Шпаргалка: Воля и ее основные признаки. Теории воли

5.
Воля

Понятие о воле

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется.в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

  • а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
  • б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
  • в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
  • г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной

и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе . Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок

поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные . В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

  • а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
  • в) с выработкой волевых качеств личности;
  • г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать "нет" своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им "да" (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью "списывают" свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на "объективные условия" - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в

которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  • 1. Каковы понятия и основные признаки воли?
  • 2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.
  • 3. В чем заключается волевая регуляция поведения?
  • 4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?
  • 5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?
  • 6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли. Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком "+" избранный тобой один из трех ответов: "да", "не знаю (иногда)", "нет":
  • 1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?
  • 2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  • 3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту - в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?
  • 4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?
  • 5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
  • 6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  • 7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
  • 8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  • 9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
  • 10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?
  • 11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
  • 12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  • 13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?
  • 14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
  • 15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова "противной стороны"?
Варианты ответа Номер ответа Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Да
Нет
Не знаю, иногда

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной системе: "да" - 2 балла; "нет" - 0 баллов; "не знаю" - 1 балл.

  • 0 - 12 баллов . С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением "что мне, больше всех надо?.." Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что "переделать" в своем характере. Если удастся - от этого ты только выиграешь.
  • 13 - 21 балл . Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.
  • 22 - 30 баллов . С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. - М., 1983. - С. 454 - 465.
  2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979. - С. 67.
  3. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - С. 194, 204 - 213.
  4. Котыпло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971. - С. 11 - 51.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - С. 357 - 366.
  6. Общая психология. - М., 1986. - С. 385 - 400.
  7. Психологический словарь. - С. 53, 54.
  8. Психология. Словарь. - С. 62, 63.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - С. 182 - 211.
  10. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методика США). - С. 20 - 22.
  11. Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986. - С. 3 - 23.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с зарождением общества, трудовой деятельности.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые требуют волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от обстоятельств внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить четыре варианта проявления воли.

  • 1. В легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо).
  • 2. В трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека).

Рис. 4.6.

  • 3. В легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека необходимы волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, мучается при принятии решения, в нем происходит борьба мотивов и целей.
  • 4. В трудном внешнем мире, в условиях объективных помех и трудностей и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений при выборе решения и осуществлении действий. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется); ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать решения сам. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

  • 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
  • 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
  • 3) даже маленькому ребенку объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным действиям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые качества, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Понятие о воле
|Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения ^Деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и Внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и Психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в ре-зультате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции Понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.
Волевая, регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного рёжима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это- первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и Твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки ро собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д. 1. Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контрюля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравст-венных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него-в пределах его ограничений-зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский).
Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответстверюсти (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - не-совершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность се-мей, в которых они вырюсли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Каковы понятия и основные признаки воли?
Покажи значение воли в организации деятельности и общения.
В чем заключается волевая регуляция поведения?
Каковы перничные, вторичные и третичные волевые качества личности?
Считаешь ли ты себя волевым человеком?
Психология личности Общее и индивидуальное в психике человека 97
4 Психология и педагогика
6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли.
Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:
В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что нремя и обстоятельства позволяют ото- рнаться и потом снова вернуться к ней?
Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на де-журство в ныходной день)?
Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту - в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?
Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?
Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
Быстро ли ты отвечаешь на письма?
Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало Хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?
Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?
Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны» ? Варианты Номер ответа Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Да Нет Не знаю, иногда
ответа
Ключ к опроснику
Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «не знаю» - 1 балл.
0-12 баллов. С силой воли дела у тебя обстоят неважна Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает при-
чиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?-» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого ты только ныиграешь.
13-21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержиЩь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя ве возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь дрстичь в жизни большего, тренируй волю.
22-30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли-это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. - М., 1983. - С. 454-465.
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.- Челябинск, 1979. - С 67.
ГомезоМ. В., Д омашенко И. А. Атлас по психологии.-С. 194,204-213.
Котыпло В. К Разнитие волевого поведения у дошкольников.
Киев, 1971 -С. 11-51.
Немов Р. С. Психологив. Кв. 1. - С. 357-366.
Общая психология -М., 1986.-С. 385-400.
Психологический словарь. - С. 53,54.
Психология. Словарь. - С. 62,63
Рубинштейн С..Л Основы общей психологии. Т. 2. - С. 182-211.
Сборник тестов по отбору кандидатон при найме на работу (Методика США) - С. 20-22
Экспериментальные исследования волевой активности.
Рязань, 1986. - С. 3-23

Информационный блок. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главной функцией воли является: сознательная саморегуляция всех форм активности человека в затруднённых условиях его жизнедеятельности. С этой функцией связаны две другие функции воли: активизирующая (побудительная, стимулирующая) и тормозящая.

Специфической особенностью волевого побуждения является переживание состояния: «я – должен», вместо: «я – хочу».

Характерными особенностями волевого побуждения являются:

1. Сознательная целеустремлённость действий. Она проявляется в том, что человек сознательно тормозит или активирует свою активность для выполнения какой – либо деятельности, имеющей осознанную цель.

2. Взаимосвязь волевого поведения с необходимостью преодолевать препятствия как внутренние, так и внешние.

Внутренние субъективные препятствия обусловлены поведением человека, его личностными особенностями. Они могут быть вызваны:

· усталостью,

· страхом,

· стыдом,

· ложным самолюбием,

· стремлением действовать по шаблону и т.д.

Внешние препятствия – это различные объективно существующие предметы и условия жизнедеятельности человека.

Волевые действия различаются по своей сложности:

1. простые,

2. сложные.

В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации говорят о простом волевом акте .

Сложное волевое действие предполагает наличие между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев.

Волевой процесс протекает в несколько стадий:

1. Возникновение побуждения и постановка цели.

2. Обсуждение и борьба мотивов. Обсуждение может происходить как в общении с другими людьми, так и на уровне самосознания в виде мысленного диалога с самим собой.

3. Принятие решения. Здесь осуществляется выбор цели, в соответствии с ведущим мотивом.

4. Исполнение.

Побуждения подразделяются на:

1. Влечения,

2. Желания.

Влечение всегда смутно и неясно, человек осознаёт, что ему чего-то не хватает, или что-то нужно, но что именно он не понимает. Из-за своей неопределённости влечение не может перерасти в деятельность.

Желание – осознанное знание того, что человеку нужно, в чём существует потребность. Желание выступает в качестве осознанного побуждения к действию, при этом осознаются возможные пути и средства достижения цели. Исполнительный этап всегда связан с тем или иным временем, т.е. сроком, в течение которого должно быть выполнено принятое решение. Если исполнение решения отложено на длительный срок, то говорят о намерениях сделать что-либо. Что бы решение перешло в действие, человек должен сознательно приложить усилие для его исполнения. После совершения действия по выполнению принятого решения, производится оценка достигнутого результата. Она сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворения или не удовлетворения.

Воля характеризуется:

1. Силой проявления волевого усилия,

2. Целеустремлённостью.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта. Её величина зависит от того, какие препятствия преодолены при помощи волевого действия и какие результаты при этом получены.

Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на определённый результат деятельности.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с п реод оле нием внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Б°ля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетли во осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости. Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человека.



Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок