Военная педагогика как наука. Военная педагогика

“ Набранная и даже организованная масса – толпа, а не войско, если она не воспитана и не образована в военном отношении ”.

/ М. Бонч-Бруевич/

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием “педагогика” обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3. Школьная педагогика.

4. Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6. История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются этнопедагогика, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы и др.

Военная педагогика также является самостоятельной отраслью отечественной педагогической науки. Военная педагогика - это наука о воспитании, обучении, развитии и психологической подготовке военнослужащих, о подготовке подразделений и частей (кораблей) к успешным действиям по вооруженной защите Отечества в условиях современной войны.

Зарождение и развитие военно-педагогической мысли в России тесно связаны с борьбой народов нашей Родины против многочисленных иноземных захватчиков. История подготовки молодежи к выполнению воинского долга уходит в глубь веков. Однако заметное развитие военной педагогики начинается лишь с периода создания регулярных войск - армии и флота в эпоху Петра 1.

Уже тогда, предметом военной педагогики становится обучение солдат и матросов тому, что необходимо на поле брани, воспитание у них честности, верности, храбрости, стойкости и дисциплинированности1.

Предметом современной военной педагогики является изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности вооруженного защитника Родины и разработка на этой основе теории и методики организации военно-педагогического процесса в части (на корабле).

В условиях реформирования Вооруженных Сил, военная педагогика призвана исследовать и раскрыть сущность и закономерности военно-педагогического процесса, основные его противоречия и пути их разрешения.

На основе выявленных закономерностей военно-педагогического процесса, его основных противоречий, военная педагогика разрабатывает принципы обучения и воспитания военнослужащих, определяет педагогические условия их эффективного применения.

В условиях перехода на качественные параметры военного строительства и подготовки войск, одной из важных задач военной педагогики является совершенствование существующих и разработка новых форм и методов обучения и воспитания, базирующихся на последних достижениях отечественной и мировой педагогики.

Особенности сложившейся социально-экономической ситуации в обществе и армии, требования современной войны определяют такую важную задачу военной педагогики, как всесторонняя разработка путей и средств формирования у личного состава качеств гражданина - патриота, высоких морально-психологических качеств, готовности с оружием в руках противостоять сильному, технически оснащенному противнику.

Коллективный характер воинского труда, эксплуатации и обслуживания боевой техники и оружия предъявляет сегодня особые требования к воинскому коллективу. Исходя из этого, военная педагогика призвана всесторонне исследовать пути создания и укрепления воинских коллективов в условиях их формирования как по призыву, так и по контракту, обосновывать условия и факторы, способствующие возрастанию их воспитательной роли.

Из этого далеко не полного перечня основных задач, которые разрабатываются и исследуются военной педагогикой, видно, что она имеет большое и теоретическое и практическое значение в деле подготовки личного состава к ведению боевых действий в условиях современной войны и решения вопросов поддержания постоянной боевой готовности войск на этапе их реформирования.

Решая присущие ей задачи, военная педагогика эффективно применяет методы исследования присущие педагогической науке. Под методами исследования понимаются способы познания педагогических процессов и явлений. От постоянного их обогащения и совершенствования во многом зависит развитие педагогической науки.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение документов и результатов деятельности; педагогический эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта; Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок); методы математической статистики; Теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение заключается в целеустремленном и планомерном восприятии и осмыслении военным педагогом происходящих явлений и событий. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. Результаты наблюдений за действиями и поступками воинов, динамикой их развития, технологией применения различных средств педагогического воздействия, их результатами позволяют педагогу изучать особенности формирования различных качеств у воинов, эффективность тех или иных способов и приемов воспитательных воздействий.

Исследовательская беседа как метод отличается от всякой другой беседы своей целенаправленностью. Она проводится путем постановки определенных вопросов перед конкретными людьми для изучения интересующих исследователя сторон обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет устанавливать личный контакт с людьми, являющимися объектами исследования. Он помогает выяснить нужные данные, оперативно уточнять и ставить дополнительные вопросы, возникающие в ходе беседы. Успех беседы во многом зависит от такта ведущего беседу. Важно создать непринужденную обстановку, придать беседе тон взаимного обмена мнениями. С помощью данного метода исследователь глубоко проникает в сущность и причинно-следственную связь очень многих педагогических явлений.

Изучение документов и результатов деятельности. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение документации ведущейся в подразделении (журналы боевой и общественно-государственной подготовки; книги нарядов, увольняемых и больных; служебные карточки и др.). Их изучение позволяет выявить уровень знаний, навыков и умений, а также сформированность некоторых свойств и качеств личности воина, сделать выводы об эффективности применяемых форм и методов обучения и воспитания. Качество и эффективность результатов практической деятельности обучаемых и воспитуемых дают возможность судить о многих сторонах военно-педагогического процесса, о его планомерности, систематичности организованности и воспитательной направленности. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов обучения и воспитания военнослужащих в подразделении (части).

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности командиров и подчиненных с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находит свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно преобразующий (формирующий) и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в учебно-воспитательной практике офицерского состава конкретного подразделения (части) по какой-либо проблеме. Обратимся к примеру. Если изучается вопрос профессиональной подготовки младших командиров как руководителей учебных мест на занятиях по огневой подготовке, то прежде всего нужно установить, в какой степени они готовы к проведению занятий в теоретическом и методическом плане. Для этого и необходимо провести констатирующий эксперимент. Он осуществляется с помощью различных методик, в частности, наблюдение за учебным процессом, проведение опросов и бесед, проведение контрольных занятий с младшими командирами и их обучаемыми и т.п. В итоге исследователь констатирует достигнутый уровень подготовки сержантов как руководителей занятий, выявляет ряд недочетов в их профессиональной подготовке, разрабатывает предполагаемые условия для устранения недостатков и повышения профессионализма младших командиров.

В последующем исследователь приступает к подготовке и проведению формирующего эксперимента. Сущность его заключается в том, что экспериментатор разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные организационные и методические меры по решению исследуемой проблемы. Если взять приведенный выше пример, то исследователь предусматривает те конкретные меры, которые бы содействовали на практике преодолению недостатков в работе по профессиональной подготовке младших командиров. Другими словами, исследователь создает новую педагогическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы о методике организации этой работы в подразделении (части).

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанных практических рекомендаций в массовой военно-педагогической практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в педагогической практике офицеров других частей и подразделений. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Изучение и обобщение передового военно-педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших подразделений (частей) и офицеров, успешно осуществляющих обучение и воспитание военнослужащих. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio - опыт), т. е. опытным путем, военные педагоги нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в военной педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К. Д. Ушинский. Он отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль или обобщенное методическое положение. “Передается мысль, выведенная из опыта, - подчеркивал Константин Дмитриевич, - но не самый опыт”1.

Только теоретическое осмысление передового опыта учебно-воспитательной работы позволяет включать его в систему педагогической науки. Так было, например, с новыми методами преподавания школьных дисциплин, разработанными педагогами-новаторами. Широкую известность приобрели многие передовые учителя и руководители школ: В.Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, Н. Н. Палтышев, а также видные военные педагоги: А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, Н.Ф. Феденко, Н.И. Киряшов, В. Н. Герасимов и другие, внесшие весомый вклад в совершенствование военно-педагогического процесса в частях и на кораблях армии и флота.

Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные выше методы исследования при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное число данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативного (представительского) характера, так как относятся к небольшому количеству подразделений и военнослужащих. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют военнослужащие свободное время, правомерно провести анкетирование и предложить им ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество солдат и сержантов.

Рейтинг - метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является и метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств обучаемых и воспитуемых дается компетентными лицами (офицерами и прапорщиками подразделения); на основании этих оценок исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания военнослужащих и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в военной педагогике. Следует, однако, сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон военно-педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:

1. Педагогика представляет собой науку о законах образования и воспитания личности. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

2. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитания берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий - профессии педагога, воспитателя, учителя.

3. Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключение и область педагогики. По мере роста запасов знаний происходит расширение отраслей педагогики, основными из них являются: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика среднего и высшего образования, социальная педагогика, сравнительная педагогика, лечебная и другие.

4. В системе основных отраслей педагогической науки особое место отводится военной педагогике, которая вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики используются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования при обучении основам военной подготовки. Основные открытия и разработки, выявленные военной педагогикой, активно используется в ВУЗах, в частях и подразделениях Вооруженных Сил, где молодежь осваивает военные специальности и готовит себя к защите Отечества.

Отрасль педагогической науки, которая изучает сущность, содержание и закономерности военно-педагогического процесса в воинских подразделениях в мирное и военное время.

Военно-педагогический процесс рассматривается как базовое интегративное понятие, выражающее организованную и целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных и государственных институтов по воспитанию, обучению, развитию и психологической подго¬товке воинов к умелым действиям при выполнении поставленных задач. Военно-педагогический процесс включает в себя также специфическую деятельность по перевоспитанию, самовоспитанию и самообразованию личного состава.

Методологической основой В.п. выступают положения учений: о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; роли морально-психологического фактора в войне; факторах формирования военнослужащего (социальная среда, воспитание, общественно-трудовая деятельность, наследственность); соотношении человека и техники в вооруженной борьбе и др.

Существенными особенностями В.п. на всем протяжении ее развития в России являются: гуманистические традиции, единство воинского и нравственного воспитания, опора на национально-государственные патриотические ценности, бережное отношение к героическому прошлому страны и Вооруженных Сил, широкое использование в воспитательном процессе воинских ритуалов и символики.

По своей сущности военно-педагогический процесс является социально обусловленным. Его основная цель заключается в подготовке воина-гражданина, воина-патриота и воина-специалиста, мастерски владеющего современной техникой и оружием.

В организационном плане военно-педагогический процесс осуществляется в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основным циклом является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из двух периодов - зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки военнослужащего и подготовку подразделений, воинских частей. В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых с учётом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений решаются соответствующие педагогические задачи.

Содержание военно-педагогического процесса тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и проводится в соответствии со спецификой подготовки военнослужащих-ракетчиков, с учётом их военной специальности. Содержание военно-педагогического процесса определяется из всего специального, прежде всего профессионального опыта, и структурируется главным образом в учебных и воспитательных планах и программах. В каждой изучаемой учебной дисциплине определяются фундаментальные положения (категории, понятия, ключевые определения и т.д.), которые составляют ядро учебного материала, обязательное для глубокого понимания, основательной проработки. Затем отбирается эмпирический материал (факты, эпизоды, события, статистические данные), который подкрепляет, аргументирует правильность теоретических положений. Структурирование учебного материала завершается определением дополнительных источников информации, расширяющих кругозор военнослужащих после ознакомления с ними в ходе самостоятельной работы.

Методический компонент военно-педагогического процесса включает в себя методы и приёмы педагогической деятельности командиров и органов воспитательной работы.

Обучение и воспитание в военно-педагогическом процессе выступают как важнейший фактор воздействия на личность военнослужащих. В ходе учебных занятий реализуются все функции военно-педагогического процесса. Так, воспитательные задачи решаются посредством профессиональной направленности содержания учебного материала, четкой организации и методов активного обучения, внедрением культа знаний, учебы. Критериями успешности воспитания в процессе обучения служат: превращение знаний во взгляды, жизненные позиции; развитие способности к творческому мышлению; владение умениями умственного и практического труда; культура потребностей и интересов.

Военно-педагогический процесс имеет свои особенности, а именно: практический характер учебно-воспитательной работы, её тесная связь со служебной деятельностью; органическое единство теоретической и практической подготовки военнослужащих; полевая выучка личного состава как практическая основа военно-педагогического процесса; высокая техническая оснащённость; напряжённый характер учебно-воспитательной работы, проведение её в обстановке, приближенной к боевой; осуществление военно-педагогического процесса в строгом соответствии с требованиями общевоинских и боевых уставов, наставлений; единство индивидуальной и коллективной (групповой) подготовки военнослужащих; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер; ведущая роль командиров (начальников) в подготовке и осуществлении военно-педагогического процесса; непосредственная зависимость научного, организационного и методического уровней военно-педагогического процесса от психолого-педагогической подготовленности и педагогической культуры офицерского состава и др.

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

  • *факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
  • *научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
  • *гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
  • *методики исследования военно-педагогической реальности;
  • *система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

  • *военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
  • *воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
  • *обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
  • *развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
  • *психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
  • *образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

  • *исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;
  • *исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;
  • *разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;
  • *способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;
  • *обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
  • *выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;
  • *обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;
  • *разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;
  • *исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;
  • *разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;
  • *дает научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

  • *умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;
  • *успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;
  • *продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;
  • *результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;
  • *обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;
  • *целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;
  • *эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;
  • *использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

  • *изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;
  • *занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;
  • *специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;
  • *анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;
  • *обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;
  • *самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;
  • *совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

  • *задачи военно-педагогического процесса;
  • *содержательная структура;
  • *организационная структура;
  • *субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

  • 1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
  • 2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
  • 3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
  • 4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
  • 5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

  • *различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
  • *педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
  • *воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

Вторая половина XIX в. - важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.

Развитие военной педагогики во второй половине XIX - начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства. Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военно-профессиональной ориентации. 11 Бордунов С. В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX века). М.: ВУ, 1996.с.389 В отличие от кадетских корпусов в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин. Юнкерские, военные и специальные училища (а также сохраненные Финляндский и Пажеский кадетские корпуса) готовили офицеров младшего и среднего звена. В Михайловском артиллерийском, Николаевском инженерном, Военно-юридической, Военно-медицинской, Николаевской академии Генерального штаба, на военно-интендантских курсах и Курсах восточных языков обучались штаб-офицеры, которые получали высшее военное образование. Преподавателей для военных гимназий подготавливали на Педагогических курсах при 2-й военной гимназии; обучение продолжалось в течение двух лет. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.

В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.

Содержание, организация и методика определялись общими дидактическими требованиями, играющими роль принципов обучения. К ним относились последовательность, посильность, наглядность, сознательность, жизненность обучения, учет индивидуальных особенностей обучаемых, прочность и основательность усвоения ими знаний, умение обучаемых выражать словами усвоенное. Все эти дидактические требования взаимосвязаны, они образуют систему, направленную на формирование всестороннего, развитого, образованного и самостоятельно мыслящего офицера, способного принимать важнейшие решения, не боящегося ответственности доводить их до конца, способного после окончания военно-учебного заведения заниматься постоянно своим самосовершенствованием.

В военной школе дореволюционной России сложились многие виды занятий: лекции, практические занятия, репетиции, военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др.

В 1866 г. в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей для военных прогимназий. Следует особо отметить, что руководивший Учительской семинарией в 1870- 1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др.

В военных училищах в этот период вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).

В 1879 г. майором А. В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати происходило активное обсуждение проблем обучения и воспитания воинов.

Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки офицерских кадров и войск.

В наибольшей степени в конце XIX-начале XX в. это удалось достичь генералу М. И. Драгомирову, который изучал проблему воинского воспитания в тесной взаимосвязи с обучением личного состава. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгомирова, базировалось на таких принципах: учить тому, что необходимо на войне; целесообразность; сознательность в обучении; систематичность и последовательность; наглядность; учить примером, показом; прочность усвоения; тесная связь теории с практикой. М. И. Драгомиров рекомендовал своим офицерам при обучении солдат избегать «книжных слов», говорить простым и понятным языком и в качестве основных учебных целей ставить следующие: формирование и совершенствование боевых качеств воина, искусное владение своим оружием, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; выработка ловкости и сноровки в преодолении встречаемых на местности препятствий и др. 11 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991.с.254

М. И. Драгомировым было написано значительное количество военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, - говорил он, - тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.

Наряду с Драгомировым прогрессивные педагогические идеи в практику подготовки войск стремились внедрять М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, Г. А. Леер. Важную роль в развитии теории военного обучения и воспитания сыграл ученый и адмирал С. О. Макаров, которым был введен термин «военно-морская педагогика». Особый интерес сегодня представляют и труды Н. Д. Бутовского, изложенные с позиций командира роты.

В основе целей и задач воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащих, а соответствующее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов дореволюционной России, все эти составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. В то же время каждая из них выполняла свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не могла быть устранена или заменена другой.

Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе. Под нравственным воспитанием, как указывалось в Военной энциклопедии того периода, понималось «…воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения».

Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Так, если в кадетских корпусах главным объявлялось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей, то в военных училищах и академиях основной упор делался на формирование профессионально-этических норм и качеств личности офицера.

В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности. 11 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.с.351

Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.

Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала ХХ в. - умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.

Заботясь о нравственном и умственном развитии, офицерский корпус России обязан был уделять внимание и физическому воспитанию личного состава. Целью такового признавалось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение воина в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, будучи составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполняющими роль его принципов. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX - начала ХХ в.

Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:

* внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);

* воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);

* внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).

Личное воздействие офицера на личный состав как воспитательное средство выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми, в его советах и напоминаниях. Офицер, окончивший военно-учебное заведение, выступал не только руководителем, но и старшим братом солдата. Армия в этом случае трудами тысяч офицеров-воспитателей должна была обратиться в огромный дом нравственного, умственного развития и гигиены, оставаясь школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.

Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным средством, когда офицер не принуждает, а советует; не укоряет, а напоминает. И вообще вместо материальных наказаний и наград употребляет исключительно моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках или успехах. 11 Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.с.316

В то же время необходимо отметить, что личное воздействие офицера (воспитателя) не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству личным составом. Воспитательными средствами в дореволюционной России служили также приказы, распоряжения, контроль.

Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, как указывалось в дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.

Определенный интерес для понимания отношений, которые складывались в офицерской среде русской армии, чувства чести и достоинства представляло введение в 1894 г. дуэлей между офицерами. Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание на своем суде чести решало, что поединок будет единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. И офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка слыл поступком, недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся в нем участвовать обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В этом случае, если такого прошения не последовало, начальник военно-учебного заведения или командир части сам по команде представлял документы на увольнение этого офицера.

Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами в русской армии, определенная роль отводилась самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам. Офицер, по меткому замечанию М. И. Драгомирова, должен работать много, беспрерывно и без устали, если хочет быть достоин своего звания. Самовоспитание и самообразование офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, строилось на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и в войсковых частях.

Следует, однако, заметить, что многие офицеры в тот период не проявляли интереса к науке и воспитательной работе с военнослужащими. Тем не менее реформа военной школы оказала благотворное влияние на офицерский корпус российской армии, систему обучения и воспитания в ней.

Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904-1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. 11 Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1987.с.261

С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Военная психология и педагогика

Лекция №1

Тема: «Военная педагогика как наука. Содержание, принципы, формы и методы обучения военнослужащих»

Количество часов: 2

Дата проведения: 27.01.2016г.

Форма проведения: лекция

Лекцию разработал: Начальник службы отдела ВСПР

Департамента по делам обороны Карагандинской области

майор К. Смагулова

План

1. Военная педагогика как наука

1. Военная педагогика как наука

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

*факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

*научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;

*гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

*методики исследования военно-педагогической реальности;

*система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

*военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

*воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

*обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

*развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

*психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;

*образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

*исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;

*исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;

*разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;

*способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;

*обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;

*выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;

*обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;

*разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;

*исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;

*разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

*умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;

*успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;

*продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;

*результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;

*обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;

*целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;

*эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;

*использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

*изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;

*занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;

*специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;

*анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;

*обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;

*самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;

*совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

*задачи военно-педагогического процесса;

*организационная структура;

*субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;

2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;

3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;

4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;

5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

*различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;

*педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;

*воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

Военно-педагогический процесс (ВПП) представляет собой систему учебно-воспитательной деятельности органов военного управления, всех категорий должностных лиц и специалистов воспитательных структур по подготовке военнослужащих, подразделений и частей к выполнению задач по боевому предназначению в интересах личности, общества и государства.

Это социальный процесс, направленный на реализацию положений Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти. Его основными компонентами являются цели (социальный заказ общества) и задачи, организационная структура (боевая и общественно-государственная подготовка; педагогические аспекты боевой, служебной, учебной и других видов деятельности), составные части (обучение, воспитание и психологическая подготовка), содержательная и методическая (технологическая) структуры, а также соответствующие субъекты и объекты.

Следует отметить, что в ВПП проявляются определенные закономерности. В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава они находят свое отражение в принципах обучения и воспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Их перечень соответствует содержанию выявленных к настоящему времени закономерностей ВПП, но в то же время отражает и специфику каждой из его рассматриваемых составных частей. В результате систему основных (ведущих) принципов обучения и воспитания подчиненных можно представить в следующем виде.

Рассматривая перечисленные принципы важно учитывать, что каждая идея, заложенная в них, как правило, является отражением нескольких закономерностей. На практике их содержание реализуется в виде педагогических правил (требований) учебно-воспитательной деятельности - руководящих положений, раскрывающих отдельные стороны применения того или иного принципа. Иными словами, правила представляют собой конкретные указания офицеру о том, что нужно сделать для организации и эффективного осуществления учебно-воспитательного взаимодействия с подчиненными. Следовательно, принципы обучения и воспитания - связующее звено между военно-педагогической теорией и повседневной практикой войск.

Для примера раскроем содержание принципа социальной обусловленности и научности обучения и воспитания подчиненных. Его реализация в войсковых и флотских условиях в настоящее время обеспечивается соблюдением следующих основных правил:

При организации учебно-воспитательного процесса руководствоваться требованиями общества (социальным заказом) к профессиональным качествам (уровню специальной подготовки и развитию личностной сферы) военнослужащих; тесно увязывать обучение и воспитание с жизнью страны и ее Вооруженных Сил (спецификой осуществляемых реформ, стоящими задачами); неуклонно проводить в жизнь требования органов государственного и военного управления;

Осуществлять научно обоснованный подход к отбору учебного и воспитательного материала; в военно-педагогическом процессе рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, выделять закономерности и противоречия в обучении и воспитании, а также пути их совершенствования; включать в учебный и воспитательный материал последние достижения отечественной науки;

Постоянно заботиться о развивающем эффекте обучения и воспитания; формировать у подчиненных качества гражданина, защитника Отечества и военного профессионала; популяризировать военную службу, показывать значимость ратного труда и его необходимость, искать пути повышения престижа воинской службы, на деле повышать его;

Добиваться научной организации учебно-воспитательных мероприятий, активно внедрять современные информационные технологии в учебный и воспитательный процессы.

Важно подчеркнуть, что в повседневной учебно-воспитательной практике офицерского состава требования различных принципов проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделять друг от друга, соблюдать одни и пренебрегать другими. Особенно это актуально для обеспечения достаточной эффективности форм обучения и воспитания подчиненных.

Формы обучения и воспитания можно рассматривать как варианты организации конкретного учебного занятия или воспитательного мероприятия. Само понятие «форма» означает способ организации, установленный порядок, вид существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. В отечественной военной педагогике под формами обучения и воспитания понимается организационная сторона военно-педагогического процесса, предполагающая определенные состав и группировку военнослужащих, структуру и содержание учебных занятии или воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Каждая из форм решает вполне определенные педагогические задачи, используя при этом присущие ей учебные и воспитательные возможности, что обусловило существенное отличие форм обучения от форм воспитания подчиненных.

С учетом предложенного определения формы обучения объединены в пять родственных групп по определенному признаку.

Перечень форм обучения первой группы определен составом обучаемых по их категориям (занятия с офицерским составом, прапорщиками, сержантами и т.д.) и должностной принадлежности (занятия с командирами подразделений, отделений, экипажей и др.).

Вторая группа отражает особенности группировки обучаемых и включает в себя индивидуальное и групповое обучение.

Третья группа соответствует месту проведения учебных занятий (занятия в учебных классах, полевые занятия, занятия в местах несения дежурства).

Перечень форм обучения четвертой группы обусловлен продолжительностью учебного занятия (кратковременные - несколько минут; непродолжительные - 2-6 часов; продолжительные - до одних суток; многосуточные).

Пятая группа объединяет формы обучения в зависимости от подхода к формированию структуры занятия. В настоящее время в рамках данной группы объединены общие, применяемые во всех подразделениях вне зависимости от решаемых боевых, служебных и других задач, и специальные, используемые только в конкретном подразделении (например, авиационном, военно-морском, мотострелковом и т.д.) (схема 2).

В свою очередь формы воспитания представляют собой варианты организации конкретного воспитательного мероприятия, его композиционное построение. Они всегда взаимосвязаны с содержанием, вследствие чего каждая из них решает вполне определенные воспитательные задачи, использует те или иные рычаги развития личности, интересов и потребностей подчиненного, формирует у него профессионально значимые личностные свойства и качества.

Учитывая современное понимание сущности воспитания, можно утверждать, что форм воспитания бесконечно много - от элементарных форм уставных взаимоотношений между военнослужащими, индивидуальных и групповых бесед до всех форм учебной, служебной и общественно-плановой деятельности военнослужащих. Те же ОГП и информирование являются не только формами обучения и разъяснения военно-политической обстановки в мире, положения дел в части, подразделении, но и решают важные воспитательные задачи. В специальной же литературе к основным формам воспитательной работы офицерского состава отнесены общее собрание личного состава, подведение итогов, групповые и индивидуальные беседы, диспуты, принятие военной присяги, встречи с ветеранами ВС РФ и родителями военнослужащих, тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др. Нельзя не отметить, что их перечень достаточно разнообразен и во многом определяется уровнем военно-педагогической подготовки и мастерства офицеров органов военного управления, спецификой решаемых задач, развитостью информационной, культурной, социальной инфраструктуры региона дислокации частей и подразделений.

Эффективность тех или иных форм обучения и воспитания зависит от профессиональных знаний, навыков и умений военнослужащих, от степени сформированное -ти их личностной сферы, от избранных офицером способов учебного и воспитательного взаимодействия с подчиненными в рамках конкретной учебной или воспитательной формы. В военно-педагогической литературе они обозначаются понятием методы обучения и воспитания, под которыми понимается система способов совместной деятельности офицера и подчиненного, при которой достигается овладение знаниями, формирование навыков и умений, а также развитие умственных и физических сил военнослужащих, совершенствование ведущих компонентов их личностной сферы, необходимых им для решения профессиональных задач по предназначению. Как и формы, методы обучения и методы воспитания существенно отличаются друг от друга.

Педагогический анализ особенностей реализуемых в войсках и на флотах методов обучения позволяет объединить их в две группы. В основе группы традиционных методов обучения находятся положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, предусматривающей последовательный переход обучаемых от понимания предъявляемой им учебной информации к сохранению ее в памяти в виде знаний и последующему практическому применению. К их числу относятся методы устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и инструктирование), его обсуждения (беседа, семинар), а также методы показа (демонстрации), упражнения, практических работ и самостоятельной работы.

Группа активных методов обучения в отличие от традиционных предполагает непосредственное участие военнослужащих в формировании собственных профессиональных знаний, навыков и умений. В их число включены методы анализа конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки (мозгового штурма), челночный, деловой игры, погружения и др. Однако сам термин «активные методы» не является строго научным, так как все методы обучения изначально рассчитаны на активную совместную работу обучающего и обучаемого. Его же употребление направлено на подчеркивание специфики применяемых в них средств и приемов, которые ориентированы прежде всего на активную познавательную и практическую деятельность самих подчиненных.

Практика воспитательной деятельности опытных офицеров показывает, что в их арсенале находится также широкое разнообразие методов, которые можно объединить в две группы: педагогические и психологические методы воспитания. Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие офицера на сознание (рациональную сферу личности) подчиненного. К ним относятся методы убеждения, поощрения, примера, критики, упражнения и принуждения.

Действие психологических методов воспитания направлено на подсознание подчиненного. Наиболее эффективными из них являются методы невербального (мимика, жесты, поза, характер движений, выражение глаз, интонация голоса), эмоционального (сопереживание, возмущение, поучение) и рационального (внушение) взаимодействия. Вместе с тем офицеру необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими, что позволяет усиливать или ослаблять воспитывающее воздействие на рациональную сферу личности (сознание) военнослужащего.

Знание принципов, форм и методов обучения и воспитания подчиненных, их реализация при организации и осуществлении военно-профессиональной деятельности являются главным показателем военно-профессиональной культуры офицерского состава, важным критерием оценки уровня его педагогического мастерства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система педагогического знания. Предмет и понятие педагогики. Связь педагогики с другими науками. Цели образования и воспитания. Определение педагогических способностей. Основные составляющие педагогического процесса в современной системе образования.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

    реферат , добавлен 23.04.2017

    Понятие и варианты определения педагогики, предмет и методы ее изучения, место и значение в современном обществе, связь с другими науками. Категориальный аппарат педагогики, ее инструментарий. Стратегия развития и закономерности педагогического процесса.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании. История развития и задачи педагогической науки. Методологическая база педагогики. Обучение как компонент педагогического процесса. Воспитание как важнейшая функция педагога в процессе обучения.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Понятие православной педагогики, ее главнейшие правила. Общие принципы христианской педагогики. Классификация методов и средств обучения в воскресных школах и других православных учебных заведениях. Средства развития творческого мышления учащихся.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Педагогика как система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики. Классификация направлений педагогики. Задачи и назначение основных отраслей педагогики. Возрастная педагогика. Специальные педагогические науки.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Принципы и методы в структуре военно-педагогического процесса. Устное изложение учебного материала как один из методов обучения. Метод упражнения и тренировки в образовании военнослужащих. Влияние форм обучения на процесс подготовки специалистов в ВУЗе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Педагогика наука о систематической специальной деятельности по формированию человека. Цели развития индивидуальности. Барьеры общения, актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности. Структура педагогики и система педагогических дисциплин.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок