего обучающиеся работают со словарями на уроках русского языка. Особой популярностью пользуются орфографические словари, к которым при затруднении написания слов обращаются 56% обучающихся. С толковыми и фразеологическими словарями работают 44% школьников, которые затрудняются в толковании слов или фразеологизмов. Лишь 8% обучающихся обращаются к орфоэпическим словарям при подготовке к лингвистическим конкурсам и олимпиадам. Словари других типов, как показывает анкетирование, им известны, но работа с ними не вызывает у них интереса, ведь всю остальную информацию о словах можно узнать от учителя. (Приложение 3)

Наблюдение и анализ карточек читателей школьной библиотеки позволяют сделать вывод, что школьники (23%) мало работают со словарями, хотя на книжных полках представлены словари разных типов. Иногда старшеклассники берут толковый словарь или словарь иностранных слов, чтобы выяснить значение непонятного им слова. Но это происходит в том случае, если кабинет русского языка занят (там ведет уроки другой учитель).

Убедившись в том, что школьники имеют возможность работать со словарями, знают типологию лингвистических словарей, решили выяснить, насколько хорошо они умеют ориентироваться в таком многообразии. Уровень сформированности лексикографических компетенций обучающихся помогли определить задания практического характера, направленные на выяснение значения незнакомого слова, его происхождения, написания и произношения, лексической и грамматической сочетаемости, которые они должны были выполнить за определенное время. (Приложение 4) 54% обучающихся без труда нашли значение незнакомого слова, его правописание, произношение и происхождение в соответствующих типах словарей. С фразеологизмами справились 44% обучающихся. Затруднения возникли у 46% школьников при определении лексической (способность слов соединяться друг с другом) и грамматической сочетаемости (связана с грамматической характеристикой слов). Они воспользовались неверными типами словарей. Так, при составлении предложений с паронимами обратились за помощью к толковому словарю 34% обучающихся, что привело к увеличению времени при выполнении задания. При устранении грамматических ошибок никто из школьников не воспользовался словарем трудностей русского языка.

Неумение ориентироваться в многообразии лингвистических словарей, быстро извлекать нужную информацию из соответствующего источника является одной из причин неосознанного отношения к слову как единице языка, приводит к снижению уровня грамотности школьников. Многие обучающиеся, не умеющие работать со словарями, допустили ошибки при выполнении заданий. (Приложение 5)

Заключение

Изучение литературы по данной теме, наблюдение за процессом работы школьников со словарями, анкетирование, интервьюирование педагогов позволяют сделать следующие выводы :

    Лексикография, ведущая свое начало из глубокой древности, имеет развитие и в настоящее время. Сегодня в нашем распоряжении находятся разнообразные толковые, орфографические, фразеологические словари, гораздо меньше словарей других типов, работа с которыми, к сожалению, не вызывает должного интереса у обучающихся.

    Обучающиеся умеют работать с толковыми, орфографическими и орфоэпическими, фразеологическими словарями, испытывают затруднения при поиске необходимой информации в словарях других типов, что можно объяснить недостаточным уровнем сформированности лексикографических компетенций.

    Лингвистические словари не способствуют в достаточной степени расширению знаний и повышению языковой культуры школьников.

Такие выводы заставляют нас задуматься об отношении к словарям и вспомнить слова Л.А.Введенской: « Любой словарь - источник знаний. Знакомясь со словарями, мы учимся русскому язык у , обогащаем свой словарный запас, наша речь становится правильнее, выражение мыслей точнее, убедительнее, ярче, образнее. Но для этого необходимо уметь читать словарь и понимать прочитанное, уметь находить в нем нужный ответ ». .

Только ежедневно работая со словарями, мы можем добиться значительных результатов в совершенствовании языковой культуры.

Приложение 1

Разнообразие словарей на книжных полках

магазинов и библиотек

Магазин «Мария-Ра»,

отдел «Книги. Канцелярия


Библиотека школы Библиотека ДК «Шахтер»

Приложение 2

Интервьюирование педагогов школы

«Вызывает ли интерес у школьников работа со словарями?



- Жаль, что в кабинете все словари в одном экземпляре?

- Работать ребятам было бы гораздо интереснее, если бы словари лежали хотя бы по одному на парте

- Очень любят работать со словарями при изучении раздела «Лексикология».

Особый интерес вызывают толковые словари.

- Обращаются к словарям, когда слово им незнакомо (не знают его значения), затрудняются в его написании

Приложение 2.1

Диаграммы № 1, 2

Результаты анкетирования

«Словари в жизни школьников»

Приложение 3

Мы умеем работать с лингвистическими словарями

Гистограмма № 1

«Словари - наши помощники»

Приложение 4.1

Практическое задание № 1

Определите лексическое значение слов, установите, из какого языка они пришли.

вариант_

_______

консенсус_ ______

______

проспект_

пуанты_ _______________________________________________________

ртуть__

______________________________________________________________

Практическое задание № 2

Определите лексическое значение фразеологизмов.

При затруднении обратитесь к словарю

Бумажная душа_ _______________________________________________

Печки-лавочки _______________________________________________

_____________________________________________________________

Показать кузькину мать_ ______________________________________

______________________________________________________________

Точить лясы_ __________________________________________________

_______________________________________________________________

Далеко пойти____________________________________________________

Приложение 4.2

Практическое задание № 3

Вставьте пропущенные буквы в словах, раскрой скобки.

При затруднении обратитесь к словарю

Ас...ртимент Об...лиск

Прив...дение Ц...гейковый

Р...комендация К...нс...рватория

Пр...творять (мечту) (Древне) русский

(Противо) вирусный Распущ...ный

Практическое задание № 4

Расставьте ударение в словах.

При затруднении обратитесь к словарю

Баловать Дремота

Каталог Обеспечение

Премировать Средства

Намерение Иконопись

Щавель Красивее

Приложение 4.3

Практическое задание № 5

Составьте с данными словами словосочетания, в которых не было нарушения лексической сочетаемости.

При затруднении обратитесь к словарю

Временной

Временный

Абонент

Абонемент

Бархатистый

Бархатный

Подсказать

Предсказать

Эффектный

Эффективный

Практическое задание № 6

Устраните грамматические ошибки.

При затруднении обратитесь к словарю

Запах керосина

Достать керосина

Группа грузинов

Группа армян

Наиболее тише

Более тихий

Инкогнито явилось

Инкогнито явился

Согласно указания

Согласно указанию

Приложение 5

Гистограмма № 2

«Уровень сформированности

лексикографических компетенций школьников»

Анкета

    Какие лингвистические словари ты знаешь? Назови их авторов

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

    Как часто ты пользуешься словарями? Какую информацию ты в них находишь?

_________________________________________________________

_________________________________________________________
_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

    Где ты чаще всего работаешь со словарем? (дома, на уроке, в библиотеке). Подчеркни вариант ответа

    Какой лингвистический словарь есть у тебя дома? Зачем ты его приобрел?

________________________________________________________
________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

    Как ты считаешь, какой словарь должен стать настольной книгой современного школьника?

________________________________________________________
________________________________________________________

________________________________________________________

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области, т. е. описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических событиях и т. п.

Цель лингвистических словарей другая - в них содержится информация о слове.

Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; «Словарь русского языка» в 4 томах АН СССР (так называемый Малый академический). Есть «Толковый словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (так называемый Большой академический словарь) и «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Есть и специальные школьные толковые словари.

Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Хотя этбму словарю более 100 лет, его ценность не меркнет со временем: словарь Даля - неисчерпаемая сокровищница для всех тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой и языком.

Происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари (например, «Этимологический словарь русского языка» М. Фас-мера, «Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов» Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой).

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов. В середине 80-х гг. был опубликован «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова, содержащий объяснения наиболее употребительных фразеологизмов.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении - в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Ляшенко Татьяна Александровна

1 Курс. Группа ТВ-125

тема: Лингвистические словари

Лингви стика (от лат. lingua - язык), наука о языке

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области.

Цель лингвистических словарей другая - в них содержится информация о слове.

Различаются Л. с.

Лингвистические словари можно подразделить на три типа:1 ) многоязычные; 2 ) двуязычные; 3 ) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари - это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари : 1) англорусский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический(произношения слов), орфографический (равописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный(с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари (например, «Этимологический словарь русского языка» М. Фас- мера.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении - в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Вопросы

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь.)
Скажите, кто первый ввел этот термин в русскую лексикографию?

(В.И. Даль, назвавший свой словарь «Толковым словарем живого великорусского языка».)

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь.

(Этимологический словарь)

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения и стилистической окраской. О каком словаре идет речь?

(Словарь синонимов)

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь?

(Орфографический словарь)

Каждое слово в орфографическом словаре снабжено грамматическими пометами. Объясните, что означают грамматические пометы, относящиеся к слову домишко:
домишко – а, мн. -шки, -шек, м.

(В родительном падеже единственного числа у слова окончание -а, форма именительного падежа множественного числа – домишки, родительного падежа множественного числа - домишек, это слово мужского рода.)

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет морфологические и синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?

(Фразеологический словарь)

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется?

(Словарь антонимов)

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой?



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок