Ценностные ориентации современной российской молодежи. Ценности и ценностные ориентации молодежи

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье предпринята попытка определения системы ценностей современной молодежи на основе проведенного исследования. Авторами сопоставляются категории ценностей и человеческого капитала.

Ключевые слова: современная молодежь, ценностные ориентации

В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Ценностные ориентации молодежи формируются под влиянием двух основных аспектов. Первый из них - это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках, гуманизме, человеколюбии. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентации молодежи, стал приобретать большую актуальность в последние десятилетия - индивидуализм, нередкое преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера . Иначе говоря, ценностными ориентациями современной молодежи выступает создание семьи, забота о здоровье, формирование и развитие человеческого капитала. В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем .

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Ценностные ориентации - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Ценностью часто называют то, что имеет наибольшую значимость для человека, то, за что мы готовы платить самую большую цену. Философский подход определяет ценностные ориентации как главную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов . Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи, можно сделать вывод, что некоторые из них занимают определённое место в структуре человеческого капитала. Например: качественное образование - составляющая человеческого капитала, а также одна из ценностей современной молодежи, так как именно качественное образование выступает гарантом трудоустройства молодежи после окончания учебы.

Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. К примеру: моральные ценности выступают личными ограничителями поведения каждого человека по отдельности и всего общества в целом. Материальные же ценностные ориентации побуждают человека к действиям, к развитию. А если развиваются люди, то развивается все общество. Поэтому наличие ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп выступает гарантом развития и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

Для определения системы ценностей современной молодежи нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского - на - Амуре государственного технического университета). Всего в опросе приняли участие 56 человек, среди них 64,2% (36 человек) составили девушки и 35,8% (20 человек) молодые люди. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

социальный ценность молодежь общество

Таблица 1

определение системы ценностей современной молодежи

1. Что Вы понимаете под термином «ценностные ориентации»? укажите ОДИН вариант ответа.

А. отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

Б. это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях

В. предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)

2. Расставьте в порядке важности для вас, следующие ценности:

А. материальные

(деньги, материальные блага)

Б. духовные(творчество)

В.социальные (семья, друзья)

3. Как Вы считаете, что поможет Вам достичь успеха в будущем? Укажите ОДИН вариант ответа.

А. полезные знакомства

Б. личные качества

(человеческий капитал)

В. творческий потенциал

Г. другое (укажите СВОЙ вариант ответа или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  • 1. Среди общего числа опрошенных большинство (46,6% - 26 человек) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Наименьшее число опрошенных (21.4% - 12 человек) выбрали третий вариант ответа и определение ценностных ориентаций как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).
  • 2. Расставляя по важности материальные, духовные, социальные ценности респонденты отвечали различно, но общий результат таков: на первое место по важности большинство респондентов поставили духовные ценности (50% - 28 человек), на второе материальные (30,4% - 17 человек), третье место заняли социальные ценности (19,6% - 11 человек).
  • 3. Среди общего числа опрошенных большинство (57,1% - 32 человека) посчитали, что в будущем им помогут достичь успеха их личные качества. Наименьшее же число респондентов (16% - 9 человек) отметили, что только полезные знакомства помогут им в дальнейшем добиться успеха.

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентации как некие цели, то чего хочется добиваться, то чем хочется обладать. Будь то семья, работа или успех в творчестве. Проанализировав высказывания респондентов мы проранжировали предложенные ими виды ценностей, мы увидели, что молодежь заинтересована не только в деньгах и материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как вера, творчество. Что касается успеха, то современная молодежь считает, что больше всего его добиться помогут личные качества и творческий потенциал самой молодёжи.

Библиографический список

  • 1. Кузьмина Н.Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области) [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007 г. 181 с.
  • 2. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37.
  • 3. Cловарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  • 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 732 с.

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет


По дисциплине: «Социология»

Ценности и ценностные ориентации молодежи


Выполнила: Купцова Ксения

Студентка группы Ю-462



Введение

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамикиостается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологиивообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особуюзначимость в условиях социально - экономической и духовно - культурнойтрансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуациипереходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкойполитических и экономических ценностей.

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь - это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства. В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор.

От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности…. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении. Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

Учет динамики ценностных ориентаций современной молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики, без их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех.


1. Понятие ценности и ценностной ориентации


Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность «быть русским» интегрирует людей в общество россиян, ценность «быть китайцем» в китайское общество, ценность «быть христианином» в христианское общество. Ценности подразделяются на интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении.

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»… Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования», поскольку по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.


2. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества


В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существовании, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать путь к Богу, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячных годов, в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

ценностный материальный нравственный молодежь

3. Основные группы ценностных ориентаций современной молодежи


Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1)Материально-экономические ценностные ориентации.

Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий. Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать.

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

Молодежь считает, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно.

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, - обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

Современные российские молодые люди - это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.


Заключение


Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.


Список используемой литературы


1.Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2011. - №2. - С. 94-104.

2.Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. - 2012. - №3. - С. 95-100.

.Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2010. - 224 с.

.Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2013. - №2. - С. 121-127.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. - 351 с.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. - 460 с.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2011. - 320 с.

.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 83-90.


Теги: Ценности и ценностные ориентации молодежи Реферат Социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Ценностные ориентации современной молодежи» По дисциплине «Социология»
Оглавление Введение1. Определение понятия личности2. Молодежь3. Определение понятия ценностные ориентации4. Поиски себя в молодежной субкультуре5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича6. Обзор результатов научного исследованияЗаключениеСписок использованной литературы

Введение

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Все больше молодых россиян хотят жить

в экономически сильном правовом государстве,

без коррумпированных чиновников и

бандитского беспредела, где будут

востребованы их талант и способности.

Лисовский В.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста - стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они - современные подростки?

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?


1. Определения понятия личности

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует.

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического развития (филогенез) и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);

Основные составляющие «системы личности»;

Социальная зрелость личности;

Основные проявления ее духовного содержания;

Личность как субъект деятельности и общественных отношений;

Социальные типы личности;

Взаимодействие личности с обществом.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской переписи населения за 2002 г. видно, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

В России сложилась такая ситуация:

С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику .

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.

И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».

3. Определение понятия «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

ценностный ориентация молодежь социологический

Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР . В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений . Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и "переосмысления ценностей" в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете - его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия "ельцинского" периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент.

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть "рабочая молодежь"?

Согласно В.А. Лукову, молодёжь - это социальная группа, "которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие их символический и предметный мир" . Определение довольно четкое и полностью подходит к определению "рабочей молодежи" От молодежи обычной, рабочая молодежь отличается по выполняемым в обществе функциям и возрастной категории. Если к молодежи причисляются молодые люди от 14 до 30 лет, то к рабочей молодежи относятся лица старше 18 лет.

Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее - это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция - функция культурного проводника.

Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

Так, в 50-х - начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены "политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца", "общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека", "искусство как средство ценностной ориентации личности", "труд как высшую ценность социалистического образа жизни".

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи", принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого "застоя". Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения . Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. - в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее ("возможность самосовершенствоваться") - на 12 %, "иметь много свободного времени" - на 11 %, "желание заниматься любимым делом" - на 10 % и "стремление видеть результаты своего труда" - на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов - слабее ("возможность общаться с людьми" - на 25 %, "желание добиться высокого положения в обществе" - на 24 %, "стремление продвинуться по службе" - на 16 %, "быть полезным обществу" - на 15 %), чем у всех опрошенных.

Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой - в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем "сушить мозги". У третьей - в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из "застывшего" трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Проблемы ценностей и ценностных ориентаций относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением проблем человека и общества. Как известно, любая социальная группа или сообщество опирается на особую, присущую только ей систему ценностных норм и ориентиров, которые и определяют центральную идею их позиционирования и, следовательно, функционирования в обществе. При этом ценностные ориентации различных социальных групп, хотя и не лишены постоянства, носят динамический характер. Даже в период устойчивого развития общества ценностные ориентации подвергаются пусть и медленной, но трансформации. Молодежь - единственная социальная группа общества, которая активно вбирая в себя ценности и нормы сложившиеся в обществе, дает импульс развитию и трансформации существующих данных установок общества. В данной статье рассматривается процесс формирования, особенности и тенденции развития ценностных ориентаций современной молодежи. Подробно освещаются основные социокультурные факторы формирования мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи. С другой стороны, обосновывается необходимость совершенствования как институтов социализации, так и поддержания динамического равновесия социокультурной среды, в которой и функционирует молодежь.

социальная адаптация

социальная мотивация

социокультурная среда

социализация

ценностные ориентации

молодежь

1. Атабиева З.А. Молодежный ресурс политической модернизации российского общества: социологический анализ: дис. … канд. соц. наук / З.А. Атабиева. – Пятигорск: 2010. – 181с.

2. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография [Текст] / Л.В. Баева. – Астрахань, 2008. – 218 с.

3. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. – 2004. – Т. 7, №1. – С. 175-189.

4. Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций // Социологическое исследование. – М. – 2009. - N 12. – C. 13-19.

5. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.

6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. – М.: ИМЭМО РАН, 2005. – С. 3-8.

7. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ящеренко. – Изд.2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 668 с.

8. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

9. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 361 с.

Понятие «ценность» всегда являлось объ-ектом интереса философов, социологов, психологов, культурологов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей. Анализ классических и современных социологических, фило-софских и социально-психологических концепций исследования ценностей и ценностных ориентаций позволяет выделить множество подходов к интер-претации данных понятий. Однако независимо от специфики фокуса анализа в совре-менных социально-исторических условиях социальные ценности исследуются как важнейшие компоненты индивидуального и об-щественного сознания, влияющие на формирование жизненных стратегий и основных средств их реализации, регулирующие социальное поведение и обусловливающие характер взаимодей-ствия социальных субъектов .

Проблемы ценностных ориентаций относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.

Ценности - это обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют "жизненный стиль" общества. Система или совокупность доминирующих ценностей в концентрированном виде выражает особенности культуры и исторического опыта данного общества .

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации .

Ценностные ориентации можно определить как принципы, вносящие планомерность в личное и групповое восприятие, отношения и поведение в социальных ситуациях. Это жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в разные формы социальной интенсификации, руководствуются в своей повседневной жизни, цели, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и обусловливают основные модели социального поведения.

Ценностные ориентации не лишены постоянства, однако их устойчивость имеет динамический характер. Даже в период устойчивого становления общества ценностные ориентации подвергаются пусть продолжительной, но трансформации. А в период революционных перемен традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их преобразования в такие времена носят неконтролируемый и стихийный характер.

Любая социальная группа или сообщество опирается на особую, присущую только ей центральную идею. Когда это представление подвергается разрушению или подрывается, сообщество, цивилизация, обречены на радикальную модификацию. Как только начинают ослабевать духовные и культурные устои - субстанции цивилизации, можно говорить о начале ее завершения. Культурные границы объединения индивидов, сообществ, этносов и т.д., не только создают условия для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, но и привносят в жизнь определенный порядок, устанавливают моральные принципы, нормы, обычаи, каноны, формы поведения и т.д. Учитывая это разнообразие, индивиды, сосуществующие в неделимом социокультурном поле, ощущают потребность в общих незыблемых для них ценностях, правилах, установках, нормах.

Формирование различных подструктур сознания личнос-ти, в том числе и ценностной, в большой степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются.

Современное российское общество характеризуется коренными политическими, социально-экономическими преобразованиями, созданием принципиально новых экономических условий жизнедеятельности, формированием новых социальных отношений, нацеленных на рынок. Качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Важными задачами его развития стали проблемы социального неравенства и имущественного расхождения, появление поляризованных социально-экономических групп, разделение общества по различным критериям (признакам). С дифференциацией социальной структуры в России произошло и ценностное преобразование различных социальных групп и всего общества в целом. Все это сказалось на изменении социальных императивов и ценностей, формировании новых личностных ценностных ориентаций, что в большей степени проявляется в системе взглядов молодежи как социальной группы с еще не сформировавшейся системой ценностей.

Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества, играя критическую роль в развитии экономики, культуры, политики и других сфер. Функциональная роль молодежи сегодня заключается в непрерывном возобновлении жизни социальной системы, так как в процессе своего становления она активно вбирает в себя ценности и нормы, восприимчиво отвечает на социальное стимулирование, изменения, а нередко и дает импульсы направленности в развитии общества.

Современное общество предъявляет к индивидам безоговорочные требования, которые создают сложности и препятствия вхождения молодого человека в систему коммерческих отношений. Чтобы участвовать в процессе формирования таких отношений, индивиду необходимо иметь достаточно стабильный жизненный опыт, прочные знания, более или менее устоявшуюся систему ценностных ориентаций и норм поведения в конкретных ситуациях. Однако именно этого и недостает сегодня молодым людям в подавляющем большинстве.

Закономерно социальные изменения ведут к противоречиям и межгенерационным различиям в системах ценностных ориентаций. Это происходит в силу того, что основополагающие ценности, приобретенные молодым человеком на ранних этапах усвоения социального опыта, устойчивы к дальнейшим социальным трансформациям, и поэтому ценности разных поколений оказываются отражением различий между социальными эпохами, в которые происходила основная социализация их носителей . Дисгармония в отношениях между поколениями, дисбаланс в системе ценностных ориентаций, воплощенный в противостоянии различных социально-демографических групп, ведет к хаотичности, отсутствию тотальности, системности в обществе. Между поколениями укрепляются противоречия, наступает обрыв смысловой линии, назревает конфликт, и как следствие, - неполучение опыта. Значимые ценности и значения, особенности их регулирования и осознания разрушаются и исчезают.

Специфичной стороной современной жизни является размолвка, а нередко и аксиологическое противостояние между молодежью и старшим поколением. Этому способствуют экономические, идеологические, духовные, психологические и социально - культурные факторы. Противоречия в ценностных ориентациях концентрируются в сфере потребительских ориентаций, половых интересов, досуга, художественных предпочтений, норм поведения, отношения к здоровью.

Переход к рынку, прогрессирование ценности экономической деятельности неминуемо вызвали в молодежной среде покорение ценностям богатства, власти, престижа, социальных достижений, а также непонимание от такого подчинения в поколении отцов. Сегодня для молодежи уже не столь важны ценности отцов: служение любимому делу, самоотвержение, самодисциплина, умеренность, преобладание справедливости над выгодой. Поведение современной молодежи свидетельствует о способности адаптироваться к любым социальным трансформациям, которое подчас модифицируется в виртуализацию, то есть стихийное вступление в пространство искусственных конструкций, и как внешнее демонстрирование этого процесса - подчиненность средствам массовой информации и рекламе. Безусловно, часть противоречий между поколениями совершенно естественна, т.к. связана в первую очередь с возрастными различиями. Молодежь всегда желает выделяться, и демонстрирует это с помощью внешних атрибутов, например, моды, жаргона, субкультуры и т.д. Молодые больше ценят инновационность и яркость, пожилые - традиционность и доказанность (незыблемость). Также отличительные особенности и несоответствия истолковываются особенностью культурной среды, к которой человек принадлежал в период социализации; часть из них продиктована макросоциальными, территориальными, историческими процессами.

Учитывая данные обстоятельства, сегодня речь должна идти о системном единстве поколений России, о вхождении молодежи в систему поколения, в его основные проблемы. Для этого необходимо найти отличительные линии (границы) единства и солидарности между молодым и старшим поколением, посредством которых может осуществляться согласованная связь различных возрастных групп, а также адаптация молодежи к социальной реальности (жизни).

Говоря о процессе формирования ценностей подрастающих поколений, важно принимать во внимание множество обстоятельств и факторов, которые, так или иначе, оказывают влияние на результат усвоения молодежью социального опыта. Формирование ценностных ориентаций молодежи осуществляется под воздействием социокультурной среды, в которой она функционирует. К социокультурным факторам формирования мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи, можно отнести семью, культурную сферу жизнедеятельности общества, систему образования, господствующую в стране идеологию, средства массовой информации, религию, рекламу.

Семья является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим взаимную обусловленность личности и общества, объединение и определение важности их потребностей и ориентаций. Одной из важных функций семьи является педагогическая, которая охватывает целенаправленное воспитательное воздействие на детей, и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, стимулирующих одни и сдерживающих иные типы поведения. Именно родители часто не улавливая того формируют и воспитывают у подростков совокупность основополагающих нравственных ценностей и норм, духовных потребностей, интересов, наклонностей.

Господствующий в семье моральный (психологический) климат всегда воздействует на становление (социализацию) личности молодого человека. Обстановка в семье в полной мере сопряжена с культурой, просвещенностью, образованностью родителей, их родом занятий, нормами поведения и ориентациями. Только духовная деятельность, ориентируемая родителями и воплощаемая ими в непрерывном общении с детьми, дает возможность предвидеть значительных результатов (плодов) их духовного прогресса. Здесь важно не только активно и избирательно привить нормы, ценности, знания социализирующейся личности, но и развить способности, вызвать стремление глубоко и основательно поступать в разных обстоятельствах, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Фундаментальным среди социальных институтов формирования ценностных ориентаций молодежи является система образования. Образование, выполняя свою социализирующую функцию, приобщает индивида к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний и навыков, тем самым способствуя интеграции в общественную жизнь.

Действенным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи является распространение определенной идеологии через систему социальных институтов. Идеология - система форм общественного сознания, которая вместе с тем выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Идеология является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, системой принятых ценностей, в которых определенные коренные интересы нации, класса, группы занимают различные позиции по отношению к другим нациям, классам, государствам, исторически общественному развитию, идеологиям. Она является той основой, которая позволяет сформировать обществу систему социально значимых ценностей его членов, то есть является гарантом стабильности общества .

Современное общество предопределило возникновение новых информационных технологий, преобразовавших информацию в основную ценность для человека. Критерием защиты и прогресса общества является передача социальных и культурных ценностей, исторически накопленных в мировоззренческой структуре предыдущими поколениями. Они образуют основную информацию, которая является базисом жизнедеятельности личности и создает условия стабильности общества. Сегодня на понимание и оценку фундаментальной информации активно воздействует реклама. Она возносит во всеобщую ценность потребление, а не творение, что накладывает отпечаток на социализацию молодого поколения, снижая его созидательные возможности как субъекта перспективного развития общества. Реклама, как особый механизм формирования ценностей современного поколения, способна создавать культуру со своим набором норм и ценностей. Нередко пропагандируемые ценности и нормы находятся в противоречии с тенденциями социально значимой культуры, это предполагает появление новой культуры с новыми ценностями, что представляется своеобразием современной массовой культуры.

На современном этапе социальных преобразований явно возросла роль средств массовой информации. Коммуникативные процессы значительно обусловливают эволюцию современного общества. Под влиянием СМИ происходят значительные перемены, связанные с формированием информационной культуры, от степени которой зависит способность молодежи к пониманию и обработке информации, а также к созданию социально-культурных стереотипов.

Индивидам предлагаются сложившиеся для овладения аксиологические, поведенческие, концептуальные модели, которые последовательно преобразуют ценностную картину общества. Существенные возможности влияния СМИ на молодежь детерминируются тем положением, что их суть охватывает весь диапазон психологического давления от информирования, воспитания, внушения до управления. Наибольшая всесторонность давления достигается в случае общности представлений манипулятора и «донора» (воспринимающего), а так как знания, получаемые из СМИ, являются различными, это увеличивает вероятность на установление общего с реципиентом, воздействие также, возрастает вследствие особенностей сознания молодежи.

Формирование положительных ориентаций и применение резерва инновационной предприимчивости молодежи в целях социального воспроизводства будет стабильным только при активном участии в этом процессе и общества и государства. Важным здесь является совершенствование институтов социализации и поддержание динамического равновесия социокультурной среды, в которой функционирует молодежь в целях достижения их согласованного и продуктивного влияния на процесс становления подрастающего поколения.

Таким образом, преодоление негативной трансформации в аксиологической системе современной молодежи возможно при условии согласования единства между культурой и социальной действительностью. Другими словами, должна быть достигнута гармония между пережитками прошлого и современными рыночными отношениями с разнообразными социальными ролями, сильной поляризацией и совершенно другим менталитетом, основывающемся на единстве, солидарности, патриотизме. Прогресс общества должен обеспечиваться не антагонистическим вытеснением одних ценностей другими, а их экзистенциальным (прогрессивным) прибавлением, объединением позитивных особенностей. В таком аспекте ценности представляются объединяющим началом. Они обобщают как ценностные приоритеты индивидов, образующихся под воздействием их потребностей, так и достижения прошлых поколений.

Рецензенты:

Кочесоков Р.Х., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Библиографическая ссылка

Кушхова К.А., Шогенова Ф.З. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18253 (дата обращения: 05.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок