Личностно-социальная готовность. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Психологическая личностно социальная готовность школе

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И.Божович) – положения школьника, имющего круг важных обязанностей и прав, занимающих иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе?

«Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы.

Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью - учением: «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. Быть школьником - осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе «по-детски», учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе.


Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, т.е. стать школьником, слива­ется с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Однако пребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее делают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещать школу он может тоже по разным мотивам, в том числе и не имеющим отношения к учению: родители заставляют, можно побегать на переменах и др.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включают и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Значительная часть трудностей в обучении первоклассников связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиваться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности их поведения с неразвитостью произвольности внимания, поведения и познавательных процессов.

Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что причины подобных трудностей надо искать и в сфере общения взрослого с ребенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е.О. Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения с взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание к взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т.п.). В силу этого осознания такие дети проявляют адекватное отношение и к взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение к взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения.

В целом, можно сказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми. Знание выявленных закономерностей требу­ет от педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, но и личностное общение.


Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения


Лаврентьева
Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ
« Мелеховская СОШ №1»
Ковровского района
Владимирской области


Архив материала

Пояснительная записка.

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.

В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

ФГОС подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Социально- личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Важен целостный подход к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время выделяют следующие особенности социальной ситуации развития современных российских старших дошкольников: сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие); традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач, родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше; наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьников. По мнению Н. И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс, несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей личностно не готовы к школе. Приведенные данные можно справедливо отнести и к ситуации, которая сложилась в образовательных учреждениях нашего региона.

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Возникла необходимость в составлении программы предшкольной подготовки, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Данная программа должна способствовать профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу.

Это попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам (и педагогам!) преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны организовать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в период предшкольного образования.

Программа предшкольной подготовки состоит из 3-х блоков, которые реализуются параллельно в течение одного учебного года. Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения МБОУ «Мелеховская СОШ№1 ,МБДОУ детский сад № 2 «Росинка», МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» п. Мелехово Ковровского района.

Цель: создание педагогических и социально- психологических условий для формирования социально-личностной готовности к обучению в школе, в период предшкольного образования.

1.Проанализировать уровень социально-личностной готовности детей к обучению в школе и уровень адаптации.

2. Определить факторы, способствующие формированию социально - личностной готовности дошкольников к обучению в школе и на их основе разработать структуру программы по предшкольному образованию.

3. Разработать содержание всех блоков программы, на основе конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги ДОУ и школы, дети, родители).

4. Разработать систему мониторинга, позволяющую оценить эффективность реализации программы.

Технология.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития социально-личностной готовности к школе, первоклассников. Использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7лет к школьному обучению», разработанная Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Из полученных результатов видно что, уровень подготовки детей находится на одном уровне на протяжении четырех лет с 2008-20011 годы. Недостаточно сформирована внутренняя мотивация к обучению, произвольное владение речью, умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, информированность. (Приложение 1.1)

Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке. Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.



Личностно-социальная готовность

Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками



Мотивационная готовность

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)



Эмоционально-волевая готовность

Умеет контролировать эмоции и поведение



Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности


Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы , его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности – все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребенка к школе. Родителям важно не только знать о том, что же собой представляет психологическая готовность к школе, но и уметь ее целенаправленно созидать.

Психологическая готовность к школе – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Другими словами, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Содержание психологической готовности к школе определяется той системой требований , которую предъявляет ребенку школа, другими словами, ребенок должен быть готов к требованиям современной школы. В соответствии с этими требованиями составными компонентами психологической готовности к школе являются мотивационная, личностная, интеллектуальная готовность.


Наряду с психологической готовностью к обучению в школе, очень важную роль играет физиологическая готовность к школе. Физиологическая готовность к школе составляет фундамент школьной готовности и определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. К критериям физиологической готовности относятся: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев); состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; общее состояние здоровья.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической готовности к школе. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся, дети, имеющие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении , так как с началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка.


При формировании физиологической готовности к школе важно создавать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность, так как движение - главное условие нормального роста и развития организма. Целесообразно развивать те отделы опорно–двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, а также необходима тренировка и укрепление мышц спины. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Мотивационная готовность к школе


Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремится к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. Таким образом, первым и самым важным компонентом готовности к школе является внутренняя позиция школьника . Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: «Хочу в школу!» Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

К 6 годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Однако важно знать, что привлекает ребенка в школе. Один ребенок может стремится в школу потому, что его родители пообещали купить яркий ранец, а другой желает познать тайны Вселенной. Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов учения :


  • Социальные мотивы – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно)

  • Учебнопознавательные мотивы – интерес к новым знаниям, желание научиться чему–то новому

  • Оценочныемотивы – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)

  • Позиционныемотивы – связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду только маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель)

  • Внешниепоотношению кшколе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала)

  • Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями)
Наиболее благоприятными для успешного обучения в школе являются учебно-познавательные мотивы, наименее благоприятными – игровые и внешние по отношению к учению мотивы.

Работа по формированию у детей внутренней позиции школьника направлена на решение трех основных задач:


  1. Формирование у детей правильных представлений о школе

  2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе

  3. Формирование опыта учебной деятельности
Для формирования внутренней позиции школьника целесообразно использовать следующие приемы:

  • Беседы о школе

  • Совместное чтение художественной литературы соответствующей тематики

  • Просмотр картинок, фильмов, передач о школе с последующим обсуждением

  • Знакомство с пословицами, поговорками, стихами, в которых ценится ум, учение…

  • Рассказ родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот школьных лет

  • Личный пример – например, обращение при ребенке к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы

  • Игра «в школу» и непосредственное участие родителей в ней, например, в роли учителя , или напротив, непоседливого ученика

  • Рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и т.д.)

  • Привлечение младших детей к школьным праздникам старших детей. (Но попросите старших школьников не рассказывать малышу различные неприятные истории про школу)

  • Экскурсия в школу

  • Подготовительные к обучению в школе курсы, дающие возможность почувствовать себя в роли школьника
Очень важным при использовании различных приемов формирования внутренней позиции школьника является создание эмоционального опыта – чтобы сообщаемый о школе материал был ребенком не только понят, но и прочувствован, пережит им. При сообщении информации о школе важно придерживаться «золотой середины» - с одной стороны, недопустимо запугивание детей школой : «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь!» С другой стороны, следует помнить, что лучше не рисовать школу в слишком радужных тонах . В этом случае при столкновении с реальностью сильное разочарование может вызвать отрицательное отношение к школе. Самое главное – вселить в ребенка чувство уверенности : «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем!»

Личностная готовность к школе
Личностная, или социальная готовность к школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Личностная готовность к школе важна для успешной учебной деятельности и скорейшей адаптации ребенка к новым условиям.

Личностная, или социальная, готовность к школе включает в себя следующие компоненты :

1. Отношение к учителю

Отношение к учению неразрывно связано с отношением к учителю. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно – личностное общение . При этой форме общения взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются с желанием, на его замечания не обижаются, а стараются исправить ошибки. Таким образом, дети должны адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль. Тесно связано с отношением к учителю умение учиться у взрослого . Ребенок должен уметь слушать взрослого, понимать его слова, быть внимательным к его требованиям.

2. Отношения с другими детьми


Классно – урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Для 6 – 7 летних детей наиболее характерно кооперативно – соревновательное общение со сверстниками . Они следуют общей игровой цели, но видят друг в друге соперников, противников. Достаточно редко в этом возрасте наблюдается такая форма общения со сверстниками, как сотрудничество, когда дети принимают общую для них задачу и сопереживают партнеру. Ребенок считается личностно готовым к школе, если может общаться со сверстниками на кооперативно – соревновательном уровне или на уровне сотрудничества.

3. Отношение к себе


Личностная готовность к школе включается также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . (Однако следует помнить, что в 6 лет возрастной нормой является завышенная недифференцированная самооценка. Адекватной и дифференцированной она станет лишь к 7 годам.)

4. Произвольность поведения

Другим важным компонентом личностной готовности к школе является произвольность поведения и тесно связанная с ним сформированность волевого действия и волевых качеств личности ребенка (произвольность – способность удерживать внимание на выполнении задания, не вызывающего непосредственного интереса). В дошкольном возрасте возрастной нормой является непроизвольность поведения, когда ребенок действует под воздействием эмоциональных импульсов. У дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А современная школа требует от ребенка умения действовать по правилам школьной жизни, а не в соответствии с собственными чувствами и желаниями. Школьник должен уметь выполнять указания взрослого, ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя такие волевые качества как дисциплинированность, инициативность, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность . В состав произвольности входят следующие умения:


  • Принятие учебной задачи взрослого – желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя) и понимание того, что надо делать (понимание задачи)

  • Умение самостоятельно выполнять последовательность действий

  • Умение действовать по заданному наглядному образцу

  • Умение действовать по устной инструкции взрослого

  • Умения подчинять свои действия правилу
Эмоционально-волевую готовность к школе считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Формирование у детей стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями, развитие способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры, ради выполнения поручения взрослого поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи взрослого преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе .

Для формирования произвольности поведения нужно ставить перед ребенком задачи, которые требуют волевого усилия. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте успешнее этого можно достичь в игровой деятельности. Особенно эффективны для развития произвольности и самоконтроля игры с правилами, например: «Вы поедете на бал?», «Барыня прислала 100 рублей», «Раз, два, три, морская фигура замри» и т.д.
5. Эмоциональная устойчивость

При ссорах, конфликтах с учащимися, обидах, замечаниях учителя ребенок должен сдерживать себя, управлять своим поведением, уметь подавлять свои агрессивные вспышки, импульсивные реакции.


6. Коммуникативные умения


Умение общаться со сверстниками и взрослыми, правильно воспринимать ситуацию, адекватно вести себя, умение работать в коллективе, считаться с желаниями других, вежливое поведение, и т.д.
При формировании личностной готовности к школе целесообразно использовать совместные игры детей, совместные игры детей и взрослых, где взрослый личным примером и советом задает нужный образец поведения и помогает выработать оптимальный для ребенка стиль. Кроме того, совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей.

Интеллектуальная готовность к школе


Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. В это понятие входит как запас знаний об окружающем , так и уровень развития познавательных процессов . Важно не путать интеллектуальное развитие ребенка и его обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к саморазвитию, к самостоятельному обучению (обучаемость ). Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится, (а ребенок уже расслабился). Поэтому лучше сосредоточить внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:


1. Произвольность познавательных процессов

Современная школа предъявляет серьезные требования к познавательным процессам ребенка. Ребенок в школе должен внимательно слушать учителя, не отвлекаться, не просто запоминать, а запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала…. Таким образом, в интеллектуальной готовности к школе на первый план выступает произвольность познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, воображения, речи.… Наиболее важными для обучения в школе являются такие произвольные познавательные процессы как концентрация внимания (умение заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут) и логическое запоминание .

2. Предпосылки логического мышления

Усвоение систематизированных знаний, обобщенных способов решения задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления (способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать), в частности, способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств (мыслительная операция обобщение ). Кроме того, усвоение школьной программы потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

3. Наглядно-образное мышление

Успешность обучения в 1 классе обусловлена в большей степени уровнем развития наглядно-образного мышления (способность ребенка мыслить образами, решение мыслительных задач при помощи образов предметов и явлений) и в меньшей степени – логического. Недостаточное развитие образного мышления у учащихся начальной школы может быть причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию и т.д., серьезных затруднений в усвоении математики.

4. Вербальная механическая память

Другим важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является вербальная механическая память (способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания – 4–6 слов из 10), так как особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемой учащимися от учителя, внешне не имеет логической связи, и представляет собой перечисление последовательности действий, которые нужно выполнить для решения задачи. От того, насколько точно ребенок запомнит последовательность правил, во многом зависит успешность усвоения грамоты и других предметов начальной школы.

5. Графический навык

Наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их может быть несколько:


  1. Отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений

  2. Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки (физиологическая неготовность к обучению письму) и

  3. Несформированность выполнения графических движений, недостаточный опыт их выполнения (психологическая неготовность к обучению письму).
В условиях ДОУ дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительной деятельностью, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Однако этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя:

  • Различные виды штриховки
  • Рисование


  • Копирование рисунков

  • Обведение контуров по точкам и пунктирным линиям
Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Не менее важным требованием школы ребенку является требование познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной перемены, новизны.

При формировании интеллектуальной готовности к школе целесообразно использовать следующие приемы:


  • Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.

  • Важно не давать сразу готовые знания, а дать возможность приобрести их самостоятельно – организуйте интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Развивайте кругозор ребенка, его ориентацию в окружающем. Помогайте ребенку осмысливать эти знания, включать разрозненные сведения в общую картину. Для этого можно использовать фильмы, рассказы, экскурсии и т.п.

  • Очень важный способ развития – читать ребенку книги. Чтение нельзя подменять прослушиванием кассет или телевизором. Разучивайте стихи, скороговорки и сочиняйте сказки.

  • Для успешной подготовке к школе особенно важна игровая деятельность. Полезна не только игра «в школу», но и самые обычные игры.

  • Развивайте познавательные процессы и мыслительные операции ребенка с помощью специальных развивающих игр. Для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям используются такие развивающие игры как «Разложи фигуры на группы», «Что не подходит?», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Классификация», «Зоологическое лото» и т.д. Для развития наглядно-образного мышления используются такие упражнения как «Рисование по клеточкам», «Складывание узоров», «Узнавание наложенных изображений» и т.д.

И помните: у каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркиваете, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.

1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.


Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу.
Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?

Почему так важно беседовать с ребенком о школе?
Решение. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу , просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

Ситуация. Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Выясните, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "
Решение. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.

После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, предварительно проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности. Сделайте общий вывод об отношении ребенка к школе и его новой социальной позиции школьника.

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.


Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".

Совет родителям: Не запугивать ребенка школой!

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Задание. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Что в школе интересного?
3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание. Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка , математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы
сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или
мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с
тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Задание. Проведите тест "Лесенка" для исследования самооценки (По).

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие дети". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм , постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые - родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: "Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит". Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: "Куда тебя поставит воспитательница?" - ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Ситуация. Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

Знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности ;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

Решение. Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т. п.). Во время игры можно увидеть:

1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.

2. Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

Направлять, помогать в достижении цели;

Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т. д.

Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

Личностная и социально‑психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника.

Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

Отношение к школе. Начинающий школьник должен соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Ребенок обязан правильно воспринимать ситуации урока, верно истолковывать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Учитель – это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая». У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.

Почему возникла такая ситуация?

Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником, из‑за которой вероятен конфликт.

Ситуация. Миша, ученик 1 класса, ничуть не смущаясь, заявил учительнице: «Ты злая, я не хочу учиться у тебя». Мама, оправдывая Мишу, сказала, что он современный, раскованный мальчик, проявил свою непосредственность.

Можно ли согласиться с мнением мамы?

Решение. Нет, нельзя. Это признак недостаточного развития произвольности – способности понять и принять цель и действовать в соответствии с нею. Недостаточное развитие произвольности не позволяет согласиться с условными правилами поведения, взаимодействия ученика и учителя.

Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за 2 недели до поступления в школу, а второй – после 2 месяцев обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но изменение отношения к школе отразило зависимость от стиля деятельности учителя. Снижение интереса к школе было выявлено в большей мере у тех детей, чьи учителя придерживались авторитарного стиля.

Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?

Решение. Ухудшение отношения к школе связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. У детей должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы им общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения, в большой мере зависит:

1) от эмоционального климата группы детского сада;

2) от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Задание. Проанализируйте противоречия, которые возникают при смене ребенком коллектива сверстников. Приведите примеры.

Решение. Ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе. При переходе из детского сада в школу ребенок утверждается на основе ценностей, которые свойственны школьному коллективу.

Ситуация. В настоящее время многие дети приходят в школу, не имея опыта коллективного общения.

С чем может быть связана такая ситуация в настоящее время?

Решение. Такие дети обычно растут дома. Других детей видят только на прогулке, со сверстниками общаются мало. Часто общение им заменяют компьютерные игры или видеофильмы.

Усугубляется проблема общения у детей, выросших в атмосфере гиперопеки. Неумение общаться, как правило, ведет к изоляции ребенка в детском коллективе школьного класса, становится причиной школьных трудностей.

Родителям надо помнить о том, что учеба в школе носит коллективный характер, предполагающий не только взаимодействие и сотрудничество детей в совместной деятельности, но и единую работу в коллективном темпе.

Ситуация. Коля, ученик 1 класса, очень эрудированный мальчик. В школе с углубленным изучением учебного материала учительница стала жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность Коли, на нарушение им правил поведения. И наконец, стала отмечать трудности Коли в общении со сверстниками и учителем.

С чем может быть связано такое положение?

Решение. Это может быть связано с односторонним развитием Коли в дошкольный период детства, вследствие чего оказалась несформированной произвольность поведения. Коля не научился управлять своими движениями, своим поведением, у него осталась незрелой эмоциональная сфера.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением без агрессивности.

Зато у мальчика активно развивалась и обогащалась речь без развития логики мышления и поведения.

В данном случае необходимо больше включать Колю в детские занятия и игры, предлагать ему физические упражнения.

Родители должны жить с ребенком домашней жизнью, в которой преобладают дошкольные виды деятельности (игры, рисование, конструирование и др.). Эти занятия включаются в жизнь ребенка естественнее, чем трудные школьные занятия. Они должны больше работать «на ребенка», чем «на школу». Необходимо развитие ребенка, а не «натаскивание» на школу.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенком желанным. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в классе.

Решение. Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость. Как следствие, могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение родных и близких. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Ситуация. Мама говорит: «Мой сын все может убирать быстро и как следует, не придерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь 20 раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему все нипочем, у него нет никакого беспокойства».

Чем это можно объяснить?

Почему ребенок, умея правильно проводить уборку, неаккуратен?

Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратности, но не привычка к аккуратности и не само личностное качество – аккуратность, которое не сводится к умениям и навыкам. Оно включает потребность в реализации этих умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, можно сказать даже – потребность в определенном стиле обыденной жизни.

Для того чтобы ребенок действовал не только в направлении «хочу», но и «надо», необходимо сформировать соответствующую мотивацию.

У ребенка должны быть сформированы навыки аккуратности и привычка к аккуратности.

Ситуация. Витя (6 лет) рос в конфликтной семье. Родители постоянно были заняты своими проблемами и мало уделяли внимания сыну. Он явно испытывал недостаток эмоционального тепла. Глядя на всегда озабоченное, недовольное лицо матери, Витя думал: «Что я плохого сделал, за что она сердится на меня?»

Какими могут быть последствия обучения Вити в школе?

Решение. Витя не понимает, что причина плохого настроения матери вовсе не в нем. В результате у него может возникнуть мысль о несправедливом к нему отношении взрослых. Придя в школу, такой ученик настороженно относится к мнению учителя о себе, уже заранее ожидая отрицательных оценок.

В данном случае большую роль играет умение учителя установить связь с учеником, переживать вместе с ним его успехи и неудачи. Сочувствуя возможным неудачам Вити, надо подробно объяснить, за что снижается оценка, а продвижения в учебе не забывать поощрять.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Важно иметь адекватную самооценку, что бывает далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.

Ситуация. Детям 6–7 лет свойственна завышенная самооценка, они не умеют оценивать себя критически.

Какая самооценка обычно свойственна детям, имеющим трудности обучения?

Решение. Дети, считая себя маленькими, плохо успевая, оценивают себя низко. Заниженная самооценка является результатом постоянного давления взрослых, их неудовлетворенностью успехами ребенка, плохим поведением, трудолюбием и другими «грехами». Неуспех, неудачи, подчеркнутые родителями, рождают неуверенность, которая ведет к последующим неудачам. Постоянное отрицательное оценивание, постоянное одергивание взрослыми приводит к заниженной самооценке.

Стремлениеребенка занять новое социальное положение приводит его к образованию внутренней позиции школьника. Л. И. Божович определяет это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и обусловливает поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, самому себе и окружающим людям.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация. У мамы Миши (6 лет) возникло тревожное чувство, когда она увидела, как увлеченно сын играет, вместо того чтобы готовиться к школе. Отчасти ее тревога понятна: чтобы пройти конкурс в престижную школу, ребенок должен уметь читать, считать, решать логические задачи.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Решение. Главное в подготовке ребенка к школе – это развитость всех психических процессов, а значит, сформированность всех мозговых структур, а не просто умение читать, считать.

Отсутствие фантазии, неспособность рифмовать слова, неумение весело и интенсивно провести досуг, равно как и многие другие неумения и неспособности, которые выявятся значительно позже, связаны с тем, что в детстве ребенок мало играл. Редко родители руководили детской игрой и тем более хвалили ребенка за то, что он хорошо играет. Учеба, конечно, нужна, но она не должна подменять игру.

Путь к школе, взрослой жизни отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

В зависимости от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6–7 лет (табл. 2).



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок