Психологическое консультирование подростков. Консультирование по проблемам подросткового возраста Индивидуальное консультирование подростков

Подростковый возраст называют критическим (в ши­роком смысле слова). Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Рез­ко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма, существует и такой феномен как самоубий­ство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благо­даря тому обстоятельству, что сам подросток впервые ста­новится клиентом: он может обратиться в психологичес­кую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей.

Консультируя подростков, возрастной психолог-кон­сультант исходит, в том числе, из психологических нор­мативных задач возраста. Они противоречивы, и это важ­но учитывать. К этим задачам обычно относят:

Отделение от родителей и обретение подлинной пси­хологической независимости.

Профессиональное самоопределение (получение про­фессии или выбор направления дальнейшего обучения).

Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности (самоидентификация»).

Новыйвиток социализации в среде сверстников, ос­нованныйна установлении более глубоких эмоциональ­ных отношений.

Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адапта­ция к этому новому состоянию (обретение друга противо­положного пола).

Попытки осознания своего предназначения, экзис­тенциальный анализ своей судьбы.

Психологические задачи подрост­ка связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сфе­рах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Центральное новообразование раннего юношеского воз­раста - это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (де­вушки) занять внутреннюю позицию взрослого челове­ка, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое мес­то и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в обще­нии, постоянная готовность к контактам, потребность по­лучить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

· взаимоотношений в группе сверстников;

· взаимоотношений с лицами противоположного пола;

· взаимоотношений с родителями;

· взаимоотношений с учителями;

· вопросов осознания собственной личности;

· трудностей в учебе;


Опыт консультирования родителей и подростков пока­зывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исхо­дит от их родителей, чувствуют себя неуютно. Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность вы­полнения ими психодиагностических процедур находится на низком уровне.

Как правило, на первичный прием приглашается роди­тель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, само­диагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, при­дет ли сам подросток, что они скажут по поводу обраще­ния.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы:

/ вариант. Оба родителя и подросток идут на консульта­цию. Родители говорят о трудности понимания взрос­леющего ребенка. Здесь можно проводить совместное се­мейное консультирование.

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.

В консультацию обратились родители в связи с наруше­ниями в повелении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, в больнице поставлен диагноз - шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, - «снимите диагноз». В до­верительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, не­уважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух пси­хологов, постоянно поддерживающих доброжелательную ат­мосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консуль­тантам необходимо было следить за равными эмоциональны­ми вкладами каждого из участников в общий процесс и, эмпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейнойскульптуры», где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также психодраматические игры с обменом ролями, позволяющие по­чувствовать себя на месте другого человека и отреагировать собственные обиды. В результате работы родители смогли убе­диться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше на­зывалось ими ненормальным - агрессия, нежелание общать­ся - оказалось обычной защитной реакцией человека подро­сткового возраста на давление родителей...

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но основная проблема заключается не в их взаимоотношени­ях, а втрудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подрос­ток - для консультирования и диагностики. Задачи кон­сультанта - выяснить, насколько обоснованы жалобы и, принять решение о том, какая требуется работа (на­пример, группа общения, индивидуальное консульти­рование или психотерапия). Родители могут быть при­влечены для работы в параллельной родительской груп­пе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

3 вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим пред­логом, например якобы для помощи в выборе про­фессии. То есть родителю трудно честно сказать под­ростку, зачем он должен консультироваться. Наблю­дается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переори­ентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консуль­тирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

4 вариант. Родитель проецирует на ребенка только собственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, не­обходима работа с родителем.

5 вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким пред­логом. Он воспринимает как преследователей родителей и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важно понять, что лежит в основе (возможно, снова речь долж­на идти, прежде всего, о проблемах самого родителя - суп­ружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ре­бенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схе­ме:

а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» под­ростка» всячески его обвиняя. Консультант ему сочув­ствует;

б) наконец, высказавшись, клиент обращается за советом: «Что же делать?». Консультант может отве­тить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начина­ется этап совместного анализа поведения родителей, их целей и способов достижения воспитательного эффекта (могут быть использованы психотерапевтические при­емы: например, гештальтистский «пустой стул»);

в) на заключительном этапе происходит «вскрытие» чувств клиента, возникших во время консультирования. Через несколько встреч у клиента, как правило, наступает осознание некоторых собственных проблем, он начина­ет искать их причины. Параллельно меняются и отно­шения с подростком. Они становятсяменее импульсив­ными и жесткими.

6 вариант. Без предварительной беседы клиент приходит на прием вместе с подростком. Консультант должен быстро оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера: Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в ка­бинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на ли­цах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе.

Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что де­вочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное вы­ражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой. При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз (Ремшмидт, 1994).

Может быть использована парадоксальная техника «отсыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен работать с подростком. Нередко в таких случаях у подро­стка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты дол­жны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога под­линна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научить­ся видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психо­логическую поддержку, которая отсутствует или приня­ла искаженные формы в реальных жизненных отношени­ях, - психолог-консультант принимает на себя роль по­средника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, переда­ется близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, спо­собствуя развитию навыков общения, приемов саморегу­ляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.

В основе работы с юношами и девушками должны ле­жать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с це­лью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диа­лог, который рассматривается как важнейший фактор развития. Необходимо затем перевести его в диалог внешний.

Подростковый возраст.

Наиболее трудные для общения с подростками области для общения:

1. Интимность (знакомство с людьми противоположного пола; общение с людьми любого пола);

2. Уверенность (умение постоять за свои права: драки и конфликты – это неумение постоять за свои права);

3. Пребывание в центре внимания (выступление перед публикой, разговор, интервью);

5. Страх провала или отвержения, связанные с понижением или нарушением самооценки;

6. Столкновение со стрессом, агрессией и другими негативными проявлениями.

В результате в беседе с клиентом необходимо выделить наличие наиболее важных конфликтов или противоречий, которые могут быть между:

1) Стилем воспитания и реальными потребностями подростка;

2) Выполнением всех работ за ребенка с детства и требованием от него самостоятельности в подростковом возрасте;

3) Требованием взрослых уважения к себе и отказом в этом подростку;

4) Постоянными упреками в неблаговидных поступках, как проявлением проекции родителями собственных нежелательных качеств на подростка и отсутствием реальной помощи ему;

5) Использование любого проступка как предлога для конфликта вместо обсуждения;

6) Несоответствием уровня притязаний подростка и его реальными возможностями.

Многие из этих проблем решаются в процессе групповой работы. Вообще с ними можно проводить и индивидуальные работы и групповые, но некоторые отказываются от групповых, а некоторые от индивидуальных. Вся работа направлена на выработку необходимых навыков поведения в определенных ситуаций.

Принципы работы с подростками:

1. Обучение отдельным психологическим понятиям, необходимым для успешной социализации (общение, характер, личность, воля, темперамент). В ходе дальнейшей работы должны проводится психодиагностика и анализ основных личностных характеристик;

2. В любой программе должен быть использован блок разминок (психодиагностических разминок). Снятие эмоциональных зажимов, спонтанности поведения и другое;

3. Установление различного по степени сложности вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом, когнитивном уровне с использованием игровых методов;

4. Распознавание, анализ и моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях с использованием технических и дидактических средств (видеоролики, фрагменты из фильмов);

5. Обучение обратной связи через вербальные и невербальные упражнения;

6. Проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных обстоятельствах во многих сферах социальной жизни;

7. Анализ различных ситуаций и обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;

8. Использование различных упражнений на развитие когнитивных структур и логики мышления;

9. Использование домашних заданий на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду и освоение ряда психотехнических приемов.

Принципы работы консультанта с подростками:

1) Принятие подростка таким, какой он есть;

2) Использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и выявление позитивных сторон личности подростка;

3) Работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;

4) Эталонное поведение (умение воспроизводить все игры, быть образцом мужского или женского пола);

5) Обязательно в конце занятия должно быть проведено обобщение всего происходящего на занятиях. Анализ должен делать не только подросток, но и консультант (на него ложится основная нагрузка, он обобщает);

6) Поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;

7) Использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.

ПОДРОСТКИ.

В подростковом возрасте дети обращаются самостоятельно на консультирование, либо же родители, но наравне. Т.к. психологическая помощь осуществляется по запросу подростка, то диагностика теряет свою значимость. Консультирование родителей подростка тоже имеет большое знание, т.к. проблемы связаны с отделением ребенка от семьи и развитие самостоятельности подростка.

Особенности подросткового возраста при определении проблемных областей:

1. Повышенная агрессивность;

2. Приоритет мнения сверстников;

3. Вредные привычки;

4. Существенная динамика в развитии самосознания:

Агрессивность;

Тревожность;

Трудность в общении;

Суицидальные наклонности;

Признание их внешности и самого факта взросления (особое значении придают внешности, снижается самоуважение к себе);

Сравнивают себя с другими.

Искажение или депривация одного или нескольких звеньев самосознания, что может привести к суицидальному поведению. Значимыми становятся факты взросления и изменения внешности подростка. Все внешние недостатки видят окружающие люди, и это негативно влияет на подростка. Происходит снижение самоуважения, сравнение себя с другими, фрагментарное представление о себе. Притязание на телесное представление тесно связано с сексуальным представлением о себе.

С возрастом это проходит, подростки не видят уже отдельные элементы своей внешности, а полную картину своей внешности. Но есть такие подростки, которые оставляют фрагментарное восприятие себя, что необходимо учитывать - актуализируется сексуальность.

5. Факт собственного взросления.

Подростки доказывают всем факт своего взросления, они ориентированы на активное отстаивание своих прав. Доказывают это родителям, близким и самому себе. С одной стороны они отстаивают свои права, а с другой они боятся их использовать. У них появляется внутренний страх. Много прав – много обязанностей, но обязанности выполнять подростки не хотят. В целях полноценного развития подростки должны иметь право на наличие своего личностного пространства. Своё пространство подростки помечают (плакаты, определённая обстановка в комнате и т.д.). может быть депривация прав подростка путём лишения его личного пространства, постоянный контроль за состоянием комнаты подростка, контроль за порядком в комнате.

В процессе консультации необходимо доносить до родителей, что подросткам реально необходимо свое пространство.

Если подростки не метят свою территорию, то можно предположить, что в семье происходит депривация прав подростка.

Обособленность и желание уединится от родителей – это норма. Родителям надо помочь принять эту мысль и не держать подростка на привязи, а дать свободу деятельности.

6. Меняется отношение к запретам.

Запреты игнорируются и скорее наоборот, нарушаются специально. Это следствие чувства взросления. По мнению подростка, следовать запретам – это значит быть маленьким, а нарушать их – это значит быть взрослым.

Важно консультанту избегать родительской лексики (глаголов «должен» и глаголов повелительного наклонения).

Консультирование подростков основываются на применении методов разговор и беседа. Игра не занимает ведущего места, т.к. это уже подростки, а не младшие школьники. При этом особое значение приобретают такие аспекты взаимоотношения по К. Рождерсу с подростком, как полное принятие, умение консультанта проявлять эмпатию и быть с ним конгруэнтным - и все это по отношению к подростку. Подростки очень хорошо чувствуют фальшь. Естественная реакция на это – агрессия и защита.

Консультирование подростков осуществляется по общепринятой схеме:

1. Установление контакта с подростком;

3. Диагностическая беседа;

4. Интерпретация (словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных трудностях подростках);

5. Реоринтация - совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта с подростком. С помощью вербальных и невербальных средств. Представляет некоторые трудности для некоторых консультантов. Здесь нельзя спешить. Необходимо максимально потратить время для установления контакта.

Запрос подростка. Необходимо дать возможность подростку самостоятельно описать свою проблему, самому составить запрос. Можно ему в этом помочь с помощью вопросов и наводящих фраз. Наблюдается затруднение вербализации у подростков. Подростки часто высказывают желанные представления о себе.

Диагностическая беседа. Для эффективности беседу можно проводить с применением проективных методик (рисунок семьи, несуществующее животное, придумать сказку по данному началу, ранние воспоминания). Цель – определение проблемы и необходимо найти причину трудностей подростка.

Интерпретация. После беседы. Самый трудный этап, т.к. требует от консультанта предоставить гипотезу так, чтобы её мог понять подросток. Безопасным для ребенка будет не прямое сообщение гипотезы, а косвенное (например, с помощью метода «анализ чужих проблем»). Это позволяет консультанту опереться на активность подростка, а подростку самому определить проблему и глубину её.

Реоринтация. Предлагается, прежде всего, не способ выхода из ситуации, а находится направление, конструктивное русло обучающего воздействия (методика «Кот в сапогах»: вспоминается сказка и затем предлагается ряд вопросов типа, как можно взглянуть на эту проблему, как найти пользу и т.д.). Можно использовать так же ролевые игры (проиграть новый способ действования во время консультирования). Очень важно научить подростка способам релаксации. Можно предложить выполнить тесты, которые он сам же и проверит (дать ключ), чтобы он сам посмотрел и исправил свои ошибки. Искренность консультанта с подростком.

Консультирование родителей подростков. Консультант не должен всё полностью рассказывать родителям о работе с подростком. В присутствии одного из родителей ребенок подросткового возраста может не все сказать. А если родитель пришел один, то им очень аккуратно необходимо сообщать информацию об их ребенке (принцип конфиденциальности). На провокации не поддаваться, можно провести просвещение о ребенке, но лишь, в общем, дать рекомендации, как себя вести с подростком.

2.2.1. Индивидуальное консультирование подростков

Индивидуальная помощь подростку, как правило, осуществляется
в форме психологического консультирования по его собственному запросу. Особую значимость приобретает консультирование родителей, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней. Рекомендации даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно диалог служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

    Установление контакта с подростком.

    Запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений
    в себе, конкретных людях, ситуации.

    Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.

    Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.

    Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Коротко коснемся специфики каждого этапа.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова).

Диагностическая беседа с подростком. Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности клиента ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос .
В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения
о предшествующем ходе развития подростка). Более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют эффективнее разговорить подростка.

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное - с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку - сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Эриксон Э., 2000), т. е. создание условий,
в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы.

Итак, рассмотрена общая схема индивидуального психологического консультирования подростков. Важно помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту клиента и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и ребенком.

2.2.2. Кризисное консультирование

Сильные стрессовые факторы часто могут являться следствием кризисных состояний личности.

Кризис - это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичны для каждого человека. Это значит, что серьезное событие в жизни может не вызвать сильной реакции, а незначительное может активизировать развитие выраженных негативных реакций (по типу «последней капли»).

Поэтому при работе с кризисными состояниями консультанту важно избегать преждевременных оценок причины кризиса. Следует обращать внимание на истинную причину и отличать ее от провоцирующего фактора. Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из сложившейся ситуации, появляется так называемое «туннельное видение» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).
В процессе консультативных встреч для клиента важно расширить границы осознаваемого, это позволяет увидеть возможные позитивные выходы. Работать с чувствами при кризисе так же важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом.

Наиболее эффективен при работе с кризисом метод кризисной интервенции. Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. При этом одним из важнейших принципов кризисной интервенции является то, что консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

В кризисе не нужно решать старые проблемы, так как в этом состоянии у клиента нет сил справиться с ними. Важно идентифицировать проблемы прошлого, отделить их от текущих событий, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме (Емельянова Е. В., 2004).

Этапы кризисной интервенции

    Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне:

    идентифицируйте чувства клиента;

    признавайте его право на эти чувства;

    подтвердите ему, что вы поняли его чувства и признаете за ним право чувствовать именно так;

    старайтесь использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражаете чувства клиента, оставляя ему возможность поправить вас, если вы не точны.

    Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе:

    изучите актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства;

    определите, какое событие или переживание побудило клиента обратиться к вам именно сегодня;

    определите провоцирующее событие;

    исследуйте, только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже;

    старайтесь задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания; закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет» или ответ-выбор из предложенных альтернатив принудят вас говорить по времени больше, чем клиент; может быть это даст вам большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит «вентилировать» его чувства;

    поощряйте вашего клиента высказываться конкретно; если он прибегает к общим фразам, задавайте уточняющие вопросы;

    выясните, как долго существует проблема;

    каковы условия, в которых она созревала.

    Формулирование проблемы:

    суммируйте полученную информацию; сформулируйте проблему
    в таком виде, с которым ваш собеседник будет согласен;

    иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов; иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие; к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые;

    выделите в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения;

    в согласии с клиентом выберите последовательность проработки отдельных аспектов проблемы - предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха;

    Исследование возможностей:

    выясните, были ли раньше аналогичные ситуации;

    спросите клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации;

    выясните, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента;

    выясните, обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации, и каковы его идеи на этот счет;

    выясните, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам и что из этого получилось.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

    Альтернативы :

    если клиент высказывает нереалистические цели, докажите это
    и стимулируйте клиента отказаться от них;

    остановите стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

    остановите клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения - это тоже решение.

    существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае вы можете переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую;

    объясните следствия действий клиента, которым вы выдвигаете альтернативы.

    Контракт:

    согласуйте с клиентом план его действий;

    проясните ответственность клиента за его действия;

    определите способность клиента действовать по плану;

    спросите, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

    Заключительный этап:

    задача этапа - подвести к окончанию разговора. Заканчивать общение следует, если вы чувствуете, что завершен целый смысловой кусок;

    какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение
    не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер, отсутствует динамика процесса;

    завершая общение, следует подвести итоги.

2.2.3. Диалогический подход к психологическому консультированию подростков, имеющих психотравмирующий опыт

Важнейшее значение для психического развития в подростковом возрасте начинает приобретать диалог, включая и диалог внутренний. Внутренний диалог предполагает усмотрение и выявление внутренних противоречий между собственными мыслями и поступками, между действиями желаемыми и реально совершаемыми и т. д. Наличие внутреннего диалога означает, что одна из существенных характеристик личностного развития - «несовпадение с самим собой» (Бахтин М. М., 1979) - начинает рационально осознаваться подростком. Этот диалог приобретает различные формы, многократно расщепляется и разветвляется, порождая целый внутренний мир сознания подростка, содержащий острые противоречия как с самим собой, так и с окружающим миром. Эта внутренняя «неравновесность», противоречивость, когда подросток одновременно верит
в себя и сомневается в себе, является фактором личностного развития подростка, но она также может являться причиной резких отклонений
в этом развитии, акцентуаций характера (Барцалкина В. Н., 1987). В частности, одним из таких противоречий может оказаться противоречие между «Я-наличным» и «Я-идеальным».

Отсутствие диалогических отношений внутри собственного «Я» может привести к тому, что человек прочно усваивает свое обобщенное мнение о себе, «сливается» с ним, привыкает действовать в его рамках
и не стремится (а может и сопротивляться) обновлять его даже в тех случаях, когда обстоятельства явно наталкивают на то, чтобы внести в понимание себя какие-то коррективы. В этом случае не происходит даже осознания противоречия между «Я-наличным» и «Я-идеальным» (содержательную характеристику последнего составляют оценки субъекта другими лицами).

Таким образом, внутренний диалог в подростковом возрасте становится одним из важнейших факторов личностного развития. Собственное бытие становится проблемой, требующей размышления и анализа.

Внутренний диалог предполагает также способность встать по отношению к самому себе в позицию «другого», способность взглянуть на себя глазами «другого», т. е. эту способность можно понять как навык внутреннего обращения к самому себе, когда происходит выход за пределы собственного «Я» и реализация в себе другого «Я» по отношению к самому себе: к свом поступкам, намерениям, чувствам, мыслям и т. д., которые становятся объектами собственного сознания. В контакте, в диалоге с этим другим «Я» происходит внутреннее самоопределение личности,
т. е. другое «Я» становится необходимым моментом в развитии собственного «Я» (Барцалкина В. Н., 1987).

Исследования показывают, что достаточно эффективным подходом
к консультированию является диалогический подход. Именно он позволяет восстановить контакт с собой, найти здоровую составляющую личности и в безопасных для личности условиях, в рамках консультативного контакта, осуществить внешний диалог. Преимущество диалогического метода анализа внутренних переживаний в том, что он позволяет исследовать бессознательное (Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С., 1997), проанализировать внутриличностные процессы.

Это особенно важно потому, что одним из наиболее явных признаков травматического стресса является диссоциации (Тарабрина Н. В., 2001),
т. е. такой защитный механизм, в результате которого происходит отделение от части личности травмирующих, «не переработанных» переживаний. Отторгнутые события и переживания могут способствовать развитию травмированной личности (Черепанова Е. М., 1997) или представлять собой субличности, зачастую также травмированные (Ассаджоли Р., 1969).

В естественных условиях внутренний диалог происходит в свернутой форме, психологическое консультирование позволяет развернуть внутренний диалог, «оживить внутренних собеседников» и через налаживание взаимодействия между ними сгладить внутриличностные конфликты. Таким образом, эта работа направлена на развитие внутренней диалогичности, принятие себя, своих переживаний, своей личности. Возможности применения данного подхода достаточно широки и допускают использование разнообразных методов психологического воздействия. Работа
в диалогическом подходе предполагает использование различных терапевтических и коррекционных методов, таких как сказкотерапия, психосинтез, арт-терапия, активное воображение и др.

Психологическое консультирование - во многом процесс спонтанный, не предполагающий жестких схем. Можно выделить лишь примерные этапы, характеризующие динамику изменений в эмоциональном состоянии подростка под влиянием консультативных сессий. На начальных этапах работы происходит выявление и анализ психотравмирующих переживаний с помощью специальных психотехник и организации диалогического контакта. Эмоциональное состояние подростка в этот период часто характеризуется наличием негативных состояний (раздражительность, гнев, обида, вина и др.), ярким проявлением психологических защит. Диалога
с собой на этом этапе еще нет. Признания подростком факта наличия психотравмирующих переживаний вызывает отреагирование чувств (слезы, агрессия, аутоагрессия и др.), что позволяет признать необходимость личностных изменений и начать восстановление контакта с собственными чувствами. Это и есть первая попытка наладить внутренний диалог, принять себя. С этого момента начинается работа над собственной личностью, «отработка» внутриличностных конфликтов, что является основой становления внутренней диалогичности.

Вопросы для самоконтроля

    Дайте определение понятию «психологическое консультирование».

    В чем особенности консультирования подростков?

    Опишите общую схему консультирования.

    Охарактеризуйте каждый этап консультирования.

    Дайте определение понятию «кризис».

    В чем особенности работы с клиентом в кризисном состоянии?

    В чем особенности метода кризисной интервенции?

    Охарактеризуйте этапы кризисной интервенции.

    Какова роль диалога в развитии подростка?

    Перечислите виды диалога.

    К каким последствиям приводит нарушение внутренней диалогичности?

    Что собой представляет диалогический подход к консультированию?

    В чем особенности диалогического подхода к консультированию подростков с психотравмирующим опытом?

    Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

    Барцалкина, В. Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. Н. Барцалкина // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева. - М. : изд-во АПН СССР, 1987. - С. 133-139.

    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 482 с.

    Assagiolli, R. Psychosynthesis / R. Assagiolli. - New York: Viking, 1965. - Р. 162.

    Соколова, Е. Т. К обоснованию метода диалогического анализа случая /
    Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 61-76.

    Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

2.3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт

Этот раздел пособия посвящен описанию авторских психологических программ, направленных на коррекцию негативных психоэмоциональных состояний, возникающих как следствие переживания психотравмирующих событий прошлого. Представленные психологические программы нацелены на помощь ребенку или подростку в совладании с травмой.
В основном описываются особенности использования групповой формы работы, но отдельно взятые упражнения могут быть полезны в проработке психотравмирующего опыта при построении индивидуальной работы
с клиентом.

Описанные методы психологической помощи детям и подросткам - арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, метод активного воображения, сочинение историй и др. - обращаются к бессознательному клиента, позволяют проанализировать внутриличностные процессы, что особенно важно при работе с диссоциациями - прямым следствием травматического стресса. Данные методы позволяют реализовать диалогический подход к оказанию психологической помощи психотравмированной личности - понять и принять себя и свои переживания через развитие внутренней диалогичности.

Предложенные психологические программы имеют методические рекомендации по применению описанных в них методов и предназначены для практикующих психологов. Они дают специалистам возможность широкого выбора наиболее оптимальных средств оказания психологической помощи психотравмированному ребенку.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ... : Методическое пособие ./ ...
  • Разработчик программы: Педагог дополнительного образования Кушнер М. Н

    Пояснительная записка

    ... Методическое пособие ) М.: Классике Стиль, 2004. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду. Психология ... Специальная дошкольная педагогика: Учебно -методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов ...

  • Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

    Памятка

    ... пособие . - М., 2000. Балашов ... практика . ... Психология и педагогика в вопросах и ответах.: Учеб. пособ .-Ростов н/Д: Феникс,1999.-576с. Учебно -исследовательская работа студентов . Методическое пособие ... Пособие для студентов геогр. специальностей ... психологический ...

  • Новые поступления из эбс «айбукс»

    Документ

    ... для вузов / Л. Е. Балашов . ... туры: учебно -методическое пособие для студентов вузов / ... психологической науки и практики . . 683. 88.2 П 86 Психология состояний [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности ...

  • Основными причинами начала курения многие подростки считают: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снятие стрессов и решение всех важных жизненных проблем. Неправильное представление подростков о последствиях курения для здоровья может быть конкретно изменено путем улучшения их образования и просвещения их родителей. Наибольший риск приобщения к курению имеют подростки в курящих семьях, в неполных семьях и при неблагоприятных социально-бытовых условиях.

    Для эффективного проведения консультирования необходимо установить доверительные, заботливые и открытые отношения, как с подростками, так и с их родителями. Беседа с подростком должна проходить без присутствия родителей и важным является сохранение конфиденциальности. Лучше задавать открытые вопросы, которые помогут подростку осознать свои проблемы и принять на себя ответственность за свое поведение. Очень важными являются знания о жизни семьи, ее традициях, ее особенностях, а так же о курении самих родителей и других членов семьи. Если родители или другие члены семьи курят и не желают отказываться от своих привычек, то даже и в этом случае, они должны занять непримиримую позицию в отношении курения их ребенка. Несмотря ни на что, подросток все же прислушивается к мнению родителей, поэтому такая запретительная позиция родителей будет полезной. Очень важным является формирование в семье установок на здоровый образ жизни, на понимание ценности и значимости здоровья.

    Цели и задачи консультирования курящих и некурящих подростков существенно отличаются: некурящим подросткам достаточно дать информацию о влиянии курения на организм человека, о заболеваниях, связанных с курением, о влиянии курения на потомство и о пассивном курении. Подросткам, которые уже курят ежедневно, необходимо познакомить с методами и средствами отказа от курения и, если подросток готов к изменению своего поведения, разработать с ним вместе конкретный план мероприятий по отказу от курения. Необходимо настроить подростка на то, что отказ от курения - это длительный и сложный процесс изменения поведения, состоящий из трех основных стадий: подготовительная, отказ от курения и сохранение достигнутых результатов.

    Особое внимание необходимо уделить тем подросткам, которые только начали свои «эксперименты» с сигаретами. Курение у них носит эпизодический характер, и еще не сформировалось ни физической, ни психической зависимости от никотина. Необходимо выяснить основные мотивы курения, дать правдивую информацию о влиянии курения на организм, рассказать, что никотин –это наркотическое вещество, вызывающее зависимость, взвесить все «за» и «против» курения и побудить его отказаться от курения. Полезно обсудить вопрос о том, чем и как подросток сможет заменить сигарету. Научить его справляться со стрессами и неприятностями без сигареты, овладеть такой простой методикой, как «заесть», «заспать», «заговорить» свои проблемы. Необходимо помочь найти некурящих друзей, заняться спортом или обрести хобби. Подростков важно информировать об отрицательном влиянии никотина на репродуктивную функцию.

    Всем подросткам полезно сказать о том, что гораздо легче отказаться от первой сигареты, чем потом лечиться от никотиновой зависимости. Необходимо научить подростков сказать «НЕТ» первой сигарете. Подробнее о физиологических реакциях организма на курение и о программе отказа от курения можно смотреть . А ещё можно впечатлиться фильмом "Кошачий глаз" (по рассказам Стивена Кинга) - авторами предложен потрясающий по эффективности способ отказа от курения (в реальной жизни такое, правда, вряд ли возможно).

    Основные направления консультирования подростков по вопросам профилактики травматизма

    При консультировании подростков по вопросам безопасности и профилактики повреждений важно ненавязчиво вызвать интерес к этим вопросам, избегать менторских интонаций, утверждений заведомо запретительного характера. Необходимо подвести подростков к пониманию того, как, например, и почему случаются пожары, к чему может привести игра с огнем, взрывоопасными веществами, поощрять осторожное и разумное отношение ко всему, что связано с возможной опасностью повреждения. Особенно тщательного консультирования требуют мальчики, как группа высокого риска. Важно побудить саморазвитие подростков по вопросам безопасности жизнедеятельности с привлечением друзей и близких.

    Родители должны хорошо знать и поощрять соблюдение правил поведения на дороге, на воде, при обращении с огнем. Информируя о риске утопления, подросткам необходимо подчеркнуть опасность приема наркотиков и алкоголя во время купания, дайвинга и т.д. Подростков надо познакомить с навыками оказания первой помощи и навыками поведения в экстренных ситуациях.

    Необходимо уделить внимание следующим аспектам безопасности:
    1. Безопасность на транспорте: ремни безопасности и защитные шлемы, недопустимость употребления алкоголя при управлении транспортным средством, защитная экипировка при езде на роликовых коньках и скейтбордах.

    2. Безопасность на воде при плавании и катании на лодках.

    3. Безопасность при занятиях спортом: врачебный контроль и защитная экипировка. Задача врачей и тренеров состоит в раннем распознавании и профилактике спортивного травматизма и физической перегрузки у подростков (тендиниты, остеохондропатии, переломы костей и пр.). Подростки, родители и тренеры должны быть знакомы со стратегией профилактики теплового удара.

    4. Безопасность при общении с огнем, включая пиротехнические устройства (часто используемые современными подростками при разного рода "фестах").

    Консультирование по вопросам профилактики насилия

    Нестабильные условия жизни, дезадаптация семьи, разрушения традиций семейного воспитания «выталкивает» на улицу все больше детей. Бессодержательное времяпрепровождение, конфликты в семье, незащищенности детей от неблагоприятных социальных воздействий способствует формированию и закреплению негативных черт личности, ведут к возникновению депрессивных состояний, тревоги, неуверенности в себе, снижают способность к сопротивлению психологической травме, увеличивают вероятность аутоагрессивных форм поведения, жестокости по отношению к окружающим.

    Необходимо обсудить с подростками типологию ситуаций, угрожающих возникновением насилия . Необходимость данной работы обусловлена неполными представлениями подростков о ситуациях, которые можно отнести к насильственным. Профилактика насилия должна проводиться постоянно. Если родители подозревают насилие в школе, необходимо незамедлительно вмешаться до того, как ситуация полностью выйдет из-под контроля.

    Важно провести анализ индивидуальных перенесенных ситуаций насилия и способов их преодоления и профилактики, выработки универсальных индивидуальных методов профилактики насилия. Реакция подростка на ситуацию насилия и последующее ее переживание во многом зависит от уровня его самооценки, способности уважать и ценить себя. Поэтому особенно важны усилия, направленные на повышение и стабилизацию адекватной самооценки.

    Целесообразно развитие наиболее адаптивных навыков поведения (кооперации, сотрудничества и компромисса), выработка навыков конструктивного поведения внутри ситуации насилия: правила ведения переговоров, правила конструктивного спора. Полезно поговорить с подростками о путях решения конфликтов без применения оружия и насилия, риске огнестрельных ранений вне дома, вместах, которые они посещают.

    Родители должны строго соблюдать правила хранения огнестрельного оружия дома: в разряженном состоянии, под замком, патроны - отдельно от оружия. Важно предупредить родителей об особой осторожности в разрешении подросткам заниматься стрельбой. Подростки не всегда следуют правилам. Более того, оружие их привлекает, как символ силы. Поэтому огнестрельное оружие должно быть недоступно подросткам. Если в доме есть подросток, наличие оружия составляет реальную опасность для семьи. Огнестрельное оружие должно храниться в разряженном состоянии, под замком. Важно исключить возможность доступа подростков к оружию. Самое безопасное - отказаться от оружия дома.

    Подростки должны быть информированы о существовании молодежных центров, центров психологической помощи, «телефона доверия», кризисных центров , в которые они могут обратиться.

    Консультирование в связи с опасным половым поведением

    Консультирование подростков с опасным половым поведением должно быть напрямую направлено на изменение поведения, которое приводит их к риску. Подростки должны быть информированы о риске возникновения ВИЧ и других ИППП (инфекций, передающихся половым путём) таким образом, что бы они могли выбирать: остановиться или изменить свое сексуальное поведение, использовать презервативы и вести безопасную половую жизнь. Подростков с уже имеющимися заболеваниями, в особенности с заболеваниями, вызывающими изъязвления, такими как простой герпес или сифилис, необходимо информировать о близости между этими заболеваниями и ВИЧ-инфицированием.

    Необходимо объяснять подросткам, что воздержание от сексуальных контактов - самый эффективный способ избежать нежелательной беременности и ИППП (включая ВИЧ). С целью профилактики инфекций, передающихся половым путем (включая ВИЧ), медицинские работники должны не только объяснять механизмы передачи, симптомы заболевания, но и помочь осознать подросткам, ведущим активную половую жизнь, как снизить риск возникновения этих заболеваний. Следует не только говорить об использовании презерватива (и обучать, как правильно их использовать), но и советовать воздерживаться от половых контактов. Врачи должны обеспечивать подростков с ИППП и ВИЧ-инфекцией информацией о том, что больной должен рассказывать о своем заболевании своему сексуальному партнеру. Подростки должны быть информированы об ответственности за заражение своих половых партнеров. Необходимо разъяснить правила поведения в быту, обеспечивающие безопасность для окружающих.

    Также при консультировании подростков необходимо выявлять: уровень информированности о причинах возникновения, жалобах, симптомах ИППП; знают ли они какие заболевания в настоящее время относятся к данной группе. Не менее важно выяснять, знает ли подросток, куда можно обратиться за помощью при появлении симптомов. Важным разделом консультирования должна стать психологическая и социальная поддержка больных. Детальное информирование о состоянии здоровья уменьшает тревожность и депрессию как подростков, так и их родителей. Подростки должны знать, что все ИППП, кроме СПИДа, излечимы, если правильно поставлен диагноз, а лечение начато своевременно и доведено до конца. Но если заболевший не лечится, то развиваются трудноизлечимые осложнения.

    В беседе с подростками важно убеждать их отсрочить раннее начало половой жизни . Врачи должны быть внимательны к темам, связанными с подростковой сексуальностью и быть готовыми деликатно расспрашивать о половой жизни у всех своих пациентов-подростков. Консультанту важно помнить, что риск раннего начала половой жизни и незапланированной беременности во многом зависит от темпов полового и психосексуального созревания подростков и наиболее высок у девушек с ускоренным психосексуальным развитием.

    Медицинские работники должны быть уверены, что подростки, ведущие половую жизнь, имеют достаточно знаний о методах контрацепции и допускают их использование. Если половые контакты подростка являются эпизодическими, то для предотвращения нежелательной беременности следует рекомендовать презерватив. В случае разрыва презерватива или незащищенном сексе следует настоять на применении экстренной посткоитальной контрацепции. Для подростков, ведущих регулярную половую жизнь, предпочтительны комбинированные оральные контрацептивы. Их выбор должен быть основан на данных здоровья и гормонального фенотипа девушки.

    При консультировании беременных подростков, врач в первую очередь должен выяснить вопросы, касающиеся половой жизни – о сексуальной активности, методах контрацепции, которые использовались ранее и в настоящее время; чем закончилась последняя нежелательная беременность. Во время, когда девушка ожидает результатов теста на беременность, у консультанта есть возможность обсудить ее чувства и ожидания по поводу ее возможной беременности. Врач должен сообщить девушке-подростку о результатах теста на беременность конфиденциально. Консультанты должны оказывать полную медицинскую и психосоциальную поддержку всем беременным подросткам. Реакция на диагноз беременности может быть разнообразной. Одни подростки могут быть довольны своим диагнозом; в то время как другие огорчены или находиться в замешательстве. Некоторые из них, возможно уже обсуждали возможный исход беременности со своими родителями или партнерами и педиатрам нужно быть очень внимательными к семейным, социальным и культурным особенностям, которые могут повлиять на девушку при принятии решения об исходе беременности.

    Нужно способствовать тому, чтобы девушки рассказывали о беременности родителям, которые могли бы помочь принять решение. Поэтому консультанты должны объяснять, как может быть полезно вовлечение родителей в процесс обдумывания, и что они могут поддержать их в этой ситуации. Если родительская поддержка не возможна, девушкам нужно советовать найти человека, которому они могли бы довериться и обсудить ситуацию. Это может быть кто-то из родственников, учитель, социальный работник или священник. Это крайне важно для подростков от 12 до15 лет. Получить квалифицированную помощь по вопросам контрацепции можно на Молодёжном информационно-консультативном портале .

    Обобщая все вышесказанное, можно предположить, что профилактика рискованных форм поведения будет эффективна, когда у подростка будет: 1. Информация. 2. Мотивация. 3. Необходимые поведенческие навыки.

    Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

    В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи:

    1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи;

    2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте (положительном или отрицательном), который подросток вынес, общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности.

    Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации:

    1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице;

    2) взаимоотношения в семье;

    3) сексуальное насилие;

    4) тревога по поводу значимых людей;

    5) беременность;

    6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п.

    Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств.

    Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния.

    Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростками целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности. Ребенка не следует перегружать вопросами.

    Коммуникативные умения подростка:

    · подросток умеет принимать знаки внимания, но не умеет их оказывать(не ждите благодарности за консультацию).

    · подросток принимает критику, если она справедлива.

    · подросток не умеет выбрать адекватную реакцию на несправедливую критику; в таких ситуациях демонстрирует провокационное поведение

    · у подростков существует негласный запрет на моральную поддержку, проявление искренних чувств, но они готовы оказать действенную помощь

    · говорить о своих переживаниях для подростка равнозначно проявлению слабости.

    Для выбора поведения в кризисной ситуации для подростка характерны варианты или зависимого поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение. Консультанту нужно помнить, что для современного подростка такие ценности взрослых, сформированных в другую эпоху, как активная жизнь, творчество, познание, профессиональное становление, будущее после школы, не являются актуальными для их переживаний и вызывают всплеск личностной тревоги. Высшие рейтинги в ценностях подростков занимают «материальная обеспеченность», «счастливая семейная жизнь», дружбы, уверенность в себе, любовь.

    Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.

    1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.

    2. Оформлен ли юридический развод. Как давно.

    3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми.

    4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение.

    5. Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу.

    6. Какая существует объяснительная схема развода

    Помните: эмоциональный фон развода создает женщина.

    1.Что знает о разводе.

    2.Говорили ли ему причины и какие, если говорили. Как сейчас характеризует ребенка. Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя.

    3.Что изменилось в жизни ребенка.

    4. Как складывается общение родителей и ребенка

    Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками

    1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.

    2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений.

    3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод).

    4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания.

    5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка.

    6. Выделить из них деструктивные ожидания.

    7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей, относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п.

    8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка.

    Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

    · установление контакта с подростком;

    · запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

    · диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

    · интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

    · реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

    Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова). Этот этап может представлять некоторые трудности для начинающего консультанта, который часто стремится установить контакт как можно скорее. В этом случает он нередко прибегает к заигрыванию с подростком, активно старается ему понравиться («Ах, как я рада тебя видеть»), нарушает его индивидуальное пространство.

    Диагностическая беседа с подростком. На наш взгляд, более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка.

    Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому, на наш взгляд, здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Затем предлагает ему отрывки из протоколов бесед с несколькими подростками, просит сначала сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать, может быть, они несколько похожи на его собственные. Естественно, что отрывки из протоколов подбираются консультантом заранее. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

    Этап реориентации предполагает прежде всего не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Можно подойти к этому с помощью методики «Кот в сапогах».

    Подростку предлагается вспомнить сказку о коте в сапогах Она начинается с того, что умер мельник и оставил старшему сыну мельницу, среднему – осла, а младшему – кота. «Мало того, что пользы нет никакой мне от кота, да еще кормить его – только мешать он мне будет», – загрустил младший сын. Но потом оказалось, что именно бесполезный с первого взгляда кот помог младшему сыну стать счастливым: помог обрести любовь и успех.

    Кроме того, иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Э.Эриксон), т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Приведем пример из работы с Ириной, 12 лет, с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с той или иной проблемой дочери, а затем самим психологом. Девочка в роли мамы, естественно, жалуется на повышенный интерес дочери к мальчикам. Затем дома, в роли психолога, Ирина придумывает и записывает следующий рассказ.

    Моя дочь отдается всем ребятам из ее компании. Что мне делать? Она никого не хочет слушать, ничего не понимает. Помогите (обращается мать дочери).

    Все очень просто! Это непонимание бывает почти у каждой девушки-под ростка. Но со временем она понимает, что сеанс закончился. Но в то время, ког да она это поймет, будет уже поздно.

    Но все равно не стоит переходить на жесткие меры, это не поможет.

    Дело в том, что есть причина, по которой девушки неосмотрительно поступают. В компании каждый человек должен быть как все. Иначе тебе могут сказать: «Позор! Ты паинька и не крутая! Ты будешь исключена». Но потом ребята относятся к уступившей девушке, как к девушке легкого поведения. А девушки, которые воздержатся, обретут огромный успех.

    Поэтому заставьте ее образно представить себя в роли шелка, из которого еще ничего не сшили. Этот шелк – девушка, которая не позволяет парням слишком много. И вдруг девушка позволит парню то, что он хочет, – этот шелк покупают, носят на себе из этой ткани платье. Но в конце концов это платье стареет и переходит в тряпку. Ей вытирают стол, пол, окна. Пыль. А потом... ЕЕ выбрасывают на помойку! Вытирают весь дом шелком, как тряпкой, – это как будто ребята рекламируют, продают девушку. А выбросить потом на помойку – это значит найти ей замену, как старой игрушке.

    Между прочим, шелк – дорогая ткань. Пусть и девушки останутся такими же дорогими, чтобы каждая стала целью какого-нибудь мечтателя (отвечает психолог).

    Итак, мы рассмотрели основные этапы индивидуального психологического консультирования подростков, но необходимо помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый конкретный подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок